Научная статья на тему 'О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТРАНСПОРТЕ'

О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ТРАНСПОРТ / ЭКОЛОГИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ / МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОСОБО ОПАСНЫЙ ГРУЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диканова Т. А., Изгагина Т. Ю.

Статья посвящена проблемам прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства на воздушном, железнодорожном, водном, автомобильном и трубопроводном транспорте. Проанализированы особенности правового регулирования перевозки особо опасных грузов на примере большегрузного автомобильного и водного транспорта; законодательства, устанавливающего экологические требования к хозяйственной деятельности на транспорте; названы основные международные соглашения, заключенные в данной сфере. Дан краткий анализ состояния законности в сфере соблюдения экологических требований на транспорте: проанализированы динамика экологической преступности на транспорте и число выявляемых транспортными прокурорами нарушений; отмечены наиболее приоритетные направления надзора, типичные нарушения, выявляемые прокурорами, и факторы, способствующие нарушениям; принимаемые прокурорами меры реагирования. Предложены меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора на рассматриваемом участке надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PUBLIC PROSECUTOR’S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION IN TRANSPORT

The paper is devoted to the problems of public prosecutor’s supervision over the implementation of environmental legislation in air, rail, water, road and pipeline transport. The features of the legal regulation of the transportation of especially dangerous goods are analyzed following the case of heavy-duty road and water transport; legislation establishing environmental requirements for economic activities in transport; the authors list the main international agreements concluded in this area. A brief analysis of the state of legality in the field of compliance with environmental requirements in transport is given: the dynamics of environmental crime in transport and the number of violations detected by transport prosecutors are analyzed; the most priority areas of supervision, typical violations identified by prosecutors, and factors contributing to violations are noted; response measures taken by prosecutors. Measures aimed at increasing the efficiency of prosecutorial supervision in the area of supervision under consideration are proposed.

Текст научной работы на тему «О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТРАНСПОРТЕ»

001: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.176-189

Т. А. Диканова*, Т. Ю. Изгагина**

О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте

Аннотация. Статья посвящена проблемам прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства на воздушном, железнодорожном, водном, автомобильном и трубопроводном транспорте. Проанализированы особенности правового регулирования перевозки особо опасных грузов на примере большегрузного автомобильного и водного транспорта; законодательства, устанавливающего экологические требования к хозяйственной деятельности на транспорте; названы основные международные соглашения, заключенные в данной сфере. Дан краткий анализ состояния законности в сфере соблюдения экологических требований на транспорте: проанализированы динамика экологической преступности на транспорте и число выявляемых транспортными прокурорами нарушений; отмечены наиболее приоритетные направления надзора, типичные нарушения, выявляемые прокурорами, и факторы, способствующие нарушениям; принимаемые прокурорами меры реагирования. Предложены меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора на рассматриваемом участке надзора.

Ключевые слова: прокурорский надзор; транспорт; экология; правонарушение; преступление; факторы; меры реагирования; экологическая безопасность; правовое регулирование; трубопроводный транспорт; автомобильный транспорт; особо опасный груз.

Для цитирования: Диканова Т. А., Изгагина Т. Ю. О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 2. — С. 176-189. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.176-189.

© Диканова Т. А., Изгагина Т. Ю., 2022

* Диканова Татьяна Александровна, доктор юридических наук, доцент, заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры 2-я Звенигородская ул., д. 15, г. Москва, Россия, 123022 dikanovata@yandex.ru

** Изгагина Татьяна Юрьевна, старший научный сотрудник отдела Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации 2-я Звенигородская ул., д. 15, г. Москва, Россия, 123022 izg-tat@yandex.ru

On Public Prosecutor's Supervision over the Implementation of Environmental Legislation in Transport

Tatyana A. Dikanova, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Department of Scientific

Support for Prosecutorial Supervision and Strengthening the Rule of Law in the Activities

of Customs Authorities and Transport, Research Institute of the University of the Prosecutor's Office

of the Russian Federation, Honorary Worker of the Prosecutor's Office

2-ya Zvenigorodskaya ul., d. 15, Moscow, Russia, 123022

dikanovata@yandex.ru

Tatyana Yu. Izgagina, Senior Research Fellow, Research Institute, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation 2-ya Zvenigorodskaya ul., d. 15, Moscow, Russia, 123022 izg-tat@yandex.ru

Abstract. The paper is devoted to the problems of public prosecutor's supervision over the implementation of environmental legislation in air, rail, water, road and pipeline transport. The features of the legal regulation of the transportation of especially dangerous goods are analyzed following the case of heavy-duty road and water transport; legislation establishing environmental requirements for economic activities in transport; the authors list the main international agreements concluded in this area. A brief analysis of the state of legality in the field of compliance with environmental requirements in transport is given: the dynamics of environmental crime in transport and the number of violations detected by transport prosecutors are analyzed; the most priority areas of supervision, typical violations identified by prosecutors, and factors contributing to violations are noted; response measures taken by prosecutors. Measures aimed at increasing the efficiency of prosecutorial supervision in the area of supervision under consideration are proposed.

Keywords: public prosecutor's supervision; transport; ecology; offense; crime; factors; response measures; environmental safety; legal regulation; pipeline transport; automobile transport; highly dangerous goods. Cite as: Dikanova TA, Izgagina TYu. O prokurorskom nadzore za ispolneniem ekologicheskogo zakonodatelstva na transporte [On Public Prosecutor's Supervision over the Implementation of Environmental Legislation in Transport]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(2):176-189. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.176-189. (In Russ., abstract in Eng.).

В последние годы резко возросла актуальность надзора за исполнением экологического законодательства на транспорте. Это связано с очередной вехой становления конституционных основ экологического развития — внесением в Конституцию Российской Федерации поправок1, призванных обеспечить экологически устойчивое развитие нашего общества. Речь идет о новеллах ст. 114, обязывающих Правительство Российской Федерации обеспечивать проведение единой социально ориентированной государственной политики

в области охраны окружающей среды; осуществлять меры,направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Свидетельством той важной роли, которая отво-

1 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. № 55. 16.03.2020.

дится экологии в нашей стране, явилось присоединение России к Парижскому соглашению2, Указы Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»3.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию (21.04.2021) В. В. Путин предложил ускорить принятие закона о финансовой ответственности собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда, рекультивацию промплощадок; «окрасить» экологические платежи и направлять их на восстановление окружающей среды; принять меры к предотвращению событий, подобных случившимся в Норильске, в Усолье-Сибирском и в некоторых других точках. Принцип «загрязнитель платит» должен в полной мере работать и в сфере обращения с отходами. Необходимо адаптировать к вызовам изменения климата, в том числе транспортную инфраструктуру, создать отрасль по утилизации углеродных выбросов, добиться снижения их объемов и ввести здесь жесткий контроль и мониторинг. Росприроднадзор и другие контролирующие органы должны выполнять возложенные на них задачи, сказал В. В. Путин. Днем ранее Послания — 20 апреля 2021 г. — Торгово-промышленная палата РФ предложила провести инвентаризацию токсичных отходов и ужесточить контроль за ними.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683)4 в качестве приоритетов названы «экология живых систем и рациональное природопользование». В Транспортной стратегии Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р)5 отмечено усиление негативного влияния транспорта на экологию, в связи с чем Стратегия отводит первостепенное значение формированию и реализации экологической политики в сфере транспорта, направленной на снижение этого воздействия.

Возрастание роли транспорта и необходимость обеспечить безопасность перевозок, в том числе экологическую, связана и с освоением Арктики, интеграцией российской транспортной системы в общемировую. Особо следует отметить значение трубопроводного транспорта в обеспечении международных поставок углеводородов и газа.

В связи с вышеизложенным важно, чтобы надзор за исполнением экологического законодательства на транспорте учитывал современные тенденции в международном и российском законодательстве, осуществлялся бы системно и с учетом всех факторов, влияющих на исполнение. Так, тенденцией является ужесточение требований законодательства, в том числе международного, предъявляемого к транспортным средствам, используемым видам топлива6.

Роль прокурорского надзора на рассматриваемом участке обусловлена и высоким уров-

Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения» (г. Париж

12 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5430.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 26.04.2021) ; Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 26.04.2021) ; Указ Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45990 (дата обращения: 26.04.2021). Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 26.04.2021). Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5977.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 843 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 № 1191» (СЗ РФ. 08.07.2019. № 27. Ст. 3594) с 1 февраля

2

3

4

5

6

нем аварийных происшествий на транспорте, вызывающих загрязнения природы, соответственно, ростом экологических преступлений, а также недостатками борьбы с ними. Так, число экологических преступлений на транспорте: в 2020 г. — 1 802 (+14,9 %); в 2019 г. — 1 568 (+11,6 %); в 2018 г. — 1 405 (+7,7 %). В суд направляется примерно только треть уголовных дел. В 2020 г. по 938 преступлениям уголовные дела прекращены либо вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, из них по 895 преступлениям — прекращены судом7.

Угрозы экологических катастроф возрастают в связи со старением российского транспорта, его технологической отсталостью, использованием устаревших видов топлива, хищениями бюджетных средств, выделенных на модернизацию транспорта. Например, экологические катастрофы на трубопроводном транспорте последних лет связаны с изношенностью трубопроводной системы. Тот факт, что число аварий на этом виде транспорта, сопровождающиеся загрязнением природы, отметила министр природных ресурсов и экологии. Эти угрозы и проблемы российского транспорта используются международными конкурентами России, пытающимися выдавить нашу страну из рынка международных перевозок, устанавливая все новые и новые повышенные требования к транспортным средствам и топливу в международных конвенциях. В частности, пытаются

препятствовать использованию Россией своих транспортных преимуществ в Арктике.

Надзор за исполнением экологического законодательства на транспорте осуществляют транспортные, территориальные, природоохранные и другие прокуроры. Как известно, к компетенции транспортных прокуроров относится надзор за исполнением законов на воздушном, железнодорожном, морском и речном транспорте. Особенностью предмета данного надзора является наличие многочисленных международных конвенций, регламентирующих деятельность транспорта, в том числе исполнение экологических норм. Основными приказами для транспортных прокуроров являются приказы Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»8. К сожалению, в этих приказах не сказано об осуществлении надзора за исполнением экологического законодательства, хотя очевидно, что надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте включает и экологическую безопасность и имеет существенную специфику, обусловленную в том числе, как уже отмечалось, международными нормами о транспортной деятельности. Территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением экологического законодательства на автомобильном

2020 г. размер платы за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 2,2 руб./км. Вводятся

новые правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами. Создана новая методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами;

9 февраля 2021 г. принят Государственной Думой в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в части регулирования порядка транспортирования отходов производства и потребления) № 1063011-7 // URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/1063011-7 (дата обращения: 26.04.2021).

Сводный отчет по транспорту «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений» (4-ЕГС); Состояние преступности в России // URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/02/december. pdf (дата обращения: 15.06.2021).

Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 (ред. от 18.07.2018) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» // Законность. № 11. 2011 ; приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс».

7

8

и трубопроводном транспорте. Автотранспорт является едва ли не самым главным загрязнителем природы. Транспортные и территориальные прокуроры руководствуются также приказами Генпрокуратуры, посвященными надзору в сфере экологии9. Каждый вид транспорта требует специфики надзора.

Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова 26 июня 2020 г. прошла коллегия о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр, на которой было отмечено, что особую озабоченность органов прокуратуры вызывает негативное влияние на экосистемы нарушений законов при транспортировке и перевалке добытых природных ресурсов. Ежегодно фиксируется около 8 тыс. прорывов на нефтепроводах, причинами которых являются значительная изношенность и коррозия оборудования. Халатность контролирующих органов и игнорирование санитарных правил повлекло массовые обращения жителей10. Таким образом, требуется рассматривать данное направление надзора как приоритетное.

Нарушения экологического законодательства на транспорте в основном являются следствием других правонарушений или тесно связаны с ними. Речь идет прежде всего об экологических катастрофах последних лет, сопровождающих

аварийные происшествия, особенно на водном, железнодорожном, трубопроводном транспорте. Внешнеторговые преступления, прежде всего контрабанда, предметом которой являются лес, водные биоресурсы, объекты СИТЕС, связаны с незаконной транспортировкой этих товаров прежде всего железнодорожным, морским и автомобильным транспортом. Террористические акты, диверсии, подделка документов, экономические и должностные правонарушения на транспорте также могут сопровождаться экологическими правонарушениями.

Прокуроры проверяют исполнение экологических законов на транспорте с учетом результатов «регуляторной гильотины», в частности постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора»11 и др.12

Транспортными прокурорами выявлено в 2020 г. 5 146 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (в 2019 г. — 4 483; в 2018 г. —

Приказ Генерального прокурора РФ от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/documents?item=61121065 (дата обращения: 26.04.2021) ; приказ Генерального прокурора РФ от 10.02.2011 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137190/ (дата обращения: 26.04.2021). Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова прошла коллегия о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/sztp/mass-media/news?item=50613515 (дата обращения: 23.03.2021). Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» // СЗ РФ. 2020. № 39. Ст. 6073. См. также: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления (утв. Минприроды России) // URL: http://www.mnr.gov.ru/docs/perechni_normativnykh_pravovykh_aktov/perechen_normativnykh_ pravovykh_aktov_ikh_otdelnykh_polozheniy_soderzhashchikh_obyazatelnye_trebov21/ (дата обращения:

9

11

6 300); более половины из них связаны с нарушением законодательства об отходах производства и потребления (в 2020 г. — 2 634; в 2019 г. — 2 691; в 2018 г. — 4 352)13.

Транспортные прокуроры проверяли на объектах транспорта исполнение Федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире». Выявлены нарушения этого законодательства об охране вод и атмосферного воздуха (в 2020 г. — 711; в 2019 г. — 579; в 2018 г. — 753), земли, почв (в 2020 г. — 361; в 2019 г. — 214; в 2018 г. — 191); животного мира (в 2020 г. — 82; в 2019 г. — 65; в 2018 г. — 102)14.

Калининградская транспортная прокуратура совместно с областным управлением экологического и технологического надзора провела проверку деятельности Калининградской железной дороги (филиал ОАО «Российские железные дороги»), в ходе которой установлено, что на территории депо не были оборудованы места для сбора и хранения отходов; использованная ветошь не утилизировалась, несмотря на наличие специальной утилизирующей установки; бочки с отработанным маслом и нефтепродуктами были негерметичны и установлены на грунте, что приводит к его загрязнению. Отработанные люминесцентные лампы, отнесен-

ные действующим законодательством к отходам первого класса опасности, хранились в бочке, не предназначенной для сбора и хранения. На имя начальника Калининградской железной дороги транспортным прокурором было внесено представление об устранении нарушений. Четыре должностных лица локомотивного депо привлечены к административной ответственности15.

Транспортные прокуроры проверяли исполнение законодательства, направленного на предотвращение загрязнения моря. Ущерб окружающей среде причиняется в результате разливов нефти вследствие аварий с танкерами и нарушений технологии при бункеровке топлива, сброса сточных вод, мусора, балластных вод. Основой нормативной базы, регламентирующей соответствующие требования, является заключенная в Лондоне Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРП0Л/MARP0L)16. Документы, прилагаемые к ней, регламентируют вопросы о сообщениях об инцидентах, связанных со сбросом с судов вредных веществ, контроле при перевозке ядовитых жидких веществ наливом, вредных веществ, перевозимых в упаковке; о сбросе сточных вод и мусора с судов, загрязнении воздушной среды; требованиях к журналам нефтяных и грузовых операций, к реестру, акту о соответствии, накладной на поставку бункерного топлива и др. Проверки исполнения со-

26.04.2021) ; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в сфере водных ресурсов (утв. Минприроды России) // URL: http://www.mnr.gov.ru/ docs/perechni_normativnykh_pravovykh_aktov/perechen_normativnykh_pravovykh_aktov_ikh_otdelnykh_ polozheniy_soderzhashchikh_obyazatelnye_trebov21/ (дата обращения: 26.04.2021).

13 Отчет по форме ОН «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», утв. приказом Генерального прокурора РФ от 20.06.2018 № 368 // URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=525775#02709667836782428 (дата обращения: 26.04.2021).

14 Отчет по форме ОН «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

15 Транспортная прокуратура выявила нарушения экологического законодательства на Калининградской железной дороге // URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5592c5be9a79473b7f4c1746 (дата обращения: 26.04.2021).

16 URL: https://rpn.gov.ru/upload/iblock/825/8258620bd5b7c2962ab25d27427a8dab.docx (дата обращения: 26.04.2021).

ответствующих требований проводились и на внутреннем водном транспорте.

В аналитических документах органов прокуратуры, исследованиях экологов отмечается, что интенсивное судоходство и перевалка грузов негативно сказывается на экологии морей, рек, озер, проливов, в том числе Керченского пролива. Из-за особенности течения эти загрязнения не отлагаются на дне и не образуют стационарную систему, благодаря чему катастрофическая ситуация у берегов Керчи не складывается, а замора рыб там не наблюдается. У берегов Таманского полуострова, наоборот, создана зона экологического риска с сероводородом в донных отложениях, где в придонном слое воды фиксируется гипоксия и аноксия, когда кислорода менее 30 %. Свой вклад в загрязнение морской среды вносят суда под чужими флагами. Прокуроры и ученые отмечают, что в последние 5 лет не проводится очищение дна Таманского залива, в том числе от отходов, связанных с функционированием транспорта, что отрицательно сказывается на экологии17. Так, 22 февраля 2021 г. в Темрюкском районе был введен режим повышенной готовности в связи с отравлением членов команды сухогруза April, находящегося в Керченском проливе. Судно перевозило из Таганрога в турецкий порт Самсун около 1,5 тыс. т ферросилиция.Транспортировка такого груза регламентирована, в том числе и ГОСТами, и обладает третьей степенью опасности, поскольку в результате взаимодействия данного вещества с водой выделяется ядовитый газ. В результате отравления один член команды погиб, остальные были госпитализированы. Сухогруз отбуксировали на якорную стоянку. За время стоянки жители прибрежных населенных пунктов обнаружили множество мертвых чаек на берегу и в

воде. Судно April шло под панамским флагом18, некоторое время потребовалось, чтобы установить, кто является судовладельцем судна. После того как владелец — гражданин Турции — был установлен, «Росморречфлот» начал вести с ним переговоры по буксировке судна, которые продолжались в течение нескольких недель. Все это время судно стояло в 3 км от берега на якорной стоянке. Подводную часть обследовали водолазы. Официально ущерб окружающей среде не был установлен. В настоящее время транспортная прокуратура проводит проверку по этому факту. Рассматриваемый случай связан с отсутствием должных требований к судам с чужими флагами. Так, если в российский порт заходит такое судно с опасным грузом, этому судну не нужна лицензия на подобные перевозки, а судну под российским флагом требуется, что ставит российских судовладельцев в неравные с иностранными судовладельцами конкурентные условия19. Аналогичный подход прежде применялся к требованиям о транспортной безопасности, которые не распространялись на иностранные суда, что было изменено Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ, внесшим поправки в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»20. На наш взгляд, требования российского законодательства об обязательности лицензии на перевозки опасных грузов должны распространяться и на иностранных перевозчиков.

Как уже отмечалось выше, судно April шло под панамским флагом. Это давно существующая проблема «удобного флага». Возможность регистрации судов в странах «удобного флага» создает риск причинения экологического ущерба из-за мягких технических требований к судам в этих юрисдикциях, слабой подотчетности и

17 Последствия ЧС на сухогрузе в Керченском проливе для Крыма // URL: https://sevastopol.su/news/ posledstviya-chs-na-suhogruze-v-kerchenskom-prolive-dlya-kryma (дата обращения: 26.04.2021).

18 Россия договорилась с турецким судовладельцем о буксировке судна April // URL: https://tass.ru/ proisshestviya/10774139 (дата обращения: 26.04.2021).

19 Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте : монография / Л. И. Александрова [и др.] ; рук. авт. колл. Т. А. Диканова ; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. 372 с.

20 Федеральный закон от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» // Российская газета. № 172. 07.08.2019.

низких стандартов безопасности, сложностей с установлением судовладельцев и взысканием ущерба окружающей среде и членам команды, из-за отсутствия вследствие языкового барьера возможности полноценного общения моряков друг с другом, что ставит под угрозу безопасную и эффективную работу экипажа; а также из-за отсутствия реальной связи между фактическим владельцем судна и флагом. На судах под чужим флагом велик риск нарушений трудовых прав моряков, ухода от налогообложения. Больше всего российских судов зарегистрировано под «дешевым» флагом в Либерии (65), Мальте (60), на Кипре (54), в Панаме (6)21. На наш взгляд, следует запретить возможность использования чужого флага. Это требование выдвигалось на манифестациях моряками на Дальнем Востоке. Тем более прецедент есть: с 1 января 2019 г. в России действуют поправки к Кодексу торгового мореплавания22, запрещающие использовать суда под иностранным флагом для перевозки грузов (в том числе нефти, газа и угля) в Арктике по Северному морскому пути, а также вести каботаж23. К перевозкам в Арктике предъявляются особые требования Полярным кодексом24: к устройству судов (повышенный ледовый класс), их эксплуатации, уровню квалификации экипажей. Однако ситуация и в других водных

бассейнах требует повышенного контроля с российской стороны.

На особом контроле в Генеральной прокуратуре Российской Федерации находятся вопросы, связанные с деятельностью стивидорных компаний, осуществляющих перевалку угля в морских портах г. Находки — в Находке и Восточном (в этих двух портах перегрузку ведут 12 организаций). Это связано с риском загрязнения атмосферного воздуха, водоемов (рек, озер, морей), почвы. С 2018 г. ведется работа по понуждению стивидорных компаний привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В результате принимаемых мер стивидоры дополнительно приобрели системы пылеподавления, пылеулавливающие устройства, снегогенераторы, системы орошения, газоанализаторы, специализированную уборочную технику. Места хранения штабелей угля оборудованы подпорными габаритными стенками и пылеветрозащитными щитами. По итогам реагирования Генеральной прокуратуры РФ Минтранс России внес изменения в Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, закрепив понятие «закрытой перевалки угля»25. Данные поправки направлены на

21 Коваль В. Н. Правовые основы «удобных» флагов в портах России // Международное морское право (частное и публичное). URL: https://studref.com/627268/pravo/pravovye_osnovy_udobnyh_flagov_portah_Rossii (дата обращения: 23.04.2021).

22 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

23 С 1 марта 2020 г. вступили в силу поправки в ст. 4 КТМ России, согласно которым постановлением Правительства РФ определяется возможность использования судов под иностранными флагами, например для осуществления каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, под-водно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований, разведки и др.

24 Резолюция № MSC.385(94) Международной морской организации «Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)» (вместе с Резолюцией № MEPC.264(68), Формой свидетельства..., Типовым содержанием наставления по эксплуатации в полярных водах (нэпВ)) (Резолюция № MSC.385(94) принята 21.11.2014; Резолюция № MEPC.264(68) принята 15.05.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 26.12.2017. Кодекс, одобренный данным документом, вступил в силу, в том числе для России, 1 января 2017 г.

25 Приказ Минтранса России от 04.09.2020 № 352 «О внесении изменений в Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 182» // URL: http://www.pravo.gov.ru. 15.10.2020 (дата обращения: 23.03.2021).

сокращение выбросов загрязняющих веществ и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Результаты последних проверок свидетельствуют об отсутствии системных нарушений экологических прав граждан, что подтверждается результатами социально-гигиенического мониторинга и контроля состояния атмосферного воздуха, проводимых органами контроля в указанных морских портах (из 1 109 отобранных проб в 2020 г. выявлено 7 превышений предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ (в 2019 г. — 31)26).

Нарушения экологического законодательства выявлены и на железнодорожном транспорте. Так, Московско-Ярославская транспортная прокуратура установила, что железнодорожные вагоны ООО «Желдорэкспедиция», находящиеся на железнодорожных путях станции Москва-Пассажирская-Ярославская, осуществляют сжигание топлива в котлах отопления и являются стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух котлами вагонов, находящихся на станции Москва-Пассажирская-Ярославская, не производились. В адрес генерального директора организации внесено представление, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) в отношении юридического лица, назначен штраф в размере 20 000 руб.27

Московская межрегиональная транспортная прокуратура по результатам проверки, проведенной с привлечением сотрудника Госадмтех-надзора Московской области, выявила факты складирования мусора в полосе отвода железной дороги станции Орехово-Зуево Горьковского направления Московской железной дороги; в отношении ОАО «РЖД» возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 6.7 Кодекса Московской области об административных правонарушениях (наличие несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора либо непринятие мер к их ликвидации на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта). В адрес начальников дистанции пути и дистанции гражданских сооружений внесены два представления об устранении нарушений закона28.

Прокуроры проверяют исполнение экологических требований при перевозках опасных грузов. Очевидным является значительно больший риск экологических катастроф при перевозке этих грузов. Нужно иметь в виду, что на каждом виде транспорта свой предмет данного надзора и экологические требования содержатся не только в экологическом законодательстве, но и в нормативных правовых актах, регламентирующих работу транспорта, включая международные нормы. Например, на автотранспорте при осуществлении международных перевозок опасных отходов и опасных грузов должны выполняться требования Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении от 22.03.198929 и Европейского соглашения от 30.09.1957 «О международной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ)30,

26 Генпрокуратура России контролирует ситуацию, связанную с устранением нарушений законодательства в деятельности стивидорных компаний // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1893368/ (дата обращения: 23.03.2021).

27 Московско-Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: о мерах к устранению нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха // URL: https://svao.mos.ru/the-rule-of-law-and-safety/the-prosecutor-explains/detail/8119423.html (дата обращения: 23.03.2021).

28 Московская межрегиональная транспортная прокуратура выявила нарушения экологического законодательства в полосе отвода железной дороги в Орехово-Зуевском районе Московской области // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1198574/ (дата обращения: 23.03.2021).

29 Бюллетень международных договоров. 1996. № 7. С. 3-33.

30 URL: https://base.garant.ru/2540625/(дата обращения: 23.03.2021).

ГК РФ, Федеральных законов от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Статья 12.21.2 КоАП РФ предусматривает меры ответственности за нарушения транспортировки опасных грузов. Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 76 Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов. Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки опасных грузов корректируются раз в несколько лет. Последние поправки были внесены в ДОПОГ в январе 2021 г., но вступили в силу с 1 июля 2020 г. Действуют постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения». Такие перевозки требуют получения разрешения. Помимо правил перевозки опасных грузов, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, маркировку грузов и транспорта. На автотранспорте лицензии не требуется, кроме перевозок некоторых грузов (например, ядерных материалов, радиоактивных веществ). Приказом Минтранса

России от 28.10.2020 № 439 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.

Как и на автотранспорте, на других видах транспорта перевозка опасных грузов регламентируется международными конвенциями, федеральными законами и НПА. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 590 Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям. Действуют приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»; Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом железнодорожного транспорта СНГ (протокол от 05.04.1996 № 15). Перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию, в том числе в целях обеспечения соблюдения экологических требований.

Отдельная проблема — предупреждение экологических катастроф и аварийных происшествий на трубопроводном транспорте. Одним из факторов, способствующих авариям на трубопроводном транспорте и загрязнению в результате этого природы, является отсутствие систематизированного, всесторонне регулирующего вопросы функционирования законодательства об этом виде транспорта31. Хотя правовой наукой выделена отдельная подотрасль транспортного права — трубопроводное право, нормы этого права разрозненные, находятся в различных нормативных правовых актах32. На наш взгляд, требуется принятие федерального закона о трубопроводном транспорте по при-

31 На семнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление от 19.04.2001 № 17-5) принят модельный закон «О трубопроводном транспорте»; в России был разработан проект федерального закона № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте», он прошел два чтения, но не был принят.

32 Перчик А. И. Трубопроводное право. М. : Нефть и газ, 2002. 368 с. URL: http://seluk.ru/agro/141190-1-perchik-truboprovodnoe-pravo-pod-redakciey-larina-moskva-2002-udk-6226914-perchik-truboprovodnoe-pravo-m-ne.php (дата обращения: 09.03.2021).

меру Белоруссии и Казахстана33. В этих государствах соответствующий надзор осуществляют специализированные подразделения прокуратуры: в Белоруссии — Управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах34, в Казахстане — Главная транспортная прокуратура. Например, транспортными прокурорами Казахстана выявлены многочисленные нарушения эксплуатации магистральных трубопроводов в связи с непроведением внутритрубной диагностики, в результате чего неизвестен уровень аварийности на 9 тыс. км магистрального трубопровода. Установлено, что ряд организаций не принимает меры по выявленным на основании внутритрубной диагностики дефектам, используются устройства (в том числе оборудование, отвечающее за уровень давления нефти в трубе) с истекшим сроком службы; не установлены охранные зоны для трубопроводов, вблизи магистральных трубопроводов обнаружено около 1 400 строений; выявлены также факты укрытия от учета 1 924 инцидентов и 16 аварий35. Транспортные прокуроры Белоруссии главной проблемой на трубопроводном транспорте считают несоблюдение правил использования земель в охранных зонах трубопроводов36. По нашему мнению, и в России надзор за исполнением законов, в том числе рассматриваемых, на трубопроводном транспорте должен быть передан в компетенцию транспортной прокуратуры, поскольку требуется специализация надзора и такое пере-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

распределение обязанностей позволит снизить нагрузку на территориальных прокуроров.

В России данному вопросу, на наш взгляд, не уделяется достаточного внимания, о чем свидетельствуют многочисленные аварии на трубопроводном транспорте, повлекшие загрязнение природы, а иногда и гибель людей. Вместе с тем известно, что экономика России построена в основном на экспорте нефти и газа. В России создана широкая сеть магистральных нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов, которая проходит по территории многих субъектов страны, их роль в поддержании стабильного роста российской экономики сложно переоценить.

Только один пример: 12 июня 2020 г. произошел пожар, повлекший взрыв, на Казанской Кустовой базе сжиженных газов, где в ходе проверки в 2017 г. были выявлены нарушения техники безопасности (не было факельной системы для аварийного сброса паровой фазы сжиженного газа, установлены манометры с истекшим сроком годности и дефектные насосы, на резервуарах были видны трещины и т.д.).

Прокуроры выявляли факты несоблюдения требований закона о землях в охранных зонах трубопроводов; осуществляются посторонние застройки в охранных зонах, создаются мусорные свалки вдоль трассы магистральных трубопроводов; нарушаются требования безопасности трубопроводов. Прокуроры, осуществляющие проверки исполнения законодательства на трубопроводном транспорте Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (здесь добывается около

33 Закон РБ № 87-З от 09.01.2002 «О магистральном трубопроводном транспорте» // URL: https://belzakon. net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%91/2002/1210 (дата обращения: 15.06.2021) ; Закон Республики Казахстан от 22.06.2012 № 20-V «О магистральном трубопроводе» // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31212949 (дата обращения: 15.06.2021).

34 В Генпрокуратуре изучили исполнение законодательства о безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта // URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/ february/46443/ (дата обращения: 09.03.2021).

35 URL: https://www.inform.kz/ru/narusheniya-pri-ekspluatacii-magistral-nyh-truboprovodov-vyyavila-prokuratura_a3023120 (дата обращения: 09.03.2021).

36 Генеральная прокуратура выявила нарушения в сфере эксплуатации магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба» // URL: http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/v-inykh-sferakh/generalnaya-prokuratura-vyyavila-narusheniya-v-sfere-ekspluatatsii-magistralnogo-nefteprovoda-oao-go/ (дата обращения: 09.03.2021).

50 % российской нефти; протяженность нефте- и водоводов — более 150 тыс. км), отмечают изношенность трубопроводов на большинстве нефтяных месторождений; на ряд трубопроводов утрачена проектная и исполнительная документация. Почти на все нефтепроводы и водоводы, на которых возникли аварийные ситуации, имеются положительные заключения экспертиз промышленной безопасности, большинство которых не отражает реальную картину состояния системы трубопроводного транспорта, что подтверждается многочисленными случаями аварий37. В то же время отдельной статистики надзора за исполнением законов на трубопроводном транспорте не ведется, в приказах Генерального прокурора РФ этому надзору не уделяется должного внимания, в том числе в части разграничения компетенции между прокуратурами разного уровня и территориальными и специализированными прокуратурами. Большинство нарушений выявляются уже после экологических катастроф, отсутствуют надлежащие профилактика и планирование данной надзорной деятельности, состояние законности на данном виде транспорта надлежащим образом не анализируется.

Одна из основных проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора на рассматриваемом участке, — реальное возмещение ущерба, причиненного экологии. После вынесения решения суда транспортные компании банкротятся; даже в случаях взыскания средств с нарушителей эти средства не направляются непосредственно на восстановление экологического ущерба. Возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме в случае, если восстановление

состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь). В противном случае возникает двойная мера ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Данная позиция согласуется со сложившимся правовым подходом к рассмотрению аналогичных дел (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.12.2020 № 306-ЭС20-16219 по делу № А578748/2019)38. Суд может отказать во взыскании компенсации, если размер причиненного ущерба не доказан по итогам экспертизы39. Прокуроры должны принимать все имеющиеся в их распоряжении средства реагирования для обеспечения реального возмещения ущерба природе.

Подытоживая вышеизложенное, нельзя не прийти к выводу о том, что надзор на рассматриваемом направлении должен на деле стать приоритетным. Следует передать надзор за исполнением законов на автотранспорте и трубопроводном транспорте, в том числе за исполнением экологического законодательства, в компетенцию транспортных прокуроров, учитывая необходимость специализации надзора, усиление взаимосвязанности различных видов транспорта в настоящее время, комплексное развитие транспорта, многие общие подходы транспортной политики на всех видах транспорта, наличие единой системы органов для

37 Актуальные аспекты прокурорского надзора за соблюдением требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводного транспорта в ХМАО // URL: https://yandex.ru/ turbo/s/wiselawyer.ru/poleznoe/88267-aktualnye-aspekty-prokurorskogo-nadzora-soblyudeniem-trebovanij-promyshlennoj (дата обращения: 09.03.2021).

38 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-13575/2019-АК // URL: https:// kad.arbitr.ru/Document/Pdf/19d44762-1736-4023-a5d4-8da44f27988b/4635ea10-1513-4e98-90e7-15f1b72f2b07/A50-13567-2019_20210209_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 23.03.2021).

39 Решение Видновского городского суда по делу № 2-969/2016 // URL: https://vidnoe--mo.sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=116142132&case_uid=31494e88-acaa-423e-a066-24d21a5d3d5d&delo id=1540005.

энергетическое, экологическое и природоресурсное право

таких видов транспорта, как железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный, общие нормативные правовые и другие документы, обеспечивающие развитие транспортной системы, включая Транспортную стратегию. Это снизит нагрузку на территориальных прокуроров, позволит им сосредоточиться на других важнейших направлениях надзора. Следует учитывать связи перечисленных видов транспорта и трубопроводного, например морского и трубопроводного. Так, нефть поступает на танкеры в морских портах из трубопроводного транспорта. Юридические лица, участвующие в транспортировке грузов по трубопроводам, являются экспортерами, и их деятельность подчиняется таможенному законодательству, надзор за исполнением которого осуществляют транспортные прокуроры. Это же относится и к перевозкам на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки

МДП (г. Женева, 14.11.1975) и к другим международным автоперевозкам. Требуется, на наш взгляд, издание отдельных приказов Генпрокуратуры о надзоре за исполнением законов на автомобильном и трубопроводном транспорте, в которых в качестве одного из приоритетного направления рассматривался бы надзор за исполнением экологического законодательства. Представляется необходимым внести в приказ Генерального прокурора РФ № 211 положения о надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте, обратив особое внимание на перевозку опасных грузов, взаимодействие транспортных прокуроров с органами, проводящими ведомственное (служебное) расследование в случаях, связанных с аварийными происшествиями на транспорте, повлекшими загрязнение природы, необходимость добиваться полного возмещения нарушителями вреда, причиненного природе.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Актуальные аспекты прокурорского надзора за соблюдением требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводного транспорта в ХМАО // URL: https://yandex.ru/ turbo/s/wiselawyer.ru/poleznoe/88267-aktualnye-aspekty-prokurorskogo-nadzora-soblyudeniem-trebovanij-promyshlennoj (дата обращения: 09.03.2021).

2. В Генпрокуратуре изучили исполнение законодательства о безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта // URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/ february/46443/ (дата обращения: 09.03.2021).

3. Генпрокуратура России контролирует ситуацию, связанную с устранением нарушений законодательства в деятельности стивидорных компаний // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1893368/ (дата обращения: 23.03.2021).

4. Генеральная прокуратура выявила нарушения в сфере эксплуатации магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба» // URL: http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/v-inykh-sferakh/generalnaya-prokuratura-vyyavila-narusheniya-v-sfere-ekspluatatsii-magistralnogo-nefteprovoda-oao-go/ (дата обращения: 09.03.2021).

5. Коваль В. Н. Правовые основы «удобных» флагов в портах России // Международное морское право (частное и публичное). — URL: https://studref.com/627268/pravo/pravovye_osnovy_udobnyh_flagov_ portah_Rossii (дата обращения: 23.04.2021).

6. Московско-Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: о мерах к устранению нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха // URL: https://svao.mos.ru/ the-rule-of-law-and-safety/the-prosecutor-explains/detail/8119423.html (дата обращения: 23.03.2021).

7. Московская межрегиональная транспортная прокуратура выявила нарушения экологического законодательства в полосе отвода железной дороги в Орехово-Зуевском районе Московской области // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1198574/ (дата обращения: 23.03.2021).

8. Нарушения при эксплуатации магистральных трубопроводов выявила прокуратура // URL: https://www. inform.kz/ru/narusheniya-pri-ekspluatacii-magistral-nyh-truboprovodov-vyyavila-prokuratura_a3023120 (дата обращения: 09.03.2021).

9. Перчик А. И. Трубопроводное право. — М. : Нефть и газ, 2002. — 368 с.

10. Последствия ЧС на сухогрузе в Керченском проливе для Крыма // URL: https://sevastopol.su/news/ posledstviya-chs-na-suhogruze-v-kerchenskom-prolive-dlya-kryma (дата обращения: 26.04.2021).

11. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте : монография / Л. И. Александрова [и др.]; рук. авт. колл. Т. А. Диканова; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2019. — 372 с.

12. Россия договорилась с турецким судовладельцем о буксировке судна April // URL: https://tass.ru/ proisshestviya/10774139 (дата обращения: 26.04.2021).

13. Транспортная прокуратура выявила нарушения экологического законодательства на Калининградской железной дороге // URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5592c5be9a79473b7f4c1746 (дата обращения: 26.04.2021).

Материал поступил в редакцию 26 апреля 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Aktual'nye aspekty prokurorskogo nadzora za soblyudeniem trebovanij promyshlennoj i ekologicheskoj bezopasnosti pri ekspluatacii truboprovodnogo transporta v HMAO // URL: https://yandex.ru/turbo/s/ wiselawyer.ru/poleznoe/88267-aktualnye-aspekty-prokurorskogo-nadzora-soblyudeniem-trebovanij-promyshlennoj (data obrashcheniya: 09.03.2021).

2. V Genprokurature izuchili ispolnenie zakonodatel'stva o bezopasnoj ekspluatacii truboprovodnogo transporta // URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/ february/46443/ (data obrashcheniya: 09.03.2021).

3. Genprokuratura Rossii kontroliruet situaciyu, svyazannuyu s ustraneniem narushenij zakonodatel'stva v deyatel'nosti stividornyh kompanij // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1893368/ (data obrashcheniya: 23.03.2021).

4. General'naya prokuratura vyyavila narusheniya v sfere ekspluatacii magistral'nogo nefteprovoda OAO «Gomel'transneft' Druzhba» // URL: http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/v-inykh-sferakh/generalnaya-prokuratura-vyyavila-narusheniya-v-sfere-ekspluatatsii-magistralnogo-nefteprovoda-oao-go/ (data obrashcheniya: 09.03.2021).

5. Koval' V. N. Pravovye osnovy «udobnyh» flagov v portah Rossii // Mezhdunarodnoe morskoe pravo (chastnoe i publichnoe). — URL: https://studref.com/627268/pravo/pravovye_osnovy_udobnyh_flagov_portah_Rossii (data obrashcheniya: 23.04.2021).

6. Moskovsko-Yaroslavskaya transportnaya prokuratura raz»yasnyaet: o merah k ustraneniyu narushenij trebovanij zakonodatel'stva v sfere ohrany atmosfernogo vozduha // URL: https://svao.mos.ru/the-rule-of-law-and-safety/the-prosecutor-explains/detail/8119423.html (data obrashcheniya: 23.03.2021).

7. Moskovskaya mezhregional'naya transportnaya prokuratura vyyavila narusheniya ekologicheskogo zakonodatel'stva v polose otvoda zheleznoj dorogi v Orekhovo-Zuevskom rajone Moskovskoj oblasti // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1198574/ (data obrashcheniya: 23.03.2021).

8. Narusheniya pri ekspluatacii magistral'nyh truboprovodov vyyavila prokuratura // URL: https://www.inform. kz/ru/narusheniya-pri-ekspluatacii-magistral-nyh-truboprovodov-vyyavila-prokuratura_a3023120 (data obrashcheniya: 09.03.2021).

9. Perchik A. I. Truboprovodnoe pravo. — M. : Neft' i gaz, 2002. — 368 s.

10. Posledstviya ChS na suhogruze v Kerchenskom prolive dlya Kryma // URL: https://sevastopol.su/news/ posledstviya-chs-na-suhogruze-v-kerchenskom-prolive-dlya-kryma (data obrashcheniya: 26.04.2021).

11. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov o bezopasnosti na transporte : monografiya / L. I. Aleksandrova [i dr.]; ruk. avt. koll. T. A. Dikanova; Un-t prokuratury Ros. Federacii. — M., 2019. — 372 s.

12. Rossiya dogovorilas' s tureckim sudovladel'cem o buksirovke sudna April // URL: https://tass.ru/ proisshestviya/10774139 (data obrashcheniya: 26.04.2021).

13. Transportnaya prokuratura vyyavila narusheniya ekologicheskogo zakonodatel'stva na Kaliningradskoj zheleznoj doroge // URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5592c5be9a79473b7f4c1746 (data obrashcheniya: 26.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.