Административное право; административный процесс
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10203
К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сергей Васильевич ГАЛИЧ, Дамир Торанратович САЛХЕНОВ,
руководитель юридического отдела руководитель юридического отдела
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа законодательства об административных правонарушениях выделены особенности квалификации административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности.
По мнению авторов, это важно для повышения эффективности административно-юрисдикцион-ной деятельности органов безопасности.
Ключевые слова: административное право, административное правонарушение, возбуждение дела об административном правонарушении, квалификация, национальная безопасность, государственная безопасность, органы безопасности, подведомственность.
Annotation. In the article, on the basis of the analysis of the legislation on administrative violations, the specifics of the qualification of administrative offenses in the field of ensuring state security are singled out, which is important for increasing the effectiveness of the administrative and jurisdictional activity of security agencies.
Keywords: administrative law, administrative offense, instituting proceedings on an administrative offense, qualification, national security, state security, security agencies, jurisdiction.
Все большее значение в обеспечении государственной безопасности играет ад-министративно-юрисдикционная деятельность федеральных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией по ее обеспечению. Развитие административно-правового обеспечения национальной безопасности связано с расширением административно-юрис-дикционных полномочий органов национальной безопасности, отмечает В.М. Редкоус1.
Органы безопасности становятся полноправными участниками административно-юрисдик-ционных отношений, связанных с привлечением правонарушителей к административной от-
ветственности. Правовое регулирование данного вида деятельности связано с решением целого ряда проблем, одной из которых является требование четкой квалификации административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности. Это позволит в полной мере достичь решения задач производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ2 (далее - КоАП РФ)2.
Вопросы квалификации административных правонарушений разрабатывают С.И. Агафонов,
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
Ю.М. Антонян, С.Н. Бочаров, Ю.Н. Демидов, П.Н. Кобец, Н.А. Колоколов, М.В. Костенников, А.В. Куракин, Н.П. Мышляев, Н.В. Румянцев, А.И. Стахов, Н.Д. Эриашвили3 и другие ученые.
Однако применительно к административным правонарушениям в области обеспечения государственной безопасности вопросы квалификации административных правонарушений до настоящего времени не рассматривались. Квалифицировать административное правонарушение, считает А.В. Куракин, — это значит ус-та-новить тождество между признаками административного правона-рушения, закрепленного в административно-правовой норме, и признаками совершенного противоправного деяния4.
Рассмотрение вопросов квалификации административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности тесно связано с классификацией административных правонарушений, т.е. с выделением из всего их видового многообразия тех, которые относятся к области обеспечения государственной безопасности как ее вида. Эта задача представляется достаточно сложной.
Административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности рассматривал в своей работе А.И. Стахов5.
Рассматривая безопасность как объект административных правонарушений, А.И. Стахов предлагает административное правонарушение в сфере безопасности определить как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, влекущее возникновение и (или) развитие физических, химических и биологических проявлений природных и техногенных источников опасности частным и публичным интересам, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Налицо дискуссионность понятия «государственная безопасность», которое до настоящего времени не получило своего нормативного оп-ределения6.
Однако, по нашему мнению, критерием выделения административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности должна стать установленная законодательством Российской Федерации административно-юрисдикционная подведомственность органов государственной безопасности в рассматриваемой сфере, т.е. федеральных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией по обеспечению государственной безопасности.
К таким органам традиционно относят ФСБ России, ФСО России и СВР России. При этом наиболее реальным и значимым объемом адми-нистративно-юрисдикционных полномочий наделены органы Федеральной службы безопасности7. С учетом этого административное правонарушение в области обеспечения государственной безопасности можно определить как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, подведомственное органам государственной безопасности, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Квалификация административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности представляет собой разновидность административно-правовой оценки деяния, осуществляемой уполномоченными субъектами на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также при пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях путем установления тождества между признаками административного правона-рушения, закрепленного в административно-правовой норме, подведомственного органам государственной безопасности, и признаками совершенного физическим или юридическим лицом противоправного деяния.
Следует согласиться с выводом, который сделал П.Н. Кобец, что особенности составов административных правонарушений и требований к производству по соответствующим делам образуют и предопределяют специфику квалификации, что выражается в системе частных правил, т.е. универсальных требований, обращенных к правоприменителю, призванных обеспечить рациональность и законность процесса привлечения к административной ответственности по определенной категории дел8.
Частные правила административно-правовой квалификации связаны, в первую очередь, с исследованием специфики конструкции составов административных правонарушений, их установлением и оценкой. По нашему мнению, именно разработка частных правил квалификации административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности должна стать одним из важнейших направлений совершенствования применения института административной ответственности в целях решения задач обеспечения государственной безопасности.
Можно выделить следующие особенности квалификации административных правонаруше-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
ний в области обеспечения государственной безопасности:
■ осуществляется уполномоченными субъектами, в том числе и уполномоченными сотрудниками органов государственной безопасности;
■ нормы КоАП РФ, в которых закрепляются составы административных правонарушений, подведомственных органам государственной безопасности, носят преимущественно бланкетный характер;
■ в процессе квалификации следует четко
отграничивать составы административных правонарушений, подведомственных органам государственной безопасности, от имеющих с ними внешнее сходство по объективной стороне и субъекту преступлений, предусмотренных УК России;
■в процессе квалификации может также анализироваться и учитываться информация, полученная органами государственной безопасности в процессе осуществления так называемых специальных видов деятельности, например оперативно-розыскной.
Последнее обстоятельство связано с тем, что квалификация деяния связана с отграничением правомерного деяния от противоправного, когда еще может быть не ясно, каким деянием является правонарушение: административным или уголовным. И нет ничего противозаконного в том, что для выяснения этого обстоятельства используются возможности оперативно-розыскной деятельности, так как в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ9 задачами оперативно-розыскной деятельности, в том числе, являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Как нам представляется, для правильной квалификации административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности необходимо также учитывать результаты государственного контроля в той или иной области обеспечения государственной безопасности, результаты которого позволяют выявлять значительное количество административных правонарушений и преступлений.
С нашей точки зрения, с целью развития теории и практики квалификации административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности необходимо проведение самостоятельных сравнительно-правовых исследований вопросов квалификации преступлений10 и административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности.
Помимо этого, по нашему мнению, для области обеспечения безопасности актуальной является проблема противодействия отдельным видам преступлений путем предупреждения административных правонарушений, о чем справедливо говорит в своей статье П.Н. Кобец11.
1 См., напр.: Редкоус В.М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств — участников СНГ) // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3 (63). С. 148—151.
2 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.
3 См.: Административная ответственность: Учеб. пособие / А.И. Стахов и др.; Под ред. А.И. Стахова, Н.В. Румянцева. 8-е изд., перераб. и доп. M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. С. 53—71;
Криминология и административная юрисдикции полиции: Учеб. пособие / Ю.М. Антонян, Н.Д. Эриашвили и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 153—161; и др.
4 Куракин A.B. Административный процесс и его реализация в деятельности полиции: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. С. 67.
5 Стахов А.И. Административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности: понятие, характерные признаки, структура // Актуальные проблемы административной ответственности: Матер. всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 28 мая 2010 г.). Омск: Омский юрид. ин-т, 2010. С. 77—80.
6 См., напр.: Редкоус B.M. Основные направления использования термина «безопасность» в конституциях государств — участников СНГ // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2009. № 1. С. 57—63.
7 Редкоус B.M. К вопросу о понятии органа национальной безопасности и содержании его административно-правового положения (статуса). Опыт России и государств — участников СНГ // Закон и право. 2010. № 7. С. 101—104.
8 Кобец П.Н. Правовые основы квалификации административных правонарушений // Междунар. науч. журнал «Инновационная наука». 2016. № 5. С. 237—239.
9 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
10 См., напр.: Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практики. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2013; и др.
11 Кобец П.Н. Об актуальности противодействия отдельным видам преступлений путем предупреждения административных правонарушений // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 47—51.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018