Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
919
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ / СУЩНОСТЬ / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / SCIENTIFIC VIEWS / ESSENCE / PROSECUTORIAL ACTIVITY / LEGALITY / EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Басова Ю. Ю.

В статье осуществлен анализ научных работ о сущности деятельности прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях. Автором определены теоретические и практические вопросы, которые остались без внимания ученых и требующих теоретического и практического решения с целью совершенствования прокурорской деятельности по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях. На основе проведенного анализа установлено, что осуществление органами прокуратуры защиты прав граждан пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций предполагает реализацию организационных мер (организация работы прокуроров на первоначальных этапах возникновения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; взаимодействие органов прокуратуры с иными правоохранительными органами; информационное обеспечение управленческой деятельности прокуратуры; организация работы комиссии для оказания практической помощи прокурорам) и надзорных мер: надзор за правомерным, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций; надзора за исполнением требований ветеринарного законодательства на территории возникновения чрезвычайной ситуации; надзора в сфере защиты прав детей, пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций; надзор за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и благоустройствеThe article analyzes the scientific work on the essence of the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation to ensure the rule of law in emergency situations. The author identifies theoretical and practical issues that have remained without the attention of scientists and requiring theoretical and practical solutions in order to improve prosecutorial activities to ensure the rule of law in emergency situations. The main activities of the prosecutor's office to ensure the rule of law in emergency situations are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 423-430.

УДК 347.962

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Басова Ю. Ю.

Крымский юридического институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

В статье осуществлен анализ научных работ о сущности деятельности прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях. Автором определены теоретические и практические вопросы, которые остались без внимания ученых и требующих теоретического и практического решения с целью совершенствования прокурорской деятельности по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях.

На основе проведенного анализа установлено, что осуществление органами прокуратуры защиты прав граждан пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций предполагает реализацию организационных мер (организация работы прокуроров на первоначальных этапах возникновения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; взаимодействие органов прокуратуры с иными правоохранительными органами; информационное обеспечение управленческой деятельности прокуратуры; организация работы комиссии для оказания практической помощи прокурорам) и надзорных мер: надзор за правомерным, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций; надзора за исполнением требований ветеринарного законодательства на территории возникновения чрезвычайной ситуации; надзора в сфере защиты прав детей, пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций; надзор за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и благоустройстве

Ключевые слова.: научные взгляды, сущность, прокурорская деятельность, законность, чрезвычайные ситуации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики и значимым условием дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, защита материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1].

Актуальность проблематики обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях обусловлена их значительным количеством в Российской Федерации, значительным количеством пострадавших и размером ущерба территориям, который причиняется опасными природными явлениями, промышленными авариями и катастрофами, негативными социально-политическими явлениями. Так, за последние 15 лет в Российской Федерации зарегистрировано свыше 12 тыс. чрезвычайных ситуаций, в которых пострадало свыше 150 тыс. человек, из которых погибло 14 тыс. человек; материальный ущерб составляют 6 % ВВП за указанный период. Так, в 2012 г. зарегистрировано 437 чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибло 819 чел., пострадало 95 105 человек. В 2013 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 335 чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибло 640 челове-

423

ка, пострадало 218177 человек. В 2014 г. зарегистрировано 262 чрезвычайные ситуации, в результате которых погибло 260 человек, пострадало 129869 человек. В 2016 зарегистрировано 299 чрезвычайных ситуации, в результате которых погибло

- 788 человек, а в 2017 - 257 чрезвычайных ситуации, в результате которых погибло

- 556 человека [2, 3]. Следует отметить, что в последние годы на территории России прослеживается тенденция возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения которых уничтожаются населенные пункты и города. Так, 12 апреля 2015 г. из-за ураганного ветра и аномально жаркой погоды огонь за считанные часы распространился по огромной территории Республики Хакасия, охватив 38 населенных пунктов Хакасии. Пострадали 6 из 8 районов (Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Ширинский, Орджоникидзевский, Усть-Абаканский) и 3 из 5 городов (Абакан, Черногорск, Саяногорск). 5 сел выгорело полностью. 4098 граждан остались без крова. Общее количество пострадавших составило 6876 человек. Из числа пострадавших граждан 1245 - дети. За медицинской помощью обратились 1418 человек, погибло 32 чел. [4, с. 5]. Также, в результате интенсивного таяния снега, стока талых вод в русла рек и обильного выпадения осадков с апреля 2017 г. в 28 населенных пунктах Тюменской области произошло подтопление 167 жилых домов и придомовых территорий с населением 572 чел., в том числе 129 детей; 7146 нежилых садоводческих участков; 11 низководных мостов и 77 участков автомобильных дорог [5]. В Иркутской области летом 2019 г. в результате выпадения обильных и продолжительных осадков оказались в зоне затопления 135 населенным пунктам в 11-ти районах региона. Подтопленными оказались 11 169 жилых домов. В них проживало 45 999 человек, в т. ч. 7 921 ребенок. Были повреждены 56 участков автодорог, 23 автомобильных моста. Наиболее пострадавшие от наводнения города - Тулун и Нижнеудинск [6].

Кроме того, в последние годы прослеживается тенденция к увеличению количества событий, которые могут обусловить возникновение чрезвычайных обстоятельств социально-политического характера. Так, в 2014 году количественные показатели преступлений террористического характера составили 1128 [7], в 2015 году данный показатель составил соответственно 1538 [8]. В 2016 году количество преступлений террористического характера возросло на 44,8 %, что составило 2227 [9]. В 2017 году преступлений террористического характера совершено 1 871 [10]. В 2018 год соответственно - 1566 [11]. Кроме того, ежегодно в Российской Федерации проводится более 130 тыс. массовых мероприятий различной направленности, имеют место блокирование транспортных коммуникаций, акции протеста и др.

С учетом произошедших стихийных бедствий, повлекших человеческие жертвы, разрушения, причинение значительного имущественного ущерба, вопросы надзора за соблюдением законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящее время как никогда остро стоят перед органами прокуратуры [4, с. 5]. В связи с этим, важной методологической задачей является определение и характеристика основных направлений прокурорской деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Осуществляя деятельность, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях, органы прокуратуры осуществляют комплекс мероприятий, который включает в себя, во-первых, применение всего комплекса мер прокурорского реагирования по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а во-вторых, реализация мер

424

по защите прав граждан пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

Анализируя содержание первого комплекса мер, а именно мер прокурорского реагирования по предупреждению чрезвычайных ситуаций следует согласиться с мнением профессора Капинус О. С., которая отмечает, что: «приоритетным направлением прокурорской деятельности является надзор за исполнением законов о пожарной безопасности в местах массового скопления людей, в развлекательных, до-суговых, культурных центрах». Трагические события происшедшие 25-26 марта 2018 года в торговом комплексе «Зимняя вишня» обусловили проведения прокурорами, совместно с территориальными органами МЧС России, проверок исполнения законодательства о пожарной безопасности во всех подобных центрах страны [12, с.6]. Результаты надзорной деятельности свидетельствовали о неудовлетворительном состоянии законности в данной сфере.

Немаловажное значение уделяется вопросам осуществления надзора за исполнением лесного законодательства, в частности охраны лесов от пожаров. Отметим, что вследствие жаркой погоды и дефицита осадков чрезвычайная пожарная опасность в Российской Федерации в 2019 г. отмечалась с апреля по сентябрь. Наибольшее количество лесных пожаров, зарегистрировано в Сибири и на Дальнем Востоке. Наиболее сложная лесопожарная обстановка в 2019 г. складывалась на территории республик Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Иркутской, Амурской и Еврейской автономной областей, на которые пришлось около 70 % количества очагов и более 80 % от общей площади, пройденной лесными пожарами. Всего с начала пожароопасного периода 2019 г. на территории Российской Федерации возникло более 10 тыс. очагов лесных пожаров на общей площади 2,5 млн. га [13].

Важным направлением работы прокуроров остается надзора за исполнением законом по вопросам обеспечения транспортной и промышленной безопасности. По этому поводу справедливо отмечает профессор Капинус О. С. «причиной многих чрезвычайных ситуаций являются нарушения законов эксплуатантами опасных объектов и невыполнения органами контроля возложенных на них функций». Как результат - человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальные потери [12, с. 8].

Осуществление органами прокуратуры защиты прав граждан пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций предполагает реализацию организационных и надзорных мероприятий. Анализ задач, определенных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, а также правоприменительной практики, к организационным мероприятиям следует отнести следующие:

- организация работы прокуроров на первоначальных этапах возникновения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

- взаимодействие органов прокуратуры с иными правоохранительными органами в чрезвычайных ситуациях;

- информационное обеспечение управленческой деятельности прокуратуры в чрезвычайных ситуациях.

425

- организация работы временных приемных Генерального прокурора и мобильной приемной прокурора субъекта Российской Федерации. Отметим, что в связи с режимом ЧС, на территории города Тулуна была организована работа временной приемной Генерального прокурора Российской Федерации и мобильной приемной прокурора Иркутской области [14];

- организация работы комиссии для оказания практической помощи прокурорам при ликвидации ЧС. Так, распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки была создана комиссия для оказания практической помощи горрайпрокурорам и сотрудникам аппарата прокуратуры области по защите прав и законных интересов граждан при ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийного бедствия [15].

Реализация надзорных мероприятий предполагает осуществление:

- надзора за исполнением законности в деятельности межведомственных комиссий органов местного самоуправления по обследованию пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилья, подготовке актов и заключений проведенных обследованиях;

- надзора за правомерным, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что на сегодня федеральным законодательством предусмотрено выделений из резервных фондов бюджетных средств как на реализацию мер связанных с ликвидацией негативных последствий чрезвычайной ситуации, так и на оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи. В связи с чем, особую актуальность приобретает прокурорский надзор за правомерным, целевым и эффективным расходованием указанных средств;

- надзора за исполнением требований ветеринарного законодательства на территории возникновения чрезвычайной ситуации. Отметим, что одним из вопросов, имеющих существенное значение при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, является утилизация трупов домашних и сельскохозяйственных животных. Важность и значение реализации данной меры не вызывает сомнения, ведь несвоевременное их захоронение, а также наличие свободного доступа к местам их захоронения может обусловить возникновение инфекционных болезней, общих для людей и животных, заражение водных источников. Таким образом, в процессе ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций повышенное внимание необходимо уделять вопросам соблюдения ветеринарного законодательства в сфере захоронения погибшего скота;

- надзора в сфере защиты прав детей, пострадавших от негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Как правило, возникновение чрезвычайных ситуаций сопряжено с человеческими жертвами, что обуславливает появление детей-сирот, существенным изменением образа жизни значительного количества человек, изменением режима работы органов учреждений по содержанию детей-сирот, детей-инвалидов. Из приведенных положений следует, что в условиях возникновения чрезвычайной ситуации организация прокурорского надзора должна быть направлена на исполнение законов об охране прав и законных интересов пострадавших детей и подростков, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних на территории возникновения чрезвычайной ситуации и др.;

426

- надзора за исполнением процессуального законодательства при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел, возбужденных в связи с произошедшими стихийными бедствиями;

- обеспечение законности при формировании списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и выплате материальной помощи. Отметим, что реализация указанного направления определяет постановку следующих вопросов: обоснованность включения пострадавших граждан в списки на получение социальных компенсаций; полнота списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; правомерность отказа во включении гражданина в список, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; своевременность получения финансовой помощи всеми гражданами, включенными в соответствующие списки;

- обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на пострадавших территориях и местах временного размещения населения;

- обеспечение законности при заключении и исполнении государственных контрактов на строительство жилых домов взамен утраченных;

- организация взаимодействия с судами по восстановлению прав пострадавших граждан на получение социальных компенсаций, а также установления юридического факта постоянного проживания на территории оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации. Обращение прокурора в суд с иском остается наиболее действенным способом восстановления нарушенных прав граждан, в том числе пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Судебное решение, обязательное к незамедлительному исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, является эффективным средством устранения выявленных нарушений закона [4].

Следует отметить, что анализ практики прокурорского надзора в рассматриваемой сфере свидетельствует о значительном количестве нарушений, которые допускается органами государственной власти и местного самоуправления при обеспечении соответствующих условий жизнедеятельности эвакуированных граждан; реализации мер, направленных на восстановление социальных прав граждан; оказании гражданам государственной поддержки в виде денежных выплат; реализации мероприятий по оценке ущерба, обследованию пострадавших домовладений, формированию списков пострадавших граждан, выплате им финансовой помощи, нарушений требований экологического законодательства связанного с очисткой территорий от твердых бытовых отходов. Кроме того, нарушений допускается при введении специальных режимов функционирования. Зачастую органы местного самоуправления вводят режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации в отсутствие оснований для их введения, без определения конкретных мероприятий, ответственных за их выполнение лиц, а также забывают отменить режим функционирования по исключению обстоятельств, послуживших основанием для их введения.

Таким образом, роль прокуратуры в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в восстановлении нарушенных прав граждан представляется весьма значительной.

Теоретический анализ указанных направлений, разработка и внедрение направлений усовершенствования прокурорской деятельности в указанных условиях является одним из перспективных направлений и в определенной степени имеет меж-

427

дисциплинарное значение, поскольку связана с проблемами науки конституционного права, административного права, прокурорского надзора, других отраслевых юридических наук.

Список литературы

1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. - Текст : электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России : [сайт]. - 2020. - URL : http://www.kremlin.ru/ acts/news/19653 (дата обращения 29.01.2020).

2. Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации в 2014/2013 годах. - Текст : электронный// МЧС России : [сайт]. - 2020. -URL : http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2014/Sravnitelnaja_harakteristika_ chrezvichaj (дата обращения 29.01.2020)/

3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году». - Текст : электронный // МЧС России : [сайт]. - 2020. - URL: https://www.mchs.gov.ru/activities/results/2017_god (дата обращения 29.01.2020).

4. Загрядский О. В. Организация прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в период ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами : Методические рекомендации / О. В. Загрядский; под общей ред. Н. Н. Макеева. - Абакан: Прокуратура Республики Хакасия, 2016. - 125 с. - Текст : непосредственный.

5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году». - Текст : электронный// МЧС России : [сайт]. - 2020. - URL: https://www.mchs.gov.ru/activities/results/ 2017_god (дата обращения 29.01.2020).

6. Евгений Зиничев подвел итоги работы МЧС России в Иркутской области. - Текст : электронный// МЧС России : [сайт]. - 2020. - URL: https://www.mchs.gov.ru/dop/info/ smi/news/item/34186623 (дата обращения 29.01.2020).

7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2014 года: Статистический сборник.

- Текст : электронный// Генеральная прокуратура РФ : [сайт]. - 2020. - URL: http://crimestat.ru/ analytics (дата обращения 29.01.2020).

8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 года: Статистический сборник.

- Текст : электронный// Генеральная прокуратура РФ : [сайт]. - 2020. - URL: https://genproc.gov.ru/ upload/iblock/d07/ 0112_2015.pdf (дата обращения 29.01.2020).

9. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года: Статистический сборник.

- Текст : электронный// Генеральная прокуратура РФ : [сайт]. - 2020. - URL: https://genproc.gov.rUupload/iЫocM8b/Ежемесячньш0/o20сборник0/o20декабрь %202016.pdf (дата обращения 29.01.2020).

10. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года: Статистический сборник.

- Текст : электронный// Генеральная прокуратура РФ : [сайт]. - 2020. - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iЫock/aab/Ежемесячныйl%20сборникl%20декабрь /202017.pdf (дата обращения 29.01.2020).

11. Состояние преступности в России за январь - октябрь 2018 года: Статистический сборник. - Текст : электронный// Генеральная прокуратура РФ : [сайт]. - 2020. - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/ddb/sbornik_10_2018.pdf (дата обращения 29.01.2020).

12. Капинус О. С. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению зашиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / О. С. Капинус // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. - 2019. - № 3 (7). - С. 5-9. - Текст : непосредственный.

13. Действующих очагов лесных пожаров в 5 км зоне от населённых пунктов нет. - Текст : электронный// МЧС России : [сайт]. - Москва, 2020. - . - URL: https://www.mchs.gov.ru/ dop/info/smi/news/item/34178211 (дата обращения 29.01.2020).

14. В городе Тулуне и Тулунском районе продолжает работу временная приемная Генерального прокурора Российской Федерации и мобильная приемная прокурора Иркутской области. - Текст : электронный// Прокуратура Иркутской области : [сайт]. - Москва, 2020. - . - URL: https://www.irkproc.ru/news/12743.html (дата обращения 29.01.2020).

428

15. Генеральной прокуратурой Российской Федерации принимаются меры по оказанию помощи гражданам Иркутской области, пострадавшим в результате стихийного бедствия. - Текст : электронный// Прокуратура Иркутской области : [сайт]. - 2020. - URL: https://www.irkproc.ru/news/12757.html (дата обращения 29.01.2020).

Basova J. J. Activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation to ensure the rule of law in emergency situations / J. J. Basova // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 423-430.

The article analyzes the scientific work on the essence of the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation to ensure the rule of law in emergency situations. The author identifies theoretical and practical issues that have remained without the attention of scientists and requiring theoretical and practical solutions in order to improve prosecutorial activities to ensure the rule of law in emergency situations. The main activities of the prosecutor's office to ensure the rule of law in emergency situations are identified.

Key words: scientific views, essence, prosecutorial activity, legality, emergency situations.

Spisok literatury'

1. Koncepciya obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii. - Tekst : e'lektronny'j // Oficial'ny'e setevy'e resursy' Prezidenta Rossii : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653 (data obrashheniya 29.01.2020).

2. Sravnitel'naya xarakteristika chrezvy'chajny'x situacij, proisshedshix na territorii Rossijskoj Federacii v 2014/2013 godax. - Tekst : e'lektronny'j// MChS Rossii : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2014/Sravnitelnaja_harakteristika_chrezvicha j (data obrashheniya 29.01.2020)/

3. Gosudarstvenny'j doklad «O sostoyanii zashhity' naseleniya i territory Rossijskoj Federacii ot chrezvy'chajny'x situacij prirodnogo i texnogennogo xaraktera v 2017 godu». - Tekst : e'lektronny'j // MChS Rossii : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://www.mchs.gov.ru/activities/results/2017_god (data obrashheniya 29.01.2020).

4. Zagryadskij O. V. Organizaciya prokurorskogo nadzora za ispolneniem federal'nogo zakonodatel'stva v period likvidacii posledstvij chrezvy'chajnoj situacii, vy'zvannoj prirodny'mi pozharami : Metodicheskie rekomendacii / O. V. Zagryadskij; pod obshhej red. N. N. Makeeva. - Abakan: Prokuratura Respubliki Xakasiya, 2016. - 125 s.

5. Gosudarstvenny'j doklad «O sostoyanii zashhity' naseleniya i territory Rossijskoj Federacii ot chrezvy'chajny'x situacij prirodnogo i texnogennogo xaraktera v 2017 godu». - Tekst : e'lektronny'j// MChS Rossii : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://www.mchs.gov.ru/activities/results/2017_god (data obrashheniya 29.01.2020).

6. Evgenij Zinichev podvel itogi raboty' MChS Rossii v Irkutskoj oblasti [E'lektronny'j resurs] . - Tekst : e'lektronny'j// MChS Rossii : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/34186623 (data obrashheniya 29.01.2020).

7. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2014 goda: Statisticheskij sbornik. -Tekst : e'lektronny'j// General'naya prokuratura RF : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: http://crimestat.ru/analytics (data obrashheniya 29.01.2020).

8. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2015 goda: Statisticheskij sbornik. -Tekst : e'lektronny'j// General'naya prokuratura RF : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/d07/0112_2015.pdf (data obrashheniya 29.01.2020).

9. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2016 goda: Statisticheskij sbornik. -Tekst : e'lektronny'j// General'naya prokuratura RF : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/f8b/Ezhemesyachny'j%20sbornik%20dekabr' %202016.pdf (data obrashheniya 29.01.2020).

10. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2017 goda: Statisticheskij sbornik. -Tekst : e'lektronny'j// General'naya prokuratura RF : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/Ezhemesyachny'j%20sbornik%20dekabr' %202017.pdf (data obrashheniya 29.01.2020).

11. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - oktyabr' 2018 goda: Statisticheskij sbornik. -Tekst : e'lektronny'j// General'naya prokuratura RF : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL:: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/ddb/sbornik_10_2018.pdf (data obrashheniya 29.01.2020).

429

12. Kapinus O. S. Deyatel'nost' organov prokuratury' po obespecheniyu zashhity' naseleniya ot chrezvy'chajny'x situacij prirodnogo i texnogennogo xaraktera / O. S. Kapinus // Vestnik Universiteta prokuratury' Rossijskoj Federacii. - 2019. - № 3 (7). - S. 5-9.

13. Dejstvuyushhix ochagov lesny'x pozharov v 5 km zone ot naselyonny'x punktov net. - Tekst : e'lektronny'j// MChS Rossii : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/34178211 (data obrashheniya 29.01.2020).

14. V gorode Tulune i Tulunskom rajone prodolzhaet rabotu vremennaya priemnaya General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii i mobil'naya priemnaya prokurora Irkutskoj oblasti. - Tekst : e'lektronny'j// Prokuratura Irkutskoj oblasti : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://www.irkproc.ru/news/12743.html (data obrashheniya 29.01.2020).

15. General'noj prokuraturoj Rossijskoj Federacii prinimayutsya mery' po okazaniyu pomoshhi grazhdanam Irkutskoj oblasti, postradavshim v rezul'tate stixijnogo bedstviya. - Tekst : e'lektronny'j// Prokuratura Irkutskoj oblasti : sajt. - Moskva, 2020. - . - URL: https://www.irkproc.ru/news/12757.html (data obrashheniya 29.01.2020).

430

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.