ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ^^ ПРАКТИКА
УДК - 347 ГРЕБНЕВ Руслан Дмитриевич,
ББК - 67 кандидат юридических наук,
директор Департамента международного научного и образовательного сотрудничества РУДН e-mail: [email protected]
12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности
К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1990 ГОДА
Аннотация. При контроле над правовым содержанием нормативных актов, издаваемых законодательной и исполнительной властью, судебная власть становится, с одной стороны, арбитром, с другой - противовесом, требуя, чтобы никто из них не превышал свои полномочия, и предписывая им управлять в пределах компетенции, установленной для них законом.
Ключевые слова: Концепция судебной реформы, разрешение социальных конфликтов, Конституционный Суд Российской Федерации.
GREBNEV Ruslan Dmitrievich,
candidate of legal Sciences, Director of the Department of international scientific and educational cooperation of PFUR
TO THE QUESTION ABOUT MODERNIZATION OF JUDICIAL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION AFTER 1990
Abstract. With control over the legal contents of normative acts issued by the legislative and Executive branches, the judiciary becomes, on the one hand, the referee, with the other counterbalance, demanding that none of them exceeded their authority, and prescribing them to manage within the competence established to them by law.
Keywords: the Concept of judicial reform, the resolution of social conflicts, the constitutional Court of the Russian Federation.
В Концепции судебной реформы [16] ставились задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствования судопроизводства, повышения доступа к правосудию, приведения российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права [11, с. 2]. Главные задачи Концепции:
- обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;
- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
- закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
- достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, возложенной на эти органы и их работников ответственности;
- обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики [17, с. 23].
Высший Арбитражный Суд РФ (до его реорганизации в 2014 г.) постоянно занимался такой важной проблемой, как совершенствование законодательства. В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ. Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций [18, с. 127-137]. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ. Суд формируется в составе 170 судей [5].
Анализ мировой истории показывает, что генезис судебной власти в каждом государстве, как правило, включает следующие стадии [9]. Первая стадия, как верно отмечает Н.А. Колоколов, выделение из совокупности прав и обязанностей главы государства (монарха) особого права и осо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017
бой обязанности, особой публичной функции — разрешения социальных конфликтов [9]. Вторая стадия развития судебно-властных отношений от предыдущей отличается тем, что функции главы государства (монарха), связанные с осуществлением судебных полномочий, делегируются другим органам государственной власти или другим лицам администрации.
В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»» предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного на должность судьи ВС РФ. Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе [15, с. 21—26]. Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество. Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ [4].
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу 6 февраля 2014 г. Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений был установлен переходный период сроком на шесть месяцев [6, с. 20-25].
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения
на пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а на заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, чьи полномочия приостановлены [2, с. 80-91].
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто [1]. Решения, принятые на открытых и закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Разбирательство на заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы [1].
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика [20, с. 16-21].
Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания [1].
Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании [1].
При контроле над правовым содержанием нормативных актов, издаваемых законодательной и исполнительной властью,
судебная власть становится, с одной стороны, арбитром, с другой - противовесом, требуя, чтобы никто из них не превышал свои полномочия, и предписывая им управлять в пределах компетенции, установленной для них законом.
Мировыми судьями не устанавливались условия жизни и воспитания несовершеннолетних обвиняемых, уровень психического развития и особенности личности несовершеннолетнего, влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц (ст. 421 УПК РФ), социальные службы привлекались редко, за исключением тех районов, где в 2001-2003 гг. на базе федерального суда осуществлялся проект Программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». Успешно внедрялись юве-нальные технологии (выход по месту жительства несовершеннолетних, обследование жилищно-бытовых условий, проведение психолого-психиатрической экспертизы и др. мировыми судьями. Здесь же применялись элементы восстановительного правосудия (например, привлечение учителей общеобразовательных школ в качестве посредников в связи с применением подсудимого и потерпевшего (ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ).
С целью более глубокого раскрытия содержания понятия «система» приведем наиболее важные закономерности, принципы функционирования и развития сложных систем и дадим трактовку автора применительно к правовой системе общества [19, с. 83-88].
Принцип системной декомпозиции, согласно которому по некоторым основаниям в системе можно вычленить части (компоненты) системы, выполняющие определенную роль в функционировании системы как целого. Компоненты правовой системы общества сами могут быть рассмотрены как системы (система права, система законодательства и пр.), причем пределы такой декомпозиции детерминируются возможностью выполнения подсистемами определенных функций в составе правовой системы.
Гипотеза семиотической непрерывности, по которой система представляет об-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
раз своей внешней среды. Имеется не только связь между компонентами правовой системы, но и правовая система, как целое испытывает сильное влияние среды (общества), в которую она погружена, т.е. система и среда тесно взаимосвязаны.
Принцип обратной связи, сформулированный основателем теории функциональных систем академиком П.К. Анохиным при изучении нейрофизиологических явлений и названый им принципом «обратной аф-ферентации» [22]. «Функциональная система, - писал он, - представлялась нам как самоорганизующееся образование, в состав которого входила обратная информация о полученном результате» [7, с. 62-66]. Автор статьи обращает внимание на наличие обратной связи при функционировании правовой системы и полагает, что между правовой системой и внешней средой существует отрицательная обратная связь как главный фактор обеспечения устойчивости правовой системы, своим наличием ведущая к минимизации результатов внешнего воздействия на нее [8]. Вместе с этим нельзя отрицать наличия положительной обратной связи между элементами системы, что придает ей посредством кооперативных когерентных эффектов ин-тегративные качества правовой системе как целому, отличные от свойств простых суммативных систем [14].
Принцип организационной непрерывности А.А. Богданова, в соответствии с которым система принципиально открыта некоторыми своими связями по отношению к своей среде. Применительно к национальной правовой системе можно подчеркнуть, что она открыта по отношению к обществу и к международной правовой системе, осуществляя информационный обмен [3, с. 1519]. Принцип совместимости системы М.И. Сетрова, состоящий в ее качественной организационной однородности. Полагаем, что указанный принцип означает включение в структуру правовой системы однородных правовых явлений, обеспечивающих в своем взаимодействии достижение функционального назначения системы.
Закон иерархической компенсации Е.А. Седова, в соответствии с которым рост разнообразия на высшем уровне достига-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017
ется его ограничением на более низких уровнях, т.е. расширение функциональных возможностей более высоких уровней возможно при условии ограничения нижестоящего уровня. В праве это выражается в примате норм международного права над национальным правом.
Принцип моноцентризма А.А. Богданова, означающий характеристику системы одним общим центром, что, по терминологии П.К. Анохина, называется системообразующим фактором. Академик П.К. Анохин считал, что для определения понятия системы как ключевой проблемы системного подхода является поиск и формулировка ее системообразующего фактора -неотъемлемого и решающего ее компонента [10].
Подчеркивая, что, ввиду отсутствия в общей теории систем системообразующего фактора, «все имеющиеся сейчас определения системы случайны, не отражают ее истинных свойств и поэтому, естественно, не конструктивны», он дает следующее определение системы: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата».
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права, а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные) [12, с. 19-29].
Термин «правовая семья» используется для обозначения совокупности правовых систем, обладающих сходными признаками [21]. Под «правовой семьей» понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения.
Правовая система включает в себя разнородные элементы, в частности: 1) доктри-нально-философский, или идеологический (правопонимание, понятия и категории права и т.д.; 2) нормативный, т.е. совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный, т.е. юридические учреждения — правотворческие и правоприменительные, 4) социологический, т.е. правоотношения, применение права, юридическая практика [13, с. 10-14].
Список литературы:
[1] Албаков Д.Х. Развитие конституционных основ организации и деятельности судебной власти в доктрине конституционного суда Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
[2] Атерекова А., Журов А., Селезнёв П. Перспективы российской инновационной сферы // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2007. № 3.
[3] Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.
[4] ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/ news/524024/#ixzz3mTz0JIxz.
[5] ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/ news/524024/#ixzz3mTzLbLwL.
[6] Дорошенко Д.Р., Селезнёв П.С. Инвестиционная привлекательность России (с позиции иностранных инвесторов) // Консультант директора. 2006. № 1.
[7] Заболотный Е.А., Бакулина А.А. Состояние отрасли тяжелого машиностроения в России и перспективы ее развития // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 19 (101).
[8] Иванов А.В., Кузнецов О.В., Хурсевич С.Н., Шевалкин И.С., Воровский Н.В., Авдий-ский В.И., Безденежных В.М., Бакулина А.А. Экономика и финансы оборонного комплекса России. Москва, 2016.
[9] Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен: Дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Юрист, 2007.
[10] Лаврушин О.И., Авис О.У., Александрова Л.С., Амосова Н.А., Андрианова Л.Н., Бер-дышев А.В., Богомолов С.М., Бровкина Н.Е., Брыков Б.А., Бывшев В.А., Васильев И.И., Де-миденко М.Ю., Диденко В.Ю., Дубова С.Е., Захарова О.В., Зубкова С.В., Ильина Л.В., Коп-
ченко Ю.Е., Кропин Ю.А., Крылова Е.Р. Современные проблемы и перспективы развития финансовых рынков и банков. Москва, 2017.
[11] Лебедев В. Расширение доступа к правосудию - одна из целей судебной реформы // Российская юстиция. 1999. № 9.
[12] Линников А.С. Экономические последствия расширения масштабов киберпреступ-ности в России и мире // Банковское право. 2017. № 5.
[13] Линников А.С., Масленников О.В. Влияние современных технологических изменений на финансовую безопасность // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2017. № 1 (31).
[14] Линников А.С., Салмов А.Н., Вирин Ф.Ю. Малое предпринимательство России в международном бизнесе и электронной коммерции. Москва, 2017.
[15] Оголева Л.Н., Разгильдеев А.В., Селезнёв П.С. Необходимость инновационного стимулирования российской экономики // Консультант директора. 2005. № 6.
[16] Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
[17] Радченко В.И. Защита прав граждан -основная цель судебной реформы // Юридический мир. 2005. № 12.
[18] Разгильдеев А.В., Селезнёв П.С. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. 2006. № 5.
[19] Селезнёв П.С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.
[20] Селезнёв П.С. Опыт инновационного и научно-технологического развития в США // Власть. 2009. № 2.
[21] Федотова М.А., Тазихина Т.В., Грибов-ский С.В., Волович Н.В., Григорьев В.В., Бакулина А.А., Перевозчиков С.Ю. Оценка недвижимости: Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.00.00 «Экономика и управление» / Под ред. М.А. Федотовой. Москва, 2017.
[22] Федотова М.А., Тазихина Т.В., Якубова Д.Н., Бакулина А.А., Багинова О.М., Королёв И.В. Основы оценки стоимости имущества: Учебник. Москва, 2011.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
Spisok literatury':
[1] Albakov D.X. Razvitie konstitucionny'x osnov organizacii i deyatel'nosti sudebnoj vlasti v doktrine konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.
[2] Aterekova A., Zhurov A., Seleznyov P. Perspektivy' rossijskoj innovacionnoj sfery' // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' -Observer». 2007. № 3.
[3] Bakulina A.A., Topchij P.P. Upravlenie i finansy' v oboronno-promy'shlennom komplek-se: preobrazovaniya v ramkax cifrovoj e'kono-miki // Bankovskoe pravo. 2017. № 4.
[4] GARANT.RU: http://www.garant.ru/ news/524024/#ixzz3mTz0JIxz.
[5] GARANT.RU: http://www.garant.ru/ news/524024/#ixzz3mTzLbLwL.
[6] Doroshenko D.R., Seleznyov P.S. Investi-cionnaya privlekatel'nost' Rossii (s pozicii inostranny'x investorov) // Konsul'tant direk-tora. 2006. № 1.
[7] Zabolotny'j E.A., Bakulina A.A. Sostoyanie otrasli tyazhelogo mashinostroeniya v Rossii i perspektivy' ee razvitiya // Problemy' sovre-mennoj nauki i obrazovaniya. 2017. № 19 (101).
[8] Ivanov A.V., Kuznecov O.V., Xursevich S.N., Shevalkin I.S., Vorovskij N.V., Avdijskij V.I., Bezdenezhny'x V.M., Bakulina A.A. E'konomika i finansy' oboronnogo kompleksa Rossii. Moskva, 2016.
[9] Kolokolov N.A. Sudebnaya vlast' kak obshhepravovoj fenomen: Diss. . dokt. yurid. nauk. M.: Yurist, 2007.
[10] Lavrushin O.I., Avis O.U., Aleksandrova L.S., Amosova N.A., Andrianova L.N., Berdy'shev A.V., Bogomolov S.M., Brovkina N.E., Bry'kov B.A., By'vshev V.A., Vasil'ev I.I., Demidenko M.Yu., Didenko V.Yu., Dubova S.E., Zaxarova O.V., Zubkova S.V., Il'ina L.V., Kopchenko Yu.E., Kropin Yu.A, Kry'lova E.R. Sovremenny'e problemy' i perspektivy' razvitiya finansovy'x ry'nkov i bankov. Moskva, 2017.
[11] Lebedev V. Rasshirenie dostupa k pravosudiyu - odna iz celej sudebnoj reformy' // Rossijskaya yusticiya. 1999. № 9.
[12] Linnikov A.S. E'konomicheskie posledst-viya rasshireniya masshtabov kiberprestupnosti v Rossii i mire // Bankovskoe pravo. 2017. № 5.
[13] Linnikov A.S., Maslennikov O.V. Vliyanie sovremenny'x texnologicheskix izmenenij na finansovuyu bezopasnost' // Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. Seriya: E'konomika, finansy' i upravlenie proizvodstvom. 2017. № 1 (31).
[14] Linnikov A.S., Salmov A.N., Virin F.Yu. Maloe predprinimatel'stvo Rossii v mezhdu-narodnom biznese i e'lektronnoj kommercii. Moskva, 2017.
[15] Ogoleva L.N., Razgil'deev A.V., Seleznyov P.S. Neobxodimost' innovacionnogo stimuliro-vaniya rossijskoj e'konomiki // Konsul'tant direktora. 2005. № 6.
[16] Postanovlenie VS RSFSR ot 24 oktyabrya 1991 g. № 1801-1 «O Koncepcii sudebnoj reformy' v RSFSR» // Vedomosti VS RSFSR. 1991. № 44. St. 1435.
[17] Radchenko V.I. Zashhita prav grazhdan - osnovnaya cel' sudebnoj reformy' // Yuridicheskij mir. 2005. № 12.
[18] Razgil'deev A.V., Seleznyov P.S. Novy'e podxody' k finansirovaniyu innovacionnoj deyatel'nosti v Rossii // Finansovy'j menedzh-ment. 2006. № 5.
[19] Seleznyov P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.
[20] Seleznyov P.S. Opy't innovacionnogo i nauchno-texnologicheskogo razvitiya v SShA // Vlast'. 2009. № 2.
[21] Fedotova M.A., Tazixina T.V., Gribovskij S.V., Volovich N.V., Grigor'ev V.V., Bakulina A.A., Perevozchikov S.Yu. Ocenka nedvizhi-mosti: Uchebnik dlya studentov, obuchayu-shhixsya po napravleniyu podgotovki 38.00.00 «E'konomika i upravlenie» / Pod red. M.A. Fedotovoj. Moskva, 2017.
[22] Fedotova M.A., Tazixina T.V., Yakubova D.N., Bakulina A.A., Baginova O.M., Korolyov I.V. Osnovy' ocenki stoimosti imushhestva: Uchebnik. Moskva, 2011.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017