а именно освобождения от уголовного преследования. Такой процессуальный порядок предусматривал бы, что в случае проведения всех необходимых следственных действий и установления соответствия обстоятельств совершения преступления всем условиям поощрительной нормы Особенной части УК Украины, уголовное производство должно прекращаться в связи с освобождением лица от уголовного преследования. Гарантией законности принятия такого решения будет: во-первых, то, что указанное решение можно принять за совершение ограниченного числа преступлений, предусмотренных Особенной частью УК Украины; во-вторых, такое решение должно быть принято только с согласия лица которое совершило преступление; в-третьих, принятие такого решения возможно только с согласия прокурора.
Список литературы
1. Григорьев Н.В. Процессуальные аспекты освобождения от уголовной ответственности по специальным основаниям, предусмотренным особенной частью УК РСФСР: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 «Уголовный процесс; криминалистика; теория оперативно-розыскной деятельности» / Н. В. Григорьев. - М., 1992. - 22 с.
2. Житний О. О. Звшьнення вщ кримшально! вщповдальносп у зв'яжу з дйовим каяттям: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Житний Олександр Олександро-вич; Нацюн. ун-т внутр. справ. - Харюв, 2003. - 211 с.
3. Карпухин М. П. Уголовная ответственность и состав преступления: М. П. Карпухин, В. И. Кур-ляндский. - М., 1974. - 213 с.
4. Крет Г. Р. Порядок закриття кримшальних справ за наявносп тдстав, передбачених деякими нормами Особливо! частини КК Украши / Г. Р. Крет // Держава 1 право: зб. наук. праць. - 2007. - Вип. № 37. - С. 554-558.
5. Мотовиловкер Я. О. Основания прекращения уголовного дела по реабилитирующим лицо
мотивам / Я. О. Мотовиловкер // Советское государство и право. - 1972. - № 9. - С. 87-94.
6. Навроцька В. В. Засада диспозитивносп та И реал1защя в кримшальному процес Украши: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Навроцька В1ра В'яче-слав1вна; Льв1вський нацюнальний ун-тет 1м. 1вана Франка. - Льв1в, 2007. - 255 с.
7. Прошляков А.Д. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права:автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра юрид. наук: спец. 12.00.08, 12.00.09 / А. Д. Прошляков. - Екатеринбург, 1997. - 39 с.
8. Тертишник В. М. Науково-практичний ко-ментар до Кримшально-процесуального кодексу Украши / В. М. Тертишник. - К.: А.С.К., 2002. -1056 с.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики от 24 мая 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.kz/asia/kg/upk/.-Дата доступа: 01.03.2021.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-3 с изменениями и дополнениями по состоянию на 15 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodeksy.by/ugolovno-processualnyy-kodeks. -Дата доступа: 01.03.2021.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://lex.kz/asia/kz/upk/.-Дата доступа: 01.03.2021.
12. Хрятнський П. В. Заохочувальт норми у кримшальному законодавств1 Украши: навч. поаб. / П. В. Хрятнський. - К.: Центр учбово! лггератури, 2008. - 192 с.
13. Шимановский В. В. Недоказанность участия лица в совершении преступления как процессуальное основание для прекращения уголовного дела / В. В. Шимановский // Известия Высших учебных заведений. Правоведение. - 1986. - № 1. -С. 84-88.
РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
Рубцова М.В.
Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации
THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN ENSURING TRANSPORT SECURITY
Rubtsova M.
Senior Researcher
at the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
Аннотация
Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением законов в обеспечении безопасности на транспорте. Выделяются и описываются характерные особенности данного надзора, как гарантии соблюдения интересов государства и предпринимательского сообщества в развитии транспортной сферы; граждан, пользующихся услугами транспорта. Значительное внимание уделяется прокурорской деятель-
ности в сфере исполнения законов о безопасности на транспорте, и прежде всего деятельность контролирующих органов в этой части. В статье раскрывается специфика прокурорского надзора за исполнением законов, регулирующих данную сферу правовых отношений.
Abstract
The article is devoted to the issues of prosecutor's supervision over the implementation of laws in ensuring transport safety. The characteristic features of this supervision are highlighted and described, as guarantees of compliance with the interests of the state and the business community in the development of the transport sector; citizens who use transport services. Considerable attention is paid to the prosecutor's activities in the field of enforcement of laws on transport safety, and above all the activities of regulatory authorities in this area. The article reveals the specifics of the prosecutor's supervision over the execution of laws regulating this sphere of legal relations.
Ключевые слова: транспорт; безопасность; прокуратура; надзор; законодательство; эксплуатация; законность; меры прокурорского реагирования.
Keywords: transport; security; prosecutor's office; supervision; legislation; operation; legality; measures of prosecutor's response.
В России транспортная система включает в себя комплекс различных видов транспорта, который регулируется разными нормативными правовыми актами. Транспортная система отличается особой сложностью, при этом эксперты отмечают ее техническое и технологическое отставание по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь контейнерных. Отмечается высокий уровень износа транспорта: технический флот государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства изношен на 85%, коммерческий флот на 75%. Серьезной проблемой является медленный темп повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния, почти 80% из них эксплуатируется 50 - 70 лет и более, только 17,3% сооружений, подлежащих декларированию, имеют нормальный уровень безопасности. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны. На низком уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики. В стране отсутствует высокоскоростное железнодорожное сообщение. Износ основных производственных фондов на железнодорожном транспорте составляет 60%, на морском - 34%, на внутреннем водном - 66%, на автобусном - 51%, грузовом автомобильном - более 50% и на воздушном - 50%. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.
Состояние безопасности транспортной системы, безусловно, влияет на деятельность государственных органов в сфере защиты национального суверенитета и безопасности страны, а также в транспортном обеспечении граждан и перемещении грузов. Очевидно, что транспорт выполнит свое предназначение только при условии, если будет безопасным. В деятельности транспортных прокуратур осуществление надзора за исполнением законов в транспортной сфере является приоритетным направлением. Данный надзор - гарантия
соблюдения интересов государства и предпринимательского сообщества в развитии транспортной сферы; граждан, пользующихся услугами транспорта, а это практически все население России. Прокурорский надзор обладает признаком всеобщности, т.е. предполагает комплексное его осуществление. Прокуроры вправе проводить проверку исполнения любого законодательства на объектах всех четырех (железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта) видов транспортной сферы в соответствии с имеющимися надзорными полномочиями.
Предметом прокурорского надзора на рассматриваемом направлении является исполнение конституционных норм и норм других законов о безопасности транспорта, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, которые уполномочены осуществлять деятельность в транспортной сфере.
Приказом Генпрокуратуры России от 15 июля 2011 года N° 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» устанавливается, что при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам считать приоритетными направлениями надзора за исполнением законов о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества, а также применение мер прокурорского реагирования, направленных на обеспечение надлежащего контроля (надзора) уполномоченными органами государственной власти за своевременной и надлежащей подготовкой специалистов в сфере гражданской авиации, железнодорожного и водного транспорта.
Во исполнение данного приказа транспортными прокурорами принимались эффективные меры реагирования на нарушения в целях обеспечения законности в сфере транспортной безопасности, эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, расходования средств федерального бюджета. Деятельность прокуроров была
направлена на обеспечение законности нормативных правовых актов в сфере безопасности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, где прокуроры взаимодействовали с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальными прокурорами. К примеру, в Дальневосточном федеральном округе по мерам прокурорского реагирования в соответствие с федеральным законодательством приведены 20 нормативных правовых актов, в том числе создававших административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности и предпосылки для совершения коррупционных правонарушений. В результате рассмотрения актов реагирования транспортных прокуроров правовые акты приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства. Как показывает практика прокурорского надзора, эффективной мерой прокурорского реагирования является внесение представлений. Генеральной прокуратурой России руководителю Росавиации внесено представление, в котором отмечено, что при выдаче сертификатов летной годности воздушного судна привлекаемые Росавиацией центры по сертификации не выполняли программы проведения работ по оценке летной годности, а подтверждения соответствия авиационной техники установленным требованиям давались неуполномоченными лицами. В связи с указанными нарушениями отстранено от полетов более 40 воздушных судов, прекращена или ограничена деятельность 3 авиапредприятий. В деятельности Росавиации выявлены факты ненадлежащего осуществления лицензионного и сертификационного контроля, непринятия мер реагирования при отсутствии необходимого количества у авиакомпаний воздушного судна. Несмотря на неудовлетворительное финансово-экономическое состояние 6 авиапредприятий, вопрос принятия ограничительных мер не был решен. Министру транспорта Российской Федерации внесено представление, поставлено на контроль принятие Министерством необходимых нормативных правовых актов по вопросам реализации переданных от межгосударственного авиационного комитета национальным органам власти России полномочий по проведению обязательной сертификации авиационной техники, заключению международных соглашений в области летной годности с авиационными властями иностранных государств, регламентации полномочий подведомственного Росавиации Авиационного регистра Российской Федерации и др. В связи с непринятием Росавиацией необходимых мер, в том числе ограничительного характера в отношении авиакомпаний, нарушающих требования Воздушного кодекса Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации руководителю Росавиации внесено представление. В дальнейшем, после возникновения кризисной ситуации и в связи с отменами рейсов авиакомпании еще одно представление, в том числе по вопросам неустойчивого финансового состояния иных авиаперевозчиков, внесено Министру транспорта России. По указанным в данных актах реагирования
фактам проведена служебная проверка, по ее результатам заместителю руководителя Росавиации распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации объявлен выговор. Изучение практики надзора свидетельствует, что прокурорами использовались профилактические меры -предостережения. В частности, транспортные прокуроры активизировали работу по профилактике травматизма на железнодорожных переездах. Применен ряд мер прокурорского реагирования, в том числе объявление Уральским транспортным прокурором на заседании межведомственной рабочей группы предостережений о недопущении нарушений закона начальникам Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов и Свердловской дирекции управления движением. По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования были осуществлены меры по предупреждению травматизма на переездах [1].
Транспортными прокурорами в условиях пандемии коронавирусной инфекции вносились соответствующие коррективы в свою деятельность. Это выражалось в усилении надзора за соблюдением предприятиями транспорта санитарных требований, а также принятием необходимых мер по защите здоровья пассажиров. Прокурорами выявлялись нарушения закона, принимались все необходимые меры, направленные на их незамедлительное устранение.
Так, за 9 месяцев 2020 года количество крушений на железнодорожном транспорте сократилось на 36% (с 19 до 12), на 11% снизилось число трав-мирований граждан (с 1650 до 1462). Наблюдается снижение числа эксплуатационных происшествий на водном транспорте (с 143 до 113). Анализ показал, что уменьшение пассажирских перевозок явилось одной из причин снижения числа происшествий на всех видах транспорта. Благодаря надзорной деятельности прокуроров положительные тенденции наблюдались и на воздушном транспорте. Органами прокуратуры уделялось особое внимание исполнению законодательства о безопасности полетов в части их орнитологического обеспечения. Практика прокурорского надзора показала, что имелись различные нарушения закона, которые существенно могли повлиять на безопасность полетов. В частности, не проводились орнитологические обследования аэродромов, планы мероприятий по борьбе с птицами должным образом не составлялись. В соответствующих аэродромных службах отсутствовали необходимые технические средства для отпугивания и отлова птиц или попросту не применялись ими вовсе. Прокурорами пресекались все случаи размещения вблизи аэродромов полигонов бытовых отходов, несанкционированных мусорных свалок и других объектов, способствующих массовому скоплению пернатых.
Например, Махачкалинской транспортной прокуратурой по фактам размещения несанкционированных свалок бытовых отходов в Карабудах-кентском районе и городе Каспийске внесены представления главам муниципальных образований. По
результатам рассмотрения данных представлений полигоны ликвидированы.
Прокурорами в сфере безопасности на железной дороге в 2020 году выявлено более 9,8 тысячи нарушений, в целях устранения которых внесено более 3,6 тысяч актов прокурорского реагирования. При осуществлении своей деятельности основные усилия прокуроров, также были направлены на исполнение законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном, морском транспорте. К примеру, в этом году транспортными прокурорами пресечено почти 3 тысячи нарушений в сфере эксплуатации на водном транспорте. Материалы прокурорских проверок свидетельствовали о том, что имели место случаи подделки квалификационных документов для трудоустройства в качестве членов экипажей, факты неправомерной выдачи документов об образовании и др. При выявлении нарушений закона по всем фактам прокурорами организовывались процессуальные проверки, принимались необходимые меры, аннулировались выданные незаконно документы.
В России, как и во всем мире имеется проблема брошенных затонувших судов и их утилизации, которая затрагивает интересы государства в вопросах обеспечения безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнения, а также судовладельцев-собственников имущества и участников страхового бизнеса. Подъем, затонувших судов стоит немалых денег (в зависимости от его величины стоит от 500 тысяч до десятков миллионов рублей) и является сложной процедурой однако, по мнению экспертов, затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества - ртуть, свинец и другие.
Прокурорскими проверками установлено, что только в акватории Дальневосточного транспортного региона находится более 220 затонувших судов и их остатков, из них 54 - в границах используемых для судоходства внутренних водных путей и 166 - в акваториях морских вод. При этом организации-собственники более 180 таких объектов не известны либо ликвидированы. По результатам таких проверок в отношении объектов, создающих угрозу безопасности судоходства и мореплавания, транспортные прокуроры в 2013 - 2020 годах направили в суды 45 исков с требованием обеспечить их подъем и утилизацию. Решениями судов 38 из этих заявлений удовлетворено, 6 находится на рассмотрении. По результатам исполнения судебных решений из акватории удалено 14 затонувших судов [2].
Анализ мер реагирования, принимаемых транспортными прокурорами, показал, что в подавляющем большинстве случаев их требования органами управления поднадзорных организаций (предприятий) и учреждений удовлетворяются, принимаются меры к устранению допущенных нарушений закона и их недопущению в дальнейшем. Данная тенденция прежде всего обусловлена
участием транспортных прокуроров в рассмотрении внесенных актов реагирования, поддержанием заявленных требований в судах и органах административной юрисдикции. Отказывая прокурорам в удовлетворении представлений, транспортные организации, как правило, ссылаются на необходимость несения значительных расходов для выполнения тех или иных мероприятий. При указанных обстоятельствах прокурорами активно применяется судебное понуждение к устранению нарушений закона, так же, как и в случаях принципиального несогласия с их позицией.
Генеральной прокуратурой России, также отмечалась особая значимость соблюдения законности в транспортной сфере, в данной сфере правовых отношений давалась позитивная оценка итоговым результатам прокурорской деятельности о чем свидетельствует снижение количества выявляемых нарушений на транспорте (2018 г. - 112 тыс., 2020 г. - 99 тыс.). Однако, несмотря на позитивные результаты своей деятельности, прокуроры обязаны значительное внимание уделять вопросы безопасности и защиты прав пассажиров.
Об эффективности деятельности органов прокуратуры свидетельствуют и принятые Генеральной прокуратурой Российской Федерации следующие документы, регламентирующие усиление прокурорского надзора в железнодорожной сфере, а также в сфере функционирования водного транспорта: указание Генпрокуратуры России от 20 февраля 2020 года № 84/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта», указание Генпрокуратуры России от 13 января 2021 года № 4/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования водного транспорта». Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Транспортный прокурор по итогам проведенной проверки в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» принимает соответствующие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона и привлечение к ответственности виновных лиц. Выбор той или иной меры реагирования зависит от вида правонарушения, его общественной опасности, распространенности [3].
Проблема обеспечения транспортной безопасности волнует специалистов и обывателей; исключительная важность транспортной безопасности осознается на всех уровнях управления государством. Согласно требованиям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, развитие транспортной системы России должно быть нацелено на обеспечение максимальной безопасности, полный и опережающий учет
международных требований в области безопасности перевозок с использованием формализованных критериев и оценок, в том числе принятых или разрабатываемых в международной практике. В последние годы в России и за рубежом особую остроту приобрела такая угроза транспортной безопасности, как совершение актов незаконного вмешательства в деятельность предприятий транспорта. В этой связи задача обеспечения транспортной безопасности непосредственно и напрямую связана с вопросами превенции транспортной преступности - предупреждения террористических актов и прочих криминальных проявлений в транспортной сфере. В научных публикациях присутствуют различные мнения относительно безопасности как феномена, а также многочисленные подходы к определению базового понятия «безопасность». Данное обстоятельство отчасти является причиной существования различных трактовок содержания понятия «транспортная безопасность». Рассматривая проблему обеспечения транспортной безопасности через призму правового регулирования, в качестве исходных понятий следует использовать правовые дефиниции, содержащиеся прежде всего в законодательных актах [4].
Борьба за доступ к рынкам и ресурсам выдвинула на первый план проблему установления контроля над транспортной инфраструктурой и артериями, включая Арктику и океаны. Как правило, обеспечивается общественная и государственная безопасность наряду с укреплением безопасного функционирования объектов жизнеобеспечения, других потенциально опасных объектов, объекты и транспортная инфраструктура. Необходимо повысить уровень антитеррористической защищенности топливно-энергетического, химического, ядерного и оборонно-промышленного комплексов государства [5].
На современном этапе безопасность на транспорте представляет собой очень сложную социально-политическую и научно-техническую задачу, сущность и содержание которой остаются теоретически не исследованными [6]. Эффективные транспортные системы необходимы для процветания Европы, оказывая значительное влияние на экономический рост, территориальную сплоченность, социальное развитие и окружающую среду. В то же время транспорт всегда подвергался актам незаконного вмешательства, начиная от простых преступных действий на территории поставщиков транспортных услуг и заканчивая грабежами грузов при перевозке, актами пиратства и угона, а также террористическими актами. Безопасность в транспортном контексте направлена на предотвращение актов незаконного вмешательства в отношении пассажиров, грузов или транспортной инфра-
структуры. Безопасность должна давать пользователям уверенность в том, что они могут использовать транспорт. Транспорт - и, следовательно, транспортная безопасность - также имеет важное международное измерение: для обеспечения безопасности внутри Европейского союза (далее - ЕС) может потребоваться, чтобы транспортная безопасность осуществлялась за пределами ЕС до начала поездки в ЕС.
Транспорт имеет основополагающее значение для нашей экономики и общества. Мобильность жизненно важна для внутреннего рынка и для качества жизни граждан, поскольку они пользуются свободой передвижения. Транспорт способствует экономическому росту и созданию рабочих мест: она должна быть устойчивой в свете новых вызовов, с которыми мы сталкиваемся. Транспорт является глобальным, поэтому эффективные действия требуют тесного международного сотрудничества.
Список литературы
1. Александрова, Л.И. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте: монография. /Л.И. Александрова [и др.]/ рук. авт. коллектива Т.А. Диканова: Ун-т прокуратуры Рос. Фед. - М., 2019. - 372 с.
2. Тюльков, В. Пандемия заметно сократила пассажиропоток, но работы у транспортных прокуроров меньше не стало. /В. Тюльков/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.interfax.ru/in-terview/743687 (дата обращения: 26.01.2021).
3. Rubtsova, M.V. The specifics of violations of air transport safety laws detected by transport prosecutors. /M.V. Rubtsova/. The scientific heritage (Budapest, Hungary). - № 23 (2018). - Р.3.
4. Иванов, Д.В. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты преступлений, связанных с использованием транспортных средств: монография. /Д.В. Иванов, О.Г. Карнаухова, Е.В. Кузбагарова [и др.]/ отв. ред. А.В. Табаков; СПб гос. арх.-строит.ун-т. - Санкт-Петербург: 2020. - 240 с.
5. Avdeev, V.A. Legal basis for ensuring transport security. /V.A. Avdeev, O.P. Gribunov, E.A. Kiselev, N.O. Vedysheva, A.N. Aksenov, O.V. Bu-glimova// Journal of critical reviews. - 2020. - № 7 (13). - С. 336-339. [Electronic resource] - Access mode: http://www.jcreview.com/?mno=118710 (Access data: 23.04.2021).
6. Shvetsov, A.V. The Stakeholders of Transport Infrastructure as an Element of the Transport Security System. /A.V. Shvetsov// World Of Transport And Transportation. - 2020. - №18. - Iss. 1. pp. 244-257. [Electronic resource] - Access mode: file:///C:/Us-ers/7171211/Downloads/1840-3618-1 -SM.pdf (Access data: 23.04.2021).