Научная статья на тему 'К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования'

К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕНЕТИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ НАЦИИ И ВСЕГО ОБЩЕСТВА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СДВИГИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / МИРОВОЙ КРИЗИС / ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ / НРАВСТВЕННЫЙ / КУЛЬТУРНЫЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / Т.Е. СИСТЕМНЫЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЛИ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ / STATE POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE AND EDUCATION / GENETIC FATIGUE NATION AND SOCIETY / THE GLOBAL DEMOGRAPHIC SHIFTS / REGIONAL AND LOCAL FEATURES OF THE SOCIO-CULTURAL SPHERE / THE GLOBAL CRISIS / WHICH MANIFESTS ITSELF AS A WORLD-VIEW / MORAL / CULTURAL / POLITICAL / PSYCHOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В. И.

Государственная политика в сфере культуры, искусства и образования основывается на некоторых основных положениях, по которым развивается само общество. Подходы к формированию государственной политики в общем виде должны представлять собой основу для мероприятий и действий, направленных на помощь формирующейся личности в обретении себя в быстро меняющейся социально-культурной ситуации. Эта задача разрешима через понимание современных процессов в обществе и самоценности каждой личности. Направления и проблемы позволят сформировать методологические подходы к пониманию госполитики, воспитывать культуру общения, интегрироваться в мировое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE METHODOLOGY OF PUBLIC POLICY IN CULTURE, ARTS AND EDUCATION

State policy in the sphere of culture and education based on some main points on which society itself evolves. Approaches to the formation of public policy in general should be the basis for the events and activities aimed at helping the developing individual in finding itself in a rapidly changing socio-cultural situation. This problem can be solved through an understanding of the current processes in society and self-worth of each individual. Trends and issues will form a methodological approach to the understanding of public policy, foster a culture of dialogue, to integrate into the global community

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования»

ния зависимостей различного уровня и содержания, методов, средств и форм обучения.

Характеризуя процесс создания психолого-педагогических условий повышения уровня готовности детей к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений, мы исходили из теории деятельности А.Н. Леонтьева, который отмечал, что «потребности управляют деятельностью со стороны субъекта» [3, с. 197].

На основе теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также теории функциональных систем П.К. Анохина нами разработаны основные этапы деятельности детей старшего дошкольного возраста по реализации кинезиологических упражнений в процессе подготовки их к школе (рис. 1):

Практическому внедрению кинезиолгической программы предшествовало создание модели, её пилотажная апробация и доказательство статистической достоверности эффективности (рис. 2). В процессе моделирования были реализованы следующие компоненты:

• целевой компонент, включающий всё многообразие целей и задач, создание психолого-педагогических условий повышения уровня готовности детей к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений: от генеральной цели - использование кинезиологических упражнений в процессе подготовки ребёнка к школе - до конкретных задач формирования отдельных компонентов готовности к школе;

• содержательный компонент, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;

• деятельностный компонент, включающий этапы исследования и взаимодействие педагогов, родителей и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат;

• результативный компонент, отражающий эффективность его протекания и характеризующий достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

Личностно-ориентированый подход, по мнению Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, предполагает, что личность становится субъектом деятельности, который формируется в деятельности и общении с другими людьми. В предложенной модели для участников образовательного процесса личностно-ориентированный подход выражается

Библиографический список

в учёте индивидуально-типологических особенностей детей. Прогнозируемым результатом такого подхода является проявление стойкого интереса к школьному обучению в освоении двигательными упражнениями и положительной динамике уровня подготовки, а ведущими мотивами образования является саморазвитие и самореализация. Те самые частицы «я - самости» о которых давно мечтают родители, воспитатели и учителя.

Принцип преемственности заключается в обогащении и взаимосвязи средств, форм и методов подготовки к школьному обучению в ДОУ и в семье. Реализуется он в процессе приобретения субъектами образовательного процесса знаний о ки-незиологии, формирования умений и навыков специальных упражнений, улучшающих работу мозга.

Принцип координации отражает способы деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленные на их согласованную работу.

Принцип диалогичности вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса [3, с. 87]. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя» [4, с. 336].

Принцип деятельностного подхода отражает важнейшую сторону человеческого бытия. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал А.Н. Леонтьев, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями» [2, с. 102]. Поэтому почему, чтобы подготовить ребёнка к школе, необходимо в меру возможностей вовлечь его в различные виды деятельности, включая и кинезиологичес-кую. Деятельностный подход требует специальной работы по развитию деятельности ребёнка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Традиционная учебная деятельность мало способствует такому переводу. Совершенно иное преобразование мы наблюдаем при реализации выше рассмотренной модели. Дети с азартом осваивают двигательные упражнения, и это осознанное стремление должно быть учтено педагогами и направлено на внедрение в образовательную деятельность.

1. Ильин, В.С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса: методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. - Волгоград, 1981.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

3. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004.

4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

Bibliography

1. Iljin, V.S. O koncepcii celostnogo uchebno-vospitateljnogo processa: metodologicheskie osnovih sovershenstvovaniya uchebno-vospitateljnogo processa. - Volgograd, 1981.

2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.

3. Slastyonin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.

4. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1986.

Статья поступила в редакцию 10.12.12

УДК 371:321.01

Matis V.I. ON THE METHODOLOGY OF PUBLIC POLICY IN CULTURE, ARTS AND EDUCATION. State policy in the sphere of culture and education based on some main points on which society itself evolves. Approaches to the formation of public policy in general should be the basis for the events and activities aimed at helping the developing individual in finding itself in a rapidly changing socio-cultural situation. This problem can be solved through an understanding of the current processes in society and self-worth of each individual. Trends and issues will form a methodological approach to the understanding of public policy, foster a culture of dialogue, to integrate into the global community.

Key words: State policy in the sphere of culture and education, genetic fatigue nation and society, the global demographic shifts, the low culture of interethnic communication in conditions of increasing ethnic and sectarian tensions, regional and local features of the socio-cultural sphere, the global crisis, which manifests itself as a world-view, moral, cultural, political, psychological - system, the modernization of cultural policy for the modernization of cultural policy - organizational and economic or technocratic and socio-cultural.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: vmatis@rambler.ru

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Государственная политика в сфере культуры, искусства и образования основывается на некоторых основных положениях, по которым развивается само общество. Подходы к формированию государственной политики в общем виде должны представлять собой основу для мероприятий и действий, направленных на помощь формирующейся личности в обретении себя в быстро меняющейся социально-культурной ситуации. Эта задача разрешима через понимание современных процессов в обществе и самоценности каждой личности. Направления и проблемы позволят сформировать методологические подходы к пониманию госполитики, воспитывать культуру общения, интегрироваться в мировое пространство.

Ключевые слова: Государственная политика в сфере культуры, искусства и образования, генетическая усталость нации и всего общества, глобальные демографические сдвиги, низкая культура межнационального общения в условиях нарастания межнациональной и межконфессиональной напряженности, региональные и местные особенности развития социально-культурной сферы, мировой кризис, проявляющийся как мировоззренческий, нравственный, культурный, политический, психологический, т.е. системный, модернизация культурной политики, направления модернизации культурной политики - организационно-экономическое или технократическое и социокультурное.

Государственная политика в сфере культуры, искусства и образования основывается на некоторых основных положениях, по которым развивается само общество. Эти положения, как правило, оказывают серьезное влияние на состояние самого общества, на различные сферы жизнедеятельности и в первую очередь на саму сферу культуры, искусства и образования. Познание законов развития общества и культуры, искусства и образования как его частей, открывает возможность более эффективного использования этих законов в практической деятельности людей (культуре, искусства обучении, труде, отдыхе и т. д.). В условиях различных типов обществ использование законов связано с интересами социальных групп и слоев, условиями для сознательного использования объективных законов, изменением соотношения стихийности и сознательности в общественном развитии, возрастанием возможности научного управления процессами в сфере культуры, искусства, образования, воспитания и т.д. Эти потенциальные возможности могут использоваться для выработки научно обоснованной политики в рассматриваемой сфере, для предвидения тенденций и направлений становления, функционирования и развития современной социальной и культурной деятельности и т. д. [1-5].

Рассматривая современные проблемы в культурной сфере, искусстве или образовании с точки зрения выявления каких-то тенденций, закономерностей развития, необходимо определить основные направления анализа, которые, на наш взгляд, кроются в соотношении диады общество-личность. Если рассматривать общую линию исторического развития, то выражающий ее общесоциологический закон «гармонии общества и личности», например, выступает как основополагающий в разработке стратегии развития культуры, искусства и образования. Наряду с предпринимаемыми мерами по реформированию, модернизации современной политики в анализируемой сфере, что, безусловно, положительно и должно рассматриваться как необходимое условие дальнейшего развития не только современной культуры, искусства и образования, но и самого общества, его национальной безопасности, органам управления при формировании государственной политики в этом направлении также необходимо учитывать некоторые особенности, которые в последние десятилетия начинают проявляться в достаточной мере и включают на современном этапе во-первых, генетическую усталость нации и всего общества, во-вторых, глобальные демографические сдвиги, в-третьих, низкую культуру межнационального общения в условиях нарастания межнациональной и межконфессиональной напряженности. В-четвертых, региональные и местные особенности развития социально-культурной сферы. И, наконец, в-пятых, мировой кризис, проявляющийся как мировоззренческий, нравственный, культурный, политический, психологический, т.е. системный.

Что касается генетической усталости нации и всего общества. Окружающий нас мир с его экологией и сложившимися традициями нездорового образа жизни, низкопробными проявлениями в культурной сфере привели к тому, что рождающиеся поколения детей оказываются нездоровыми уже при рождении. К школьному периоду здоровье оказывается таким, что само общество встает перед проблемой дифференциации обучения, поскольку дети приходят с различными отклонениями от нормы, и нормой собственно становится открытие школ различных ви-

дов. Этот тезис требует не только особенного внимания, но и специального исследования на макро, мезо и микроуровнях (государственном, региональном и муниципальном). Если же обратить внимание еще и на усталость самого общества, проявляющуюся в различных формах кризиса, то актуальность этого тезиса многократно возрастает. Об этом убедительно в своих работах говорит педагог-новатор Е.А. Ямбург [6].

Глобальные демографические сдвиги, проявляющиеся в том, что в некоторых, особенно развитых странах, уровень рождаемости упал настолько, что общество начинает тревожиться по поводу того, кого обучать в школах и кто будет работать на производстве через несколько лет. В современных развитых обществах статистика регистрирует такой низкий уровень рождаемости, что в большинстве стран этот показатель ниже единицы на семью. А это означает не просто старение общества, но е его отставание от современных требований динамики общественных процессов. Эта проблема в полной мере относится и к российскому обществу. Поскольку наполняемость в классах современной российской школы падает, возникает необходимость различных управленческих манипуляций, связанных с реструктуризацией, оптимизацией, а по существу с сокращением числа образовательных учреждений, возникновением проблем рабочих место, удовлетворенностью образовательными услугами и т.д. Все перечисленные проблемы в отношении наполняемости сельских клубов или библиотек, возможностей их содержания и сохранения, не говоря уже о развитии, в полной мере относятся к сфере культуры, особенно к объектам сельской культуры (школьных библиотек, сельских клубов, спортивных сооружений, музыкальных и школ искусств и др.). Все это в своей совокупности порождает проблемы, которые, безусловно, должны учитываться при формировании государственной политики в сфере культуры, образования на всех уровнях (муниципальном, региональном и государственном).

В условиях постоянно расширяющихся межнациональных связей и усиления взаимозависимости между народами, особенностью социально-культурного развития современного общества становится низкая культура межнационального общения и нарастание межнациональной и межконфессиональной напряженности, которые приводят не только к деформациям воспитательной функции современного общества, но вносит существенные изменения в сферу культуры и систему образования в целом.

Культура межнационального (межконфессионального) общения зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей то есть умения жить в поликультурном мире.

Знания в общей концепции культуры межнационального общения включают информированность об истории, культуре, обычаях и традициях нации, характеристику социальных групп - участников общения, анализ их практической деятельности, общих процессов социального и личностного взаимодействия. Государственная политика в сфере культуры должна быть ориентирована формирование определенных качеств личности:

• способность увидеть взаимосвязи между разными культурами (как внешними, так и внутренними);

• умение быть посредником и способность интерпретировать одну культуру в терминах другой;

• критическое и аналитическое понимание собственной и иной культуры;

• осознание детерминированности собственного взгляда на мир культурными и мировоззренческими традициями.

На наш взгляд, под культурой межнационального общения следует понимать совокупность специальных знаний и убеждений, а также адекватные им поступки и действия, проявляющиеся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей и позволяющие на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [7].

Региональные и местные особенности развития социально-культурной сферы в первую очередь проявляются в том, что регионы России существенным образом отличаются по своему социально-национальному, поселенческому и конфессиональному многообразию. Это накладывает определенные обязательства на организацию, содержание, создание условий, сложившиеся традиции и обычаи социально-культурной деятельности и духовной жизни местности, региона в целом.

Особенностью современного уровня развития общества можно считать и проявляющийся мировой кризис, проявляющийся как мировоззренческий, нравственный, культурный, политический, психологический - системный, который в первую очередь затрагивает содержательную сторону разработки культурной и образовательной стратегии современного общества [5; 8].

В этом смысле модернизация культурной политики, современной системы образования, как перманентное улучшение современного общества и его сегментов, может на наш взгляд предполагать как минимум два основных направления в развитии.

Первое - это организационно-экономическое или технократическое. В фокусе понимания технократического направления культура и образование выступают как сферы услуг, учитывающие собственные экономические ресурсы (которые, кстати, большими не могут быть по определению), бюджетные ресурсы, а также имеющиеся соответствующие ограничения (которых, очевидно, больше чем ресурсов).

Авторитарно-догматическая организация учебного процесса, веками ориентированная на формирование «адаптивной личности» и основанная на передаче готовых знаний (преподавании или транслировании истин), контроле и оценивании степени их освоенности учащимися, оказалась на определенном уровне развития общества несостоятельной в плане реализации новых целей общества. На смену такой организации, которая многие века успешно выполняла роль подготовки образованных специалистов и воспитания законопослушных граждан, приходит принципиально новая форма организации обучения, получения знаний нового качества, т.е. возникла необходимость смены приоритетов образовательных парадигм.

При всех имеющихся трудностях экономического, социально-политического, духовного развития мирового сообщества, мы находимся в начале новой эры - перехода от машин к кибернетике, к нанотехнологиям. В новых условиях человек становится рядом с производством, являясь не исполнителем машинных функций, а оператором, программистом, исследователем. Решающие факторы материального производства переключаются с физической энергии на интеллектуальную силу. В связи с этим современное производство требует от человека высокого интеллекта, самодисциплинированности, научных знаний, профессиональных компетенций, развития всех профессиональных потенций личности, с одной стороны, и усиления внутренней мотивации деятельности, ответственности за произведенный труд, за свои поступки, за результаты своего труда (духовной составляющей) - с другой. Это связано с необходимостью внутреннего контроля за сложным трудом на производстве, с важностью принятия управленческих решений руководителями в коллективе, обсуждением законов в Парламенте или оценкой знаний студентов преподавателями - всех, чьи профессиональные действия затрагивают интересы и судьбы конкретных людей, коллективов, целых этносов и всего общества. Поэтому не случайно в послании Президента в качестве главной задачи современной школы ставится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В настоящее время востребованность выпускника учебного заведения любого уровня определяется не только и не столько объемом знаний по различным дисциплинам или специальностям, полученным в стенах учебного заведения. Отношение «выпускник - общество» выражаются и совершенно новыми поня-

тиями: «конкурентоспособность», «профессиональная компетенция», «нравственная культура», «социальная зрелость», которые определяют успех в процессе профессиональной адаптации, социализации и самореализации личности.

Инструментальными характеристиками образования в рамках этого направления являются по меткому предложению А.Г. Асмолова качество, доступность и мобильность, не являясь, тем не менее, ценностными и целевыми ориентирами образования [9].

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого, что также относится к организационно-экономическому, технократическому направлению. Однако именно это является частью общесоциологического закона гармонии личности и общества (чем больше общество ориентирует личность на развитие, тем, в конце концов, больше получает) и ничто кроме культуры и образования с этими задачами не справляется. Думаем, что не ошибемся в своем позиционном утверждении, что из всех форм общественной практики именно культура и образование, и, прежде всего, их инновационные формы, пытаются и способны решать эту проблему не утилитарно, а по существу. Не случайно в подавляющем большинстве современных концепций и программ развития культуры и образования появляется принципиально новое их измерение - гуманитарно-антропологическое, социально-культурное. В этом и есть суть второго направления модернизации культурной и образовательной политики. Фактически речь идет о постановке беспрецедентных задач для культуры и образования: они должны стать универсальными формами становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и ресурсом социально-культурного производства, но, прежде всего, подлинным субъектом культуры, исторического действия -общественного развития.

Социокультурное направление модернизации - рассматривает культуру и образование как институты развития общества. Такой подход предполагает, что каждый раз, говоря о модернизации, нужно понимать ту социокультурную картину, в которой мы оказываемся.

Культура, искусство и образование как институты развития общества могут реализовываться по двум векторам: первый, когда культура, искусство и образование решают задачи адаптации учащихся к меняющимся социокультурным ситуациям, воспроизводят существующий образ жизни. Этот вектор означает пассивную позицию и приспособление к уже сформированной социокультурной ситуации.

Второй вектор предполагает самостоятельное проектирование будущего (собственная социально-культурная, образовательная траектория). В этом смысле само понятие социокуль-турности так или иначе предполагает отношение к культуре, искусству и образованию как опережающим, прогнозирующим институтам развития общества (Чем больше общество вкладывает в культуру, искусство и образование, тем больше получает через эти институты личность: впитывает, вбирает, усваивает, становясь хорошим специалистом, профессионалом и зрелой личностью, с высокой мировоззренческой, профессиональной и нравственной культурой, а соответственно и лучше работает, а затем больше обществу возвращает - отдает). Проявляя активную жизненную позицию, личность интегрируясь в современное общество, сама влияет на окружающий мир - в этом и есть суть современного понимания социализации, которая основывается не на адаптации, а на интеграции в современную социально-культурную ситуацию [10].

Таким образом, формирование личности готовой к социализации в современных условиях актуализируется необходимостью подготовки современного молодого человека в постоянно меняющемся мире и упрочением интеграционных процессов в мировом сообществе. Такой подход предполагает не приспособление, а интеграцию в современное поликультурное общество. Активная позиция со стороны субъекта означает не приспособление и «растворение» в сформированной социально-культурной обстановке, а социализацию, предполагающую сохранение своей «самости» и его активное влияние на окружающий мир. Пока эта задача только начинает ставиться и решаться и не может не привлекать внимание исследователей и практиков культуры, искусства и образования в различных точках мира.

Еще одна проблема заключается в том, что в XXI веке усиливаются интеграционные процессы между различными культура-

ми современного мира (национальными, конфессиональными, половозрастными, поселенческими и др.) и становление поликультурного мирового сообщества. В этой связи вектор подготовки в школе, колледже или вузе должен быть направлен на изучение различных традиций, обычаев и культурных особенностей, вписанных в естественноисторическую природу развития человечества и связан с формированием различных компетенций личности, чтобы способствовать ее социализации в постоянно и быстро меняющемся поликультурном мире. Суть межкультурной компетенции, на основе которой строится и культура межнационального и межконфессионального общения, представляет собой сложное образование, включающее, в том числе и определённые знания, умения, навыки и качества личности.

В связи с этим в содержательном плане культура межнационального и межконфессионального общения включает в качестве основных элементов: знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты [7].

На мой взгляд, который, кстати, не является оригинальным, разумное сочетание основных парадигм в образовании личнос-тно-ориентированной, призванной развивать потенциального «Рафаэля в каждом ребенке», когнитивной - знаниевой, убеждающей в необходимости упорно трудиться для достижения успеха, независимо от возраста и места приложения сил, компе-тентностной, готовящей личность к выбору послешкольной образовательной траектории и трудового пути, формирования профессиональной культуры и вместе с тем культурологической, пронизывающей все этапы получения образования и духовного взросления, а затем и развития гражданских, нравственных и духовных качеств человека (нравственная культура) [6] - это единственно правильный путь в образовании и воспитании культуры современного человека, готового к социализации в быстро меняющемся мире. За государственной политикой, учитывающей наши особенности при выработке нормативной базы в сфере культуры безусловное будущее.

Библиографический список

1. Алешкин, А.И. Законодательное регулирование и государственная поддержка культуры / А.И. Алешкин, А.А. Ильина // Культура: упр., экономика, право. - М., 2009.

2. Павлович, А.А. Становление культурной политики в современной России: региональный и муниципальный уровни: дис. ... канд. культурологи. - М., 2008.

3. Работа Комитета Государственной Думы по культуре по совершенствованию законодательства в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 3.

4. Фетисов, А.В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики. - М., 2010.

5. Царева, Е.Г. Программа развития культуры как фактор социально-экономического развития региона // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2009. - № 9.

6. Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности. - М., 2011.

7. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.

8. Ярошевская, Т.Л. Культурная политика современной России // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления : сб. науч. ст. - СПб.: Ин-т бизнеса и права, 2009. - Вып. 7.

9. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. - Москва, 2011

10. Матис, В.И. Педагогическая социология : учебное пособие. - Барнаул, 2010.

Bibliography

1. Aleshkin, A.I. Zakonodateljnoe regulirovanie i gosudarstvennaya podderzhka kuljturih / A.I. Aleshkin, A.A. Iljina // Kuljtura: upr., ehkonomika, pravo. - M., 2009.

2. Pavlovich, A.A. Stanovlenie kuljturnoyj politiki v sovremennoyj Rossii: regionaljnihyj i municipaljnihyj urovni: dis. ... kand. kuljturologi. -M., 2008.

3. Rabota Komiteta Gosudarstvennoyj Dumih po kuljture po sovershenstvovaniyu zakonodateljstva v sfere kuljturih // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - 2010. - № 3.

4. Fetisov, A.V. Teoreticheskie i prakticheskie osnovih socialjno-kuljturnoyj politiki. - M., 2010.

5. Careva, E.G. Programma razvitiya kuljturih kak faktor socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 9.

6. Yamburg, E.A. Shkola i ee okrestnosti. - M., 2011.

7. Matis, V.I. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya: uchebnik dlya vuzov. - Barnaul: Izd-vo BGPU, 2003.

8. Yaroshevskaya, T.L. Kuljturnaya politika sovremennoyj Rossii // Globaljnihyj ehkonomicheskiyj krizis: realii i puti preodoleniya : sb. nauch. st. - SPb.: In-t biznesa i prava, 2009. - Vihp. 7.

9. Asmolov, A.G. Strategiya i metodologiya sociokuljturnoyj modernizacii obrazovaniya. - Moskva, 2011

10. Matis, V.I. Pedagogicheskaya sociologiya : uchebnoe posobie. - Barnaul, 2010.

Статья поступила в редакцию 04.12.12

УДК 371.37-3

Kokorina K.A. THE SPECIFIC IMPACT OF CULTURAL POLICIES IN THE REGION TO FORM RECREATIONAL NEEDS OF YOUNG PEOPLE. This paper describes the project «Model of multi cultural space» in the space of the Altai region. The model is multi-cultural environment is the idea of formation of the network card of cultural communication in real and virtual layers of multicultural space. For young people, this model will form the «center of gravity» and the point of opera-mental development in every region of agglomeration, and in the cultural centers of the Altai region. This will keep the traditional system of cultural property in the Altai region and introduce innovative technologies.

Key words: regional cultural policy, multicultural space, cultural communications Tetwork card, mediatranslyatsiya, media corporations, youth.

К.А. Кокорина, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: kokorina-kristin@mail.ru

СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

В работе описан проект «Модель многослойного культурного пространства» в пространство развития Алтайского края. В основе Модели многослойного культурного пространства заложена идея формирования карты сетевых культурных коммуникаций в реальных и виртуальных слоях мультикультурного пространства. Для молодежи такая модель сформирует «центры притяжения» и точки опережающего развития как в каждом субъекте агломерации, так и в культурных центрах Алтайского края. Это позволит сохранить традиционную систему культурных ценностей Алтайского края и ввести инновационные технологии.

Ключевые слова: региональная культурная политика, мильтикультурное пространство, карты сетевых культурных коммуникаций, медиатрансляция, медиакорпорация, молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.