OPEN Q ACCESS
MODERN SCIENCE
OPEN Q ACCESS
Научная статья УДК 37
NIION: 2010-0082-6/21-032 MOSURED:77/27-006-2021-06-51
© Н.М. Кузнецова, 2021
DOI 10.53039/2079-4401.2021.8.6.014
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ДОПУСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Наталья Михайловна Кузнецова
Научный центр БДД МВД России [email protected]
Аннотация. В статье представлены динамика аварийности вследствие нарушения правил дорожного движения водителями в возрастной группе 16-19 лет, включая относительные показатели, а также краткий анализ программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств в контексте выделения особенностей обучения несовершеннолетних кандидатов, рассмотрен зарубежный опыт подготовки несовершеннолетних водителей на примере Норвегии.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств, практическое обучение вождению, дорожно-транспортный травматизм, несовершеннолетние кандидаты в водители
Для цитирования: Кузнецова Н.М. Особенности обучения и допуска несовершеннолетних кандидатов в водители к участию в дорожном движении // Современная наука. 2021. № 6. С. 60-63. DOI 10.53039/2079-4401.2021.8.6.014
Original article
ABOUT SOME FEATURES OF EDUCATION AND SEQUENTIAL STEPS IN EXAMINITIONS
FOR THE DRIVING LICENCE
Natalia M. Kuznetsova
Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» [email protected]
Abstract. The article presents the dynamics of accidents due to violations of traffic rules by drivers in the age group of 16-19 years old, including the relative indicators, presents a brief analysis of vocational training programs for drivers of vehicles in context of the features of training young drivers, including Norway experience.
Keywords: road safety, professional training programs for drivers of vehicles, practical training in driving, road traffic injuries, underage candidates for drivers
For quotation: Kuznetsova N.M. About some features of education and sequential steps in examinitions for the driving licence // Modern science. 2021. № 6. P. 60-63. DOI 10.53039/2079-4401.2021.8.6.014
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по допуску водителей транспортных средств (далее - ТС) к участию в дорожном движении, показал, что в настоящее время обучаться вождению в условиях дорожного движения гражданин имеет право с 16 лет, для допуска к сдаче экзаменов на право управления ТС ему должно исполниться 17 лет (для категорий «В» и «С») (помимо общих условий необходимо согласие законных представителей), а выдается води-
тельское удостоверение по достижении совершеннолетия - в 18 лет [6].
Статистические сведения, характеризующие состояние дорожно-транспортной аварийности вслед-ствии нарушения правил дорожного движения водителями в возрасте 16-19 лет, констатируют, что в течение 5 лет (с 2015 по 2019 год) отмечается последовательная смена периодов роста и снижения показателей аварийности с участием лиц указанных возрастов [1-4] (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика аварийности из-за нарушения ПДД водителями
в возрасте 16-19 лет
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
»9'
Несмотря на то, что наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) зарегистрировано в группе водителей в возрасте 19 лет, за 5 лет прослеживается последовательная тенденция к снижению количества ДТП с их участием (на 25,2% начиная с 2015 года). Тогда как в группе 16-17-летних наблюдается тенденция к росту количества ДТП. Так, в 2018 году число ДТП с 16-летними возросло на 1,3%, с 17-летними -на 9,7%, в 2019 году с 16-летними - на 10,6%, с
17-летними - на 1,1% (диаграмма 1). Стоит обратить внимание на относительные показатели аварийности с участием водителей данных возрастов, таких как социальный риск и тяжесть последствий в ДТП. С 2015 по 2019 год наблюдается снижение показателей социального риска (исключение составил 2018 год, когда значение данного показателя незначительно увеличилось для всех возрастов) (диаграмма 2).
2016 2017 2018 2019
Диаграмма 2. Социальный риск. Показатели аварийности с участием водителей
разных возрастов
Как видим, наибольший показатель социального риска наблюдается у водителей в возрасте 19 лет. Несмотря на то что в 2019 году по сравнению с предыдущими периодами данный показатель достиг наименьшего своего значения 5,5, он по-прежнему остается высоким. Сравнительно невысокие показатели социального риска можно наблюдать в группах 16-17-летних.
В 2019 году он составил 1,3 и 1,9 соответственно. Динамика изменения тяжести последствий ДТП с участием водителей в возрасте 18-19 лет характеризуется стабильными показателями с тенденцией к снижению, начиная с 6,8, 6,7 в 2015 году до значения 5,3, 5,5 в 2019 году, по сравнению с динамикой изменений таких показателей с водителями в возрасте 16-17 лет (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Тяжесть последствий. Показатели аварийности с участием водителей
разных возрастов
Так, максимальный уровень коэффициента тяжести последствий в группе 16-17-летних (7,6 и 7,5 соответственно) зафиксирован в 2016 году. В 2018 году тяжесть последствий наиболее высокая в группе 17-летних (7), в 2019 году наблюдается снижение данного показателя во всех возрастных группах, самый низкий показатель в группе 16-летних (4,2).
Обзор зарубежной практики в таких странах, как Норвегия, Швейцария, Великобритания, Швеция, Германия и др. свидетельствует о низких статистических показателях детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ).
В качестве примера укажем, что в 2019 году в Норвегии1 зафиксировано одно ДТП в возрастной группе 16-18 лет. Право на управление автомобилем гражданину Норвегии, как и в России, может быть предоставлено по достижении 18 лет. Теоретическое обучение схоже с российским, но практическое обучение имеет ряд отличий: включает заня-
1 По количеству зарегистрированных автомобилей Норвегия почти в 16 раз уступает Российской Федерации. Если бы коэффициент смертности в России был схож с Норвегией, в результате ДТП в нашей стране в год погибали бы в среднем 1733 человека, что в 10 раз больше, чем в Норвегии.
MODERN SCIENCE
OPEN (7 ACCESS
тия в темное время суток (так называемую «ночную езду», проводятся в период с осени по весну), а также курс безопасной езды в условиях скользкой дороги (скользкие поверхности оборудуются на спусках и на подъемах, а для выполнения упражнений обычно выделяется автомобиль старой модели с отсутствием любых вспомогательных систем). Кроме того, во время практических занятий для оценки реакции кандидата в водители в условиях ограниченной видимости на полигоне устанавливаются манекены в темной одежде со световозвращающими элементами. Кандидат должен вовремя заметить, среагировать на «участника дорожного движения» и избежать наезда на него.
Отрабатывается также реакция обучающихся на внезапно возникшие препятствия. В качестве такого препятствия на полигоне устанавливают модель лося (изготавливается из пластика, примерный вес 9 кг), которой с помощью компьютерной программы управляет инструктор. Задача кандидата выполнить торможение и не допустить столкновения. Кроме того, маршрут предполагает передвижение по оживленным городским районам, а также упражнение, связанное с обгоном на автостраде, и т.д.
Важной составляющей подготовки водителей в Норвегии, как и в других странах с низкими показателями ДДТТ, является эффективная реализация образовательных программ по обучению несовершеннолетних участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних водителей.
В нашей стране анализ программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств показал, что специальных программ для несовершеннолетних водителей не предусмотрено [7]. Автошколы могут самостоятельно разработать отдельные программы профессиональной подготовки для несовершеннолетних, но, как показывает практика, таких программ единицы. В настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации разработаны методические рекомендации (ИП-403/05 от 08.04.2019) по реализации программ профессиональной подготовки водителей категорий «В» и «М» и подкатегории «А1» из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста (далее - методические рекомендации).
Согласно методическим рекомендациям в базовом цикле программ, разрабатываемых для несовершеннолетних, предлагается предусмотреть в рамках предметов «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Правила дорожного движения» изучение дополнительных тем, таких как «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан за нарушение законодательства в сфере дорожного движения», «Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних за нарушение несовершеннолетними гражданами законодательства в сфере дорожного движения», «Транспортное средство как источник повышенного риска», «Основная опасность нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними участниками дорожного движения» и др. (всего 6). Фактически указанные темы входят в предусмотренные примерными про-
граммами предметы, но их содержание в основном сосредоточено на правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних и их законных представителей.
Другими словами, отличие программы для несовершеннолетних от предложенной в методических рекомендациях заключается в акцентировании внимания на законодательство, касающееся ответственности несовершеннолетних, и на дополнительный предмет по истории, который напрямую хоть и не влияет на безопасность дорожного движения, но способствует формированию нравственно-правовой культуры подростков.
Реализуются рекомендации только в проекте «Профессиональное образование без границ» в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Проект предполагает наравне с освоением школьниками программ общего и среднего общего образования обучение по программам профессиональной подготовки по должностям служащих (секретарь суда, артист, бухгалтер и т.д.) и профессиям рабочих (дорожный рабочий, маляр и т.д.), в том числе профессии водителя, за счет средств бюджета города Москвы [8]. В рабочих программах профессиональной подготовки водителей ТС, разработанных образовательными организациями, участвующими в проекте, учтены рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации в отношении лиц, не достригших 18-летнего возраста.
В отечественной практике прохождение несовершеннолетними программ профессиональной подготовки водителей ТС возможно совместно с другими образовательными программами, в частности программами среднего профессионального и дополнительного образования. С среднем специальном учебном заведении (например, техникуме или колледже) в программах подготовки квалифицированных рабочих (среднее профессиональное образование) уже предусмотрены программы подготовки водителей транспортных средств. Так, обучаясь профессии автослесарь, ученики параллельно осваивают профессиональную подготовку водителей транспортных средств и одновременно с аттестатом приобретают возможность получения водительского удостоверения. С учетом наступления частичной дееспособности и распределения учебных часов в календарном графике обучения программы профессионального обучения водителей ТС рассчитаны на несовершеннолетних старше 14 лет. Продолжительность обучения составляет 3-4 года для учащихся после окончания 9 класса и 1-2 года после окончания 11 класса в зависимости от выбранной профессии и формы обучения. Программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств разрабатываются так, чтобы к достижению подростком минимального возраста допуска к экзаменам на право управления ТС программа была им освоена.
Кроме того, пройти обучение по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств можно в автошколах, которые также имеют лицензию на осуществление соответству-
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
»9'
ющей образовательной деятельности. В настоящее время наибольшее количество кандидатов в водители выпускается именно коммерческими автошколами. С учетом массовости набора и ориентации организации на получение прибыли группы, в которых проходят обучение граждане, не дифференцируются по возрасту, а обучение осуществляется без учета личностных и психофизиологических особенностей несовершеннолетних.
Таким образом, совершенствование системы обучения и допуска несовершеннолетних кандидатов в водители остается важной проблемой, особенно в контексте разработки проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [5] по вопросам допуска к управлению транспортными средствами, в частности, допуска кандидата в водители до достижения им восемнадцатилетнего возраста к самостоятельному управлению транспортным средством категории «В» с сопровождающим лицом (п. 3 ст. 26).
Список источников:
1. Линник Т.М., Боронина В.СГалаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года: информационно-аналитический обзор. Москва: ФКУ «Научный центр БДД МВД России». 2018.
2. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б.,
формационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «Научный центр БДД МВД России». 2020.
3. Баканов К.С Ляхов П.В., Наумов С.Б Ло-парев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «Научный центр БДД МВД России». 2021.
4. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «Научный центр БДД МВД России». 2021. 76 с.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 30.07.2019) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.10.2021).
6. Приказ МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по прове-
дению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (ред. от 06.09.2017, с изм. от 25.10.2018) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2021).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (ред. от 19.10.2017) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.10.2021).
8. URL // https://www.spo.mosmetod.ru/borderless (дата обращения: 19.10.2021).
References:
1. Linnik T.M., Boronina V.S., Galaeva O.V. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2018: information and analytical review. Moscow: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2018.
2. Boronina V.S., Linnik T.M., Naumov S.B., Shesterikov N.A. Road transport accidents in the Russian Federation for 12 months of 2019: information and analytical review. Moscow: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2020.
3. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Naumov S.B., Loparev E.A Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Shesterikov N.A., Knyazev A.S., Ivlev V.S., Mokhov A.G. Road transport accidents in the Russian Federation in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021.
4. Law enforcement in the field of road safety in 2020. Information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 76 p.
5. Federal Law of 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Safety» (ed. From 30.07.2019) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 19.10.2021).
6. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 20.10.2015 № 995 «About the Approval of Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on Providing Public Service on Holding Examinations on the Right of Control of Vehicles and Issue of Driver's Licenses» (an edition of 06.09.2017, with amendment of 25.10.2018) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 22.10.2021).
7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 26.12.2013 №. 1408 «On approval of exemplary vocational training programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories» (ed. From 19.10.2017) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 19.10.2021).
8. URL // https://www.spo.mosmetod.ru/borderless
(date of access: 19.10.2021).
Информация об авторе
Н.М. Кузнецова - начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения ФКУ «НЦ БДД МВД России», кандидат психологических наук Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170
Information about the author
N.M. Kuznetsova - Head of the Department of Scientific Support for Preventive Measures and Activities for the Formation of Legal Awareness of Road Users of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», PhD in Psychology
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Статья поступила в редакцию 27.09.2021; одобрена после рецензирования 07.10.2021; принята к публикации 15.10.2021. The article was submitted 27.09.2021; approved after reviewing 07.10.2021; accepted for publication 15.10.2021.