Дети, молодежь и медиа — социологический аспект
Медиаграмотность современных педагогов как профессиональная компетентность*
Е.А. Столбникова, кандидат педагогических наук
* Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Современное общество невозможно представить без деятельности средств массовой коммуникации (медиа), которые занимают доминирующие позиции как в проведении досуга большого количества аудитории, так и в получении разнообразной информации. Вполне очевидно, что медиа выполняют сегодня не только информационную и рекреационную функции, но и воспитательную, оказывая влияние на формирование у аудитории определенных моделей поведения.
Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, для противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, позитивного саморазвития личности. Достижение поставленных задач возможно в рамках такого направления в педагогике, как медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства), ориентирующее обучающихся на изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью
технических средств.
Но возникает вопрос: «Готовы ли школьные учителя к решению поставленных задач? Способны ли они к профессиональной помощи учащимся в формировании умений по восприятию различной информации, ее пониманию и т.п.?»
Для ответа на поставленный вопрос было проведено анкетирование трех групп респондентов. 1 группа - студенты дневной формы обучения факультета «Педагогика и психология» (Волгодонского филиала Ростовского государственного педагогического университета). 2 группа - студенты заочной формы обучения факультета «Педагогика и психология» (того же филиала), которые уже осуществляют свою профессиональную деятельность в школах Волгодонского района. 3 группа - учителя общеобразовательных школ Волгодонска. Общее количество респондентов - 600 человек.
Первый вопрос «Откуда вы получаете наиболее полезные и интересные сведения?» (Табл.1) показал, что студенческая аудитория активно взаимодействует с масс-медиа, предпочитая продукцию телевидения и периодической печати. Считают интересной информацию из учебников лишь 11,67% студентов, что, с одной стороны, косвенно показывает низкий уровень мотивации учебной деятельности, а с другой - стремление студентов к доступной, не требующей определенных усилий при восприятии и переработке информации, какую часто и предлагают масс-медиа.
Таблица 1
Мнения студентов и учителей об основных источниках полезной и интересной информации
№ Источник наиболее полезной и Студенты (%) Педагоги сельских Педагоги
п/п интересной информации по школ (студенты- городских школ
мнению респондентов заочники) (%) (%)
1 Телевидение 66,83 23,53 20,59
2 Пресса 56,50 20,59 23,53
3 Книги, научная литература 11,67 52,94 50
4 Интернет 3,00 2,94 5,88
5 Коллеги, друзья 33,50 0 0
Следует отметить, что чуть более половины опрошенных педагогов считают книги и научную литературу источниками полезной и интересной информации.
Весьма примечателен факт отсутствия в педагогической аудитории признания коллег и друзей в качестве источника полезной и интересной информации. В то время как для студенческой аудитории высокий показатель данного варианта вполне объясним возрастными особенностями. Интересно, что Интернет как источник полезной и интересной информации выбрали очень незначительное число респондентов (от 2,94% до 5,88%). Полученные данные показывают, во-первых, низкий уровень оснащенности аудитории компьютерной техникой. Во-вторых, неподготовленность респондентов к работе с Интернет-ресурсами. Незнание респондентами алгоритма получения информации приводит к большим затратам ресурсов (временных и экономических). Недостоверность информации зачастую влечет разочарование в качестве материала и т.п.
В следующем вопросе предлагалось назвать положительные и отрицательные факторы влияния медиа на человека (Таблица 2).
Среди положительных факторов респонденты отмечали «...получение новых знаний, развивающие передачи, аналитические программы, развитие личности, познавательные, интеллектуальные передачи, расширение кругозора» и т.п.. К отрицательным факторам были отнесены «. недостоверные или неточные факты, перегруженность криминальными передачами и информацией о катастрофах, избыток насилия, разврата, рекламы, пропаганды вредных привычек» и т.п.
Заметим, что более трети опрошенных студентов (39,33%) считают, что медийная продукция оказывает исключительно положительное влияние. Противоположную позицию отметим и в группе педагогов городских школ. В этой группе 20,59% считают, что медиа оказывают исключительно отрицательное влияние.
Таблица 2
Мнения студенов и учителей о факторах влияния медиа на
аудиторию
№ п/п Тип мнения респондентов Студенты (%) Педагоги сельских школ (студенты-заочники) (%) Педагоги городских школ (%)
1 Только положительное влияние медиа на аудиторию (без указания факторов) 39,33 0 0
2 Только отрицательное влияние медиа на аудиторию (без указания факторов) 6,33 0 20,59
3 Имеются как положительные, так и отрицательные факторы влияния медиа на аудиторию 44,50 73,53 55,88
4 Затруднились ответить 9,84 26,47 23,53
Интересно, что в группе сельских педагогов наиболее высокий процент респондентов, которые не только отметили наличие факторов, но и подтвердили конкретными примерами.
В следующем задании необходимо было сформулировать определение понятию «скрытая реклама» (Таблица 3).
Таблица 3
Понимание студентами и учителями значения термина
«скрытая реклама»
№ п/п Тип мнения респондентов Студенты (%) Педагоги сельских школ (студенты-заочники) (%) Педагоги городских школ (%)
1 Затруднились ответить 79,33 69,3 82,41
2 Имеются специальные технологии («25-й кадр», психологические манипуляции и т.п.) влияния медиа на аудиторию 20,67 30,7 17,59
Результаты показали, что подавляющее число респондентов не имеют ни малейшего представления о том, что такое скрытая реклама. Не более трети респондентов отметили специальные технологии («25-й кадр», психологические манипуляции и т.п.).
Мнения респондентов о том, применяется ли скрытая реклама в наши дни, разделились. (Таблица 4).
Весьма показательно, что более 70% опрошенных городских учителей не знают о возможностях применения скрытой рекламы.
А педагоги сельских школ напротив, привели конкретные примеры скрытой рекламы.
Таблица 4
Мнения студентов и учителей о возможности применения скрытой рекламы (с примерами)
№ п/п Тип мнения респондентов Студенты (%) Педагоги сельских школ (студенты-заочники) (%) Педагоги городских школ (%)
1 Скрытая реклама применяется в политической рекламе (без конкретных примеров) 14,5 0 10,5
2 Скрытая реклама применяется в современной рекламе (без конкретных примеров) 0 67,65 8,34
3 Скрытая реклама не применяется 6,33 0 6,33
4 Затруднились ответить 79,17 0 71,48
5 Привели конкретные примеры скрытой рекламы 0 32,35 3,35
34% студентов никогда не ощущали использование манипулятивных медийных приемов. Сопоставимы результаты этой группы респондентов и в других вариантах ответа на данный вопрос (Таблица 5). Более половины опрошенных педагогов считают, что лишь иногда ощущают использование манипулятивных медийных приемов.
Таблица 5
Отношение студентов и учителей к использованию манипулятивных медийных приемов
№ Тип Студенты (%) Педагоги сельских Педагоги
п/п мнения школ (студенты- городских школ
респондентов заочники) (%) (%)
Никогда не ощущают 34,00 11,76 17,67
1 использования манипулятивных медийных приемов
Иногда ощущают использование 34,33 67,65 52,94
2 манипулятивных медийных приемов
Ощущают использование 0 11,76 14,71
3 манипулятивных медийных приемов постоянно
4 Затруднились ответить 31,67 8,82 14,71
В последнем вопросе респондентам предлагалось определить возможные варианты преодоления психологического воздействия медиа и рекламы в частности.
Полученные данные позволяют утверждать, что студенческая аудитория практически не способна ощутить манипулятивные приемы медиа либо по причине отсутствия информации подобного рода, либо из-за низкого уровня развития критического мышления по отношению к медиатекстам. Весьма примечательно, что рассчитывают на помощь школы или вуза лишь 12% опрошенных. Низкий уровень доверия возможностям учебных заведений можно объяснить общим отношением к современной системе образования со стороны испытуемых.
Таблица 6
Мнение студентов и учителей о возможности человека научиться противостоять манипулятивным технологиям
медиа
№ п/п Тип мнения респондентов Студенты (%) Педагоги сельских школ (студенты-заочники) (%) Педагоги городских школ (%)
1 Медийным воздействиям можно противостоять самостоятельно 35,33 23,53 55,88
2 В противостоянии медийным воздействиям нужна помощь родителей 13,17 29,41 23,53
3 В противостоянии медийным воздействиям нет необходимости 23,17 5,88 8,82
4 Противостоять медийным воздействиям невозможно 16,33 2,94 8,82
5 В противостоянии медийным воздействиям нужна помощь школы 12,00 35,29 2,94
Более половины опрошенных в группе городских педагогов (55,88%) считают, что медийным воздействиям можно противостоять самостоятельно. А в необходимости целенаправленной профессиональной помощи со стороны системы образования уверены менее 3% опрошенных данной группы.
Противоположное мнение в группе сельских педагогов. Только 23,53% считают, что медийным воздействиям можно противостоять самостоятельно, а 35,29% респондентов отметили ведущую роль школы в процессе подготовки человека к жизни в современном информационном поле, в формировании умений противостояния манипуляциям общественным сознанием.
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень медиаграмотности педагогов весьма низок. Педагоги практически не осознают последствия воздействия медийной информации на человека, не готовы использовать медиа в педагогическом процессе. Отсутствие у самих педагогов умений ориентации в информационном поле ставит под сомнение их готовность в оказании профессиональной помощи учащимся в адаптации к все нарастающему информационному потоку.