УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10205
ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
Основные направления и пути совершенствования
Алексей Геннадьевич НОВОХАТСКИЙ, юрист E-mail: [email protected]
Одной из тенденций развития административно-правового обеспечения государственной безопасности является расширение полномочий органов государственной безопасности в области привлечения к админист-ративной ответственности, что нашло свое закрепление как в административно-деликтном законодательстве страны1, так и в принимаемых в органах безопасности ведомственных правовых актах2.
Это обусловлено следующими факторами: ■ необходимостью адекватного реагирования на новые угрозы безопасности путем комплексного применения всего арсенала административно-правовых средств
Михаил Викторович АРТЮХОВ, юрист E-mail: Artukhov@ rambler.ru
для их выявления, предупреждения и пресечения;
■ потребностью более полного использования гласных средств для эффективного обеспечения государственной безопасности;
■ совершенствованием государст-венного управления в области обеспечения государственной безопасности, более четким распределением задач, функций и полномочий между исполнительными органами в данной области, приданием органам государственной безопасности реального статуса федеральных органов исполнительной власти, действующих в
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье выделены факторы, детерминирующие расширение полномочий органов государственной безопасности по привлечению к административной ответственности. С учетом компетенции органов государственной безопасности выделены основные направления профилактики административных правонарушений в их деятельности. Выработаны предложения по совершенствованию данного вида деятельности органов государственной безопасности.
Ключевые слова: профилактика, административная ответственность, административное правонарушение, административная деликтология, национальная безопасность, государственная безопасность, органы государственной безопасности.
Annotation. The article highlights factors determining the expansion of the powers of state security agencies to bring to administrative responsibility; taking into account the competence of the state security bodies, the main directions of prevention of administrative violations in their activities have been singled out; proposals were developed to improve this type of activity of state security bodies.
Keywords: prevention, administrative responsibility, administrative offense, administrative delictology, national security, state security, bodies of state security.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
правовом государстве на основе общеправовых принципов за-конности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, демо-кратизма, гласности, гуманизма, подотчетности и подконтрольности.
Все это позволяет говорить об усилении действия в области обеспечения государственной безопасности основных функций административной ответственности: воспитательной, регулятивной, каратель-ной, альтернативной, право-восстановительной (компенсацион-ной), а также предупредительно-профилактической.
Реализация предупредительно-профи-лак--тической политики в отношении административных правонарушений, совершаемых в области обеспечения государственной безопасности, позволяет снизить в данной области административную деликтность.
Профилактика административных правонарушений в деятельности органов государственной безопасности3 является составляющей противодействия административной деликтности в области обеспечения государственной безопасности в целом.
А.П. Шергин справедливо отмечает, что «нужно изменить отношение к проблеме административной деликтности и рассматривать ее как одну из серьезных угроз национальной безопасности ,..»4.
Значимость профилактики административных правонарушений для деятельности того или иного органа государственной безопасности напрямую зависит от объема его административ-но-юрисдикционных полномочий, закрепленных в законодательстве. Например, наибольшим объемом административно-юрисдикционных полномочий в области обеспечения государственной безопасности наделены органы федеральной службы безопасности, меньшим — органы государственной охраны, органы внешней разведки. Это нашло отражение в положениях КоАП РФ. И это говорит о том, что профилактике административных правонарушений в деятельности органов федеральной службы безопасности необходимо уделять соответствующее внимание, что потребует соответствующего правового обеспечения, в том числе и на уровне ведомственных правовых актов.
Статья 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ закрепляет основные направления профилактики правонарушений. Однако с учетом ком-
петенции органов государственной безопасности основными направлениями профилактики административных правонарушений в деятельности органов государственной безопасности являются:
■ осуществление пограничной деятельности;
■ осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
■ осуществление государственного контроля в области обращения и защиты информации;
■ осуществление контртеррористической операции;
■ осуществление государственного метроло-
гического надзора в установленной сфере деятельности5;
■ осуществление государственного санитар-
но-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах специального назначения.
С учетом выделения названных направлений возможна корректировка ст. 6 названного Федерального закона, подготовка новых или внесение изменений и дополнений в ведомственные правовые акты органов государственной безопасности, касающиеся реализации их админис-тративно-юрисдикционных полномочий. Данные направления могут быть конкретизированы на более узкие.
Так, в области осуществления контроля за обеспечением защиты государственной тайны актуальной является профилактика административных правонарушений в целях предупреждения нарушения правил защиты информации, осуществления незаконной деятельности в области защиты информации и т.д. Иными словами, профилактика административных правонарушений может и должна рассматриваться применительно к объекту административного правонарушения: общему, родовому и видовому.
В целях совершенствования правового регулирования противодействия административной деликтности до настоящего времени актуальными остаются предложения, разработанные А.П. Шергиным6.
Применительно к профилактической деятельности органов государственной безопасности важным будет являться следующее:
■ профилактика административных правонарушений в деятельности органов государственной безопасности должна бази-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
роваться на действительной объективной оценке опасности административной де-ликтности, учете всех ее параметров, связей с преступностью;
■ целесообразно продолжить разработку единой федеральной программы противодействия преступности и административным правонарушениям с учетом экономических, политических, правовых, организационных и кадровых возможностей государства, в которой нашли бы отражение и вопросы профилактики административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности;
■ целесообразно более широко внедрять в законодательство институт административной преюдиции, использование которого позволит более четко применять институты уголовных административных наказаний в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения;
■ необходимо активизировать научные исследования в области профилактики административных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности.
Кроме того, по нашему мнению, необходимо создать единую базу статистических данных, позволяющих учитывать как общий объем административных правонарушений, совершаемых в области обеспечения государственной безопасности, так и иные элементы структуры админи-
стративной деликтности в области обеспечения государственной безопасности.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1
2 См., напр.: Приказ ФСБ России от 11.12.2013 г. № 747 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и о реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах Федеральной службы безопасности» // Рос. газ. 2014. 19 февр.
3 К органам государственной безопасности в настоящей работе мы относим: органы федеральной службы безопасности; органы государственной охраны; органы внешней разведки. Однако вопрос о количественном составе органов государственной безопасности, специфике их компетенции до настоящего времени остается недостаточно разработанным.
Подроб. см.: Редкоус В.М. К вопросу о понятии органа национальной безопасности и содержании его административно-правового положения (статуса). Опыт России и государств — участников СНГ // Закон и право. 2010. № 7. С. 101—104; и др.
4 Шергин А.П. Административная деликтность: оценка и выбор средств противодействия // Проблемы противодействия административной деликтности: Матер. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию д.ю.н., проф. А.П. Шер-гина ) (г. Москва, 23 июня 2010 г.) / Отв. ред. А.С. Дуге-нец. М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 17.
5 Указ Президента РФ от 02.01.2011 г. № 21 «О государственном метрологическом надзоре в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 267.
6 Шергин А.П. Указ. соч. С. 17—18.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018