УДК 613.5:725.51(98)
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ БОЛЬНИЦ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Кандидаты мед. наук В. Г. Субботин Б. Боровик, Е. А. Айрапетян, Л. Н. Валуева Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Результаты оценки врачами архитектурно-планировочных решений и организации больничных территорий, структуры главного корпуса и функциональных связей отделений
Для решения ряда гигиенических вопросов организации территорий, выполнение архитектурно-планировочных решений комплексов, лечебных зданий, выяснения функционально-технологических связей, для исследования влияния микроклимата и состояния воздушной среды палат и пр. в I строительно-климатической зоне были специальные натурные исследования.
Установлено, что организация территорий больниц (типовые переработанные проекты 2-05-333/60; 2-05-339/60) I строительно-климатической зоны (города Мурманск, Апатиты) не соответствует природно-климатическим особенностям Заполярья. К числу основных недостатков могут быть отнесены: неудачное месторасположение в плане населенного пункта и по отношению к транспортным магистралям; несоответствие выбора и устройства участка нормативным требованиям и требованиям санитарно-эпидемиологического режима; уменьшение площади территории вследствие изменения формы участка; невозможность расширения больничных комплексов из-за отсутствия резервных территорий; снижение уровня благоустройства и недостаточное озеленение, связанное с природно-климатическими условиями.
Практикуется более компактное размещение на участке больничных корпусов (приближение к главным корпусам зданий инфекционных и патолого-анатомических отделений), изменение ориентации зданий с учетом господствующего направления ветров, устройство утепленных подземных переходов для более удобной связи пищеблоков с лечебными корпусами и т. д.
С гигиенической точки зрения, перечисленные отклонения от проектных решений не вызывают возражений и связаны с природно-климатическими особенностями Заполярья. Однако изменение взаиморасположения отдельных больничных корпусов зачастую является причиной нарушения функционального зонирования территории, возникновения неудобных Обозначения: в соответствии с последова- функциональных связей, телыюстью перечня показателен: + удобное(ая), до- ухудшения санИтаОНО-ЭПИ-статочно, удобные, положительная оценка, обосно- 1 7 мя
ванная, целесообразно, удобные, достаточен; — по Демиологического режима аналогии отрицательная оценка; ± безразлично. территории.
Результаты оценки
Показатель (средние данные в %)
+ — ±
Месторасположение 57,9 42,1 _
Форма участка 57,9 10,5 31,6
Озеленение п.: 88,9 —
Оборудование 37,5 62,5 —
Функциональные связи 52,6 47,4 —
Использование территории в ле-
чебных целях:
в осенне-зимнее время 41,2 58,8 —
в весенне-летнее время 83,3 16,6 —
Структура корпуса 46,5 53,5 —
Функциональные связи лечеб-
ных отделений:
в санитарно-эпидемиологиче-
ском отношении 61,2 38,8 —
в отношении обслуживания
других отделений 73,7 26,3 —
в связи с лечебно-диагности-
ческими подразделениями 57,9 42,1 —
Состав помещений лечебных от-
делений 29,8 70,2
Отмечается также расширение перечня и изменение расположения отделений главного корпуса, их перепрофилизация, переоборудование подсобных и вспомогательных помещений в связи с увеличением коечного фонда больниц.
Анализируя отклонения от проектных решений и отношение врачебного персонала к организации территории, структуре, функциональным связям лечебных отделений, необходимо отметить что практикуемое «совершенствование» больничной технологии в целом отрицательно сказывается на работе основной ячейки — лечебного отделения.
Применительно к природно-климатическим особенностям I строитель-но-климатической зоны (суровый климат, условия полярной ночи и полярного дня, ультрафиолетовая недостаточность, ограничение возможности пребывания больных на территории и т. д.) проектные решения нуждаются в значительном улучшении (см. таблицу).
Гигиеническая оценка микроклимата палат дана по результатам инструментальных (разовых и динамических) замеров и физиолого-гигиени-ческих исследований.
За период наблюдений в зимнее время температурный режим палат больницы Мурманска не был стабильным, отмечались колебания температуры воздуха от 17 до 26°. Наиболее низкая температура отмечена в палатах СЗ ориентации при достаточно высокой температуре наружного воздуха ( — 9—10°), но при преобладающих СВ и ССВ ветрах. Радиационные температуры палат были равными или несколько ниже температур воздуха; перепад температур воздуха не превышал по горизонтали 0,5°, по вертикали 1,0—1,5°; относительная влажность составляла 18—30%.
Температурный режим палат больницы г. Апатиты был довольно стабильным; наиболее низкая температура наблюдалась в палатах СЗЗ ориентации при ССЗ ветрах, достигающих скорости 8 м/сек\ радиационные температуры палат были на 1° ниже температур воздуха; перепад температур воздуха не превышал по горизонтали 1°, по вертикали 2°, при относительной влажности 17—35%.
При физиолого-гигиенических исследованиях производились замеры кожных температур и лучистого потока в 8 точках (лоб, грудь, спина, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа) с расчетом средневзвешенной температуры и средневзвешенного теплового потока с определением разницы температур на участках туловище — тыл кисти, туловище — тыл стопы, пульсомет-рией, замерами артериального давления, наблюдением за потоотделением и опросом больных о тепловом самочувствии по 5-балльной системе (больные с нормальной температурой и без медикаментозного лечения, влияющего на терморегуляцию).
В зимний период года 100% больных оценивают как «нормально» (средний балл теплоощущений 2,95) температуры воздуха от 20,0 до 22,0° при средневзвешенной температуре кожи в этом диапазоне 34,1—34,2±0,1°.
При температуре 20,0—20,9° разница температур на участках туловище — тыл кисти равна 3,3°, туловище — тыл стопы — 4,4°, а при температуре 21,0—21,9° — соответственно 1,0 и 2,0°. В результате опроса о тепловом самочувствии в указанном диапазоне температур почти в 100% случаев получены ответы «нормально» при средневзвешенных теплопотерях от 2,4± ±0,2 до 3,4±0,1 кал/см2 час. При температуре 24,0—24,9° средневзвешенная температура кожи составляла 34,3±0,2°, средневзвешенный лучистый поток — 3,1±0,1 кал/смг час. В указанном диапазоне температур и при температуре от 25,0 до 26,9° средний балл теплоощущений составил 3,9—4,0, причем в диапазоне температур 26,0—26,9° 83,3% опрошенных оценивали тепловое состояние как «тепло».
При температуре воздуха палат в летнее время 21,0—21,9° средневзвешенная температура кожи составляла 34,3±0,1°, разница температур на участках туловище — тыл кисти — 0,5° и туловище — тыл стопы — 1,3° при 83,3% оценок «нормально» и 16,7% —«прохладно». Температуры
от 22,0 до 22,9° оценивались в 3,2 балла при средневзвешенной температуре кожи 34,1—34,4±0,1°.
При температуре 24,0—24,9° оценка теплового самочувствия больными соответствовала 3,4 балла, а температуры свыше 25° оценены в 4,3 балла (50% ответов «жарко»).
При массовом опросе больных в зимнее время оценка «нормально» получена при температуре 20°, а в летнее время — при 21—23°.
Не обсуждая в данной статье итогов исследований, проведенных в условиях II—IV строительно-климатических зон (Москва, Грузинская ССР и др.), сопоставили отдельные результаты физиолого-гигиенических наблюдений (см. рис. 1).
При отсутствии закономерных сезонных различий (Л. Ф. Тулякова и Г. А. Антропов) наиболее высокие уровни кожных температур при одинаковых температурах воздуха палат отмечены у больных в I строительно-кли-
г
/
2
......... ' '
_„ _ I I I I I I I I I I I |ДГ| I М I I I I I I I ■ ............
/713 21 232527 17 1321 232527 /7 13 2123 2527 /7 13 212325 27
Температура боздихо IЯ грааисах!
(Я градусах)
Температура кожи на различных участках тела. А — летний период года; Б — зимний; / — I строительно-климатическая зона; 2 — IV строительно-климатическая зона; 3— II строительно-климатическая зона; а — лоб; б — кисть; « — стопа; е — средневзвешенная.
матической зоне, а сравнительно низкие — в IV строительно-климати-ческой зоне. При преобладающем числе оценок «нормально» даже при низких температурах воздуха палат это объясняется привыканием больных к еще более низким температурам в жилых помещениях в зимнее время, что в известной мере связано и с национально-бытовыми особенностями. По-видимому, с аналогичными причинами связаны отмечаемые различия физиологических реакций больных на равнозначные температурные условия палат северного и южного районов в виде более высоких температур кожи больных в условиях 1 строительно-климатической зоны, отличающейся низкими температурами наружного воздуха.
Исходя из данных физиолого-гигиенических исследований и результатов массового опроса больных о тепловом самочувствии, температуры воздуха палат 21—23° для летнего и 20—22° для зимнего периода года рекомендованы в качестве допустимых в гигиеническом отношении нормативов для больниц в условиях Заполярья.
Принимая во внимание особенности теплообмена у отдельных категорий больных, теплоощущения которых зачастую неадекватны тепловому состоянию, необходимо дальнейшее изучение влияния микроклиматических условий на больных с различными нозологическими формами патологии. В частности, необходимо уточнение контингентов больных, наиболее чувствительных к микроклиматическим и климатическим воздействиям в условиях Запо-
лярья, дополнение комплекса применяемых тестов чувствительными методами, позволяющими судить как о тепловом состоянии организма (И. С. Кан-дрор и соавт.), так и о течении заболеваний.
На основании материалов исследования определены общие рекомендации по улучшению проектирования и строительства больниц в I строительно-климатической зоне (Заполярье), ряд которых следует уточнить в условиях разработки и применения экспериментальных проектов. В частности, необходима апробация планировки больничного комплекса для районов Севера, предусматривающая компактное планировочное решение стационара, простые обтекаемые ветровым и снеговым потоком формы, расширение физиотерапевтических подразделений, комплекса люминесцентного и ультрафиолетового освещения, улучшение конструктивных и внутрипланировочных решений, инженерного оборудования и др. (Ф. А. Мовсесян).
Помимо всестороннего учета природно-климатических факторов, должны быть более «гибкие» планировочные решения отделений, предусматривающие возможности перепрофилирования, организации новых отделений и функциональных служб, учитывающие совершенствование лечения больных.
ЛИТЕРАТУРА
КандрорИ. С., РатнерЕ. М., Муравьева Г. И. и др. Гиг. и сан., 1966, № 1, с. 24. — Мовсесян Ф. А. В кн.: Гигиенические вопросы проектирования и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. М., 1970, с. 33.—Т v л я к о-в а Л. Ф. А н т р о п о в Г. А. Физиол. ж. СССР, 1967, № 8, с. 969.
Поступила 24/111 1971 г.
HYGIENIC RECOMMENDATIONS FOR DESIGNING AND BUILDING OF HOSPITALS
IN THE ARCTIC REGIONS
V. G. Subbotin, E. B. Borovik, E. A. Airapetyan, L. N. Valueva
On the basis of investigations accomplished general recommendations are elaborated for improving the designing and building of hospitals in the North. As the result of physiological hygienic investigation data and an inquest of the sick, for the air temperature of the wards the levels of 21 to 23° in summer and 20 to 22 in winter are suggested as the optimal values for the standard of hospitals under conditions of the arctic regions.
УДК 613.5:69.025.35
К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЗЛИНОЛИТА-СИНТЕТИЧЕСКОГО РЕЗИНОВОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ПОЛОВ
Г. А. Золкин (Москва)
В последние годы в литературе по вопросам гигиены имеется достаточно большое число сообщений о том, что некоторые виды резиновых покрытий полов могут выделять в воздушную среду ряд летучих соединений, в результате чего в помещении держится стойкий запах, или неблагоприятно воздействовать на организм человека. Так, например, К. И. Станкевичем и соавт., К. И. Станкевичем и Л. И. Зарубицкой установлено, что в воздухе квартир, в которых пол имеет покрытие релина производства Сумского регенераторного завода, содержатся значительные концентрации непредельных углеводородов. К. А. Рапопорт и Д. М. Климова при санитарно-химическом изучении трехслойного релина на основе натрий-бутадиенового каучука марки СКБ-35РЩ и бутадиен-а-метилстирольного каучука СКМС-30 выявили, что этот релин выделяет в воздушную среду одновременно нескольких токсических веществ: а-метилстирол, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод. А. Н. Боков и О. А. Кабатченко дали отрицательную оценку марке двухслойного резинового линолеума на основе каучуков