Практика медиаобразования
Коллективное обсуждение с учащимися медиатекстов, посвященных
творчеству авторов-исполнителей
И.Е. Воробьева
магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)
Аннотация. В статье представлены способы работы с учащимися разного возраста в системе дополнительного образования, с целью воспитания медиакомпетентности на материале медиатекстов авторов-исполнителей прошлого и современности. Автор приводит примеры опытно-экспериментальной работы, проделанной с учениками, опираясь на собственную методику преподавания и учебные пособия педагогов-практиков, ученых-исследователей в области медиаобразования. Ключевые слова: медиатексты, медиакомпетентность, медиакультура.
Students' discussion about media texts devoted to the works of singer-songwriters
Irina Vorobieva Rostov State University of Economics
Annotation. The paper presents the ways of working with students of all ages in additional education system, in order to foster media competence on the material of media texts singer-songwriters of the past and the present. The author gives examples of experimental work done with students, based on their own teaching methods and textbooks of teachers, practitioners, academics and researchers in the field of media education. Keywords: media texts, media competence, media culture.
Время, проводимое ребенком перед телевизором или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе. Он оказывается под воздействием множества информационных потоков. Воздействие этих потоков на ум и сердце молодого человека ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируются [Зазнобина, 1998].
Для повышения эффективности образования учебно-воспитательный процесс, на наш взгляд, следует организовывать с учетом тех изменений,
которые происходят в мире, окружающем современного школьника. Необходим процесс интеграции.
Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) в широком значении представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. В этом плане у медиаобразования имеются значительные интеграционные возможности [Зазнобина, 1998; Журин, 2012; 2014].
Термины «медиаобразование» и «медиаграмотность» появились в педагогике в 1970-е годы (ранее использовались - «киноработа», «кинообразование», «аудиовизуальная грамотность», «визуальная грамотность»). Еще в 1987 году совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где придавалось огромное значение медиаобразованию, которое должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета.
Опыт отечественного и зарубежного медиаобразования давно выявил огромные возможности медиапедагогики в развитии творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения, полноценного восприятия медиатекстов, анализа и осмысления всего многообразия массовой информации, формирования художественной культуры, которые в полной мере могут быть раскрыты в различных и многообразных формах (интеграция с обязательными учебными предметами, автономные уроки-лекции, семинары, спецкурсы, факультативы, кружки, медиастудии, клубы и др.). Однако пока еще немногие педагоги, работники социокультурной сферы, руководители кружков, студий связывают трудовую деятельность с интегрированным медиаобразованием [Федоров, Челышева, Новикова, 2007, с.62; Челышева, Мурюкина, 2014, с.10-11].
В работе педагога дополнительного образования чрезвычайно важно развитие личности ребенка. Перед современным образованием встает важная задача научить подрастающее поколение понимать медийную информацию, иметь представления о ее механизмах и последствиях влияния на зрителей, читателей, слушателей, так как «многие учителя продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих учеников...» [Федоров, 2004, с.20].
Будучи начинающим педагогом, руководителем музыкальной студии игры на классической гитаре «Маэстро» СКЦ «Приморский», я считаю важным и необходимым наличие различных форм проведения занятий с привлечением элементов интегрированного медиаобразования.
Участники нашей студии - все желающие от 10 лет, в основном -школьники.
Система медиаобразования обладает большими возможностями для воспитания творческой активности учащихся и развития детской одаренности, так как она представляет собой средство развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, креативности, мировоззрения, активизации знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин. Медиаобразование способствует развитию аналитических способностей при восприятии и оценке медиатекстов, умению выделять основной смысл медиатекста, создавать собственные медиаконструкции из аудиовизуальных и вербальных образов [Рыжих, 2011, с.199].
Медиаобразование участников студии связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными) и различными технологиями, что помогает студийцам: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.
Поток медийной информации постоянно растет, появляются все новые телевизионные программы, интернет-сайты, периодические печатные издания. Растущее влияние медиа (компьютерные медиа, видео, печать, радио, кинематограф, телевидение и пр.) определяет изменения в современном образовании. Однако доступная информация - не значит полезная, своевременная «пища» для ума, так как «человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понимать и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным возможностям медиа» [Федоров, 2001, с.26].
Современный школьник часто попадает под влияние современных низкопробных медиатекстов. Медиакультура обладает ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом нравственной жизни человека, формируя мировоззрение.
В особенности трудно формируется мнение подростка, так как собственные ориентиры и взгляды сверстников, как правило, для него приоритетнее, нежели мнение взрослого и опытного человека. Основная
потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире, реализации собственных желаний [Василькова, 2007]. Для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, в том числе в выборе досуговой деятельности, музыкальных ориентирах, медийных предпочтениях.
К учащимся младших классов, также необходим «особый подход». Студийцы такого возраста больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям педагога. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства [Белкин , 2000; Бордовская, Реан, 2000; Крайг,2000].
Авторитетом пользуется компетентный учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями, умеющий найти общий язык с участниками занятий, т.к. «понимание - это улица с двухсторонним движением» [Аминов, 2009, с.205]. Авторитет педагога - средство воспитательного воздействия на учащегося. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее он для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово, об этом писали известные ученые исследователи [Петровский,1981; Дубровина, Прихожан, Зацепин, 2003].
Младшие школьники относят учителя к кругу значимых взрослых, ему подражают, подчиняются его авторитету. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент: потребности, способности, интересы, дарования и др. Своеобразием педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер [Гамезо,1982; Макаренко,1977; Склярова, Янушкавичене, 2004].
Мы убеждены, что медиаобразование, медиакомпетентность, критическое мышление, медиакультура, анализ медиатекстов необходимы не только для будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео (журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.), но и педагогов.
Умение критически осваивать медиапространство, окружающее человека (в том числе давать самостоятельную оценку медийной
информации, критически анализировать произведения медиакультуры) выступает неотъемлемой составной частью медиакомпетентности. Неслучайно последние годы в российском медиаобразовании появляется все больше работ по проблеме развития критического мышления в медиаобразовательном контексте как школьников и студентов, так и практикующих педагогов, ученых-исследователей [Бондаренко, 2001; Зазнобина, 1998; Столбникова, 2006; Федоров, 2001; Челышева, 2011] и др.
Для выявления уровня медиакомпетентности участников нашей студии был выбран блок вопросов, разработанный А.В. Федоровым [Федоров, 2009, с.10-14].
Количество респондентов - 16. Возраст опрошенных студийцев: 1317 лет.
Проведение анкетного опроса включало несколько этапов:
1. Подготовительный этап (выбор вопросов).
2. Оперативный - этап непосредственного анкетирования.
3. Этап обработки полученной информации.
4. Этап презентации итогов анкетирования.
Итоги анкетирования в целом показали следующие результаты:
Какие жанры привлекают вас в прессе?
• Информационные - 56,25 %
• Аналитические, публицистические - 31, 25 %
• Литературные - 12,5 %
Какие жанры вас привлекают в радиопередачах?
• Информационные - 18,75 %
• Музыкальные (классическая музыка) - 31, 25 %
• Музыкальные (популярная музыка) - 12, 5 %
• Музыкальные (джазовая музыка) - 31, 25 %
• Реклама - 6, 25 %
Какие жанры привлекают вас в телепередачах?
• Аналитические, публицистические - 18,75 %
• Литературно-драматические, кинематографические - 50,0 %
• Музыкальные (передачи с классической музыкой) - 12,5 %
• Музыкальные (передачи с джазовой музыкой) - 6, 25 %
Какие жанры привлекают вас в интернет-сайтах?
• Информационные - 12,5 %
• Аналитические, публицистические - 6, 25 %
• Литературные - 6,25 %
• Телевизионно-кинематографические - 31,25 %
• Музыкальные (файлы с классической музыкой) - 12,5 %
• Музыкальные (файлы с джазовой музыкой) - 18,75 %
• Музыкальные (файлы с поп-музыкой) - 12,5 %
Как часто вы читаете прессу?
• Несколько раз в неделю - 25 %
• Редко - 37,5 %
• Никогда - 37,5 %
Как часто вы слушаете радио?
• Ежедневно - 31,25 %
• Несколько раз в неделю - 18,75 %
• Несколько раз в месяц - 25 %
• Редко - 12,5 %
• Никогда - 12,5 %
Как часто вы смотрите телевизор?
• Ежедневно - 43, 75 %
• Несколько раз в неделю - 12,5 %
• Несколько раз в месяц - 12,5 %
• Редко - 12,5 %
Как часто вы используете интернет?
• Ежедневно - 81, 25 %
• Несколько раз в неделю - 18, 75 %
Как часто вы играете в видео/компьютерные игры?
• Редко - 6, 25 %
• Никогда - 93, 75 %
Анализ результатов данного анкетирования показал, что большинство учащихся пользуются интернетом практически ежедневно, интернет для них - главный источник информации. Другими источниками информации для студийцев являются: статьи из газет и журналов, интервью, репортажи, рекламные объявления. Большой интерес вызывает прослушивание классической и джазовой музыки по радио (хотя дать определение понятия «фольклорная музыка» не могут). Компьютерные игры студийцев не увлекают, так как дети стремятся свободное время проводить с пользой.
Учитывая возраст (13-17 лет) студийцев, их ответы на дополнительные вопросы, можно сделать вывод об определенной стадии формирования их мнений вкусов, взглядов, медиакомпетентности.
По результатам урока-диспута и бесед с учащимися было выявлено, что родители - инициаторы обучения своих детей в студии «Маэстро», это, как правило, выпускники музыкальных школ, почитатели искусства в целом (включая творчество авторов-исполнителей прошлого и современности).
И это не случайно, так как семья - существенный фактор интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия ребёнка, «семья - это первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям
59
культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения» [Целуйко, 2004].
Контакт с родителями (их поддержка, мнение и слово) очень значим не только для учащихся, но и для педагога. Постоянное общение с семьей студийца-воспитанника помогает музыкальному руководителю более гармонично построить отношения в коллективе, лучше узнать учащегося, его вкусы и предпочтения. Ведь программа в студии корректируется, формируется не только по воле педагога, но зависит и от предпочтений начинающих музыкантов и их родителей. Наш собственный педагогический опыт показал, что изучение теории и музыкального репертуара без дополнительных заданий творческого характера приводят к потере интереса учащихся к занятиям, а любимое хобби ребенка превращается в скучное и монотонное времяпрепровождение.
Поэтому мы и включили обязательные дополнительные задания к основной программе студии: просмотр клипов, видеорядов авторов-исполнителей прошлого и современности. Свои мнения учащиеся выразили в письменной форме (развернутый ответ) или тезисно.
Приведем небольшую часть примеров из письменных работ студийцев:
Александра М. (17 лет): «Посмотрела клип на песню Юрия Визбора «Милая моя». Видео сочеталось с картинками и фотографиями туристических походов, костров и гитар. Мне не понравился этот клип, так как картинки были современные. На мой взгляд, под эту песню подошли бы фотографии природы, возможно осеннего леса или черно-белые фотографии туристических походов. Так же я посмотрела клип на песню «Плоскость» Бориса Гребенщикова. В видео показаны картинки природы: лесов, гор, морей, животных. Мне кажется, что данный клип соответствует песне. Музыка и слова очень лиричные и спокойные. При прослушивание этой песни, я сразу представила пейзажи, что и показано в клипе... В первую очередь при прослушивании авторской песни я обращаю внимание на текст и на голос певца. Два этих компонента, на мой взгляд, очень точно передают состояние души музыканта, его натуру. Личность автора и его положение в творческих кругах меня интересует меньше всего...»
Александра З. (14 лет) «Я посмотрела клип песня «Братков» (автор Ю. Ким). Для меня сложно слушать такой текст, клип скучный и неинтересный, так как камера направлена только на исполнителя, не видно выражений лиц у зрителей, которые сидят на встрече...».
Яна К. (15 лет) «Клипы «Чернокнижник» (автор Д. Тюряев) и «Светлое прошлое» (О. Митяев) я посмотрела с удовольствием, вообще люблю авторские песни. При просмотре видеозаписей я больше всего обращаю внимание на оформление клипа, текст песни и голос исполнителя. Активно изучаю творчество певицы Нюши, там все ярко, красочно.».
Рома Е. (17 лет) «В последнее время слушаю и учу наизусть песни Виктора Цоя, смотрю регулярно видео уроки, клипы с концертов любимого артиста.».
Элина С. (17 лет) «Поскольку, задание творческое, я решила добавить немного своего. Пришла в голову идея сравнить клипы на песню «Кукушка», ее автора В. Цоя и современной певицы П. Гагариной. Пришла к выводу, что как в деталях, так и в целом, ярче и интереснее исполнение Гагариной, поэтому ближе современному поколению...».
София Р. (16 лет) «Честно говоря, сначала задание мне не показалось интересным, однако в ходе работы я поняла, что задание увлекательное и творческое. Приятно высказать собственное мнение по-настоящему, спасибо учителю за действительно интересное задание, а также за возможность проанализировать и прокомментировать клипы авторов-исполнителей...».
Ирина Г. (15 лет) «Мне нравятся клипы, где есть спецэффекты, быстрое развитие событий... По заданию смотрела песню Елки «Все зависит от нас самих». Клип яркий, запоминающийся и привлекающий внимание...».
Семен Ш. (13 лет) «Мне нравится песни В. Цоя, В. Егорова. Хочу в будущем сам сочинять, писать стихи, как мой дедушка.».
Проанализировав письменные ответы учащихся, можно сделать вывод, что ребята с большим интересом и ответственностью выполнили домашнее задание. Ответы изложены творчески, искренне, лаконично, оригинально. Студийцы довольно успешно формируют собственную оценку деятельности авторов - исполнителей прошлого и современности, через общение с медиатекстами.
Мы полагаем, что с помощью таких творческих заданий каждый музыкальный руководитель может глубже проникнуть во внутренний творческий мир воспитанников, узнать лучше их вкусы и предпочтения, имена кумиров. Думается, такая форма занятий продуктивна в работе музыкальных студий, любительских объединений, кружков как для учащихся, так и для педагогов.
Отметим, что отвечая устно, многие учащиеся продемонстрировали умение хорошо формулировать собственное мнение и аргументировать его. Обучение студийцев анализу медиатекстов осуществляется путем применения разнообразных форм творческих занятий, например:
- просмотр клипов, презентаций, видеороликов, фотосессий авторов-исполнителей прошлого и современности (домашняя самостоятельная работа), с последующим обсуждением;
- анкетирование, тестирование, опрос (устно и письменно);
- периодические фотосессии, для представления коллектива на сайте, отчет о работе, а также участия в качестве зрителей, исполнителей на каком-либо мероприятии (зачастую, сами участники являются фотографами, используя собственный телефон или фотоаппарат, выбирая ракурс и наиболее интересные моменты);
- коллективное составление коллажей, стенгазет (отображающих интересы коллектива, внутреннее содержание и специфику работы в студии);
- коллективный подбор медиатекстов или репертуара для концертов, различных мероприятий, выставок, капустников, музыкальных гостиных и
др.;
- посещение кинофестивалей, музеев, концертов, фестивалей и конкурсов авторской (бардовской) песни, мастер-классов и др.;
- произведение аудио/видеозаписи собственного исполнения пьесы или песни на современных носителях, а также запись игры педагога;
- самостоятельное изучение статей, книг, журналов о жизни и творчестве авторов-исполнителей, певцов, поэтов прошлого и современности;
- изображение эмблемы, отражающей название студии;
- составление презентаций с использованием фото любимых авторов-исполнителей;
- проведение музыкальных гостиных, вечеров с использованием элементов интегрированного образования;
- ведение «песенника» для записи текстов авторов-исполнителей.
Например, посещение европейского кинофестиваля, проводившегося в Таганроге осенью 2015 года, лекций киноведа Юрия Шуйского, дали нашим учащимся более яркое представление о творчестве Юрия Шевчука (фильм «Под электрическими облаками»: песни «Дождь», «Это все, что останется после меня»).
На своих занятиях мы используем статьи о художниках, поэтах, певцах из журналов («Работница», «Крестьянка», «Новый мир», «Литературная газета», «Красная звезда», «Караван истории»), фрагменты телепередач («Утренняя звезда», «Утренняя почта», «В нашу гавань, заходили корабли», «Доброе утро, страна!», «Сам себе режиссер»), программы каналов («Культура», «Ля-минор», Муз-TV, RU-TV, RUSONG-TV, Музыка-3, Первый музыкальный, Бест-музон и др.), специальную литературу, что помогает более широко раскрыть творческую биографию авторов-исполнителей.
С другой стороны, систематичный поиск медиатекстов с последующим их анализом позволил нам выявить коллективы, творчество которых можно считать низкопробным, отрицательно воздействующим на становление медиакомпетентности учащихся (группа «Бутырка», «Ленинград», «Рубль» (скандальный лидер Сергей Шнуров), «Красная плесень», «Запрещенные барабанщики», «Сектор Газа», «Мальчишник», «Ахи-вздохи», «Ак-47», «Фактор-2», «Крематорий», «Quest Pistols», «Отпетые мошенники», «Градусы», «Воровайки», «Фруктовый кефир», «Русский размер», певец Игорек, рэп-исполнители - Ноггано, Децл, Александр Дюмин и др.).
Рассмотрим конкретные примеры из собственной практики и опыта педагогической деятельности, способствующей привлечению к занятиям в студии (с использованием элементов интегрированного медиаобразования).
Участие юных музыкантов в качестве зрителей, конкурсантов, исполнителей, гостей на встречах литературного объединения «Чайка», «Акцент», КАП «Арвентур», других мероприятиях необходимо, так как это открывает новые горизонты: аудитория анализирует тексты поэтов, поэтов-песенников, различных по тематике направлениям, жанрам, формирует собственное мнение. Возможные атрибуты таких мероприятий: презентации с музыкальным оформлением, черно-белыми и красочными фотографиями разного ракурса крупным и мелким планом, с разной мимикой и настроением (из семейные альбома, детства, юности, отрочества, рода профессии и увлечений, мероприятий и др.) для более яркого представления «героя мероприятия».
К примеру, конкурс «Поверь в мечту» (2015), посвященный творчеству Юрия Антонова, носил просветительский характер. Чтобы участники студии имели более подробное представление о творчестве композитора, для домашнего просмотра был предложен фильм «Берегите женщин», с последующим обсуждением сюжета и музыкального оформления.
Мы практикуем также составление тематических попурри на материале творчества современных авторов-исполнителей (бардов).
Свой особый подход неоднократно демонстрировали начинающие молодые поэты: чтение стихотворений под музыкальную фонограмму (А. Оганян) или съемка короткометражного ролика с представлением собственных стихотворений (С.Волошин). Для видео С. Волошина характерна своеобразная подача любовной лирики (протест, вызов), имидж с преобладанием мистики, готики (черные тона в одежде), спецэффекты -дождь, цветы, снежинки. Небольшое число роликов имеют музыкальное оформление, соответствующее содержанию данных медиатекстов (Ф. Шопен «Мелодия любви» - клип «В саду» - https://vk.com/sav.poesy,O. Derrviere-MamTheme - ролик «Постмортем» - http://you.tu.bebkoudm9eywi).
Это может быть мостом между видеороликами авторов-исполнителей и творчеством поэтов. Например, мероприятия КАП «Арвентур», посвященные выдающимся личностям (поэтам, авторам-исполнителям прошлого и современности), прошли с использованием видео-презентаций (фото, видеозаписей концертов, интервью, заметки из СМИ).
Для более успешного развития креативного мышления мы предложили совместное создание коллажа с использованием цитат, фото известных авторов-исполнителей, которые скрывают свое собственное имя под псевдонимом. Для выполнения данного задания участники студии использовали источниками прессы (статьи, вырезки с разными фото из журналов и газет), интернет-сайтов с видео, телепередач любимых кумиров.
Наше исследование подтверждает, что интегрированное медиаобразование необходимо для работы с учащимися кружков и студий.
Литература
Аминов ИИ. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2009. 304 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.
Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. СПб: Петербург, 2000. 304 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007. 448 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Вопросы детской (возрастной)
психологии. М.,1984
Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1982.
Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая
психология: Христоматия. Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 368 с.
Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии среди
общеобразовательной школы: Автореферат ... д-ра пед. наук. М., 2004.
Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М.: Бином,2012. 405 с.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными
школьными дисциплинами // Стандарт и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С.26-34.
Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.
Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М.,1977.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1981.
Склярова Т.В., Янушкавичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Покров,
2004.
Рыжих Н.П. Использование медиаобразования в воспитании детей. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. 2011. 232 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 136 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.708 с.
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования: научная школа под руководством А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.
Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2004. 288 с.
Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Развитие медиакомпетентности: работа со студентами и преподавателями вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. 228 с.
References
Aminov, I.I. Psychology of business communication. Moscow: Omega-L, 2009. 304 p. Belkin, A.S. Derived from the age of pedagogy. Moscow: Akademy, 2000. Bordovskaya, N.V., Rean, A.A. Pedagogy. St.Peterburg, 2000, 304 р.
Chelysheva, I.V., Muryukina, E.V. Development of media competence: working with students and faculty. Taganrog: Publishing house of Taganrog Pedagogical Institute, 2014. 228 p.
Craig, G. Developmental psychology. St.Peterburg, 2000.
Dubrovina, I.V., Prichojan, A.M., Zacepin, V.V. Age and education psycology reader. Textbook from students colleges. Moscow: Academy, 2003.
Fedorov, A.V. Media education and media competence: questionnaires, tests, control tasks. Taganrog: Publishing house of Taganrog State Pedagogical Institute, 2009. 136 c. Fedorov, A.V. Media education and media literacy. Taganrog: Publishing house Kuchma, 2004. 340 p.
Fedorov, A.V. Media Education: history, theory and methods. Rostov-na-Donu: CVVR, 2001. 708 p.
Fedorov, A.V., Chelisheva, I.V., Novikova, A.A. and others. The problems of media education: Scientific School under the direction of A. Fedorov. Taganrog: Publishing house of Taganrog State Pedfgogical Institute, 2007. 212 p.
Gamezo, M.V. Course in general and education psychology. Moscow, 1982. Jurin, A.A. Integrated media education in high school. Moscow: Beanom, 2012. 405 p. Jurin, A.A. The integration of media education with a course of chemistry among secondary school. Ph.D. Dis. Moscow, 2004.
Macarenko, A.S. Selected pedagogical works. Mowcow, 1977. Obukhova, L.F. Age psychology, textbook. Moscow, 1996. Petrovsky, A.V. Age and pedagogy psychology. Moscow, 1981.
Ryzhikh, N.P. Use of media education in the education of children. Taganrog: Publishing house of Taganrog State Pedfgogical Institute, 2011. 232 p.
Sklyarova, T.V., Yanushkyavichene, O.L. Age pedagogikal and psychology. Moscow: Pokrov, 2004.
Tseluyko, V.M. The psychology of the modern family. Moscow: Vlados, 2004. 288 p. Vasilkova, U.V., Vasilkova, T.A. Social pedagogy. Moscow: Academy, 2007. 448 p. Vygotsky, L.S. Works in 6 volumes, Vol. 4. Issues of child psychology. Moscow, 1984. Zaznobina, L.S. The standard of media education, integrated with a variety of school subjects // Standard and Monitoring in Education. 1998. № 3, p.26-34.