Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИМПОРТНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИМПОРТНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
12
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИМПОРТНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

рован на приборах хром-1, хром-3, ЛХМ-7А и Митер-флоу. При использовании обычных хроматографов следует проводить дополнительные доработки. Для некоторых приборов при включении аппарата без колонки становится неустойчивой нулевая линия. Стабилизация пламени достигается установкой бумажных фильтров или газовых сопротивлений на основе флюоропака-80 дисперсностью 30—60 меш. В ряде случаев при вводе пробы наблюдается резкий бросок пера самописца вследствие изменения газового давления. При этом важно, чтобы установление нулевой линии происходило ранее появления пика, что осуществляется увеличением длины незаполненной колонки. Наиболее сложным является устранение отрицательного пика кислорода, появляющегося в результате образования отрицательных ионов и смещения вольт-амперной характеристики детектора из области насыщения. Отрицательный пик воздуха исключается повышением потенциала коллектора ионов, удлинением его формы, а также изменением температуры колонки.

Если в используемом хроматографе не удается устранить отрицательный пик кислорода, прямой анализ общего содержания без колонки может привести к значительной ошибке, поскольку влияние кислорода будет занижать результаты анализа. В этом случае целесообразно использование короткой хроматографической колонки с перебрасывающим клапаном. После выхода на ленте отрицательного пика кислорода поток газа-носителя переключается на обратный, после чего поступающие в детектор вещества также образуют 1 пик, аналогичный приведенным на рис. 1. Однако в первую очередь следут попытаться устранить отрицательный пик кислорода. Установлено, что по сравнению с методом определения суммарного содержания с заполненной колонкой и изменением направления потока газа-носителя по ле выхода пика кислорода метод суммарного анализа без колонки обладае^г большей воспроизводимостью, экспрессностью и надежностью из-за отсутствия сорбции определяемых веществ на неподвижной фазе, а также дополнительно регистрирует органические аэрозоли.

Например, для аппарата Митер-флоу удовлетворительные условия получены для колонки (из нержавеющей стали) длиной 0,5 м и диаметром 4,5 мм при 60—70°. Расход носителя-азота составлял 50 мл/мин, водорода — 30 мл/мин, воздуха — 600 мл/мин. Время появления пика составляет 40—45 сек. При этом чувствительность определения в пробе возрастает в 5 раз по мере снижения шкалы усилителя на 2 единицы. Максимальная чувствительность определения составляет 0,0003 мкг, что при объеме пробы 5 мл соответствует измеряемой концентрации 0,07 мг/м3. При определении содержания углеводородов в воздухе обычно получают значения выше 1—2 мг/м3, поэтому нет необходимости в работе на максимальной чувствительности. Минимальное содержание углеводородов в наиболее чистом воздухе составляет 1,2 мг/м3, что соответствует природному фону метана.

ЛИТЕРАТУРА. Дмитриев М. Т., К и т р о с с к и й H.A. Охрана труда в хим. пром-сти, 1969, № 1, с. 16. — К р у г л и к о в а Ц. П. Завод, лабор., 1951, № 6, с. 743.

Поступила I2/XI 1971 г.

УДК 614.37:691.175(47-87)

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИМПОРТНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Проф. Г. П. Зарубин, Г. А. Золкин (Москва)

Внедрение в современную строительную практику широкого ассортимента отделочных, конструкционных, кровельных, герметизирующих, тепло-и гидроизоляционных материалов, изготовляемых на основе различных син-

тетических смол и полимерных соединений, поставило перед гигиенистами задачу изучения их взаимодействия с микросредой помещений, являющихся местом более или менее длительного пребывания человека.

Уже на первых этапах гигиенического исследования строительных полимерных материалов был определен ряд факторов (выделение в воздушную среду летучих токсических веществ, генерация зарядов статического электричества, неудовлетворительные теплозащитные свойства, низкая влаго-и воздухопроницаемость, стимуляция роста патогенной микрофлоры), которые как в отдельности, так и в совокупности могут оказывать существенное отрицательное влияние на микроклимат, а тем самым, и на организм человека. Это обусловило в свою очередь необходимость решения ряда вопросов, связанных с разработкой критериев гигиенической оценки и методов исследования полимерных строительных материалов, с организацией контроля за их применением.

Созданная в последнее десятилетие советскими гигиенистами (Л. М. Медведь, А. Н. Боков, К. И. Станкевич, К. А. Рапопорт и др.) методическая схема гигиенического изучения полимерных строительных материалов предусматривает проведение комплекса санитарно-химических, физи-ко- и физиолого-гигиенических, токсикологических и микробиологических исследований, имеющих целью выявление всех возможных путей неблагоприятного воздействия этих материалов на человека. Наиболее широко применяются санитарно-химические исследования, с помощью которых определяются спектр и количественное содержание летучих соединений, выделяемых полимерными материалами в воздушную среду. Именно результаты санитарно-химического изучения пластмасс в большинстве случаев обусловливают характер заключения о возможности и условиях их практического использования в тех или иных целях. При этом предполагается, что в распоряжении исследователя имеются исчерпывающие сведения о рецептурном составе изучаемого материала, технологии его производства, сроках изготовления и т. д.

Однако практика работы учреждений, осуществляющих санитарную экспертизу полимерных строительных материалов, свидетельствует о том, что далеко не все они при направлении на гигиеническую оценку сопровождаются рецептурными и технологическими характеристиками. Чаще всего сюда относятся отделочные материалы, изготовляемые различными зарубежными фирмами и предприятиями. Закупка этих материалов в последнее время осуществляется рядом ведомственных организаций в довольно широких масштабах. Среди них наиболее многочисленны отделочные покрытия для оформления интерьера жилых помещений, а также помещений в зданиях общественно-административного и специализированного профиля.

Обычно используются рулонные покрытия для полов на базе поливи-нилхлорида и синтетического каучука, нетканые ковры с ворсом из нейлона, полипропилена и акрила, стеновые покрытия из поливинилхлоридной пленки на бумажной или тканевой подосновах, мебельные и паркетные лаки с высоким содержанием полиэфирных и формальдегидных смол. Примером крупномасштабного применения импортных синтетических отделочных материалов могут служить здания гостиниц «Россия» в Москве и «Советская» в Ленинграде, где настилы полов во всех жилых помещениях выполнены из иглопробивного ковра марки «Новена», поставленного финским акционерным обществом «Суоминен». В ряде больниц Москвы прибегают к рулонным покрытиям полов типа «злинолит» (изготовитель ЧССР).

При санитарно-гигиеническом исследовании импортного полимерного материала прежде всего возникает необходимость установить тип смолы или мономера как основы изучаемой композиции, потому что только в случае идентификации той и другого может быть определен круг веществ, выделения которых следует ожидать из данного материала. Так, при выявлении в образце поливинилхлорида можно предположить выделение пластификаторов (дибутилфгалата, диоктилфталата и др.); в случае присутствия

каучука следует считать вероятным выделение мономеров каучука — дивинила, стирола, альфаметилстирола, хлоропрена, а также непредельных углеводородов, сернистых соединений и т. д.

Таким образом, идентификация типа смолы (мономера) является ключевым моментом в процессе гигиенического изучения любого полимерного материала или изделия с неизвестным рецептурным составом.

Отсутствие в официальных документах Министерства здравоохранения СССР1 конкретных рекомендаций относительно приемов и методов установления химической природы неизвестного полимерного соединения, а также практическая необходимость представления экспертных заключений о строительной пригодности импортных полимерных материалов, не имеющих рецептурной характеристики, послужили причиной проведения нами серии экспериментальных исследований в целях распознавания отдельных видов пластмасс и составляющих их ингредиентов. При этом мы использовали некоторые приемы предварительных испытаний полимерных продуктов (поведение образца в пламени, пиролиз, испытание на растворимость в органических веществах, специфические цветные реакции), описанные Е.А. Перегуд, а также Woggon и ШЬе.

При внесении образцов в пламя горелки отмечались интенсивность горения, окраска пламени, характер запаха продуктов горения. Исследовали также растворимость и цветовую окраску растворов в уксусном ангидриде и при добавлении серной кислоты с последующим нагреванием. Кроме того, проводили специфические цветные реакции на присутствие различных типов синтетических каучуков, полиэфирных, фенол- и аминоальдегидных смол.

Внешний вид изучаемых образцов (окраску и фактуру лицевого слоя или ворса линолеумов, плиток, ковров) сопоставляли с таковым у предполагаемых аналогов отечественного производства.

Таким способом были проведены предварительные испытания ряда импортных отделочных материалов — линолеумов «Ликофлекс» (ГДР), «Винилеум» (ПНР); обоев «Алкор» (ФРГ); релина «злинолит» (ЧССР); мебельного лака «Политекс» (Австрия); паркетных лаков «Фербо» (Швеция) и «Химолак» (ПНР); ковров «Иточу» и «Ичилон» (Япония) и др.

Последующие санитарно-химические исследования указанных материалов проводили в соответствии с результатами описанных выше предварительных испытаний; показана достаточная точность первичной качественной оценки их структуры. Так, «злинолит», в котором было открыто наличие СК дивинилстирольного типа, при испытаниях в камере деструкции и в натурных условиях оказался источником выделения паров дивинила, стирола и сернистого ангидрида; мебельный лак «Политекс», предварительно охарактеризованный как стиролсодержащая композиция, в экспериментальных и натурных условиях выделял значительные количества паров стирола.

Таким образом, предварительные качественные исследования указанных полимерных материалов позволили выявить химическую природу их основных структурообразующих компонентов и определить круг наиболее токсичных соединений, выделяемых ими в воздушную среду; результаты количественного определения последних послужили основанием для соответствующих рекомендаций относительно строительного применения этих полимерных материалов.

Мы считаем, что изложенная методика «расшифровки» безрецептурных полимерных композиций может найти применение в работе лабораторий, осуществляющих санитарную экспертизу строительных полимерных ма-

1 Методические указания по санитарно-гигиенической оценке полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий, № 826-69 от 3/Х1 1969 г.. Министерство здравоохранения СССР. М., 1970.

тер налов, поскольку она включает исследования, легко выполнимые, не требующие сложного оборудования, дорогих реактивов и больших затрат времени.

ЛИТЕРАТУРА. Перегуд Е. А. Санитарная химия полимеров. Л., 1967, с. 19. — Woggon Н. U., Uhde W. I., Ernährungsforschung, 1969, Bd 14, S. 59.

Поступила 4/11 1972 г.

УДК 613.164:614.78-07

К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКЕ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ШУМА

Кандидаты мед. наук И. JI. Карагодина и С. А. Солдаткина, Г. Л. Осипов

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Научно-исследовательский институт строительной физики, Москва

Международная организация по стандартизации ИСО/ТК-431 предлагает следущую классификацию шума в зависимости от времени его действия: постоянный, т. е. шум с незначительными флюктуациями уровня за период наблюдения (до 5 дБ)\ непостоянный, т. е. шум, уровень которого сильно изменяется за период наблюдения (свыше 5 дБ); флюктуационный, т. е. шум, уровни которого равномерно изменяются за время' наблюдения; прерывистый, т. е. шум, уровень которого внезапно падает fco шумового фона несколько раз за период наблюдения. Время, в течение которого уровень остается постоянным (выше шумового фона), составляет 1 сек. или более. Кроме того, выделены 3 группы импульсных шумов с продолжительностью каждого импульса менее 1 сек.

По этой довольно полной классификации транспортный шум на городских улицах различного назначения можно отнести к широкополосному постоянному при большой плотности и равномерном движении транспорт-лого потока, непостоянному при небольшом потоке и даже прерывистому при редком движении одиночных машин. Неустойчивость транспортного шума затрудняет его оценку. Для характеристики шумового режима улиц и получения расчетных уровней необходимо иметь определенный уровень, выраженный одной цифрой.

До настоящего времени нет единого мнения по поводу методики установления расчетных уровней звука. В каждой стране, где исследуют городской шум, принят свой расчетный уровень. Например, во Франции (Lamure и Aurou) он соответствует 50% или среднему уровню, в Германии (Lang) распределение плотности шума оценивается уровнями для 1, 50 и 90% времени измерения, в Англии (Saunder; Scholes и Vilkan) шумовой «климат» характеризуется уровнями, не превышаемыми 10 и 90% времени. В наших исследованиях за расчетный принимался так называемый сред-немаксимальный уровень, соответствующий 90% времени измерения. Некоторые авторы используют для оценки минимальный, средний и максимальный уровни звукового давления. Такое разнообразие расчетных уровней не позволяет сравнивать результаты многочисленных исследований транспортного шума как в нашей стране, так и за рубежом.

В 1968 г. постоянная комиссия СЭВ по строительству утвердила рекомендации «Основные положения по строительной физике. Защита зданий и сооружений. Звукоизоляция» PC 263-67 с предложением ввести в национальные стандарты или нормативную документацию стран членов СЭВ в качестве расчетного для городского шума эквивалентный уровень. С 1971 г. в нашей стране действуют «Санитарные нормы допустимого шума в помеще-

1 ISO Recomendation № 2204 «Guide to the measurement of acoustical noise and evaluation of its effect on man». Geneva, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.