Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОДОРОГАХ'

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОДОРОГАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ / МОСТЫ / ПУТЕПРОВОДЫ / АВТОДОРОГИ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диканова Т.А.

Рассматривается проблема приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов на автодорогах. Приводятся нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием и контролем за содержанием этих объектов, а также анализ нормативных правовых актов и предложения по устранению нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE FIELD OF ENSURING THE SAFETY OF ARTIFICIAL STRUCTURES ON HIGHWAYS

The article deals with the actual problem of bringing bridges and overpasses on highways into a normative state; the violations identified by the regulatory authorities related to the improper maintenance and control over the maintenance of these artificial objects are presented, the analysis of regulatory legal acts regulating this maintenance and control is given, proposals for eliminating violations are given. Keywords: safety, artificial structures, bridges, overpasses, highways, regulatory legal act, prosecutor’s supervision

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОДОРОГАХ»

УДК 342.9 © Т.А. Диканова, 2021

NIION: 2010-0082-5/21-005 DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.005

MOSURED: 77/27-006-2021-05-24

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОДОРОГАХ

Татьяна Александровна Диканова

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

Аннотация. Рассматривается проблема приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов на автодорогах. Приводятся нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием и контролем за содержанием этих объектов, а также анализ нормативных правовых актов и предложения по устранению нарушений.

Ключевые слова: безопасность, искусственные сооружения, мосты, путепроводы, автодороги, нормативный правовой акт, прокурорский надзор

Для цитирования: Диканова Т.А. Вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности искусственных сооружений на автодорогах // Современная наука. 2021. № 5. С. 24-28. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.005.

PROBLEMS OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE FIELD OF ENSURING THE SAFETY OF ARTIFICIAL STRUCTURES ON HIGHWAYS

Tatyana A. Dikanova

Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Abstract. The article deals with the actual problem of bringing bridges and overpasses on highways into a normative state; the violations identified by the regulatory authorities related to the improper maintenance and control over the maintenance of these artificial objects are presented, the analysis of regulatory legal acts regulating this maintenance and control is given, proposals for eliminating violations are given. Keywords: safety, artificial structures, bridges, overpasses, highways, regulatory legal act, prosecutor's supervision

For quotation: Dikanova T.A. Issues of control and supervision activities in the field of ensuring the safety of artificial structures on roads // Modern science. 2021. № 5. P. 24-28. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.005.

Безопасность движения, как известно, непосредственно связана с состоянием искусственных сооружений на транспортных коммуникациях [1]. Особую актуальность имеет вопрос о приведении мостов и путепроводов на автодорогах в нормативное состояние. По официальным данным, 7% мостов находятся в аварийном и предаварий-ном состоянии. Фиксируется снижение прочности мостовых конструкций, рост числа их обрушений и аварий. Последствия таких аварий - человеческие жертвы и имущественный ущерб, жители ряда регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока, оказываются отрезанными от Большой земли, нарушается связность территории России, население испытывает трудности в реализации своих конституционных прав.

В 2018 г. обрушился мост в Краснодарском крае, в Муровцевском районе Омской области -мост, соединяющий жителей с Большой землей. В 2019 г. в г. Свободный Амурской области под весом самосвала упал пролет путепровода над железнодорожными путями, в Оренбурге - мост под весом колонны самосвалов. В 2021 г. в Иркутской области и Забайкалье многие мосты повреждены в результате наводнения.

Проблема состояния мостов и путепроводов рассматривалась на Госсовете в 2019 г. Практически все губернаторы называли ее чуть ли не первостепенной для регионов. По итогам заседания Президент Российской Федерации поручил разработать программу приведения в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений. В декабре 2019 г. Федеральный проект «Мосты и путепроводы» (далее - Проект) утвержден Правительственной комиссией по транспорту. Соглас-

но Проекту запланирован ремонт 3903 аварийных мостов и 486 путепроводов, строительство 22 новых мостов. На работы, которые будут проводиться в 81 субъекте Российской Федерации, выделено 236 млрд руб. Кроме того, планируется построить 170 путепроводов, на что в течение 5 лет будет выделено 143 млрд руб. Регионам поручено актуализировать перечни объектов и обозначить приоритеты.

В Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства РФ (утв. Президентом РФ 12.02.2021 № Пр-215) включено определение направлений расходования средств, предоставляемых в том числе для реализации программы реконструкции и ремонта сооружений на дорогах регионального и местного значения. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 193 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 193) утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, контроль за соблюдением которых субъектами РФ поручен Росавтодору и органам финансового контроля, а также предусмотрена обязанность направления отчетности в органы Федерального казначейства.

В соответствии с Правилами предоставление трансфертов осуществляется на основании соглашения между Росавтодором и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в форме электронного документа. В Правилах

open , access

прописаны обязательные условия соглашения, обязательства указанного органа субъекта РФ, в том числе по приемке работ, составлению отчетов, право Росавтодора на проведение проверок соблюдения соглашения, технологии, качества материалов при строительстве объектов, а также условия возврата средств в случае невыполнения работ.

На заседании Правительства РФ 20 февраля 2021 г. рассматривалась Программа приведения в нормативное состояние и строительства искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного сообщения.

Возникает вопрос о полноте статистики. Так, по результатам проверок в 2018, 2019, 2020 гг. Контрольно-счетной палаты Новосибирской области установлено, что Минтранс области как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование ассигнований на основе недостоверной информации о состоянии дорог и мостов. Не исключено, что и в других регионах России складывается аналогичная ситуация. Следовательно, прокурорам при надзоре за исполнением законов на автотранспорте следует обращать внимание на полноту и достоверность учета состояния мостов и путепроводов. Кроме того, установлено, что в 2019 г. в области на дорогах регионального и межмуниципального значения не соответствовало нормативам 20,6% мостов, в 2020 г. - 29,9% [2].

В числе причин ненормативного состояния этих объектов - должностные злоупотребления и хищения бюджетных средств. В СМИ сообщалось, что на федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» выделено 580 млрд руб., и, по самым скромным оценкам, 25% средств расхищено [3], что связано с откатами при распределении подрядов, экономией материалов при строительстве, со взяточничеством при приемке работ. В итоге запланированные показатели не выполняются. Например, в докладе Минтранса России 2019 г. о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года указано, что целевые значения не достигнуты более чем по половине показателей [4].

Счетная палата Российской Федерации неоднократно указывала Росавтодору на существенные финансовые нарушения. Однако, по мнению его представителей, масштабы хищений в отрасли сильно преувеличены и не превышают среднероссийских показателей [5].

Среди факторов, способствующих бюджетным нарушениям, - недостатки концессионных соглашений в дорожном строительстве: вместо оптимизации бюджетных расходов они привели к дополнительным тратам. Представители государства опрометчиво заключают указанные соглашения при отсутствии уверенности в их исполнении [6].

Счетная палата указала на то, что не закреплены критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания, а также механизм распределения Росавтодором бюджетных ассигнований по подведомственным учреждениям. При расчете ассигнований агентство учитывало протяженность

openQ access

участков дорог, которые фактически отсутствовали, не эксплуатировались или их категории не соответствовали требованиям Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767. Необходимо установить, в том числе в порядке прокурорского надзора, как обстоит ситуация с мостами, характерен ли такой недостаток им.

В ходе контрольно-надзорной деятельности выявлены многочисленные нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке. Отмечен крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию сети автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения. Основная доля всех государственных контрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта.

К объектам регионального и местного значения применялся остаточный принцип. На содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 г. приходилось 2,2 млн рублей, регионального - в 8 раз меньше. На трассы регионального или межмуниципального значения направлялось 29,6% от нормативной потребности [7].

Счетная палата выявила нецелевое использование Росавтодором более 3,5 млрд рублей, выделенных на научные исследования и разработку новых технологий [8]. В итоге выяснилось, что половина новых разработок изобретена во времена СССР. Ро-савтодор нередко не соглашается с выводами Счетной палаты, как и в данном случае. Однако применение новых технологий должно повышать качество работ. Но, например, в вышеуказанном отчете Счетной палаты Новосибирской области отмечено ухудшение состояния автомобильных дорог после работ, выполненных в 2017 г., по сравнению с предшествующим годом.

В 2019 г. Счетная палата выявила неисполненные бюджетные обязательства в сфере транспорта на 85,7 млрд рублей, почти половина из которых пришлась на Росавтодор. Сложившаяся ситуации обусловлена рядом причин, среди которых неготовность регионов осваивать предоставленные ассигнования, позднее заключение государственных контрактов, ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиками, банкротство последних, низкое качество проектной документации. В результате 17 субъектов Российской Федерации не выполнили план по строительству и реконструкции автодорог [9].

В ходе проверок Счетной палаты и прокуроров в регионах выявлены следующие нарушения и недостатки при строительстве дорог и искусственных сооружений, касающиеся толщины дорожного покрытия; коэффициентов уплотнения и водонасыще-ния; изменения существенных условий контрактов; неполноты устранения замечаний органов контро-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

ля; непроведения экспертизы проектов строительства; превышения лимитов бюджетных ассигнований; предоставления субсидии при отсутствии правоустанавливающих документов на объект ремонта; составления подложных актов приемки работ; отсутствия документации в подтверждение выполнения работ; оплаты заказчиками невыполненных работ; качества работ; строительства без разрешения и при отсутствии рабочей документации; устаревших требования ГОСТов, не позволяющих применять новые технологии; отсутствия должного количества пунктов весогабаритного контроля.

Не обеспечен надлежащий системный контроль за ходом дорожно-строительных работ со стороны заказчиков, администраций муниципальных районов, подрядных организации и организаций, заключивших договоры на проведение строительного контроля. Контроль предусмотрен пп. 4 и 7 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, пп. 7.1 и 7.3 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства».

Выявлены и другие нарушения. Так, Счетная палата Новосибирской области неоднократно указывала на необходимость издания нормативного правового акта (далее - НПА) о порядке прекращения реализации бюджетных инвестиций, однако акт так и не был принят. Кроме того, обнаружены нарушения сроков строительства мостовых переходов; неприменение принципа импортозамещения; завышение цен на стройматериалы; непроведение при завышении сметной стоимости строительства дополнительной экспертизы ее достоверности (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в связи с чем сделан вывод о риске невыполнения задачи, поставленной Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Следует признать, что Счетная палата, как правило, выявляет нарушения со значительным разрывом во времени с момента их совершения. В настоящее время положения о контроле в рассматриваемой сфере кроме Градостроительного кодекса РФ прописаны в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - УАТ).

В 2021 г. УАТ дополнен статьей 3.1. о контроле за соблюдением обязательных требований, установленных федеральными, региональными и муниципальными НПА, международными договорами России, актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Согласно п. «д» ч. 2 ст. 3.1. УАТ в предмет федерального контроля входит в том числе контроль работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям), и основой контроля должна быть система управления рисками.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.06.2021 № 1043 «О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транс-

порте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве» при осуществлении выборочного контроля, предусматривающего проведение контрольных действий в форме отбора проб инструментального обследования, испытания и экспертизы, должностные лица используют правила и методы исследования и измерений, установленные для технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании».

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Ространснадзор осуществляет надзор за соблюдением правил закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5.12), проверяет деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность (п. 6.1), то есть, следует полагать, проверяет и исполнение, например, требований весового контроля.

В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве», Росавтодор не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Как отмечено выше, Правилами предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 193, Росавто-дору предоставлен ряд контрольных полномочий. Кроме того, согласно указанному Положению Ро-савтодор проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса. На Росавтодор возложено также множество функций, непосредственно обеспечивающих нормативное содержание рассматриваемых объектов: учет государственного имущества; осуществление закупок, полномочий собственника; обеспечение соответствия состояния дорог нормативам; учет показателей состояния безопасности движения по протяженности и техническому состоянию дорог; приемка в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков дорог; выдача разрешений допуска движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта; разработка правил и методов исследований и измерений; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт; функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Федерального дорожного агентства и др.

Росавтодором утвержден ряд методических рекомендаций, исключительно важных для контроля и обеспечения нормативного содержания рассматриваемых объектов. Однако методические реко-

open , access

мендации не могут рассматриваться как НПА, даже несмотря на то, что содержат слова «необходимо», «следует», ссылки на законы (хотя имеется решение Верховного суда РФ, в котором такие методические рекомендации расценены как НПА) [10]. Методические рекомендации не обязательны для контролирующих органов и проверяемых организаций, поскольку согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» государственный контроль проверяет соблюдение обязательный требований (а не методических рекомендаций), и перечень НПА, их содержащий, подлежит размещению на официальных сайтах (в данном случае Ространснадзора и Росавтодора).

Учитывая значимость методических рекомендаций, представляется необходимым, чтобы прокуроры при осуществлении надзора ознакомились с ними. Так, Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах (распоряжение Росавтодора от 30.08.1999 № 7Р) предусматривают классификацию работ по содержанию этих сооружений, формирование службы, обеспечивающей данное содержание, правила контроля качества работ. Кроме того, в них раскрывается понятие «содержание мостовых соо-ружений»1, содержатся условия договора о содержании сооружений между заказчиком и подрядчиком и, прежде всего, обязанности сторон. Так, требуемый уровень содержания мостовых сооружений устанавливается Заказчиком. Его обеспечивают мостовые службы (принципы их формирования также приводятся в указанных методических рекомендациях). Службы имеют двухзвенную систему: в штате аппарата Заказчика и Подрядчика; определены их функции. Мостовая группа Заказчика осуществляет контроль и анализ технического состояния сооружений, ведение автоматизированного банка данных о них, организует и проводит их инвентаризацию, диагностику, периодическое обследование, осуществляет пропуск и контроль за пропуском негабаритных и тяжеловесных грузов, выдает согласования и разрешения на их перевозку, организует проведение специальных, предпроектных обследований, обследований после усиления, ремонта, реконструкции сооружений, а в сомнительных или аварийных случаях - внеплановых обследований, осуществляет контроль за производственной деятельностью мостовых организаций подрядчиков, участвует в работе комиссий по приемке работ, в подготовке объектов к сдаче и вводу в эксплуатацию и др.

Производственные мостовые подразделения Подрядчика содержат мостовые сооружения, обеспечивают их безопасную и безаварийную работу, осуществляют постоянный надзор за ними, уход и профилактику, плановый предупредительный ремонт, учет сооружений и др. Методические реко-

openQ access

мендации содержат положения о документации, которую требуется вести.

Росавтодором утверждены и другие рекомендации, также имеющие важное значение для обеспечения надлежащего состояния мостов [11, 12].

Подводя итог вышеизложенному, нельзя не отметить, что проблема содержания искусственных сооружений, в частности мостов и путепроводов, сложная, комплексная, требующая постоянного контроля. Контроль осуществляется несколькими контролирующими органами. В таких случаях, с одной стороны, всегда возникает вопрос о разграничении компетенции обеспечения взаимодействия, с другой - обмена информацией. Представляется, что в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта полномочия основного контролирующего органа в сфере транспорта сформулированы так, что практически отсутствует их конкретизация в части контроля за содержанием мостов и путепроводов. По-видимому, эти полномочия должны быть конкретизированы с учетом того, что контроль не должен быть сосредоточен только в Росавтодо-ре - от Федерального дорожного агентства зависит содержание мостов и путепроводов, и эта деятельность, как представляется, должна находиться в поле зрения Ространснадзора.

Необходимо совершенствовать нормативное регулирование о содержании мостов и путепроводов, контроль за ним. Нельзя не отметить достоинства вышеуказанных методических рекомендаций, по существу являющихся программой действий для лиц, ответственных за содержание рассматриваемых объектов и контролирующих органов. По-видимому, они должны быть приведены в соответствие с новым законодательством о контроле. Однако важно учитывать отношение к методическим рекомендациям тех, кому они адресованы: если в странах ЕС к ним относятся практически как к требованиям, то в России - как к возможности их не выполнять.

Методические рекомендации должны быть основаны на четких положениях НПА. На наш взгляд, многие положения методических рекомендаций должны содержаться в НПА, которые должны быть включены в Перечень НПА, содержащих обязательные требования для автотранспорта. Отсутствие таких НПА в настоящее время ставит легитимность контроля под вопрос. Следует также активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в рассматриваемой сфере, необходимо привлечение специалистов к участию в прокурорских проверках, осуществление прокурорами проверок законности НПА о содержании мостов и путепроводов, издаваемых в регионах.

Список источников:

1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной дея-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

1 Содержание мостовых сооружений - осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических, планово-предупредительных ремонтных работ и работ по надзору и уходу за мостовыми сооружениями и за прилегающей непосредственно к ним территорией, называемой подмостовым пространством, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

open j) access

тельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.09.2021).

2. URL: http://ksp.nso.ru/news/1012 (дата обращения: 03.09.2021).

3. URL: https://www.forbes.ru/ekonomika/ lyudi/27446-dorozhnyi-razbor (дата обращения: 03.09.2021).

4. URL: https://finance.rambler.ru/ other/44745981/?utm_content=finance_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 03.09.2021).

5. URL: https://news.drom.ru/17087.html (дата обращения: 03.09.2021).

6. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/11/17/847336-dorozhnie-kontsessii (дата обращения: 03.09.2021).

7. Росавтодор не справился с планом по строительству дорог // URL: http://audit.gov.ru/activities/ control/19589// (дата обращения: 03.09.2021).

8. URL: https://ren.tv/news/ekonomika/862681-schetnaia-palata-ulichila-rosavtodor-v-rastrate-3-6-mlrd-rublei (дата обращения: 03.09.2021).

9. URL: https://www.rbc.ru/society/04/08/2020/5f2 88fa69a7947f53dd75f30 (дата обращения: 06.09.2021).

10. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2016 № АКПИ16-166 по административному исковому заявлению Михайлик О.С. о признании недействующим приказа Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2011 г. № 329 // URL: https://www.customs.gov.ru (дата обращения: 06.09.2021).

11. Распоряжение Росавтодора от 30.08.2016 № 1734-р «Об издании и применении ОДМ 218.2.0702016 «Методические рекомендации по конструкции, монтажу и содержанию сейсмозащитных устройств мостовых сооружений на автомобильных дорогах» // URL: https://www.rosavtodor.gov.ru (дата обращения: 06.09.2021).

12. Распоряжение Росавтодора от 20.07.2016 № 1339-р «Об издании и применении ОДМ 218.3.0662016 «Методические рекомендации по конструкции, монтажу и содержанию сферических опорных частей скольжения мостовых сооружений на автомобильных дорогах» // URL: https://www.rosavtodor.gov.ru (дата обращения: 06.09.2021).

open q access

References:

1. Federal Law of November 8, 2007 No. 257-FZ «On roads and road activities in the Russian Federation and on amending certain legislative acts of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 02.09.2021).

2. URL: http://ksp.nso.ru/news/1012 (date of access: 03.09.2021).

3. URL: https://www.forbes.ru/ekonomika/ lyudi/27446-dorozhnyi-razbor (date of access: 03.09.2021).

4. URL: https://finance.rambler.ru/ other/44745981/?utm_content=finance_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (date of access: 03.09.2021).

5. URL: https://news.drom.ru/17087.html (date of access: 03.09.2021).

6. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/11/17/847336-dorozhnie-kontsessii (date of access: 03.09.2021).

7. Rosavtodor could not cope with the plan for the construction of roads // URL: http://audit.gov.ru/activities/ control/19589 // (date of access: 03.09.2021).

8. URL: https://ren.tv/news/ekonomika/862681-schetnaia-palata-ulichila-rosavtodor-v-rastrate-3-6-mlrd-rublei (date of access: 03.09.2021).

9. URL: https://www.rbc.ru/society/04/08/2020/5f28 8fa69a7947f53dd75f30 (date of access: 06.09.2021).

10. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated 18.04.2016 No. AKPI16-166 on the administrative claim of Mikhailik O.S. on the invalidation of the order of the Federal Customs Service dated February № 16, 2011 329 // URL: https://www.customs.gov.ru (date of access: 06.09.2021).

11. Order of Rosavtodor dated 30.08.2016 No. 1734-r «On the publication and application of ODM 218.2.0702016 «Methodological recommendations for the design, installation and maintenance of seismic protection devices of bridge structures on roads» // URL: https://www. rosavtodor.gov.ru (date of access: 06.09.2021).

12. Order of Rosavtodor dated 20.07.2016 No. 1339-r «On the publication and application of ODM 218.3.0662016 «Methodological recommendations for the design, installation and maintenance of spherical sliding support parts of bridge structures on roads» //URL: https://www. rosavtodor.gov.ru (date of access: 06.09.2021).

MODERN SCIENCE

Информация об авторе

Т.А. Диканова - заведующая отделом НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры, доктор юридических наук Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022

Information about the author

Tatyana A. Dikanova - Head of Research Institute Department University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation,

Honorary Prosecutor's Office, doctor of law

Contacts: ul. 2nd Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.