Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ / ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / НАРУШЕНИЯ / МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова М. В.

В статье рассматриваются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах, проблемы эксплуатации транспорта при содержании железнодорожных переездов, типичные нарушения законов, выявляемые прокурорами, а также меры прокурорского реагирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS IN THE FIELD OF TRAFFIC SAFETY AT RAILWAY CROSSINGS

This article discusses the issues of prosecutor's supervision over the implementation of laws in the field of traffic safety at railway crossings, the problems of transport operation in the maintenance of railway crossings, typical violations of laws identified by prosecutors, as well as the measures taken by the prosecutor's response.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ»

nQA

LEGAL SCIENCES

»Qa

УДК 34 DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.003

ББК 67 © М.В. Рубцова, 2021

Научная специальность 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ

Майя Викторовна Рубцова,

старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022

Е-mail: [email protected] Тел: 8 (903)190-60-80

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах, проблемы эксплуатации транспорта при содержании железнодорожных переездов, типичные нарушения законов, выявляемые прокурорами, а также меры прокурорского реагирования.

Ключевые слова: прокурорский надзор, исполнение законов, обеспечение безопасности, железнодорожные переезды, транспорт, пассажирские перевозки, нарушения, меры прокурорского реагирования

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS IN THE FIELD OF TRAFFIC SAFETY AT RAILWAY CROSSINGS

Maya V. Rubtsova,

senior Researcher

at the research unstitute of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation Contacts: str. 2-ya Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022

Abstract. This article discusses the issues of prosecutor's supervision over the implementation of laws in the field of traffic safety at railway crossings, the problems of transport operation in the maintenance of railway crossings, typical violations of laws identified by prosecutors, as well as the measures taken by the prosecutor's response.

Keywords: prosecutor's supervision, enforcement of laws, security, railway crossings, transport, passenger transportation, violations, measures of prosecutor's response

Для цитирования: Рубцова М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах. // Современная наука. 2021;(3):16-20.

Железнодорожные переезды - объекты повышенной опасности, требующие строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ). Грубые нарушения ПДД РФ на пересечении автомобильных и железных дорог как нигде часто приводят к трагическим последствиям.

Пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне являются наиболее сложными и опасными элементами дорожной сети, оказывающими существенное влияние на эффективность эксплуатации автомобильного и железнодорожного транспорта в целом.

Проблема железнодорожных переездов является очень важной еще и потому, что более половины от общего числа переездов составляют регулируемые переезды, расположенные на маршрутах основных пассажирских перевозок. ДТП на этих переездах сопровождаются, как правило, большим количеством пострадавших [1]. По оперативным

данным, за 2020 год на железнодорожных переездах по вине водителей допущено 204 столкновения с железнодорожным подвижным составом, что на 18% меньше, чем в 2019 году. Причинами ДТП послужили грубые нарушения правил дорожного движения, допущенные водителями автотранспортных средств.

Наибольшее число происшествий зафиксировали в границах Московской (29 случаев), ЗападноСибирской (28 случаев) и Северо-Кавказской (21 случай) железных дорог. За год в ДТП на железнодорожных переездах пострадали 95 человек, 29 из них погибли.

В связи с чем ОАО «РЖД» призывает водителей автотранспорта быть бдительными и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов. Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий компания проводит мониторинг состояния, а также капитальный ремонт железнодорожных переездов

»3

OPEN ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ȉ

OPEN ACCESS

и оборудование их современными предупредительными и заградительными устройствами [2].

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах является специфической деятельностью государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемой от имени государства и состоящей в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории, сопряженной с возможностью применения средств реагирования в случае выявления нарушения законов [3].

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4] предметом надзора являются:

• соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Приказом Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» установлено, что прокурорами осуществляется надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, надзор за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами внутренних дел законодательства об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте, а также надзор за исполнением законов

в области подготовки специалистов, работников железнодорожного транспорта и др.

Указанием Генпрокуратуры России от 20.02.2020 № 84/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта» предусмотрено считать приоритетным направлением надзора в сфере функционирования железнодорожного транспорта обеспечение его безопасности.

Прокурорам необходимо добиваться реального снижения на поднадзорной территории количества транспортных происшествий (крушений, аварий, происшествий при перевозке опасных грузов) и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе уровня аварийности на железнодорожных переездах, количества травмированных и погибших, особенно несовершеннолетних, на объектах железнодорожной инфраструктуры (п. 1.1.).

Прокурорами устанавливались основные причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов (на Дальневосточной дороге - треть переездов; каждый пятый переезд в Центральном федеральном округе и т.д.), отсутствие федерального контроля за организациями - балансодержателями переездов, невыполнение органами местного самоуправления обязанностей, связанных с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, несанкционированные переезды.

В то же время имеются случаи неправомерного закрытия переездов, в целях экономии строятся неохраняемые переезды. В федеральном законодательстве отсутствовали нормативы, обязывающие строить безопасные переезды через стальные магистрали, ограждения и другие защитные сооружения [5]. Из 2861 железнодорожного переезда Центрального ФО в полном объеме соответствовали установленным требованиям лишь 553 (менее одной пятой). Ответственные подразделения ОАО «РЖД» вопреки требованиям закона лишь в единичных

OPEN, ACCESS

случаях уведомляли Центральное управление Гос-желдорнадзора о проведении ежегодных комиссионных обследований железнодорожных переездов. На железнодорожном транспорте сформировалось и такое негативное явление, приводящее к авариям и травматизму, как зацепинг. Несмотря на тенденцию к снижению, по-прежнему высоки показатели травматизма граждан на железнодорожном транспорте. Этому способствует недостаточная обустроенность объектов этого транспорта. Территории ряда станций, пешеходные переходы, платформы, перроны и иные пассажирские обустройства имеют ненадлежащую освещенность [6].

Как показывает прокурорская практика, причинами травмирования граждан и транспортных происшествий в ряде случаев были нарушения правил нахождения в зонах повышенной опасности, проезда и прохода через железнодорожные пути, несоблюдение водителями автомобилей правил дорожного движения.

На железнодорожном транспорте обеспечение безопасности рассматривается как основное условие эксплуатации железных дорог, перевозок пассажиров и грузов. Все организационные и технические мероприятия на железнодорожном транспорте должны отвечать требованиям безопасного и бесперебойного движения поездов [7].

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (ст. 11.1 КоАП РФ). Часть 6 статьи 11.1 предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения

OPEN ^ACCESS

и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Проведенные прокурорами проверки свидетельствовали о том, что структурными подразделениями ОАО «РЖД» и сторонними организациями допускались факты ненадлежащего содержания железнодорожных путей, переездов и иных объектов транспортной инфраструктуры. Транспортными прокурорами вносились представления руководителям подразделений ОАО «РЖД», владельцам путей необщего пользования, по результатам их рассмотрения принимались меры к устранению нарушений, виновные лица привлекались к дисциплинарной и административной ответственности.

К примеру, Сахалинской транспортной прокуратурой выявлены нарушения Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В частности, дежурным по железнодорожной станции Южно-Сахалинск не обеспечивалось своевременное доведение информации до ответственных лиц при производстве маневровых работ, что повлекло несвоевременное закрытие железнодорожного переезда для движения автотранспорта.

Кроме того, по результатам проверки вскрыты факты ненадлежащего содержания девяти железнодорожных переездов, а также трех остановочных пунктов, расположенных в Южно-Сахалинске, Корсакове, Долинске. Также прокуратурой установлено, что, вопреки Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, на пассажирских платформах отсутствовало искусственное освещение, а на железнодорожных переездах - направляющие и сигнальные столбики.

Имелись нарушения целостности автодорожного покрытия, на одном из переездов отсутствовал

LEGAL SCIENCES

OPEN^ ACCESS

настил для безопасного перехода граждан через железнодорожные пути. Транспортным прокурором внесены представления начальникам Сахалинской дистанции инфраструктуры, Дальневосточной дирекции по управлению движением и Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств

ОАО «РЖД».

В отношении ОАО «РЖД» и девяти его должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ (несоблюдение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) и ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании железнодорожных переездов) [8].

Оренбургской транспортной прокуратурой выявлены нарушения закона в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта при содержании железнодорожных переездов.

Вопреки требованиям федерального законодательства на железнодорожных переездах, находящихся на балансе Новосергеевской дистанции пути ОАО «РЖД», отсутствовала необходимая дорожная разметка и дорожные знаки, световозвраща-ющие поверхности были изношены. В этой связи прокурором в отношении трех должностных лиц ОАО «РЖД» возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, начальнику дистанции внесено представление об устранении выявленных нарушений [9].

Нарушения закона выявлены при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожных переездах, расположенных в зоне обслуживания Южно-Уральской и Свердловской железных дорог.

В 2019 году по представлениям Челябинского транспортного прокурора, внесенных в адрес начальников Челябинской, Чуриловской, Полетаев-ской дистанций пути, на 20 железнодорожных переездах восстановлены дорожные знаки и разметка, установлено сигнальное оборудование, устранена деформация резинокордового покрытия, проведен ремонт дорожного полотна, 3 виновных лица при-

OPEN ф ACCESS

влечены к дисциплинарной ответственности. По итогам рассмотрения постановления прокурора начальник службы пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании железнодорожных переездов) в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

По итогам рассмотрения представлений Оренбургского транспортного прокурора, внесенных начальникам Оренбургской, Новосергиевской дистанций пути, а также руководителям ОАО «Оренбургский комбикормовый завод», АО «ПО «Стрела» на 10 железнодорожных переездах отремонтированы устройства заграждения, сигнальное оборудование, установлены новые дорожные знаки со светоотра-жателями, к дисциплинарной ответственности привлечены 3 должностных лица.

По итогам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Всего в 2019 году по итогам проведенных проверок транспортных прокуроров владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта приведено в соответствие с нормами закона более 80 железнодорожных переездов. Виновные лица привлечены к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ в виде штрафа на общую сумму 180 тыс. руб. [10].

Сосногорская транспортная прокуратура в ходе проверки регулируемого железнодорожного переезда «Сыктывкар - Ухта - Печора - Нарьян-Мар» выявила нарушения закона. Поводом для проверки послужило столкновение грузового автомобиля Scania с полуприцепом и тепловоза в феврале 2021 года.

В частности, 13 февраля 2021 года на железнодорожном переезде у станции «Язель» большегруз протаранил автопоезд. ДТП произошло в светлое время суток в результате пострадал водитель грузовика. Переездная сигнализация на этом участке не работала, дорожный знак «Движение без остановки запрещено» был оборудован с нарушениями ГОСТ, что стало одной из причин ДТП.

В этой связи транспортный прокурор внес представление директору АО «Боксит Тимана», которое эксплуатировало железнодорожные пути переезда.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

LEGAL SCIENCES

»Qa

OPEN ACCESS

По результатам его рассмотрения нарушения закона устранены. В 2020 году транспортная прокуратура выявила около 20 нарушений при эксплуатации железнодорожных переездов, по результатам проверок внесены четыре представления. Все нарушения устранены [11].

Ярославской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при содержании железнодорожных переездов установлено, что на переездах, расположенных в Кировском и Ленинском районах Ярославля, покрытие проезжей части на железнодорожном переезде не очищено от снега и наледи.

Кроме того, имеются дефекты асфальтового покрытия, а также перекосы и возвышения настила в местах движения автотранспорта. В этой связи транспортный прокурор внес представление начальнику Северной дирекции инфраструктуры. По результатам его рассмотрения приняты меры к устранению нарушений, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности [12].

Анализ эффективности мер реагирования, принимаемых транспортными прокурорами, показал, что в подавляющем большинстве случаев их требования органами управления поднадзорных организаций (предприятий) и учреждений удовлетворяются, в связи с чем принимаются меры к устранению допущенных нарушений закона и их недопущению в дальнейшем.

Осуществляемая транспортными прокурорами деятельность, в том числе координационного характера, способствовала улучшению работы органов внутренних дел по выявлению нарушений закона. Транспортными прокурорами принимались эффективные меры по обеспечению законности в области транспортной безопасности, исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта при содержании железнодорожных переездов.

Система управления и контроля в сфере обеспечения безопасности на транспорте постоянно совершенствуется. Анализируются показатели работы этой системы, ее отдельных звеньев, определяются наиболее значимые достижения, недостатки и разрабатываются меры по их устранению.

Эти вопросы обсуждаются в том числе на коллегиях Минтранса России, Ространснадзора, транспортных агентств. Анализ материалов коллегий, других материалов транспортных ведомств показывает, что работа рассматриваемой системы ведется в условиях серьезных экономических вызовов, неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках транспортных услуг, сложной финансовой ситуации отдельных крупных перевозчиков, что приводит к сокращению и даже прекращению их деятельности.

Стоит отметить, что действующая система управления и контроля не допустила реализации пессимистического прогноза развития транспортной отрасли.

Проведенная в последние годы работа по совершенствованию законодательства и нормативной базы о безопасности на транспорте также дала положительные результаты.

Литература:

1. Миненко Е.Ю. Анализ мероприятий, направленных на решение проблемы безопасности на железнодорожных переездах // Молодой ученый. 2014. № 17 (76) С. 78-80. -_ Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/76/12897/ (дата обращения: 05.04.2021).

2. Режим доступа: URL: https://company.rzd.ru/ ru/9397/page/104069?id=258671 (дата обращения: 06.04.2021).

3. Российский прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. М.: НОРМА: ИНФРА М, 2001; Прокурорский надзор: учебник / В.Н. Григорьев и др. М.: Эксмо, 2006. С. 16-17.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» //

5.Режим доступа: URL: http://www. transportrussia.ru/bezopasnost/delo-v-kotorom-net-melochey.html (дата обращения: 10.07.2018).

6. Александрова Л.И. [и др.] Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте: монография. - М., 2019. С. 117.

7. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева. М., 1994. С. 36.

8. Режим доступа: URL: https://astv.ru/news/ society/2021-03-29-transportnaya-prokuratura-nashla-mnogo-narushenij-na-zh-d-pereezdah-v-yuzhno-sahalinske (дата обращения: 05.04.2021).

9. Режим доступа: URL: https://genproc.gov.ru/ smi/news/regionalnews/news-1756936/ (дата обращения: 05.04.2021).

10. Режим доступа: URL: https://genproc.gov.ru/ smi/news/regionalnews/news-1780960/ (дата обращения: 05.04.2021).

11. Режим доступа: URL: https://komiinform.ru/ news/213284/ (дата обращения: 05.04.2020).

12. Режим доступа: URL: https://spbvedomosti. ru/news/incident/yaroslavskaya-transportnaya-prokuratura-vyyavila-narusheniya-na-pereezde/ (дата обращения: 05.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.