Научная статья на тему 'Организационно-психологические условия формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа'

Организационно-психологические условия формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / STUDENTS / SOCIAL COMPETENCE / FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE / ORGANIZATIONAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синкевич Ирина Алексеевна, Тучкова Тамара Васильевна

В статье раскрывается специфика феномена социальной компетентности, анализируются организационно-психологические условия её формирования у обучающихся вуза. Представлены точки зрения ученых по данной проблеме, диагностический инструментарий и результаты экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синкевич Ирина Алексеевна, Тучкова Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN TRAINING UNIVERSITY

Issues of social competence, problems and features of its formation in students are discussed in the article. Opinions of scientists on the presented problem, methods and results of experimental research are given.

Текст научной работы на тему «Организационно-психологические условия формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа»

в условиях организации комплексной психологической службы [2].

Эмпирическое исследование показало, что уровень социальной тревожности в юношеском возрасте играет существенную роль в выборе юношами ведущих тенденций поведения в реальной группе и возможности брать социальную поддержку и помощь. Характеризуя юношей и девушек с повышенным и высоким уровнями социальной тревожности, необходимо отметить следующие их личностные качества: амбивалентность в отношении зависимости-независимости в процессе социальных контактов, необщительность, избегание социальных контактов, отсутствие эмоционально поддерживающих отношений с людьми, неудовлетворенность существующей социальной поддержкой.

Литература:

1. Газиева М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 348-349

2. Ерина И.А., Мельник О.В. Комплексная психологическая служба в санаторно-курортных учреждениях как фактор повышения эффективности оздоровления детей, находящихся на продолжительном лечении // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 377

3. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 28-39.

4. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дис. ...канд. психол. наук. Москва. 2013. 174 с.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дисс. докт. псих. наук. - М., 2005.

6. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. - 2011. - Т.20, №1. - С. 80-85.

7. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. С. 29-43.

8. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я., Терехина О.В., Шухлова Ю.А. Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности // Вопросы психологии. -2016. №6. С. 63-75.

9. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений // Вестник практической психологии образования. 2011. №3. - С. 22-31.

10. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - №1. - с. 94-102.

Психология

УДК 316.6-057.875 ББК 88.533

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Синкевич Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск);

кандидат философских наук, доцент кафедры психологии Тучкова Тамара Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается специфика феномена социальной компетентности, анализируются организационно-психологические условия её формирования у обучающихся вуза. Представлены точки зрения ученых по данной проблеме, диагностический инструментарий и результаты экспериментального исследования.

Ключевые слова: социальная компетентность, обучающиеся ВУЗа, формирование социальной компетентности, организационно-психологические условия.

Annоtation. Issues of social competence, problems and features of its formation in students are discussed in the article. Opinions of scientists on the presented problem, methods and results of experimental research are given.

Keywords: students, social competence, formation of social competence, organizational and psychological conditions

Введение. Современное общество заинтересовано в формировании личности специалиста, успешно адаптирующегося, обладающего социальной компетентностью, которая обеспечивает профессиональную эффективность и социальную востребованность. Ответственность за формирование такой личности возлагается и на систему высшего образования. Социальная компетентность человека формируется на протяжении всей жизни, но в процессе высшего образования актуализируются её проявление как результата активности самого обучающегося. Обладание социальной компетентностью выступает гарантом успешной адаптации обучающихся ВУЗа к динамично меняющимся условиям жизни социума, способствует успешной социальной, образовательной и будущей профессиональной деятельности.

В зарубежной литературе термин «компетенция» часто рассматривается как «углубленное знание», «способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного образования», а «компетентность» - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной саморегуляции, нахождению обучающимся своего места в мире. Таким образом: компетенция - способность человека действовать самостоятельно и ответственно, предполагает наличие у него значительного объема знаний и опыта, а компетентность - результат овладения соответствующей компетенцией, способы ее применения в профессиональной и личностной сферах жизнедеятельности (В.М. Басова, Т.Б. Беляева,

И.А. Зимняя, Н.В. Калинина, Т.Г. Пушкарева и др.). В психологии социальная компетентность рассматривается в контексте: общего образования (А.В. Хуторской); профессионального становления (А.К. Маркова); культуры человека (И.А. Зимняя). Анализ компетентностного подхода В.И. Байденко,

A.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского показывает, что социальная компетентность включает политическую, социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, овладение которыми обеспечивает успешность жизнедеятельности личности в социуме [2].

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что одна задач высшего образования состоит в формировании способности личности решать социальные проблемы, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, адаптироваться в быстро меняющемся обществе, что формирует социальную компетентность, включающую в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан со способностью к самопознанию, познанию и пониманию другого человека, познанию специфики межличностного взаимодействия. Важно развитие таких качеств как социальная внимательность, социальная перцепция, социальная память, социальное мышление, социальное воображение, социальная интуиция, социальное прогнозирование, речевая компетентность. Эмоциональный компонент включает развитие нравственных чувств, эмпатии; формирование умения контролировать и регулировать свои эмоции. Показателями сформированности являются развитые социально значимые личностные качества, конструктивных отношения с окружающими, способность решать социальные задачи, адекватная реакция на стрессовые, конфликтные ситуации, соответствующий возрасту уровень самоконтроля. Поведенческий компонент связан с формированием социально ценных навыков, умений, способов межличностного взаимодействия, овладением вербальными и невербальными средствами общения. Следовательно результатом эффективного процесса социализации обучающихся в ВУЗе может стать сформированная социальная компетентность. Такая личность социально активна, способна через общение извлечь важную информацию о поведении людей, понимать язык невербального общения, умеет слушать и слышать собеседника, самостоятельно принимать решения; демонстрирует уверенное поведение в ситуациях социокультурного взаимодействия, сдержанность и выдержку.

Экспериментальное исследование организационно-психологических особенностей формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет». Выборку составили 68 обучающихся 3-4 курсов (по 34 человека в контрольной и экспериментальной группах). Мы предположили, что формирование социальной компетентности у обучающихся ВУЗа будет эффективно при соблюдении организационно-психологических условий: определении показателей и уровней социальной компетентности обучающегося; выявлении психологических особенностей обучающихся, значимых для формирования их социальной компетентности; апробации программы, направленной на формирование социальной компетентности обучающихся. Диагностический инструментарий исследования представлен следующими методиками: 1) «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского [по 4] направлена на выявление коммуникативных способностей респондентов, желание или нежелание идти на контакт; 2) «Диагностика социальной эмпатии» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [5] позволила выявить уровни эмоциональной отзывчивости, эмпатических тенденций; 3) «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина,

B.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [5] помогла определить ведущие ценностные ориентации личности и иерархии личных, профессиональных и социально-психологических ценностей респондентов; 4) «Опросник на определение стратегий поведения в конфликте» К. Томаса [по 1] помог выявить склонности к соперничеству, сотрудничеству, избеганию, приспособлению или компромиссу в конфликтных ситуациях; 5) методика «Определение уровня развитости социальной компетентности» А.А. Новиковой [3] направлена на выявление уровня развития социальной компетентности личности.

Результаты исследования уровней общительности обучающихся ВУЗа контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни общительности обучающихся ВУЗа (методика В.Ф. Ряховского)

Испытуемые Уровни общительности

высокий средний низкий

Контрольная группа 41,17% 47,07% 11,76%

Экспериментальная группа 5,88% 23,53% 70,59%

Анализ полученных результатов исследования показал, что у респондентов контрольной группы преобладает высокий и средний уровни коммуникабельности, что говорит о любознательности, активном взаимодействии с собеседником при контактах, терпеливости в общении с другими. Они с легкостью идут на встречу с новыми людьми, однако не любят шумных компаний, экстравагантных выходок и бессмысленного дилетантского многословия, которые вызывают у них раздражение. У респондентов экспериментальной группы преобладает средний и низкий уровни коммуникабельности, у них выражена замкнутость в общении, что характеризует их как людей, предпочитающих одиночество. Из общего количества испытуемых 5,88% характеризуются как общительные, им свойственно стремление высказываться по разным вопросам. Они охотно знакомятся с новыми людьми и любят бывать в центре внимания.

Результаты исследования уровней социальной эмпатии обучающихся ВУЗа контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2.

Уровни социальной эмпатии обучающихся ВУЗа (методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова)

Испытуемые Уровни эмпатии

высокий средний низкий

Контрольная группа 23,53% 58,82% 17,65%

Экспериментальная группа 11,76% 64,71% 23,53%

Анализ результатов исследования показал, что в контрольной группе высоким уровнем эмпатийности обладают 23,53% респондентов. Данный показатель на 11,77% больше, чем у респондентов экспериментальной группы. Эти результаты свидетельствуют о том, что респонденты контрольной группы более чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, чем респонденты экспериментальной группы. Они испытывают к людям интерес, быстро устанавливают контакты и находят с ними общий язык.

В таблице 3 представлены показатели социальных ценностей обучающихся ВУЗа в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 3

Показатели социальных ценностей обучающихся ВУЗа (методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова)

Испытуемые е Интеллектуальные 8 и 16

Профессиональны 1 и 9 Финансовые 2 и 10 Семейные 3 и 11 Социальные 4 и 12 Общественные 5 и 13 Духовные 6 и 14 Физические 7 и 15

Контрольная группа 20,8 6,4 10,2 3,6 4,6 1,0 3,2 20,8

Экспериментальная группа 15,0 4,6 1,6 1,4 6,6 0,4 1,0 15,0

Анализ результатов исследования показал: максимальные значения отмечены по профессиональным и интеллектуальным ценностям у 61,2 % испытуемых контрольной группы и у 44,1% испытуемых экспериментальной группы. Это позволяет утверждать, что на первом месте у них стоит достижение интеллектуального успеха и решение мыслительных задач. Минимально выражены показатели в обеих группах по физическим и духовным ценностям.

Показатели выраженности стратегий поведения в конфликте у обучающихся ВУЗа представлены в таблице 4. Анализ результатов исследования показал, что в контрольной группе преобладает выбор стратегии «компромисс» (52,95%) и «сотрудничество» (23,53%); в экспериментальной группе - «соперничество» (17,64%) и «компромисс» (35,29%). Сотрудничество позволяет респондентам приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; достигать путем взаимных уступок компромиссного соглашения между участниками конфликта. Выбор стратегии соперничества респондентами помогает им добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку.

Таблица 4

Стратегии поведения в конфликте обучающихся ВУЗа (методика К. Томаса)

о в т с е ч е и н е л б с с и м еи )е и § ен о в т с е ч

Испытуемые = о ^ о о а и 2 ое и а

р е п о п с и р п м о К лб кз >> £ ду р т о

С П С

Контрольная группа 5,88% 11,76% 52,95% 5,88% 23,53%

Экспериментальная группа 17,64% 23,53% 35,29% 11,77% 11,77%

В таблице 5 представлены уровни сформированности социальной компетентности. Анализ результатов исследования показал, что в контрольной группе у 58,82% преобладает высокий уровень сформированности социальной компетентности, а в экспериментальной группе в большей степени выражен средний уровень - у 52,94% респондентов.

Уровни сформированности социальной компетентности обучающихся ВУЗа (методика А.А. Новиковой)

Испытуемые Уровень социальной компетентности

высокий средний низкий

Контрольная группа 58,82% 35,29% 5,89%

Экспериментальная группа 17,65% 52,94% 29,41%

С целью повышения уровня социальной компетентности у обучающихся экспериментальной группы была реализована программа Школа «Эффективная коммуникация» в рамках деятельности Центра психологического развития «Арктический вектор» на базе Психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета1. Основная цель - создание условий для саморазвития, развития коммуникативной компетентности, навыков медиации у обучающихся. Главная задача - создать пространство для целеустремлённых, увлечённых обучающихся ВУЗа. Обучение в школе «Эффективная коммуникация» - это шанс получить навыки комплексного многоуровневого решения проблем, выработки и принятия решений, сотрудничества с другими людьми, разрешения конфликтов, управления эмоциями, работы в команде, развития критического мышления. Школа «Эффективная коммуникация» - модульное обучение по направлениям: психология общения, развитие эмоционального интеллекта, ораторское искусство и командообразование. 1. Психология общения: общение, стороны общения, восприятие себя и влияние на процесс коммуникации особенностей самовосприятия, особенности восприятия партнера по коммуникации, ошибки восприятия, коммуникации, АБС-анализ, мастерство коммуникации, манипулятивные технологии (возможности и ограничения). 2. Развитие эмоционального интеллекта: распознавание эмоций и понимание намерений других людей, управление собственными эмоциями и состояниями, оказание влияния на эмоции и состояния окружающих, повышение эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивость, толерантность), контроль эмоционального состояния в коммуникативном процессе, повышение уровня самоконтроля, определение преимущественных способов решения конфликтных ситуаций, преимущества и недостатки разных способов реагирования, выравнивание эмоционального состояния партнера и группы, технологии снятия эмоционального напряжения, развитие личностной рефлексии. 3. Ораторское искусство: анализ информации, ораторское мастерство, работа с навыками установление контакта, произведение первого благоприятного впечатления, работа с речевым поведением, выявление ограничивающих факторов в речи, телесных проявлениях, структура выступления, логическая связь между блоками выступления, использование мимики, зрительного контакта, жестикуляции, технологии воздействия на аудиторию, контроль поведения, создание привлекательного образа себя у собеседника и группы, техники, стили, инструменты, защитные тактики самопрезентации и публичного выступления. Ассертивные тактики. Техники дерефлексии. 4. Командообразование: алгоритмы постановки цели, классификация целей, инструменты реализации цели и ключевых бизнес задач, стратегия достижения цели, технология персонального SWOT-анализа, использование возможностей SMART-анализа, PEST и др., основные мотивационные факторы, мотивация «К» и мотивация «ОТ», самомотивация, связь и взаимовлияние мотивация и цели, составление карты индивидуальных мотиваторов, сценарии, виды, причины демотивации, влияние активных установок на самомотивацию по управлению временем, алгоритм, законы тайм-менеджмента, тайм-менеджмент меню, алгоритм ежедневного планирования, организация рабочего пространства, методы упорядочения планами рабочего времени, проблемными ситуациями, выстраивание взаимодействия с людьми на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами, создание общего поля деятельности по решению задач.

Сравнительный анализ результатов исследования. После прохождения обучения в школе «Эффективная коммуникация» испытуемые прошли вторичную диагностику по тем же методикам, анализ результатов представлен в таблице 6, который показал, что у респондентов контрольной группы немного повысились показатели по сравнению с предыдущим срезом. Респонденты экспериментальной группы обнаружили высокий уровень коммуникабельности, что свидетельствует об активности, заинтересованности в контактах с собеседниками, умении с легкостью адаптироваться в новых обстоятельствах взаимодействия с окружающими. Лишь небольшой процент от числа опрошенных показали низкие результаты уровня общительности (5,89%), что характеризует их как людей малоразговорчивых, предпочитающих уединенный образ жизни.

Таблица 6

Оценка уровня общительности (методика В.Ф. Ряховского)

Испытуемые У ровни общительности

высокий средний низкий

Контрольная группа 47,07% 41,17% 11,76%

Экспериментальная группа 58,82% 35,29% 5,89%

Показатели уровней социальной эмпатии обучающихся представлены в таблице 7. Анализ результатов исследования показал, что в контрольной группе высоким уровнем эмпатийности обладают 29,40% респондентов, средний показатель свойственен 64,71%, что соответствует показателю у респондентов экспериментальной группы и свидетельствует о том, что обучающиеся обеих групп способны распознавать эмоции окружающих, сопереживать им, с уважением и деликатностью относиться к чувствам собеседников.

'Официальный сайт Мурманского арктического государственного университета http://www.masu.edu.ru/press/deps/9315-v-magu-poyavitsya-shkola-effektivnaya-kommunikatsiya

Уровни социальной эмпатии обучающихся ВУЗа (методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова)

Испытуемые Уровни эмпатии

высокий средний низкий

Контрольная группа 29,40% 64,71% 5,89%

Экспериментальная группа 23,53% 64,71% 11,77%

Показатели предпочтений социальных ценностей у обучающихся ВУЗа представлены в таблице 8. По результатам исследования видно, что максимальные значения получены по профессиональному и интеллектуальному направлениям у 74,1% испытуемых экспериментальной группы. Это говорит о предпочтении большинством респондентов достижения успеха в профессиональной и интеллектуальной деятельности.

Таблица 8

Показатели предпочтений социальных ценностей личности обучающихся ВУЗа (методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова)

Испытуемые Профессиональные 1 и 9 Финансовые 2 и 10 Семейные 3 и 11 Социальные 4 и 12 Общественные 5 и 13 Духовные 6 и 14 Физические 7 и 15 Интеллектуальные 8 и 16

Контрольная группа 20,8 6,4 10,2 3,6 4,6 1,0 3,2 20,8

Экспериментальная группа 25,2 6,4 10,2 5,2 4,6 2.2 3,8 25,2

В таблице 9 представлены показатели выбора стратегий поведения в конфликте у обучающихся ВУЗа. Анализ результатов исследования показал, что в контрольной группе преобладают выборы стратегии решения конфликта по шкалам «компромисс» (58,82%) и «сотрудничество» (23,54%); а в экспериментальной - «сотрудничество» (23,54%) и «компромисс» (47,06%).

Таблица 9

Показатели выбора стратегий поведения в конфликте у обучающихся ВУЗа (методика К. Томаса)

еи

Испытуемые Соперничество Приспособление Компромисс н а г е б з и( ^ и н е н о л к ^ о в т с е ч и п д у р т о С

Контрольная группа 5,88% 5,88% 58,82% 5,88% 23,54%

Экспериментальная группа 11,76% 11,76% 47,06% 5,88% 23,54%

В данной группе стал доминировать выбор стратегий поведения в конфликте по шкалам «компромисс» и «сотрудничество», что позволяет респондентам искать в конфликтных ситуациях конструктивные способы их разрешения, соответствующие интересам обеих сторон; использовать компромиссное соглашение между участниками конфликта с помощью взаимных уступок. Результаты исследования свидетельствуют о снижении показателя по шкале «соперничество» у респондентов контрольной группы, что позволяет им подбирать более эффективные варианты поведения в конфликтной ситуации.

В таблице 10 представлена динамика формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа. Корреляционный анализ результатов исследования указывает на динамику развития социальной компетентности у обучающихся экспериментальной группы, что позволило им эффективно применять социальные умения и навыки в ситуациях социального взаимодействия.

Динамика формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа (методика А.А. Новиковой)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика изменений в ходе эксперимента

Уровни На начало В конце Рост уровня

Контрольн ая группа

Высокий 58,82% 70,59% 11,77%

Средний 35,29% 23,53% -11,76%

Низкий 5,89% 5,89% 0%

Экспериментальная группа

Высокий 17,65% 70,59% 52,94%

Средний 52,94% 29,41% -11,76%

Низкий 29,41% 0% -29,41%

Таким образом, повышение показателей по уровням развития психологических особенностей обучающихся, значимых для формирования социальной компетентности у обучающихся ВУЗа (общительности, социальной эмпатии, предпочтения социальных ценностей, выбора стратегий поведения в конфликте), и в целом уровня развития социальной компетентности, стало возможным благодаря успешной реализации программы «Школа «Эффективная коммуникация»».

Выводы. Под социальной компетентностью подразумевается комплекс умений и навыков, формируемых в процессе деятельности и общения, позволяющий успешно взаимодействовать с окружающими людьми, в соответствии с системой социальных правил и установленными образцами поведения, адаптироваться для эффективного выполнения социальной роли. Одним из путей повышения уровня социальной компетентности обучающихся ВУЗа является проведение тренингов, позволивших обучающимся приобрести опыт успешной деятельности, научиться эффективному сотрудничеству в атмосфере эмоциональной близости и ощущения собственной ценности, значимости, брать на себя инициативу, проявлять толерантность, ответственность, креативно мыслить, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Литература:

1. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. 992 с.

2. Новикова А.А. Развитие социальной компетентности в процессе социализации обучающихся в высшей школе / А.А. Новикова // СИСП. 2016. №1 (57). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnoy-kompetentnosti-v-protsesse-sotsializatsii-obuchayuschihsya-v-vysshey-shkole, свободный. Дата обращения: 01.06.2019.

3. Новикова А.А. Социальная компетентность: критерии и методики определения / А.А. Новикова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учебное пособие / Е.И. Рогов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1999. 480 с.

5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.

Психология

УДК:159.9.07

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); доцент, кандидат педагогических наук Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат медицинских наук, доцент Труш Вера Владимировна

Донецкий национальный университет (г. Донецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛЕКЦИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Корреляционный и регрессионный анализы выявили, что между качеством усвоения лекционного фактографического материала и показателями сенсорной памяти имеет место выраженная связь, которая для показателя объема зрительной памяти была наиболее выраженной. Делается вывод, что в ходе проведения тематической информационной лекции большее наибольшее внимание следует уделять визуализации фактического материала, а не аудиолизации. Результаты теста Липпмана «Логические закономерности» показали, что способности к логическому мышлению практически не отражались на эффективности усвоения материалов информационной лекции.

Выявленные закономерности между качеством усвоения материала и психофизиологическими особенностями студентов необходимо учитывать при разработке методики чтения тематических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.