Научная статья на тему 'Становление органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе'

Становление органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
795
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / ОРГАНЫ ЮЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОКУРАТУРЫ / THE BODIES OF SOUTHERN TRANSPORT PROSECUTOR''S OFFICE / НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / OVERSEEING COMPLIANCE WITH THE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Александр Иванович

В статье анализируются вопросы организации деятельности органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе в условиях переходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of South transport prosecutor''s office bodies in the Crimean Federal District

The article analyzes the issues of the organization of activities of the transport prosecutor's office bodies in the Southern Federal District of the Crimean during the transition period.

Текст научной работы на тему «Становление органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе»

А.И. Пономарев

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ЮЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОКУРАТУРЫ В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

В статье анализируются вопросы организации деятельности органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе в условиях переходного периода.

Ключевые слова: Крым, органы Южной транспортной прокуратуры, надзор за соблюдением законодательства

A.I. Ponomarev

FORMATION OF SOUTH TRANSPORT PROSECUTOR'S OFFICE BODIES IN THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

The article analyzes the issues of the organization of activities of the transport prosecutor's office bodies in the Southern Federal District of the Crimean during the transition period.

Keywords: Crimea, the bodies of Southern Transport Prosecutor's Office, overseeing compliance with the law.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 31 декабря 2014 г.)1 (далее — Закон) со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ.

Статьей 8 Закона определено, что в течение переходного периода Генеральная прокуратура РФ создает на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органы прокуратуры Республики Крым и органы прокуратуры города федерального значения Севастополя, имеющие статус прокуратуры субъекта РФ.

Приказом Генерального прокурора РФ от 25 марта 2014 г. № 16-ш «Об образовании прокуратуры Республики Крым и прокуратуры города Севастополя в системе прокуратуры Российской Федерации» в составе Южной транспортной прокуратуры образованы Керченская, Крымская и Севастопольская транспортные прокуратуры на правах районных.

Для осуществления необходимого взаимодействия Южного транспортного прокурора, прокурора Республики Крым и прокурора г. Севастополя изданы совместные распоряжения по вопросам надзора за соблюдением законодательства, при реализации которых осуществляется обмен информацией по наиболее проблемным вопросам, касающимся исполнения федерального законодательства.

В целях координации деятельности транспортных прокуратур в Крымском федеральном округе приказом Генерального прокурора РФ в июле 2014 г. в составе Южной транспортной прокуратуры создан отдел по надзору за исполнением

© Пономарев Александр Иванович, 2015

Заместитель прокурора Южной транспортной прокуратуры с дислокацией в Республике Крым, государственный советник юстиции 3 класса

законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью (с дислокацией в г. Симферополе). В октябре 2014 г. назначен на должность заместитель Южного транспортного прокурора (с дислокацией в г. Симферополе), под непосредственным руководством которого осуществляется оказание практической и методической помощи сотрудникам транспортных прокуратур при организации надзорной деятельности, подготовке итоговых документов, актов прокурорского реагирования.

Несмотря на определенную схожесть законодательств РФ и Украины, организация прокурорского надзора в транспортных прокуратурах потребовала корректировки. В частности, при реализации мероприятий по оказанию практической помощи установлено, что по результатам проверок транспортными прокурорами при выборе форм реагирования принимались такие меры прокурорского реагирования, как внесение представления об устранении выявленных нарушений закона, в то время как допущенные нарушения образовывали состав административного правонарушения. Такое положение обусловлено отсутствием в Украине практики возбуждения прокурором дел об административных правонарушениях.

Решению возникающих вопросов способствовало проведение руководителями Южной транспортной прокуратуры и сотрудниками аппарата учебно-методических мероприятий, в ходе которых до личного состава доведены основные положения, касающиеся организации деятельности транспортных прокуратур. На места направлены организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ, Южного транспортного прокурора, аналитические и методические материалы, подготовленные Южной транспортной прокурату- е

т

рой по направлениям деятельности. В целях организации надлежащей работы и Керченской, Крымской и Севастопольской транспортных прокуратур по направ- а

Т5

лениям надзорной деятельности аппаратом Южной транспортной прокуратуры о

в

организовано 27 выездов для оказания практической и методической помощи §

транспортным прокурорам. Совместно с сотрудниками аппарата на постоянной а

основе проводились надзорные мероприятия с разъяснением методик их прове- |

дения. Организована и проведена стажировка 15 сотрудников транспортных про- е

куратур в аппарате Южной транспортной прокуратуры и базовых прокуратурах. о

На низкую эффективность надзорных полномочий за исполнением федераль- р

ного законодательства повлиял длительный период формирования на территории |

Крымского федерального округа органов контроля (надзора), организационно- |

штатные мероприятия на объектах транспорта, проводимые в связи со сменой К

собственника, принятием подзаконных актов в соответствии с российским за- |

конодательством. При этом органы контроля (надзора) до настоящего времени и

в полном составе не сформированы. В условиях переходного периода возникли №

ш

вопросы, связанные с реализацией требований законодательства о безопасном 00 функционировании объектов морского транспорта и транспортной безопасности. ) В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. 5 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.)2 операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной, экологической, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов. Последними предусмотрено, что каждый объект инфраструктуры морского 63

транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством РФ документы.

Кроме того, обязательными документами, подтверждающими техническое состояние сооружения, являются акт освидетельствования портового гидротехнического сооружения; свидетельство о годности портового ГТС к эксплуатации; декларация соответствия портового ГТС установленным требованиям.

Правовая неопределенность применения законодательства о безопасном функционировании объектов морского транспорта в условиях переходного периода не позволило в полном объеме реализовать требования Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 13 июля 2005 г.)3 в части проведении оценки уязвимости и категорирования объектов транспортной инфраструктуры — портовых гидротехнических сооружений и транспортных средств.

На состояние законности в социальной сфере существенное влияние оказали результаты проведенной органами власти г. Севастополя национализации имущества. Так, в соответствии с п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 г. № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия этого документа на территории г. Севастополя, является собственностью г. Севастополя.

По результатам проведенных мероприятий по формированию на территории г. Севастополя единого морского порта постановлением Правительства г. Севастополя от 2 июня 2014 г. № 29 создано государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт» на базе имущества ранее функционировавших 015 предприятий морского транспорта, учрежденных органами власти Украины, ? которые оказались лишенными средств производства.

3 В этой связи бывшими предприятиями Украины осуществление хозяй-

ка ственной деятельности фактически прекращено, что послужило причиной I образования задолженности по заработной плате перед работниками в размере

1 более 39 млн руб. Севастопольской транспортной прокуратурой приняты меры

го

| прокурорского реагирования, по которым вынесены судебные постановления о

| взыскании указанной задолженности по заработной плате, однако до настоящего

| времени она не погашена и ее погашение затруднено ввиду отсутствия имущества

2 предприятий-должников.

° Принятие Федерального закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ «Об особен-

£ ностях применения отдельных положений федеральных законов и иных норма-

| тивных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового

0 права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и об-

1 разованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики

0

° Крым и города федерального значения Севастополя»4 способствовало укреплению

го

законности в сфере соблюдения трудовых прав граждан.

1 Транспортные прокуроры ориентированы на обеспечение соблюдения прав | работников транспортных предприятий, в первую очередь на вознаграждение за

труд, безопасности функционирования транспортных систем, прав пассажиров, сохранности государственного имущества, законности деятельности создаваемых органов контроля (надзора), расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие транспортного комплекса Крымского федерального округа.

С учетом географического расположения Крымского полуострова в 2014 г.

64

возросла нагрузка на транспортном сообщении с материковой частью России

через Керченский пролив. Паромная переправа была не готова к увеличению пассажиро- и грузопотока.

В 2014 г. практически в 2 раза увеличился поток пассажиров и автотранспортных средств, следующих морским сообщением с материковой части России на полуостров Крым. При этом средняя пропускная способность Керченской переправы в предыдущие периоды составляла 1,7 млн пассажиров и 270 тыс. автотранспортных средств в год.

Защита прав субъектов перевозочного процесса потребовала принятия мер, направленных на устранение препятствий бесперебойного функционирования паромной переправы, снижения стоимости перевозок грузового автомобильного транспорта, оказывающей непосредственное влияние на стоимость перевозимых ими грузов, в т.ч. продуктов питания.

В результате проведенных проверочных мероприятий по вопросам исполнения законодательства при установлении и взимании портовых сборов в морских портах Республики Крым установлено, что перечень сборов не соответствовал федеральному законодательству. В частности, в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 28 мая 2014 г. № 2178-6/14 «О ставках портовых сборов (сборов за услуги с судов) в морских портах Республики Крым» (далее — Постановление) в портах Республики Крым в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.)5 взимались не предусмотренные федеральным законодательством якорный, административный, санитарный сборы и сбор за услуги по регулированию движения судов. е

т

В целях устранения нарушения закона Южным транспортным прокурором и 31 июля 2014 г. Председателю Государственного Совета Республики Крым при- а несен протест на отдельные положения Постановления, который рассмотрен и о

в

удовлетворен 8 августа 2014 г. Со дня внесения изменений в оспоренный право- § вой акт портовые сборы, не предусмотренные российским законодательством, а не взимались. 1

с

По результатам проведенной Керченской транспортной прокуратурой с е

привлечением УФАС России по Республике Крым и г. Севастополю проверки о

исполнения законодательства в сфере формирования тарифов на паромные рр

перевозки грузовых транспортных средств по маршруту «морской порт Феодо- Ч

сия — морской порт Новороссийск» выявлены факты применения различных |

методик составления тарифов, включения в тарифы по перевозке пассажиров К

расходов на питание, т.е. навязывания дополнительной услуги, расчета тарифов |

по плановым показателям без учета планируемого существенного увеличения I

пассажиропотока. В тариф по перевозке грузов включались расходы по времен- ¡§

ному ввозу транспортных средств. 00

Приказом УФАС России по Республике Крым и г. Севастополю от 12 сентября 22

2014 г. № 24 возбуждено дело по признакам нарушения АНО «ЕТД» п. 1 ч. 1 ст. 10 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое в настоящее время находится на рассмотрении.

Нарушения законодательства установлены в деятельности АНО «Единая транспортная дирекция» (далее — АНО «ЕТД»), которой при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок на Керченской паромной переправе не была обеспечена и организована должным образом логистическая деятельность, в

результате чего ожидание погрузки на паром для лиц, прибывших на автотранспорте, составило 10 и более часов. Количество действующих билетных касс не позволяло своевременно обслуживать пассажиров, а пассажировместимость паромов - обеспечить перевозку имеющегося количества автомобильного транспорта без образования очередей.

Реализация прокуратурой надзорных полномочий в определенной мере способствовала увеличению пропускной способности паромной переправы, в т.ч. за счет привлечения дополнительных судов, использования причалов, ранее не задействованных в перевозках.

На организации надзорной деятельности транспортных прокуроров сказалось и полное прекращение в одностороннем порядке железнодорожного и автобусного сообщения между Республикой Крым и Украиной с 28 декабря 2014 г. Полное прекращение железнодорожного и автобусного сообщения с Украиной повлекло перераспределение грузовых потоков и вызвало дополнительную нагрузку на автомобильные пункты пропуска Армянск, Джанкой и Перекоп. Отменено 13 пар пассажирских поездов, что повлекло резкое увеличение потока граждан, пресекающих границу пешком, и повышение социальной напряженности на отдельных предприятиях железнодорожного транспорта по причине вынужденного простоя.

В связи со значительным количеством аэродромов, посадочных площадок и воздушных судов малой авиации требует внимания надзорная деятельность по приведению объектов гражданской авиации Республики Крым и города федерального значения Севастополя в соответствие с требованиями норматив-015 ных правовых актов РФ, регулирующих деятельность в области гражданской ? авиации.

3 Проведенными проверками установлено, что вместимость зон ожидания

пассажиров в аэропорту Симферополь не соответствует существующему пасса-

1 жиропотоку. Данное обстоятельство обусловлено объективными причинами. | С вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации более чем в

го

| 3 раза возросло количество внутренних авиарейсов, в сравнении с прошлыми

| периодами. Руководством ПАО «Международный аэропорт «Симферополь» в

| течение летнего сезона 2014 г. были приняты определенные меры, направленные

2 на увеличение пропускной способности пассажиропотока, оборудованы дополни° тельные площадки для обслуживания пассажиров. Вместе с тем в связи с недоля статочной пропускной способностью аэропортового комплекса Крымской транс-| портной прокуратурой в адрес руководителя ПАО «Международный аэропорт е «Симферополь» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. 1 В настоящее время ПАО «Международный аэропорт «Симферополь» проводит

0

° мероприятия по реконструкции аэровокзального комплекса. Технологическая

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 схема реконструкции разработана специализированной проектной организацией

1 «Аэропроект» с учетом требований по обслуживанию пассажиров в Российской | Федерации. Завершение реконструкции аэровокзального комплекса аэропорта

«Симферополь» планируется к началу летнего сезона 2015 г.

В структуре органов прокуратуры Украины прокуроры, осуществлявшие деятельность в сфере транспорта, не обладали полномочиями по осуществлению надзора за таможенными органами, отсутствовали структуры, функционально схожие с филиалами Федерального государственного казенного учреждения

66

«Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ

Росгранстрой). В связи с этим транспортные прокуроры при организации надзорной деятельности в таможенной сфере столкнулись с определенными трудностями, связанными в т.ч. с образованием таможенных органов ФТС России, органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, ФГКУ Росгранстрой, сложностью и многообразием таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства о таможенном регулировании в Российской Федерации. Одним из проблемных вопросов при осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства в Крымском федеральном округе является незавершенность перехода к применению таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства о таможенном регулировании в Российской Федерации в связи с официальным непризнанием вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации со стороны Украины.

В целях недопущения социальной напряженности, снижения объемов поставок продовольственных и сельскохозяйственных товаров в переходный период в соответствии с поручением Правительства РФ осуществлялся беспрепятственный пропуск товаров в (из) Республику Крым с территории Украины через Крымский участок государственной границы Российской Федерации. Сложности имеются и при организации надзора за органами обустройства государственной границы Российской Федерации в связи с тем, что аналогичных по функциям и задачам органов на Украине не существовало.

Распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2014 г. № 961-р «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в Республике Крым и г. Севастополе» на территории Крымского федерального е округа установлено 12 пунктов пропуска через государственную границу Рос- |

сийской Федерации, из которых: 3 автомобильных грузо-пассажирских по- а

р

стоянных (многосторонние Армянск и Джанкой, двусторонний Перекоп), 3 же- о

в

лезнодорожных постоянных многосторонних (грузо-пассажирский Армянск, о

грузо-пассажирский Джанкой, пассажирский Симферополь), 1 воздушный з

грузо-пассажирский постоянный многосторонний — Симферополь, 5 морских |

грузо-пассажирских постоянных многосторонних (Евпатория, Керчь, Севасто- е

поль, Феодосия, Ялта). °

Наибольшее количество пунктов пропуска дислоцированы в зоне деятельно- р

сти Крымской транспортной прокуратуры, что повлекло принятие дополнитель- Ч ных мер при осуществлении надзора за исполнением законов, направленных на о

обустройство и оснащение автомобильных, железнодорожных, морских пунктов к

пропуска через государственную границу Российской Федерации. м

После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации авто- I мобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска №

ш

через государственную границу Российской Федерации Джанкой фактически 00 находился на территории, расположенной на расстоянии 460 м. от администра- ) тивной границы Джанкойского района Республики Крым — на территории 55 Херсонской области Украины. В связи с выявленными нарушениями закона при определении пределов пункта пропуска, расположенного за пределами государственной границы Российской Федерации, Южной транспортной прокуратурой в октябре 2014 г. в Крымское территориальное управление Росграницы внесено представление. С декабря 2014 г. пункт пропуска Джанкой перенесен на территорию Республики Крым и обустраивается заново, что сказалось на

перераспределении грузовых потоков и вызвало дополнительную нагрузку на пункты пропуска Армянск и Перекоп.

По результатам совместных с аппаратом Южной транспортной прокуратуры проверок Крымским транспортным прокурором в Крымскую таможню, Крымский филиала ФГКУ Росгранстрой внесены представления об устранении нарушений закона. Налажено конструктивное взаимодействие с прокуратурой Республики Крым, г. Севастополя, военной прокуратурой Черноморского флота.

В целях обеспечения законности в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации по инициативе Южного транспортного прокурора создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители военной прокуратуры Черноморского флота, пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, Крымской таможни, Симферопольского линейного отдела МВД России на транспорте.

В 2014 г. проведен ряд совместных межведомственных совещаний, на которых обсуждались вопросы соблюдения законности в пунктах пропуска через государственную границу, обеспечения надлежащего функционирования паромной переправы через Керченский пролив.

Новым направлением надзорной деятельности для работников прокуратур Крымского федерального округа явился надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. Применение положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя урегулировано Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»6. Своевременное издание указанного нормативно-правового акта способствовало решению основных вопросов, возникающих в ходе переходного периода, в связи с чем проблем на данном направлении деятельности не возникало.

Особенность надзорной деятельности органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе состоит в подчинении Симферопольского линейного отдела МВД России на транспорте непосредственно Главному управлению на транспорте МВД России. Крымская и Севастопольская таможни подчиняются непосредственно Федеральной таможенной службе Российской Федерации. Крымский следственный отдел на транспорте входит в состав Главного следственного управления Следственного комитета России по Республике Крым.

Рассмотрение сообщений о преступлениях и расследование уголовных дел, в т.ч. о должностных преступлениях и происшествиях на транспорте, подследственных Следственному комитету РФ, на территории города федерального значения Севастополя осуществляется следственным управлением СК России по г. Севастополю, надзор за деятельностью которого осуществляется прокуратурой г. Севастополя. В целях повышения эффективности надзорной деятельности с прокуратурой г. Севастополя налажено необходимое взаимодействие.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1201; 2015. № 1, ч. 1, ст. 3.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5557; 2015. № 29, ч. I, ст. 4339.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7, ст. 837; 2015. № 29, ч. I, ст. 4356.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 42, ст. 5607.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5557; 2015. № 29, ч. I, ст. 4339.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.