Научная статья на тему 'Роль прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных услуг на транспорте'

Роль прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных услуг на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / предоставление услуг / качество / доступность / конкуренция / законность / ответственность за нарушения закона / public prosecutor's supervision / service delivery / quality / availability / competition law / accountability for violations of the law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова Майя Викторовна

Статья посвящена вопросам прокурорского надзора при предоставлении государственных услуг на транспорте, проблемам качества услуг транспортного комплекса для населения, правонарушениям, ответственности за нарушения закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of prosecutorial oversight of implementation of laws in the provision of public transport service

Article is devoted questions of prosecutorial supervision in the provision of public services in transport, problems of quality of service of the transport complex to the public, offenses liable for violations of the law.

Текст научной работы на тему «Роль прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных услуг на транспорте»

156

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

права. Последующий конституционный контроль открыт для обращения граждан, но осуществляется тогда, когда закон уже действует и возможно породил несколько фактических и юридических последствий [14, c.299]. На наш взгляд последующий конституционный контроль является более эффективным. В обосновании нашего утверждения обратим внимание на то, что главным минусом предварительного контроля является, как было сказано ранее, невозможность обращения в орган конституционного контроля после вступления его в юридическую силу. С уверенностью можно сказать, что, как правило, выявляются нарушения конституционных прав только при действии на практике.

Обязательный конституционный контроль - проверка правового акта на соответствие конституции страны всегда, в обязательном порядке. Факультативный контроль проводится лишь по инициативе уполномоченного органа, индивида, в случаи сомнения конституционности того или иного правового акта. Российской Федерации присущ факультативный конституционный контроль.

Материальный конституционный контроль означает проверку соответствия содержания акта положениям конституции. При формальном контроле - проверяется соблюдение конституционных требований относительно формы акта, правомочности органа издать оспоренный акт, процедуры его принятия, опубликования и ведения в действие [5, с.148]. Для нашей страны характерен материальный вид конституционного контроля.

Таким образом, отметим, что Конституционный суд Российской Федерации является органом Конституционного контроля. Он выполняет одну из главных функций - обеспечивает верховенство Базового закона страны. Как было указано ранее, вопрос о конституционном контроле является в дискуссионным. Отметим, что некоторые ученые, такие как Н.В. Витрук, Е.Е. Тонков, М.Б. Смоленский считают, что конституционный контроль осуществляют как органы судебные, так и несудебные (квазисудебные). Другая группа ученых, таких как Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин разграничивают конституционный контроль и надзор, давая предназначению Конституционному Суду быть органу конституционного контроля, который и полномочен осуществлять конституционный контроля в стране путем конституционного судопроизводства, а все другие органы, такие как Прокуратура Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека и другие являются всего лишь органом конституционного надзора. На наш взгляд, конституционный контроль и надзор является различными категориями, в связи с чем мы разделяем вторую точку зрения.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2014, 21 июля;

2. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 22.12.20i4, с изм. от 17.02.2015) // Российская газета. - 1992, 25 января;

3. Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от

23.05.2015) // Российская газета. - 1997, 3 марта;

4. Витрук Н.В. Верность Конституции. - М.: Российская академия правосудия, 2008. - 270 с.

5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. - М.: Юристъ, 2005. - 525 с.

6. Иксанов И. С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение дис. к.ю.н. М.: 2008

7. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 410 с.

8. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации -455 с.

9. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). - М. -Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002 г. - 361 с.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М.: 2004 г. Издательство Юристъ. - 511 с.

11. Петрова И.В. Конституционный суд - орган конституционного контроля в Российской Федерации. дисс.... к.ю.н. М.: 2004 г.

12. Перевалов В.Д., Алексеев С.С. Теория государства и права М.: 2005 г. - Норма - 471 с.

13. Тонков Е.Е., Беспалова М.А. - Правозащитная функция государства: вопросы теории. - Ростов-на-Дону: Росиздат, 2002. - 291 с.

14. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции - М.: Норма, 2007. - 319 с.

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ТРАНСПОРТЕ

Рубцова Майя Викторовна

Ст. научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Москва

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ТРАНСПОРТЕ.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам прокурорского надзора при предоставлении государственных услуг на транспорте, проблемам качества услуг транспортного комплекса для населения, правонарушениям, ответственности за нарушения закона.

Ключевые слова: прокурорский надзор, предоставление услуг, качество, доступность, конкуренция, законность, ответственность за нарушения закона.

Maya V. Rubtsov, Senior Researcher, Research Institute of the Academy of the General Prosecutor of the Russian Federation.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

157

ABSTRACT

Role ofprosecutorial oversight of implementation of laws in the provision ofpublic transport service/

Article is devoted questions of prosecutorial supervision in the provision of public services in transport, problems of quality of service of the transport complex to the public, offenses liable for violations of the law.

Keywords: public prosecutor’s supervision, service delivery, quality, availability, competition law, accountability for violations of the law.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 создана комплексная система безопасности населения на транспорте, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечение защиты населения. Для обеспечения законности в деятельности транспортного комплекса органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законов на транспорте. В соответствии с приказом Генпрокуратуры от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам: считать приоритетными направлениями надзора на транспорте исполнение законов о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества (п.5). В связи с распространенностью правонарушений, посягающих на безопасность движения, полетов и плавания, фактов разрушения, повреждения путей сообщения, блокирования транспортных коммуникаций территориальным и транспортным прокурорам приказано активизировать взаимодействие по их пресечению, предупреждению, устранению причин и условий, им способствующих (п.7).

Одним из направлений надзора, который осуществляют органы прокуратуры, является надзор за исполнением законов при предоставлении государственных услуг в транспортной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» обозначены приоритеты и цели государственной политики в сфере транспортного комплекса, касающиеся формирования и распространения новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, обеспечения комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов в общем парке автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива; переход в основном к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением, дальнейшее повышение эффективности функционирования Аэронавигационной системы России в условиях прогнозируемого роста объема авиаперевозок в стране. Генеральная прокуратура РФ на указанных направлениях проверяет состояние законности в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), Федеральной службе по надзору в

сфере транспорта (Ространснадзоре), Министерстве транспорта РФ. С учетом складывающейся ситуации в гражданской авиации наблюдается рост выявляемых транспортными прокурорами нарушений закона в сфере безопасности на воздушном транспорте. За последние 5 лет их количество выросло с 4788 нарушений в 2008 г. до 7679 в 2012 г. и 7211 в 2013 г., количество принесенных протестов увеличилось в 2,5 раза с 58 до 147, направленных в суд исковых заявлений - со 128 до 400. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности в 2008 г. привлечено 759 лиц, в 2013 г. - 1122. Результаты надзорной деятельности подтверждают, что в авиатранспортной отрасли некоторые авиационные предприятия и частные владельцы воздушных судов не соблюдают требования по обеспечению безопасности полетов, есть недостатки при подготовке авиационного персонала, отмечается бесконтрольность использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения и несоответствие российского воздушного законодательства международным стандартам. В ходе проверок, проведенных в 2013 - 2014 гг. после произошедшей в г. Казани катастрофы, комиссия Генеральной прокуратуры РФ и по ее поручению транспортные прокуроры выявили многочисленные нарушения закона в деятельности авиационных предприятий, аэропортов, организаций, осуществляющих техническое обслуживание авиационной техники, авиационных учебных центров, образовательных учреждений гражданской авиа-ции[1].

Транспортные прокуроры по итогам проведенных проверок в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» принимают соответствующие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона и привлечение к ответственности виновных лиц. Выбор той или иной меры реагирования, зависит от вида правонарушения, его общественной опасности, распространенности. За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ст.5.63 КоАП РФ. Полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ отнесены к исключительной компетенции прокурора. Результаты прокурорской практики Генпрокуратуры России по вопросу соблюдения законодательства в сфере оказания медицинских услуг в аэропортах и на железнодорожных вокзалах свидетельствовали о многочисленных нарушениях в данной сфере. В целях их устранения внесено около 200 представлений, в суды направлено 44 исковые заявления, возбуждено 78 дел об административных пра-вонарушениях[2]. Владимирская транспортная прокуратура приняла меры к обеспечению качественного предоставления услуг по перевозке пассажиров в поездах пригородного сообщения. По результатам проверки прокурором в целях восстановления прав пассажиров на качественное предоставление услуг железнодорожного транспорта внесено 2 представления, направлено в суд исковое заявление, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 11.1 (наруше-

158

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ние правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования), ст.11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте), ст. 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ[3]. Читинской транспортной прокуратурой при разрешении обращения жителей пгт. Яблоновое Читинского района выявлены грубые нарушения со стороны ОАО «РЖД» законодательства о правах потребителей при предоставлении транспортных услуг. В связи с этим, Читинским транспортным прокурором в суд направлено исковое заявление о понуждении ОАО «РЖД» устранить нарушения закона о правах потребителей пос. Яблоновое^]. По результатам проведенной Астраханской транспортной прокуратурой проверки возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. Астраханской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов контролирующих органов на водном транспорте установлено, что на территории Камызякского района Астраханской области в селе Полдневое индивидуальным предпринимателем Владимиром Неделькиным организована работа паромной переправы через реку Би-рюль транспортных средств и граждан. При эксплуатации паромной переправы предпринимателем использовались суда внутреннего водного плавания, не отвечающие требованиям действующего законодательства, что создавало угрозу безопасности граждан на водных объектах. При этом к управлению буксиром было допущено лицо, не

имеющее права управления судами внутреннего плавания. Поскольку индивидуальные предприниматель Неделькин в коммерческих целях использовал водный объект, являющийся федеральной собственностью, без заключения договора водопользования, по постановлению прокурора Камызякским районным судом Астраханской области предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, по результатам прокурорской проверки Астраханским СО ЮСУТ СК РФ в отношении индивидуального предпринимателя Неделькина возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей) [5].

Практика показывает, что чаще всего причиной аварий и катастроф становится безответственность и некомпетентность, необоснованное принятие самостоятельных решений в отступление от установленных правил. Таким образом, задачей прокуроров является своевременное выявление и пресечение нарушений законов о безопасности на транспорте при предоставлении государственных услуг.

Список литературы

1. Городков Ю.А. Надзор за исполнением законов о безопасности воздушного транспорта. «Законность», 2014, № 12.

2. Материалы официального сайта Генеральной прокуратуры России. режим доступа: http://genproc .gov. ru/ smi /news/genproc/news-440958/.

3. http://ptproc.ru/ru/3 8/news/?nid=1521&a=entry.show.

4. http://www.vstproc.ru/news/2014/06/03/4271/.

5. http://www.utprok.ru/ne_5114425.

ПРОБЛЕМЫ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тритенко Елена Александровна

Аспирантка: Московской-Гуманитарно-Технической - Академии г. Москвы.

АННОТАЦИЯ

В данной работе будет рассмотрен вопрос о безопасности железнодорожного транспорта. Так же будут представлены некоторые законы РФ “О транспортной безопасности ”.

Данная тема работы весьма актуальна, это глобальная проблема. Помимо терроризма на транспорте, существует одна не менее важная проблема - санитарная служба на железнодорожном транспорте. С этим пока нечего поделать, так как железнодорожные пути очень слабо защищены.

ANNOTATION

In this work, we will consider the safety of rail transport. There are also some laws of the Russian Federation “On transport security”.

This theme is very actual, it is a global problem. In addition to terrorism in transport, there is one not less important problem - sanitary service of the railway transport. This still has nothing to do about it, since the railway track is very poorly protected.

Важнейшими особенностями последнего десятилетия являются развитие процесса глобализации в области мировой экономики и участие в нём Российской Федерации, рост промышленного потенциала Российского государства и активизация внутренних отношений в стране. Этими чертами современного периода определяется увеличение объёмов грузовых и пассажирских перевозок, в том числе железнодорожным транспортом. Однако в этой связи расширяется спектр факторов эпидемиологического риска, вследствие чего возрастает значимость системы санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий при осуществлении железнодорожных перевозок. Так, прямым следствием интенсивной деятельности транспортной отрасли является повышение вероятности

трансграничного заноса опасных инфекционных болезней ввиду непростой ситуации в области надзора за ними в сопредельных государствах, что требует совершенствования мероприятий в целях обеспечения санитарной охраны территории. Высокая вероятность возникновения экстремальных событий, обусловленных ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки на отдельных территориях, распространением особо опасных инфекций, применением в террористических целях химических, биологических средств поражения, все это определило необходимость введения на объектах массового сосредоточения людей (вокзалах, пассажирских поездах) системы медико-санитарного мониторинга. Между тем оценка некоторых реальных чрезвычайных ситуаций, вызванных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.