Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НОВЕЛЛАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ПРОБЛЕМАХ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НОВЕЛЛАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ПРОБЛЕМАХ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / СТРАТЕГИЯ / ЗАКОН / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕСПИЛОТНЫЕ УСТРОЙСТВА / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / НАРУШЕНИЯ / ФАКТОРЫ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диканова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы государственной политики на транспорте в связи с принятой в 2021 году Транспортной стратегией, реформы государственного контроля (надзора) на транспорте, а также новеллы транспортного законодательства: о беспилотных устройствах, об инвестиционных соглашениях на транспорте, о требованиях по обеспечению транспортной безопасности, экологической безопасности, в том числе при перевалке угля. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства и принятию организационных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOME NOVELTIES OF LEGISLATION IN THE FIELD OF TRANSPORT AND THE PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION

The article considers issues of state policy in transport in connection with the Transport Strategy adopted in 2021, the reform of state control (supervision) in transport, as well as short stories of transport legislation: on unmanned devices, on investment agreements in transport, on requirements for ensuring transport safety, environmental safety, including coal transshipment. Proposals were made to improve legislation and adopt organizational measures.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НОВЕЛЛАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ПРОБЛЕМАХ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

MODERN SCIENCE. 2022. № 1.

ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПЕДАГОГИКИ

OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD JURISPRUDENCE, ECONOMICS AND PEDAGOGY

Научная статья © Диканова Т.А., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-042 УДК 343.9

MOSURED: 77/27-006-2022-01-61

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НОВЕЛЛАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ПРОБЛЕМАХ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Татьяна Александровна Диканова

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации dikanovata@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственной политики на транспорте в связи с принятой в 2021 году Транспортной стратегией, реформы государственного контроля (надзора) на транспорте, а также новеллы транспортного законодательства: о беспилотных устройствах, об инвестиционных соглашениях на транспорте, о требованиях по обеспечению транспортной безопасности, экологической безопасности, в том числе при перевалке угля. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства и принятию организационных мер.

Ключевые слова: транспорт, стратегия, закон, контрольно-надзорная деятельность, безопасность, беспилотные устройства, концессионные соглашения, экология, нарушения, факторы, Счетная палата, меры

Для цитирования: Диканова Т.А. К вопросу о некоторых новеллах законодательства в сфере транспорта и проблемах их реализации // Современная наука. 2022. № 1. С. 32-36.

Original article

ON THE ISSUE OF SOME NOVELTIES OF LEGISLATION IN THE FIELD OF TRANSPORT AND THE PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION

Tatiana A. Dikanova

Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation dikanovata@yandex.ru

Abstract. The article considers issues of state policy in transport in connection with the Transport Strategy adopted in 2021, the reform of state control (supervision) in transport, as well as short stories of transport legislation: on unmanned devices, on investment agreements in transport, on requirements for ensuring transport safety, environmental safety, including coal transshipment. Proposals were made to improve legislation and adopt organizational measures.

Keywords: transport, strategy, law, control and supervisory activities, security, unmanned devices, concession agreements, ecology, violations, factors, Accounting Chamber, measures

For citation: Dikanova T.A. On the issue of some novelties of legislation in the field of transport and the problems of their implementation // Modern science. 2022. № 1. P. 32-36.

В последние годы и в особенности в 2021 г. активизировалась транспортная политика России. В выступлениях Президент Российской Федерации В. Путин неоднократно поднимал тему модернизации транспорта и его безопасности. В октябре 2021 г. он заявил, что российские власти, полиция и дорожные службы должны вместе работать над повышением безопасности: «Мы не можем на дорогах терять столько людей, как при военных действиях». В декабре 2021 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент поручил министру транспорта до конца 2021 г. согласовать и утвердить программу «Комплексное развитие и модернизация пассажирского транспорта общего пользования в субъектах России», чтобы она заработала с начала 2022 г. Президиум Госсовета 19 октября 2021 г. рассмотрел основные направления транспортной политики до 2030 года. Президент, выступая на заседании, отметил, что каждый гражданин России должен быть обеспечен надежным, безопасным транспортным сообщением, что закреплено в Конституции РФ. Он затронул вопросы развития всех видов транспорта. В частности, названа проблема незагруженности российских морских портов на фоне иной картины в зарубежных странах, причинами которой явля-

ются длительные сроки таможенного оформления, отсутствие дорог для подъезда к портам, необходимой портовой инфраструктуры, что актуально и для Северного морского пути. Важно не только строить дороги и вокзалы, порты и пристани, но и содержать их достойно, не разворачивать новые стройки, не завершая начатое. Все выступающие на заседании отметили, что перед страной стоят грандиозные задачи по развитию транспорта, в том числе замена на 70% парка региональных перевозок. Инвестиции составят 60 трлн руб. в ближайшие 15 лет. Президент потребовал ускорить принятие Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее - Стратегия), что и было сделано - Стратегия утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.

Стратегия имеет важнейшее значение не только для транспорта, но и для всей экономики, а также социальной сферы страны. Она согласована с рядом документов стратегического характера: Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», указами Президента о национальных целях развития России, стратегиями национальной безопасности, пространственного развития, развития Арктической

32

LAW

зоны, экспорта услуг, туризма, таможенной службы, Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, Морской доктриной РФ, Национальной программой «Цифровая экономика РФ», решениями органов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по основным направлениям транспортной политики и евразийской интеграции до 2025 г. Учтены опыт реализации государственных программ, планов, проектов, посвященных транспорту, прогнозы социально-экономического развития России, международной торговли, конвенциальные нормы и положения российского законодательства.

Решение новых задач удачно вписывается в реформу контрольно-надзорной деятельности на транспорте, либерализацию контроля, ориентацию его на профилактику нарушений, что потребовало изменений в транспортном законодательстве, включая все транспортные уставы и кодексы. Новеллы связаны с определением предмета и объектов государственного контроля на каждом виде транспорта, введением системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) как основы контроля. Теперь объекты контроля учитываются по категориям риска, зависящим от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Определены виды профилактических и контрольных мероприятий, правила их реализации. Составляется годовой план контрольных мероприятий, который согласовывается с прокуратурой. Постановлениями Правительства РФ утверждены положения о государственном федеральном контроле, а Минтрансом России определен индикатор риска нарушения обязательных требований [1]. Индикатор - механизм, обеспечивающий, в частности, полноту учета нарушений правил безопасности движения, что важно в связи со случаями сокрытия их от учета, а значит, непринятия профилактических мер. Так, на железнодорожном транспорте таким индикатором является выявление в течение 3 месяцев более двух фактов несоответствия сведений из информационных ресурсов сведениям из отчетов владельцев инфраструктуры или железнодорожных путей. Приказом Ространснадзора от 15 декабря 2020 г. № ВБ-870фс утвержден Перечень нормативных правовых актов (далее - НПА), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках государственного контроля, привлечения к административной ответственности.

В транспортное законодательство внесены и новеллы об использовании беспилотных устройств. Эксперты прогнозируют, что, например, в автопро-ме к 2035 г. эти устройства составят около 10% всей выпускаемой продукции, а к 2050 г. - 100%. Данные устройства применяются на всех видах транспорта. Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» внесены следующие изменения: уточнены соответствующий понятийный аппарат, требования к поддержанию летной годности беспилотных авиационных систем и их элементов, процедура их сертификации, предусмотрена возможность использования беспилотников в спасательных операциях.

Модернизация невозможна без инвестиционных соглашений, которые нередко заключаются с нарушением прав инвестора, без условий об ответственности. Важно было нормативно регламентировать требования к ним. Применительно к строительству

и реконструкции морских портов это сделано Федеральным законом от 02 июля 2021 г. № 340-Ф3, дополнившим Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе ст.ст. 6.2 и 6.3, что должно способствовать выполнению планов развития транспорта.

Особое внимание законодателя обращено на проблему транспортной безопасности (далее - ТБ), то есть защиту объектов транспортной инфраструктуры (далее - ТИ) и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). В Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» неоднократно вносились изменения, последние - в 2021 г. В конце 2020 г. Правительство РФ приняло целый ряд постановлений с новыми требованиями по обеспечению ТБ, согласно которым все субъекты ТИ, вне зависимости от присвоенной категории и уровня безопасности, обязаны обеспечить принятие мер ТБ. Бизнес неоднозначно отнесся к новеллам о ТБ. Предполагалось, что будут внесены изменения в НПА в сторону их либерализации, однако это реализовано лишь частично. Основные претензии к НПА: не пересмотрены условия категорирования, значительное количество объектов требует оснащения по первой категории, установлена обязанность определить границы различных частей зоны ТБ и т.д., что сложновыпол-нимо, а расходы бизнеса и бюджетов всех уровней сравнимы со стоимостью строительства самих объектов. Требования к обеспечению ТБ распространяются и на искусственные сооружения (далее - ИСО) дорожного хозяйства - мосты, эстакады, путепроводы и т.д. В настоящее время 7% мостов находится в аварийном и предаварийном состоянии. В результате обрушения ИСО жители ряда регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока, оказываются отрезанными от Большой земли. Практически все губернаторы на одном из заседаний Госсовета в 2019 г. называли проблему восстановления мостов чуть ли не первостепенной для регионов. Президент России поставил задачу разработать программу приведения ИСО в нормативное состояние. Ее реализацию, по мнению руководителей предприятий дорожного хозяйства, затрудняет требование об оснащении кате-горируемых сооружений оборудованием для обеспечения ТБ. При этом многие ИСО не представляют интереса для АНВ.

Издан Приказ Минтранса России от 28 августа 2020 г. № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих катего-рированию по видам транспорта». Требования ТБ распространяются и на объекты, не подлежащие категорированию, причем их реализация трудоемка и финансово затратна. Так, Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2020 г. № 2070 утверждены следующие требования (15) для объектов ТИ дорожного хозяйства, не подлежащих категорирова-нию: обследовать объект ТИ и изучить реализуемые на нем меры от угроз совершения АНВ, разработать, утвердить паспорт обеспечения ТБ объекта ТИ и документы, являющиеся приложением к нему, проводить учения и тренировки с периодичностью не реже одного раза в 2 года и т.д. Установлены весьма обременительные обязанности в случаях перехода права собственности или передачи права использования объекта, изменения нормативных правил ТБ

MODERN SCIENCE. 2022. № 1.

и т.д. По существу, к некатегорированным объектам применяются те же требования, что и к категориро-ванным. Утверждены и требования к техническим средствам, которыми оснащается объект ТИ, включая сертификацию и ответственность за их несоблюдение [2].

Вместе с тем перевозчики должны выполнять не только требования ТБ. Это в том числе и экологические требования к транспорту и используемому топливу, которые постоянно ужесточаются, особенно к автотранспорту - основному загрязнителю экологии. В 1996 г. на смену стандарту Евро-1 пришел стандарт Евро-2, потом последовательно дошли до Евро-6, с 2020 г. - опять новые правила. Наряду с требованиями по токсичности отработавших газов действуют европейские правила но шуму [3]. Евросоюз нацелен на дальнейшее сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 90% к 2050 г. Продвигаются все новые и новые инициативы [4]. Европарламентом 9 июня 2020 г. принят «Пакет мобильности», состоящий из двух регламентов и директивы, направленных на обеспечение безопасности на автотранспорте, соблюдение режима труда и отдыха водителей, введение одинаковой оплаты труда водителей и обязанностей владельцев автобизнеса по соблюдению прав водителей, усиление контроля за обеспечением безопасности перевозок [5].

В России с 2005 г. действует экологический стандарт Евро-2 и Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» [6]. С 2008 г. при ввозе транспортного средства в Россию таможенному контролю предъявляется сертификат Евро-3. Изменения, направленные на соблюдение экологических норм, внесены и в Правила дорожного движения [7].

Приняты Указ Президента РФ от 04 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», Федеральный закон от 02 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». С 1 июля 2021 г. введены новые правила в части экологических требований при ввозе подержанных автомобилей и их доработки. Транспортная стратегия включает раздел о сокращении выбросов парниковых газов от транспорта с разбивкой по его видам. В 2019 г. сжигание топлива в транспорте - это 15% всех выбросов парниковых газов: 61% выбросов - от автодорожного, 5% - от воздушного, 3% -от железнодорожного, 1% - от водного транспорта, 27% - от трубопроводов. В Транспортной стратегии предусмотрено снижение на 1,2% от общего объема выбросов в 2017 г., до 2050 г. 2030 г. Снижение менее значительное, чем в Евросоюзе из-за нежелания обременять бизнес. Понятно, что игнорирование «зеленой повестки» сократит и так незначительную долю России в международных перевозках своих же грузов.

Рассматриваемые вопросы регламентируются и законодательством ЕАЭС [8]. Соблюдение экологических норм связано не только с международными требованиями и конкуренцией. Так, более 50% угля экспортируется через порты Дальнего Востока, в планах рост экспорта. Стивидорные компании повышают пропускную способность портов, сооружают новые порты вблизи населенных пунктов. Прирост погрузки в портах Дальневосточного федерального округа в январе 2021 г. составил 68,8% к

34 - К

январю 2020 г. Между тем определенный класс угля относится к опасным грузам1, его перевозка требует соблюдения международных и российских норм [9], разрешительных документов. Открытая перевалка угля, его дробление перед погрузкой на суда угрожает экологии и здоровью людей, в связи с чем проходили протестные выступления жителей близ крупных угольных портов Приморья, Хабаровского края, Мурманской и Ленинградской областей. Решение этой проблемы - в числе поручений Президента РФ. По данному вопросу издано распоряжение Правительства РФ от 24 мая 2018 г. № 968-р. Деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в морских портах является предметом экологического контроля [10]. НПА, регламентирующие рассматриваемую деятельность, в последние годы актуализированы, в том числе Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта [11]. Проектировщики, строители и эксплуатирующие организации обязаны выполнять требования НПА, применять способы и методы, предусмотренные информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля. Технологии определяются исходя из расположения объекта ТИ, грузооборота терминала и его площади, используемого оборудования и мер пылеподавления. На документацию, проектную и объектов, используемых для перевалки угля, необходимы заключения государственной экологической экспертизы.

Экологическая безопасность обеспечивается закрытой перевалкой угля, но представители угольной отрасли и портовики считают, что ее введение обанкротит десятки морских терминалов. В России лишь три порта отвечают лучшим мировым стандартам - это Усть-Луга, Тамань и Восточный. Вообще для российских предпринимателей характерно ведение прибыльного бизнеса при полном отсутствии интереса к его техническому и технологическому переоснащению, они постоянно не готовы к введению новых требований со стороны государства и пугают власть закрытием рабочих мест (аналогичная позиция, например, в бизнесе, десятилетиями экспортирующем необработанный российский лес, нередко незаконно срубленный). По тем же причинам отвергнуты и такие предложения, как повышение железнодорожных тарифов при транспортировке угля в порты с открытой перевалкой, внесение дополнения в ст. 26 Федерального закона 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что в границах населенных пунктов допускается перевалка и хранение пылящих навалочных грузов только закрытым способом, установление жесткой административной ответственности за нарушение экологических норм при перевалке угля и т.д. В настоящее время ограничились вменением стивидорам в обязанность устанавливать системы пылеподавления, ветрозащитные конструкции.

Подытоживая вышеизложенное, важно подчеркнуть, что либерализация контроля на транспорте, отмена многих обязательных требований, в том числе о безопасности, не должны привести к росту

1 Например, древесный уголь относится к 4-му классу опасности по ГОСТ 19433 (подкласс 4.2; черт. 4б, классификационный шифр 4212: серийный номер ООН 1361).

нарушений и их латентности. Важно обеспечить мониторинг применения новых НПА, сформировать эффективную систему управления рисками, предупредить ее недостатки, аналогичные выявленным Счетной палатой РФ в таможенной сфере (необоснованное отнесение объектов к низкой категории риска, непроведение контрольных мероприятий, предусмотренных профилем риска и пр.) [12]. Требуется комплексный подход к обеспечению всех видов безопасности, а не только от АНВ. Важно активизировать контроль исполнения программ развития транспорта. Недопустимо, на наш взгляд, как это сделано в Стратегии, предусматривать возможность ее изменения. Планы должны быть просчитаны и выверены, строго выполняться, а виновные в невыполнении - привлекаться к ответственности. Реализацию планов необходимо обеспечить не только финансовыми, материальными, но и людскими ресурсами. Для этого также требуется комплекс мер, в частности, к сокращению внутренней миграции в России. Например, стоит задача по развитию Байкало-Амурской магистрали, а численность населения там упала в разы. В результате для строительства нового пути привлечены железнодорожные войска. Необходимо развитие средств связи. Как отмечают специалисты, даже в Московской области есть места, где голосовая связь не всегда работает нормально, не говоря уже о 3G-Интернете и пр. Без связи технические средства транспорта оказываются локальными, оторванными от общей системы безопасности [13]. Нужно, наконец, наладить надлежащее частно-государственное партнерство. Законодательство должно стимулировать предпринимателей к модернизации, как это делается в Евросоюзе, иначе они никогда не будут готовы к этому. Решение многих проблем транспорта, в частности его экологичности, требует подъема экономики страны в целом. Важно создание своего серийного производства технических средств обеспечения безопасности и самих ТС. Насущной проблемой является разработка новых технологий для транспорта, о чем сказано в Стратегии.

Реальная ситуация оставляет желать лучшего, в том числе по причине растрачивания средств, выделяемых на новые разработки. Так, проверка Счетной палаты РФ в дорожной отрасли в период с 2018 по 2020 г. выявила многочисленные нарушения. На автодорогах федерального значения, по официальным данным, применено 264 современных технологий и материалов. Однако 63,6% из них не являются новыми. В Росавтодоре с 2014 по 2020 г. освоили 3,6 млрд руб. бюджетных средств под видом НИОКР, хотя НиОКР не велись. Отсутствовали благоприятная среда для создания новых технологий и материалов, утвержденный порядок их разработки и мониторинга результатов внедрения с последующей оценкой эффективности, перечень соответствующих документов и согласований, государственная структура, ответственная за инновационное развитие, официальные испытательные полигоны, ключевые понятия в законодательстве: новые технологии, новые технологические решения, новые материалы, а также критерии отнесения технологий и материалов к таковым. С 2014 по 2020 г. выделенные на создание новых технологий средства направлены исключительно на разработку ГОСТов, методических и аналитических документов. Разработка одного методического документа обходилась в 10,3 млн руб., причем не все методики практически применялись [14]. Структура и

наполнение Реестра новых и наилучших технологий для осуществления дорожной деятельности не соответствовали Порядку его формирования и ведения. Более 97% технологий и материалов, включенных в Реестр, не прошли необходимые экспертные согласования [15].

Для каждого вида транспорта должен быть разработан комплекс мер по предупреждению нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части планирования закупок, определения цены контрактов (бюджетные средства под их выполнение завышаются в 2-3 раза) [16], требований к документации о закупках, к конкуренции на рынке работ по содержанию объектов ТИ. Необходимо прекратить практику преждевременного заключения контрактов (например, когда еще не решен вопрос о выделении земли под строительство объекта ТИ), а также контрактов с единственным участником торгов.

Нельзя не согласиться с мнением, высказанным в юридической литературе, об отсутствии государственной политики по противодействию теневой экономике, разобщенности элементов государственного финансового контроля, разрозненном и несистемном характере борьбы с экономическими преступлениями, недостаткам ее нормативного регулирования, кадрового обеспечения, финансирования, включая расходы на агентурный аппарат и вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений, об отсутствии должного информационного взаимодействия между правоохранительными и контролирующими органами [17]. Указанные факторы негативно воздействуют на законопослушный бизнес. По данным 2021 г., 78% компаний столкнулись с экономическими преступлениями за последние три года: в 7 из 10 компаний при внутреннем расследовании инцидентов выявлены признаки финансовых преступлений [18]. Тормозит развитие России и отталкивает инвесторов не тотальный контроль, а высокий уровень криминализации российской экономики.

Список источников:

1. Приказ Минтранса России от 28 мая 2021 г. № 171 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорГа» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 (ред. от 17.04.2021) «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

3. URL: https://studme.org/155251/ekologiya/ekologi-chnost transportnyh sredstv (дата обращения: 18.01.2022).

4. "URL:nttps://mfotrans.by/2020/07/09/paket-mobü-nosü-chto-izmenitsya-dlya-transportnyh-kompanij-es/ (дата обращения: 18.01.2022).

5. URL:https://perevozka24.m/pages/innovacionnye-tehnologii-na-transporte-novye-vozmozhnosti-ili-novye-ugrozy (дата обращения: 18.01.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

MODERN SCIENCE. 2022. № 1.

7. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 июня 2019 г. № 66 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

9. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

11. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. № 1288 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности объектов морского транспорта» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.01.2022).

12. URL:https://www.alta.ru/external_news/74718/ (дата обращения: 18.01.2022).

13. URL:https://takir.ru/vse-publikacii/tehnicheskie-sredstva-transporta-chto-meshaet-rabotat-na-100/ (дата обращения: 18.01.2022).

14. URL:https://5koleso.ru/articles/novosti/metodichki-vmesto-innovaczij-schetnaya-palata-vyyasnila-na-chto-rosavtodor-potratil-milliardy/ (дата обращения: 18.01.2022).

15. URL: https://ach. gov. ru/checks/schetnaya-palata-proanalizirovala-mekhanizmy-vnedreniya-novykh-tekhnologiy-v (дата обращения: 18.01.2022).

16. URL: https://www.rbc.ru/society/04/08/2020/5f28 8fa69a7947f53dd75f30/ (дата обращения: 18.01.2022).

17. URL: https://studref.com/454161/ekonomika/ problemy_sfere_borby_ekonomicheskimi_prestupleniyami/ (дата обращения: 18.01.2022).

18. URL: https://www.buhgalteria.ru/article/ ekonomicheskie-prestupleniya-kak-s-nimi-borotsya/ (дата обращения: 18.01.2022).

References:

1. Order of the Ministry of Transport of Russia of 28.05.2021 № 171 «On approval of the indicator of the risk of violation of mandatory requirements in the implementation of federal state control (supervision) in the field of railway transport» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 26.09.2016 № 969 (as amended on 17.04.2021) «On approval of the requirements for the functional properties of technical means of ensuring transport security and the Rules for mandatory certification of technical means of ensuring

transport security» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

3.URL:https://studme.org/155251/ekologiya/ ekologichnost transportnyh sredstv (date of access: 18.01.2022).

4. URL: https://infotrans.by/2020/07/09/paket-mobilnosti-chto-izmenitsya-dlya-transportnyh-kompanij-es/ (date of access: 18.01.2022).

5. URL: https://perevozka24.ru/pages/innovacionnye-tehnologii-na-transporte-novye-vozmozhnosti-ili-novye-ugrozy (date of access: 18.01.2022).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 12.10.2005 № 609 (as amended on 30.07.2014) «On Approval of the Technical Regulations «On the Requirements for Emissions of Harmful (Polluting) Substances by Automobile Equipment put into circulation on the territory of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 № 1090 (as amended on 31.12.2020) «On the Rules of the Road» (together with the «Basic Provisions for the Admission of Vehicles for Operation and the Obligations of Officials to Ensure Road Safety») (as amended and supplemented, effective from 01.01.2022) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

8. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of 21.06.2019 № 66 «On Amendments to the Technical Regulations of the Customs Union «On the Safety of Wheeled Vehicles» (TR TS 018/2011) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

9. European Agreement on the International Carriage of Dangerous Goods by Road (ADR / ADR) (concluded in Geneva on 30.09.1957) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2021).

10. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.06.2021 № 1096 «On federal state environmental control (supervision)» (together with the «Regulations on federal state environmental control (supervision)») // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

11. Decree of the Government of the Russian Federation of 07.10.2019 № 1288 «On amendments to the technical regulations on the safety of maritime transport facilities» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 18.01.2022).

12. URL: https://www.alta.ru/external_news/74718/ (date of access: 18.01.2022).

13. URL: https://takir.ru/vse-publikacii/tehnicheskie-sredstva-transporta-chto-meshaet-rabotat-na-100/ (date of access: 18.01.2022).

14. URL: https://5koleso.ru/articles/novosti/metodichki-vmesto-innovaczij-schetnaya-palata-vyyasnila-na-chto-rosavtodor-potratil-milliardy/ (date of access: 18.01.2022).

15. URL: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-proanalizirovala-mekhanizmy-vnedreniya-novykh-technologiy-v (date of access: 18.01.2022).

16. URL: https://www.rbc.ru/society/04/08/2020/5f288f a69a7947f53dd75f30/ (date of access: 18.01.2022).

17. URL: https://studref.com/454161/ekonomika/ problemy_sfere_borby_ekonomicheskimi_prestupleniyami/ (date of access: 18.01.2022).

18. URL: https://www.buhgalteria.ru/article/ ekonomicheskie-prestupleniya-kak-s-nimi-borotsya/ (date of access: 18.01.2022).

Информация об авторе

Т.А. Диканова - доктор юридических наук, доцент, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022

Information about the author

T.A. Dikanova - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Honorary worker of the prosecutor s office of the Russian Federation, Head of the department of scientific support ofprosecutorial supervision and strengthening of legality in the activities of customs authorities and transport of the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Contacts: ul. 2nd Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022

Статья поступила в редакцию 21.01.2022; одобрена после рецензирования 03.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 21.01.2022; approved after reviewing 03.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

36 - LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.