Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА'

СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ / СОСТОЯНИЕ СООРУЖЕНИЙ / РЕМОНТ / НОРМАТИВЫ / СООТВЕТСТВИЕ / ROAD BRIDGE / CONDITION OF BUILDINGS / REPAIRS / STANDARDS / COMPLIANCE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дежин А.В.

В данной статье будет проведён анализ состояния пролётных строений автодорожных мостов на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области, соответствия нормативной потребности в обслуживании и ремонте фактической.This article will analyze the state of the span of road bridges on the regional network of public roads of the Oryol region, the compliance of the regulatory need for maintenance and repair of actual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 624.21/.8

СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

Дежин А.В., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.э.н. Куканова Н.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет проведён анализ состояния пролётных строений автодорожных мостов на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области, соответствия нормативной потребности в обслуживании и ремонте фактической.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Автодорожный мост, состояние сооружений, ремонт, нормативы, соответствие. ABSTRACT

This article will analyze the state of the span of road bridges on the regional network of public roads of the Oryol region, the compliance of the regulatory need for maintenance and repair of actual.

KEYWORDS

Road bridge, condition of buildings, repairs, standards, compliance.

Любая строительная конструкция подвержена влиянию множества агрессивных внешних факторов и для успешной её эксплуатации в течение нормативного срока службы, (тем более сверх нормативного срока) требуется регулярное проведение ТО и ремонтов, вплоть до замены выработавших свой ресурс частей конструкции. И тут уже решающее значение играют экономические факторы. Не секрет, что ни ТО, ни тем более ремонты мостов и подобных им сооружений в России не производятся в полном объёме (а чаще вообще не производятся) из-за постоянного недостатка целевых бюджетных средств. Подобное явление присутствует повсеместно на уровне местных муниципальных, региональных и федеральных бюджетов. Отсутствие своевременного финансирования ТО и ремонтов значительно сокращает срок службы таких дорогостоящих и капитальных строений, как мосты и создаёт потенциальную опасность при эксплуатации обветшалых конструкций.

В данной статье будет проведён анализ состояния существующих в Орловской области мостов, соответствия нормативной потребности в обслуживании и ремонте фактической.

Статистические данные для проведения исследования предоставлены Казённым учреждением Орловской области «Орёлгосзаказчик». КУ ОО «Орёлгосзаказчик» является некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение подведомственно Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и реализует часть его полномочий в сфере строительства социально значимых объектов и дорожной деятельности.

Учреждение участвует в формировании программы социально-экономического развития области, реализует региональную политику в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, закрепленными за учреждением на праве оперативного управления [5].

Для начала рассмотрим техническое состояние мостов, находящихся региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области (табл.1).

Таблица 1 - Сводные данные по состоянию искусственных сооружений на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области (по состоянию на 01.04.2019 г.) [4]

Мосты Путепроводы

через автодорогу через железную дорогу

Ед. % Ед. % Ед. %

Всего объектов: в том числе 172 100 2 100 3 100

в хорошем состоянии 34 19,77 1 50,0 1 33,3

в удовлетворительном состоянии 74 43,02 1 50,0 2 66,7

в неудовлетворительном состоянии 54 31,40 0 - 0 -

в аварийном состоянии 1 0,58 0 0 -

необследованные 9 5,23 0 - 0 -

Как видно из данных таблицы 1, в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся только 108 сооружений из 172 (62,79%), что весьма далеко от идеала. Но эти показатели по состоянию на 01.04.2019 не следует считать достоверными. Они не отражают реальной картины на дату составления Перечня мостовых сооружений ввиду редкости проведения осмотров и диагностики мостов. За 9-14 лет с момента последней диагностики до даты составления Перечня показатели состояния мостового сооружения, понятное дело, не улучшились (если, конечно не было ремонта). Такие сооружения, находившиеся на дату проведения осмотра в удовлетворительном состоянии, представлены в следующем количестве: 2004 - 1 ед.; 2005 - 6 ед.; 2006 - 5 ед.; 2007 - 3 ед.; 2008 - 2 ед.; 2009 - 3 ед. Итого 20 сооружений, или 11,63 % от общего числа.

При анализе данных о возрастном составе сооружений (табл. 2), привлекает внимание тот факт, что по 96 сооружениям (а это 55,81%) установить год постройки не представляется возможным. Это сокращает выборку более чем вдвое и серьёзно снижает достоверность статистических данных о годах постройки сооружений. Какой процент из этих 54 приходится на сооружения, выработавшие свой нормативный срок службы, предугадать не представляется возможным.

Далее обратимся к изучению межремонтных сроков фактически сложившихся для мостовых сооружений в Орловской области и сопоставим их с нормативными. С этой целью рассмотрим законодательно закреплённые нормативы для работ по содержанию мостов и сопоставим с фактическими данными из произведённой выборки (из общей совокупности данных по мостам, путепроводам, эстакадам) для тех сооружений, ремонт которых зафиксирован документально.

Таблица 2 - Сводные данные по годам постройки искусственных сооружений на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области _(по состоянию на 01.04.2019 г.) [4]_

Годы постройки сооружения Мосты, ед. Путепроводы, ед.

через автодорогу через железную дорогу

1951-1960 1 0 0

1961-1970 2 0 0

1971-1980 16 0 0

1981-1990 28 0 0

1991-2000 24 1 1

2001-2010 5 1 1

Год постройки не установлен 96 0 1

В «Справочном пособии дорожному (мостовому) мастеру по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (Российское дорожное агенство «Росавтодор», Москва 1999г.) в разделе II. «СОДЕРЖАНИЕ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ», а также в «Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (Дата введения 1999-09-0.) в разделе 3: «КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ» есть конкретные указания на сроки и виды работ по содержанию мостов [1, 2]. Рассмотрим эти нормативы в таблице 3.

Таблица 3 - Назначение и состав работ по содержанию мостов (извлечение)

Вид работ Назначение Периодичность

1 2 3

НАДЗОР: (нормативные работы) Оценка состояний сооружения -

1. Технический учет Необходим для определения состояния и степени износа каждого сооружения Регулярно, незамедлительно после каждого осмотра или ремонта

2. Осмотр и диагностика Выявление состояния сооружения, изучение его работы, планирование ремонтов По нормативам

УХОД (нормативные работы) Поддержание сооружений в надлежащем состоянии Постоянно в течение года

ПРОФИЛАКТИКА (нормативные работы) Предупреждение появления повреждений и дефектов 1 -5 лет

ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ (ППР) (сверхнормативные работы) Предупреждение повреждения несущих конструкций (устранение появившегося износа элементов) по ведомости дефектов 5-10 лет

РЕМОНТ (сверхнормативные работы) Восстановление первоначальных транспортно-эксплуатационных качеств сооружения, восстановление несущих конструкций (на основе проектно-сметной документации) 10-15 лет

1 2 3

РЕКОНСТРУКЦИЯ Улучшение первоначальных транспортно-эксплуатационных качеств сооружения (на основе изысканий и проектно-сметной документации) При необходимости

ПЕРЕСТРОЙКА Строительство нового сооружения взамен старого При необходимости

Кроме того, РосДорНИИ были проведены исследования по сравнению различных схем содержания мостовых сооружений. Результаты исследования показали, что проведение всех работ по содержанию моста с момента постройки приводит к увеличению долговечности (срока службы) на 10-40 лет. В частности постоянный уход увеличивает предельные сроки эксплуатации с 30 до 40 лет, а уход с профилактикой до 70 лет. При этом затраты на содержание минимальные. В то же время отсутствие ухода заставляет вкладывать большие средства в восстановительные работы при значительно меньшем выигрыше в сроке службы [3].

Исследования и нормативы, как видим, есть. Нужные исследования. Но насколько учитываются результаты и соблюдаются нормативы в реальности? Об этом пойдёт речь далее. Сравним фактическую продолжительность межремонтного периода мостов с плановой (табл. 4).

Таблица 4 - Фактическая продолжительность межремонтных периодов искусственных

сооружений на региональной сети автомобильных дорог общего пользования _ Орловской области (по состоянию на 01.04.2019 г.) [4] _

№ в списке Сооружение Год постройки Год проведения диагностики Год ремонта Межремонтный период, лет.

1 2 3 4 5 6

100 Мост, р. Вытебеть 18+764 км. 38,95 м. Неустан. 2015 1988 -

147 Мост, р. Бударик, 0+371 км. 41,2 м. Неустан. Неустан. 2000 -

53 Мост, р. Зуша, 17+994 км. 47,7 м. 1970 2007 2000 30

12 Мост, р. Сосна 28+616 км. 77,25 м. 1980 2007 2004 24

30 Мост, р. Зуша 80+204 км. 97,89 м. 1959 2008 2005 46

78 Мост, ручей Суходол 21+200 км. 21,0 м. Неустан. 1998 2009 -

137 Путепровод ж.д. 3+796 км. 33,7 м. Неустан. 2014 2010 -

83 Мост, ручей Дубовик, 11+647 км, 42,25 м. 1990 2012 2011 21

144 Мост, р. Крома 42+887 км. 39,58 м. Неустан. 2012 2011 -

166 Мост, р. Липовец 7+615 км. 34,18 м. Неустан. 2014 2011 -

24 Мост, р. Тишинка 93+132 км. 27,86 м. Неустан. 2005 2012 -

1 2 3 4 5 6

35 Мост, р. Неполодь 21+670 км. 49,7 м. 1979 2005 2012 33

46 Мост, р. Ицка 25+136 км. 34,18 м. 1977 2005 2013 36

54 Мост, р. Зуша 50+701 км. 65,25 м. 1983 2007 2013 30

130 Мост, р. Навля 8+843 км. 55,48 м. 1974 2014 2013 39

9 Мост, р. Лубна, 67+583 км. 48,7 м. 1984 2007 2013 29

2 Мост, р. Ока, 27+310 км. 55,88 м. 1985 2006 2014 29

14 Мост, р. Сосна 94,0 м. Неустан. Неустан. 2014 -

25 мост, р. Неручь 66+446 км. 87,74 м. 1970 2008 2014 44

31 Мост, р. Зуша 85+364 км. 108,92 м. 1979 2008 2014 35

34 Мост, р. Колпенка 28+767 км. 34,18 м. Неустан. 2007 2014 -

94 Мост, р. Ока 2+894 км. 60,0 м. Неустан. 2013 2014 -

32 мост, руч. Дросково 6+725 км. 2,77 м. 1972 2007 2016 44

33 мост, р. Фошня 9+746 км. 34,22 м. 1966 2007 2016 50

5 мост, р. Орса 3+715 км. 39,58 м. Неустан. 2006 2017 -

10 мост, р. Любовша 26+937км. 53,38 м. Неустан. 2007 2017 -

29 Мост, суходол. 77+130 км. 34,18 м. 1974 2008 2017 43

169 Мост, р. Зароща км 2+036 км. 25,7 м. Неустан. 2014 2017 -

Исключая данные по мостовым сооружениям, год постройки которых установить документально не удаётся, по формуле простой средней арифметической получаем средний срок межремонтной эксплуатации мостов 35,5 лет (от 21 до 50 лет). При этом невозможно подтвердить документально какие-либо нормативные или сверхнормативные работы по содержанию мостов в период межремонтной эксплуатации (последние, недавние сведения о результатах диагностики мостовых сооружений, почти всегда являются единственными), что свидетельствует о неудовлетворительной постановке делопроизводства в организациях, правопреемником которых сегодня является КУ ОО «Орёлгосзаказчик».

Выводы. Как видно из вышеприведённых сведений, фактические межремонтные сроки мостовых сооружений по области превышают нормативные в среднем вдвое. Это не лучшим образом сказывается на состоянии линейных объектов дорожного хозяйства Орловской области.

Библиография:

1. Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Дата введения 1999-09-0. Раздел 3: «Классификация работ по содержанию мостовых сооружений». «Техэксперт». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200043082 (дата обращения: 19.03.2019).

2. Справочное пособие дорожному (мостовому) мастеру по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Москва 1999 г. Раздел II. «Содержание мостовых сооружений». gosthelp.ru. URL: http://www.gosthelp.ru/text/PosobieSpravochnoeposobie.html (дата обращения: 19.03.2019).

3. Руководство по структуре и организации службы эксплуатации искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Москва 1994.Информационная система «Меганорм». URL: https://meganorm.ru/lndex2/1/4294851/4294851192.htm (дата обращения: 18.03.2019).

4. Приложение №3 к распоряжению Минтранса России от 12. 02.2003 №ОС-68-р «Перечень мостовых сооружений, находящихся на региональной сети автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 01.04.2019 г.» (документация КУ оО «Орёлгосзаказчик») (дата обращения: 19.03.2019).

5. Казённое учреждение Орловской области Орловский областной государственный заказчик. Официальный сайт. URL: http://www.orelgz.ru/о-компании/ (дата обращения: 18.03.2019).

УДК 624.21/.8

СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ЧАСТЬ 2. КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

Дежин А.В., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.э.н. Куканова Н.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет проведён анализ состояния пролётных строений автодорожных мостов на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области в зависимости от возраста сооружения и существующие способы ремонта пролётных строений с применением полимерных композиционных материалов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Мост, состояние сооружений, ремонт, возраст, полимерные композиционные материалы.

ABSTRACT

This article will analyze the state of the span of road bridges on the regional network of public roads of the Oryol region, depending on the age of the structure and the existing methods of repair of span structures using polymer composite materials.

KEYWORDS

Bridge, condition of buildings, repair, age, polymer composite materials.

На сегодняшний момент материалом для абсолютного большинства пролётных строений автодорожных мостов в Орловской области являются сталь и железобетон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.