Научная статья на тему '«Экономика творчества» как инновационная стратегия развития туризма в регионе: проектный подход (на примере Кемеровской области)'

«Экономика творчества» как инновационная стратегия развития туризма в регионе: проектный подход (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / CREATIVE INDUSTRIES / DESIGN ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL TOURISM / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев В. Д.

Раскрывается сущность творческих индустрий, проектной деятельности в развитии туристического сектора региональной экономики. Приводятся примеры социокультурной практики в освоении новой социально-культурной реальности «экономики творчества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ECONOMY OF CREATIVE WORK” AS INNOVATION STRATEGY OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REGION: PROJECT-BASED APPROACH (ON EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION)

The essence of the creative industries and project activity reveals in the development of tourism sector in the regional economy. The examples of socio-cultural practice are given as the experience in mastering of a new socio-cultural reality «economy of creative work».

Текст научной работы на тему ««Экономика творчества» как инновационная стратегия развития туризма в регионе: проектный подход (на примере Кемеровской области)»

Key words: socio-cultural activities, creative industries, design activities, socio-cultural tourism, regional economy.

В.Д. Пономарев, д-р пед. наук, проф. КемГУКИ, г. Кемерово, Е-mail: onir@altgaki.org

«ЭКОНОМИКА ТВОРЧЕСТВА» КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Раскрывается сущность творческих индустрий, проектной деятельности в развитии туристического сектора региональной экономики. Приводятся примеры социокультурной практики в освоении новой социально-культурной реальности - «экономики творчества».

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, творческая индустрия, проектная деятельность, социально-культурный туризм, региональная экономика.

Для Кемеровской области актуальным принципом в формировании социально-культурной концепции развития регионального туризма является принцип - «Кузбасс, открытый миру», реализующий идею ценности культурного разнообразия региона в глобальном мировом сообществе.

Как мы понимаем этот методологический принцип социокультурной практики в развитии регионального туризма? На наш взгляд

- это привлекательный социально-культурный облик, научно-творческий имидж региона для межрегионального и международного сотрудничества, развития межкультурных коммуникаций, туризма и социокультурной практики. При этом привлекательный социально-культурный имидж региона формируется на границах между творческими индустриями и бизнес-индустрией Кузбасса. И в частности - ее туристическим сектором.

Что такое «творческие индустрии»? Какое содержание включает это понятие? «Творческие индустрии» - перспективная инновационная стратегия социально-культурной практики и социально-экономического развития Объединенной Европы (лидером является Англия: Ливерпуль, Манчестер) и развитых стран ЮгоВосточной Азии (Корея, Китай, Япония).

Сама жизнь творческих индустрий обеспечивается следующими элементами - «ДНК творческих индустрий»:

• наличие «креативного класса» - формации научной, творческой элиты в регионе, которые и являются «поставщиками», «производителями» творческих продуктов (произведений искусства, научных достижений),

• «творческие кластеры» - инфраструктуры региона с благоприятной средой для «креативного класса» (благоприятная среда - это приоритет и поддержка инноваций, общественная толерантность, «плотность» культурной среды и т.д.)

• сферы деятельности, лежащие на границах бизнеса и искусства, производства и науки, культуры: перфомансы (театр, искусство, танец), туризм, книгоиздание, дизайн, архитектура, ремесла, медийные и информационные технологии, телевидение и т.д.,

• и - проектные технологии, т.е. «образное» моделирование выше названных сфер деятельности и социокультурная практика осуществления этих моделей.

В культурных и творческих индустриях тесно связаны культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности региона, определяющие, в конечном счете, направление инновационного развития региона - «креативную экономику» или «экономику творчества».

В этом случае социокультурная практика такого сектора экономики, как туризм, ориентирована на реализацию следующих стратегий туристической деятельности в регионе:

Академический туризм: ассамблеи научных школ, презентации научных проектов и инновационных технологий;

Творческие индустрии: сферы деятельности на границах бизнеса и искусства (культурно-познавательный туризм);

Креативная экономика: культурный, творческий и коммерческий обмен (событийный туризм).

Это одновременно и сектор экономики («экономики творчества») и инновационный тип социокультурных практик, в которых творческие индустрии определяют гуманитарное измерение бизнеса. Любая успешная и привлекательная для гуманитарного измерения бизнес-стратегия сводится к определению «бизнес для человека». Для того, чтобы эта с точки зрения имиджа благород-

ная, а с точки зрения социально-экономического развития - эффективная миссия бизнеса оказалась выполнимой, на наш взгляд требуется сбалансированная политика взаимных инвестиций: со стороны бизнес-индустрий - это финансовые инвестиции проектов и компетентный менеджмент, а со стороны творческих индустрий - это инвестиции в форме социально-культурных и научных технологий, творческих проектов, результатов и продуктов, т.е. -творческий и интеллектуальный ресурс.

В этом случае и формируется новое качество бизнес-среды, новое «гуманитарное измерение» социально-экономического развития региона. А также творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим знаковое, символическое, культурообразующее, культуротворческое значение для «экономики творчества» в регионе:

• бизнес для инновационных стратегий развития региона -«творческих кластеров» - инфраструктур региона для деятельности творческих людей (художественной и научной элиты);

• бизнес для творческого предпринимательства (изобразительные и исполнительские искусства, кино, видео и мультимедиа, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн и архитектура);

• бизнес для развития международных связей (межкультур-ные коммуникации);

• Бизнес для продвижения проектов и проектных технологий (арт-проекты, фестивали, профессиональные конкурсы, выставки, научные форумы и др.);

• бизнес для человека.

Ведущим творческим кластером Кузбасса, т.е. инфраструктурой с благоприятной средой для развития творческих индустрий является Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ).

КемГУКИ - это ведущий университетский комплекс Западной Сибири по подготовке специалистов высшей квалификации в сфере культуры, искусства и известный в России научный центр, с которым активно сотрудничают российские и зарубежные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, такие как Международная академия информатизации, Международная академия наук высшей школы, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Институт философии РАН, Российский институт культурологии РАН, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Международная федерация библиотечных ассоциаций, Российская библиотечная ассоциация и многие другие.

Университет сегодня развивается как принципиально новая междисциплинарная среда для образования, науки и творчества. Научно-творческий комплекс (творческий кластер) - вот весьма значимое его определение, охватывающее все стороны университетской жизни и профессиональные взаимоотношения, где плодотворная и результативная научно-исследовательская деятельность ведущих ученых университета выступает условием для формирования научных и творческих школ, разработки и внедрения социально-культурных и информационных технологий в социально-культурную практику, определяет стратегию развития «экономики творчества» в регионе, вносит вклад в формирование социально-культурной политики Кемеровской области, Сибирского федерального округа, обеспечивает последовательную и системную интеграцию университета в культурное и социально-экономическое пространство Сибири и России.

Как образовательный и научно-творческий комплекс с более чем 40-летней историей КемГУКИ легко вписывается со своими предложениями в туристический сектор экономики Кузбасса по различным направлениям туристической практики:

• творческие индустрии в реализации стратегии культурно-познавательного туризма, когда объекты искусства, предметы, продукты или результаты творческой жизни и деятельности креативного класса (художников, дизайнеров, писателей и т.д.) выступают в качестве содержания для туристической практики;

• академический туризм, который опирается на события научных школ и презентацию научных достижений,

• и - событийный туризм, который опирается на креативные стратегии творческих индустрий (форумы, фестивали, арт-проекты и т. д.).

Инвестиционный потенциал вуза здесь определяется его следующими возможностями: во-первых, вуз обладает формацией креативного класса - ведущими и авторитетными деятелями науки и культуры, во-вторых, учебно-образовательная практика вуза - это основа для создания и апробирования «креативных технологий и продуктов» (образовательных, социально-культурных и анимационных, медиа и информационных и др.), в-третьих, интеллектуальный ресурс вуза дает возможность успешно позиционировать научные достижения и инновации в области культуры и социальной сферы (технопарк для сферы культуры и социальной сферы) и, наконец, в-четвертых, творческий комплекс КемГУКИ - это эффективная арт-лаборатория для различных проектных технологий (фестивалей, конкурсов, арт-проектов, проведение выставок, создание галерей, дизайн-проектов и т.д.).

Инновационные стратегии и инвестиционный потенциал современного университетского образования не исчерпываются лишь достижением учебных целей (умения, знания, навыки), специализированной подготовкой студентов. Инновационное развитие системы высшего гуманитарного образования для обеспечения «экономики творчества» необходимо связывать с общественным предназначением и общественной миссией университета, т.е. способностью университетского образования всеми интеллектуальными силами, собственной социально-культурной практикой адекватно отвечать на гуманитарные вызовы. Такая способность вуза и будет определять эффективность интеграции университета в бизнес-среду региона, развитие в регионе культурно-познавательного, академического и событийного туризма, межкультур-ных коммуникаций.

«Культура мира, основанная на знаниях!» - гуманитарное измерение образовательной, научной и творческой стратегии КемГУКИ. Воплощая его на практике, общественное предназначение университетского образования в вузе заключается в укреплении и усилении позиций университета культуры и искусств как центра межкультурной толерантности, возрождения, сохранения и творческого развития традиционной, многонациональной культуры народов РФ, пропаганды лучших образцов современного мирового искусства и традиционной культуры народов мира.

Разрабатывая и осуществляя научно-творческие проекты, во всех случаях мы имеем дело с научно-творческим экспериментом, который основывается на понимании роли искусства и творчества, как для гуманитарного измерения бизнеса, так и для развития межкультурных коммуникаций. В каждом научно-творческом эксперименте (проекте) соединяются глобальные и локальные тенденции, культурное наследие, традиции и инновации. Профессиональной технологией этих научно-творческих экспериментов выступает проектная деятельность - целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации (художественных событий), ориентированный на способы и образцы решения значимых для человека и общества проблем средствами искусства и творчества.

На какие гуманитарные вызовы вуз отвечает? В первую очередь, это - глобализация, процессы «взламывания» мировых культур, модернизация истории и культуры народов, это нарастающие разрывы в жизненно важных системах ценностей, смыслов, представлениях о мире и о себе у представителей различных культур.

Так, например, проект «Диалог культур» призван сохранять, популяризовать и передавать молодому поколению культурное наследие, создавая тем самым питательную среду для творчества во всем его многообразии. Не случаен и выбранный девиз (слоган) проекта - «Все - разные, все - уникальные!» Этот слоган заимствован из названия Всемирной Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятой ЮНеСкО 13 августа 2004 г. совместно с Международным Парламентом Молодежи ОК-

СФАМ (Австралия), и подчеркивает приверженность авторов и участников проекта инициативам ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия, как общего достояния человечества.

Адаптированная для молодежной аудитории версия Декларации ЮНЕСКО представлена в публикации «Все разные, все уникальные: Молодежь и Всемирная Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии». В предисловии к изданию Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура отмечает, что «культурное разнообразие является важным источником самобытности и основных прав человека. Все культуры находятся в творческом и динамичном развитии, кроме того, они уникальны, хрупки и незаменимы. Поэтому важно создать безопасную среду, которая бы обеспечивала сохранение и развитие культурного разнообразия во всей его многогранности и жизненности» [1, с. 4-5].

Девиз «Все - разные, все - уникальные!», в первую очередь, отражает следующий приоритет (гуманитарное измерение) проекта «Диалог культур» - содействие культурному разнообразию. А в основе проектной деятельности лежат следующие идеи развития межкультурного диалога:

• культурное разнообразие для творчества;

• традиции для диалога культур и народов;

• живи вместе со всеми;

• духовное наследие для будущего.

Гуманитарное измерение творческих индустрий КемГУКИ демонстрирует и другой масштабный научно-творческий проект вуза - Первый открытый Международный пасхальный фестиваль православной культуры, гуманитарной миссией которого стала защита нравственного здоровья человека, укрепление духовности, проявление любви к Отечеству и соотечественникам в разных странах, почитание православных святынь и духовное единение людей православного мира. Организаторы и участники фестиваля все усилия по его проведению рассматривали как вклад в будущее для достижения расцвета отечественной культуры, преодоления «утрат» национальной культуры, ее устойчивого существования и развития.

Международный фестиваль-конкурс «Хоровое вече Сибири» в рамках этого проекта также выполнял важные культуротворческие функции для межкультурного обмена на международном уровне, поддержки и развития традиций отечественной исполнительской школы, выявления и пропаганды новых форм вокально-хорового исполнительства, интеграции в сферу музыкальной культуры России исполнителей с ограниченными физическими возможностями.

В первом отборочном (заочном) туре приняли участие более 250 солистов и коллективов из 4 зарубежных стран (США, Болгарии, Латвии, Украины) и разных городов и регионов России -Москвы, Белгорода, Курска, Рубцовска, Норильска, Тюмени, Ямало-Ненецкого АО, Красноярска, Новосибирска, Бийска, Рубцовска, Барнаула, Горно-Алтайска, Нижневартовска, Минусинска, Томска, Иркутска, Кемерово и городов Кемеровской области.

Конкурсные видеоматериалы участников были представлены на «Хоровой Интернет-ассамблее», размещенной на web-странице фестиваля-конкурса сайта КемГУКИ. Сводный хор, а это более 300 участников хоровых коллективов Международного фестиваля-конкурса «Хоровое вече Сибири», стал символом духовной соборности, единения людей православного мира. В его исполнении прозвучали «Монастырский хорал» А. Полетаева на ст. иеромонаха Романа, «Запевка» Г. Свиридова на сл. И. Северянина, «Славься!» М. Глинки.

Все конкурсные и фестивальные события Первого Международного пасхального фестиваля православной культуры в яркой, выразительной художественной форме раскрывали жизнь общества и человека как наследника лучших традиций отечественной культуры, в основе которой на протяжении столетий лежит православное мировоззрение и дорогие сердцу каждого православного человека духовные образы.

Показательным инвестиционным примером в форме творческого и интеллектуального ресурса для развития региональной «экономики творчества» в Кузбассе стал следующий научнотворческий проект КемГУКИ - I Международный фестиваль-конкурс творческих индустрий современного полиса «С любовью к городу».

Эстетика городской субкультуры в значительной мере определяется стилем жизни человека в современном городском пространстве. В этих условиях пространство полиса не просто «сопровождает» или «обрамляет» социальную реальность, но активно включено в нее. В контексте «экономики творчества» со-

временный город - это процветающий, удобный для человеческого общежития полис, исполненный одновременно национального своеобразия и предельно благоприятный для межнационального, межкультурного общения его жителей и гостей, обладающий своеобразной и развитой социально-культурной инфрастук-турой, «плотностью» культурной среды с приоритетом инноваций

- «творческих индустрий». Такой город - благоприятная среда для проживания и деятельности творческих людей («креативного класса»).

Такое понимание культурообразующей стратегии развития современного города стало основанием для определения миссии I Международного фестиваля-конкурса творческих индустрий современного полиса «С любовью к городу» - «гуманитарное измерение» инновационного развития современного города и создание нового социально-культурного качества городской среды. В этом случае стратегическими приоритетами проектной деятельности в условиях фестиваля-конкурса стали: инвестиционная поддержка «творческих индустрий» и «творческих кластеров» современного полиса; устойчивое развитие социально-культурных составляющих качества жизни горожан; сохранение, обогащение и эффективное использование культурного наследия города; развитие социально-культурной мобильности горожан, создание условий для доступа к культурным ценностям, активное участие граждан в формировании культурного образа города.

В таблице 1 приведены примеры географии, инвестиций и социально-культурных технологий творческих проектов КемГУКИ.

Приведенные выше примеры социокультурной практики Кем-ГУКИ - это новые возможности для развития туристического сектора экономики Кузбасса. Арт-проекты, творческие форумы, фестивали и конкурсы создают условия инвестиционной привлекательности для бизнес-контента творческих индустрий. Такой сбалансированный между творчеством и бизнесом креативный контент предполагает:

• отели, гостиничный бизнес и рестарация (в том числе -национальная кухня) для участников проектов;

• трансферт, туристические маршруты и экскурсионное обслуживание для гостей фестивалей и форумов;

• ■ анимационные технологии в историко-культурных территориях региона;

• сувенирная продукция и издательская деятельность для продвижения культурного наследия региона;

• интерактивные медиатехнологии для развития информационно-коммуникационной среды региона (виртуальные галереи, выставки, промоинсталяции);

• деловые отношения и бизнес;

• образовательные технологии.

В заключение, позволю сделать следующий прогноз: инновационное развитие туристического сектора экономики региона, на наш взгляд, осуществимо при сбалансированной стратегии реализации социокультурной и социально-экономической модели:

Социокультурная модель

• Активная, насыщенная культурными событиями жизнь;

• Развитая система коммуникаций и информационных технологий;

• Представительство креативного класса (творческие кластеры в культуре, науке, образовании и экономике);

• Развитые творческие индустрии.

• Социально-экономическая модель

• Широкий спектр предложений для бизнеса;

• Поступления в бюджет региона от туристического бизнеса;

• Инвестиционная привлекательность на основе положительного социально-культурного имиджа;

• Капитализация секторов экономики на основе привлеченных средств (в т.ч. фандрайзинг).

Эта сбалансированная стратегия позволит, во-первых, придать региональному бизнесу гуманитарное измерение, во-вторых, значительно быстрее, эффективнее и легче осваивать новую социально-культурную реальность - «экономику творчества» в развитии туристического сектора региональной экономики.

Таблица 1

Паспорт фестивальных проектов

Название проекта и статус проекта Участники проекта Количество участников Бюджет проекта Проектные технологии

I Международный фестиваль-конкурс творческих индустрий современного полиса «С любовью к городу» Россия (Москва, Алтайский край, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Томская область, Челябинск), Китай, Монголия 1000 человек 425 тыс. рублей Инвестиции: 200 тыс. рублей (Грант Министерства культуры РФ) Менеджмент и PR-технологии, Социально-культурное проектирование, Технологии искусства, Образовательные технологии, Информационные технологии

I Международный открытый Пасхальный фестиваль-конкурс Православной культуры Россия (Москва, Алтайский край, Белгородская область, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Курская область, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО), США, Болгария, Латвия, Украина, Беларусь 3 000 человек 700 тыс. рублей Инвестиции: 300 тыс. рублей (Гоант Министерства культуры РФ) Менеджмент и PR-технологии, Социально-культурное проектирование, Технологии науки, Технологии искусства, Медиа и информационные технологии

Библиографический список

1. Все разные, все уникальные. Молодежь и Всемирная Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. - М., 2005.

Bibliography

1. Vse raznihe, vse unikaljnihe. Molodezhj i Vsemirnaya Deklaraciya YuNESKO o kuljturnom raznoobrazii. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 22.02.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.