волюционные изменения, это данность, которой можно управлять, а для этого, во-первых, наука должна обращаться к микросистемам, партикулярности, а не к «человечеству» в целом. Во-вторых, необходим практический мультикультурализм, работа с мигрантс-ким меньшинством и всеми слоями немецкого общества, прежде всего, с наименее обеспеченными. Перенос реализации на уровень страны, земель и коммун - важнейший шаг на пути реализации модели. В связи с этим наибольшую популярность в настоящее время приобретает практико-ориентированный подход в муль-тикультурном воспитании. Мультикультурализм - это не только политика для этнических меньшинств, как это часто воспринимается в обществе. Выстраивая горизонталь множеств и создавая возможности для образования самих множеств, он «подтягивает» тех, кто в рамках доминирующей культуры находится в невыгодном положении. Это могут быть, например, и этнические меньшинства, и инвалиды, и другие группы населения. В рамках соответствующего множества все входящие в него группы уравниваются в правах, в этом проявляется компенсаторный характер мульти-культурализма. Его главной задачей является снятие основных институциональных и других барьеров, препятствующих полному и равному участию всех граждан в жизни общества.
Библиографический список
Мультикультурность, по мнению представителей «практикуемого в жизни мультикультурализма», есть измерение совместной жизни, где возрастает важность каждого члена общества, а значимость самого общества незначительна, то есть первенство принадлежит эгалитарно организованным структурам, где основным требованием становится создание условий для личностного и культурного развития каждого. Культурные опыты рассматриваются как ресурс межкультурной коммуникации. Основной постулат: общество основывается не на группах, а на отдельных индивидах, возникает из идеи внутрикультурного воспитания как уважения равноценно постулируемых культур.
В целом, можно утверждать, что современное мультикуль-турное воспитание в Германии мыслится как стратегия «активной социализации», где ученые, педагоги и социальные работники должны выступать посредниками бесконфликтного меж-культурного взаимодействия. Его главной задачей является снятие основных институциональных и других барьеров, препятствующих полному и равному участию всех граждан в жизни общества, как в рамках отдельного государства, так и в глобальном масштабе.
1. Auernheimer, G. Einfuehrung in die interkulturelle Paedagogik // Neu bearbeitete und erweiterte Auflage: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. - Darmstadt, 2003.
2. Nieke, W. Interkulturelle Erziehung und Bildung als Antwort auf die Anfoerderungen der multikulturellen Gesellschaft // Interkulturelle Erziehung und Bildung: Wertorientierungen im Alltag. - Opladen: Leske und Budrich, 2002.
3. Yildiz, E. Die politische Ethik multikultureller Gesellschaften im globalen Kontext: Multikulturalismusverstaendnis // Multikulturalitaet in der Diskussion: Neuere Beitrage zu einem umstrittenen Konzept. - Opladen, 2002.
4. Krueger-Potratz, M. Interkulturelle Pдdagogik: Studienbrief der Fernuniversitqt Hagen, 1994.
5. Hohmann, M. Interkulturelle Erziehung. Versuch einer Bestandsaufnahme // Auslaenderkinder in Schule und Kindergarten. - Muenchen, 1983.
6. G^fert, H., Auslqnderfeindlichkeit durch Unterricht. Konzeptionen und Alternativen fuer Geschichte, Sozialkunde und Religion. - Duesseldorf, 1985.
7. Botscharowa, Ju. Ju. Der konfkiktoorientierter Standpunkt in der Bildung der BRD // Web. URL: http://www.oim.ru.
8. Essinger, H. Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung / H. Essinger, J. Graf. - Berlin, 1984.
9. Schmitt, R. Kinder und Auslqnder. Einstellungsдnderung durch Rollenspiel. Eine empirische Untersuchung. - Braunschweig, 1982.
10. Rivinius, K.I. Die multikulturelle Gesellschaft in der gegenwartigen Diskussion // B. Mensen (Hrsg.). Multukulturelle Gesellschaft. - Nettetal, 1994.
Статья поступила в редакцию 12.02.12
УДК 379.823
Hilko N.F. LANGUAGE OF SCREEN CULTURE IN SPACE OF IS FUNCTIONAL-TYPOLOGICAL GROUPS OF MODERN TELEVISION CHANNELS. In work the role of is functional-typological factors as the space of screen culture forming language of modern television is described. Comparison of prevailing positive, negative and problem functions of modern television is given. On the basis of the spent content-analysis the parity of groups типологий domestic telecasting with prevailing functions is allocated, evolution of functions of television epoch is shown. Features of screen language on various TV channels, its zhanrovo-functional originality are considered.
Key words: screen culture, language of television, function of television, typology of TV programs and transfers, is functional-typological evolution, zhanrovo-functional features of screen language.
Н.Ф. Хилько, д-р пед. наук, проф. каф. кино-, фото-, видеотворчества Омского гос. университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, E-mail: [email protected]
ЯЗЫК ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ
В работе описывается роль функционально-типологических факторов как пространства экранной культуры, формирующего язык современного телевидения. Дано сравнение преобладающих позитивных, отрицательных и проблемных функций современного телевидения. На основе проведенного контент-анализа выделено соотношение групп типологий отечественного телевещания с преобладающими функциями, показана эволюция функций телевидения в доперестроечную и потсперестроечную эпоху. Рассмотрены особенности экранного языка на различных телеканалах, его жанрово-функциональное своеобразие.
Ключевые слова: экранная культура, язык телевидения, функции телевидения, типологии телепрограмм и передач, функционально-типологическая эволюция, жанрово-функциональные особенности экранного языка.
Роль экранной культуры в современной социокультурной ситуации характеризуется следующим. Налицо плюрализм всеобщей вовлеченности телевидения в «очерчиваемый им самим социокультурный ареал». Однако, существовавшие в 60- 70-е гг.
единство «информационно-художественного повествования разрушилось» и сменилось мозаичностью информационно-культурных тезаурусов в которых главное - минимизация законченной формы [1, с. 24].
Рассмотрение функциональной типологии, направленности и языка экранной культуры как открытой системы в пространстве современных российских и зарубежных телеканалов показывает отражение многообразия выразительных средств и стремление их к постоянному расширению. Анализ всех 66 каналов с точки зрения их функционально-содержательной направленности позволило увидеть их своеобразие и выделить функционально-типологические группы.
Базируясь на положении Н.Б. Кирилловой о том, что с помощью языка телевидения осуществляется материализация смыслов, которая может рассматриваться как формообразующая или деструктивная в зависимости от полярности функций [2, с. 314].
В связи с этим рассмотрим совокупность преобладающих позитивных, отрицательных и проблемных функций современного телевидения.
В телевизионном пространстве важная роль принадлежит интертексту, которому свойственна двойственность знака, обусловливающего многомерность дискурсов и детерминирующего мыслительную структуру индивида, а также - определяющего языковое сознание, что создает возможность саморефлексии («объяснение себя миру») [3, с. 332] .
Все выше изложенное дает объяснение тому, почему рейтинг функциональной значимости телеканалов предполагает значительную эволюцию и развитие форм экранного языка. Первое место в ранговой таблице представлено тремя функциональными группами, которые обеспечены самым большим количеством - 10-ю каналами культурно-образовательной, утилитарной и развлекательно-юмористической направленности.
Такая пропорция показывает, с одной стороны, большие расширяющиеся функциональные возможности просмотра передач по культуре и творческим видам образования, но с другой стороны о преобладании в то же время утилитарности и развлекательности, приоритет которых все еще не преодолим.
Позитивной тенденцией в эфирном пространстве является наличие восьми телеканалов, имеющих в некотором роде воспитательную направленность, что составляет второе место в ранговой таблице. Важное вале-ологическое значение имеет третье место в таблиц рангов, которое занято шестью спортивными телеканалами. Общероссийские, региональные и образовательные телеканалы, входящие в четвертое место ранговой таблицы, также -явление конструктивного развития отечественного и глобального
телевещания, расширяющее возможности насыщения медиапространства гуманистическими ценностями. Научно-популярные, межгосударственные и культурно-досуговые телеканалы, входящие в тройку пятого места ранговой шкалы, также в определенной степени способны развивать не только массовую, но и высокую культуру. Недалеко отстают от них каналы путешественников и любителей природы, создающие прекрасные возможности для культурно-экологического развития и воспитания. Наконец, приходится с глубоким сожалением констатировать, что национально-ориентированные каналы находится в самом конце - на седьмом месте ранговой таблицы.
Учитывая тот факт, что взаимосвязь телевизионной информации с ее семиотической составляющей обусловлена, по мнению А.С. Кармина, создаваемые людьми знаковыми средствами, следует полагать, что ее зрительское содержание впрямую определяется характером языковых средств [4, с. 24].
Исходной посылкой в функциональном анализе отечественного телевизионного пространства является мысль К.Э Разлогова о том, что «кинематограф отличают по-прежнему от телевидения разные формы функционирования произведения и разные условия их восприятия» [5, с. 228]. Телевидение в контексте экранной культуры выглядит конструктивным средством обновления пространства восприятия и коммуникации. Не случайно, в свое время А. Моль говорил, что телевидение - «эра консервации изображения», новая культурная эпоха [6, с. 127].
В функциональном пространстве телеэкрана чрезвычайно важен фактор культурного имиджа. В этом смысле необходимо постоянное поднятие социального престижа телевидения, которое, как считает Д.С. Лихачев, создает условия «самоорганизации всех сил для сохранения великого наследия народов» [7, с. 36]. Эволюцию функций телевидения можно проследить на основе сравнения функциональной структуры Б.М. Сапунова и современных представлений о ней.
Социально-модернизирующее значение телевидения в составе медиакультуры делает, по мнению Н.Б. Кирилловой, возможным существование семи его важнейших неспецифических функций: информативная, коммуникативная, нормативно-ценностная, развлекательная, креативная, интегративная и посредническая [2, с. 69-76].
Представим исходя из данной классификации соотношение функций телевидения с предполагаемой типологией телевизионных программ, полученной на основе контент-анализа недельной сетки телевещания.
Таблица 3
Соотношение группы типологий отечественного телевещания с преобладающими функциями
№ Гоуппа типологий отечественного телевещания Преобладающие функции
1. Юмористические Развлекательная
2. Образовательные Научно-популярные Информативная
3. Воспитательные Коммуникативная
Культурно-развивающие Нормативно-ценностная
4. Природно-экологические Нормативно-ценностная
5. Утилитарные Спортивные Развлекательная
6. Национально-ориентированные Креативная
7. Межгосударственные Интеграционная
8. Культурно-досуговые Коммуникативная
9. Многофункциональные Нормативно-ценностная Интеграционная Посредническая
Как видим, если информационная и коммуникативная функции реализуют себя в двух-трех типологических группах, соот-
Таблица 1
Сравнение преобладающих позитивных, отрицательных и проблемных функций современного телевидения
№ Позитивные функции Отрицательные и проблемные функции
1. Информативная Манипулятивная
2. Коммуникативная Ценностной дезориентации
3. Нормативно-ценностная Суггестивная
4. Развлекательная Деструктивная
5. Креативная Социально-определяющая
6. Интеграционная Аттрактивная
7. Посредническая Рекламно-пропагандисткая, имиджмейкерская
Таблица 2
Эволюция функций телевидения в доперестроечную и постперестроечную
№ Функции телевидения ' в доперестроечный период [7] Функции телевидения в постперестроечный период
1. Пропаганда культурного наследия Интеграционная
2. Накопление ценностей (кумуляция) Рекламная
3. Репродуктивная -
4. Продуктивная Креативная
5. Коммуникативная Суггестивная Манипулятивная
6. Идеологическая Социально-определяющая
7. Рекреативная Развлекательная
8. Обучающая Просветительская
ветственно - образовательного - научно-популярного телевидения; воспитательной - культурно-развивающего - культурнодосугового. Это же число типологических групп свойственно и нормативно-ценностной (идеологической) функции, которой отвечают как общероссийские, так и региональные многофункциональные телеканалы. В свою очередь воспитательная, культурно-развивающая и эколого-природная типологические группы отвечают нормативно-ценностной функции в сочетании с коммуникативной. Кроме того, следует отметить, что развлекательной функция также соответствуют три типологии телеканалов. И лишь только две функции - креативная и интеграционная имеют только по одному каналу реализации, что следует считать серьезной их недооценкой.
Рассмотрим особенности экранного языка на различных телеканалах, отвечающих некоторой жанрово-функциональной значимости.
1. Многофункциональное общероссийское и региональное телевидение традиционно сохраняет свою социально-организу-ющую направленность. Его жанрово-видовыми приоритетами являются не только все многообразие юбилейно-знаковых передач и программ, важных для всей страны, включая выступление Президента, премьер-министра, губернатора, членов правительства представителей региональных властей, ответы на актуальные вопросы телезрителей, но и показ отдельных ее «героев» и «кумиров», телевизионные конкурсы, информационных программ, политических обозрений, телемосты, телевизионные игры, теледиспуты, телевизионные концерты, телевизионные трансляции, а также - авторское телевидение (например, Андрея Малахова), а также - и показ лучших произведений современного российское кино. Не обходятся каналы и без юмористических телепередач, шоу, телесериалов. В качестве средств аудиовизуального языка здесь используются: прямой эфир, мастерство телеведущих, социальная и политическая реклама, интервью, телевизионные беседы, телерепортажи, телерасследования, приемы актерской игры, параллельного монтажа, многообразные световые эффекты.
К характерным особенностям жанров аудиовизуального языка данной функционально-содержательной группы относится: максимальное обилие жанров (13) и средств экранных искусств (9), в которых активно сочетаются различные киноизобразительные приемы и интерактивные формы коммуникации.
Используемые здесь физические действия с определенной точки зрения (отдельный план-эпизод), совокупность которых воспроизводит действие в линейной последовательности различных субъективных взглядов; оно субъективируется при монтажном сопоставлении отображаемых фрагментов, «воссоздающем событие в его реальной протяженности» (Пазоллини). По этой схеме формируется режиссура прямой телепередачи [8, с. 39].
2. Образовательно-развивающее телевидение представляет собой набор узко специфических форм и видов, заимствованных из сферы непосредственного образования, направленные на распространение знаний и массовую просветительскую работу. Существуют также формы, адаптированных к сфере телеэфира и Интернета: авторские передачи в форме телешколы, телевизионные мастерские, телеуроки, телевизионные лекции; ретро-показы экранизаций, научно-популярные фильмы, серии телевизионных мастер-классов. Этой типологии свойственны выразительные средства, способствующие массовому социальному представлению идемонрации достижений науки. Из средств медиаязыка в данном функциональном блоке актуальны: использование цейтраферной съемки, видеомониторинга или кинонаблюдения, прямого эфира, покадровой и синхронной записи, фоторассказов, слайд-фильмов, телепрезентаций. Очевидно, что для образовательного телевидения, переживающее в начале XXI в. свое второе рождение, в настоящее время имеется достаточное количество (8) специфических жанров, а телеэфир построен на принципе авторской интерпретации знаний с помощью средств демонстрации и вербального распространения знаний через телеэкран. Очевидно, что для этого принципа необходимо свое видение эфирного пространства. Данная собенность связана с тем, что «выявляя смысл событий и выражая авторскую позицию форма звукозрительного сообщения в ходе структурирования становится активным фактором рационального и эмоционального воздействия на зрителя» [8, с. 36].
3. Научно-популярное телевидение близко к образовательному по жанрам, видам и системе изобразительных средств. В числе жанрово-видовых форм здесь также, как и в образователь-
ном телевидении, присутствуют: телевизионные лекции, исторические видеэкскурсы (показ отрефлексированной кинохроники), смыкающие науку и образование, научно-популярные фильмы. Однако особое значение для развития науки с помощью медиакультуры приобретает показа на телеэкране достижений науки, научно-популярных телеочерков, кинохроники, телевизионных расследований, фильмов-размышлений. Их основная цель которых - утверждение социальной значимости различных направлений науки через рефлексию общественно-значимых смыслов научных достижений, которые лежат в основе авторской интерпретации знаний. Для этого применяют методы и приемы кинонаблюдений, репортажа, видеомониторинга, синхронной записи, покадровой съемки, фоторегистрации изменений, микро- и макросъемки, «стоп»-кадра, монтажных приемов контрастного столкновения. Следует заметить, что основным принципом формирования аудиовизуального языка в трансляции научно-популярных передач и программ является их презентабельность. В них присутствует достаточное элементы специфической рефлексии, связанный с социальным представлением средств демонстрации достижений науки.
4. Воспитательное телевидение значительно расшило свой диапазон и сферу влияния на подрастающее поколение в силу более тесной связи с современной народной и массовой культурой. Оно также в некоторой степени смыкается с образовательной направленностью ряда телеканалов, но в большей степени и с семейными телеканалами («Домашний» и «Мать и дитя»). В то же самое время эти передачи носят более развивающий характер в основном благодаря как авторским, так и коллективно-создаваемым жанрово-видовым формам. В этом смысле акуталь-ными являются следующие программы: 1. передачи по сохранению традиций и межпоколенной связи: интервью-воспоминания ветеранов, деятелей культуры и искусства, бабушек и дедушек; демонстрация видеохроники знаменательных событий; 2. фольклорные притчево-поучительные телепередачи с этнопедагоги-ческим смыслом: исполнение сказок, колыбельных; передачи-поучения; вечера сказок и песен перед сном («Баюшки»), фильмы-сказки; 3. художественно-развлекательные программы: телевизионные концерты, шоу-программы 4. передачи физкультурнооздоровительной направленности: телеразминки, показ упражнений физической культуры; 5. художественно-воспитательные программы: видовые телепоказы, демонстрация сюжетов о красоте природы, по искусству; 6. развлекательные программы: комедийно-развлекательные и сатирические фильмы, киножурналы, шуточные детские программы, телеигры; 7. креативно-развивающие программы: передачи типа мастер-класс, телеутренники, детские телевизионные праздники, телепрактикумы; 8. праздничные программы: утренники и марафоны, телепоздравления; 9. конкурсно-игровые передачи: ринги, бизнес-шоу, интеллектуальные шоу, музыкальные конкурсы; 10. передачи по семейному медиавоспитанию: телевизиты в семьи, демонстрация семейных кинохроник, семейные шоу («Поле чудес»); 11. передачи социальной направленности (например, «Пять с плюсом»): показ лучших детских коллективов, видеолетописей детских и молодежных организаций и движений. В этой группе жанров актуальны: выразительные средства телеведущих, выступающих в роли своеобразных медиавоспитателей. Эти региональные программы вещания по содержанию и яркости выразительных средств не устапают общероссийским. Им свойственно: обилие крупных планов, видеонаблюдения, музыкальных фрагментов, анимации, внтурикадро-вой музыки, кинонаблюдения, использование поучительной и суггестивной силы закадрового голоса.
Рекордное количество жанров этой функционального направления (29) позволило классифицировать их на 11 групп соответственно сферам воспитательной деятельности. Особенностями аудиовизуального языка и коммуникации в данном случае является направленность на эмоционально-духовную сферу посредством мастерства телеведущего, сочетаемая с записями живого голоса, яркости изображения и стремительности музыкально-звуковой сферы.
5. Культурно-развивающее телевидение направлено на массовую пропаганду лучших отечественных образцов культуры и искусства.
Оно предполагает следующие формы телепередач и программ авторского и коллективно-создаваемого телевизионного эфира: телевизионные концерты, телеспектакли; показы кино-, фотофестивалей, вернисажей, телевизионный кинозал (киноклуб с телеведущим), видеоклипы, книжные и медиаобозрения в эфи-
ре, ретро-показы, телевизионные интервью, документальные телефильмы и телесериалы, телерепортажи с открытия культурных мероприятий, премъерные телевизионные фильмы, кинозарисовки, фильмы-портреты, фильмы-расследования, фильмы-размышления.
В качестве средств экранного языка в этой группе предполагаются особые световые эффекты, приемы ассоциативного и параллельного монтажа, каширование, оптические приемы, усиливающие выразительность подачи произведений искусства; ракурсная и панорамная съемка, рирпроекция; использование цитат кинохроники, музыкальных, видеоцитат, интервью, закадрового голоса и лексических и интонационно-выразительных телеведущего, показ кинофрагментов классики. Следует признать, что на каналах, ориентированных на передачи в сфере культуры и искусства, наблюдается только социально-культурная реклама, что дополняется большим количеством форм телепоказа (16) и медиаязыком, вполне достаточным для эффективного представления произведений искусства и форм культурной деятельности телезрителю
6. Телевидение эколого-натуралистической направленности предполагает узкий набор форм и видов эфира. Здесь действует в основном принцип авторского телевидения (передачи Василия Пескова, Николая Дроздова, Тимофея Баженова и т.д.). Наряду с традиционным клубом любителей путешествий и природы здесь всегда присутствуют видеосвидетельства очевидцев, видеоэкскурсии, репортажи, видеонаблюдения за различными аборигенами, антропологические фильмы, путевые фильмы-очерки и телевизионные натурные зарисовки, озвученные фоторассказы и слайд-фильмы.
Для успешного выхода в эфир данных программ необходимо блестящее исполнение ролей телеведущими-гидами, использование панорамных, трюковых и ракурсных съемок, зуммирова-ния, других операторских и монтажных приемов (ассоциативный, перекрестный монтаж), позволяющих достичь на экране максимальной достоверности изображаемого. Здесь также используется главным образом внутренняя реклама.
Этой типологической группе свойственно небольшое число форм телепоказа с использованием средства фото и видео.
7. Утилитарное телевидение связано с различными прагматическими функциями и включает в себя ряд как массовых так и специфических каналов по бизнесу, моде, кулинарии, оздоровительным программам. Здесь эффективны программы и передачи в форме рекламы, которая играет здесь ведущую роль, телерынков, бизнес-шоу, аналитических бизнес-обозрений, телемагазинов, кулинарных мастер-классов, телеаукционов, телевизионных демонстраций моделей одежды, телевизионных консультаций и оздоровительных телесеансов.
В малых формах утилитарного телевидения выразительными средствами, комбинируемыми в программах, являются:: видеоклипы, рекламные ролики, фрагменты репортажей, интервью, информационные сообщения, показ розыгрышей, демонстрация новых товаров и услуг, видеомониторинг рынка, передачи оздоровительно-ориентированного телеэфира. В то же время характерными чертами языка утилитарного телевидения является среднее (10) число форм телепоказа, специфически выполняемых с помощью рекламно-презентационных средств.
8. Спортивное телевидение предполагает нацеленность на особую категорию любителей спорта - болельщиков. При этом имеет место сочетание видео и фотосредств: традиционные спортивные репортажи, интервью, фильмы-портреты, прямой эфир, спортивные телеконкурсы, спортивные телеобозрения. Здесь необходимы средства ускоренной и замедленной съемки, стоп-кадров, покадровой съемка, съемки с движения», зуммиро-вания и синхронной записи, связанные с максимальной степенью документализма и достоверности. Важная роль для создания успеха у зрителей ложится на телеведущего-комментатора и консультанта по спортивным вопросам. Не смотря на небольшое число форм телеэфира в спортивном телевидении необходимо сочетание видео и фотосредств, направленных на максимальную степень усиления динамизма достоверности показа.
9. Национально-ориентированное телевещание является в некоторой степени разумной и важной альтернативой культурно, образовательно-развивающему и воспитательному телевидению. Этнокультурный компонент присутствует на разных каналах в качестве этнокультурного компонента телевещания и лишь в одном случае как самостоятельный телеканал (Татарстан). Здесь актуальны: школы родной речи, литературы и языка(!),
показы народных праздников, концерты, выступления народных хоров, ансамблей песни и пляски, фольклорных коллективов, мастер-классы, авторские программы-размышления, такие как типа «Национальный характер», этнокультурный мобильный смотр народных талантов (например, «Играй, гармонь!» с Анастасией Заволокиной), интервью, показы национальных традиций и обрядов, демонстрация форм национальной кухни, игровые телепередачи и конкурсы, демонстрация народной игрушки и народных ремесел. Большой интерес у телезрителей представляют смотры выступлений имеют народных коллективов, конкурсов народной культуры (песен, плясок, частушечников, балалаечников, гармонистов, бандуристов, гусляров, колокольного звона), показы национальных типов жилища, результатов фольклорно-этнографических экспедиций, демонстрация моделей национальной одежды («Этностиль»), показ народных традиций в составе других праздников (например, в праздновании Дня города).
Показываемые здесь архетипы национальной культуры в контексте аудиовизуального структурирования дополняются этнической и языковой. Все «эти три разных типа сообществ» по-разному способствуют культурной идентичности и культурному самоопределению [8, с. 262].
При этом замечено, что в ходе телевизионного просмотра «изображение не только показывает зрителю предметы в их наглядности, материальности, но и активизирует в сознании зрителя нечто идеальное» - различные представления-ассоциации.
Съемка есть перевод предмета из мира реального в «мир психологический». В этом процессе художник способен оперировать «чувственными датами» объекта, значащими единицами», благодаря которым происходит своеобразное «выхватывание деталей» (В.С. Пудовкин) и осуществляется эмплификация (расширение выразительных приемов и их развертывание (С.М. Эйзенштейн), способное соответственно расширять семантическое поле телевизионного произведения [9, с. 11, 17].
В качестве экранного языка здесь всегда актуальны видеорепортажи, интервью с мастерами народной культуры, использование ассоциативного монтажа, внутри и закадровой народной музыки, средств выразительной народной речи в языке телеведущего. Очевидно, что при альтернативно-достаточном числе телевизионных форм обнаруживается, что в данной пространстве телеэфира существует своя специфика языка, проявляющаяся в его достоверности, яркости и презентабельности, национально-культурном темпераменте. Здесь налицо альтернативно-достаточное число (15) телевизионных форм, выражаемых в специфике экранного языка, связанной с направленностью на его достоверность, яркость и презентабельность.
10. Межгосударственное и межконфессиональное (добрососедское) телевидение направлено на реализацию в зрительской культуре важного принципа: содействие толерантности и диалогу культур. В этом отношении данная медиасреда в определенной мере смыкается с национально-ориентированным телевещанием в стой лишь разницей, что здесь главным становится: дружба народов, гуманизм, общечеловеческие ценности, признание право каждого народа на самоопределение, противодействие и экстремизму и терроризму. Эти ценности просматриваются в различных инфопотоках, идущих от стран СНГ (бывших союзных республиках), которые традиционно формируют отношения добрососедства, дружбы, мира и толерантности. С этой целю на единственном канале данного направления «Союз» представлены информационно-аналитические программы, репортажи, телеочерки, интервью, политические обозрения, телефорумы, телевизионные проповеди, причастия, богослужения, выступления священнослужителей, пастырей, телевизионные трансляции из храмов, монастырей и мест происходящих событий. Выразительными средствам этой типологии свойственна повышенная коммуникабельность. Активно используются приемы репортажной съемки, панорамирование, зуммирование и ракурсные съемки, а также - интонационно-голосовые средства телеведущих.
11. Культурно-досуговое (хобби) телевидение имеет место на специфических телеканалах, ярким выражением которых является, например, «Охотник и рыболов». Другого рода хобби показывается на общероссийских и региональных телеканалах: это видеохобби (Сам себе - режиссер!») кулинарное хобби, оздоровительное хобби, гейм-хобби и т.п. Здесь в качестве телевизионных форм применяются: теледемострации, мастер-классы, телеконкурсы, телепоказы, теледискуссии, демонстрирующие творчество телезрителей. Эту отечественную традицию хобби-связи с телезрителями продолжают и многие региональные телекана
лы (например. ГТРК «Иртыш»). Для этого применяются средства телеведущих, трюковой и замедленной съемки, слайд-фильмы, закадровый голос, видео и музыкальные цитаты, наплывы. Создатели телепередач добиваются максимального эффекта участия телезрителей в различных хобби-программах, значительно усиливающих их интерес к телевидению как форме творческой коммуникации. Присутствующие на культурно-досуговом телевидении небольшое число (6) форм телеэфира при сочетании видео и фотосредств оказывается направленным на максимальную возможность самовыражения на экране.
12. Развлекательно-юмористическое телевидение использует своеобразный набор видов и жанров: хит-парады, телекарнавалы, телесериалы, развлекательная мистика, телеигры, развлекательные шоу, передачи связанные с «историей из жизни звезд», знаменитостей; шуточные передачи (череда представлений) -смехопанорамы, телемарафоны, эксцентрические и эстрадноцирковые телевизионные представления. Это направление телеэфира сопровождается массой контрастных световых эффектов, ряжением, буффонадой и клоунадой, оптических и монтажных деформирующих приемов, каширование, замедленной съемкой, наплывами, использованием мнимого изображения, рирпроекции, приемов «стоп».
В плане жанровой специфики можно сказать, что в этой группе передач, программ и представлений присутствует оптимальное количество специфических жанров (9) при ярком контрасте выразительных средств, балансирующих свет, тональность, оптические и съемочные эффекты, что создает ощущение комизма, смеха, иронии за счет специфических деформаций, акцентов и атмосферы действия.
Доминирование развлекательности в экранном пространстве отечественного телевидения вызвано, на наш взгляд, следующим. «В основе победы развлекательности лежат два механизма, одинаково важные для воспроизводства индивидов и человеческой культуры - это механизм рекреации, граничащий с компенсаторной функцией, направленной на устранение эмоционального дефицита [5, с. 270-271]. Использование развлекательности как рычага приобщения к высокой культуре, имевшее место в доперестроечный период сменилось другими тенденциями. «В эпоху глобализации телевидения оно должно информировать, обучать, нести просветительские функции; сегодня мы видим, что телевидение в основном развлекает», соединяя это развлечение с информированием и используя данный механизм для привлечения зрителей [5, с. 274].
Итак, данные контент-анализа функционально-типологических групп телепередач показали, что для улучшения зри-
тельской культуры в условиях глобализации, проявляющейся в увеличении численности телеканалов, необходимо приять следующие меры:
Нужна научно-обоснованная типологическая дифференциация телеканалов по их функциональной значимости.
Необходимо помещение полной информации о программах телепередач в газетах, так как больше чем у половины телеканалов (54,5%) отсутствует таковая в печатной форме, и лишь в некоторой части она есть на информационном телеканале провайдера. Создается ситуация несоответствия содержания экранной информации возрастным запросам телезрителей.
3. Вместе с тем необходимо увеличить число телевизионной информации для молодежи, особенно отсутствующих в эфире молодежно-ориентированных позитивных телеканалов.
4. Очевидно, требуется максимальное увеличение числа передач по народной культуре, насыщение их этнокультурной и этнообразовательной информацией, создание региональных телеканалов по национальной культуре на языках народов региона. Пример такому телеканалу имеется в Татарстане (канал ТНВ), необходимо изменение времени выхода передач национальнокультурного содержания в эфир (передачи в 5.00 утра мало кому доступны!).
5. Становится реальным мощное противостояние информационным угрозам, возникающим на национальной и религиозной почве.
6. Особенно важно также развивать язык телеэкрана, чтобы максимально исключать использование ненормативной лексики (обзывание, грубость), а также - показ на экране разрушительно влияющих на психику.
7. Налицо хорошие возможности противодействия информации, содержащей дискриминацию, насилие и политические угрозы, элементы экстремизма.
8. Обнаруживается необходимость упорядочивания и более четкой дифференциации отечественных и зарубежных субканалов-спутников.
9. Необходим перевод мистико-ориентированной информации в этнокультурную плоскость и придание ей поучительно-прит-чевого философского смысла, а также - освобождение зрителя от ирреальных и деструктивных наслоений.
10. Требуется максимально уменьшить приоритет развлекательности на телевидении, больше сочетать рекреативные программы с культурно-эстетическими архетипами.
11. Налицо возможности для решения проблемы исключения из экранного содержания сцен курения и злоупотребления алкоголем.
Библиографический список
1. Шамшин, Л.Б. Аудиовизуальная культура // Культурология. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.Я. Левит. - М., 2007. - Т. 1.
2. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005.
3. Зайцева, С. Телевизионный сериал: язык, дискурс, текст // Языки культур. Взаимодействия. - М., 2002.
4. Кармин, А.С. Культурология. - СПб., 2001.
5. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. - М., 2010.
6. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 1989.
7. Сапунов, Б.П. Телевидение и культура. - М., 1985.
8. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. - М., 1988.
9. Михалкович, В.И. Изобразительный язык СМК. - М., 1986.
Bibliography
1. Shamshin, L.B. Audiovizualjnaya kuljtura // Kuljturologiya. Ehnciklopediya: v 2 t. / gl. red. S.Ya. Levit. - M., 2007. - T. 1.
2. Kirillova, N.B. Mediakuljtura: ot moderna k postmodernu. - M., 2005.
3. Zayjceva, S. Televizionnihyj serial: yazihk, diskurs, tekst // Yazihki kuljtur. Vzaimodeyjstviya. - M., 2002.
4. Karmin, A.S. Kuljturologiya. - SPb., 2001.
5. Razlogov, K.Eh. Iskusstvo ehkrana: ot sinematografa do Interneta. - M., 2010.
6. Molj, A. Sociodinamika kuljturih. - M., 1989.
7. Sapunov, B.P. Televidenie i kuljtura. - M., 1985.
8. Razlogov, K.Eh. Iskusstvo ehkrana: problemih vihraziteljnosti. - M., 1988.
9. Mikhalkovich, V.I. Izobraziteljnihyj yazihk SMK. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 02.03.12
УДК 338.483.12
Ponomarev V.D. “ECONOMY OF CREATIVE WORK” AS INNOVATION STRATEGY OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REGION: PROJECT-BASED APPROACH (ON EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION). The essence of the creative industries and project activity reveals in the development of tourism sector in the regional economy. The examples of socio-cultural practice are given as the experience in mastering of a new socio-cultural reality - «economy of creative work».
Key words: socio-cultural activities, creative industries, design activities, socio-cultural tourism, regional economy.
В.Д. Пономарев, д-р пед. наук, проф. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
«ЭКОНОМИКА ТВОРЧЕСТВА» КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Раскрывается сущность творческих индустрий, проектной деятельности в развитии туристического сектора региональной экономики. Приводятся примеры социокультурной практики в освоении новой социально-культурной реальности - «экономики творчества».
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, творческая индустрия, проектная деятельность, социально-культурный туризм, региональная экономика.
Для Кемеровской области актуальным принципом в формировании социально-культурной концепции развития регионального туризма является принцип - «Кузбасс, открытый миру», реализующий идею ценности культурного разнообразия региона в глобальном мировом сообществе.
Как мы понимаем этот методологический принцип социокультурной практики в развитии регионального туризма? На наш взгляд - это привлекательный социально-культурный облик, научно-творческий имидж региона для межрегионального и международного сотрудничества, развития межкультурных коммуникаций, туризма и социокультурной практики. При этом привлекательный социально-культурный имидж региона формируется на границах между творческими индустриями и бизнес-индустрией Кузбасса. И в частности - ее туристическим сектором.
Что такое «творческие индустрии»? Какое содержание включает это понятие? «Творческие индустрии» - перспективная инновационная стратегия социально-культурной практики и социально-экономического развития Объединенной Европы (лидером является Англия: Ливерпуль, Манчестер) и развитых стран ЮгоВосточной Азии (Корея, Китай, Япония).
Сама жизнь творческих индустрий обеспечивается следующими элементами - «ДНК творческих индустрий»:
• наличие «креативного класса» - формации научной, творческой элиты в регионе, которые и являются «поставщиками», «производителями» творческих продуктов (произведений искусства, научных достижений),
• «творческие кластеры» - инфраструктуры региона с благоприятной средой для «креативного класса» (благоприятная среда - это приоритет и поддержка инноваций, общественная толерантность, «плотность» культурной среды и т.д.)
• сферы деятельности, лежащие на границах бизнеса и искусства, производства и науки, культуры: перфомансы (театр, искусство, танец), туризм, книгоиздание, дизайн, архитектура, ремесла, медийные и информационные технологии, телевидение и т.д.,
• и - проектные технологии, т.е. «образное» моделирование выше названных сфер деятельности и социокультурная практика осуществления этих моделей.
В культурных и творческих индустриях тесно связаны культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности региона, определяющие, в конечном счете, направление инновационного развития региона - «креативную экономику» или «экономику творчества».
В этом случае социокультурная практика такого сектора экономики, как туризм, ориентирована на реализацию следующих стратегий туристической деятельности в регионе:
Академический туризм: ассамблеи научных школ, презентации научных проектов и инновационных технологий;
Творческие индустрии: сферы деятельности на границах бизнеса и искусства (культурно-познавательный туризм);
Креативная экономика: культурный, творческий и коммерческий обмен (событийный туризм).
Это одновременно и сектор экономики («экономики творчества») и инновационный тип социокультурных практик, в которых творческие индустрии определяют гуманитарное измерение бизнеса. Любая успешная и привлекательная для гуманитарного измерения бизнес-стратегия сводится к определению «бизнес для человека». Для того, чтобы эта с точки зрения имиджа благород-
ная, а с точки зрения социально-экономического развития - эффективная миссия бизнеса оказалась выполнимой, на наш взгляд требуется сбалансированная политика взаимных инвестиций: со стороны бизнес-индустрий - это финансовые инвестиции проектов и компетентный менеджмент, а со стороны творческих индустрий - это инвестиции в форме социально-культурных и научных технологий, творческих проектов, результатов и продуктов, т.е. -творческий и интеллектуальный ресурс.
В этом случае и формируется новое качество бизнес-среды, новое «гуманитарное измерение» социально-экономического развития региона. А также творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим знаковое, символическое, культурообразующее, культуротворческое значение для «экономики творчества» в регионе:
• бизнес для инновационных стратегий развития региона -«творческих кластеров» - инфраструктур региона для деятельности творческих людей (художественной и научной элиты);
• бизнес для творческого предпринимательства (изобразительные и исполнительские искусства, кино, видео и мультимедиа, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн и архитектура);
• бизнес для развития международных связей (межкультур-ные коммуникации);
• Бизнес для продвижения проектов и проектных технологий (арт-проекты, фестивали, профессиональные конкурсы, выставки, научные форумы и др.);
• бизнес для человека.
Ведущим творческим кластером Кузбасса, т.е. инфраструктурой с благоприятной средой для развития творческих индустрий является Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ).
КемГУКИ - это ведущий университетский комплекс Западной Сибири по подготовке специалистов высшей квалификации в сфере культуры, искусства и известный в России научный центр, с которым активно сотрудничают российские и зарубежные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, такие как Международная академия информатизации, Международная академия наук высшей школы, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Институт философии РАН, Российский институт культурологии РАН, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Международная федерация библиотечных ассоциаций, Российская библиотечная ассоциация и многие другие.
Университет сегодня развивается как принципиально новая междисциплинарная среда для образования, науки и творчества. Научно-творческий комплекс (творческий кластер) - вот весьма значимое его определение, охватывающее все стороны университетской жизни и профессиональные взаимоотношения, где плодотворная и результативная научно-исследовательская деятельность ведущих ученых университета выступает условием для формирования научных и творческих школ, разработки и внедрения социально-культурных и информационных технологий в социально-культурную практику, определяет стратегию развития «экономики творчества» в регионе, вносит вклад в формирование социально-культурной политики Кемеровской области, Сибирского федерального округа, обеспечивает последовательную и системную интеграцию университета в культурное и социально-экономическое пространство Сибири и России.