Научная статья на тему 'Участие территориальных органов Росгвардии в гражданском обороте'

Участие территориальных органов Росгвардии в гражданском обороте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ДОГОВОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погорелова Г. М.

В статье рассмотрена хозяйственная деятельность территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, как юридические лица, признаки юридических лиц и порядок участия территориальных органов в гражданском обороте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Погорелова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие территориальных органов Росгвардии в гражданском обороте»

Участие территориальных органов Росгвардии в гражданском обороте

Погорелова Галина Матвеевна

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права факультета (командного), Санкт-Петербургский военный институт ВНГ России, [email protected]

В статье рассмотрена хозяйственная деятельность территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, как юридические лица, признаки юридических лиц и порядок участия территориальных органов в гражданском обороте. Ключевые слова. Территориальный орган, гражданский оборот, юридические лица, договор, государственный контракт.

Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ТО Росгвардии) на региональном уровне осуществляя свою деятельность, направленную на участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации; организацию федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, обеспечением рабочего и безопасного состояния боевого ручного стрелкового и служебного оружия, имеющегося у граждан и организаций; контроль сферы деятельности частной и вневедомственной охраны [8], за соблюдением безопасности топливно-энергетических объектов; за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; управление подчиненной организацией; контроль за организацией и обеспечением безопасности лиц, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято соответствующее решение (с 4 сентября 2018 г), а также оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации практически ежедневно вступают в гражданско-правовые отношения, реализуя свои функции по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности ТО Росгвардии.

Основным федеральным законом, определяющих правовую основу деятельности ТО Росгвардии, является Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2].

В этом законе комплексно урегулирован правовой статус военнослужащих Росгвардии, а также их место и роль в обществе и государстве.

Территориальными органами (их всего 84) являются: главное управление (например, Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ГУ Росгвардии) по Краснодарскому краю, ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ Росгвардии по г. Москве - всего 4), управление (например, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Управление Росгвардии) по Республике Башкортостан, Управление Росгвардии по Республике Дагестан - всего 55 управлений), отдел (например, отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея - всего 25 отделов).

Данные подразделения организационно входят в состав округа войск национальной гвардии (например, в состав Северо-Западного ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии Российской Федерации входят: ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Росгвардии по республике Коми, Архангельской области, Калининградской области, Мурманской области, отделы Росгвардии по Республике Карелия, Новгородской области и Псковская области) и реализуют свою правоспособность непосредственно и (или) через подчиненную организацию [6].

Руководство деятельностью территориальных органов осуществляется директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации непосредственно и (или) через командующих округов войск национальной гвардии.

Свою деятельность Территориальный орган осуществляет открыто для общества и публичной сфере в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

В тесном контакте с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации,

О £

Я

3

9

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации ТО Росгвардии организует свою деятельность по осуществлению контрольных и обеспечивающих функций. В соответствии с действующим законодательством деятельности территориального органа присущи такие качества как открытость для общества и публичность.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее - ГК) в статье 48 пункт 1 закреплено понятие юридического лица. Под юридическим лицом понимается организация, имеющая в собственности обособленное имущество и отвечающее им по обязательствам перед кредиторами, приобретает и осуществляет гражданские права и испольняет гражданские обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде [1]. Юридическое лицо, согласно пункту 2 статьи 48 ГК, принимает юридическую силу только в том случае, если оно «зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм», предусмотренных ГК - казенного учреждения (п.1, 4 ст. 123.22 ГК) [1].

ТО для вступления в гражданские правоотношения должно быть юридическим лицом и обладать всеми признаками юридического лица, такими как организационное единство, экономическое единство и наличие обособленного имущества, способность от своего имени участвовать в гражданском обороте и быть истцом и ответчиком в суде.

Принцип организационного единства определяется действующим законодательством и закрепляется учредительными документами.

ТО Росгвардии является юридическим лицом, зарегистрированным в ФНС России в установленном законом порядке и обладающим всеми признаками юридического лица (статьи 23, 51, 52 ГК и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4]).

Например, ГУ Росгвардии по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области 14 октября 2016 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу и имеет необходимые реквизиты для подтверждения юридической значимости и осуществления деятельности: государственный регистрационный номер (ОГРН)

№ 1167847400753, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием на русском языке, штампы, бланки со своим наименованием.

ГУ Росгвардии осуществляет свою деятельность на основании «Положения о Главном управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016 № 132 [5].

В Положении определены основные полномочия и организация деятельности территориального органа Росгвардии на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые ГУ Росгвардии осуществляет непосредственно и (или) через подчиненную организацию - Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляются в установленном порядке директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии со статьей 54 ГК в учредительных документах должны отражаться наименование, место нахождения и юридический адрес юридического лица. Например, в пунктах 18 и 19 Положения указано полное наименование -Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и сокращенное - Главное управление Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области наименования территориального органа, а также его местонахождение и юридический адрес - средства индивидуализации юридического лица.

В соответствии с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации определяется наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания ТО Росгвардии.

В территориальном органе в целях обеспечения его полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению военнослужащими, сотрудника-

ми, федеральными государственными служащими и работниками.

Вторым признаком является экономическое единство и наличие обособленного имущества.

Имущество ТО Росгвардии находится в собственности государства в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и передано территориальному органу на праве оперативного управления - ограниченного вещного права на имущество с регистрацией его в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

В соответствии с пунктом 25 Положения за ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на праве оперативного управления закрепляются здания, сооружения, жилищный фонд, вооружение, оборудование, инвентарь, денежные средства и иное необходимое для осуществления его деятельности имущество.

ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской в рамках, установленных нормативно-правовыми актами , в соответствии с функциями, задачами и целями деятельности пользуется имуществом, закрепленным на правах оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается им с согласия собственника этого имущества, то есть данное вещное право (оперативного управления), в отличии от права собственности, ограничено. Объем этих ограничений закреплен не только в ГК, но и в других законах и подзаконных актах, так как Территориальные органы в соответствии с Положением № 1 к приказу Росгвардии «Об осуществлении Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» [6] осуществляя полномочия администраторов доходов федерального бюджета, находятся под строгим контролем государства-собственника. Территориальный орган, обладая правом оперативного управления, отвечает по своим обязательствам своими денежными средствами, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет Российская Федерация в лице учредителя - Федеральной службы войск нацио-

нальной гвардии Российской Федерации.

Осуществляя способность, от своего имени участвовать в гражданском обороте реализуется третий признак юридического лица. Данный признак перекликается с первым признаком, так как Территориальный орган, как юридическое лицо от своего имени выступает в отношениях, регулируемых гражданским правом. Законность такого участия нашло отражение в указании на то, что Территориальный орган должен быть создан и зарегистрирован в установленном законом порядке в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК.

Как уже упоминалось, помимо задач, обозначенных выше, в обязанности ТО Росгвардии входит материально-техническое и хозяйственное обеспечение территориального органа, подчиненных подразделений (органов), контроль за рациональным и эффективным использованием бюджетных средств федерального бюджета, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении территориального органа. Также в обязанности ТО Росгвардии входит обеспечение питанием сотрудников и военнослужащих территориального органа в установленных случаях, жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников, гражданского персонала войск национальной гвардии и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы (службы) с сохранением права на обеспечение жильем.

Территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии является получателем и распорядителем средств федерального бюджета, а также исполнителем полномочий администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями. [6] Таким образом, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, Территориальный орган обеспечивает товарами, выполненными работами, оказанными услугами для обеспечения государственных и муниципальных нужд на условиях государственных закупок в установленной сфере деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг [3]. С этой целью,

территориальный орган может заключать и исполнять государственные контракты (далее - контракты), иные договоры (соглашения), подлежащие реализации за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации.

Например, как юридическое лицо, ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заключает контракты. Всего по состоянию на 20 июля 2018 году заключено 19 контрактов на общую сумму 18646819,04 руб. с 10 поставщиками.

Помимо заключаемых контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расквартирование воинской части и другие виды работ и услуг, ТУ Росгвардии вступают в договорные правоотношения по возмездному оказанию услуг по охране имущества и объектов граждан и организаций, и иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам; по возмездному оказанию услуг, связанных с обеспечением безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц. [2]

Тарифы на оказываемые Росгварди-ей возмездные услуги устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [9] и Методикой установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением имущества на договорной основе, утвержденной приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 06.06.2017 № 158. [10].

Быть истцом и ответчиком в суде, как признак юридического лица, закреплен в пункте 27 Положения о Территориальном органе, где четко указано, что «территориальный орган ... выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации». Например, по состоянию на 12.07.2018 г. ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, как

юридическое лицо участвовало в трех арбитражных процессах

Итак, территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, это подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированные на территории округа, включённые в перечень утвержденный директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации, обладающие унифицированными признаками юридического лица, являются юридическими лицами, действующими на основании устава и способны, не только выполнять поставленные перед ними задачи, но и, для реализации финансово-хозяйственной функции, участвовать в гражданском обороте.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 1994. 8 декабря.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 11.10.2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 12 апреля.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апреля.

4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 августа.

5. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 № 132 «Вопросы Главного Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Электронный ресурс: Консультант Плюс (дата обращения: 20.07.2018 г.).

6. Приказ Росгвардии от 08.12.2016 № 441 «Об осуществлении Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Федеральной службы войск националь-

О £

Я

3

9

2 а

8

ной гвардии Российской Федерации, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» (ред. от 22.06.2017 № 181, от 18.10.2017 № 439, от 24.01.2018 № 19). Электронный ресурс: Консультант Плюс (дата обращения: 21.07.2018 г.).

7. Электронный ресурс: rusprofile время вхождения 26/07/2018 12-48 (дата обращения: 21.07.2018 г.).

8. Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ (ред. от 05.12.2017 № 391-ФЗ) «О ведомственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.04.1999, № 16, ст. 1935.

9. Постановлением Правительства от 06.12.2016 № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2016, № 50, ст. 7118.

10. Приказ Росгвардии от 06.06.2017 № 158 «Об утверждении Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением имущества на договорной основе» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru,

Participation of territorial bodies of

Regardie in civil turnover Pogorelova G.M.

St. Petersburg military Institute of VNG of Russia The article considers territorial bodies as legal entities, signs of legal entities and the order of participation of territorial bodies in civil turnover.

Keywords: Territorial authority, civil turnover, legal entities, contract, state contract.

References

1. Civil Code of the Russian Federation (Part One)

of 11/30/1994 No. 51-03 (as amended on 08/03/2018) // Russian newspaper. 1994. December 8.

2. Federal Law of 03.07.2016 No. 226-FZ (as

amended on 11/10/2018) "On the troops of the National Guard of the Russian Federation" // Russian newspaper. 2013. April 12.

3. Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FZ (as

amended on 06.29.2018) "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" // Russian newspaper. 2013. April 12.

4. Federal Law of 08.08.2001 No. 129-03 (as

amended on 12/31/2017) "On state registration of legal entities and individual entrepreneurs" // Russian newspaper. 2001. August 10th.

5. Order of the Federal Service of Forces of the

National Guard of the Russian Federation of September 30, 2016 No. 132 "Issues of the Main Directorate of the Federal Service of Forces of the National Guard of the Russian Federation for St. Petersburg and the Leningrad Region". Electronic resource: Consultant Plus (appeal date: 07/20/2018).

6. Rosgvardi order dated 08.12.2016 No. 441 "On

the implementation by the Federal Service of the National Guard troops of the Russian

Federation, the territorial bodies of the Federal Service of the National Guard troops of the Russian Federation and federal public institutions under the jurisdiction of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation, budgetary authority of revenue administrators of the federal budget "(as amended on 06/22/2017 No. 181, of October 18, 2017 No. 439, of January 24, 2017 No. 19). Electronic resource: Consultant Plus (circulation date: July 21, 2018).

7. Electronic resource: rusprofile entry time 07/

26/2018 12-48 (appeal date: 07.21.2018).

8. Federal Law dated 04.14.1999 No. 77-FZ (as

amended on 05.12.2017 No. 391-FZ) "On Departmental Security" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 04.19.1999, No. 16, Art. 1935.

9. Government Decree dated December 06, 2016

No. 1303 "On the procedure for determining tariffs for services provided by the troops of the National Guard of the Russian Federation to protect property and objects of citizens and organizations, as well as other services related to securing property and declaring certain acts of the Government invalid. Of the Russian Federation "// Collected Legislation of the Russian Federation, 12.12.2016, No. 50, Art. 7118.

10. Order of the Russian Guard from 06.06.2017 No. 158 "On approval of the Methodology for setting tariffs for services for the protection of property and objects of citizens and organizations, as well as for other services related to securing property on a contractual basis" provided by the National Guard of the Russian Federation // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru,

00

СЭ

СЧ

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.