УДК 6 13.63:667.633.2в
К САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОЛИЭФИРНОГО ЛАКА «ПОЛИТЕКС»
Канд. мед. наук О. В. Маркова, Г. А. Золкин (Москва)
На предприятиях мебельной промышленности широко применяются различные синтетические лаки и краски в качестве лицевых покрытии высокосортных изделий. В частности, на Московском мебельно-сборочном комбинате № 2 значительная часть мебели, выпускаемой первым классом, покрывается полиэфирным лаком «Политекс» производства фирмы «Петер Штолль» (Австрия).
Поскольку в научной литературе нет никаких сведений, касающихся гигиенической оценки полиэфирных лаков, нами изучена возможность влияния лака «Политекс» на санитарную обстановку жилых помещений в процессе эксплуатации в них различных предметов с отделкой указанным покрытием.
Исходя из технологической характеристики этого лака как раствора ненасыщенной полиэфирной смолы в стироле, мы провели санитарно-химнческие исследования с целью выявить наличие и степень выделения лаковым покрытием «Политекс» паров растворителя— стирола. Количественное определение паров стирола в воздушной среде осуществляли спект-рофотометрическим методом (М. Д. Манита). Отдачу стирола в окружающую среду исследовали как с самим лаком «Политекс», так и с деталями мебельных изделий, отделаннымн им.
Исследование на отдачу стирола проводили следующим образом. В герметичную металлическую камеру емкостью 1000 л помещали образцы деталей мебели (крышки пюпитров) со свежим односторонним покрытием из полиэфирного лака «Политекс» площадью 0,09 м-; там их выдерживали в течение 30 дней при температуре, равной температуре наружного воздуха (23—25°). Лак «Политекс» наливали в чашку Петри в количестве 54 г, соответствующем количеству лака в покрытии упомянутых деталей мебели (из расчета 600 г лака на 1 м2 отделанной поверхности), и выдерживали в камере при тех же условиях.
Пробы воздуха из камер для определения в них содержания стирола отбирали в обоих случаях по истечении 1, 2, 5, 10, 15 и 30 суток с момента загрузки исследуемого материала. Результаты исследований представлены в таблице.
Выделение стирола лаком а Политекс» и мебелью, отделанной этим лаком, в воздух камеры
Исследуемие предметы н материалы Концентрация паров стирола в воздухе камеры (в мг/м*), определяемая через различные промежутки времени (в сутка х)
\ 1 2 5 10 15 30
Крышка пюпитра, отделанная лаком «Политекс» Лак «Политекс»............... 0,96 1,5 1,2 1.9 1,6 2,6 1,8 3,2 2,4 4,0 3,6 5,5
Изучая динамику накопления продуктов испарения лака «Политекс» в условиях ограниченного пространства камеры, мы вместе с тем провели санитарно-химические исследования воздушной среды в помещении квартиры-стенда на Московском мебельно-сборочном комбинате № 2. Для этой цели была выбрана «гостиная» квартиры-стенда, обставленная типовым набором мебели из 11 предметов с общей площадью покрытия лаком «Политекс» 23 м2 (возраст отделки 1 месяц) при кубатуре помещения, равной 46,5 м3. Перед отбором проб воздуха в помещении в течение суток были закрыты все двери и окна. В момент отбора проб воздуха температура была в пределах 25—27 , относительная влажность составляла 42%. Пробы воздуха отбирали одномоментное 3 точках: в центре комнаты, у двери и окна, на высоте 1,5 ж от пола. т. е. в зоне дыхания. Концентрация стирола в воздухе «гостиной» квартиры-стенда составила 0,45 мг/м3 (среднее из 3 определений).
Наряду с санитарно-химическими исследованиями полиэфирного лака «Политекс» была проведена затравка белых крыс в остром опыте в целях выявления возможного токсического действия летучих продуктов его испарения. В эксперименте использовано 20 белых крыс-самцов весом 180—200 г, 10 из которых служили контролем.
Животных, предназначенных для затравки, помещали в затравочную камеру емкостью 125 л, на дно которой ставили стеклянную посуду с лаком «Политекс». Сами животные располагались при этом на сетчатом каркасе, установленном над посудой с лаком. Следовательно, они находились в атмосфере, содержащей продукты испарения лака, не имея непосредственного доступа к нему. Затравку проводили в течение 6 часов ежедневно на протяжении 5 дней. В момент нахождения животных в камере температура воздуха не отличалась от наружной и колебалась в пределах 20—23°, относительная влажность составляла 38%, кратность воздухообмена — 1,2. Ежедневно при открытом клапане воздухоподачи из каме-
ры производили отбор пробы воздуха, в которой определяли (спектрофотометрическим методом) содержание паров стирола. Найденные концентрации стирола в воздухе затравочной камеры были в пределах 2,8—3 мг/м3 (предельно допустимая концентрация стирола в атмосферном воздухе равна 0,003 мг/м3).
Вне затравочной камеры животные опытной группы содержались в условиях, сходных с условиями содержания животных контрольной группы.
Физиологические исследования животных контрольной и опытной групп включали определение активности сывороточной холинэстеразы, измерение содержания альдолазы и сахара в крови, а также некоторые тесты, отражающие состояние вегетативного отдела нервной системы: фиксирование показателей ЭКГ и проба «ЭКГ покоя». При сравнении электрокардиографических показателей подопытных и контрольных крыс существенных различий не обнаружено. Однако при сравнении показателей пробы «ЭКГ покоя», отражающей степень адаптирования сердечно-сосудистой системы к условиям эксперимента, у всех подопытных животных по сравнению с контрольными отмечена более выраженная «браднкардия покоя». Так, если у контрольных животных интервалы Я — /? удлинялись с 0,133 до 0,160 сек. (+20%), то у подопытных удлинение интервалов было более значительным: с 0,131 до 0,171 сек. (+33%).
У всех подопытных животных наблюдалась гипергликемия — содержание сахара крови было повышено со 112 до 149 мг%. О нарушениях в регуляции углеводного обмена свидетельствует также содержание альдолазы: у животных опытной группы оно снизилось с 238 до 176 ед., что косвенно указывает на изменение интенсивности гликолиза. Значительным оказалось также изменение активности сывороточной холинэстеразы — у всех подопытных животных активность фермента упала с 28 до 20 ед.
Таким образом, полиэфирный лак «Политекс» в чистом виде и при нанесении его на лицевые поверхности деталей мебели служит источником выделения паров стирола на протяжении значительного времени. В условиях недостаточной вентиляции и при наличии значительного количества предметов мебели с отделкой лаком «Полнтекс» это может стать причиной накопления высоких концентраций паров стирола в воздухе жилого помещения.
Результаты токсикологического эксперимента указывают на то, что нахождение животных в атмосфере, содержащей продукты испарения лака «Политекс», приводит к появлению у них ряда функциональных сдвигов. В патогенезе интоксикации фигурируют нарушения вегетативных функций, охватывающих как эффекторные органы (сердце), так и обменные процессы.
ЛИТЕРАТУРА
М а н и т а М. Д. Гиг. и сан., 1962., № 9, с. 45.
Поступила 10/1II 1969 г.
УДК в 13.633:[693.63 +ввв.94 1.4]:в13.155.3
К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ ПЫЛИ ГИПСОВОГО МИНЕРАЛА
В. Д. Барский, Т. А. Кочеткова Московский научно-исследовательский институт им. Ф. Ф. Эрисмана
В настоящее время нет достаточно обоснованной ПДК гипсовой пыли в воздухе, особенно пыли гипсового минерала. Е. В. Хухрина и соавт. при однократном интратрахеальном введении гипсовой пыли в легкие белых крыс отмечали развитие пневмокониоза, который, по мнению авторов, возникал в результате ее раздражающего действия. Авторы рекомендуют ПДК гипсовой пыли на уровне 2 мг/м3. А. А. Воропаев тем же способом вводил в легкие белых крыс несколько сортов гипсовой пыли. Через 9 месяцев после опыта он обнаружил развитие межуточной и очаговой пневмонии с исходом в пневмосклероз. На основании своих наблюдений автор рекомендует ПДК гипсовой пыли, равную 5 мг/м3. Различия в ПДК, рекомендуемых авторами указанных выше исследований (2 и 5 мг/м3), обусловлены неодинаковым подходом их к оценке патогенности гипсовой пыли, содержащей свободную двуокись кремния и обладающей раздражающими свойствами.
К мнению Е. В. Хухриной и соавт. присоединяется В. М. Ретнев. Однако, предлагая ту же ПДК гипсовой пыли 2 мг/м3, он, по-видимому, основывает это на содержании в гипсе свободной двуокиси кремния. А. А. Воропаев так же, как и В. М. Ретнев, считает, что фиброгенное действие пыли гипса в основном зависит от количества двуокиси кремния в ней.
Мы полагаем, что, не отвергая значения количества двуокиси кремния в развитии склероза легочной ткани при действии гипса, необходимо учитывать щелочную реакцию и гигроскопичность продукта. В данном случае щелочная реакция и гигроскопичность продукта определяются содержанием свободной окиси кальция, а также соотношением количества двуводного и безводного гипса.
Известно, что в процессе переработки и обжига гипсового минерала его физико-химические свойства меняются. Возрастает относительное содержание двуокиси кремния, причем, вероятно, в более фиброгенных модификациях (тридимит, кристаболит). Повышается