А.К. ХАЛИФАЕВА, А С. РАДЖАБОВА
УДК/UDC 342.9
DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-85-88
К вопросу об особенности осуществления контроля за оборотом служебного оружия в частных
охранных организациях
А. К. Халифаева1, А. С. Раджабова2
1 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, halifaeva@yandex.ru
2 Управление Росгвардии по Республике Дагестан, г. Махачкала, Российская Федерация, alusik95@yandex.ru
Аннотация. В статье говорится об особенностях осуществления контроля за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности подразделениями лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. Автором проведен анализ основных правовых источников, а также предложено внесение некоторых изменений в действующие нормативные правовые акты.
Ключевые слова: Росгвардия, подразделения лицензионно-разрешительной работы, частная охранная деятельность, частная охранная организация, оборот служебного оружия, ведомственные нормативные правовые акты
Для цитирования: Халифаева А. К., Раджабова А. С. К вопросу об особенности осуществления контроля за оборотом служебного оружия в частных охранных организациях // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3. С. 85-88. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-85-88
On the specifics of implementation control of the turnover of official weapons private security
organizations
Angela К. Khalifaeva1, Alina S. Radzhabova2
1 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, halifaeva@yandex.ru
2 Department of the Russian Guard for the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russian Federation,
alusik95@yandex.ru
Abstract. This article discusses the control of the license - the permitting work of the Russian Guard over the circulation of weapons in the field of private security activities. The author analyzes the main legal sources, as well as suggests some changes to the existing legal acts.
Keywords: the Russian Guard, divisions the license - the permitting work, private security activity, private security organization, turnover of service weapons, departmental regulations
For citation: Khalifaeva A. K., Radzhabova A. S. On the specifics of implementation control of the turnover of official weapons private security organizations. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3, pp. 85-88. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-85-88 (In Russ.).
В статье 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) частная охранная организация (далее - ЧОО) представляет собой специально учрежденную организацию для оказания охранных услуг, зарегистрированную в установленном порядке и имеющую лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 года № 150 «Об оружии» (далее - ФЗ) одним из субъектов оборота оружия выступает ЧОО, которая относится к юридическим лицам с особо уставными задачами. Право приобретения и использования оружия охранными структурами дано для исполнения возложенных на них обязанностей по защите жизни и здоровья граждан.
А.В. Агутин полагает, что частная охранная деятельность - это совокупность действий индивидов и их объединений, которые имеют специальное
разрешение на оказание услуг физическим и юридическим лицам за вознаграждение для обеспечения защиты их законных интересов [1].
Таким образом, ЧОО является добровольным объединением, зарегистрированным в установленном порядке, имеющим право использовать служебное оружие для оказания охранных услуг по защите законных интересов физических и юридических лиц и извлекать из этого прибыль.
ЧОО обращаются в контролирующий орган -подразделение лицензионно-разрешительной работы Территориального органа Росгвардии (далее -ЛРР) в порядке, установленном Приказом Росгвардии от 26.02.2019 года № 63 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов» (далее - Административный регламент № 63),
Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3.
Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3.
для принятия решения о возможности приобретения служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения или получения во временное пользование служебного оружия (с нарезным стволом или гладкоствольного) в установленном Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее -Постановление Правительства) порядке. Сотрудниками ЛРР проверяется способность обеспечить юридическим лицом сохранность оружия и патронов к нему, соблюдение положенной нормы не менее двух работников частных охранных организаций на одну единицу оружия и соответствие представленных документов действительности. Стоит отметить, что получение права использования оружия для осуществления охранных функций требует повышенного контроля, так как оружие является предметом повышенной опасности и нарушения могут привести к причинению не только серьезных травм, но и гибели людей. Именно поэтому лица, виновные в нарушении правил оборота оружия, могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
Согласно статистическим данным за 2019 год в России привлечены к уголовной ответственности за незаконные действия, связанные с оборотом оружия 9446 лиц, а к административной ответственности по статье 14.1 КоАП - 122217 лиц [2].
Согласно официальным сведениям Росгвар-дии только за 1-е полугодие 2019 года на территории Российской Федерации был отмечен 1 факт утраты и 1 факт хищения служебного оружия, зарегистрированного за ЧОО. Также зафиксировано 8 фактов применения оружия частными охранниками, при этом 4 из них неправомерны [3].
Нарушения правил оборота оружия могут повлечь за собой серьезные последствия. Так, например, в Республике Дагестан в 2018 году в ночное время суток был убит сотрудник Рогсвар-дии из служебного оружия ИЖ - 71 калибра 9х17мм, полученного во временное пользование частной охранной организацией. Управлением Росгвардии по Республике Дагестан была проведена внеплановая проверка: виновные лица привлечены к административной ответственности, лицензия на осуществление частной охранной деятельности, выданная ЧОО, аннулирована по решению Арбитражного суда по территориальности [4].
Таким образом, деятельность руководителя юридического лица, ответственного за сохранность оружия, и охранника привела к гибели человека, прекращению деятельности охранной организации. Также составлен ряд протоколов об административных правонарушениях и назначены административные штрафы в сумме более 500000 рублей, в том числе на людей, потерявших заработок.
В соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности нарушение правил оборота оружия является грубым нарушением и влечет за собой привлечение ЧОО к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ как грубое нарушение лицензионных требований, где штраф - от 100000 рублей; ответственного за сохранность оружия и патронов к нему, назначенного приказом руководителя ЧОО, по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ (штраф от 50000 рублей) и ЧОО по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ (штраф от 300000 рублей) за совершение нарушений в сфере оборота оружия.
С целью осуществления контроля, профилактики и пресечения нарушений в области оборота оружия ЧОО Росгвардией разработаны нормативные правовые акты в Российской Федерации, которые закрепляют порядок осуществления контроля подразделениями ЛРР, ведь уже более пяти лет контроль за деятельностью ЧОО, в том числе и за оборотом оружия, возложен на подразделения ЛРР. Так, например, в 2020 году был принят и вступил в силу ведомственный Административный регламент, устанавливающий порядок осуществления федерального государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия, утвержденный приказом Росгвардии от 14.01.2020 года № 8 (далее - регламент). В Регламенте дается разъяснение о перечне административных процедур, сроках их выполнения, а также последовательности.
Законодатель выделяет 11 административных процедур, которые должны осуществлять подразделения ЛРР для достижения законности и дисциплины в Российской Федерации. Более того, в регламенте дается разъяснение о порядке и сроках проведения каждой процедуры. Ведомственные акты, регулирующие правила оборота оружия в деятельности ЧОО, являются «инструментом» сотрудника ЛРР. Но, несмотря на это, стремительное создание нового государственного органа, разработка и принятие новых нормативных правовых актов привели к возникновению расхождений с законодательными документами, не утратившими силу и являющимися основополагающим началом деятельности подразделений ЛРР.
Рассмотрим подробнее некоторые пробелы в законодательстве Российской Федерации в сфере регулирования деятельности ЧОО:
1. В Законе срок проведения плановой и внеплановой проверок устанавливается не более месяца, а в регламенте - не более 20 рабочих дней с возможностью продления на 20 рабочих дней, то есть не более 40 рабочих дней. То есть в двух нормативных правовых актах дается разная установка сроков проведения проверки.
2. В Регламенте имеется четыре основания для проведения внеплановой проверки, в Админи-
А.К. ХАЛИФАЕВА, АС. РАДЖАБОВА
стративном регламенте, устанавливающем порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утвержденном приказом Росгвардии от 30.11.2019 года № 395 (далее -Административный регламент № 395), - семь, а в Законе - три.
3. В статье 28 ФЗ устанавливаются субъекты осуществления контроля и права сотрудников, но отсутствуют положения об административных процедурах, установленных Регламентом.
4. В главе 16 постановление Правительства, действующего с 1998 года, регулируется процесс получения ЧОО служебного оружия во временное пользование, закрепляются основные положения, но не разъясняется подробно порядок предоставления данной услуги подразделениями ЛРР. В пункте 92 дан перечень требуемых документов. Так, в подпункте «б» ЧОО говорится, что необходимо предоставить список работников, а что в нем должно быть указано или какого он должен быть образца не регламентировано. Например, Административный регламент №63 закрепляет в приложениях установленные образцы требуемых документов. Подпунктом «в» предусмотрено
предоставление ЧОО документов, которые могут подтвердить наличие у ЧОО надлежащих условий хранения служебного оружия, но также не указано, что конкретно необходимо представить.
По нашему мнению, необходимо устранить выявленные пробелы и внести соответствующие дополнения в законодательство Российской Федерации, регламентирующее сферы частной охранной деятельности и оборота оружия ЧОО, а именно:
1. Установить единый срок проведения плановых и внеплановых проверок в Законе, в Регламенте и Административном регламенте № 395-20 рабочих дней с возможностью продления на срок не более 20 рабочих дней.
2. Закрепить общее количество оснований для назначения и проведения внеплановой проверки ЧОО в Законе, Регламенте и Административном регламенте №395.
3. В Закон внести положения о процедурах, указанных в Регламенте, а также о сроках их проведения для разъяснения сущности контроля за оборотом оружия.
Разработать Административный регламент, регулирующий порядок предоставления государственной услуги по выдаче ЧОО служебного оружия во временное пользование.
Список источников
1. Батуров Т.М. Частные охранные организации в Российской Федерации: понятие, правовая основа и проблемы // Ученые записки. 2021. № 1 (37). С. 100-105.
2. Судебная статистика РФ за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.xn— 7sbqk8achja.xn--p1ai/ (дата обращения: 21.08.2021).
3. Информация о реализации функций Росгвардии по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности. [Официальный сайт Росгвардии]. URL: https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/informaciya-o-realizacii-funkcij-rosgvardii-po-osushhestvleniyu-federalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-v-ustanovlennyx-sferax-deyatelnosti (дата обращения: 21.08.2021).
4. Занина Т.М., Раджабова А.С. Особенности осуществления контроля за частной охранной деятельностью // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 3. С. 196-200.
References
1. Baturov T.M. Chastnye okhrannye organizatsii v Rossiiskoi Federatsii: ponyatie, pravovaya osnova i problem [Private security organizations in the Russian Federation: concept, legal basis and problems], Uchenye zapiski, 2021, no. 1 (37), pp. 100-105. (In Russian).
2. Sudebnaya statistika RF za 2019 god. [Judicial statistics of the Russian Federation for 2019]. (In Russian). Available at: http://stat.xn—7sbqk8achja.xn--p1ai/ (accessed 21.08.2021).
3. Informatsiya o realizatsii funktsii Rosgvardii po osushchestvleniyu federal'nogo gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) v ustanovlennykh sferakh deyatel'nosti. [Ofitsial'nyi sait Rosgvardii]. [Information on the implementation of the functions of the Russian Guard for the implementation offederal state control (supervision) in the established areas of activity. [Official website of the Russian Guard]. (In Russian). Available at: https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/informaciya-o-realizacii-funkcij-rosgvardii-po-osushhestvleniyu-federalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-v-ustanovlennyx-sferax-deyatelnosti (accessed 21.08.2021).
4. Zanina T.M., Radzhabova A.S. Osobennosti osushchestvleniya kontrolya za chastnoi okhrannoi deyatel'nost'yu [The features of exercising control over privаte securuty activities], Vestnik Voronezhskogo insti-tuta MVD Rossii [The bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2020, no. 3. pp. 196-200. (In Russian).
Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3.
Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3._
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Халифаева Анжела Курбановна, доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: halifaeva@yandex.ru Раджабова Алина Сергеевна, инспектор Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Дагестан, адъюнкт заочной формы обучения Воронежского института МВД России, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: alusik95@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Khalifaev Angela Kurbanovna, Doctor of Law, Professor, Department of History of State and Law of the Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: halifaeva@yandex.ru
Radzhabova Alina Sergeevna, Licensing center inspector Department of the Russian Guard for the Republic of Dagestan, Adjunct part-time of post graduate education of the Voronezh Institute of the Russian Interior Ministry, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: alusik95@yandex.ru
Поступила в редакцию 9 июня 2021 г.
Received 9 June, 2021