Закон и право. 2024. № 11. С. 217-220. Law and legislation. 2024;(1 1):217-220.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-217-220 EDN: https://elibrary.ru/YTJCBG
NIION: 1997-0063-11/24-581 MOSURED: 77/27-001-2024-11-781
К вопросу о мерах предупреждения преступлений, совершенных в отношении электронных денежных средств
Наталья Владимировна Зацепина
Университет прокуратуры Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о необходимости взаимодействия правоохранительных органов и банков с целью предупреждения и снижения количества преступлений, совершенных в отношении электронных денежных средств. Рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие участие банков в предупреждении подобных преступлений.
Цель статьи — исследование процесса взаимодействия правоохранительных органов и банков, регулирования их действий нормативно-правовыми актами, а также формулирование предложений по снижению количества преступлений в отношении электронных денежных средств.
Задачи исследования — определить возможных участников процесса предупреждения преступлений, совершенных в отношении электронных денежных средств, выявить особенности взаимодействия правоохранительных органов и банков при комплексном подходе к снижению количества подобных преступлений.
Объектом исследования явились преступления, совершенные в отношении электронных денежных средств, их квалификация, а также действия, предпринимаемые правоохранительными органами и банками для предотвращения и снижения количества преступлений, а предметом — непосредственно нормативно-правовые акты.
Методологию исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, сравнительно-правовой, методы анализа и синтеза, моделирования и др.).
Ключевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О национальной платежной системе», преступления в отношении электронных денежных средств.
Для цитирования: Зацепина Н.В. К вопросу о мерах предупреждения преступлений, совершенных в отношении электронных денежных средств // Закон и право. 2024. № 11. С. 217—220. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-11-217-220 ББЫ: https://elibrary.ru/YTJCBG
Natalia V. Zatsepina
University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article reveals the need for interaction between law enforcement agencies and banks in order to prevent and reduce the number of crimes committed against electronic money. The regulatory legal acts regulating the participation of banks in the prevention of such crimes are being considered.
The purpose of the article is to study the process of interaction between law enforcement agencies and banks, regulate their actions by normative legal acts, as well as formulate proposals to reduce the number of crimes against electronic money.
Original article
On the issue of measures to prevent crimes committed against electronic money
© Зацепина Н.В. М., 2024.
LAW & LEGISLATION • 11-2024
The objectives of the study are to identify possible participants in the process of preventing crimes committed against electronic money, to identify the features of interaction between law enforcement agencies and banks with an integrated approach to reducing the number of such crimes.
The object of the study was crimes committed against electronic money, their qualification, as well as actions taken by law enforcement agencies and banks to prevent and reduce the number of crimes. and the subject is directly normative legal acts.
The research methodology was based on general scientific methods of cognition (dialectical, comparative legal, methods of analysis and synthesis, modeling, etc.).
Keywords: The Criminal Code of the Russian Federation, the Federal Law «On the National Payment System», crimes against electronic money.
For citation: Zatsepina N.V. On the issue of measures to prevent crimes committed against electronic money // Law and legislation. 2024;(11):217—220. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-217-220 EDN: https://elibrary.ru/YTJCBG
На современном этапе жизни общества развитие информационно -телекоммуникационных технологий обусловило расширение возможностей цифровой экономики, а именно, внедрение в повседневную жизнь экономических отношений, расчетов и платежей, осуществляемых с использованием электронных средств доступа в качестве вспомогательных устройств для облегчения и упрощения процессов работы.
Однако развитие информационно-телекоммуникационных технологий повлекло за собой и появление значительного числа совершаемых в отношении электронных средств платежа различных правонарушений, преступных деяний. Регулярно появляются новые формы хищения электронных денежных средств, количество преступлений ежегодно увеличивается.
Для стабилизации ситуации и снижения уровня преступности в аспекте преступлений, совершенных в отношении электронных денежных средств, необходимо применять комплексный подход.
С целью предупреждения таких преступлений и их быстрого раскрытия необходима более слаженная совместная работа правоохранительных органов и банков, внедрение дополнительных мер безопасности, совершенствование законодательства.
С внедрением электронных способов расчета возникла законодательная необходимость создания системы правового регулирования названной сферы правоотношений, в том числе и механизма их охраны от преступных посягательств.
Уголовное право в силу своей юридической природы занимает особое место в охране прав и свобод человека и гражданина. Уголовный кодекс РФ призван определять рамки свободы [1].
Уголовно-правовая база претерпела положительные изменения за последние несколько лет, что, несомненно, привело к тому, что преступления, совершенные в отношении электронных
денежных средств, имеют теперь более четкую и понятную классификацию.
Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ ч. 3 ст. 158 УК РФ дополнил пунктом «г», предусматривающим ответственность за кражу с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств [4].
Одновременно изменения затронули и ст. 159.3 УК РФ, которая была изложения в новой редакции и теперь получила название «Мошенничество в сфере электронных средств платежа». Данные изменения направлены на защиту отношений в сфере обращения безналичных, в том числе электронных денежных средств.
Внесение поправок в Уголовный кодекс РФ означает, что государство признает высокую общественную опасность подобных деяний. Хищения с банковских счетов совершаются, как правило, лицами, обладающими специальными знаниями. Кражи через сеть Интернет могут осуществляться из любой точки земного шара. Им предшествует серьезная подготовительная работа, которая может быть отдельно квалифицирована как приготовление к преступлению. Однако такая квалификация возможна только по тяжким и особо тяжким составам преступления.
Новый Закон эту проблему решил: указанные хищения отнесены к тяжким преступлениям.
Изменения в ч. 3 ст. 159.6 УК РФ тоже вполне логичны, поскольку кража отличается от мошенничества лишь способом совершения. Кража есть тайное хищение, а мошенничество — хищение, совершенное путем обмана, поэтому привилегий у одной нормы перед другой быть не должно. Повышенная общественная опасность хищений с банковского счета объясняется и наличием дополнительного объекта у таких преступлений — нарушением банковской тайны.
Существенным событием в уголовном законодательстве стало и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 30 ноября 2017 г. «О судебной практике по
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
делам о мошенничестве, присвоении и растрате» (с изм., внесенными постановлениями Пленума от 29 июня 2021 г. № 22 и от 15 декабря 2022 г. № 38) [7].
В пункте 5 Постановления четко определено, что следует считать фактом окончания преступления и местом преступления.
Если предметом преступления при мошенничестве являются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, то по смыслу положений п. 1 примечаний к ст. 158 УК РФ и ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации содеянное должно рассматриваться как хищение чужого имущества.
Такое преступление следует считать оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб. Местом совершения мошенничества, состоящего в хищении безналичных денежных средств, исходя из особенностей предмета и способа данного преступления, является, как правило, место совершения лицом действий, связанных с обманом или злоупотреблением доверием и направленных на незаконное изъятие денежных средств.
Несмотря на то что указанные изменения совершенно целесообразны и обоснованы, тем не менее действующее законодательство еще нуждается в изменениях, относящихся к вопросу о квалификации указанных деяний.
В изменениях нуждается не только уголовное законодательство, но и банковское. До недавнего времени банки только косвенно участвовали в предупреждении совершения преступлений в отношении электронных денежных средств, а также в редких случаях несли ответственность за мошеннические действия и кражи, которые были совершены в отношении их клиентов.
В Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ (далее — Закон № 161-ФЗ) внесены изменения и дополнения, которые обязывают банки проводить мероприятия по предотвращению преступлений в отношении их клиентов и нести ответственность, если таковые не были предприняты [5].
В Федеральном законе № 161-ФЗ указано, как устроена и как работает Национальная платежная система. Центральный банк РФ регулирует Национальную платежную систему, в инфраструктуру которой входят различные платежные сервисы, банки, поставщики платежных услуг и приложений и т.д.
Согласно этому Закону на банки возложена обязанность предупреждать случаи возможного мошенничества по счетам и в других каналах (например, платежи по системе быстрых платежей и валютные переводы). Согласно Федеральному закону 161-ФЗ банки должны проводить проверки и предупреждать случаи возможного мошенничества. В Законе подозрительные действия называются «операциями без добровольного согласия клиента».
С 25 июля 2024 г. банки обязаны приостанавливать денежные переводы на два дня, если информация о получателе денег есть в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций. Об этом сообщается на сайте Центрального банка РФ. Новые правила предусмотрены Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 24 июля 2023 г. № 369-ФЗ [6].
Еще одно новшество — обязанность банков отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Повод для блокировки — поступление в банк при информационном обмене от правоохранительных органов сведений об участии клиента банка в мошеннической схеме.
Проводить проверки по Закону № 161-ФЗ — это не желание банка, а его обязанность.
Чтобы выявлять подозрительные операции, банки используют собственные алгоритмы. Еще есть специальная система — Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ), при помощи которой банки общаются между собой и делятся информацией о подозрительных операциях.
С 25 июля 2024 г. сервисы ФинЦЕРТа содержат информацию от МВД о лицах и реквизитах, участвовавших в противоправных действиях. Банки должны прекратить использование электронного средства платежа лицом, которое упомянуто в информации от МВД РФ.
«Антифрод-система» — это комплекс мероприятий по оценке транзакций банков на степень вероятности мошенничества. Система применяет к каждой операции определенные критерии, и если та им не соответствует, то проверяет ее уже более тщательно и сигнализирует об этом.
Банк может подозревать в недобросовестности своего клиента — получателя, а может, наоборот, проверить исходящую операцию, чтобы клиент не стал жертвой мошенников.
Проверки исходящих операций проводятся, когда у банка есть подозрения, что в личном кабинете находится не клиент, а кто-то другой. В боль-
LAW & LEGISLATION • 11-2024
шинстве случае банку удается своевременно понять, что клиент стал, скажем, жертвой фишинга, и предотвратить списания, заблокировав счет.
Банк России уточнил требования к передаче банками информации о возможных мошеннических операциях. Это необходимо при обмене сведениями с правоохранительными органами. Теперь по запросу регулятора кредитная организация должна будет выяснить, совершил ли клиент перевод добровольно, и в течение одного рабочего дня ответить, причастны к транзакции аферисты или нет.
Если операции по переводу средств были осуществлены без согласия клиентов, банки должны будут вернуть средства в течение 30 дней, в течение 60 дней — если речь идет о трансграничных переводах.
У банков имеются сложности по исполнению нового Закона. Теперь сотрудники должны иметь более высокий уровень компетенций именно в области цифровых технологий. Требуется также более качественное оборудование, автоматические системы отслеживания платежей.
Только комплексный подход, слаженная совместная работа правоохранительных органов и банков, внедрение дополнительных мер безопасности, совершенствование законодательства, как уголовного, так и в банковской сфере, стабилизирует ситуацию и снизит количество преступлений, совершенных в отношении электронных денежных средств.
Список источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬЛ1^28399/
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.10.2024) // URL:http://www.con-sultant.ru
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) // URL:http: //www.consultant.ru.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 23.04.2018 № 111-ФЗ // URL:http:// www.consultant.ru
Информация
5. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ // URL:http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 24.07.2023 № 369-ФЗ // URL:http://www.consultant.ru
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 48 30.11.2017 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» (с изм., внесенными постановлениями Пленума от 29.06.2021 № 22 и от 15.12.2022 № 38) // URL:http://www.consultant.ru
8. Капинус О.С. [и др.] Настольная книга прокурора: Практ. пособие: В 2-х ч. 6-е изд., пере-раб. М.: Юрайт, 2022. 595 с.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/
2. Criminal Code of the Russian Federation» dated 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 22.10.2024) // URL:http: //www.consultant.ru
3. Federal Law № 2202-1 of 17.01.1992 (as amended on 06.02.2020) «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» URL:http://www.con-sultant.ru
4. Federal Law № 111-FZ dated 23.04.2018 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation» [// URL:http://www.consultant.ru
5. Federal Law № 161-FZ dated 27.06.2011 «On the National payment system» // URL:http:// www.consultant.ru
6. Federal Law № 369-FZ dated 24.07.2023 «On Amendments to the Federal Law «On the National Payment System» // URL:http://www.consultant.ru
7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 48, November 30, 2017 «On judicial practice in cases of fraud, embezzlement and embezzlement» (as amended by resolutions of the Plenum of June 29, 2021 № 22 and December 15, 2022 № 38) // URL:http://www.consultant.ru
8. Kapinus O.S. [et al.] The prosecutor's handbook: Practical guide: In 2 parts. 6th ed., revised. Moscow: Yurait, 2022. 595 p.
об авторе
Зацепина Н.В. — магистрант
Статья поступила в редакцию 11.09.2024; одобрена после рецензирования 08.1 0.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the author
Zatsepina N.V. — master's student
The article was submitted 11.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024