Вопросы теории и истории государства и права
УДК 347.963; 347.763
К ВОПРОСУ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОКУРАТУРЫ В СССР*
© Гавриленко А. А., Юсовских Е. О., 2012
Рассматриваются основные моменты развития и восстановления органов транспортной прокуратуры в СССР вплоть до создания Российской Федерации.
Ключевые слова: транспортная прокуратура; история транспортной прокуратуры.
Транспортные прокуратуры были ликвидированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 г. «Об упразднении транспортных прокуратур» [1], а их функции были полностью возложены на органы прокуратуры союзных республик, автономных республик, краев, областей, автономных областей, национальных округов, городов республиканского, краевого и областного подчинения и районов.
Таким образом, к ним перешло производство предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в соответствующих транспортных органах и организациях, а также преступлениях, совершенных по службе должностными лицами транспорта. Также на органы прокуратуры союзных республик возложили и осуществление надзора за деятельностью органов и организаций, входящих в систему железнодорожного, водного (речного и морского) и воздушного транспорта, в том числе и надзор за служебной деятельностью сотрудников органов и организаций, входящих в систему железнодорожного, водного (речного и морского) и воздушного транспорта. К органам прокуратуры союзных республик перешли и полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в деятельности тех органов дозна-
ния и предварительного следствия, осуществляющих его по преступлениям, совершенным на транспорте, и полномочия по надзору за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, связанных с рассмотрением дел о преступлениях и правонарушениях на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Данное изменение полномочий территориальных органов прокуратуры в начале 60-х гг. привело к значительным затруднениям на практике. Как результат, упразднение централизованной системы транспортных прокуратур, явившаяся следствием этого утечка профессиональных кадров, высокая загруженность органов прокуратуры союзных республик привели к падению уровня надзора и несоответствию его значительно возросшему количеству правонарушений и преступлений на транспорте. Поэтому Генеральная прокуратура Союза Советских Социалистических Республик стала требовать от территориальных прокуратур активизации осуществления надзора на транспорте.
В этот период было принято большое количество различных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование деятельности органов прокуратуры. Это такие акты Генерального прокурора СССР, как: Приказ от 30 июня 1962 г. № 53 «О
Продолжение. Начало см.: Сиб. юрид. вестн. 2011. № 2, 3.
*
мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью и нарушениями законности» [2]; Приказ от 4 июня 1964 г. № 55 «О мерах по улучшению работы органов прокуратуры по общему надзору» [3]; Приказ от 30 декабря 1965 г. № 125 «Об улучшении работы следственного аппарата органов прокуратуры и усилении прокурорского надзора за следствием и дознанием» [4]; Приказ от 25 августа 1967 г. № 78 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел» [5]. В этих документах говорится о необходимости поддержания прокурором государственного обвинения по всем делам с учетом их общественного значения, сложности, объема дела и степени опасности преступления. Также прокурорам необходимо принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона на всех стадиях судебного разбирательства, осуществлять постоянный надзор за соблюдением установленных законом процессуальных сроков, а также своевременно приносить протесты на решения судов первой и кассационной инстанции.
Некоторые нормативно-правовые акты были направлены на повышение эффективности рассмотрения жалоб и заявлений, поданных гражданами в органы прокуратуры. Так, Приказом Генерального прокурора СССР от 8 июля 1968 г. № 50 «Об улучшении работы по рассмотрению жалоб, заявлений и организации приема граждан в органах прокуратуры» определено, что работа с жалобами и прием посетителей — «один из важнейших участков прокурорской деятельности» [6]. Прокурорам всех уровней необходимо обеспечить правильное и своевременное разрешение поступающих жалоб и заявлений граждан, тщательно проверять изложенные в них сведения, добиваться полного восстановления нарушенных прав и свобод граждан и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения закона. Также в Приказе отмечается, что прокурорам необходимо практиковать прием граждан не только на рабочем месте, но и непосредственно на промышленных предприятиях, стройках, колхозах и совхозах.
Одним из способов повышения эффективности работы органов прокуратуры в том период являлось повышение квалификации работников прокуратуры. В этой свя-
зи распоряжением Совета Министров СССР от 11 января 1977 г. № 78-р был создан Институт повышения квалификации руководящих кадров Прокуратуры СССР, Положение о котором было утверждено Генеральным прокурором СССР 22 февраля 1977 г. [7].
Следует отметить, что в период отсутствия единой системы транспортных прокуратур Генеральный прокурор СССР довольно активно пользовался предоставленным ему правом в необходимых случаях создавать на железнодорожном и водном транспорте самостоятельные прокуратуры на правах районных прокуратур с подчинением их соответствующим территориальным прокуратурам. Такие прокуратуры появились во многих городах — крупных транспортных узлах Советского Союза — по различным причинам. Во-первых, в середине 1970-х гг. начался бурный рост транспортных перевозок, стала высокими темпами развиваться транспортная система страны. Во-вторых, заметно ухудшилась криминальная обстановка на транспорте [8]. Были на то и более конкретные причины. Так, в связи с возобновлением строительства Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области в 1974 г. была создана Усть-Кутская транспортная прокуратура, а в 1976 г. — Иркутская транспортная прокуратура.
Приказом Генерального прокурора СССР от 3 января 1975 г. № 14-л была образована Улан-Удэнская транспортная прокуратура (на правах районной) с подчинением прокуратуре Бурятской АССР. В 1976 г. Улан-Удэнская транспортная прокуратура была переименована в Бурятскую транспортную прокуратуру и из нее выделена Байкальская транспортная прокуратура с дислокацией в г. Северобайкальске Бурятской АССР [9].
В сентябре 1976 г. создается Московская транспортная прокуратура, и ее передают в подчинение Прокуратуры г. Москвы (приказ Генерального прокурора СССР № 416 от 3 сентября 1976 г.) [10].
В соответствии с приказом Прокурора РСФСР № 706-ш от 10 сентября 1976 г. в составе прокуратуры Амурской области образована Свободненская транспортная прокуратура. В ноябре 1976 г. в составе прокуратуры Якутской АССР образована Якутская транспортная прокуратура [11].
Но все же, несмотря на многочисленные требования по улучшению деятельности
прокуратур, выраженные в приказах Генерального прокурора СССР, несмотря на функционирование довольно большого числа специализированных транспортных прокуратур, в 1970-х гг. начался рост числа хищений перевозимых грузов (особенно импортных и экспортных), увеличилась аварийность транспортных средств, стали частыми аварии, крушения, катастрофы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Имело место и снижение трудовой дисциплины на транспортных предприятиях и организациях [12]. Все это привело к ухудшению состояния законности на транспорте в целом.
В связи с этим вновь возникла необходимость создания централизованной системы транспортных прокуратур. Такие прокуратуры были образованы в соответствии с Приказом Генерального прокурора СССР от 28 февраля 1977 г. № 9 «Об организации работы транспортных прокуратур» [13] в целях усиления надзора за законностью и борьбы с преступностью на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Вследствие этого прокурорам союзных республик, краев, областей и г. Москвы, Ленинграда и Киева было предписано определить территориальные границы деятельности каждого транспортного прокурора, а также поднадзорные объекты. Таким образом, транспортные прокуратуры стали подчиняться соответствующим территориальным прокуратурам и были вновь введены в систему прокуратур Советского Союза.
Приказом определена компетенция транспортных прокуратур. В соответствии с подп. «а» п. 3 данного акта транспортные прокуратуры осуществляют производство предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных на вокзалах, станциях, в депо, на других предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, а также на полотне железной дороги в населенных пунктах и в полосе отвода вне населенных пунктов, в морских, речных портах, аэропортах, поездах, на судах и в самолетах. Органам транспортной прокуратуры также подследственны дела о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами транспорта.
Расследование преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности и эксплуатации транспорта, простоями вагонов и судов, производится сотрудниками транс-
портных прокуратур независимо от ведомственной принадлежности поездов, судов и самолетов. Расследование преступлений, совершенных на судах, находящихся вне территории СССР, производится по месту приписки судов.
Основной группой полномочий, возложенной на транспортные прокуратуры, стало, естественно, осуществление прокурорского надзора. В соответствии с подп. «б» п. 3 Приказа транспортные прокуратуры получили полномочия по надзору:
1) за исполнением законов организациями, предприятиями, учреждениями Министерства путей сообщения СССР, Министерства гражданской авиации СССР, паро-ходствами и флотами, подведомственными Министерству морского флота СССР, Министерству речного флота РСФСР, главным управлениям и управлениям речного транспорта при Советах Министров союзных республик, рыбопромысловым флотом и рыбными портами Министерства рыбного хозяйства СССР;
2) за соблюдением законности в деятельности органов дознания, предварительного следствия и инспекций по делам несовершеннолетних;
3) за исполнением законов в административной деятельности органов транспортной милиции;
4) за соблюдением законности при рассмотрении в распорядительных заседаниях судов и в судах первой инстанции дел о хищениях грузов в крупных и особо крупных размерах, нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, правил охраны труда, о простоях вагонов и судов, должностных преступлениях работников транспорта и других дел, имеющих существенное значение для обеспечения законности на транспорте, а также надзор за исполнением судебных постановлений по этим категориям дел;
5) за исполнением законов о возмещении материального ущерба, причиненного государству хищениями, недостачами, порчей грузов, бесхозяйственностью, расточительством, повреждениями и простоями транспортных средств и другими правонарушениями на транспорте.
Еще одной группой полномочий транспортных прокуроров является участие их в судебном процессе. В соответствии со статьей 40 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвер-
жденных Законом СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», прокурор поддерживает государственное обвинение, принимает участие в исследовании доказательств, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого [14]. Транспортный прокурор может принимать участие и в гражданском судопроизводстве, что подтверждается статьей 29 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик»: «Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан» [15].
Также транспортные прокуроры рассматривают материалы о выселении граждан в административном порядке из домов транспортных предприятий и организаций.
В Приказе затронута и проблема роста числа катастроф и аварий на транспорте. Так, в п. 4 установлено, что «на места катастроф, крушений, аварий и других тяжких преступлений на транспорте выезжает ближайший прокурор или следователь, независимо от того, территориальная или транспортная прокуратура обслуживает данный участок, и приступает к производству неотложных следственных действий». Если первым на место происшествия прибывает территориальный прокурор, то он должен незамедлительно уведомить об этом соответствующего транспортного прокурора, который обязан незамедлительно выехать на место происшествия и принять дело к своему производству.
Прокурорам союзных республик и автономных республик, краев и областей приказано постоянно координировать работу транспортных и территориальных прокуратур. Управлениям и отделам Прокуратуры СССР необходимо организовать дальнейшую работу с учетом образования транспортных прокуратур, а также всемерно способствовать укреплению законности на
транспорте и повышению квалификации прокуроров и следователей транспортных прокуратур [16].
Следующим этапом в возрождении системы транспортных прокуратур стало принятие Закона СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-Х «О прокуратуре СССР» [17]. В соответствии со статьей 12 данного Закона система органов прокуратуры состоит из Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных республик, автономных республик, краев, областей, прокуратур городов, действующих на правах прокуратур областей, прокуратур автономных областей, автономных округов, районных, городских прокуратур. Также в систему органов прокуратуры входят военные прокуратуры, транспортные и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным или городским прокуратурам.
В этой же статье Закона от 30 ноября
1979 г. № 1162-Х «О прокуратуре СССР» конкретизируется статус транспортных прокуратур — «транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и другие прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором СССР, организуются и действуют на правах прокуратур областей, районных или городских прокуратур» [18].
Создание системы транспортных прокуратур было обусловлено рядом объективных факторов, которые требовали четкого разграничения сфер прокурорского надзора и его серьезной специализации. Ведь в условиях интенсивного развития народного хозяйства Советского Союза, складывающихся различных форм кооперации и интеграции промышленного производства, когда появляются все новые и новые районы освоения природных богатств страны в ее отдаленных регионах, большое значение приобретает слаженная работа железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Однако в работе этих видов транспорта имеются существенные недостатки как в технологической и организационной сфере, так и в сфере охраны социалистической собственности, соблюдения законодательства и борьбы с преступлениями на транспорте. В этих условиях образование железнодорожных, морских, авиационных прокуратур явилось актуальной мерой, направленной на усиление прокурорского надзора на транспорте [19].
Как было отмечено ранее, транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур областей, районных или городских прокуратур. Следовательно, транспортные прокуратуры обладают всеми характеристиками, присущими в соответствии со ст. 16 Закона прокуратурам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, автономных округов, а также районным и городским прокуратурам.
Так, транспортные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей. В транспортных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру, и других руководящих работников органов прокуратуры, персональный состав которых утверждается прокурором союзной республики по представлению транспортного прокурора. Также в транспортных прокуратурах образуются управления и отделы, в которых имеются прокуроры управлений и отделов.
Это означает, что транспортные прокуратуры обладают всем комплексом полномочий, которым обладают областные, районные и городские прокуратуры. Из этого положения следует, что, как правило, надзор за исполнением законов транспортными организациями союзного и республиканского подчинения — министерствами Союза ССР, министерствами и ведомствами союзных республик — осуществляется прокуратурами союзных республик или Прокуратурой Союза ССР [20].
Таким образом, данный Закон создал мощную правовую основу, на которой и была образована централизованная система транспортных прокуратур Советского Союза.
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая
1980 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» [21] и изданным во исполнение этого постановления Приказом Генерального прокурора СССР № 223 от 4 июля 1980 г. в составе Прокуратуры СССР был образован Отдел по надзору за исполнением законов на транспорте, который осуществлял свою деятельность в соответствии с Законом о Прокуратуре СССР, иными законодательными актами, а также Положением об Отделе, утвержденным Приказом Генерального прокурора СССР от 3 апреля 1983 г. [22].
В целях выполнения возложенных на него задач Отдел проводит и участвует в про-
верках работы прокуратур союзных республик и транспортных прокуратур, а также органов внутренних дел на транспорте, проверяет исполнение приказов и указаний Генерального прокурора СССР, относящихся к надзору на транспорте. Также Отдел анализирует прокурорскую статистику о надзоре за следствием и дознанием и рассматривает и разрешает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции.
Функционирование транспортных прокуратур полностью оправдало себя, и поэтому в целях осуществления положений ст. 12 Закона СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-Х «О прокуратуре СССР» [23] Генеральный прокурор СССР приказом № 46 от 5 ноября 1980 г. «Об организации транспортных прокуратур» [24] (далее — Приказ № 46) создает на железнодорожном, водном и воздушном транспорте транспортные прокуратуры, действующие на правах областных прокуратур. Они подчинялись по месту их расположения прокурорам соответствующих союзных республик. Также на них было возложено осуществление руководства и контроля за работой уже действовавших транспортных прокуратур на правах районных прокуратур. Таким образом, в органах советской прокуратуры вновь сложилась система транспортных прокуратур со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
В Приказе конкретизированы положения ст. 12 Закона «О Прокуратуре СССР» и в п. 3.1, 3.3, 5 и 6 перечислены ведомства, организации, предприятия, учреждения, а также должностные лица и граждане, которые включаются в сферу надзора транспортных прокуратур. Анализ данных пунктов позволяет вывести определенные критерии, по которым те или иные организации, предприятия, учреждения, а также должностные лица и граждане могут быть включены в сферу надзорной деятельности транспортного прокурора:
1) принадлежность организации, предприятия, учреждения к транспортным ведомствам: Министерству путей сообщения, Министерству морского флота, Министерству гражданской авиации, Министерству речного флота РСФСР, главным управлениям и управлениям речного транспорта Советов Министров союзных республик;
2) принадлежность предприятий, организаций к составу рыбопромыслового флота и портов, находящихся в ведении Министер-
ства рыбного хозяйства СССР, иных ведомств по рыбному хозяйству, а также рыболовецких колхозов;
3) принадлежность организаций, предприятий к Министерству транспортного строительства СССР при осуществлении ими строительства транспортных объектов (железнодорожных, водных, воздушных);
4) принадлежность организаций к числу органов внутренних дел на транспорте, осуществляющих дознание, предварительное следствие и административную деятельность;
5) служебная деятельность работников и должностных лиц транспортных организаций и предприятий, перечисленных в п. 1—3;
6) служебная деятельность должностных лиц любых организаций, предприятий, учреждений независимо от ведомственной принадлежности, если такая деятельность нарушает законность на транспорте;
7) нарушение законности (в частности, совершение преступлений) гражданами на транспортных объектах — в аэропортах, на вокзалах, в портах, на судах, в поездах и т. д.;
8) соблюдение законности при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел в соответствии с п. 6 Приказа № 46.
Приказом на транспортные прокуратуры возложен комплекс определенных полномочий. В первую очередь, это расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В соответствии со ст. 28 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. [25], а также ст. 125 и 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 г. [26] предварительное следствие по делам о преступлениях на транспорте проводится, в том числе, и сотрудниками органов транспортной прокуратуры.
Еще одна базовая группа полномочий это полномочия по осуществлению общего надзора. Так, п. 3.1 Приказа № 46 установлено, что транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов всеми организациями, предприятиями, учреждениями и должностными лицами следующих министерств и ведомств: Министерства путей сообщения; Министерства морского флота; Министерства гражданской авиации; Министерства речного флота РСФСР, главных управлений и управлений речного транспорта Совета Министров союзных республик.
В соответствии с частью 2 п. 3.1 Приказа № 46 транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов организациями и предприятиями Министерства транспортного строительства СССР при осуществлении ими строительства транспортных объектов, а в соответствии с частью 3 п. 3.1 — рыбопромысловым флотом и портами, находящимися в ведении Министерства рыбного хозяйства СССР, министерствами, главными управлениями, объединениями, комитетами союзных республик по рыбному хозяйству и рыболовецкими колхозами. Пунктом 5 Приказа № 46 установлено, что транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов должностными лицами любых организаций, предприятий, учреждений независимо от ведомственной принадлежности.
Также транспортные прокуратуры обладают полномочиями по надзору за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия (п. 3.3 Приказа № 46). В данном случае сферу надзора транспортного прокурора составляет деятельность управлений, отделов и отделений внутренних дел на транспорте, линейных отделений, пунктов и постов милиции, действующих на станциях железной дороги, в речных и морских портах, при аэропортах, а также деятельность следователей и следственных подразделений транспортных прокуратур. Данный вид надзора осуществлялся для того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо не избежало установленной законом ответственности; никто не подвергся незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности; соблюдались установленные законом порядок и сроки возбуждения и расследования уголовных дел; соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела; выявлялись причины совершения преступлений и принимались меры к их устранению.
Пунктами 6 и 7 Приказа № 46 установлена компетенция транспортных прокуратур по надзору за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. В соответствии с данными пунктами Приказа № 46 транспортный прокурор осуществляет надзор за соблюдением законности при рассмотрении в распорядительных заседаниях судов и в судах первой инстанции
следующих дел, направленных в суд транспортной прокуратурой:
1) о хищениях грузов в крупных и особо крупных размерах;
2) о нарушениях законов о безопасности движения и эксплуатации транспорта;
3) о нарушениях правил охраны труда и техники безопасности;
4) о сверхнормативных простоях судов и вагонов;
5) о должностных преступлениях работников транспорта;
6) других дел, имеющих существенное значение для обеспечения законности на транспорте.
Прокурор обязан осуществлять надзор по данным категориям дел путем участия в судебных заседаниях. Целями осуществления данного вида надзора являются выполнение требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела; вынесение по каждому делу законных и обоснованных решений, приговоров, определений или постановлений; исполнение данных решений, приговоров, определений и постановлений своевременно и в соответствием с требованиями закона.
В соответствии с п. 6 Приказа № 46 на транспортного прокурора возложены полномочия по кассационному опротестованию незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений судов. В п. 7 Приказа № 46 сказано, что транспортный прокурор вправе при наличии оснований вносить представление соответствующему территориальному прокурору об опротестовании приговора, определения или постановления суда в порядке надзора.
Также к компетенции транспортного прокурора относится предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного выявленными прокуратурой нарушениями законности. Это могут быть иски о возмещении ущерба, причиненного, например, сверхнормативным простоем вагонов, судов; бесхозяйственным использованием либо повреждением вагонов, судов и иных плавучих средств; порчей, повреждением, утратой грузов; иными нарушениями законности на транспорте.
При необходимости транспортный прокурор участвует в судебных разбирательствах гражданских дел, одной из сторон в которых является транспортная организация (п. 6 Приказа).
В компетенцию транспортных прокуроров также входит и рассмотрение материалов о выселении граждан в административном порядке из домов, принадлежащих транспортным предприятиям и организациям либо арендуемых ими. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик [27] (ст. 36) допускается выселение в административном порядке с санкции прокурора:
а) лиц, самоуправно занявших жилое помещение; б) лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом. В указанных случаях транспортный прокурор рассматривает вопрос о выселении по материалам, представленным ему администрацией транспортного предприятия или организации. О санкции на административное выселение прокурор выносит мотивированное постановление, которое направляется заинтересованным лицам и подлежит исполнению в установленный срок. При санкционировании выселения гражданина из дома, грозящего обвалом, прокурор следит также за тем, чтобы выселяемому гражданину в соответствии со ст. 37 Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик было предоставлено другое благоустроенное жилое помещение.
В деле дальнейшего совершенствования функционирования системы транспортных прокуратур большое значение имело проведение в жизнь Приказа Генерального прокурора СССР № 72 от 2 октября 1987 г. «О коренной перестройке деятельности транспортных прокуратур» [28]. В Приказе было отмечено, что организация системы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов на транспорте способствовала укреплению законности в этой отрасли народного хозяйства. Однако Генеральным прокурором СССР было подчеркнуто, что некоторые транспортные прокуратуры отступили от принципиальных позиций, имеющих своей основой законодательство Союза ССР в угоду «местничеству и ведомственности». Многие транспортные прокуроры вместо непосредственного осуществления своих обязанностей распыляют силы, проводят малозначительные проверки. Вследствие этого надзор за исполнением законов на транспорте перестал выполнять свою профилактическую роль. Также снизилась эффективность следственного аппарата транспортных прокуратур.
Генеральным прокурором СССР были определены главные направления дальнейшего совершенствования деятельности транспортных прокуратур. К их числу относятся:
1) пресечение действий, идущих вразрез с интересами народного хозяйства;
2) охрана принципов законности и социальной справедливости независимо от местных интересов;
3) обеспечение действенного надзора за исполнением законодательства, направленного на безопасность движения всех видов транспорта;
4) всемерная охрана перевозимых народнохозяйственных грузов;
5) усиление борьбы с преступностью, пьянством, нарушениями трудовой дисциплины на транспорте;
6) обеспечение эффективности участия транспортных прокуроров при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах, помощь судам в принятии законных и обоснованных решений.
В таком виде система транспортных прокуратур просуществовала вплоть до принятия нового Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [29], а также Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 1992 г. № 32 «О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур» [30], которым были признаны недействующими изданные ранее приказы и указания Прокуратуры Союза ССР и Прокуратуры РСФСР по вопросам разграничения компетенции территориальных и специализированных прокуратур.
Таким образом, система транспортных прокуратур за тридцать с небольшим лет претерпела как упразднение, негативно повлиявшее на состояние законности на транспорте в СССР, так и последующее возобновление деятельности. Семнадцать лет отсутствия специализированных прокуратур на транспорте показали, что такой шаг был не обдуман и в корне не верен, так как привел лишь к увеличению нагрузки на прокуратуры союзных республик и ухудшению криминальной обстановки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Именно это и привело к возрождению системы транспортных прокуратур в СССР и, как следствие, новому, более качественному этапу их развития. Однако дальнейшему развитию системы транспортных про-
куратур помешал распад Союза Советских Социалистических Республик и возникновение новой государственности, новой, демократической власти, и, как следствие, иной системы государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. И
1. Об упразднении транспортных прокуратур : указ Президиума Верховного Совета СССР от З марта 1960 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1960. No 10. Ст. 65.
2. О мерах по дальнейшему совершенствованию
деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью и нарушениями законности : приказ Ген. прокурора СССР от З0 июня 1962 г. М 5З // Советская прокуратура : сб. документов / отв. ред.
С. А. Шишков, К. С. Павлищев. М., 1981. С. 175.
3. О мерах по улучшению работы органов прокуратуры по общему надзору : приказ Ген. прокурора СССР от 4 июня 1964 г. М 55 // Там же. С. 184.
4. Об улучшении работы следственного аппарата органов прокуратуры и усилении прокурорского надзора за следствием и дознанием : приказ Ген. прокурора СССР от З0 дек. 1965 г. М 125 // Там же. С. 186.
5. Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел : приказ Ген. прокурора СССР от 25 авг. 1967 г. М 78 // Там же. С. 196.
6. Об улучшении работы по рассмотрению жалоб, заявлений и организации приема граждан в органах прокуратуры : приказ Ген. прокурора СССР от 8 июля 1968 г. М 50 // Там же. С. 198.
7. Советская прокуратура : сб. документов / отв. ред. С. А. Шишков, К. С. Павлищев. М., 1981. С. 215.
8. Страницы истории прокурорского надзора на транспорте и в таможенной сфере Восточной Сибири [Электронный ресурс]. URL: http://www.vstproc.ru /history/
9. Там же.
10. Прокуратура города Москвы : История до 200З года [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosproc.ru /istorija/istorija-do-2003-goda/
11. Страницы истории прокурорского надзора на транспорте и в таможенной сфере Восточной Сибири [Электронный ресурс].
13. Об организации работы транспортных прокуратур : приказ Ген. прокурора СССР от 28 февр. 1977 г. М 9 // Советская прокуратура : сб. документов. С. 217.
14. Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик : закон СССР от 25 дек. 1958 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1959. М 1. Ст. 15.
15. Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик : закон СССР от 8 дек. 1961 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1961. М 50. Ст. 526.
16. Советская прокуратура : сб. документов / отв. ред. С. А. Шишков, К. С. Павлищев. М., 1981. С. 219.
17. О прокуратуре СССР : закон СССР от З0 но-яб. 1979 г. М 1162-Х // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1979. М 49. Ст. 84З.
18. Там же.
19. Компетенция транспортного прокурора : метод. пособие / под ред. И. Л. Шраги. М., 1986. С. 8.
20. Там же. С. 27.
21. О структуре Прокуратуры Союза ССР : постановление Президиума Верхов. Совета СССР от 29 мая 1980 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1980. № 23. Ст. 438.
22. Компетенция транспортного прокурора : метод. пособие / под ред. И. Л. Шраги. М., 1986. С. 9.
23. О прокуратуре СССР : закон СССР от 30 но-яб. 1979 г. № 1162-Х // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
24. Об организации транспортных прокуратур : приказ Ген. прокурора СССР № 46 от 5 нояб. 1980 г. // Компетенция транспортного прокурора : метод. пособие / под ред. И. Л. Шраги. М., 1986. С. 9.
25. Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик : закон СССР от 25 дек. 1958 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 15.
26. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 окт. 1960 г. // Ведомости Верхов. Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
27. Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 834.
28. О коренной перестройке деятельности транспортных прокуратур : приказ Ген. прокурора СССР № 72 от 2 окт. 1987 г. // Басков В. И., Коробейни-
ков Б. В. Курс прокурорского надзора : учебник. М., 2000. С. 36.
29. О прокуратуре Российской Федерации : фе-дер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
30. О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур : приказ Ген. прокуратуры РФ от 29 июля 1992 г. № 32 // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
To a Question about the Restoration of Transport Procuratorship in the USSR
© Gavrilenko A., Yusovskikh E., 2012
In this article are examined the basic moments of development and restoring the organs of transport procuratorship in the USSR up to the creation of the Russian Federation.
Key words: the transport procuratorship; the history of the transport procuratorship.