УДК 346.61; 338.532 ББК 65.25
DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-210-212
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ РОСГВАРДИИ
Владислав Викторович ТРИКОЛЕ, Сергей Иванович КОРЫЦ, старший
заместитель начальника Управления преподаватель кафедры административного права
Росгвардии по Омской области и административной деятельности органов
[email protected] внутренних дел Омской академии МВД России
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. Авторами осуществлен анализ существующей тарифной политики деятельности вневедомственной охраны Росгвардии, в результате которого установлено, что назрела необходимость применения более современных подходов к тарифной политике при договорном возмездном оказании услуг по охране имущества, объектов и иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества.
Ключевые слова: тариф, охрана, услуги, оружие, Росгвардия.
Annotation. The authors analyzes the existing tariff policy of the non-departmental security of Rosg-vardiya, as a result of which it is established that there is a need to apply more modern approaches to the tariff policy in the contractual paid provision of services for the protection of property, objects and other services related to the protection of property.
Keywords: tariff, security, services, weapons, Rosgvardiya.
Ежегодно, в результате деятельности вневедомственной охраны (далее — ВО) Рос-Гвардии по оказанию договорного возмездного оказания услуг по охране имущества, объектов и иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, в бюджет Российской Федерации поступает 29,5 — 31 млрд руб.
С каждым годом поступление данной суммы становится все более проблематичным по причине того, что ныне действующие тарифы ВО не могут выдержать конкуренции с тарифами частных охранных организаций (далее — ЧОО).
В советском прошлом конкуренции в охранном секторе не существовало. Вневедомственная охрана была монополистом, к которому шли и физические и юридические лица. Можно было испытывать недовольство излишним бюрократизмом процедур и качеством оказываемых услуг, считать тариф неоправданно высоким, а страховую компенсацию заниженной, но ника-
кой альтернативы выбора на рынке охранных услуг не было.
С переходом «на рельсы» рыночной экономики частные охранные организации последовательно прошли фазы своего становления и развития. Сегодня этот сегмент рынка представлен сотнями фирм, которые хорошо ориентируются в конкурентной среде, умеют объединяться для взаимовыгодной помощи и маневрировать ценами своих услуг, зачастую демпин-гуя до минимума.
Данные структуры тратят большие ресурсы на рекламу, используют передовые технологии технической охраны, позволяющие содержать единый охранно-диспетчерский центр, охватывающий значительную территорию. При этом в пакет технических услуг входят не только охранные, но и контрольно-технологические функции, такие, как системы слежения за протечкой воды, утечкой газа, пожарной безопасностью,
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
контроля за климатом и иные функции, имеющие обобщенное понятие «умный дом».
Справедливости ради отметим, что в большинстве случаев персонал групп задержания ЧОО по своей экипировке, вооружению и профессиональной подготовке уступает сотрудникам Росгвардии. Но при обсуждении этого бесспорного плюса в пользу ВО все чаще звучит контраргумент: «Мне без разницы кто победит в схватке на объекте, сотрудники охраны или правонарушители, главное, что цель будет достигнута и злоумышленники откажутся от идеи продолжения своих преступных действий. И если этой цели возможно достичь за меньшую плату, то почему бы и не с ЧОО».
Сравнительный анализ цен на услуги вневедомственной охраны и частных охранных организаций на примере Омской области свидетельствует о том, что стоимость технической охраны ВО превышает ЧОО примерно в два раза, а физической охраны — более чем в два раза.
Стоимость монтажа охранно-пожарной сигнализации в исполнении ФГУП «Охрана» Росгвардии на 30 — 50% превышает аналогичную работу в исполнении альтернативных лицензированных организаций. При этом более конкурентными ценами отличается сегмент охраны квартир в исполнении ВО, стоимость их услуги ниже на 20 — 40%, чем услуга ЧОО.
Таким образом, стоимость услуг ВО, а также затрат на сопутствующее данной услуге оборудование в настоящее время значительно выше, чем у прямых конкурентов. Фактически конкурентоспособным тарифом ВО является только тариф за охрану квартир, но тенденция нынешнего времени такова, что функция охраны квартир граждан постепенно теряет свою актуальность и остается востребованной лишь в комплекте с услугой «умный дом», которую ВО не оказывает.
Очевидно, что в современных конкурентных условиях система определения тарифов, выработанная в «дорыночный» период существования государственной охранной организации, себя изжила и в существующем виде не имеет перспектив.
Необходимо также проанализировать ситуацию, которая происходит в секторе, не охваченном конкурентными отношениями, т.е. в сфере, которая нормативными правовыми актами1 отнесена к исключительной компетенции ВО ВНГ.
Речь идет об объектах, охраняемых только Росгвардией. Например, это комнаты хранения оружия и патронов торгующих, образовательных и спортивных организаций, которые дислоцируются в сельской местности и, как правило, имеют скромный бюджет. При этом требования к степени защищенности комнат хранения оружия и патронов год от года становятся все строже. Они касаются укрепленности стен и дверей, распространяются на технические характеристики используемых охранно-пожарных систем, в частности, требуют организации многорубежной защиты объектов, их одновременной работы в режиме «открыто» для одних групп помещений и «под охраной» — для других.
Такие многорубежные режимы работы в условиях действующего тарифа определяют высокую стоимость охранных услуг. Но хороша ли высокая доходность при условии полного отсутствия конкуренции?
Скромный бюджет указанных организаций не может вынести столь затратные мероприятия. На просьбы торгующих и спортивных организаций о смягчении требований к организации охраны рассматриваемых объектов Росгвардия отвечает: требования едины, тарифы фиксированные, поделать ничего не можем.
В итоге это приводит к тому, что организации отказываются от оборота оружия и патронов, молодежь на селе лишается возможности обучаться в спортивных секциях, где используется стрелковое оружие, а охотники отдаленных сел вынуждены ездить за патронами за сотни километров. Рабочие места ликвидируются, социальная напряженность возрастает.
Например, по этим причинам за последние три года в сельской местности Омской области закрылись четыре торгующих патронами организации, три образовательные и две спортивные организации поменяли свой профиль, отказавшись от использования огнестрельного оружия.
Отмечается парадокс, связанный с тем, что в современных условиях рыночной экономики в конкурентной среде участвует игрок (ВО Росгвардии), который играет по правилам, написанным еще в прежнюю эпоху.
Тарифы, которые применяет данная структура, рассчитаны из затрат на ее содержание. При этом численность структуры, а, следовательно, и затраты на ее содержание, являются константой и от фактического объема оказываемых услуг не зависят. Общеизвестные рыноч-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
ные истины о кривых спроса и предложения, о равновесной цене в рассматриваемом случае не работают.
Единственное исключение из общей концепции «статичного тарифа» было сделано в 2017 г.2, когда при участии в закупках охранных услуг было разрешено применять максимально возможное снижение тарифа от расчетного до 50%. Но это правило работает лишь в узкой сфере закупок и совсем не применимо к объектам, подлежащим обязательной охране ВО.
На фоне обозначенных проблем закономерным явлением видится массовый отток охраняемых объектов в сторону ЧОО, а также постепенное закрытие нерентабельных объектов, подлежащих обязательной охране ВО.
В столь сложных условиях для сохранения ключевых корпоративных партнеров и удержания в зоне своего влияния социально значимые объекты предлагается наделить региональные учреждения ВО правом создавать комиссии по тарифной политике.
На комиссии необходимо возложить функции регулятора тарифов применительно к существующему в регионе положению на рынке охранных услуг. Для этого предлагается наделить данные комиссии правом вносить предложения о применении пониженного тарифа, не выходящего за рамки 50% от базового. Такие решения нужно считать допустимыми при рассмотрении соответствующих обращений руководителей корпоративных, бюджетных и социально значимых объектов. Решение следует обосновывать оценкой фактической обстановки на рынке, реальных рисков потери обратившихся за снижением тарифа объектов.
Иными словами, данная комиссия должна расчетно-аналитическим методом устанавливать равновесный размер тарифа, способный удержать партнеров от ухода к конкурентам или, наоборот, стимулировать приход под охрану потенциально важных для ВО клиентов.
Механизмы образования тарифов на услуги регулируются законами рынка, зависят от насыщенности данного рынка участниками, разнообразия схожих по содержанию услуг и их качеству.
Государственная организация, действующая в секторе свободной рыночной экономики, должна следовать общепринятым законам экономики, иначе ее экономическую деятельность ожидает упадок.
Для повышения эффективности работы ВО Росгвардии данной структуре необходимо предоставить возможность применять более гибкую тарифную политику.
1 Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
2 Приказ Росгвардии от 06.06.2017 № 158 «Об утверждении Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» // СПС «Консультант Плюс»
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
2. Приказ Росгвардии от 06.06.2017 № 158 «Об утверждении Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» // СПС «Консультант Плюс»
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021