Научная статья на тему 'Общекультурное развитие студентов в условиях современного вуза (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств)'

Общекультурное развитие студентов в условиях современного вуза (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА / ТВОРЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CULTURAL DEVELOPMENT / CREATIVE PERSONALITY / PROJECT-ORIENTED POLICY / CREATIVE GROUPS / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрина Е. Л., Пономарев В. Д.

В статье раскрывается педагогическая концепция и методика общекультурного развития студентов в вузе на основе культуротворческой образовательной стратегии, которая поднимает к свету лучшие сущностные качества человека, «побуждает его расти и учиться», способствует постижению аксиологии бытия как составляющей профессиональной культуры личности. Общекультурное развитие студентов в вузе опирается на методологию педагогической культурологии и ориентировано на удовлетворение общей потребности современного российского общества в творческой личности. Педагогическим арсеналом общекультурного развития личности студента в КемГУКИ выступают: проектно-ориентированная политика в области образования, науки, творчества, воспитательной деятельности; деятельность творческих школ на базе учебно-творческих коллективов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS CULTURAL DEVELOPMENT IN THE HIGHER EDUCATION (IN THE CONDITIONS OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS)

The paper considers the pedagogical concept and methods of students cultural development in higher education on the basis of cultural educational strategy which demonstrates the best personal qualities, the skills to be educated and to learn to study, and promotes axiology comprehension of life as professional culture of a personality. Cultural development of students in higher educational institutions relies on methodology of pedagogical cultural science and is focused on fulfillment of the general requirementsfor creative personalityin modern Russian society. Pedagogical setforstudentscultural development in Kemerovo State University of Culture and Arts are project-oriented policy in education, sciences, creativity, educational activity; activity of creative schools on the basis of educational and creative groups of the University.

Текст научной работы на тему «Общекультурное развитие студентов в условиях современного вуза (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств)»

графических примеров связана с реализацией их практической чивается исключительно фактором синтеза эстетической выра-

полезности (основного содержания или идеи). Так синтез красо- зительности и практической полезности в графических образ-

ты и пользы нацелен на продвижение мировоззренчески-воспи- цах. Доминирование этого момента нацелено на создание форм,

тательной цели с помощью установок прагматического аспекта которые могут явиться эталонами обновленной системы ценно-

в практике отечественного дизайна. стных смыслов в национальном каноне дизайна в России с уче-

Однако, возможность усиления эффективности дизайн-про- том взаимодействия традиций ее культуры и межнациональных

ектирования в практике визуальной культуры России не ограни- новаций.

Библиографический список

1. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М. - Харьков, 2000. - Т. 2.

2. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / пер. с ит. А.П. Шурбелева. - С.Пб., 2003.

3. Кант, И. Сочинения / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - М., 1966. - Т. 5.

4. Кантор, К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. - М., 1967.

5. Соловьев, Э.Ю. Трагедия красоты в книге «Красота и польза» // Вопросы философии. - 2012. - № 12.

Bibliography

1. Losev, A.F. Istoriya antichnoyj ehstetiki. Sofistih. Sokrat. Platon. - M. - Kharjkov, 2000. - T. 2.

2. Ehko, U. Iskusstvo i krasota v srednevekovoyj ehstetike / per. s it. A.P. Shurbeleva. - S.Pb., 2003.

3. Kant, I. Sochineniya / pod obth. red. V.F. Asmusa, A.V. Gulihgi, T.I. Oyjzermana. - M., 1966. - T. 5.

4. Kantor, K.M. Krasota i poljza. Sociologicheskie voprosih materialjno-khudozhestvennoyj kuljturih. - M., 1967.

5. Solovjev, Eh.Yu. Tragediya krasotih v knige «Krasota i poljza» // Voprosih filosofii. - 2012. - № 12.

Статья поступила в редакцию 24.10.13

УДК 008

Kudrina E.L, Ponomarev V.D. STUDENTS CULTURAL DEVELOPMENT IN THE HIGHER EDUCATION (IN THE CONDITIONS OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS). The paper considers the pedagogical concept andmethods of students cultural development in higher education on the basis of cultural educational strategy which demonstratesthe best personalqualities, the skillsto be educated and to learn to study, and promotes axiology comprehension of life as professional culture of a personality. Cultural development of students in higher educational institutions relies on methodology of pedagogical cultural science and is focused on fulfillment of the general requirementsfor creative personalityin modern Russian society. Pedagogical setforstudentscultural development in Kemerovo State University of Culture and Arts are project-oriented policy in education, sciences, creativity, educational activity; activity of creative schools on the basis of educational and creative groups of the University.

Key words: cultural development, creative personality, project-oriented policy, creative groups, tolerance.

Е.Л. Кудрина, д-р пед. наук, проф. ректор Кемеровского гос. университета культуры и искусств,

E-mail: [email protected]; В.Д. Пономарев, д-р пед. наук, проф., проректор Кемеровского гос.

университета культуры и искусств, E-mail: [email protected]

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ)

В статье раскрывается педагогическая концепция и методика общекультурного развития студентов в вузе на основе культуротворческой образовательной стратегии, которая поднимает к свету лучшие сущностные качества человека, «побуждает его расти и учиться», способствует постижению аксиологии бытия как составляющей профессиональной культуры личности. Общекультурное развитие студентов в вузе опирается на методологию педагогической культурологии и ориентировано на удовлетворение общей потребности современного российского общества в творческой личности. Педагогическим арсеналом общекультурного развития личности студента в КемГУКИ выступают: проектно-ориентированная политика в области образования, науки, творчества, воспитательной деятельности; деятельность творческих школ на базе учебно-творческих коллективов вуза.

Ключевые слова: общекультурное развитие, творческая личность, проектно-ориентированная политика, творческие школы, толерантность.

Если обратиться к стратегии развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств, то приоритеты всех направлений деятельности отражены в определении -«культура, основанная на знаниях». Такое определение, во-первых, в полной мере отражает компетентностное измерение образования в вузе культуры и искусства, во-вторых, соответствующие профессиональные компетенции специалиста в свою очередь выступают в качестве необходимой базы становления профессиональной культуры личности, которая соединяет высокую степень профессионального мастерства с общей культурой человека.

Главные требования современных образовательных стандартов профессионального образования - это формирование компетенций специалиста. Компетенция - способность приме-

нять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области. В нашем случае - в области культуры и искусства.

Следовательно, цели практикуемых в вузе педагогических технологий всегда лежат в области знаний, умений и профессиональных навыков. Однако становление профессиональной культуры не исчерпывается лишь достижением учебных, научных и творческих целей. Иметь «портфель» научных, учебных и творческих программ, идей - необходимо, престижно, но недостаточно.

Ведущие тенденции развития общества в контексте нового типа культуры обусловили переход на новую парадигму образования - культурологическую. Культурологическая модель образования строится на принципе создания целостного культурно-

образовательного пространства и ориентирована на становление высоконравственной и духовно богатой личности обучающихся [1, с. 315].

Для педагогики общекультурного развития личности в вузе очень важным является наличие комплиментарной культуротворческой и образовательной стратегии, которая поднимает к свету лучшие сущностные качества человека, «побуждает его расти и учиться», способствует постижению аксиологии бытия как составляющей профессиональной культуры личности.

В целом такая стратегия, на наш взгляд, в полной мере отражает методологию педагогической культурологии и ориентирована на удовлетворение общей потребности современного российского общества в творческой личности.

В чем же выражается комплиментарный характер образования и культуротворчества в вузе?

Во-первых, в гармоническом видении идеалов образования и идеалов культуры. Для нас это - «культура, основанная на знаниях», отражающая традиционные для России нормы жизни общества, идеи патриотизма и служения Отечеству, воспитания человека нравственного, ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру других народов. Мы исходим из того, что образование, наука и творчество в университете должны находиться в одном смысловом поле с моралью, нравственностью, духовностью и противостоять вульгарности, пошлости, банальности и посредственности.

Следовательно, образование, наука и творчество в вузе воплощают миссию становления Человека в контексте культуры. А специфика культуросообразной и культуротворческой педагогики состоит в создании условий для интеграции человека в мир культуры, которая все более требует от человека постоянного самосовершенствования, готовности к конструктивному взаимодействию и диалогу, творчеству, способности к выбору, смелости взять ответственность на себя, восприятия неудачи не как краха жизни, а как возможности творческого самопреодо-ления и грядущего успеха [2, с. 7]. Мы хотим, чтобы процесс воспитания личности российского интеллигента и «передача культуры» в стенах нашего университета получили свое реальное воплощение.

Во-вторых, в определении приоритетов образования, науки, творчества, воспитательной деятельности, в целом - развитии университета. Их скрепляет духовная необходимость, они просты и понятны как преподавателям, так и студентам. Это - укрепление и усиление позиций университета как центра межкультур-ной толерантности в регионе, образовательного, научного центра по сохранению и творческому развитию традиционной, многонациональной культуры народов РФ, творческого центра по пропаганде лучших образцов современного мирового искусства и традиционной культуры народов мира. Наши приоритеты и соответственно развитие университета, его деятельность преодолевают географическую удаленность вуза от культурных центров России и обеспечивают вовлечение студентов в мир культуры.

В-третьих, в понимании того, что современное университетское образование не исчерпывается лишь достижением учебных целей (знания, умения, навыки), специализированной подготовкой студентов, хотя это основной вид деятельности вуза. Высшее гуманитарное образование необходимо связывать с общественным предназначением и общественной миссией университета, т.е. способностью нашего университетского образования всеми интеллектуальными и творческими силами адекватно отвечать на общественные и гуманитарные вызовы и осуществлять общественно-значимые приоритеты в области культуры и искусства.

А это значит, что университет ориентирован не на планирование отдельных сиюминутных, разрозненных по жанрам и университетским структурам мероприятий, а имеет в своем арсенале «портфель» значимых для отрасли, региона и интегрированных стратегических проектов. Такая способность вуза и обеспечивает вовлечение студентов в активную социальнокультурную деятельность и творчество.

На какие общественные и гуманитарные вызовы мы отвечаем?

Во-первых, это - глобализация, процессы «взламывания» мировых культур, модернизация истории и культуры народов, это нарастающие разрывы в жизненно важных системах ценностей, смыслов, представлениях о мире и о себе у представителей различных культур [3, с. 67].

Во-вторых, в мультикультурном обществе зарождается опасность непонимания и формирования различного рода предубеж-

дений к людям иной национальности, другой культуры, вероисповедания. В ряде случаев нетерпимость принимает формы экстремизма и ксенофобии.

В-третьих, современный мир - это мир информационной культуры и технологий, которые имеют как преимущества, так и таят в себе опасности - в первую очередь, опасность разрыва между технократической и гуманитарной культурой в условиях современного информационного общества.

Сущность категории общекультурного развития раскрывается через способность человека видеть актуальные проблемы духовного, экологического, нравственного, правового, политического, общественного устройства; потребность к самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности, к постоянному продолжению образования; умение творческого преобразования информации, владение языками межличностной коммуникации [4, с. 164].

В качестве педагогических условий осуществления культуротворческой стратегии деятельности в вузе и такой приоритетной задачи, как формирование творческой личности, в КемГУ-КИ последовательно реализуется проектно-ориентированная политика в области образования, науки, творчества, воспитательной деятельности, также осуществляется деятельность по формированию на базе учебно-творческих коллективов вуза творческих школ.

Проектно-ориентированная политика способствует определению перспективных целей культуротворческой деятельности (если говорить слоганами, то «проекты создают будущее»), достижению баланса общественной эффективности и целесообразности услуг, оказываемых университетом в социально-культурной сфере региона, проекты интегрируют привлекаемые ресурсы (образовательные, информационные, социально-культурные технологии, кадровые, научные, творческие, финансовые ресурсы и т.д.), дают возможность поддерживать партнерство с государственными структурами и организациями, ведущими специалистами, общественностью, международными партнерами и выступают эффективной современной моделью управления в сфере культуры.

Проектно-ориентированная политика КемГУКИ способствует устранению разрыва между абстрактным восприятием культуры и практическим воплощением ее форм, механизмов в учебно-творческой и научно-творческой деятельности вуза.

Философия, методология, средства и опыт проектно-ориентированной политики вуза прослеживаются в двух масштабных международных научно-творческих проектах КемГУКИ, которые и играют существенную роль в педагогике общекультурного развития личности студентов, и - обеспечивают нам в течение ряда лет «конкурентное преимущество» в социально-культурной сфере: это - «Диалог культур: формула творчества» и «Информация для всех в зеркале искусства».

Первый проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Администрации Кемеровской области, второй -при поддержке Российского Комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В обоих случаях мы имеем дело с научнотворческим, педагогическим экспериментом, который основывается на понимании роли искусства и творчества в общекультурном развитии личности будущего специалиста социально-культурной деятельности. В этом научно-творческом эксперименте соединяются глобальные и локальные тенденции, культурное наследие, традиции и инновации. Профессиональной технологией научно-творческого эксперимента выступает проектная деятельность - целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации (художественных событий), ориентированный на способы и образцы решения значимых для человека и общества проблем средствами искусства и творчества.

Проект «Диалог культур» призван сохранять, популяризовать и передавать молодому поколению культурное наследие, создавая тем самым питательную среду для творчества во всем его многообразии. А ориентируя студенческую молодежь на позитивные ценности, такие как толерантность, участники проекта постигают аксиологическую сущность культурного разнообразия - «каждое творчество черпает свои силы в культурных традициях, но достигает расцвета в контакте с другими культурами» [2, с. 224].

Не случаен и девиз (слоган) проекта - «Все - разные, все -уникальные!». Девиз отражает следующий моральный императив проекта - содействие культурному разнообразию. Участники проекта осознают для того, чтобы культурное разнообразие

было продуктивным, оно должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение. А человеческие взаимоотношения, основанные на культуре толерантности, являются залогом богатства и разнообразия культур.

Общественно-значимым приоритетом, гуманитарной миссией проекта «Диалог культур» является формирование процветающего, удобного для человеческого общежития региона, с развитой культурой толерантности, исполненного национального своеобразия и предельно благоприятного для межнационального, межкультурного общения его жителей и гостей, обладающего для этого развитой социально-культурной инфраструктурой и «плотностью» культурной среды.

К участию в проекте «Диалог культур» привлекаются ведущие и авторитетные деятели науки и культуры, как России, так и наших вузов-партнеров по всему миру. Этот интеллектуальный и творческий ресурс проекта дает возможность успешно позиционировать творческие достижения и инновации в области культуры и искусства, обмениваться идеями. В результате осуществления проекта «Диалог культур» КемГУКИ подписано более десяти международных соглашений о сотрудничестве с вузами-партнерами.

В числе проектных достижений «Диалога культур» - открытие в КемГУКИ Центра китайского языка и культуры при партнерской поддержке Далянского университета иностранных языков (КНР).

Международный творческий проект «Диалог культур» - это также эффективная арт-лаборатория для различных проектных технологий (фестивалей, конкурсов, создание галерей, дизайн-проектов и т.д.) в области социально-культурной деятельности.

Важнейшим результатом проекта стал Грант Президента РФ на издание коллективной монографии «Толерантность в муль-тикультурном пространстве: региональный аспект», авторами которой стали ведущие профессора Кемеровского государственного университета культуры и искусств (д-р пед. наук Е.Л. Кудрина, д-р пед. наук В.Д. Пономарев, д-р культурологии В.И. Марков) и Сочинского научно-исследовательского центра Российской академии наук (докт. ист. наук М.В. Белозёрова, д-р ист. наук А.Н. Садовой).

Укрепление и усиление позиций КемГУКИ, как центра меж-культурной толерантности, развития и укрепления национально-культурных контактов среди студенческой молодежи, формирования толерантности в межэтнических отношениях обеспечивается деятельностью института толерантности и межкультур-ных коммуникаций, который был открыт в феврале 2008 г. при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и содействии Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (г. Москва).

В течение ряда лет институт толерантности и межкультур-ных коммуникаций осуществляет свою деятельность в КемГУ-КИ по следующим направлениям: проведение исследований и реализация социально-культурных проектов и инициатив по формированию толерантности как контента профессиональноличностной культуры и компетенций специалистов в сфере культуры и искусства; разработка и реализация программ и проектов, обеспечивающих сохранение и поддержку материальной и духовной культур коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера и развитие межкультурного и межнационального диалога, организация конференций и круглых столов, выставок, фестивалей, социально-культурных проектов по проблемам толерантности и борьбе с ксенофобией средствами культуры и искусства.

В число стратегических проектов и научных разработок института за этот период следует отнести:

• просветительский проект «Большое чтение», в рамках которого осуществлены социально-культурные акции, включая социально-культурную акцию, посвященную 100-летию академика Д.С. Лихачева;

• научно-творческий проект «Толерантность в пространстве культуры и образования», в рамках которого были организованы два международных научно-практических семинара по теме: «Толерантность в межкультурной коммуникации: проблемы и перспективы», круглый стол «Стереотипы и толерантность»;

• разработан и издан комплект Методических пособий по заказу Министерства культуры РФ, включая Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности;

• реализован научно-творческий проект «Коренные народы Сибири», в рамках которого осуществлены научное исследование проблем адаптации и межкультурного взаимодействия в студенческой среде, круглый стол «Культура Сибири, основанная на знаниях. Проектные подходы к науке, образованию и творчеству», разработана Стратегическая инициатива по консолидации усилий административных, образовательных, научных и творческих объединений, учреждений культуры и искусства Сибирского федерального округа для осуществления научных исследований, образовательных, социально-культурные проектов и программ по сохранению и развитию традиционного образа жизни, культурного наследия и культурных ценностей, повышению доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов Сибири с учетом их этнокультурных особенностей.

В современном мире время уничтожено скоростью компьютерных технологий. Это новая модель современности. Мы приблизились к новой духовной перемене - информационной идеологии во всех сферах жизни. Информационное общество охватывает миропонимание и мироощущение людей. Но глобальное информационное общество, медиасфера имеют как преимущества, так и таят в себе опасности и бросают вызовы человеку. Духовное и культурное равновесие человека в глобальном информационном пространстве, общественный контроль медиасреды - вот вызовы, стоящие перед мировым сообществом.

Главным ориентиром в реализации идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», а также в продвижении идеи информационной культуры в студенческой среде для нас стали следующие аксиологические императивы:

• информация для творчества;

• информация для общения;

• информация для развития;

• информация для человека.

Общекультурный подход в проекте «Информация для всех в зеркале искусства» позволяет нам подчеркнуть актуальную роль искусства, его творческую и социальную миссию в формировании информационной культуры.

Понимание творческой и социальной миссии искусства, ориентирует студентов, участников проекта на воплощение в арт-проектах актуальных общественно-значимых идей: «Мы увидим весь мир!», «Интернет: не заблудись!», «Осторожно! Информация!», «Все - разные, все - уникальные!»

Арт-проекты открывают широкие возможности студентам, участникам проектов для творческих, социально-культурных технологий формирования информационной культуры, обеспечивают устойчивый иммунитет к манипулированию сознанием, создают мосты для преодоления разрыва между технократической и гуманитарной культурой в условиях современного информационного общества.

При помощи силы творческого воображения, фантазии и чувств, арт-проекты позволяют показать возможности гармонического развития культуры информационного общества, преодоления разрыва культурных традиций и приобретают «человеческое измерение», раскрывая ценность информации в решении глобальных проблем человечества.

А выразительный язык художественных образов арт-проектов становится ключом в виртуальное пространство медиасферы.

Преимущество арт-проектов заключается в том, что научные идеи и концепции информационной культуры воплощаются на языке различных искусств, языке, который в своей выразительной, образной форме не требует перевода и понятен каждому.

Сохраняя постоянство названия: «Информационная культура в зеркале искусств», тем не менее, каждый раз идеи Программы обретают новую художественную форму.

Так Арт-проект «Мы увидим весь мир!» реализует идеи открытого доступа к информации и культуре с помощью медиатехнологий.

А арт-проекты «Интернет: не заблудись!», «Осторожно! Информация!» - идею возможностей и рисков для человека в глобальной информационной сети Интернет и медиасфере.

Каждый раз внимание зрителей арт-проектов привлекает не только действо, которое происходит на сцене. Границы сцены раздвигаются с помощью медиатехнологий, языка различных искусств, и позволяют зрителям перенестись в любую часть земного шара, увидеть и услышать голоса знаменитых ученых, писателей, актеров, увидеть шедевры произведений искусства.

Это и есть творческий взгляд студентов на безграничный мир человеческой культуры, где у информации есть своя густонаселенная планета.

Следующая, на наш взгляд продуктивная идея для общекультурного развития студентов, становления творческой личности -это творческие школы университета. Из 16 учебно-творческих коллективов КемГУКИ эта идея реализуется в 3 учебно-творческих коллективах, возраст учащихся от 6-7 до 16-17 лет, образовательно-творческая траектория творческой школы включает музыкальные школы, школы искусств, хореографические студии и коллективы - учебно-творческие коллективы КемГУКИ - профессиональные творческие коллективы (Московский областной театр «Русский балет», ансамбль «Маркелловы голоса», «Ансамбль Павла Шаромова», Камерный хор Новосибирской государственной филармонии и др.). Дальнейшее инновационное развитие КемГУКИ, мы связываем с переходом от модели «учебно-творческий коллектив» к модели «творческая школа».

Творческая школа университета - это учебно-творческое объединение специалистов сферы культуры и искусства, направляемое лидером на формирование и развитие творческих традиций и новаторства, на подготовку творческих кадров в соответствии с художественной концепцией школы.

Преимущества творческой школы как педагогического механизма формирования профессиональной культуры творческой личности:

1. Системность, непрерывность и преемственность в подготовке творческой личности (по схеме музыкальные школы и школы искусств - учебно-творческие коллективы КемГУКИ -профессиональные творческие коллективы), при этом обучение является профессионально-ориентированным по всей схеме, а траектория обучения - многоуровневой;

2. Обеспечение стабильности и качества набора абитуриентов на творческие направления и специальности, т.к. профориентационная работа дополняется и систематизируется на выше указанной схеме;

3. Развитие инфраструктуры образовательного и творческого комплекса университета;

4. Решение важнейшей социальной задачи - воспроизводство творческих профессий, компетентная передача профессиональных традиций. На региональном уровне - это подпрограмма «Кадры культуры».

В процессе профессионально-образовательной деятельности трудно различить активно работающий творческий коллектив и творческую школу. Поэтому проблема идентификации творческих школ приобретает актуальное значение.

О творческих школах часто говорят на разных уровнях, но не раскрывают это понятие и суть. Говорят наряду с другими близкими, но по существу не аналогичными определениями -«творческая мастерская», или - «театральная школа», «хореографическая школа», иногда добавляя - Санкт-Петербургская, Московская и т.д.

При идентификации творческих школ необходимо исходить из следующих показателей:

1. Системообразующим и культурообразующим ядром творческой школы является ее лидер, органически сочетающий выдающиеся профессионально-творческие и педагогические спо-

Библиографический список

собности с функциями организатора творчески одаренных единомышленников. Необходимым требованием к лидеру является систематическое проведение постоянного действующего внут-ривузовского профессионально-педагогического, творческого семинара (мастер-класса), в ходе которых реализуется функция тиражирования творческих и педагогических новаций.

2. Творческая школа является таким объединением специалистов, когда творческий процесс и творческие достижения, сопровождаются процессом «воспроизводства» поколений специалистов, обеспечивающих преемственность культурных и творческих традиций школы и ее устойчивость во временных границах.

В отличие от творческого коллектива как самодеятельного объединения, где происходит формирование мотивации на творческие достижения и удовлетворение творческих интересов и потребностей, творческая школа формирует у участников взгляд на творческую деятельность как на профессию. Соответственно важной функцией творческой школы является забота о творческой смене, поколениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение этой задачи - есть суть модернизации художественного образования в Кемеровской области, а именно - переход к созданию саморазвивающейся региональной системы художественного образования.

3. Творческие достижения и значимость результатов творческой школы характеризуются уровнем признания ее деятельности (международный, всероссийский, межрегиональный и т.д.). «Признание» может быть определено через следующие показатели:

- гранты, целевое финансирование деятельности творческой школы;

- премии, дипломы, присуждаемые представителям творческой школы за творческие достижения;

- почетные звания, присуждаемые творческим личностям;

- избрание представителей творческой школы в государственные и общественные творческие сообщества (союзы и объединения).

Таким образом, идея формирования творческой личности в КемГУКИ не исчерпывается лишь достижением научных или учебных целей, специализированной подготовкой студентов. Адекватным продолжением учебного процесса, научно-исследовательской работы в университете является такая педагогическая форма как творческие школы, которые способствуют приданию нового, более глубокого смысла профессиональной деятельности, становлению творческого мироощущения и мировосприятия у каждого нового поколения студентов и преподавателей.

Следует заметить, что каждому поколению выпадает свое собственное «время быть» на этой земле. Своя поэзия, своя проза, свои испытания, наконец. Будущее культуры зависит от уровня знаний и образования каждого поколения, духовности и культуры каждого человека, и самого главного - от понимания того, что нет у нас ничего более ценного, чем Человек и его потребность в Творчестве.

1. Ариарский, М.А. Педагогическая культурология: в 2 т. - СПб., 2012. - Т. 1. Методология и методика постижения культуры.

2. Кудрина, Е.Л. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект: монография / Е.Л. Кудрина, М.В. Белозерова, А.Н. Садовой, В.Д. Пономарев, В.И. Марков; под науч. ред. Е.Л. Кудриной. - Кемерово, 2013.

3. Пономарев, В.Д. Творчество как язык межкультурной коммуникации: проектный подход // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово, 2011. - № 15.

4. Ивлиева, И.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Человек и образование: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО). - СПб., 2010. - № 4.

Bibliography

1. Ariarskiyj, M.A. Pedagogicheskaya kuljturologiya: v 2 t. - SPb., 2012. - T. 1. Metodologiya i metodika postizheniya kuljturih.

2. Kudrina, E.L. Tolerantnostj v muljtikuljturnom obthestve: regionaljnihyj aspekt: monografiya / E.L. Kudrina, M.V. Belozerova, A.N. Sadovoyj, V.D. Ponomarev, V.I. Markov; pod nauch. red. E.L. Kudrinoyj. - Kemerovo, 2013.

3. Ponomarev, V.D. Tvorchestvo kak yazihk mezhkuljturnoyj kommunikacii: proektnihyj podkhod // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv: zhurnal teoreticheskikh i prikladnihkh issledovaniyj. - Kemerovo, 2011. - № 15.

4. Ivlieva, I.A. Obthekuljturnoe razvitie lichnosti v sisteme neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya (konceptualjnihe osnovih) // Chelovek i obrazovanie: Akademicheskiyj vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslihkh Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya (FGNU IPOOV RAO). - SPb., 2010. - № 4.

Статья поступила в редакцию 31.10.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.