DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_73 УДК 34.096
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ On the issue of international cooperation of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation with foreign partners
ШЕНШИН Виктор Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: [email protected];
НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,
Начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected];
SHENSHIN Viktor Mikhailovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: [email protected] ;
NAZAROVA Irina Sergeevna,
Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: По итогам проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в условиях современности роль международно-правового регулирования в выполнении правоохранительными органами своих функций возрастает, так как деятельность, осуществляемая в соответствии с международными договорами, является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия в правоохранительной сфере. Резюмируется, что Росгвардия - важнейшее звено правоохранительной системы, в деятельности которой сконцентрирован широкий спектр задач, стоящий перед государством и реализуемых им в своей правоохранительной функции. Такой подход обуславливает потребность в международном сотрудничестве в рамках заключаемых договоров.
Abstract: According to the results of the study, the authors come to the conclusion that in modern conditions the role of international legal regulation in the performance of their functions by law enforcement agencies is increasing, since activities carried out in accordance with international treaties are one of the most effective forms of interaction in the law enforcement sphere. It is summarized that Rosgvardiya is the most important link of the law enforcement system, in whose activities a wide range of tasks facing the state and implemented by it in its law enforcement function is concentrated. This approach determines the need for international cooperation within the framework of the concluded agreements.
Ключевые слова: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации; международное сотрудничество; правоохранительная функция; терроризм; экстремизм; борьба с преступностью.
Keywords: Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation; international cooperation; law enforcement function; terrorism; extremism; fighting crime.
Для цитирования: Шеншин В.М., Назарова И.С. К вопросу о международном сотрудничестве Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с иностранными партнерами // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 73-77. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_73.
For citation: Shenshin V.M., Nazarova I.S. On the issue of international cooperation of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation with foreign partners //Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 73-77. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_73.
Статья поступила в редакцию: 02.06.2023
Проявление устойчивой тенденции к интернационализации и международной интеграции разных стран определяет уровень и обуславливает мировые тенденции к постоянно проводимым процессам по модернизации, актуализации и обновлению. Расширение проблематики международного межведомственного сотрудничества, вовлечение в него значительного количества ведомств, привлечение к этому процессу все большего количества экспертов, усложнение обсуждаемой проблематики1 и структуры, переговорных процессов, влияют на качество обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В условиях возрастания роли международно-правового регулирования в выполнении федеральными органами исполнительной власти и особенно тех из них, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (силовой блок), своих функций, показывает важность выбранного Россией направления по развитию и модернизации таких отношений.
В подпункте 9 пункта 26 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве стратегического национального приоритета, направленного на обеспечение и защиту национальных интересов Российской Федерации, и осуществляемого за счет концентрации
1 Громова, О. Н. Международные переговоры и их роль в деятельности МВД России / О. Н. Громова, Ю. Л. Корабельникова // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2016. - № 2(30). - С. 48-55. - БОЫ YOSWQP.
усилий и ресурсов органов публичной власти названа стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.
Подтверждение высказанного императива мы находим в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» в котором указывается, что «Мы не только занимаемся развитием наших Вооруженных Сил, но и развиваем международное сотрудничество в сфере безопасности».
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию» акцентируется внимание: «Мы действительно хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения, в том числе, кстати, и с теми, с кем отношения в последнее время у нас, мягко говоря, не складываются».
В юридической науке ведутся дискуссии, в соответствии с которыми «Увеличение масштабов организованной преступности, терроризма, коррупции, незаконного оборота наркотиков и оружия, нелегальной миграции все чаще побуждает государства к объединению усилий в противостоянии подобным опасным проявлениям путем создания, прежде всего, правовых механизмов взаимодействия как на универсальном, так региональном и двустороннем уровнях»1.
Конституция Российской Федерации в своих предписаниях устанавливает основы деятельности правоохранительных органов. Ее положения сконструированы таким образом, чтобы выполнялась необходимость обеспечения Российской Федерации ее государственными органами в делах международного уровня. Международный договор в разрезе высказанного подхода есть не что иное, как важнейший элемент реализации внешней политики, проводимой российским государством в области правоохраны, в котором активно проявляются системы взаимосвязей правоохранительных и военизированных органов с родственными органами государств партнеров.
Некоторые ученые, кроме того, отмечают закономерность, на основании которой в международных договорах можно встретить указание на конкретный государственный орган, ответственный за реализацию того или иного положения договора2.
Значительный круг международных межведоственных договоров заключается в правоохранительной сфере. Учитывая малый срок существования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации3, именно, как нового федерального органа исполнительной власти, мы должны констатировать, что международное сотрудничество Росгвардии - это новое направление деятельности указанного государственного органа, причем, довольно успешное. Такое сотрудничество выстраивается в виде системы долгосрочных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с партнерами во всем мире.
Именно та деятельность Росгвардии, и ее силовой составляющей - войск национальной гвардии, оказывает положительный эффект на такое сотрудничество. Примеров этому множество, и лишь на некоторых из них автор остановится в настоящем исследовании в качестве подтверждения той или иной позиции.
Основными направлениями международной деятельности Росгвардии выступают:
1. Взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Росгвардии.
2. Заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации международных договоров Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Росгвардии.
3. Обеспечение в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовки кадров для соответствующих органов иностранных государств.
Характерным на сегодняшний день является тенденция, нашедшая свое воплощение в указе Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» и выражающаяся в том, что Директор Росгвардии наделен правом заключения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Росгвардии. При этом Директор имеет право представлять Росгвардию в отношениях с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
Международное сотрудничество войск национальной гвардии характеризуется сохранением позитивных тенденций в развитии партнерского взаимодействия с зарубежными военизированными и правоохранительными структурами.
Наращивается диалог и деловые контакты с правоохранительными и силовыми структурами государств - участников СНГ, ОДКБ, ШОС и БРИКС. Расширялась география международного сотрудничества с государствами дальнего зарубежья (Вьетнам, Кипр, Куба, ОАЭ, Турция). Мероприятия международного сотрудничества осуществляются по таким направлениям, как: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; антитеррористическая деятельность; государственный контроль (надзор) за оборотом оружия; охрана имущества физических и юридических лиц; подготовка военных кадров; техническое и медицинское обеспечение; спортивные и культурные связи.
1 Гусев, А. В. Конституционный статус международных межведомственных договоров правоохранительных органов исполнительной власти Российской Федерации / А. В. Гусев // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2010. - № 1(19). - С. 131-136. - ЕЭЫ 1_АЮи.
2 Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник. М. 2006. С. 220.
3 Далее по тексту - Росгвардия; Федеральная служба.
Например, наиболее значимыми мероприятиями международного сотрудничества в 2019 году стали: официальные визиты директора Росгвардии в Турецкую Республику и Социалистическую Республику Вьетнам;
приемы делегаций во главе с руководством военизированных правоохранительных структур Вьетнама, Сербии, Турции, Казахстана,
Китая;
совместное российско-китайское антитеррористическое учение «Сотрудничество-2019»;
участие представителей войск национальной гвардии в четырех мероприятиях по совместному применению воинских контингентов и формирований сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных миротворческих сил ОДКБ, проводимых на территории Киргизии, Таджикистана и России;
выступления команд Росгвардии на международных соревнованиях в Казахстане, Чехии и ОАЭ1.
По данным официального сайта Росгвардии только рабочих встреч с иностранными военными специалистами произошло: в 2016 году - 7; в 2017 году - 8; в 2018 году - 15; в 2019 году - 18; в 2020 году - 7.
Командирование в страны дальнего и ближнего зарубежья: в 2016 году - 11; в 2017 году - 26; в 2018 году - 24; в 2019 году - 20; в 2020
году - 6.
Произошло приемов иностранных делегаций: в 2016 году - 11; в 2017 году - 13; в 2018 году - 12; в 2019 году - 23; в 2020 году - 2. Мероприятия по обучению иностранных граждан: в 2016 году - 2; в 2017 году - 5; в 2018 году - 5; в 2019 году - 4; в 2020 году - 4. Количество подписанных документов: в 2016 году - 1; в 2017 году - 3; в 2018 году - 7; в 2019 году - 6; в 2020 году - 1. Участие в международных военно-спортивных мероприятиях: в 2016 году - 4; в 2017 году - 5; в 2018 году - 7; в 2019 году - 7; в 2020
году - 32.
Военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии взаимодействуют с зарубежными коллегами, налаживают международное сотрудничество, используют на практике уникальный международный опыт по обеспечению безопасности на спортивных и других массовых мероприятиях.
Характерной особенностью деятельности Росгвардии выступает открытость в международном сотрудничестве. К примеру, по окончании Универсиады в Красноярске, с инициативой об обмене опытом к руководству Росгвардии обратились белорусские коллеги, на что они получили возможность ознакомления с различными наработками, в том числе непосредственно с выездом на объекты Универсиады. Кроме того, с аналогичной просьбой обращались турецкие коллеги, которых интересовал опыт организации охраны правопорядка в период проведенного Чемпионата мира по футболу.
Росгвардия активно развивает сотрудничество в международной сфере. По словам Директора Росгвардии наиболее плотные контакты у Росгвардии имеются с государствами-членами и государствами-наблюдателями, входящими в ОДКБ, ШОС и БРИКС, среди которых весьма продуктивно эта работа ведется с коллегами из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Китая. Поэтапно наращивается сотрудничество с Киргизией, Азербайджаном и Таджикистаном, Сербией, ЮАР и другими государствами дальнего зарубежья3.
К перспективам развития международного сотрудничества Росгвардии с иностранными партнерами следует отнести: 1. Организация взаимодействие на долгосрочной, системной основе.
Статус международных межведомственных соглашений федеральных органов исполнительной власти соответствует статусу межгосударственных и межправительственных договоров России.
Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплены правовые основы действия международного права. Пункт «к» статьи 71 Основного закона страны указывает на сферу ведения Российской Федерации - международные договоры. При этом очевидно, что к ведению Российской Федерации отнесены и международные соглашения.
В части 2 статьи 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» упоминается о межведомственных договорах, что, несомненно, свидетельствует о полноценном праве федеральных органов исполнительной власти, выступать в качестве субъектов международного права. Только государство в международных отношениях наделено правом участия в качестве самостоятельной единицы, обладающей международной правосубъектностью.
И.И. Лукашук по этому поводу отмечает: «Стороной в договоре является государство, а не его органы, а употребляемое в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» уровневое деление международных договоров отражает присущую договор-
4
ной практике юридическую неточность» .
О.И. Тиунов полагает, что: «Несмотря на значительное количество направлений, в которых заключаются межведомственные догово-
5
ры, все они являются договорами государства в целом, и именно государство несет ответственность за их исполнение».
Так, Росгвардия планирует к 2025 году заключить межведомственные соглашения о сотрудничестве с заграничными коллегами, выполняющими аналогичные задачи. 12 декабря 2022 года, например, подписано соглашение между Федеральной службой войск национальной
1 https://rosguard.gov.ru/page/index/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-rosgvardii
2 https://rosguard.gov.ru/page/index/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-20162021
3 https://rosguard.gov.ru/page/index/interfaks-glava-rosgvardii-vzolotov-v-nashej-rabote-net-melochej
4 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. М. 2004. С. 83.
5 Тиунов О.И., Каширкина А.А. Морозов А.Н. Статус международных межведомственных договоров Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 116-118.
гвардии Российской Федерации и национальной полицией Республики Никарагуа. Указанное соглашение подписано по результатам проведенных переговоров заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковником Олегом Плохим с заместителем генерального директора Национальной полиции Республики Никарагуа главным комиссаром полиции Альдо Саенсом. Помимо этого, подписан протокол о сотрудничестве в области образовательной и научной деятельности между Санкт-Петербургским военным ордена Жукова институтом войск национальной гвардии и академией полиции Республики Никарагуа имени Вальтера Мендосы Мартинеса.
Таким образом, подписанием указанных международных документов, была открыта новая страница в истории взаимоотношений Росгвардии и Национальной полиции Никарагуа. Формирование правовой базы сотрудничества позволит повысить эффективность взаимодействия в таких направлениях, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, противодействие современным формам терроризма и экстремизма, обеспечение мероприятий силовой поддержки борьбы с преступностью. Созданы необходимые условия углубленной кооперации путем обмена опытом, подготовки кадров, проведения совместных учений и тренировок. Укрепление межвузовского взаимодействия поспособствует расширению контактов в области образования и науки.
2. Обмен опытом в сферах борьбы с терроризмом, преступностью и обеспечения общественного порядка и безопасности.
Главной задачей в этом направлении выступает создание механизма и долгосрочного взаимодействия с правоохранительными структурами и ведомствами зарубежных государств, выполняющими аналогичные с Росгвардией задачи.
Так, в ходе визита представителей Росгвардии в Турецкую Республику был проведен ряд конструктивных встреч с руководством МВД Турции и командованием силами жандармерии Турции. В частности, обсуждались вопросы развития сотрудничества в борьбе с глобальным терроризмом, организации обмена опытом по другим важным направлениям деятельности.
В ходе визита делегация Росгвардии ознакомилась с работой оперативного пункта управления, где на практике была продемонстрирована система сбора информации о различных происшествиях в стране и возможности штаба при управлении войсками. Весьма интересны подходы в вопросах оборота оружия, профилактических мероприятий в данной области.
В рамках указанных мероприятий знакомились с подготовкой кадров как в плане общего обучения сотрудников, повышения их мастерства и квалификации, так и имеющегося опыта подготовки личного состава подразделений специального назначения. Как и бойцам спецподразделений Росгвардии, их коллегам из Турции приходится также решать достаточно широкий круг вопросов, связанных с безопасностью. Поэтому на всех этапах подготовки присутствуют элементы отработки навыков проведения специальных операций в любых условиях - как в горной местности, так и на суше, в водной акватории.
Конкретные вопросы взаимодействия обсуждались на встрече с главой МВД Турции и командующим силами жандармерии. Позиции по многим направлениям сотрудничества сходны. Поэтому потенциал для борьбы с преступностью, терроризмом и экстремизмом можно наращивать лишь при тесном международном взаимодействии.
Проведение совместных встреч в форматах руководителей профильных подразделений Росгвардии и жандармерии Турции, организация конкретных мероприятий, позволят в дальнейшем наращивать эффективное сотрудничество.
Таким образом, направления сотрудничества двух государств совпадают. А потенциал в сфере борьбы с преступностью, терроризмом и экстремизмом будет только возрастать. Сожжение на камеру Шведскими радикалистами в конце января 2023 года чучела, изображающего одного из руководителей Турции, а также Корана, не может не сказаться на ожидаемой конфронтации между радикально настроенными группировками и турецкой жандармерией Турции. В ответ турецкие граждане сожгли флаг Швеции.
Поэтому эти и иные выходки негативно настроенных иностранных граждан только усиливают столкновения с сотрудниками турецкой жандармерии.
3. Проведение совместных практических мероприятий, в том числе - международных учений.
4. Активное участие в международных профессиональных соревнованиях. Последний пример - состоявшиеся в Дубае состязания специальных подразделений правоохранительных органов, где команда Росгвардии заняла четвертое место из 59 участвующих в соревнованиях коллективов, включая из США, Франции, Италии и других стран.
5. Работа с инструкторами по подготовке специалистов правоохранительных структур ОАЭ.
6. Отдельной сферой сотрудничества является образование. Так, в Росгвардии в ведомственных вузах проходит обучение более 70 обучающихся из иностранных государств.
7. Налаживание культурных связей. Несколько лет подряд в канун 9 мая оркестр Росгвардии выступает в Греции и на Кипре с программой песен военных лет. А график гастролей за границей Академического ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии Российской Федерации, расписан на год вперед.
Таким образом, представляется очевидным тот факт, что в деятельности Росгвардии мелочей нет. Широкий спектр задач, стоящих перед Росгвардией, служит тому подтверждением.
Максимальное раскрытие своего потенциала, соблюдение при этом прав и свобод человека и гражданина, обеспечение государственной и общественной безопасности - основные задачи войск национальной гвардии.
Росгвардия - важнейшее звено правоохранительной системы, в деятельности которой сконцентрирован широкий спектр задач, стоящий перед государством и реализуемым им в своей правоохранительной функции. Такой подход обуславливает потребность в международном
сотрудничестве в рамках заключаемых договоров и соглашений.
Статус Росгвардии в качестве министерства придает определенное значение указанному органу, как наиболее значимому участнику заключения международных договоров и соглашений межведомственного характера. Конечно же Росгвардии в исследуемой нами сфере предстоит провести существенную работу, тем самым доказать необходимость своего создания и существования. Сравнивая деятельность Росгвар-дии и, к примеру, МВД России, нужно сказать, что Федеральной службе предстоит существенная работа по совершенствованию правовых основ международного сотрудничества и выполнения международных обязательств, к которой стоит в качестве координирующего органа привлекать Министерство иностранных дел Российской Федерации. Как это ни парадоксально звучит, по сообщению Прессслужбы ПД МВД России, созданная правовая база сотрудничества Министерства с зарубежными партнерами включает свыше 700 двусторонних и многосторонних международных договоров различного уровня (межгосударственных, межправительственных, межведомственных). Только договорных отношений по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам установлено более чем с 80 государствами1.
В связи с предполагаемым ростом количества заключаемых международных договоров межведомственного уровня, по-видимому, следует Договорно-правовой департамент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации наделить соответствующими полномочиями по реализации вновь созданного международного межведомственного соглашения Росгвардии.
Международные договоры межведомственного характера, участником которых является Росгвардия, наряду с иными международными договорами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, являются частью правовой системы России. Реалии таковы, что такие договора способствуют соблюдению законности и правопорядка.
Росгвардия всегда готова к конструктивному диалогу с зарубежными коллегами и самому широкому сотрудничеству в вопросах противодействия международному терроризму.
Таким образом, Росгвардия - является существенном звеном правоохранительной системы, в деятельности которой аккумулируется широкий спектр задач. Подобный подход обуславливает потребность в международном сотрудничестве в рамках заключаемых договоров. В современных условиях роль международно-правового регулирования в выполнении правоохранительными органами своих функций возрастает, так как деятельность, осуществляемая в соответствии с международными договорами, является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия в правоохранительной сфере.
Библиогра фия:
1. https://rosguard.gov.ru/page/index/interfaks-glava-rosgvardii-vzolotov-v-nashej-rabote-net-melochej
2. https://rosguard.gov.ru/page/index/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-rosgvardii
3. https://rosguard.gov.ru/page/index/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-20162021
4. Громова, О. Н. Международные переговоры и их роль в деятельности МВД России / О. Н. Громова, Ю. Л. Корабельникова // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2016. - № 2(30). - С. 48-55. - ЕЮИ YOSWQP.
5. Гусев, А. В. Конституционный статус международных межведомственных договоров правоохранительных органов исполнительной власти Российской Федерации / А. В. Гусев // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2010. - № 1(19). - С. 131 -136. - ЕЭЫ 1_АЮи.
6. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник. М. 2006. С. 220.
7. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. М. 2004. С. 83.
8. Тиунов О.И., Каширкина А.А. Морозов А.Н. Статус международных межведомственных договоров Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 116-118.
References:
1. https://rosguard.gov.ru/page/index/interfaks-glava-rosgvardii-vzolotov-v-nashej-rabote-net-melochej
2. https://rosguard.gov.ru/page/index/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-rosgvardii
3. https://rosguard.gov.ru/page/index/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-20162021
4. Gromova, O. N. International negotiations and their role in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / O. N. Gromova, Y. L. Korabelnikova // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. - 2016. - № 2(30). - Pp. 48-55. - EDN YOSWQP.
5. Gusev, A.V. Constitutional status of international interdepartmental agreements of law enforcement agencies of the executive power of the Russian Federation / A.V. Gusev // Bulletin of the Kaliningrad Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2010. - № 1(19). - Pp. 131-136. - EDN LAIDIJ.
6. Ignatenko G.V., Tiunov O.I. International law: Textbook. M. 2006. P. 220.
7. Lukashuk I.I. Modern law of international treaties. M. 2004. P. 83.
8. Tiunov O.I., Kashirkina A.A. Morozov A.N. Status of international interdepartmental treaties of the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2007. No. 1. pp.
116-118.
1 Гусев А.В. Там же. С. 131-136.