лярья, дополнение комплекса применяемых тестов чувствительными методами, позволяющими судить как о тепловом состоянии организма (И. С. Кан-дрор и соавт.), так и о течении заболеваний.
На основании материалов исследования определены общие рекомендации по улучшению проектирования и строительства больниц в I строительно-климатической зоне (Заполярье), ряд которых следует уточнить в условиях разработки и применения экспериментальных проектов. В частности, необходима апробация планировки больничного комплекса для районов Севера, предусматривающая компактное планировочное решение стационара, простые обтекаемые ветровым и снеговым потоком формы, расширение физиотерапевтических подразделений, комплекса люминесцентного и ультрафиолетового освещения, улучшение конструктивных и внутрипланировочных решений, инженерного оборудования и др. (Ф. А. Мовсесян).
Помимо всестороннего учета природно-климатических факторов, должны быть более «гибкие» планировочные решения отделений, предусматривающие возможности перепрофилирования, организации новых отделений и функциональных служб, учитывающие совершенствование лечения больных.
ЛИТЕРАТУРА
КандрорИ. С., РатнерЕ. М., Муравьева Г. И. и др. Гиг. и сан., 1966, № 1, с. 24. — Мовсесян Ф. А. В кн.: Гигиенические вопросы проектирования и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. М., 1970, с. 33.—Т v л я к о-в а Л. Ф. А и т р о п о в Г. А. Физиол. ж. СССР, 1967, № 8, с. 969.
Поступила 24/1И 1971 г.
HYGIENIC RECOMMENDATIONS FOR DESIGNING AND BUILDING OF HOSPITALS
IN THE ARCTIC REGIONS
V. G. Subbotin, E. B. Borovik, E. A. Airapetyan, L. N. Valueva
On the basis of investigations accomplished general recommendations are elaborated for improving the designing and building of hospitals in the North. As the result of physiological hygienic investigation data and an inquest of the sick, for the air temperature of the wards the levels of 21 to 23° in summer and 20 to 22 in winter are suggested as the optimal values for the standard of hospitals under conditions of the arctic regions.
УДК 613.5:69.025.35
К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЗЛИНОЛИТА-СИНТЕТИЧЕСКОГО РЕЗИНОВОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ПОЛОВ
Г. А. Золкин (Москва)
В последние годы в литературе по вопросам гигиены имеется достаточно большое число сообщений о том, что некоторые виды резиновых покрытий полов могут выделять в воздушную среду ряд летучих соединений, в результате чего в помещении держится стойкий запах, или неблагоприятно воздействовать на организм человека. Так, например, К. И. Станкевичем и соавт., К. И. Станкевичем и Л. И. Зарубицкой установлено, что в воздухе квартир, в которых пол имеет покрытие релина производства Сумского регенераторного завода, содержатся значительные концентрации непредельных углеводородов. К. А. Рапопорт и Д. М. Климова при санитарно-химическом изучении трехслойного релина на основе натрий-бутадиенового каучука марки СКБ-35РЩ и бутадиен-а-метилстирольного каучука СКМС-30 выявили, что этот релин выделяет в воздушную среду одновременно нескольких токсических веществ: а-метилстирол, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод. А. Н. Боков и О. А. Кабатченко дали отрицательную оценку марке двухслойного резинового линолеума на основе каучуков
СКБ-35РЩ и СКМС-30 АРМК-15, который в условиях, близких к эксплуатационным, выделял значительные количества вредных веществ: непредельные углеводороды, окись углерода и простые эфиры. Наконец, Д. М. Климова и др. в результате изучения некоторых марок многослойного релина и резиновых плиток на основе каучука СКБ-35РЩ производства Московского завода Р ГИ-2 и других заводов считает, что из них только изделия завода РТИ- 2 (Москва) признаны пригодными для эксплуатации в жилых помещениях с длительным пребыванием людей.
Мы исследовали рулонный материал злинолит, изготовляемый народным предприятием «Матадор» в Братиславе (ЧССР). В настоящее время этот материал широко применяют в качестве «чистого» покрытия пола в некоторых лечебно-профилактических учреждениях.Так, например, в одном наблюдаемом нами санатории злинолитом выстланы полы во всех основных жилых помещениях (палатах, коридорах, вестибюлях, холлах, крытых переходах и т. п.).
Злинолит относится к числу двуслойных отделочных покрытий. Структурообразующими компонентами верхнего, лицевого слоя являются «Буна-каучук» (дивинилстирольный синтетический каучук) и «Смокед Шипе» (натуральный каучук), содержание которых в покрытии составляет соответственно 15 и 6%. Кроме того, в рецептуру верхнего слоя входят вулканизаторы (сера, каптакс, дифенилгуанидин), наполнители (литопон, каолин, природный мел), умягчители (стеарин, церезин, вазелиновое масло) и пигменты (белила цинковые и титановые). Масса нижнего слоя состоит из невулканизированных отходов производства этого же покрытия.
Злинолит на поверхности пола укрепляется с помощью клея марки «Ростокгум», поставляемого вместе с покрытием. Ростокгум — натуральный каучук, разбавленный смесью высокооктановых бензинов; содержание последних в клее весьма значительно (до 70%), что обусловливает его высокую возгораемость.
В наблюдаемых нами помещениях некоторых лечебно-профилактических учреждений с полами, покрытыми злинолитом, имеется специфический запах. Установлено, что в наибольшей степени он бывает в плохо проветриваемых помещениях, имеющих южную ориентацию и часто освещаемых солнцем, а также после влажной уборки теплой водой.
Указанные обстоятельства позволили предположить, что покрытие полов в данных помещениях служит источником выделения в воздушную среду определенных соединений, обусловливающих наличие запаха. Предполагаемые продукты деструкции синтетической основы злинолита определяли в объеме деструкционной камеры, а также в натурных условиях, т. е. в воздухе жилых помещений с полами из злинолита.
Для исследования в моделированных условиях были выбраны образцы злинолита, с момента изготовления которых прошло 3 месяца. Исследования проводили в прямоугольной камере емкостью 1000 л, выложенной изнутри листовой сталью и оборудованной системой автоматической терморегуляции и принудительного вентилирования, что позволяло выдерживать испытываемые образцы при различных температурных режимах и кратностях воздухообмена. Площадь помещаемых в камеру образцов составляла 0,33 м3, что при объеме камеры 1 м3 создавало насыщенность материала, соответствующую его насыщенности в помещении с высотой стен 3 м. Изучаемые образцы выдерживали в камере в течение 1 месяца сначала в статических условиях (т. е. в условиях полной герметизации), а затем 1 месяц при кратности воздухообмена в пространстве камеры 0,8, имитирующей несколько ухудшенные условия воздухообмена в жилом помещении. В обоих случаях в пространстве камеры поддерживали температуру 28—30°. Данная температура была выбрана в соответствии с максимально возможными температурными условиями эксплуатации изучаемого материала.
Пробы из камеры отбирали через 1, 7, 14, 21 и 30 суток с момента загрузки образцов. В них определяли содержание стирола, дивинила, сер-
Таблица 1
Динамика выделения токсических веществ в воздух иззлинолита в условные камеры (М± т)
Искомое вещество Концентрация летучих продуктов деструкции злинолита (в мг/м'), определяемые по истечении различных отрезков времени (в сутках)
1-е 7-е 14-е 21-е 30-е
Стирол 1 0,021 ±0,02 0,036±0,03 0,033±0,02 0,055±0,01 0,041 ±0,04 0,072±0,02 0,043±0,03 0,073±0,03 0,06± 0,04 0,072±0,06
Дивинил 1,2±0,4 4,2± 0,5 2,6± 0,3 8,4±0,6 3,8±0,6 11,4±0,8 13,0±0,5 17,1±0,9 14,4±0,8 19,0±0,8
Непредельные углеводороды Не обнаружены
Сернистый ангидрид 0,8±0,4 1,1 ±0,6 0,8±0,6 1,8±0,4 0,9±0,2 2,2±0,4 1,0±0,5 2,6±0,4 1,2±0,6 2,9±0,3
Сероводород Не обнаружены
ннстого ангидрида, сероводорода и непредельных углеводородов (суммарно). Концентрацию стирола определяли методом бумажной хроматографии, разработанным Н. И. Казниной, дивинила — по реакции окисления йодной кислотой до формальдегида, сернистого ангидрида — по реакции с хлоридом бария, сероводорода — с помощью индикаторных трубок на приборе «УГ-2», непредельных углеводородов — с реактивом Гюбля (при подсчете указывалось йодное число).
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Натурные исследования злинолита проводили в помещениях санатория, недавно отстроенного и введенного в эксплуатацию. При этом исследование воздушной среды
Таблица 2
Динамика выделения токсических веществ в воздух помещений
0> к са о£ Концентрация летучих продуктов деструкции злинолита (в мг/м')
через 6 месяцев после настила через 12 месяцев после настила
Искомое вещество ■е-й о ° * ^ о £ ® к о нас я = и а * Г воздуха 21°; относительная влажность 35% Г воздуха 22°: относительная влажность 33%
о о ¡/4« » и ее ку а» С х о 0,75 1.5 от пола (в м) 0.75 1.5
Стирол Дивинил Сернистый ангидрид 0,003 1,0 0,05 0,074 29,0 5,7 0,073 23,1 5,5 0,055 2,8 2,6 0,055 5,7 2,2
проводили в два этапа: по истечении 6 и 12 месяцев с момента настила злинолита. Пробы воздуха брали в одной и той же палате (площадь 16 м2, высоты стены 3 м) на двух уровнях от пола: 0,75
Таблица 3
Результаты измерений зарядов статического электричества в условиях эксперимента
Примечание. В числителе даны концентрации вещества при кратности воздухообмена, равной 0,8, в знаменателе — при статических условиях.
о « £5 >.0. к ее а ж 5» . Й <я § к £ -«г §5*8288 о о о га ® се « ее о. га со
X X 5 3= о Л
« _ Си ° о С я г х н е* £ о = Е и ~ 2* н^ О а - с « = >» о .5 я о о. о — >- С- = Н X ¡5
20 45± 2 800 0,8- Ю-10
20 35± 2 1 500 1,5-10-»
20 25 2 600 2,6-10-»
и 1,5 м, что соответствует зоне дыхания человека в положении лежа и стоя. Поглотительные устройства размещали в центре помещения. Одновременно с отбором проб измеряли температуру и относительную влажность воздуха.
Перед отбором проб воздуха помещение «герметизировали» в течение 12 часов путем плотного закрывания оконной фрамуги и входной двери. В связи с тем что при исследовании проб воздуха на содержание непредельных углеводородов и сероводорода при изучении покрытия в деструкционной камере получены отрицательные результаты, в воздухе палаты определяли содержание только стирола, дивинила и сернистого ангидрида (табл. 2).
В связи с тем' что в наблюдаемых нами помещениях с полами из злино-лита отмечались различные проявления электризации (быстрое накопление пыли на поверхности пола и мебели, «слипание» простыней и пододеяльников, ощущение «удара током» и образование искры в момент прикосновения металлической частью фонендоскопа к телу пациента), было решено провести экспериментальное исследование электростатических свойств образцов этого материала.
Исследования были проведены в лаборатории строительных полимерных материалов ВНИИГИНТОКС (Киев) на установке, разработанной В. А. Цендровской, К. И. Станкевичем и Е. П. Усовым. В эксперименте приняты условия, имитирующие натурные условия эксплуатации покрытия элинолит: нагрузка при трении 0,13 кг/см, средняя линейная скорость 10 м/мин, время трения 30 сек. При этом в качестве имитанта поверхности подошвы обуви избрана подошвенная кожа (табл. 3).
Ввиду отсутствия микроклиматической камеры величина заряда при наименьшем из приведенных в табл. 3 уровней относительной влажности (25%) рассчитана по формуле:
£ = (* + Лф)-2,3,
где g — заряд статического электричества, <р — относительная влажность, А и К — коэффициенты, зависящие от вида материала, 2,3 — коэффициент электризации кожи (относительно к электризации металла).
Полученные результаты свидетельствуют о высокой способности покрытия злинолит накапливать на своей поверхности электрические заряды. Как видно из данных табл. 3, величина определяемых зарядов находится в обратно пропорциональной зависимости от уровня относительной влажности воздушной среды.
Выводы
1. Покрытие злинолит в условиях микроклимата жилого помещения является источником выделения токсических соединений (стирола, дивинила, сернистого ангидрида), миграция которых из покрытия может протекать в течение длительного времени. При этом концентрация летучих продуктов деструкции злинолита в воздухе жилого помещения может превосходить
уровни ПДК, установленные для них в атмосферном воздухе населенных мест.
2. Злинолит обладает значительной способностью накапливать и удерживать на своей поверхности заряды статического электричества, что в условиях жилых помещений вызывает различные, отрицательно воспринимаемые людьми явления: образование искр, «удары током» и другие, связанные с перераспределением электростатических зарядов.
3. В связи с выявленными особенностями покрытия злинолит (структурная неустойчивость, высокая электризуемость) его применение в строительстве должно быть ограничено помещениями с кратковременным пребыванием людей: вестибюлями, коридорами, лестничными клетками и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
Боков А. Н., Кабатченко О. А. В кн.: Гигиена и токсикология полимерных строительных материалов и некоторых химических веществ. Ростов-на-Дону, 1968, в. 1, с. 163. — Казнина Н. И. Гиг. и сан., 1968, № 5, с. 65. — К л и м о в а Д. М. В кн.: Материалы конференции по итогам научных исследований за 1968 г. Ин-та обшей
и коммунальной гигиены. М., 1969, с. 46. — Перегуд Е. А. Санитарная химия полимеров. Л., 1967, с. 310. — Рапопорт К. А., Климова Д. М. Гиг. и сан., 1967, № 10, с. 105. — С т а н ке в и ч К. И., 3 а р у б и цк а я А. И. Строительство и архитектура, 1966, № 2, с. 13. — Станкевич К. И., Ц а п к о В. В., Шеф-тель В. О. и др. В кн.: Материалы Научной сессии, посвящ. гигиене села. Саратов, 1965, с. 29. — Цендровская В. А., Станкевич К. И., Станкевич В. В. Гиг. и сан., 1969, № 1, с. 109.
Поступила 26/1 1971 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF cSLINOLIT» SYNTHETIC RUBBER COVER FOR
FLOORS
G. A. Zolkin
An investigation of a sample of «zlinolit» synthetic rubber cover in a destruction chamber and in the course of its field use in a sanatorium showed it to emit into the air considerable amount of styrol, divinyl and sulphurous anhydride in concentrations several scores of times higher than the existing maximal permissible levels of these substances in the atmosphere of settlements.
Besides, considerable charges of static eletricity were detected on the surface of «zlinolit» cover samples in case of various levels of relative air humidity (from 800 V/cm at 45 percent of relative humidity to 2600 V/cm at 25 per cent).
On the basis of the data obtained the author proposes to considert'he «zlinolit» cover to be unfit for use in living quarters, hospital wards, sanatoriums and children's institutions.
УДК 613.644:677
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ У ТКАЧЕЙ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ТКАЦКИЕ СТАНКИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ШУМА
Проф. С. И. Горшков, канд. биол. наук Н. А. Коханова, А. В. Колесникова, канд. биол. наук И. Ф. Лакеева
Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва и Московский научно-исследовательский институт гигиены труда им. Ф. Ф. Эрисмана
Многочисленные литературные данные свидетельствуют о том, что длительное действие шума интенсивностью 80—110 дб вызывает изменения не только слухового аппарата, но может влиять и на функции центральной и вегетативной нервной, сердечно-сосудистой систем и др. (Е. Ц. Андрее-ва-Галанина и соавт, 1963, 1969; Т. А. Орлова; Л.Е. Милков; С. С. Вишневская и С. И. Горшков; Jaggi и Widmer; Lehmann и Tunun, и др.).
Нами проведена физиологическая оценка состояния ткачей, работающих в 2 цехах с разной интенсивностью шума. Под наблюдением находились 2 группы рабочих (по 10 в каждой). В 1-ю группу входили ткачи, работающие на ткацких станках типа СТБ (микрочелночные), во 2-ю — ткачи, обслуживающие челночные ткацкие станки типа ЦФС. Обследованные были в возрасте 23—40 лет со стажем работы по специальности 7—20 лет.
Физиологические исследования проводили в утреннюю смену ежедневно на протяжении 2 недель в каждом цехе. Они включали оценку функционального состояния различных систем организма рабочих в производственных условиях. Измерения производили 4 раза в день: до работы, перед обеденным перерывом и после него, в конце смены. Некоторые показатели регистрировали ежечасно, например время выполнения теста Грюнбаума и число допущенных ошибок.
Измерения интенсивности производственного шума показали,что в ткацком цехе, оборудованном станками типа СТБ, уровни его составляли 100— 102 дб. В ткацком цехе, оборудованном станками типа ЦФС, уровни шума во всем диапазоне частот достигали 108—113 дб, превышая предельно допустимые на 5—30 дб (данные Л. И. Максимовой). В отношении других параметров производственной среды существенных нарушений гигиениче-