Научная статья на тему 'Воспитание студента как человека культуры в образовательной среде вуза'

Воспитание студента как человека культуры в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MAN OF CULTURE / SOCIOCULTURAL SPACE / STUDENTS / YOUTH / CULTURAL CREATIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова О.А.

Обращение к проблеме воспитания студента как человека культуры в образовательной среде вуза обусловлено потребностью современного общества в специалисте целостном человеке культуры, обладающим комплексом качеств необходимых в современных социально-экономических условиях. В образе человека культуры интегрированы различные грани культурного начала: свобода, духовность, гуманность, творчество, адаптивность, объединенные идеей целостности. Образовательная среда вуза обладает значимым педагогическим потенциалом, обеспечивающим практическую подготовку студенческой молодежи к жизни в определённом культурном пространстве. Образовательная среда призвана обеспечить целостность процесса личностно-профессионального становления будущего специалиста выпускника вуза. В научной статье образовательная среда вуза рассматривается в качестве основного фактора формирования студента как человека культуры. При этом образовательная среда каждого конкретного вуза имеет свои особенности, обусловленные его спецификой и, как следствие, свой образ человека культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ EDUCATION AS EDUCATION OF A MAN OF CULTURE IN A UNIVERSITY’S EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The research appeals to a problem of students' education which should raise a man of culture in a university's educational environment. This issue is determined by the need of the modern society to have specialists, who would be well-cultured people, possessing a set of qualities required in the contemporary socio-economic conditions. The image of a man of culture integrates various facets of cultural foundation: freedom, spirituality, humanity, creativity, adaptability, all combined by an idea of integrity. The university educational environment has significant pedagogical potential, providing students with practical training for life in a certain cultural space. A university's educational environment has to ensure the integrity of the personal and professional formation of future specialists. The author of the article regards the university educational environment as a determining factor in the formation of a student as a man of culture. The educational environment of every university has its own particular qualities due to its specifics and consequently its own image of a man of culture.

Текст научной работы на тему «Воспитание студента как человека культуры в образовательной среде вуза»

- для вычисления пути, пройденного точкой при неравномерном движении по прямой с переменной скоростью;

- для вычисления работы, совершённой переменной силой, при перемещении по оси Ох материальной точки;

- для вычисления массы однородного стержня при известной его плотности;

- для вычисления электрического заряда, переносимого в указанный интервал времени через сечение проводника;

- для вычисления объёма воды, вытекающей из сосуда.

4. Промежуточный контроль

Цель данного этапа состоит в проверке, контроле и оценке полученных знаний по каждому модулю. Промежуточный контроль складывается из двух составляющих: самостоятельное решение задач и выполнение тестовых заданий.

В первом случае учащиеся загружают на портал решения задач, тьютор проверяет работы учащихся, оценивает их и анализирует ошибки. Затем тьютор составляет отчёт по результатам анализа типичных ошибок и рассылает учащимся. После проверки заданий учащиеся выполняют работу над ошибками.

Тестирование осуществляется по темам «Функции», «Тригонометрия», «Дифференциальное исчисление». Тестирование проводится в определённый день, до которого учащиеся не имеют возможности ознакомиться с тестом (он скрыт для просмотра). Каждый учащийся имеет одну попытку для прохождения теста, по окончании которой он видит количество верных ответов и набранных баллов.

5. Итоговый контроль

На пятом этапе происходит обобщение приобретённых школьниками знаний, умений и навыков, что предполагает подведение итогов деятельности всех учащихся. Итоговый контроль в элективном курсе предполагается проводить два раза (по окончании 10 класса и по окончании всего курса).

Библиографический список

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить обобщающее задание в виде презентации. По окончании 10-го класса темой презентации является «Применение функций в различных областях науки», по окончании 11 класса - «Применение производной и интеграла в различных областях науки».

Учащиеся загружают презентацию на портал, участвуют в обсуждении и оценивании других презентаций. Элемент курса «Семинар» позволяет учащимся самим принимать участие в оценивании и обсуждении презентаций.

6. Подведение итогов, анализ и рефлексия

Данный этап можно представить как два взаимодополняющих процесса: анализ деятельности учащихся со стороны тьютора и других учеников и рефлексия (анализ собственной деятельности) учащихся. Тьютор подводит итоги обучения, выставляет итоговые оценки (школьный учитель учитывает их в процессе аттестации учащихся), анализирует деятельность учащихся.

На всех этапах обучения с применением дистанционного элективного курса осуществляется интерактивное взаимодействие учащихся, учителя и тьютора.

Как показал эксперимент, организация профильной подготовки учащихся старших классов сельских малокомплектных школ с помощью интерактивного портала системы дистанционного обучения имеет ряд преимуществ.

Во-первых, такая организация учебного процесса обеспечивает поддержку не одному, а нескольким профильным курсам, что при традиционном построении учебного процесса вызывает большие затруднения.

Во-вторых, у учащихся появляется возможность общаться не только друг с другом (в одном классе), но и с другими школьниками и преподавателями дистанционно.

В-третьих, учащиеся имеют возможность самостоятельно определиться с профессиональным выбором и подготовиться к поступлению в вуз.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Available at: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/ konz_prof.pdf

2. Зайкин М.И., Фролов И.В., Шкильменская Н.А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Арзамас: АГПИ, 2008.

3. Вифлеемский А.Б. Сетевые модели профильного обучения. Школьные технологии. 2004; 4: 53 - 58.

4. Зубарева Н. Н. Сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования как одно из условий их инновационного развития. Среднее профессиональное образование. 2013; 2: 49 -50.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ. Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/

6. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. Available at: http://eor.it.rU/eor/file.php/1/metod_ material/ Uchebnoe_posobie_I0S.pdf

7. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Available at: http://dibase.ru/article/11102010_snegurovavi.

8. Титова О.С. Профильный курс по алгебре и началам анализа. Дистанционный учебный курс для учащихся физико-математического профиля малокомплектных сельских школ. Available at: http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=363

References

1. Koncepciya profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obschego obrazovaniya. Available at: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/konz_ prof.pdf

2. Zajkin M.I., Frolov I.V., Shkil'menskaya N.A. Tehnologii differencirovannogo obucheniya vsel'skojshkole. Arzamas: AGPI, 2008.

3. Vifleemskij A.B. Setevye modeli profil'nogo obucheniya. Shkol'nye tehnologii. 2004; 4: 53 - 58.

4. Zubareva N. N. Setevoe vzaimodejstvie uchrezhdenij obschego i professional'nogo obrazovaniya kak odno iz uslovij ih innovacionnogo razvitiya. Srednee professional'noe obrazovanie. 2013; 2: 49 -50.

5. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon RF. Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/

6. Korotenkov Yu.G. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda osnovnoj shkoly. Available at: http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_ material/ Uchebnoe_posobie_IOS.pdf

7. Snegurova V.I. Metodicheskaya sistema distancionnogo obucheniya matematike uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Available at: http://dibase.ru/article/11102010_snegurovavi.

8. Titova O.S. Profil'nyj kurs po algebre i nachalam analiza. Distancionnyj uchebnyj kurs dlya uchaschihsya fiziko-matematicheskogo profilya malokomplektnyh sel'skih shkol. Available at: http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=363

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 316.74

Filippova O.A., senior teacher, Siberian branch of International Institute of Economics and Law (Novokuznetsk, Russia), E-mail: 0ksana0245@mail.ru

STUDENTS' EDUCATION AS EDUCATION OF A MAN OF CULTURE IN A UNIVERSITY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT.

The research appeals to a problem of students' education which should raise a man of culture in a university's educational environment. This issue is determined by the need of the modern society to have specialists, who would be well-cultured people, possessing a set of qualities required in the contemporary socio-economic conditions. The image of a man of culture integrates various facets of cultural foundation: freedom, spirituality, humanity, creativity, adaptability, all combined by an idea of integrity. The university educational environment has significant pedagogical potential, providing students with practical training for life in a certain cultural space. A university's educational environment has to ensure the integrity of the personal and professional formation of future specialists. The

author of the article regards the university educational environment as a determining factor in the formation of a student as a man of culture. The educational environment of every university has its own particular qualities due to its specifics and consequently its own image of a man of culture.

Key words: educational environment, man of culture, sociocultural space, students, youth, cultural creativity.

О.А. Филиппова, ст. преп. Сибирского филиала Международного института экономики и права, г. Новокузнецк,

Е-mail: Oksana0245@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА КАК ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Обращение к проблеме воспитания студента как человека культуры в образовательной среде вуза обусловлено потребностью современного общества в специалисте - целостном человеке культуры, обладающим комплексом качеств необходимых в современных социально-экономических условиях. В образе человека культуры интегрированы различные грани культурного начала: свобода, духовность, гуманность, творчество, адаптивность, объединенные идеей целостности. Образовательная среда вуза обладает значимым педагогическим потенциалом, обеспечивающим практическую подготовку студенческой молодежи к жизни в определённом культурном пространстве. Образовательная среда призвана обеспечить целостность процесса личностно-профессионального становления будущего специалиста - выпускника вуза. В научной статье образовательная среда вуза рассматривается в качестве основного фактора формирования студента как человека культуры. При этом образовательная среда каждого конкретного вуза имеет свои особенности, обусловленные его спецификой и, как следствие, свой образ человека культуры.

Ключевые слова: образовательная среда, человек культуры, социокультурное пространство, студенческая молодежь, культуротворчество.

Основным предназначением вуза в современных социально-экономических условиях является обеспечение фундаментальной образовательной и воспитательной подготовки студенческой молодёжи с целью последовательной и эффективной реализации инноваций в окружающем мире. В этой связи ресурсный потенциал воспитательно-образовательной среды вуза должен быть ориентирован на подготовку студента как целостного человека культуры, обладающего комплексом качеств, необходимых в современных социально-экономических условиях: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и диалогу, а также сформированной системой познавательных и профессиональных мотивов, направленных на постоянное самосовершенствование.

Педагогический терминологический словарь даёт следующее определение понятия «образовательная среда»: образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [1]. Образовательная среда является сложным образованием, поскольку функционирует на нескольких уровнях: федеральном, региональном, на уровне конкретного учебного заведения, группы. При этом каждый отдельный индивид, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными способностями, своим видением приоритетов познания в процессе освоения культурных ценностей создает свое личностное пространство культуры.

В.А. Ясвин определяет образовательную среду как «систему условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся» [2].

В.В. Рубцов рассматривает образовательную среду в качестве особой общности, создающий условия для решения задач возрастного развития. Базисом данной общности является коммуникативное взаимодействие, сотрудничество, обеспечивающее передачу обучаемым «норм жизнедеятельности», включающих знания, умения, навыки необходимые для функционирования в данной общности [3].Образовательную среду как систему влияний и условий, создающих возможности для реализации и дальнейшего развития как уже имеющихся, так и потенциальных способностей участников образовательного процесса - педагогов и учащихся, в соответствии с целями данного учебного заведения, рассматривают в своих работах В.И. Панов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов [4; 5].

В.И. Слободчиков характеризует образовательную среду как динамическое образование. По мнению автора, образовательная среда представляет собой пространство встречи «образующего и образующегося», в рамках которого осуществляется проектирование и построение совместной деятельности [6].

Вариативность определений понятия «образовательная среда» обусловлена, на наш взгляд, сложностью данного феномена, а также различиями в методологических основаниях, используемых авторами. Под образовательной средой вуза мы

будем понимать часть социокультурного пространства, в котором происходит формирование личности в соответствии с заданным образцом и реализуются возможности для личностного развития.

Большинство исследователей выделяют следующие основные признаки образовательной среды: системность, включенность образовательной среды в социокультурную среду, реализация образовательной среды в социальной детско-взрослой общности, преемственность и целостность образовательной среды в развитии личности обучаемых.

Образовательная среда вуза как многомерное педагогическое явления призвана обеспечить целостность процесса личностно-профессионального становления будущего специалиста - выпускника вуза. При этом образовательная среда каждого конкретного вуза имеет свои особенности, обусловленные его спецификой и, как следствие, свой образ человека культуры, воспитание которого рассматривается сегодня в качестве основной проективной цели деятельности образовательных учреждений, направленной на разностороннее формирование культуро-творческой личности обучающихся. В образе человека культуры интегрированы различные грани культурного начала: свобода, духовность, гуманность, творчество, адаптивность, объединенные идеей целостности. Посредством культуры происходит разрешение противоречия между душевным и телесным, благодаря чему человек обретает свою духовную сущность и формирует душевные качества.

Принадлежность человека к категории человека культурного являлась объектом размышлений многих мыслителей. Принято различать несколько моделей, или определенных типов культурного человека, локализованных в пространстве и во времени, и представляющих собой систему ценностей определенной эпохи.

Анализируя исторические модели культурного человека, представляется возможным предположить, что необходимость обозначить новые качества культурного человека, соответствующие идеалам и ценностям определенной эпохи, послужила причиной возникновения термина «человек культуры».

Анализ научной литературы позволил определить понятие «человек культуры» как поликультурная личность, разносторонне развивающаяся на основе общекультурного опыта предыдущих поколений, обладающая сформированной системой познавательных и профессиональных мотивов, характеризующихся направленностью на постоянное самосовершенствование, а также комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и диалогу.

В связи с рассуждением о моделях культурного человека возникает проблема соотношения понятий: культурный человек и человек культуры. Неоспоримым является тот факт, что каждый человек является культурным в том смысле, что он участвует в той или иной культуре, является представителем своей культуры, но при этом далеко не каждого представляется возможным назвать человеком культуры.

По мнению В.В. Князевой, культурный человек и является тем пространством, в котором собственно и происходит зарождение человека культуры, и из которого он впоследствии попадает в новое воспитательное пространство, с целью продолжения, совершенствования процесса личностного становления на качественно новом уровне. Зарождение будущего человека культуры, который впоследствии, благодаря приобретенным навыкам и качествам, начинает формироваться как человек культуры, происходит в воспитательном пространстве [7].

Анализ научной литературы позволил нам выделить формирующие этапы культурного развития человека следующим образом:

1) человек культурный

2) человек культуры

3) культурный человек

Каждый этап развития человека включает в себя содержательные характеристики предыдущего и, таким образом, становится более совершенной ступенью. Это значит, что человек культуры содержит в себе комплекс черт культурного человека (образованность, знания, умения, воспитанность), однако при этом обладает качественно новыми чертами. То есть формирование человека культуры является промежуточной ступенью от культурного человека к человеку культурному. Новое качественное развитие личности на следующей ступени характеризуется акцентированием структурных единиц предыдущей ступени, таких как: свобода, гуманность, духовность, толерантность, творчество, адаптивность, знание о себе, культура мира. Человек культурный включает в себя черты человека культуры, продвигаясь таким образом на более высокую абсолютизированную ступень развития. Эти новые черты личности приобретают в человеке культурном основополагающий характер. Формирующие этапы культурного развития человека представлены в табл.1.

С целью определения взаимосвязи понятия «человек культуры» и образования рассмотрим взгляды на данное понятие представителей разных наук - философов, социологов, педагогов, культурологов.

С точки зрения Ю.В. Сенько, образование, являясь способом становления человека в культуре, выступает условием существования и культуры и человека, представляет возможность осуществления человека в культуре [8].

В.С. Кукушин рассматривает процесс формирования человека культуры в качестве главной функции современной школы [9].

Согласно В.М. Розину, становление человека в культуре происходит самой культурой. Являясь важной переменной в процессе становления человека, культура оказывает существенное влияние на личность: ее поведение, привычки, характер, ценностные ориентации [10].

По мнению А.С. Капто, человек культуры - это результат творческой активности и наивысшего уровня достижения интеллектуальной деятельности [11].

По мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности студенческой молодежи дает возможность выделить некоторые принципиально важные, основополагающие компоненты содержания воспитания, способствующие формированию человека культуры, которые могут быть положены в его базовую основу. В качестве таких основополагающих компонентов авторы выделяют [12]:

• интернализация универсальных общечеловеческих ценностей, осмысление единства человеческого рода и осознание себя в качестве его универсальной части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; признание ценности и уважение к человеческой жизни, осознание её неприкосновенности; ответствен-

ность перед будущими поколениями; свобода, гуманность, духовность, человечность;

• овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека, способствующими гуманизации личности и отношений между людьми;

• освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

• формирование опыта гражданского поведения;

• ■ накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения;

• овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

• самовоспитание и самооценка.

Осмысление содержательных характеристик базовых компонентов содержания воспитания, способствующих формированию человека культуры, актуализирует рассмотрение вопроса о воспитании студента как человека культуры в качестве цели личностно ориентированного образования.

Так, приоритетным направлением стратегии развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств является становление профессиональной культуры личности студентов, объединяющей высокую степень профессионального мастерства и общую культуру человека [13]. Данное компетент-ностное измерение образования в полной мере соответствует культурологической парадигме образования, в основе которой лежит принцип создания целостного культурно-образовательного пространства формирующего высоконравственную и духовно богатую личность обучающегося [14].

С целью осуществления общекультурного развития обучающихся в вузе реализуется комплементарная культуротворческая

и образовательная стратегия, выявляющая наилучшие сущностные качества человека, способствующая подготовке его к жизни в своем культурном пространстве, национальной, культурной и религиозной самоидентификации, творческому развитию личности обучающихся.

Комплементарный и культуротворческий характер образования в вузе культуры и искусств находит свое выражение в процессе становления человека как «человека культуры» в контексте определённой культуры посредством единства таких составляющих как образование, наука и творчество[13]. В качестве основных направлений процесса воспитания студента как человека культуры выступают внедрение в практику воспитательно-образовательной деятельности вуза принципов индивидуализации, культуросообразности, опоры на народную культуру; развитие у студентов потребности в овладении культурным опытом, самосовершенствовании.

Специфика образовательной среды вуза культуры и искусств не ограничивается лишь специализированной подготовкой студентов - формированием специализированных знаний, умений, навыков. Ориентация вуза на воспитание студента как человека культуры предполагает реализацию проектно-ориен-тированной политики, способствующей «...устранению разрыва между абстрактным восприятием культуры и практическим воплощением ее форм, механизмов в учебно-творческой и научно-творческой деятельности вуза» [13, с. 508]. Проектно-ори-ентированная деятельность Кемеровского государственного университета культуры и искусств реализуется в таких масштабных международных научно-творческих проектах, способствующих общекультурному развитию студенческой молодежи, как «Диалог культур: формула творчества» и «Информация для всех в зеркале искусства». Общественно-значимые приоритеты данных проектов способствуют формированию у студенческой молодёжи целостного единства таких навыков и качеств как: готовность

Таблица 1

Формирующие этапы культурного развития человека

Формирующие этапы культурного развития человека Комплекс характеристик, требующих целенаправленного развития

3. Человек культурный свобода, духовность, гуманность, толерантность, творчество, миросозидание, адаптивность, знание о себе, культура мира

2. Человек культуры образованность, знания, умения, воспитанность

1. Культурный человек присвоение общечеловеческих ценностей

к диалогу культур, межнациональному общению, свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, способствуя тем самым воспитанию студента как человека культуры.

Таким образом, культуросообразная и культуротворческая специфика образовательной среды вуза культуры и искусств создает условия для интеграции студенческой молодежи в мир культуры, способствуя становлению студента как человека культуры. Человека культуры отличает, прежде всего, способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей собственной и других культур, воспринимать, усваивать это богатство. Способность стать культурным предполагает наличие знаний, умение общаться, наличие таких сформированных качеств как нравственность, терпимость к инакомыслию, умение слушать и слышать не только себя или своих единомышленников, способность понять человека иной культуры, веры, мышления.

Основные функции классического университета не исчерпываются обучающей и исследовательской функциями. Рассмотрение образования как составной части культуры предполагает отнесение к основным функциям классического университета также воспитательную и культуротворческую. Однако образовательная среда классического университета в большей мере направлена на достижение специализированной подготовки студентов, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Образовательная среда классического вуза, закладывая основы общекультурной компетентности студенческой молодежи, не обладает достаточным потенциалом, по сравнению

Библиографический список

с вузом культуры, способствующим формированию студента как человека культуры. Отсутствие идеи формирования творческой личности студента, специализированной подготовки, ориентированной на формирование особого ценностного отношения личности как носителя определенных культурных ценностей к ценностям иной культуры в меньшей мере способствует воспитанию студента как человека культуры.

Таким образом, учитывая социально-психологические особенности студенческой молодёжи как особой социальной группы, обусловленные неопределенностью статуса, новыми социальными ролями, вхождением в активную фазу общекультурного развития, воспитание студента как человека культуры представляется чрезвычайно значимым. Рассматривая воспитание студента как человека культуры в качестве важнейшей ценности, удовлетворяющей общую потребность современного российского общества в общекультурном развитии молодежи, образовательная среда вуза обладает значимым педагогическим потенциалом и является основным фактором формирования студента как человека культуры. Основную задачу воспитательно-образовательной деятельности вуза, направленной на воспитание студента как человека культуры, представляется возможным определить, как практическую подготовку студенческой молодежи к жизни в определенном культурном пространстве. Составляющим данной практической подготовки является целостное единство следующих навыков и качеств: готовность к диалогу культур, межнациональному общению, свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность, терпимое отношение к другим людям, взглядам, нравам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Педагогический терминологический словарь. Available at: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

3. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. Москва: Вен-Мер, 1996.

4. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования. Педагогика. 1996; 6: 25 - 30.

5. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. Москва: Наука, 2004.

6. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Тезисы докладов 2-ой Российской конференции по экологической психологии. Москва: Экопсицентр РОСС, 2000: 172 - 176.

7. Князева В.В. К теории понятия «человек культуры». Человек культуры: коллективная монография. Оренбург: ОГПУ, 2006: 30 - 44.

8. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии, Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.

10. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека, Москва: Российский открытый Университет, 1994.

11. Капто А.С. Пономарев В.П. Социоментальные основания культуры мира: (Идея конструирования соц. систем). Москва: ИСПИ РАН, 1999.

12. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.

13. Кудрина Е.Л, Пономарев В.Д. Общекультурное развитие студентов в условиях современного вуза (на примере кемеровского государственного университета культуры и искусств). Мир науки, культуры и образования. 2013; 6 (43): 507 - 510.

14. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. Санкт-Петербург: Концерт, 2012.

References

1. Pedagogicheskij terminologicheskij slovar'. Available at: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/

2. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

3. Rubcov V.V. Kommunikativno-orientirovannye obrazovatel'nye sredy. Psihologiya proektirovaniya. Moskva: Ven-Mer, 1996.

4. Lebedeva V.P., Orlov V.A., Panov V.I. Psihodidakticheskie aspekty razvivayuschego obrazovaniya. Pedagogika. 1996; 6: 25 - 30.

5. Panov V.I. 'Ekologicheskaya psihologiya: Opytpostroeniya metodologii. Moskva: Nauka, 2004.

6. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayuschego obrazovaniya. Tezisy dokladov 2-oj Rossijskoj konferencii po 'ekologicheskojpsihologii. Moskva: 'Ekopsicentr ROSS, 2000: 172 - 176.

7. Knyazeva V.V. K teorii ponyatiya «chelovek kul'tury». Chelovekkul'tury: kollektivnaya monografiya. Orenburg: OGPU, 2006: 30 - 44.

8. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovypedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

9. Kukushin V.S. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii, Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo «Feniks», 2004.

10. Rozin V.M. Psihologiya ikul'turnoe razvitie cheloveka, Moskva: Rossijskij otkrytyj Universitet, 1994.

11. Kapto A.S. Ponomarev V.P. Sociomental'nye osnovaniya kul'tury mira: (Ideya konstruirovaniya soc. sistem). Moskva: ISPI RAN, 1999.

12. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu: Uchitel', 1999.

13. Kudrina E.L, Ponomarev V.D. Obschekul'turnoe razvitie studentov v usloviyah sovremennogo vuza (na primere kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv). Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2013; 6 (43): 507 - 510.

14. Ariarskij M.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya. Sankt-Peterburg: Koncert, 2012.

Статья поступила в редакцию 11.02.16

УДК 378

Hagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Strelnikov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: sgpi-fk@yandex.ru

Mhtsе B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: sgpi-fk@yandex.ru

Zemlyanoy A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.