Научная статья на тему 'К вопросу о методологии аудирования'

К вопросу о методологии аудирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ / АУДИТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФОНЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевалова Е.А.

Данная статья посвящена вопросу методологии аудирования при обучении иностранным языкам. Автор отмечает важность разработок методологического материала в этой области ввиду специфики восприятия иностранной речи на слух. В статье приведены основные методы развития навыка распознования на слух иноязычного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии аудирования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

принтер; 5. Подготовка 3D принтера к печати (калибровка, чистка экструдера, проверка пластика, чистка стола, нанесение клеящего покрытия на стол); 6. Выбор режима печати (выбор заполнения детали, выбор толщины стенок и поверхностей); 7. Изготовление 3D модели на 3D принтере; 8. По окончанию изготовления 3D модели снятие готового изделия, при необходимости очистка; 9. Подготовка чертежа готового изделия на основании 3D модели в необходимых видах с выполнением местного сечения по выбору учащегося и выполнение сечения плоскостью. Все это выполняется на чертежном листе с выполнением всех размеров, выносных и вспомогательных (осевых) линий. Угловой штамп заполняется в соответствии со спецификацией по ГОСТу; 10. Вывод на печать через принтер рисунка 3D модели, чертежа и спецификации (при наличии сборочного изделия); 11. Сохранение файлов практической работы на компьютере; 12. Уборка рабочего места.

Для правильного конструирования и оформления чертежа рекомендуется использовать программу, например, КОМПАСА.

Практические задания по обработке материалов на лазерно-гравировальной машине, на фрезерных и токарных станках с ЧПУ также включает в себя конструирование изделия в системах проектирования (КОМПАС-3D, AutoCAD, Corel DRAW и Adobe Illustrator) с последующим изготовлением на станке.

При составлении практических заданий по робототехнике также следует давать задания по конструированию и программированию автономного робота, способного двигаться в заданном режиме и выполнять базовые команды, будь то определение, подъем, перемещение и складирование объектов. Для подготовки заданий нужно учитывать наличие и марку производителей конструкторов робототехнических комплектов, и используемое программное обеспечение для контроллеров. Так же необходимо сразу спроектировать «Поле» для выполнения практического задания достаточных размеров исходя из возможностей комплектов. Следует предложить учащимся нарисовать блок-схему полученной конструкции робота.

Таким образом, применение современных технологий на уроках технологии активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, способствует созданию новой образовательной среды для оптимизации образовательного процесса и повышения качества знаний, а также является эффективным способов повышения интереса, учащихся к труду и к изучению предмета «Технология».

Список использованной литературы:

1. Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях. Сборник научных трудов / Научный редактор И.В. Павлов, И.И. Павлова, Москва-Чебоксары: Изд - во НАНИ ЧР, 2002 - 336 с.

2. Миначева Р. М. Развитие пространственных представлений о формообразовании предметов у учащихся 7 класса на уроках черчения общеобразовательной школы: Дис.. .к.п. наук: 13.00.02. - М. 1999. - 185 с.: ил.

© Михайлов Д. О., Казаков А. В., 2018

УДК 372.881.1

Е.А. Перевалова

преподаватель английского и французского языков, СЗГМУ им. И.И.Мечникова,г. Санкт-Петербург, РФ

е-mail: catrineperev@mail.ru

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ АУДИРОВАНИЯ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу методологии аудирования при обучении иностранным языкам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х Автор отмечает важность разработок методологического материала в этой области ввиду специфики восприятия иностранной речи на слух. В статье приведены основные методы развития навыка распознования на слух иноязычного текста.

Ключевые слова

Аудирование, устная речь, восприятие на слух, аудитивные упражнения, фонетика.

E. A. Perevalova

English and French teacher "North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov"

Saint-Petersburg

Abstract

The article deals with the listening methodology for teaching of foreign languages. The author notes the importance of the development of the methodological materials in this field because of specific listening comprehensi of the foreign speech. The article notes the main methods of listening skills.

Keywords

Auding, listening, speaking, listening comprehensi , auding exercises, ph etics.

Человек не мыслим без общения, в современном мире межкультурные связи необходимы для осуществления любой профессиональной деятельности. Владение иностранным языком становится неотъемлемой частью образовательных программ во всех сферах. Эффективное общение происходит благодаря такому процессу, как речь - формулирование мыслей языковыми способами. Речь сочетает в себе четыре аспекта, каждый из которых зависим от остальных и не может продуктивно функционировать в отдельности. Речь можно разделить на следующие составляющие: создание письменной речи (письмо), понимание письменной речи (чтение), создание устной речи (говорение), понимание устной речи (аудирование). Именно аудирование вызывает наибольшие сложности при обучении ввиду специфики процесса восприятия различной информации на слух, в связи с чем разработка и совершенствование методологического материала в этом аспекте являются необходимыми.

Аудирование является сложной рецептивной мыслительной деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом общении. [1, с.161].

При коммуникативно-направленном обучении иностранным языкам формирование навыков аудирования играет определяющую роль, представляется обязательной составляющей уже на начальных этапах овладения. Аудирование позволяет отработать лексику и грамматику, помогает в совершенствовании чтения и письма.

Формирование понимания на слух следует проводить по средствам живого общения на иностранном языке между преподавателем и студентами, а также между самими студентами во время занятий. Подобный подход активирует учебную и коммуникативную деятельность, создает позитивную обстановку, а значит благоприятные условия для учебного процесса. Наряду с подобным подходом важно внедрять аутентичную речь носителей изучаемого языка, формируя тем самым распознавание устной речи в её оригинальном выражении. Эффективность комплексного обучения аудированию влияет на усвоение языка в целом.

Овладение любого иностранного языка представляет из себя поэтапный процесс, в результате которого студент сможет создавать и воспринимать устный и письменный иноязычный текст. В обучение аудированию можно включить три составляющие: начальный уровень восприятия иностранной речи по общим позициям, базовый уровень понимания иноязычных текстов и завершающий уровень, когда студент способен полноценно участвовать в процессе коммуникации на иностранном языке. Процесс введения в языковые реалии конкретного языка должен осуществляться плавно, начиная с элементарного общения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х между преподавателем и студентом, а в дальнейшем применяя оригинальные учебные материалы и общение с различными носителями языка. При этом коммуникативная направленность является приоритетной на всех этапах обучения аудированию.

Развитие навыков распознавания иноязычной речи производится при помощи фонетических и аудиовизуальных материалов. Важно привлекать современные технические средства обучения: видео- и телевидение, репрезентирующие аутентичный контекст жизнедеятельности носителей изучаемого языка. [2, с.148]. Обязательна корректная подборка аудитивных упражнений, отвечающих уровню владения лексическим составом и грамматическими структурами, при этом простыми являются познавательные тексты о странах, традициях, достопримечательностях и прочем, для продвинутого уровня можно использовать материалы на отвлеченные темы, требующие рассуждений и выражения собственного мнения. Также, при формировании аудитивных навыков важно чередование мужских и женских голосов для успешной адаптации различных текстов. [3, с.15]. Во избежание невнимательности и поздней включенности студентов в учебный процесс, при выборе текстов необходимо учитывать интересы обучаемых, их основной вид деятельности. Контроль степени понимания текста осуществляется благодаря вопросам преподавателя о содержании всего предъявляемого материала в целом либо по отдельным его частям. Поскольку текст как коммуникативная единица несёт в себе определенный посыл, то и учебные материалы следует подбирать соответственно конкретным коммуникативным задачам. Тексты, которые относятся к одному коммуникативному намерению имеют схожую лексику и структуру. Знание таких структур существенно облегчает процесс восприятия.

Отработка навыков распознавания на слух требует выполнения ряда взаимосвязанных упражнений с возрастающим уровнем сложности, которые направлены на устранение лингвистических и психологических трудностей при прослушивании. Подготовительными заданиями могут служить фонетические упражнения на чтение вслух текстов, на словообразование, а также упражнения на созвучные слова (см. табл.1).

Таблица 1

Упражнение для развития навыков аудирования на примере французского языка.

Задание Слова

Повторите пары слов, обратите внимание на созвучность Anglais - Francais, Spectacle - Miracle, Victoire - Histoire, Numero - Metro, Maman - Comment, Boulevard - Foulard,

Прослушайте слова и определите, какие из них рифмуются devise, chaud, reprise, aube, drap, fauve, haut, vise, galop, beau, surprise, ruisseau, pose, chemise, veau, paume, crise, faux, sirop, analyse

Разделите слова на группы в соответствии с тем, как они рифмуются stilo, delire, rose, plateau, zephir, pose, dose, metro, desir, kilo, panneau, chose, cadeau, micro, resto, azur, morceau

Задания на прослушивание речевых штампов и предположение ситуаций, при которых они употребляются, упражнения по подбору наиболее употребительных существительных к услышанным прилагательным, а также заполнение пропусков в письменном варианте текста после его прослушивания -все подобные задания являются подготовительными и направлены на развитие предположительного мышления.

Упражнения по прослушиванию готовых диалогов, задания на предположение дальнейших реплик диалога, пересказы диалогов, замена реплик синонимичными по смыслу, ответы на устные вопросы относительно услышанного разговора, выражение собственного мнения о предмете диалога с использованием цитат из него - подобные задания развивают восприятие и воспроизведение диалогической речи.

Применяя все приведенные упражнения в комплексе, регулярно отрабатывая навык аудирования, студенты смогут достигнуть значительных успехов в понимании на слух.

В заключении хочется отметить, что аудирование является важной составляющей в изучении

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

иностранного языка. Успешность распознавания на слух определяет успешность освоения языка в целом, поэтому отработка данного навыка на аудитивных упражнениях разного уровня сложности представляется неотъемлемой частью учебного процесса.

Список использованной литературы:

1. Гальскова Н.Д. , Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.161-189.

2. Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах. Рязань, 2005. С.147-148.

3. Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации // Мир русского слова, 2002. С.15-16.

© Перевалова Е.А., 2018

УДК 373.2

Т.И. Петрова

канд. пед. наук, доцент, СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ, Т.С. Васильева

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Алёнушка»

Республики Саха (Якутия), РФ E-mail: maxksu@rambler.ru

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.

Ключевые слова Народная игра, подвижная игра, дошкольники, физическое развитие

Якутские народные игры - своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт якутского народа в прошлом и настоящем. В них накапливается и умножается сила, вырабатывается ловкость, выносливость, настойчивость, координируются движения, быстрота, точная реакция на изменения, проявляются находчивость и сообразительность. Якутские народные игры влияют на весь процесс становления и развития гармонической личности с ранних лет, воздействуя на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие, а так же на его эмоциональную сферу, как чувства радости, изумления, восторга, удивления, товарищества и дружбы, уважения. Это способствует воспитанию сознательной дисциплины, честности, справедливости, выдержки [1].

В национальных якутских играх объективно сочетаются три очень важных фактора: дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности; углубляют познания окружающей их среды. Все это способствует воспитанию личности в целом. Возможно, наши предки, не раз наблюдая на песке, глине и снегу следы птиц и зверей, сначала просто подражали их действиям, а затем уже стали устраивать и состязания, соревнования, чтобы помериться силами. Впоследствии все эти упражнения и игры перешли в систему физического воспитания.

Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.