Библиография:
1. Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Дата введения 1999-09-0. Раздел 3: «Классификация работ по содержанию мостовых сооружений». «Техэксперт». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200043082 (дата обращения: 19.03.2019).
2. Справочное пособие дорожному (мостовому) мастеру по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Москва 1999 г. Раздел II. «Содержание мостовых сооружений». gosthelp.ru. URL: http://www.gosthelp.ru/text/PosobieSpravochnoeposobie.html (дата обращения: 19.03.2019).
3. Руководство по структуре и организации службы эксплуатации искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Москва 1994.Информационная система «Меганорм». URL: https://meganorm.ru/lndex2/1/4294851/4294851192.htm (дата обращения: 18.03.2019).
4. Приложение №3 к распоряжению Минтранса России от 12. 02.2003 №ОС-68-р «Перечень мостовых сооружений, находящихся на региональной сети автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 01.04.2019 г.» (документация КУ оО «Орёлгосзаказчик») (дата обращения: 19.03.2019).
5. Казённое учреждение Орловской области Орловский областной государственный заказчик. Официальный сайт. URL: http://www.orelgz.ru/о-компании/ (дата обращения: 18.03.2019).
УДК 624.21/.8
СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ЧАСТЬ 2. КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
Дежин А.В., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.э.н. Куканова Н.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
В данной статье будет проведён анализ состояния пролётных строений автодорожных мостов на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области в зависимости от возраста сооружения и существующие способы ремонта пролётных строений с применением полимерных композиционных материалов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Мост, состояние сооружений, ремонт, возраст, полимерные композиционные материалы.
ABSTRACT
This article will analyze the state of the span of road bridges on the regional network of public roads of the Oryol region, depending on the age of the structure and the existing methods of repair of span structures using polymer composite materials.
KEYWORDS
Bridge, condition of buildings, repair, age, polymer composite materials.
На сегодняшний момент материалом для абсолютного большинства пролётных строений автодорожных мостов в Орловской области являются сталь и железобетон.
Использование данных материалов в конструкциях мостов подразумевает необходимость постоянного ухода за сооружением, регулярные осмотры и ремонты. В предыдущей статье было выявлено несоответствие требований к содержанию мостов нормативным. В данной статье будет рассмотрено влияние такого несоответствия на состояние пролётных строений мостов.
Для качественной оценки состояния искусственных сооружений на региональной сети автомобильных дорог общего пользования Орловской области (по состоянию на 01.04.2019 г.) обратимся к содержанию таких документов, как «Паспорт на сооружение» и «Технический отчёт о предпроектном обследовании». Для примера будут взяты три моста разных лет постройки, находящиеся по результатам обследований в хорошем, удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии соответственно (39, 84 и 32 в Перечне) [2]. В рамках исследования в таблице 1 приведём данные по состоянию дорожного полотна и пролётных строений исследуемых мостов.
Таблица 1 - Сравнительные показатели состояния мостов [3-5]
Показатель Объект 1 Объект 2 Объект 3
1 2 3 4
Наименование объекта Путепровод над автомобильной дорогой Р-119 Мост через реку Лазавка на автомобильной Мост через ручей Дросково на автомобильной
«Орёл-Ливны-Елец-Липецк-Тамбов» на автомобильной дороге общего пользования регионального дороге «Хомутово-Красная Заря-Судбищи» км.0+000 в Новодеревень- дороге общего пользования регионального значения «Дросково -Колпны» км. 6+725
значения «Покровское-Верховье» км.0+668 ковском районе Орловской области. в Покровском районе Орловской области.
в Покровском
районе Орловской области.
Код Старый 1К-652/0001 - 1К-655/0007
сооруже- Новый 54 ОП РЗ 54К & 54 ОП Р3 54К-228 54 ОП Р3 54К-11
ния /0001 /0001 /0007
Вид документа Паспорт моста Дорожная служба по содержанию дорог общего пользования Орловской области Филиал ОГУ «Орёлгосзаказчик» 2007 г. Паспорт на сооружение Дорожная служба по содержанию дорог общего пользования Орловской области Филиал ОГУ Технический отчёт о предпроектном обследовании (приложение №2 к Муниципальному контракту № 10 от 19 мая 2014 г.).
«Орёлгосзаказ-чик» 2010 г.
Категория дороги [4] III IV III
Длина мостового сооружения, м 59,2 49,2 27,87
Продольная схема 15,0+24,0+15,0 15,0+15,0+15,0 11,36+11,36
Год постройки 1994 г. 1989 г. 1972 г.
Дата обследования 2007 г. 2010 г. 2014 г.
Период эксплуатации до обследования 13 лет 21 год 42 года
1 2 3 4
Проектная организация Воронежский филиал ГипродорНИИ Неизвестно Неизвестно
Строительная организация МО-66 Неизвестно Неизвестно
Отметки о реконструкции Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют
Отметки о ремонте Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют
Проектные нагрузки Н-30; НК-80 Н-30; НК-80 Н-12; НГ-60
Пролётное строение Ребристые балки без диафрагм Ребристые балки без диафрагм Ребристые балки без диафрагм
Конструкция проезжей части Железобетонная плита в составе ребристых пролётных строений Железобетонная плита в составе основной конструкции Железобетонная плита в составе ребристых пролётных строений
Список имеющейся технической документации Отсутствует Отсутствует «Паспорт моста «Воронежский филиал ГипродорНИИ 25 июня 1994 г. «Паспорт на сооружение» Дорожная служба по содержанию дорог общего пользования Орловской области Филиал ОГУ «Орёлгосзаказчик» 2007 г.
Дефекты мостового полотна Одиночные поперечные трещины вдоль деформационных швов Одиночные трещины вдоль деформационных швов; трещина в плите тротуарного блока Просадки покрытия на сопряжении в конце моста. Поперечные трещины в покрытии проезжей части раскрытием до 0,8 см. Трещины продольные в покрытии проезжей части раскрытием 0,5 см. Пролом в асфальтбетонном покрытии в начале моста слева. Сверхнормативная толщина покрытия проезжей части в размере 28 см. Отсутствие дренажной системы.
1 2 3 4
Дефекты мостового полотна Одиночные поперечные трещины вдоль деформационных швов Одиночные трещины вдоль деформационных швов; трещина в плите тротуарного блока Просадки покрытия на сопряжении в конце моста. Поперечные трещины в покрытии проезжей части раскрытием до 0,8 см. Трещины продольные в покрытии проезжей части раскрытием 0,5 см. Пролом в асфальтбетонном покрытии в начале моста слева. Сверхнорматив-ная толщина покрытия проезжей части в размере 28 см. Отсутствие дренажной системы.
Дефекты гидроизоляции Протечки воды по фасадным поверхностям балок. Протечки через повреждённое заполнение Локальные протечки гидроизоляции по продольным швам Протечки по фасаду моста с обеих сторон сооружения (из-под тротуара). Протечки по деформационному шву над опорой ОП2. Протечки вдоль швов омоноличивания между балками во всех пролетах.
Дефекты перильного ограждения Отсутствие поручня перил и их недостаточная высота Несоответствие высоты перильного ограждения нормам.
Дефекты пролётного строения Разрушение защитного слоя бетона участка добетонирова-ния с обнажением арматуры. Следы выщелачивания с образованием сталактитов. Потёки воды по торцу балки Потеки выщелачивания и разрушение защитного слоя бетона по продольному шву. Трещина консоли плиты балки. Разрушение бетона тротуарных плит с обеих сторон сооружения. Пластинчатая коррозия металла двутавров консолей тротуаров во всех пролетах с обеих сторон сооружения. Разрыв основного металла двутавра консоли тротуарной плиты справа в пролете ПС2.
1 2 3 4
Протечки
со следами
выщелачивания
или интенсивного
выщелачивания
с образованием
сталактитов
по фасадам всех
балок, плитам
балок, швам
омоноличивания
и плитам между
балками.
Дефекты пролётного Разрушение Потеки Разрушение
строения защитного слоя выщелачивания бетона тротуарных
бетона участка и разрушение плит с обеих
добетонирования защитного слоя сторон
с обнажением бетона по сооружения.
арматуры. продольному шву. Пластинчатая
Следы Трещина консоли коррозия металла
выщелачивания плиты балки. двутавров
с образованием консолей
сталактитов. тротуаров во всех
Потёки воды пролетах с обеих
по торцу балки. сторон
сооружения.
Разрыв основного
металла двутавра
консоли
тротуарной плиты
справа в пролете
ПС2.
Протечки со
следами
выщелачивания
или интенсивного
выщелачивания
с образованием
сталактитов
по фасадам всех
балок, плитам
балок, швам
омоноличивания
и плитам между
балками.
Дефекты пролётного Разрушение
строения консольной части
плит балок
с оголением
и коррозией
арматуры
во всех пролётах.
Разрушение
защитного слоя
низов балок
1 2 3 4
с оголением и коррозией арматуры. Сколы углов рёбер крайних балок. Недопустимые провисания балок.
Обоснование оценки состояния сооружения Наибольшая категория дефектов по безопасности эксплуатации составила Б 3. По долговечности эксплуатации Д 3. Наибольшая категория дефектов по безопасности эксплуатации составила Б 2. По долговечности эксплуатации Д 2. При настоящем осмотре выявлены многочисленные дефекты 2-й и 3-й категории по долговечности, безопасности и грузоподъемности.
Оценка состояния сооружения Хорошее Удовлетворительное Неудовлетворительное
Соответствие проектных значений транспортных нагрузок фактическому Соответствует Соответствует Несоответствует
Первоочередными причинами неудовлетворительного состояния сооружения и недостаточной его несущей способности является: сверхнормативный слой асфальтобетонного покрытия проезжей части и избыточный вес тротуаров повышенного типа. Срок службы сооружения. Неудовлетворительное содержание сооружения.
Как видно из сравнительной таблицы:
- Даже при небольшом сроке содержания в 13 лет уже имеются нарушения гидроизоляции пролётного строения, что в сою очередь приводит к попаданию воды на ригели опор и фасады балок. Это неизменно ведет к выщелачиванию бетона несущих конструкций пролётного строения, ригелей и опор, потере прочностных характеристик бетона, разрушению защитного слоя бетона и коррозии арматуры элементов данных конструкций;
- В заключениях Технических отчётов о предпроектных обследованиях мостовых сооружений, подлежащих срочной реконструкции или ремонту, одной из первоочередных причин неудовлетворительного состояния сооружения и недостаточной его несущей способности всегда является неудовлетворительное содержание сооружения. Это подтверждается отсутствием в большинстве случаев не только какой-либо технической документации по сооружениям, но и отметок о мероприятиях по обслуживанию и ремонту в имеющейся.
На фоне сложившегося дефицита бюджетных ассигнований, требуемых для ремонта и реконструкции мостов, для ухода за ними и надлежащего содержания, что как ни новейшие строительные материалы и технологии должно способствовать в скором будущем приведению в требуемый вид обветшалых искусственных сооружений
на автодорогах Орловщины, повышению срока их службы, надёжности и безопасности?
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. При реконструкции пролётных строений мостов, наряду с традиционными материалами (железо, бетон), применяются полимерные композитные материалы. Для примера рассмотрим подробнее данные локальной сметной документации проекта ремонта моста (объект №3 предыдущей таблицы).
Таблица 2 - Применение полимерных композиционных материалов при реконструкции __пролётного строения моста [6]_
Наименование объекта Мост через ручей Дросково на км 6+725 автомобильной дороги Дросково-Колпны в Покровском районе Орловской области
Вид работ Ремонт пролётного строения
Источник данных Локальный сметный расчёт № 02-07-02
Шифр и номер позиции норматива ТЕР13-05-003-02 Приказ Минстроя России от 10.06.14. № 597/пр
Наименование работ Усиление существующих балок пролетного строения с подмостей углехолстом SikaWrap-230 шириной 0,6 м с пропитывающей смолой Sicadur 330
Объём работ 36,72 м2 оклеиваемой поверхности
Наименование работ Усиление существующих балок пролетного строения с подмостей углепластиковыми ламелями системы Sika Carbodur S1012 шириной 0,1 м с предварительной очисткой и обезжириванием усиляемой поверхности
Объём работ 10,5 м2 оклеиваемой поверхности
Насколько данный метод ремонта (локальный), балок пролётного строения, включающий зачистку, нанесение тиксотропных составов, усиление углехолстом и углепластиковыми ламелями оправдает себя - покажет время.
Выводы. Повсеместное несоблюдение рекомендуемых нормативов по уходу и содержанию приводит к серьёзному сокращению срока безопасной службы мостов [1]. Применение новейших материалов пока ещё находится на ничтожно-малом уровне. Возведение гибридных пролётных строений малых автомобильных мостов с несущими конструкциями из полимерных композитов, замена существующих пролётов на таковые в Орловской области пока не находит отражения в бюджетной политике региона.
Библиография:
1. Руководство по структуре и организации службы эксплуатации искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Москва 1994. Информационная система «Меганорм». URL: https://meganorm.rU/Index2/1/4294851/4294851192.htm (дата обращения: 18.03.2019).
2. Приложение №3 к распоряжению Минтранса России от 12. 02.2003 №ОС-68-р «Перечень мостовых сооружений, находящихся на региональной сети автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 01.04.2019 г.» (документация КУ ОО «Орёлгосзаказчик»).
3. Паспорт моста «Путепровод над автомобильной дорогой Орёл - Ливны -Елец - Липецк - Тамбов на автомобильной дороге 1 К - 652 Покровское-Верховье км. 0+668 в Покровском районе Орловской области». Дорожная служба по содержанию дорог общего пользования Орловской области Филиал ОГУ «Орёлгосзаказик» 2007г.
4. Паспорт на сооружение «Мост через реку Лазавка на автомобильной дороге 54 ОП Р354К-228 «Хомутово - Красная Заря» - Судбищи» - Орёл - Ефремов» с подъездом к Н.П Судбищи км. 0+000 в Новодеревеньковском районе Орловской
области». Дорожная служба по содержанию дорог общего пользования Орловской области Филиал ОГУ «Орёлгосзаказчик» 2010 г.
5. Технический отчёт о предпроектном обследовании «Мост через ручей Дросково км 6+725 автомобильной дороги «Дросково - Колпны» в Покровском районе Орловской области» (приложение №2 к Муниципальному контракту № 10 от 19 мая 2014 г.).
6. Локальный сметный расчёт № 02-07-02 на пролётное строение, ремонт моста через ручей Дросково на км 6+725 автомобильной дороги Дросково-Колпны в Покровском районе Орловской области.
УДК 711.01/09
НОВЫЙ УРБАНИЗМ - КОМФОРТНАЯ СРЕДА ДЛЯ ЖИЗНИ
Истранина Е.В., магистрант 1 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: д.э.н., профессор Суворова С.П. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
В данной статье подробно разбираются принципы планировочной организации города, понятие «новый урбанизм». Анализируются идеи нового урбанизма и основные принципы данного направления. Приводятся примеры ландшафтного (зеленого) урбанизма.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Комфортная городская среда, новый урбанизм, зеленый урбанизм, благоустройство, общественное пространство, планировочная структура, функциональное зонирование, пешеходная доступность.
ABSTRACT
This article examines in detail the principles of the planning organization of the city, the concept of «new urbanism». The ideas of new urbanism and the basic principles of this direction are analyzed. Examples of landscape (green) urbanism are given.
KEYWORDS
Comfortable urban environment, new urbanism, green urbanism, landscaping, public space, planning structure, functional zoning, pedestrian accessibility.
Понятие современного города подразумевает комплекс территорий, занятых производственными предприятиями, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными сооружениями. Перечислим основные принципы, вносящие порядок в планировочную организацию города (рис.1)
Перечисленные выше позиции характерны для относительно нового направления в градостроительстве - новый урбанизм. Новый урбанизм - комфортная среда проживания - это направление урбанистики, продвигающее смешанную квартальную застройку с пешеходной доступностью рабочих, социальных, развлекательных и других объектов. К примеру, в США и Европе это движение возникло в начале 80-х годов в г. Сисайд [4]. Понятие нового урбанизма подразумевает возрождение небольшого компактного «пешеходного» города (или района), в противоположность «автомобильным» пригородам.