16.3. К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Квасов Владимир Борисович, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, полковник полиции
Место работы: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового статуса вневедомственной охраны как одного из субъектов охранной деятельности в России. Раскрыта организационная структура вневедомственной охраны, определены сущность и цели ее деятельности. Проанализирован перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны. На основании изучения законодательства зарубежных стран выдвинуты предложения по разработке определения понятия вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ.
Ключевые слова: вневедомственная охрана, охранная деятельность, охранная организация, войска национальной гвардии, правовой статус, охраняемый объект.
ON SOME PROBLEMS OF THE LEGAL STATUS OF PRIVATE SECURITY FORCES NATIONAL GUARD
Kvasov Vladimir B., Senior Lecturer, Department of Organization of Public Order Protection, Police Colonel Work place: Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia
Annotation: the article deals with the problems of the legal status of private security as one of the subjects of security activity in Russia. The organizational structure of private security is revealed, the essence and the purposes of its activity are defined. The list of objects subject to mandatory protection by private security units is analyzed. Based on the study of the legislation of foreign countries put forward proposals to develop a definition of the concept of private security of the national guard of the Russian Federation. Keywords: private security, security services, security Agency, national guard troops, legal status, secure facility.
Деятельность подразделений вневедомственной охраны в России имеет многолетнюю историю. С момента образования в 1952 г. и до настоящего времени вневедомственная охрана прошла длительный путь развития, который неразрывно связан с формированием системы правоохранительных органов, а также становлением взглядов на охрану различных форм собственности. В Советском Союзе, а также после распада СССР вневедомственная охрана находилась в ведении милиции, затем, с началом процесса реформирования и сменой названия силового ведомства - полиции, а в 2016 г. подразделения вневедомственной охраны были переданы новой структуре - Федеральной службе войск национальной гвардии РФ (далее - Росгвардия).
На различных этапах функционирования вневедомственной охраны многие аспекты ее деятельности исследовались в работах Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, И.В. Голованева, Ф.Е. Колонтаевского, А.П. Коренева, A.B. Крысина, А.Ф. Май-дыкова, В.Д. Малкова, В.А. Минаева, А.Х. Миндагулова, А.Л. Минина, A.C. Пиголкина, А.И. Пригожина, А.Н. Роши, Ю.П. Соловья, Г.А. Туманова, B.C. Чернявского, Г.Е. Шепитько и др. Однако работы перечисленных ученых относятся к периодам, когда вневедомственная охрана осуществлялась силами милиции и с 2011 г. - полиции. В связи с чем является актуальным анализ административно-правового статуса существующих в настоящее время подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии, рассмотрение изменений, произошедших в правовом регулировании деятельности данного субъекта охраны.
Вневедомственная охрана наделена правом осуществления охраны объектов, на которые частная охранная деятельность
не распространяется, что позволяет отнести ее к одному из субъектов государственной охранной деятельности.
Структура вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - вневедомственная охрана или вневедомственная охрана ВНГ РФ)включает в себя несколько уровней. На федеральном уровне действует Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии; на межрегиональном - Центр специального назначения вневедомственной охраны Росгвардии; в регионах деятельность управлений (отделов) вневедомственной охраны ВНГ РФ осуществляется в форме федеральных государственных казенных учреждений (далее - ФГКУ); на районном уровне функционируют филиалы управлений (отделов) вневедомственной охраны, которые расположены в муниципальных образованиях субъекта РФ. В структуре управлений и их филиалов формируются строевые подразделения вневедомственной охраны.
Региональные подразделения вневедомственной охраны несколько лет назад прошли реорганизацию: в субъектах РФ путем слияния существовавших ранее отделов вневедомственной охраны были образованы вышеуказанные федеральные государственные казенные учреждения. Так, в Челябинской области было создано ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области» (в настоящее время - ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области»).
В Распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 2437-р, которым была запущена реорганизация, указано, что цель созданных управлений вневедомственной охраны состо-
Квасов В. Б.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
ит в охране имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, на договорной основе1.
Основным информативными правовыми актами, которые регулируют деятельность управлений вневедомственной охраны и наиболее полно определяют их административно-правовой статус, являются уставы, утверждаемые приказами Росгвардии. Территориальные управления утверждают положения, регулирующие работу филиалов.
В уставах, как правило, также обозначаются в качестве целей деятельности подразделений вневедомственной охраны: реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов; инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Изучение нормативной правовой базы, регулирующей деятельность вневедомственной охраны ВНГ РФ, дает основания заключить, что подразделения вневедомственной охраны предназначены для осуществления деятельности по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, участия (в рамках полномочий) в обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения).
Для вневедомственной охраны Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 928-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ (далее - Перечень). Объекты из этого перечня, во-первых, должны охраняться в обязательном порядке, а во-вторых, их охрану должны осуществлять исключительно войска национальной гвардии; охрана объектов из Перечня иной структурой (частной или государственной) будет являться нарушением, при выявлении которого объекты передаются под охрану ВНГ.
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, включает в себя 37 пунктов2 -это значительно меньше, чем содержалось в предшествующем Перечне объектов, подлежащих охране полицией, включавшем 104 пункта3. Сравнивая данные перечни, отметим, что с вневедомственной охраны была снята обязанность по охране некоторых категорий объектов: детских лагерей, санаториев и др. Однако следует учитывать, чтоПеречень объектов, подле-
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 928-р «Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками
национальной гвардии РФ» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р (утратило силу) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12070731/ (дата обращения: 11.09.2018).
жащих охране полицией, неоднократно изменялся, поскольку 104 пункта было в его последней редакции, а в первой - всего 46 пунктов. Таким образом, вполне вероятно, что и в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в дальнейшем также будут вноситься изменения.
Одной из причин существенного уменьшения числа объектов в текущем Перечне является то, что он сформирован по принципу наличия необходимой численности сотрудников для обеспечения физической охраны объектов. Сокращение штатной численности сотрудников вневедомственной охраны ВНГ РФ послужило толчком для оптимизации перечня объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии.
Анализ Распоряжения Правительства № 928-р дает основания констатировать, что многие объекты в нем обозначены конкретно, зачастую даже с указанием точного адреса местоположения. Однако Перечень характеризуется отсутствием системности: некоторые объекты и их категории представлены в назывном порядке; в каждом отдельном пункте могут быть обозначены один объект, несколько или неопределенное их количество.
Существенной сложностью является то, что обращение к изучаемому Перечню не дает полного представления об объектах, подлежащих обязательной охране ВНГ РФ. В ряде случаев получение более точных сведений об охраняемых объектах требует обращения к иным источникам. К примеру, согласно п. 6 Перечня подлежат охране «здания и хранилища федеральных государственных архивов, находящихся в ведении Росархива». Следовательно, для выяснения того, какие объекты относятся к данной категории, необходимо изучить список архивов, находящихся в ведении Росархива, и узнать местоположение (адреса) их зданий и хранилищ.
В силу того что вневедомственная охрана является одним из субъектов государственной охранной деятельности, представляет интерес соотнесение Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, с Перечнем объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в котором содержатся все категории объектов, право на охрану которых имеют только специально уполномоченные государственные структуры. Данные перечни во многом соотносятся как видовые и родовые категории. Так, если родовым понятием являются аэропорты и объекты их инфраструктуры, то в качестве видовых понятий выступают указанные в Перечне объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ РФ, «международные аэропорты, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе, международный аэропорт г. Симферополя». Таким же образом соотносятся «объекты Счетной палаты» и «административное здание Счетной палаты Российской Федерации (г. Москва, ул. Зубовская, д. 2)» и т.д.
Можно сделать вывод, что в изучаемых нормативных правовых актах осуществляется процесс своего рода «двойного отбора», когда сначала выделяются общие категории объектов, подлежащих государственной охране, а затем, в рамках определенной категории конкретизируются объект или группа, защита которых имеет первостепенное значение.
Порой наблюдется явное пересечение полномочий подразделений вневедомственной охраны с иными субъектами государственной охранной деятельности: так, Банк России обладает собственной охранной организацией (РОСИНКАС - Российское объединение инкассации), которая осуществляет защиту
находящихся в его ведении объектов; однако законодатель выделяет несколько объектов Банка России, по всей видимости, требующих усиленной охраны, и передает полномочия по их охране ВНГ РФ.
Рассматривая административно-правовой статус вневедомственной охраны, следует указать на такое большое законодательное упущение, как отсутствие федерального закона о вневедомственной охране. Осуществление данного вида охраны на сегодняшний день регулируется некоторыми положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон «О войсках национальной гвардии РФ»)4, подзаконными нормативными правовыми актами, уставами соответствующих организаций.
В Законе «О войсках национальной гвардии РФ», позиционирующем войска национальной гвардии как «государственную военную организацию, предназначенную для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина», и в связи с этим наделенную широким спектром функций, прав и обязанностей, сложно четко выделить функции и полномочия, присущие именно вневедомственной охране. Даже само понятие вневедомственной охраны употребляется в данном нормативном правовом акте лишь два раза в официальном обозначении Росгвардии как «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны». По нашему мнению, неслучайно сделано разделение между сферой деятельности войск национальной гвардии и сферой вневедомственной охраны. При образовании Росгвардии в ее состав вошел ряд структур, прежде всего Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, чья деятельность была урегулирована отдельным федеральным законом (Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»), многие положения которого перешли в Закон «О войсках национальной гвардии».
Вневедомственная охрана ранее не являлась ни военной, ни военизированной организацией. Учитывая, что данный субъект охраны осуществляет свою деятельность, в том числе на коммерческой основе, по договорам с физическими и юридическими лицами, возникает большой вопрос: насколько это правомочно для «государственной военной организации», которой являются ВНГ РФ?
Таким образом, причисление вневедомственной охраны к войскам национальной гвардии не разрешило проблемы, связанные с неопределенностью правового статуса этого субъекта охраны. На сегодняшний день во многих постсоветских странах существует как вневедомственная охрана в составе полиции, так и национальная гвардия, однако попыток объединить данные структуры до сих пор никто не предпринимал по причине очевидной нецелесообразности такого шага: задачи военной организации и задачи охранной организации пусть и схожи в общих положениях, направленных на обеспечение обще-
4Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
ственного порядка и безопасности, но в остальном имеют собственную, ярко выраженную специфику. К примеру, в статье 2 Закона «О войсках национальной гвардии» в числе прочих указаны такие задачи, как участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, участие в территориальной обороне РФ и т.д. Задачи охранной организации уже по своему масштабу, поскольку ее деятельность сфокусирована на обеспечении защищенности конкретных охраняемых объектов.
Вышесказанное, по нашему мнению, позволяет сделать вывод, что вневедомственную охрану необходимо отграничить от войск национальной гвардии, и четко закрепить правовые основы ее деятельности.
Другой проблемой является отсутствие определения понятия «вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ» в нормативных правовых актах. Вневедомственная охрана ВНГ РФ - отдельный субъект государственной охраны, на который возложены важные функции; поэтому для исключения правовых коллизий и споров в правоприменительной практике требуется сформулировать и нормативно закрепить указанное определение.
Для разработки определения понятия вневедомственной охраны ВНГ РФ мы считаем актуальным обращение к нормативным правовым актам некоторых стран СНГ, сохранивших данный субъект охраны, поскольку при всех отличиях внутриполитических, экономических и социальных условий и перед российскими и перед иностранными субъектами охраны стоят, по сути, одни и те же задачи по охране объектов, подлежащих государственной охране, а также имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств5.
Так, в Украине государственная структура, которая является преемницей вневедомственной охраны, называется Полиция охраны Украины. В соответствии с Законом Украины «О Национальной полиции» Полиция охраны Украины представляет собой структурное подразделение Национальной полиции Украины, предоставляющее услуги по охране объектов всех форм собственности, а также квартир и других мест хранения личного имущества граждан6.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь» аналог вневедомственной охраны в данной стране - Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь - является структурным подразделением Министерства внутренних дел с правами юридического лица, уполномоченным осуществлять функции в сфере охранной деятельности7.
Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года № 85-11 «Об охранной деятельности» не дает четкого определения правоохранительной структуры, схожей с вневедомственной охраной, но в п. 1 ст. 9 определяет, что «специализированные
концепция развития вневедомственной охраны на период 20182021 годов и далее до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росгвардии. URL: http://rosgvard.ru/ru/page/index/koncepciya-razvitiya-vnevedomstvennoj-oxrany (дата обращения: 11.09.2018).
6 Закон Украины от 2 июля 2015 года №580-VIII «О Национальной по-лиции»[Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=78349(дата обращения: 11.09.2018).
7 Указ Президента Республики Беларусь от4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Бела-русь»[Электронный ресурс]. URL: http://ohrana.gov.by/wp/ru/about-department/regulation-on-the-department/(дата обращения: 11.09.2018).
Квасов В. Б.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
охранные подразделения органов внутренних дел являются государственными учреждениями и осуществляют охрану исключительно объектов, указанных в пункте 1 статьи 1-1 Закона» (в данном пункте указаны объекты, подлежащие государственной охране). В пункте 2 этой статьи уточнено, что «специализированные охранные подразделения органов внутренних дел оказывают охранные услуги на договорной основе физическим лицам, включенным в Перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан»8.
Из представленных определений следует, что аналогичные вневедомственной охране организации в рассмотренных государствах постсоветского пространства являются структурными подразделениями полиции, осуществляющими охранную деятельность. В России вневедомственная охрана, хотя и была передана в ведение Росгвардии с 2016 г., ее функции по охране объектов и имущества в целом остались неизменными.
Как уже говорилось ранее, официальным обозначением Росгвардии в нормативных правовых актах является «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны». Поскольку мы обосновали необходимость отграничения вневедомственной охраны от войск национальной гвардии как военной организации, ее статус будет рациональным изменить на структурное подразделение Росгвардии.
На основании вышесказанного определение вневедомственной охраны можно сформулировать следующим образом - это структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющее деятельность по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, имущества физических и юридических лиц по договорам.
В настоящее время со стороны Росгвардии предпринимаются попытки разрешить ряд проблем, связанных с правовым положением вневедомственной охраны. В частности, была разработана Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018-2021 годов и далее до 2025 года (далее - Концепция), в которой среди прочего предлагается разработка единого (рамочного) закона, определяющего понятия, порядок и принципы организации и осуществления охранной деятельности в Российской Федерации9. Также Концепция обосновывает необходимость утверждения новых подходов к
8Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года № 85-II «Об охранной деятельности»[Электронный ресурс]. URL:
https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1020355#pos=65;-118(дата обращения: 01.10.2018).
9Концепция развития вневедомственной охраны на период 20182021 годов и далее до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росгвардии. URL: http://rosgvard.ru/ru/page/index/koncepciya-razvitiya-vnevedomstvennoj-oxrany (дата обращения: 11.09.2018).
формированию перечня объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии.
Несомненным плюсом данного документа является анализ общей ситуации на рынке охранных услуг в России, включающий рассмотрение деятельности не только вневедомственной охраны, но и остальных субъектов охраны - как государственных, так и негосударственных. По итогам анализа сделаны аргументированные выводы о наличии значительных недостатков в правовом регулировании охранной деятельности, предложены пути их устранения. Тем не менее просматривается некоторая односторонность в выделении и анализе проблем, а разработанные предложения по их решению направлены прежде всего на упрощение контроля Росгвардии за деятельностью различных субъектов охраны. Характерно, что в новом законе предполагается объединение правового регулирования всех осуществляемых данным органом власти или находящихся под его контролем видов охраны - ведомственной, вневедомственной, частной. При этом государственную охрану ФСО России, которая находится вне ведения Росгвар-дии, разработчики Концепции не упоминают. Следовательно, данный закон нельзя будет назвать действительно единым для всех видов и субъектов охранной деятельности, и имеющаяся в настоящее время проблема двойственности и неопределенности ключевых понятий в сфере охраны не будет полностью разрешена.
Таким образом, следует признать, что попытки совершенствования правового регулирования в сфере охранной деятельности, в том числе деятельности вневедомственной охраны, предпринимаются исходя из узкой компетенции отдельных органов власти и не носят комплексного характера.
На наш взгляд, более эффективным и функциональным является правовое регулирование, учитывающее разделение охранной деятельности на частную и государственную. Государственная охранная деятельность имеет существенные отличия от частной, которые выражаются в многолетней истории функционирования, сложившихся принципах работы, расширенных полномочиях, особых задачах, наличии определенных важных объектов, подлежащих охране. Следовательно, предлагаемое в Концепции развития вневедомственной охраны объединение в одном законе регулирования как государственной, так и частной охранной деятельности не будет эффективно в рамках существующей правовой системы. Считаем, что необходимы разработка и принятие нового закона о государственной охранной деятельности, в котором каждому из субъектов этого вида охранной деятельности была бы посвящена отдельная глава, в том числе и вневедомственной охране. В законе должны быть раскрыты основы административно-правового статуса каждого субъекта охраны, особенности их организации, утверждены полномочия по охране определенных объектов, которые должны быть четко разграничены между всеми субъектами государственной охраны. Это позволит упорядочить регулирование правоотношений в сфере осуществления охранной деятельности, точнее определить правовое положение вневедомственной охраны ВНГ РФ и в конечном счете повысить защищенность важных объектов, подлежащих государственной охране.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,63%.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 928-р «Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р (утратило силу) [Электронный ресурс]// Система ГАРАНТ.URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12070731/ (дата обращения: 11.09.2018).
4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Концепция развития вневедомственной охраны на период 20182021 годов и далее до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росгвардии. URL: http://rosgvard.ru/ru/page/index /koncepciya-razvitiya-vnevedomstvennoj-oxrany (дата обращения: 11.09.2018).
6. Закон Украины от 2 июля 2015 года № 580-VIII «О Национальной полиции» [Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru /show_doc.fwx?rgn=78349 (дата обращения: 11.09.2018).
7. Указ Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: http://ohrana.gov.by/wp/ru/about-department/regulation-on-the-department/ (дата обращения: 11.09.2018).
8. Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года № 85-II «Об охранной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1020355#pos=65;-118 (дата обращения: 01.10.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «К вопросу о некоторых проблемах правового статуса вневедомственной охраны войск национальной гвардии» В. Б. Квасова Статья В. Б. Квасова выполнена на актуальную тему, касающуюся правового статуса одного из основных субъектов государственной охранной деятельности - подразделений вневедомственной охраны. Актуальность выбранной автором темы обусловлена большим количеством изменений, затронувших деятельность вневедомственной охраны в последние годы и не получивших полноценного научного исследования.
В рецензируемой статье проведен анализ структуры, организационных аспектов деятельности, полномочий вневедомственной охраны, особое внимание уделено рассмотрению перечней объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, в их динамике. К положительным сторонам работы следует отнести обращение к зарубежному опыту нормативного правового регулирования, анализ законодательства стран СНГ в исследуемой области.
Автором соблюдены научный стиль и логическая структура изложения текста статьи, обоснованы полученные выводы. Статья обладает оригинальностью и научной новизной, имеет ярко выраженную практическую направленность, заслуживают внимания разработанные автором предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования сфере деятельности вневедомственной охраны. Исходя из вышесказанного, рецензируемая статья В.Б. Квасова рекомендуется к публикации.
Научный руководитель и рецензент
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры административной деятельности
органов внутренних дел,
Тюменский институт повышения квалификации
сотрудников органов внутренних дел МВД России
Майоров Владимир Иванович