Научная статья на тему 'Формирование аудитивных навыков у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный'

Формирование аудитивных навыков у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / FOREIGN STUDENTS / ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ / FORMATION OF AUDITORY SKILLS / ПРОЦЕСС АУДИРОВАНИЯ / THE PROCESS OF LISTENING / СЛУШАТЕЛИ / LISTENERS / АУДИТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / AUDITORY EXERCISES / АУДИОТЕКСТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / AUDIO TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

Данная статья посвящена проблеме формирования аудитивных навыков студентов-медиков на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются исследования российских и зарубежных ученых, которые занимались изучением процесса аудирования с точки зрения влияния на него различных факторов и условий. Особое внимание автор акцентирует на работах когнитивных психологов, доказывающих, что восприятие речи на слух зависит от стратегии, которую выбирает слушатель в данный момент. Это могут быть метакогнитивные, когнитивные или социально-аффективные стратегии. Самыми действенными оказываются метакогнитивные стратегии, так как именно они контролируют, регулируют и направляют процесс изучения языка. Автор статьи отмечает важность применения аудирования в процессе изучения РКИ студентами-медиками, ввиду того, что именно этот вид речевой деятельности должен подготовить иностранных учащихся к прохождению клинической практики в российских лечебных учреждениях. Автор предлагает уделить внимание формированию аудитивных навыков, необходимых студентам для их будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо использовать на занятиях по РКИ аудитивные упражнения, нацеленные на активизацию медицинского словарного запаса учащихся и актуализацию их профессиональных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDICAL STUDENTS’ AUDITORY SKILLS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

This article is devoted to the problem of forming the auditory skills in the Russian language classes for foreign medical students. The article examines the research of Russian and foreign scientists who studied the listening process in terms of influencing various factors and conditions on it. The author pays special attention to the work of cognitive psychologists, who prove that speech perception depends on the strategy that the listener chooses at the moment. Listeners use metacognitive, cognitive and socio-affective strategies. Metacognitive strategies are important because they oversee, regulate or direct the language learning process. The author notes the importance of listening using in the Russian language classes for foreign medical students, as this type of speech activity should prepare them for the clinical practice in Russian medical institutions. The author suggests to pay attention to formation of the student's auditive skills necessary for their future professional activity. For this purpose it is need to use the auditive exercises, which make active a student's medical lexicon and staticize their professional knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование аудитивных навыков у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный»

Chirkova Vera Michailovna FORMATION OF MEDICAL .

pedagogical sciences

УДК 378: 811.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ, ИЗУЧАЮЩИХ

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

© 2018

Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования аудитивных навыков студентов-медиков на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются исследования российских и зарубежных ученых, которые занимались изучением процесса аудирования с точки зрения влияния на него различных факторов и условий. Особое внимание автор акцентирует на работах когнитивных психологов, доказывающих, что восприятие речи на слух зависит от стратегии, которую выбирает слушатель в данный момент. Это могут быть метакогнитивные, когнитивные или социально-аффективные стратегии. Самыми действенными оказываются ме-такогнитивные стратегии, так как именно они контролируют, регулируют и направляют процесс изучения языка. Автор статьи отмечает важность применения аудирования в процессе изучения РКИ студентами-медиками, ввиду того, что именно этот вид речевой деятельности должен подготовить иностранных учащихся к прохождению клинической практики в российских лечебных учреждениях. Автор предлагает уделить внимание формированию ауди-тивных навыков, необходимых студентам для их будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо использовать на занятиях по РКИ аудитивные упражнения, нацеленные на активизацию медицинского словарного запаса учащихся и актуализацию их профессиональных знаний.

Ключевые слова: Русский язык как иностранный, студенты-медики, иностранные учащиеся, формирование аудитивных навыков, процесс аудирования, слушатели, аудитивные упражнения, аудиотекст, интерпретация, восприятие, понимание, стратегия.

FORMATION OF MEDICAL STUDENTS' AUDITORY SKILLS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

© 2018

Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department

of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Abstract. This article is devoted to the problem of forming the auditory skills in the Russian language classes for foreign medical students. The article examines the research of Russian and foreign scientists who studied the listening process in terms of influencing various factors and conditions on it. The author pays special attention to the work of cognitive psychologists, who prove that speech perception depends on the strategy that the listener chooses at the moment. Listeners use meta-cognitive, cognitive and socio-affective strategies. Metacognitive strategies are important because they oversee, regulate or direct the language learning process. The author notes the importance of listening using in the Russian language classes for foreign medical students, as this type of speech activity should prepare them for the clinical practice in Russian medical institutions. The author suggests to pay attention to formation of the student's auditive skills necessary for their future professional activity. For this purpose it is need to use the auditive exercises, which make active a student's medical lexicon and staticize their professional knowledge.

Keywords: Russian as a foreign language, medical students, foreign students, formation of auditory skills, the process of listening, listeners, auditory exercises, audio text, interpretation, perception, understanding, strategy.

В широком смысле слова, аудирование - сложный, активный процесс интерпретации, в котором слушатели соотносят то, что они слышат, с тем, что они уже знают.

Многие ученые занимаются изучением процесса аудирования с различных сторон. Так, одни исследователи интересуются механизмами данного процесса [1-6]. Базой внутреннего механизма аудирования они считают следующие психические процессы: восприятие на слух и узнавание; внимание; антиципация, предвосхищение или вероятное прогнозирование; смысловая догадка. Другие ученые, исследующие зависимость процесса аудирования от разных факторов и условий [7-9] выявили, что на данный вид деятельности влияют многие обстоятельства: от технической подачи материала до индивидуальных особенностей слушающих. В этом случае, особое внимание стоит обратить на способности, которые относятся к лингвистическим - это способности к дифференциации, имитации и способность к языковой догадке [10]. В работах таких исследователей как В.А.Яковлева, Е.В.Сорокина, Е.С.Суздалева рассматривается развитие умений и навыков аудирования на различных этапах обучения [11-13].

Исследования по когнитивной психологии [14-19] показали, что восприятие речи - это нечто большее, чем извлечение смысла из поступающего сообщения. Это процесс сопоставления речи с тем, о чем уже имеется некоторое представление. Следовательно, когда слушатели знают контекст текста или высказывания, процесс значительно облегчается, потому что они могут активи-

ровать предварительные знания и делать соответствующие выводы, необходимые для понимания сообщения. Поэтому нужно помочь слушателям организовать свои мысли, активировать соответствующие базовые знания, что значительно снижает нагрузку от восприятия впервые услышанного текста и делает процесс аудирования более результативным.

Зарубежные психологи описывают стратегии, которые должны облегчить понимание иноязычного текста и сделать процесс обучения более эффективным[20]. Они выделяют метакогнитивные, когнитивные и социально-аффективные стратегии. Метакогнитивные стратегии важны, потому что они контролируют, регулируют и направляют процесс изучения языка. Когнитивные стратегии помогают учащимся манипулировать материалом, который нужно выучить. Социально-аффективные стратегии описывают методы, которые слушатели используют для сотрудничества с другими, для проверки понимания или снижения тревожности. Несмотря на многочисленные исследования по данной теме, проблема формирования аудитивных навыков студентов, изучающих иностранных язык остается не исследованной в полной мере.

Применительно к обучению русского языка как иностранного (РКИ), аудирование - это понимание русской речи на слух во время ее воспроизведения. Проблема формирования навыков аудирования аутентичной русской речи на слух остается одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания РКИ и

80

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ ...

является одним из самых важных аспектов обучения студентов-иностранцев общению на русском языке, и именно поэтому развитие и разработка технологии по формированию данных навыков, выявление факторов, положительно влияющих на процесс аудирования и устранение трудностей процесса восприятия речи крайне необходимы на всех этапах обучения РКИ.

Аудирование выделяется среди других видов речевой деятельности. Это двусторонний процесс: говорящий должен суметь донести до слушателя свою мысль или намерение (высказывание), а слушатель должен правильно понять эту мысль и корректно на нее реагировать. Главной задачей преподавателей русского языка для иностранных студентов-медиков является активизация речевой деятельности учащихся в специально созданных учебных ситуациях на материале различных текстов, а в дальнейшем, формирование у учащихся навыков практической коммуникации в ситуации реального общения.

На начальном этапе обучения РКИ должны включаться такие виды аудирования, как слушание стихов, пословиц, песен, басен, т.е. языковой материал более понятный для восприятия. Такой «живой» языковой материал, несомненно, вызывает ответный эмоциональный отклик со стороны учащихся, что положительно сказывается на мотивации изучения иностранного языка. Существуют определённые требования, предъявляемые к материалу, используемому для работы по формированию аудитивных навыков. В первую очередь материал должен быть аутентичным. Аутентичные материалы, предъявляемые иностранным учащимся могут быть разделены на аутентичные и учебно-аутентичные.

На дальнейших этапах обучения РКИ, когда уровень языковой подготовки учащихся повышается, следует использовать учебно-аутентичные материалы. Применительно к обучению иностранных студентов-медиков, использование таких материалов на занятиях по РКИ подчинено совершенно конкретной цели - подготовить учащихся к клинической практике, прохождение которой невозможно без навыков речевого поведения в профессиональных ситуациях, навыков понимания и языковой реакции на разговорную речь больного или медицинского персонала [21]. Для достижения данной цели необходимо сформировать у иностранных учащихся аудитивные навыки, которые должны помочь студентам в дальнейшем при прохождении клинической практики преодолеть трудности восприятия русской речи на слух.

Первоначально необходимо определить для учащихся цель аудирования, поставить конкретную учебную задачу: какую информацию должен уловить учащийся при прослушивании текста. В таком случае, учащиеся слушают избирательно, в соответствии с целью поставленной перед ними задачи. Зарубежные специалисты по методике преподавания иностранных языков [22,23] выделяют два типа аудирования: интерактивное и тран-закционное. Интерактивный тип является социально ориентированным, и в значительной степени он направлен на удовлетворение социальных потребностей участников; например, светская беседа или случайная коммуникация. Таким образом, интерактивное прослушивание является весьма контекстуализированным и двусторонним, включая взаимодействие с говорящим. С другой стороны, транзакционное использование языка в большей степени ориентировано на сообщения и используется главным образом для передачи информации; например, новостные передачи и лекции. В отличие от интерактивного аудирования, прослушивание транзакций требует точного понимания сообщения без возможности уточнения со стороны говорящего (одностороннее прослушивание). Знание коммуникативной цели аудиотекста или высказывания поможет студентам определить, что слушать, и, следовательно, какие процессы активировать, а также оно значительно облегчает

понимание, поскольку слушатели знают, что им нужно разобрать что-то очень конкретное, вместо того, чтобы пытаться понять каждое слово.

Примером такого избирательного прослушивания может быть задание на выбор информации из диалога.

Прослушайте диалог, запишите в карточку больного только ту информацию, которая относится к субъективным симптомам больного.

Больной. Здравствуйте, доктор. Разрешите войти?

Врач. Добрый день. Проходите, пожалуйста, садитесь. На что жалуетесь?

Больной. Кажется, я заболел. Чувствую себя плохо. Больно глотать и голова болит.

Врач. Откройте рот. Шире. Да, горло у вас красное. Когда почувствовали себя плохо?

Больной. Два дня назад. Думал, что всё пройдёт. Просто устал, но вчера вечером стало хуже.

Врач. А какая температура?

Больной. Утром была 37,3.

Врач. Разденьтесь, пожалуйста, до пояса. Я вас послушаю. Дышите глубже. Лёгкие в порядке.

Больной. Что у меня, доктор?

Врач. Катар верхних дыхательных путей. Вам нужно полоскать горло и принимать лекарство. Вот рецепт.

При обучении иностранных студентов-медиков, с учётом их потребности выхода на практику, считаем необходимым создать аудитивные методические материалы, имеющие целевую направленность на восприятие конкретных профессиональных реалий. Для достижения оптимального результата необходимо, чтобы на задания по аудированию отводилось около 40% времени всего занятия.

С целью активизации словарного запаса учащихся, актуализации их профессиональных знаний, а также снятия лексических, языковых и психологических трудностей предлагается начинать изучение новой темы со следующих заданий:

Прослушайте слова и сгруппируйте их по следующим категориям: медицинский персонал, медицинские инструменты, отделения больницы.

Фельдшер, спринцовка, медсестра, гинеколокия, урология, санитар, санитарка, хирургия, реанимация, скарификатор, врач, медбрат, ларингоскоп, диагностическая лаборатория, шприц, эндоскопия, фельдшер-акушер, лапароскоп, скальпель, приемный покой, акушер, сестра-хозяйка.

Прослушайте слова и повторите лишь те из них, которые вы можете купить в аптеке.

Бинт, машина, таблетки, бахилы, молоко, журнал, шприц, марля, шарф.

Аудитивные упражнения также должны быть направлены на развитие фонематического слуха и механизма внутреннего проговаривания, интонационного слуха и механизмов сегментации речевого высказывания.

Слушайте и повторяйте: вдох - вздох, выход-выдох, кожаный - кожный, палата - палатка, абонемент-абонент, болеть-белеть.

Прослушайте предложение и разбейте его на синтагмы.

Острый конъюнктивит обычно инфекционного происхождения, он начинается сразу и почти всегда на обоих глазах одновременно.

Прослушайте предложения и поставьте точку, вопросительный или восклицательный знак.

Это лекарство вам необходимо Это лекарство вам необходимо Это лекарство вам необходимо

Задания такого рода должны предлагаться после того, как иностранные студенты изучат повествовательные, побудительные и вопросительные конструкции и смогут распознавать суждение, вопрос и побуждение по интонационному оформлению [24].

На начальном этапе формирования аудитивных навыков, задания должны быть посильными, потому что нередко, услышав запись, и пугаясь того, что они не

Chirkova Vera Michailovna pedagogical

FORMATION OF MEDICAL ... sciences

понимают услышанного, иностранные учащиеся отказываются от выполнения задания, считая его слишком сложным для себя, и перестают вникать в смысл того, что они слышат. Задача преподавателя РКИ на данном этапе заключается в поддержке, а не в оценке учащихся. Использование аудитивных упражнений только для проверки понимания приводит к тревоге, которая ослабляет развитие метакогнитивных стратегий учащихся, помогающих им воспринимать и реагировать на прослушанный текст [25].

После снятия психологических трудностей иностранным студентам-медикам можно предложить упражнения на извлечение определённой информации. Здесь чаще всего проверяется умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать нужную информацию, соотносить печатную информацию и звучащую. Быстро искать нужный отрывок, так как часто такого плана задания даются так, что в печатном виде часть информации пропущена.

Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.

Заполните пропуски, добавляя услышанные глаголы.

1. Конъюнктивит может ... насморком.

2. Нельзя ... на глаза повязку.

3. Нельзя ... лечение без разрешения врача.

Немаловажной деталью является время продолжительности аудиотекста. Если текст звучит больше одной минуты, то есть вероятность, что учащиеся не поймут его до конца, потому что, как правило, лучше всего понимается начальная часть текста, а ближе к концу внимание рассеивается и они не успевают понять содержание аудиотекста в целом. Поэтому начинать работу по формированию навыков аудирования нужно с небольших по объему текстов, основанных на лексическом материале, которым учащиеся хорошо владеют.

Обычно текст для прослушивания предъявляется дважды. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. Обычно это делается с помощью общих вопросов. Если в процессе опроса выясняется, что текст не понят учащимися, или понят частично, то во время второго прослушивания его можно разбить на смысловые отрезки и работать с отдельными частями.

Упражнения, выполняемые после прослушивания, часто носят контролирующий характер. Это могут быть ответы на вопросы или задания типа верно/неверно. Данные упражнения проверяют степень понимания учащимися информации, которая содержится в аудио-тексте, степень понимания общего содержания или деталей, а так же рефлексивные задания на высказывание своего отношения к прослушанному.

Процесс формирования аудитивных навыков именно в условиях восприятия и понимания речи на слух должен проходить систематически, от занятия к занятию. Слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание при обучении иностранных студентов приводит к неудачам в восприятии [26].

В процессе изучения РКИ аудирование, являясь рецептивным видом речевой деятельности, помимо своей главной, коммуникативной роли способно выполнять множество вспомогательных дидактических функций. Оно обеспечивает мотивацию иностранных учащихся к изучению русского языка, готовит их к прохождению клинической практики в российских лечебных учреждениях, стимулирует речевую деятельность студентов, используется для знакомства учащихся с новой медико-профессиональной информацией, поддерживает достигнутый уровень владения речью, положительно влияет на самооценку и самоконтроль.

Таким образом, эффективность обучения РКИ студентов-медиков будет значительно выше, если его неотъемлемой составной частью будет поэтапное формирование аудитивных навыков, систематическое использование аудитивных упражнений, учитывающих 82

специфику предъявляемой информации для будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зенкевич С.М. Аудирование как вид перцептивной деятельности (Экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка): дис. канд. филол. наук: Санкт-Петербург, 2003. 218 с.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 159 с.

3. Киронова М.С. Речеведческие основы аудирования учебных лекций языкового профиля: дис. канд. пед. наук: Самара, 2002. 232 с.

4. Никитина Ю.А. Формирование умений аудирования ямайского варианта английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 27-30.

5. Сидакова Н.В. Использование профессионально-ориентированных аутентичных материалов в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 154-157.

6. Суслова Ю.В. Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов // Балтийский гуманитарный журнал.

2016. Т. 5. № 2 (15). С. 92-96.

7. Абрамовская Н.Ю. Выявление трудностей при обучении аудированию, обусловленных стилевой принадлежностью звучащих текстов (на материале английского языка для младших курсов языкового вуза): авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 15 с.

8. Андрющенко Т.Я. Смысловое восприятие речевого сообщения в различных условиях коммуникации (одиночными и обобщенными реципиентами): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 24 с.

9. Тунина О. В. Методическая организация обучения аудированию в условиях индивидуализации (Начальный уровень краткосрочного обучения английскому языку по методу активизации возможностей личности: дис. канд. пед. наук. М., 2004. 228 с.

10. Дмитриева Д.Д., Рубцова Е.В. Критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки студентов-медиков при обучении русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3

11. Яковлева В. А. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному аудированию на среднем этапе в условиях технического вуза: (на материале французского языка): дис. канд. пед. наук: Екатеринбург, 2003. 252 с.

12. Сорокина Е.В. Формирование слухо-произноси-тельных навыков у студентов-иностранцев на начальном и среднем этапах обучения: дис. канд. пед. наук. М., 1985. 198 с.

13. Суздалева Е.С. Формирование умений аудирования лекций медико-биологического профиля при обучении студентов-иностранцев на среднем этапе: дис. канд. пед. наук. М., 1998. 297 с.

14. Залевекая A.A. Введение в психолингвистику. М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2000. 382 с.

15. Чжан С. языковая картина мира в аспекте психолингвистики // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 129-130.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 301 с.

17. Бабанлы Г. конверсии в частях речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 17-19.

18. Чжан С. небо и земля как элементы культурно-языкового кода // Балтийский гуманитарный журнал.

2017. Т. 6. № 3 (20). С. 98-100.

19. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 319 с.

20. J. Michael O'Malley, Anna Uhl Chamot. Language Learning Strategies: A General Overview. Cambridge

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ ...

University Press, Feb 23, 1990. 260 p.

21. Чиркова В.М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике: дис. канд. пед. наук: Курск, 2011. С. 77.

22. J. Richards The Language Teaching Matrix. Cambridge University Press ,1990. 185 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. М. Rost. Teaching and Researching Listening: Third Edition. Routledge, 2015. 342 p.

24. Шумова И.В., Петрова Н.Э. Интонационно-речевые модели как средство реализации различных типов интенций // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 593-597

25. Borkowski, J. G., & Murtukrishna, N. Moving meta-cognition into the classroom: "Working models" and effective strategy teaching. In M. Pressley, K. R. Harris, & J. T. Guthrie (Eds.), Promotiong academic literacy: Cognitive research and instructional innovation. Orlando, FL: Academic, 1992. pp. 477-501

26. Фильцова М. С. Об обучении аудированию иностранных студентов-медиков (англоязычная форма образования) // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1012-1018.

Статья поступила в редакцию 05.02.2018

Статья принята к публикации 26.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.