ми современного мира (национальными, конфессиональными, половозрастными, поселенческими и др.) и становление поликультурного мирового сообщества. В этой связи вектор подготовки в школе, колледже или вузе должен быть направлен на изучение различных традиций, обычаев и культурных особенностей, вписанных в естественноисторическую природу развития человечества и связан с формированием различных компетенций личности, чтобы способствовать ее социализации в постоянно и быстро меняющемся поликультурном мире. Суть межкультурной компетенции, на основе которой строится и культура межнационального и межконфессионального общения, представляет собой сложное образование, включающее, в том числе и определённые знания, умения, навыки и качества личности.
В связи с этим в содержательном плане культура межнационального и межконфессионального общения включает в качестве основных элементов: знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты [7].
На мой взгляд, который, кстати, не является оригинальным, разумное сочетание основных парадигм в образовании личнос-тно-ориентированной, призванной развивать потенциального «Рафаэля в каждом ребенке», когнитивной - знаниевой, убеждающей в необходимости упорно трудиться для достижения успеха, независимо от возраста и места приложения сил, компе-тентностной, готовящей личность к выбору послешкольной образовательной траектории и трудового пути, формирования профессиональной культуры и вместе с тем культурологической, пронизывающей все этапы получения образования и духовного взросления, а затем и развития гражданских, нравственных и духовных качеств человека (нравственная культура) [6] - это единственно правильный путь в образовании и воспитании культуры современного человека, готового к социализации в быстро меняющемся мире. За государственной политикой, учитывающей наши особенности при выработке нормативной базы в сфере культуры безусловное будущее.
Библиографический список
1. Длешкин, Д.И. Законодательное регулирование и государственная поддержка культуры I Д.И. Длешкин, A.A. Ильина II Культура: упр., экономика, право. - M., 2009.
2. Павлович, A.A. Становление культурной политики в современной России: региональный и муниципальный уровни: дис. ... канд. культурологи. - M., 2008.
3. Работа Комитета Государственной Думы по культуре по совершенствованию законодательства в сфере культуры II Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 3.
4. Фетисов, A^. Теоретические и практические основы социально-культурной политики. - M., 2010.
5. Царева, Е.Г. Программа развития культуры как фактор социально-экономического развития региона II Справочник руководителя учреждения культуры. - 2009. - № 9.
6. Ямбург, E.A. Школа и ее окрестности. - M., 2011.
7. Mатис, В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.
8. Ярошевская, Т.Л. Культурная политика современной России II Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления : сб. науч. ст. - СПб.: Ин-т бизнеса и права, 2009. - Вып. 7.
9. Aсмолов, A.T Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. - Mосква, 2011
10. Mатис, В.И. Педагогическая социология : учебное пособие. - Барнаул, 2010.
BibIiographу
1. Aleshkin, A.I. Zakonodateljnoe regulirovanie i gosudarstvennaya podderzhka kuljturih I A.I. Aleshkin, A.A. Iljina II Kuljtura: upr., ehkonomika, pravo. - M., 2009.
2. Pavlovich, A.A. Stanovlenie kuljturnoyj politiki v sovremennoyj Rossii: regionaljnihyj i municipaljnihyj urovni: dis. ... kand. kuljturologi. -M., 2008.
3. Rabota Komiteta Gosudarstvennoyj Dumih po kuljture po sovershenstvovaniyu zakonodateljstva v sfere kuljturih II Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - 2010. - № 3.
4. Fetisov, A.V. Teoreticheskie i prakticheskie osnovih socialjno-kuljturnoyj politiki. - M., 2010.
5. Careva, E.G. Programma razvitiya kuljturih kak faktor socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona II Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 9.
6. Yamburg, E.A. Shkola i ee okrestnosti. - M., 2011.
7. Matis, V.I. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya: uchebnik dlya vuzov. - Barnaul: Izd-vo BGPU, 2003.
8. Yaroshevskaya, T.L. Kuljturnaya politika sovremennoyj Rossii II Globaljnihyj ehkonomicheskiyj krizis: realii i puti preodoleniya : sb. nauch. st. - SPb.: In-t biznesa i prava, 2009. - Vihp. 7.
9. Asmolov, A.G. Strategiya i metodologiya sociokuljturnoyj modernizacii obrazovaniya. - Moskva, 2011
10. Matis, V.I. Pedagogicheskaya sociologiya : uchebnoe posobie. - Barnaul, 2010.
Статья поступила в редакцию 04.12.12
УДК 371.37-3
Kokorina K.A. THE SPECIFIC IMPACT OF CULTURAL POLICIES IN THE REGION TO FORM RECREATIONAL NEEDS OF YOUNG PEOPLE. This paper describes the project «Model of multi cultural space» in the space of the Altai region. The model is multi-cultural environment is the idea of formation of the network card of cultural communication in real and virtual layers of multicultural space. For young people, this model will form the «center of gravity» and the point of opera-mental development in every region of agglomeration, and in the cultural centers of the Altai region. This will keep the traditional system of cultural property in the Altai region and introduce innovative technologies.
Key words: regional cultural policy, multicultural space, ^tural œmmunications ïetwork сэ^, mediatranslyatsiya, media corporations, youth.
К.А. Кокорина, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
В работе описан проект «Модель многослойного культурного пространства» в пространство развития Алтайского края. В основе Модели многослойного культурного пространства заложена идея формирования карты сетевых культурных коммуникаций в реальных и виртуальных слоях мультикультурного пространства. Для молодежи такая модель сформирует «центры притяжения» и точки опережающего развития как в каждом субъекте агломерации, так и в культурных центрах Алтайского края. Это позволит сохранить традиционную систему культурных ценностей Алтайского края и ввести инновационные технологии.
Ключевые слова: региональная культурная политика, мильтикультурное пространство, карты сетевых культурных коммуникаций, медиатрансляция, медиакорпорация, молодежь.
Попытки осмысления региональной культурной политики предпринимаются с 1990-х годов, когда началась децентрализация управления [1; 2; 3]. Государство, выражая стремление использовать федеральную форму государственного устройства в качестве средства ограничения центробежных тенденций, сдерживало желание регионов к большей автономии.
Так, по мнению А.И. Голышева, регионы же стремились поставить федеральные начала на службу ограничений полномочий центральной власти, защитить региональные интересы. Ученый отмечает, что формирование региональной политики, в том числе и в области культуры, происходило по разным направлениям и на разных уровнях [4].
Как справедливо утверждал Г.М. Бирженюк, именно на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов региона - институциональных, материальных, человеческих и т.д., далее как утверждает автор, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах [5].
Нельзя не согласиться с ученым, что именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.
Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной культурной политики. Именно поэтому за доступ к инструментам государственного регулирования в этой сфере идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил. Она сегодня не слишком заметна, отодвинута на задний план более актуальными задачами, дающими преимущества сразу, в короткие сроки. Тем не менее, в стратегическом плане значение единства культурной политики возрастает, составляет управляемый компонент социокультурной ситуации будущего, отдаленного от нас на десятилетия.
Как отметил председатель АКЗС Иван Лоор, развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через участие молодых людей в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов и других совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, сегодня является приоритетным направлением государственной культурной политики, как в Алтайском крае, так и в стране в целом.
На сегодняшний день в Алтайском крае проживает более 600 тысяч молодых людей в возрасте до 35 лет. И это уже не та молодежь, которой нужно помогать и опекать. Это активные, инициативные, полные идей люди. Поэтому в крае создаются все условия для успешной самореализации молодежи. И основным вектором культурной политики в Алтайском крае является всестороннее содействие применению их инициатив.
В настоящее время анализ культурной ситуации Алтайского края выявил основную проблему - отсутствие отраслевого и межотраслевого взаимодействия всех субъектов культурных процессов как фактора формирования социокультурной целостности региона. Действующее законодательство оказало влияние на появление локальных разрывов в культурном пространстве. Они обозначаются, прежде всего, различиями в возможностях и подходах к проведению культурной политики, в содержании и развитии материальной базы, кадровом обеспечении процесса, поэтому насущной проблемой культуры сегодняшнего дня является выстраивание горизонтальных связей как между институтами культуры, так и с образовательными, научными, туристическими, профессиональными сообществами. Импульсом для формирования новых коммуникативных систем должны стать агломерационные процессы, интенсивно происходящие в Алтайском крае.
Агломерация - это система, состоящая из разнородных, но взаимосвязанных элементов, обладающих единством, автономностью, устойчивостью и общностью традиций. Агломерационные процессы происходят одновременно с конгломерацией различных культур, синтез которых формирует пространство осознанного диалога, где для участников открыты собственные позиции и интересы, позиции и интересы другой стороны. Чем сложнее устроена агломерационная территория, тем напряженнее диалог культур. В этих процессах каждая культура живет только в вопрошании другой культуры и великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников ее жизнедеятельности. В многогранном и сложно устроенном агломерационном про-
странстве все части целого объединяются общностью ресурсной базы, территории и транспортной доступностью [6].
Основанием для функциональной структуры служит специализация населенных пунктов агломерации, определяемая отраслями образующей базы. По этому признаку центры агломерации можно разделить на две большие группы: монофункциональные и полифункциональные.
В этом процессе становится актуальной необходимость встраивания проекта «Модель многослойного культурного пространства» в пространство развития Алтайского края. Без сохранения, развития и совершенствования культурного пространства невозможно успешно реализовать ни один экономический проект. Смещение интересов молодых людей только в экономическое русло развития может поставить регион перед реальной угрозой разрушения культурной самоидентификации и возможностью критических деформаций молодежи.
Объединяющая сила, заложенная внутри проекта, способна разрешить три проблемных аспекта в развитии Алтайского края: слабую мобильность, дефицит современной системы коммуникаций и низкий уровень комфортности среды обитания молодежи.
Стратегия культурной политики должна быть направлена на использование проектно-кластерного подхода и на развитие медиаинформационной культурной коммуникации. Эти структурные новообразования станут новыми субъектами социально-культурной и культурно-досуговой сферы молодежи с высоким уровнем самоорганизации и принципиальной внерыночной направленностью их деятельности, то есть совмещающими функции и производителя, и потребителя-молодежи культурно-досуговой услуги.
Многовекторность досуговых объединений и общественных движений, не только привнесенных в Россию из-за рубежа, но и сформировавшихся в региональной и российской культурно-досуговой практике, привлечет значительное количество молодежи муниципальных территорий.
Интеграция различных субъектов культурно-досуговой деятельности является важнейшим условием развития сферы районов. Их дифференциация по степени мобильности и доступности требует нового системного подхода, который может быть реализован в многослойной карте нового культурного пространства, и вся молодежь Алтайского края получит равный доступ ко всем событиям, происходящим в культурно-досуговой жизни молодежи. Демонстрация этих событий (концертов, художественных выставок, спектаклей, творческих конкурсов, фестивалей и т.д.) может происходить в on-line и off-line режимах. В формате реального переживания культурных событий их медиатрансля-ция сможет объединить всю молодежь Алтайского края на едином культурном фундаменте. Все информационные потоки в области культуры можно транслировать в режиме реального времени, записывать и хранить в цифровом формате, приобретать по мере необходимости, выбирать согласно своим интересам. По методу волны или по принципу экстраполяции такой опыт целостно объединит Алтайский край с другими территориями Западно-Сибирского региона, не вошедшими в агломерацию, городами и селами.
В основе Модели многослойного культурного пространства заложена идея формирования карты сетевых культурных коммуникаций в реальных и виртуальных слоях мультикультурного пространства.
1 слой. Карта культурных центров
1. Культурный центр есть территориальная «точка сборки», динамично развивающаяся за счет активного притока передового опыта в области культуры, его интеграции и трансляции.
2. Большим культурным центром Алтайского края является г. Барнаул.
3. Малыми культурными центрами Алтайского края станут районы.
4. Каждый культурный центр согласно своим уникальным культурным ресурсам будет формировать свой культурный образ и имидж и пространство культурно-досуговой жизни близлежащих территорий.
5. Каждый культурный центр формирует пул культурных событий согласно своим уникальным культурным ресурсам и реализует весь спектр культурных смыслов нового образа территорий.
6. Каждый культурный центр становится точкой роста и развития молодежи.
7. Взаимодействие между культурными центрами осуществляется по принципу культурных сетей. Центром является город Барнаул как аккумулятор международных, межрегиональных и межотраслевых взаимодействий.
2 слой. Карта «культурных маршрутов»
1. «Культурный маршрут» есть территориальный маршрут, узловыми точками которого являются культурно-досуговые проекты, сконструированные посредством знаков и символов территорий и позиционирующие себя как бренды Алтайского края.
2. Количество «культурных маршрутов» регулируется программно-целевым и проектно-кластерным методами управления социально-культурных процессов.
3. Кластер создается на основе объединения ведущих социально-культурных институтов в единую сеть на основе единого целеполагания.
4. Карта «культурных маршрутов» региона включает в себя 2 этапа реализации:
на первом этапе формирования карты «культурных маршрутов» составляется список ключевых культурно-досуговых программ и проектов Алтайского края;
на втором этапе формируются «культурные маршруты», реализуемые посредством кластеров. Примерами таких «культурных маршрутов» могут быть музей Город, Алтайская государственная академия культуры и искусств и др.
Формирование «культурных маршрутов» может подчеркивать уникальность жизни региона: «Университетский маршрут», «Старообрядческий маршрут» и т.д.
Создание карты «культурных маршрутов» Алтайского края предполагает взаимодействие с такими отраслями, как туризм, культура, образование, спорт, молодежная политика, культурная политика и т.д.
На третьем этапе реализации карты «культурных маршрутов» создается единый туристический кластер Алтайского края, ядром которого становятся все ресурсы, актуализированные в социокультурном пространстве региона.
3 слой. Карта виртуального культурного пространства
1. Динамически обновляемый информационный портал, формирующий единую социально-культурную сеть, будет объединять 7 культурно-досуговых медиакорпораций, которые станут опорными точками виртуального культурного пространства.
2. Досуговые медиакорпорации будут созданы в субъектах Алтайского края.
3. Центром медиакорпораций будет Барнаульская досуго-вая медиакорпорация.
4. Каждая досуговая медиакорпорация определяет пространственное направление культурно-информационного развития края:
5. Каждая досуговая медиакорпорация одновременно связана со всеми ветками и центром и может осуществлять сбор информации, и ее трансляцию на своей территории.
6. Трансляция информации не замыкается лишь на одной территории, а по методу волны распространяется по краю, охватывая территории, через которые проходят информационные ветки.
7. Каждая культурно-досуговая медиакорпорация стягивает весь информационный ресурс муниципальных территорий, через которые проходит информационная ветка, и вносит его в общее культурно-информационное пространство. Таким образом, молодежь районов могут познакомиться в медиаформа-те со всеми культурными событиями, которые происходят в другом районе и т.п.
8. Образование досуговые медиакорпораций позволит сформировать новые культурные образы городов края и внедрить инновационные системы коммуникаций между ними.
9. Досуговая медиакорпорация Алтайского края, будучи территориальным и содержательным центром структуры, осуществляет все внешние информационно-коммуникативные связи, благодаря которым молодежь любого района может одновременно познакомиться с художественными выставками,
Библиографический список
концертами, фестивалями и т.д., происходящими в других районах и городах.
10. Каждая досуговая медиакорпорация сможет проложить свой «культурный маршрут» по существующим в Алтайском крае брендам.
11. Для портала будет разработан интуитивно понятный интерфейс со структурированным меню и системой поиска информации.
12. Доступ к информации будет осуществляться как с обыкновенного компьютера, так и с сенсорного «киоска», который будет содержать данные о всех культурных событиях, происходящих в крае, включая «культурные маршруты» и культурные центры, а также дату проведения, место проведения, стоимость билетов культурных событий (для непосредственного и виртуального посещения), описание мероприятий (пресс-релизы) и другую необходимую полезную информацию.
13. На портале будет предусмотрена система регистрации пользователей, которая позволит фиксировать виртуальную посещаемость мероприятий, проводимых в крае. Последнее обстоятельство будет способствовать более качественному и оперативному мониторингу отрасли по видам и востребованности услуг.
14. Система сенсорных «киосков» будет оснащена специальной программой «Вакансия в культуре», где каждая территория сможет размещать сведения о вакансиях, условиях поступления на работу и перспективах специалистов в области культуры и искусств. Такую же операцию смогут проводить сами соискатели.
15. Использование современного программно-аппаратного обеспечения позволит не только транслировать и проводить виртуальные фестивали, концерты и т.д. на больших плазменных экранах в 3D-формате в on-line режиме, но и предоставлять площадку для работы образовательному, культурному, научному, экономическому, туристическому сообществу. Это позволит не только финансово развивать систему, но и выстраивать межотраслевое взаимодействие в непосредственном общении и на партнерских началах.
Модель многослойного культурного пространства, включающая в себя 3 слоя: карту культурных центров, карту «культурных маршрутов» и карту виртуального культурного пространства, определяет новый вектор социально-культурного развития региона. Каждый слой модели может существовать и функционировать как автономно, так и в тесной взаимосвязи.
Для молодежи такая модель сформирует «центры притяжения» и точки опережающего развития как в каждом субъекте агломерации, так и в культурных центрах Алтайского края. Это позволит сохранить традиционную систему культурных ценностей Алтайского края и ввести инновационные технологии. Возникнет новый стимул для притока креативных идей, культурных смыслов и молодежных творческих инициатив. Модель позволит сформировать ядро туристического кластера Алтайского края, ввести дистанционное обучение как одну из форм художественного образования, актуализирует проведение on-line конференций, осуществит научно-культурный обмен передовыми идеями, расширит культурные горизонты населения региона и частично решит кадровую проблему в отрасли посредством внедрения виртуальных рабочих мест.
В постиндустриальную эпоху - «эпоху переживания» - молодежь получит равную возможность интерактивного включения во все культурные события Алтайского края. Данный проект, затрагивая сферу духовных ценностей молодежи края, по своей эффективности не уступает крупным сырьевым и инфраструктурным программам, а значит, должен стать одним из приоритетов сегодняшнего времени.
1. Балакшин, A.C. Сущность и содержание понятия «Культурная политика» // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки. Вып. 1(3). - Н. Новгород, 2008.
2. Брижатова, С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.. - Барнаул, 2008.
3. Горлова, И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2007.
4. Горлова, И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. - Краснодар, 2007.
5. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: уч. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб., 2007.
6. Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему. - М., 1998.
Bibliography
1. Balakshin, A.C. Suthnostj i soderzhanie ponyatiya «Kuljturnaya politika» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo. Seriya: Socialjnihe nauki. Vihp. 1(3). - N. Novgorod, 2008.
2. Brizhatova, S.B. Osnovnoe soderzhanie tekhnologiyj razrabotki regionaljnihkh programm sociokuljturnogo razvitiya v Rossii 1990-kh gg.. -Barnaul, 2008.
3. Gorlova, I.I. Kuljturnaya politika v usloviyakh perekhodnogo perioda: federaljnihyj i regionaljnihyj aspektih: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. -M., 2007.
4. Gorlova, I.I. Kuljturnaya politika, kuljturologicheskoe obrazovanie: regionaljnihyj aspekt. - Krasnodar, 2007.
5. Markov, A.P. Osnovih sociokuljturnogo proektirovaniya: uch. posobie / A.P. Markov, G.M. Birzhenyuk. - SPb., 2007.
6. Kuljturnaya politika Rossii: istoriya i sovremennostj. Dva vzglyada na odnu problemu. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 07.12.12
УДК 371:371.036
Dudareva N. V. Fedulov B.A. OF THE SPECIAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC CULTURE OF ADOLESCENTS BY DESIGN METHODS. Article is dedicated to the problem of the development of the artistic culture of adolescents under the conditions of cultural - leisure activity. By the authors are proposed the model of the development of the artistic culture of adolescents by the means of the design of the adapted to stage school holidays on the basis of the author's determination of the artistic culture of adolescents.
^y words: artistic culture, the artistic culture of adolescent, design, the adapted to stage school holiday.
Д.В. Дударева, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]; Б.А Федулов, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПРОЕКТНЫМИ МЕТОДАМИ
Статья посвящена проблеме развития художественной культуры подростков в условиях культурно-досуго-вой деятельности. Авторами предлагается модель развития художественной культуры подростков средствами проектирования театрализованных школьных праздников на основе определения художественной культуры подростков.
Ключевые слова: художественная культура, художественная культура подростка, проектирование, театрализованный школьный праздник.
Актуальность конструирования педагогической модели, направленной на развитие художественной культуры подростков, определяется состоянием современного общества, которое характеризуется такими неоднозначными проявлениями, как тех-нологизация, глобализация, коммерциализация, информатизация, компьютеризация и т.д.
Становление техногенной цивилизации повышает значимость прикладных технических наук, способствуют развитию технически сложных и наукоемких производств, что формирует представление о научно-логическом рациональном мышлении, как основной ценности общества. В то же время техногенная цивилизация отделяет человека от природы, повышает его психическое напряжение, ограничивает развитие художественно-образного мышления, благодаря которому человек видит мир как сложное, живое, единое целое.
Глобализация объединяет мир, благодаря чему активно развивается наука, техника, в культурный оборот вводится содержание поликультурности, что порождает мозаичность, фрагментарность современной культуры и размывает духовно-нравственные основы национальной российской культуры и искусства.
Становление рыночных отношений формирует у людей представление о получении прибыли как основной ценности, способствует выработке прагматического, «приземленного» мышления. В художественной культуре рыночные отношения способствуют широкому распространению массовой культуры, которая тормозит творческую деятельность человека, обеспечивая ему легкий доступ к ее продуктам и их пассивное потребление (как известно, произведения массовой культуры отличаются простотой восприятия, броской зрелищностью, разнообразием, доступностью).
Информатизация обеспечивает свободный доступ людей к любой информации, в том числе художественной, как высокого художественного уровня, так и низкопробного, что создает проблемы формирования художественной культуры у населения и особенно у подростков.
Все эти проблемы современного общества определяются человеческим фактором, с недостаточным уровнем развития художественной культуры людей, что проявляется в отсутствии духовно-нравственных оснований преобразовательной деятельности, ответственности перед будущими поколениями за ее результаты. На наш взгляд, в современном российском обществе не решено противоречие между недооценкой роли человека как основного фактора развития общества и острой необходимостью в инициативной, активной, социально-значимой личности,
способной творчески решать возникающие проблемы на духовно-нравственных основаниях, которые заложены в художественной культуре. Эта же проблема существует в современной социокультурной деятельности. Большинство авторов отмечают, что «культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и умения» [1, с. 145].
В этих условиях возрастает значение гуманистического воспитания подростков, в котором особое место занимает художественная культура, как область деятельности, которая не только сохраняет и преумножает духовно-нравственный капитал человечества, но и развивает творческие качества человека, его умения строить свою созидательную деятельность и прогнозировать ее результаты, как положительные, так и отрицательные. Однако сегодня наблюдается снижение художественного уровня населения, особенно подростков и молодежи, что вызывает озабоченность педагогического сообщества. Так, например, в «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» отмечается недооценка в социальной практике роли художественной культуры как влиятельного фактора динамического развития общества. Таким образом, формирование художественной культуры подрастающего поколения является актуальной задачей, которая должна решаться в свете последних достижений гуманитарных наук и социокультурной практики, в том числе методами проектной деятельности, которые на сегодняшний день признаются наиболее эффективными в решении различных педагогических задач. Проектная деятельность представляет собой средство самореализации, самовоспитания, самообразования, саморазвития человека, так как основывается на личностных потребностях или интересах проектировщика, то есть она внутренне мотивирована и нацелена на реальный результат.
В социокультурном проектировании особое место занимает коллективно-групповая проектно-художественная деятельность, которая позволяет актуализировать и расширить знания и накопленный опыт воспитанников, создает условия включения участников проектирования в продуктивный диалог, в ситуации группового сотворчества, нацеленном на реальный результат. Ряд исследователей подчеркивают, что активность в социально-культурной деятельности способна эффективно стимулировать включение личности в творческий процесс, обеспечить переход от потребительства к производительной конструктив-