Научная статья на тему 'МОДИФИКАЦИЯ БИТУМОВ ПОЛИМЕРАМИ'

МОДИФИКАЦИЯ БИТУМОВ ПОЛИМЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
887
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИТУМЫ / МОДИФИЦИРОВАНИЕ / ПОЛИМЕРНЫЕ ДОБАВКИ / ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТЫ / ЭЛАСТОМЕРЫ / ТЕРМОПЛАСТЫ / РЕАКТОПЛАСТЫ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Мусостов Ш.И., Сангариева Э.Н., Апаева М.Х.

В данном обзоре приведены основные способы модифицирования нефтяных битумов полимерными добавками. Дана классификация модифицирующих полимерных добавок. Показано преимущество модифицированных полимерами битумов по сравнению с окисленными битумами в отношении их эксплуатационных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Мусостов Ш.И., Сангариева Э.Н., Апаева М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДИФИКАЦИЯ БИТУМОВ ПОЛИМЕРАМИ»

Ш.И. Мусостов, Э.Н. Сангариева, М.Х. Апаева МОДИФИКАЦИЯ БИТУМОВ ПОЛИМЕРАМИ

В данном обзоре приведены основные способы модифицирования нефтяных битумов полимерными добавками. Дана классификация модифицирующих полимерных добавок. Показано преимущество модифицированных полимерами битумов по сравнению с окисленными битумами в отношении их эксплуатационных свойств.

Ключевые слова: битумы, модифицирование, полимерные добавки, термоэластопласты, эластомеры, термопласты, реактопласты.

Нефтяные битумы находят широкое применение в дорожном и гражданском строительстве благодаря высокой пластичности, способности поддерживать без разрушений воздействие низких температур, температурных перепадов, различных деформационных нагрузок. Основным потребителем нефтяных битумов является дорожное строительство, в настоящее время до 90% производимого во всем мире объема товарных битумов потребляется дорожной отраслью. Объемы потребления битума постоянно растут [1] (рис. 1).

2012 2013 2015 2020 2025

Рис. 1. Прогноз рынка потребления битума в РФ

Непрерывное возрастание требований потребителей к долговечности дорог, а соответственно к качеству битумов, усиление внимания к вопросам экологичности производства стимулируют развитие новых и совершенствование существующих технологий их производства.

Удовлетворить этим требованиям в полной мере нефтяной окисленный битум уже не может. Кроме того, с каждым годом возрастают нагрузки, увеличивается интенсивность движения, негативно влияет на дорожное покрытие шипованная резина. Требуется повышение долговечности дорожных покрытий в современных условиях их эксплуатации. Одним из наиболее широко применяемых способов повышения качества получаемых битумов является их модифицирование различными полимерными добавками, позволяющими регулировать свойство сырья и битумов с получением товарных битумов улучшенного качества.

Мировой опыт и современные научные достижения свидетельствуют о принципиальной возможности и целесообразности регулирования компаундированием дисперсности и, следовательно, качества всех нефтяных битумов. При модифицировании окисленных битумов различными добавками получают битумные композиции с улучшенными низкотемпературными, адгезионными и др. свойствами.

При использовании модифицирующих битум добавок в промышленном производстве асфальтобетонных смесей на основе битумов не всегда удается создать материал, полностью удовлетворяющий по своим эксплуатационным свойствам потребителей.

© Мусостов Ш.И., Сангариева Э.Н., Апаева М.Х. 2021.

Научный руководитель: Хадисова Жанати Турпалиевна - к.х.н., доцент ГГНТУ имени акад. М.Д. Миллионщикова, Россия.

В некоторых случаях положительный эффект достигается путем введения в асфальтобетонные смеси нескольких веществ, каждое из которых улучшает определенные показатели. Принцип «взаимообогащения» вторичных материальных ресурсов позволяет подобрать комбинацию таких добавок, которая усилит позитивную задачу в многокомпонентной системе за счет синергетического эффекта. В случае получения композиционных вяжущих такими компонентами могут быть: полимер, растворитель или пластификатор, поверхностно-активные добавки. Достигаемый при этом эффект может быть соизмерим с экономическими затратами и технологическими сложностями процесса модифицирования вяжущего.

К настоящему времени в полимерно-битумных композициях испытаны практически все известные полимеры. Однако для практических целей применяются лишь некоторые типы высокомолекулярных соединений. Все имеющиеся высокомолекулярные соединения, применяемые в настоящее время для улучшения свойств битумов, сгруппированы в следующие классы.

Блоксополимеры дивинила и стирола (термоэластопластичные полимеры). Различают три вида блоксополимеров стирола: стирол-бутадиен-стирол (СБС), стирол-изопрен-стирол (СИС), стирол-этилен/бутилен-стирол (СЭ/БС) [2, 3].

В настоящее время наибольшее распространение в России получили бутадиен-стирольные термо-элестопласты разветвленной структуры ДСТ-30-Р01 и его импортные аналоги Finaprene А411, Еигоргепе Solt161B и Сафгепе 411, а также ДСТ-30-01, имеющий неразветвленную структуру, и его импортные аналоги - Сапйех ТЯ-101, Еигиргепе Solt6302 и Са1ргепе 501 [3].

В последнее время активно развивается производство и применение материалов, получаемых смешением каучуков с термопластом (смесевые термоэластопласты). Проблеме улучшения свойств дорожных битумов добавкой смесевого термоэластопласта посвящены работы Е.В. Мурзиной, Э.Р. Хафизова [4, 5].

Наиболее привлекательными считаются не синтетические, а смесевые термоэластопласты [5], представляющие собой, полимерные смеси термопластов с эластомерами, т. к. смесевые термоэлатопласты обладают большим потенциалом модифицирования битумов, из-за возможности варьирования составами одним и тем же способом смешения термопластов с эластомерами, что позволяет регулировать свойства получаемых битумополимерных вяжущих. Замена в разнообразных асфальтобетонах обычного битума битумом с добавкой полимера повышает их долговечность; в аспекте обеспечения желаемого уровня качества битумов модифицированных полимерами (БМП) перспективным является непосредственное введение полимеров в битум; выбор компонентов БМП должен учитывать соотношение параметров его качества и стоимости. Учитывая важность вопроса для развития дорожной отрасли, в странах ЕС (2005 г.), в России (2003 г.) и в Украине (2007 г.) разработаны государственные стандарты на эти вяжущие. Более чем 10% битумов, что используются в индустриально развитых государствах, содержат полимерные добавки.

По объемам применения полимеры размещаются в таком порядке: термоэластопласты типа стирол-бутадиен-стирола (СБС); термопласты типа этилен-винил-ацетата, полиизобутилен, полипропилен, разнообразные блоксополимеры; полимерные латексы; терполимеры типа этиленглицидилакрилата. Термоэла-стопласты, благодаря своему составу и структуре, при других равных условиях отличаются высокой эластичностью (способностью к большим обратимым деформациям после прекращения деформирования или после снятия нагрузки). Содержание таких полимеров в БМП может достигать 3 -10 %. Термопласты обладают подобными свойствами, но им присуща низкая эластичность, а также меньшее усиливающее действие и деформативность при низких температурах (их расход в БМП 5-12 %); латексы являются водными дисперсиями каучуков (содержат около 30 % воды), технологично они более приемлемы для изготовления битумополимерных эмульсий (их содержание в эмульсиях около 3 %); терполимеры отличаются способностью вступать в реакцию с компонентами битумов (асфальтосмолистыми веществами), за счет чего приемлемые технические свойства БМП достигаются при меньшем их расходе (около 1,5-2,2%). Принципиальный механизм регулирования свойств битума разными полимерами состоит в создании пространственной структурной сетки полимера в битуме. Результаты модификации в каждом отдельном случае зависят от совместимости полимера и битума, их количественного соотношения, температурных режимов приготовления.

Термоэластопласты бутадиена и стирола типа СБС отличаются способностью к высокоэластическим деформациям за счет работы пространственной структурной сетки, образованной благодаря физическим связям между блоками макромолекул бутадиена и стирола. Блоки полистирола трехблочных молекул термоэластопласта типа СБС расположены по краям и имеют очень прочные связи между макромолекулами при температуре до - 80°С. Это придает пространственной сетке, образующейся в битуме при растворении в нем блоксополимера, высокую прочность, а, следовательно, получаемое вяжущее более теплостойкое в сравнении с исходным битумом. Стеклоподобные блоки полистирола в трехблочных макромолекулах чередуются с эластомерными блоками полибутадиена, поэтому блоксополимеры типа СБС соче-

тают в себе высокую прочность, присущую пластмассам и очень низкую температуру стеклования, свойственную каучукам. Последнее свойство, как и при применении эластомеров, позволяет обеспечить требуемую температуру хрупкости вяжущего.

Блоксополимеры бутадиена и стирола типа СБС хорошо совмещаются с битумами, т.к. полистирол и полибутадиен хорошо набухают в парафино-нафтеновых и нафтено-ароматических углеводородах битума и частично растворяются в них при температуре 150°С. Для улучшения растворения полимера в битуме применяют пластификаторы: индустриальные масла марок И-20А, И30-А, И-40А, И-50А и нефтяные гудроны. Применение пластификатора позволяет значительно улучшить растворимость полимера в битуме, но при этом несколько снижает адгезионные свойства получаемого вяжущего в сравнении с исходным битумом.

Для битумов с добавками полимеров типа СБС присуще новое свойство не характерное битумам -эластичность, которое характеризует способность вяжущего к обратимым, эластическим деформациям. Для того, чтобы регламентировать получение вяжущего с оптимальной структурой и обеспечить контроль его качества используется показатель - эластичность, который определяется с помощью дуктилометра, одновременно при определении растяжимости вяжущего при температуре 25 и 0°С. Эластичность при 25°С характеризует наличие в вяжущем пространственной структурной сетки полимера, соответственно, при 0°С характеризует работоспособность этой сетки при низких температурах, что необходимо для повышения деформативности битумно-полимерного вяжущего при низких температурах [6, -8].

Для достижения высокого качества асфальтобетонных смесей и асфальтобетонных покрытий битум должен обладать повышенной эластичностью, высоким значением энергии когезии самого материала и хорошей адгезией к минеральным компонентам асфальтобетона. Из литературных источников известно, что применение эластомеров улучшает свойства полимербитумного вяжущего: расширяет интервал пластичности, снижая температуру хрупкости и повышая температуру размягчения, увеличивает прочностные характеристики асфальтобетона, его трещиностойкость и сдвигоустойчивость. Кроме этого, как указывается авторами работ [6-9], адгезионная способность полимербитумного вяжущего превышает аналогичную исходных битумов.

Таким образом, накопленный до этого времени научный и производственный опыт свидетельствует о преимуществах асфальтобетонов на модифицированных полимерами битумах по сравнению с обычными асфальтобетонами в отношении: прочности и, в частности, сдвигоустойчивости; температуры хрупкости и трещиностойкости (при соответствующем содержании полимера); устойчивости в водной среде и, в конечном итоге, долговечности асфальтополимербетонных покрытий. В то же время обеспечение этих преимуществ требует усложнения технологической подготовки вяжущих, приводит к удорожанию вяжущего из-за высокой стоимости полимеров. При этом неизбежен значительный дополнительный расход энергоресурсов, необходимых для проведения всех технологических процессов при температурах на 15 -25°С выше, чем в случае традиционных битумов и асфальтобетонов. Компенсация этих затрат может быть обеспечена за счет удлинения межремонтных сроков асфальтополимербетонного покрытия и уменьшения объемов его ремонта.

Широкое распространение получил резиновый термоэластопласт РТЭП в виде гранул темного цвета бутадиенового (дивинилового) каучука, наполненного карбонатом кальция (6 - 10%) и серой (3 -6%). Добавка бутадиенового каучука (РТЭП) в асфальтовяжущем повышает его теплостойкость, не увеличивая прочность на сжатие при 0°С, т.е. не изменяет температуру трещинообразования при пониженных температурах [10].

Эластомеры

Доказано положительное влияние на эластичность и адгезионно-когезионное взаимодействие битума дивинилстирольных и бутадиен-акрилонитрильных эластомеров при различных способах введения их в вяжущее.

К эластомерам относят каучуки и каучукоподобные полимеры [11]. Каучук в битум можно вводить несколькими способами: либо непосредственным сплавлением, либо подбором пластификатора. Каучук сообщает композиции новое для битума свойство - эластичность, присущую каучукам в широкой области температур. Появление нового реологического состояния обеспечивает деформативную способность композиции при низких температурах, несмотря на отсутствие пластических свойств у битума. Синтетические каучуки - продукты цепной полимеризации различных углеводородных мономеров: изопрена, дивинила (бутадиена), и др. В отличие от других полимеров эластомеры при их растяжении могут удлиняться до 10 раз больше первоначальной длины, а при снятии нагрузки восстанавливать первоначальные размеры. Способность к эластичным деформациям объясняется спиралевидным строением их макромолекул, сильными внутримолекулярными связями и слабым взаимодействием между макромолекулами.

Примером полимеров - эластомеров, наиболее пригодных для модификации битумов, являются синтетические каучуки общего назначения (изопреновые СКИ, дивиниловые СКД, дивинил-стирольные

СКС, дивинил-метиловые СКМС, этиленпропиленовые соплимеры СКЭПТ), изготавливаемые заводами синтетического каучука - Волжским, Воронежским, Нижнекамским, Стерлитамакским и другими. Указанные каучуки выпускаются в виде брикетированного твердого эластичного продукта и служат основой для получения резины путем вулканизации (сшивки макромолекул) каучука. Имеют большую молекулярную массу от 150 тыс. до миллиона, среднюю плотность 0,9 - 0,95 г/см3, температуру стеклования не менее 50°С.

Синтетические каучуки общего назначения, в силу своего специфического строения, обладают широким интервалом пластичности от +190 - +210 °С (температура начала термодеструкции) до (-70) - (-105)°С (температура стеклования), что вызывает увеличение интервала пластичности битумов при введении в них каучука с 50 - 65 °С до 80 - 90 °С [1, 12]. Высокая эластичность каучуков в большом диапазоне отрицательных температур представляет определенный интерес с позиции возможности повышения де-формативности битума при низких температурах.

Положительное влияние синтетических каучуков общего назначения на свойства битумов объясняется способностью каучков к большим эластическим деформациям. Под действием внешних воздействий огромные макромолекулы каучуков разворачиваются, а при снятии нагрузки - возвращают свою первоначальную конфигурацию. Введение синтетического каучука в нефтяной битум способствует снижению его теплочувствительности, возрастанию наибольшей вязкости; практически не разрушенной структуры при высоких температурах и снижению при низких. Присутствие каучука в составе асфальтобетона повышает его деформативную способность при низких и деформационную устойчивость при высоких температурах, приводит к возрастанию усталостной долговечности асфальтобетонных покрытий.

Выбор типа каучука для приготовления модифицированного битума определяется техническими требованиями к физико- механическим свойствам вяжущего, т.к. каждый из перечисленных типов каучу-ков специфичен и передает всей битумно-полимерной системе только присущие ему качества. Синтетические каучуки из-за больших размеров макромолекул плохо растворяются, но хорошо набухают в органических растворителях. Примером широко применяемых модификаторов, приготовленных на основе эластомеров, является раствор каучука СКС в керосине и сланцевом масле [13, 14]. В указанном модификаторе керосин является растворителем для первоначального набухания и разрушения межмолекулярных связей, а сланцевое масло для получения раствора каучука необходимой концентрации при последующей термомеханической деструкции эластомера.

Для более узких целей (улучшения отдельных свойств битумов) находят применение каучукопо-добные полимеры, например полиизобутилен.

Термопласты

Термопластичными называются полимеры, способные многократно размягчатся при нагревании и приобретать твердость при охлаждении, что в основном определяется линейным строением их молекул. Термопласты не только набухают, но отлично испаряются, а после испарения растворителя способны возвращаться в твердое состояние. Широкое применение термопласты находят в лаках, клеях, жидких мастиках.

Примерами термопластов являются полипропилен, полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, по-ливинилацетат. Указанные полимеры не оказывают комплексного влияния на свойства нефтяного битума. К недостаткам термопластов относится низкая термоустойчивость. Но некоторые полимеры этой группы, например, полистирол являются очень прочными (прочность на растяжение полистирола более 20 МПа), что позволяет придать вяжущему высокую теплостойкость, но при этом не улучшаются его деформатив-ные свойства, что не исключает его применения для улучшения свойств битума в комплексных полимерных композициях. Некоторые полимеры этой группы, например, полиэтилен склонен к старению под воздействием солнечного света. Однако не следует отрицать возможность широкого применения полимеров-термопластов для получения битумных композиций различного назначения [5, 15].

Реактопласты

Примером реактопластов являются эпоксидные, карбамидные, полиэфирные и др. синтетические смолы. Указанные полимеры для образования пространственной структуры нуждаются в отвердителе и после реакции становятся чрезвычайно прочными (до 100 - 150 МПа), но недостаточно деформативными материалами, что ограничивает их применение в конструкциях дорожных одежд. Более эффективным является путь применения битумов в качестве модифицирующих добавок с целью повышения деформатив-ных характеристик полимерных композитов на основе эпоксидных и других термореактивных смол [16].

Получаемые на основе модифицированных синтетических смол, композиционные материалы обладают более высокими физико-механическими свойствами и коррозионной стойкостью в сравнении с би-тумоминеральными материалами, однако в силу высокой стоимости пока имеют применение для устройства полов высокой износо- и химической стойкости, изготовления строительных клеев, антикоррозионной защиты строительных конструкций.

Одновременно со стремлением улучшить свойства битума и расширить диапазон температур его эксплуатации уделяется внимание проблеме повышения прочности сцепления битумного вяжущего с минеральными материалами. Для увеличения смачиваемости и адгезии битума к каменным поверхностям в различных странах были предложены и применены добавки анион- и катионактивных поверхностно-активных веществ (ПАВ) [17-19]. Выбирая оптимальный вариант совместного использования полимера и ПАВ, в качестве модификаторов битума, можно регулировать водные свойства получаемого битумополи-мерного вяжущего, а также асфальтополимербетона на его основе. При содержании минимально-допустимого количества каждого полимера, из условий обеспечения пенетрации, теплостойкости и трещиностой-кости вяжущего, введение в битум 0,7 % ПАВ обеспечивает показатель сцепления равный 99 - 100 %.

Широкое распространение получил МАК-битум (Multigrade Asphalt Cement) - новый материал для российских дорожников [20]. Он получается путем растворения в битуме МАК-порошка сложной композиции, содержащей в том числе полимеры. МАК-порошок фракции песка коричневого цвета с истинной плотностью 1,11 и насыпной плотностью ~0,6 г/см3, обладает заметной гигроскопичностью и слеживаемо-стью. Битум, модифицированный МАК-порошком, имеет повышенную вязкость и температуру размягчения по КиШ, доходящей иногда до 90 °С. Вяжущее с такими свойствами позволяет получать щебеночно-мастичные смеси без применения целлюлозных добавок. МАК-битум разжиженный, например, дизельным топливом, делает холодные асфальтобетонные смеси более стабильными и удобоукладываемыми.

Одним из вариантов решения проблемы улучшения свойств битума является введение в битум парафиновых восков, FT-парафинов (структурирующих добавок, по терминологии [7]), назначение которых - улучшать механические характеристики битумов в области умеренных эксплуатационных температур и понижать вязкость вяжущего при высоких технологических температурах. В качестве таких добавок предлагаются специально синтезированные парафиновые углеводороды, которые имеют температуру плавления в пределах 100 - 1400оС. Выше этих температур они переходят в маловязкие жидкости (вязкость около 10 мПас при 1500оС), которые разжижают расплавленный при высокой технологической температуре битум. При снижении температуры их вязкость повышается, они кристаллизуются и выполняют роль либо тонкодисперсного наполнителя битума, либо создают собственную структурную сетку, что повышает вязкость битума.

Характер и эффективность модифицирующего действия полимера на битум зависит от структуры образующейся полимер-битумной композиции. Наибольшее применение находят полимеры типа СБС, что обусловлено их способностью не только повышать прочность битума (что достигается и другими видами модификаторов), но и придавать полимерно-битумной композиции эластичность - свойство присущее полимерам, причем при небольшой концентрации (3-5% от массы битума). Использование в рецептуре асфальтобетонной смеси битума, модифицированного полимером типа СБС, обеспечивает дорожному покрытию способность к быстрому снятию напряжений, которые возникают в покрытии под воздействием движущегося транспорта.

Условия эксплуатации нефтяных битумов в дорожных покрытиях, а также многочисленные исследования позволили сформулировать следующие требования к высокомолекулярным соединениям, предназначенным для модификации битумов:

- полимер должен быстро и полностью растворятся до молекулярного уровня в дисперсионной среде нефтяного битума;

- макромолекулы полимера должны обладать склонностью к ассоциации и при определенном содержании в битуме образовывать пространственную структурную сетку;

- структурная сетка должна быть устойчива к деструкции при технологических воздействиях в процессе приготовления асфальтобетонных смесей и дальнейшей эксплуатации асфальтобетона в покрытии;

- способ модификации битума, определяемый индивидуальными особенностями конкретного класса полимера, должен отвечать всем критериям технико-экономической эффективности.

К настоящему времени за рубежом накоплен значительный опыт по применению при строительстве и ремонте дорожных покрытий композиционных материалов на основе битума и полимерных модификаторов.

Библиографический список

1. Рынок нефтяных дорожных битумов в России. Текущая ситуация и прогноз 2021-2025 гг. // https://alto-group.ru/otchot/rossija/789-rynok-neftyanyx-dorozhnyx-bitumov-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2017-2021-gg.html.

2. Евдокимова Н.Г. Разработка научно-технологических основ производства современных битумных материалов как нефтяных дисперсных ситсем. Дис. д.т.н. Москва. 2015. - 417с.

3. Ефремов А.В. Исследование процесса компаундирования при получении дорожных битумов на битумной установке / А.В. Ефремов, М.И. Басыров, Н.Н. Никифоров, Н.Г. Евдокимова, А.А. Сайфуллина, М.Ю. Козлова // Нефтепереработка и нефтехимия. 2008. - №45. - С. 70-73.

4. Мурзина Е.В. Битум-полимерные композиции кровельного назначения: автореф. дис. канд. тех. наук: защищена 12.23.2000: утв. 24.06.2001 / Мурзина Е.В.-Казань: КазГАСА, 2000. - 23 с.

5. Худякова Т.С. Особенности структуры и свойств битумов, модифицированных полимерами / Т.С. Худякова, А.Ф. Масюк, В.В. Калинин // Дорожная техника. - 2003. - №7. -С. 174-181. 306 Якубов, К.М. Получение радиационно-стойкой битумной композиции / К.М. Якубов // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. - №8. - С. 22-24.

6. Балабанов В.Б. Применение органоминеральных смесей на основе катионных битумных эмульсий и эмульсий на основе модифицированных битумов / В.Б. Балабанов, Д.А. Милицын // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. -Т. 52. -№ 5. -С. 78-83.

7. Киселев В.П. Использование продуктов совместной переработки каменных и бурых углей, нефтяных остатков и синтетических полимеров для получения высококачественных дорожных вяжущих / В.П. Киселев и др. // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2008. -№ 9. - С. 17-22.

8. Ширкунов А.С. Компаундированные битумы как оптимальная основа для получения качественных поли-мербитумных вяжущих / А.С. Ширкунов, В.Г. Рябов, А.В. Кудинов и др. // Материалы III Всероссийской научно-производственной конференции по проблемам производства и применения битумных материалов. Пермь. 2007. - С. 161-166.

9. Изучение взаимодействия дивинилстирольного термоэластопласта с битумом / В.П. Киселев, И.С. Рубайло, Г.В. Василовская // Изв. вузов. Строительство. 1997. - № 7. - С. 51-54.

10. Дорожные битумы с модифицирующими добавками / С.В. Котов, Г.В. Тимофеева, С.В. Ливанова и др. // Химия и технология топлив и масел. 2003. - № 3.- С. 52-53.

11. Гохман JI. М. Влияние вязкости битумов на свойства полимерно--битумных вяжущих / JI. М. Гохман, К. И. Давыдова // Тр. СоюздорНИИ.1. М. - 1977. -Вып. 100.- 250с.

12. Кемалов А.Ф. Влияние активирующих добавок на получение окисленных битумов / А.Ф. Кемалов //Химия и технология топлив и масел. - 2003. - №1-2. - С. 64-67. 233 Соломенцев, А.Б. Классификация и номенклатура модифицирующих добавок для битума / А.Б. Сололменцев // Наука и техника в дорожной отрасли. 2008. - № 1. - С. 14-16.

13. Лукша О.В. Модифицирование окисленного битума стирол-будадиен-стирольными сополимерами различного строения / О.В. Лукша, О.Н. Опанасенко, Н.П. Крутько, Ю.В. Лобода // Журнал прикладной химии. 2006. - Т. 79. - № 6. - С. 1030-1034.

14. Муллахметов Н.Р. Модификация дорожных битумов каучуком / Н. Р. Муллахметов, А.Ф. Кемалов, Р.А. Кемалов, Р.Н. Костромин // Вестник Казанского технологического университета.- 2010. - №7. - С. 467-468.

15. Томпсон Д. К. Каучуковые модификаторы / Битумные материалы: Асфальты, смолы, пеки / под ред. А. Дж. Хойберга. М. : Химия, 1974.1. С. 216-241.

16. Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Кадомцева А.А. Модификация битумов полимерами // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34687 (дата обращения: 11.01.2018).

17. Айгуль А.И. Модифицирование битумов добавками класса ПАВ / А.И. Айгуль, И.К. Линар // В мире научных открытий. 2010.- №6.1. (12) - С. 236 - 237.

18. Исламутдинова А.А. Модифицирование битумов добавками класса ПАВ [Текст] / А.А. Исламутдинова, Л.И. Калимуллин // В мире научных открытий. 2010.- № 6-1.- С. 236-237.

19. Кудрявцева С.В. Влияние вида полимера и поверхностно-активных веществ на сцепление битума с минеральной подложкой / С.В. Кудрявцева // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.- 2008. -№40. -С. 36-39.

20. Priyanto S. Measurement of property relationships of nano-structure micelles and coacervates of asphaltene in pure solvent / S. Priyato, G.A. Mansoori, A.Suwono // Chemical Engineering Science. 2001. - V. 56. - Р. 6933-6939.

МУСОСТОВ ШАМХАН ИСАЕВИЧ - магистрант, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Россия.

САНГАРИЕВА ЭЛИНА НУРИДОВНА - магистрант, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Россия.

АПАЕВА МАРХА ХАСАНОВНА - студент, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.