Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ВЕЧЕРКА» (2011-2015ГГ.))'

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ВЕЧЕРКА» (2011-2015ГГ.)) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / РУССКОЯЗЫЧНЫЕ СМИ РТ / ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ «ВЕЧЕРКА»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трескинский В.Т.

В статье рассматриваются основное понятие и теория «массовой культуры» и культурного просвещения в средствах массовой информации и коммуникации. Во вводной части дается обозначение и понятия «функция» и ее особенностях в журналистике. В частности приводится подробное описание «культуроформирующей» функции и ее отличительных качествах. На основе тезисов мировых культуролологов и специалистов СМИ концепция «массовая культура». В качестве примере анализируются материалы на тематику культурного просвещения столичного информационного Интернет-ресурса «Вечерка» на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Трескинский В.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CULTURAL COVERAGE AND MASS CULTURE IN THE RUSSIAN-LANGUAGE MEDIA IN TAJIISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE INFORMATION WEBSITE «VECHERKA» (2011-2015))

The article deals with the concept and theory of «mass culture» and cultural education in the media and communication. the introductory part gives the designation and concept of «function» and its features in journalism. In particular, a detailed description of the «culture-forming» function and distinctive qualities. The concept of «mass culture» is based on theses of world culturologists and the media. As an example, materials on the subject of cultural education of the capital's information Internet resource «Vecherka» in Russian are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ВЕЧЕРКА» (2011-2015ГГ.))»

compiled by Ahmad Karami, was used in the correction of the poem. On the basis of textual issues, the author came to the conclusion that today there is a necessity to develop a complete copy of Ghani Kashmiri poetry, which should be taken into account.

Keywords: the correct form of rubai, verse, Persian writing, Tajikistan, byte.

Сведение об авторе:

Гуфронов Ризвоншох - аспирант кафедры классической литературы Худжандского государственного университета имени Бободжона Гафурова, Тел: (+992) 929428033 Электронная почта: rizvongufronov@gmail.com

About the autor

Gufronov Rizvonshoh - Doctoral student (PhD) of the Department of Classical Literature of Khujand State University named after Bobojon Ghafurov Phone number: (+992) 929428033 Email: rizvongufronov@gmail.com

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ВЕЧЕРКА» (2011-2015ГГ))

Трескинский В. Т.

Российско-Таджикский (Славянский) Университет

Согласно современной теории массовой информации и коммуникации в журналистике существуют понятие «функция». В средствах массовой информации функция (от лат. functio -обязанность, назначение, характер деятельности) характеризуется в качестве особенности и совокупности поставленных ею задач и выполняемых ее обязанностей. В настоящее время в современной журналистике различаются несколько видов и разновидностей функции: «коммуникативная», «идеологическая», «непосредствено-организаторская», «рекламо-справочная» «рекреативная» и «культуроформирующая» функции. По мнению профессора Московского Государственного Университета Евгения Прохорова «культуроформирующая функция» журналистики базируется в том, чтобы журналистика участвовала в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека одним из институтов культуры общества [2, с.77]. Данная функция, в отличие от «идеологической» и «коммуникативной», не носит в СМИ доминирующий характер и не имеет в отличие от «рекреативной» необычной свойственной популярности. Ее основная цель- обогащение внутреннего мира индивида, распространение высоких культурных ценностей в обществе, а также всестороннее гуманистическое развитие человека. По указанной причине данные свойства и качества данной функции делают ее во многом приоритетной. Тем не менее, она не в полной мере ограждает аудиторию от новой современной тенденции в средствах массовой информации и коммуникации под названием «массовая культура». Как известно, впервые термин «массовая культура» был предложен испанским философом Хосе Ортега-и-Гассетом в своем известном трактате «Восстание масс»[3]. Главный тезис, выдвинутый Гассетом гласил о том, что в новую эпоху XX века появляется новый тип человека- «человек-масса», которому характерно отсутствие культуры чтения, более узкая специализация, что в большей степени свойственно многочисленной толпе, а не индивидууму в отдельности. Позднее его идею, несколько в ином варианте, доработал и продолжил голландский социолог Эрнест ван дер Хааг[4]. В своей доктрине он детально останавливается на базовом понятии «массовая культура», где, по его мнению, в современном веке, вследствие, воздействия технологической революции, искусство и духовность перемешиваются с такими рыночными и маркетинговыми понятиями как реклама и потребление. Тем не менее, следует отметить, что, вышеуказанные исследования культурологов были недостаточными относительно области средств массовых информаций и коммуникаций. В этом аспекте французский социолог Жан Бодрийяр, в своем новом исследовании отходит от ключевой концепции «массовая культура» и «культурное просвещение», и разрабатывает аналогичную теорию, вводя в научный обиход термин под названием «симулякр». Согласно теории Бодрийяра «симулякр» (от лат simulacrum-»изображение», «делать вид, притворяться») - невидимый элемент, создающий имитацию и иллюзорность, взамен существующей реальности и действительности[1,с.10]. Понятие «симулякр» было сформировано задолго до французского ученого, однако именно благодаря заслугам Бодрийяра, термин начал официально употребляться в научном лексиконе. В этом аспекте немалую роль, французский социолог, отводит средствам массовой информации, где согласно его методологии, основной постулат гипотезы гласит, что хаотичный поток информации посредством

СМИ создает огромное количество симулякров, которые, в свою очередь, уничтожают существующую реальность для аудитории. Более того, как справедливо замечает Бодрийяр, чем в большей совокупности индивидуум получает информации, тем меньше в ней заключается смысла. В этом отношении ученый назвал современный век «эпохой гиперреальности», где иллюзорность сливается с действительностью. Однако, несмотря на эксклюзивность и новаторство концепции, она была не принята многими экспертами.

Как известно культурно-просветительские особенности и теория массовой культуры в русскоязычных СМИ Таджикистана в настоящее время малоисследованны. Данная тенденция относится также и к электронным СМИ Таджикистана, включая и информационные веб-сайты. Среди русскоязычных СМИ Таджикистана информационное агентство «Ховар» и информационный веб-сайт «Вечерка» делают упор в данном направлении и в большей степени освещают культурную тематику.

Известно, что еженедельное печатное издание «Вечёрка» была образована в 2011 году, и на сегодняшний день является одним из наиболее молодых русскоязычных изданий в интернет-пространстве Таджикистана. Вместе с этим существует электронный аналог газеты-информационный веб-сайт «уесЬегка.^». Начиная с 1 июля 2020 года «Вечерка» функционирует в качестве онлайн-версии электронного интернет-издания. С периода 2011 по 2015 года на страницах сайта было размещено около 8 публикаций на культурно-просветительскую тематику, в таких информационных и аналитических жанрах как: заметка, интервью. Наиболее заметными статьями в качестве примера можно выделить 3 из них.

22 декабря 2011 года в онлайн-издании выходит первое интервью на культурную тематику под названием «Геннадий Ратушенко: «Свою первую «теплую» фотографию я передал Рахмону...» [5]. Автор и интервьюер указанной статьи является корреспондентом «Вечерки» Виктория Литвиненко, которая берет интервью у известного фотографа и главы Союза фотохудожников Таджикистана Геннадия Ратушенко. В интервью речь идет о новом феномене в современной журналистике- «фотожурналистика» в качестве одного из уникальных видов художественного направления. В своей беседе главный герой материала повествует о ее сегодняшнем состоянии, уровне профессионализма, а также о новом персональном новшестве фотохудожника - «теплая фотография». В упомянутом интервью, по рассказу Ратушенко, свой первый экземпляр уникального изобретения под названием «фотогрей», изначально он рассматривал в качестве нового источника энергосбережения, когда наложил на обычное фото инфракрасную термоплёнку, для использования утепления полов. После официального запатентования данного экземпляра государственным патентным ведомством РТ, Ратушенко в качестве подарка лично вручил его президенту Таджикистана Эмомали Рахмону, который по его словам, хорошо оценил уникальный сувенир. Материал рассматривается в жанре информационного интервью и демонстрируется в качестве просветительского направления в таджикском интернет-издании. т неточностей, ошибок, указанная публикация не содержит. В статье присутствуют интересные и занимательные факты, приводится биографическая справка и сведения о главном герое материала. Необходимо отметить, что указанное интервью достаточно хорошо сформулировано и профессионально подготовлено.

Другим материалом о культуре и о культурно-просветительской тематике является интервью с чрезвычайным и уполномоченным послом Азербайджанской Республики в Республике Таджикистан Аббасали Гасановым с заголовком «У нас общая культура!» [6]. Интервью берет журналист газеты Амаль ханум Гаджиева. Информационным поводом публикации служит день национального возрождения Азербайджана, который ежегодно отмечается 15 июня и проведения концерта в рамках дней культуры Азербайджана. В этой связи господин Гасанов повествует об истории государственного становления и независимости Азербайджана, а также об ожесточенной войне внутри страны, боевых столкновениях на территории Нагорного Карабаха и распаде Советского Союза.

Несмотря на характерные политические окраски, указанное интервью является во многом познавательным культурно- историческим материалом. В дополнении к этому затрагиваются вопросы не только культурного, но и экономического, а также торгового сотрудничества между Республикой Азербайджан и Республикой Таджикистан. Занимательным моментом в интервью является то, что в материале имеется общая аналогичная параллель с событиями гражданской войны в Таджикистане. Более того, интересным является и другой факт, что на вопрос, о том какие сходства и различия, существуют между таджикскими и азербайджанскими народами, господин Гасанов ответил, что 2 народа похожи друг на друга внешне и внутренне; та же доброта, добродушность, открытость, искренность и трудолюбие, а различия посол заметил лишь в специфике традиций. Тем не менее, подвергая экспертизе и анализируя характерный недостаток в материале, следует отметить, что журналистом ни разу не поясняется и не упоминается о чем и когда именно проходил данный концерт, при этом имеется лишь упоминание о выступление

азербайджанских мастеров и артистов. Таким образом, в материале наличествует характерная ошибка- отсутствие в начале материала, а также в лиде, пояснения о главном событии или информационном поводе указанного интервью. 23 августа 2012 года на страницах интернет-сайта «Вечерка» выходит аналитическая статья под названием «Театр оперы и балета: храм возрождающегося искусства» автора Марины Рожкиной, в которой повествуется о театре и оперы балета имени Садриддина Айни [7]. Статья рассматривается в качестве первого аналитического материала электронного интернет-ресурса, где освещается о таком культурно-просветительском учреждении как театр. В публикации речь идет об истории становления известного русского драматического театра. Как рассказывает главный режиссер драматического театра Шамси Низомова, в советское время он являлся ведущим музыкальным театром страны и был широко известен далеко за пределами Советского Таджикистана. После возникновения гражданской войны и всеобщего культурного упадка в стране, данная проблема также не обошла стороной и «культурный храм». Однако после личного обращения руководства театра за помощью к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону об оказании содействия в культурной поддержке, по поручению главы государства, помощь была оказана в кратчайшие сроки. В статье характерно отмечается, что в разные годы в театре имени Садридина Айни, с гастролями приезжали и выступали всемирно известные артисты и музыканты, а также прославленные исполнители стран Центральной Азии и многие другие. Однако главной заслугой театра после государственной независимости заключалась в усилии оказания содействию профессионализма и участия в международных театральных форумах и фестивалях, которые способствовали приданию таджикскому театру статуса базовой организации учреждения культуры и искусства по направлению «Театр стран СНГ».

В статье идет описание одного из наиболее известного театра столицы Таджикистана. Следует констатировать, что материал имеет подробный исторический анализ становления и развития, периода культурного упадка и творческого кризиса, а также об уникальном возрождении и современном состоянии театра. Необходимо добавить, что данная публикация является одним из наиболее качественных аналитических материалов на культурно-просветительскую тематику в русскоязычном интернет сайте «Вечерка» в жанре «корреспонденция».

Таким образом, как показал краткий анализ публикаций о массовой культуре и культурно-просветительской тематике русскоязычных СМИ РТ на примере интернет-издания «Вечерка», материалы на тему культуры делают существенный акцент в этом направление, большинство публикации выходят в жанре интервью, тем не менее, в отдельных материалах встречаются наличие стилистических и грамматических ошибок и неточностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Перевод с французского А. Качалова. - М. : Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. — 240 с. ISBN 978-5-91478-023-1».

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник / Е.П. Прохоров. - М: Аспект Пресс, 2009. - 351.

3. https://monocler.ru/chelovek-massa-jose-ortega-y-gasset/

4. https://monocler.ru/ryinok-massovoy-kulturyi/

5. http://vecherka.tj/?p=1321

6. http://vecherka.tj/?p=5189

7. http://vecherka.tj/?p=5834

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА «ВЕЧЕРКА» (2011-2015гг.))

В статье рассматриваются основное понятие и теория «массовой культуры» и культурного просвещения в средствах массовой информации и коммуникации. Во вводной части дается обозначение и понятия «функция» и ее особенностях в журналистике. В частности приводится подробное описание «культуроформирующей» функции и ее отличительных качествах. На основе тезисов мировых культуролологов и специалистов СМИ концепция «массовая культура». В качестве примере анализируются материалы на тематику культурного просвещения столичного информационного Интернет-ресурса «Вечерка» на русском языке.

Ключевые слова: культурное просвещение, массовая культура, функции журналистики, русскоязычные СМИ РТ, интернет-издание «Вечерка»

ON THE ISSUE OF CULTURAL COVERAGE AND MASS CULTURE IN THE RUSSIAN-LANGUAGE MEDIA IN TAJIISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE INFORMATION

WEBSITE «VECHERKA» (2011-2015))

The article deals with the concept and theory of «mass culture» and cultural education in the media and communication. the introductory part gives the designation and concept of «function» and its features in journalism. In particular, a detailed description of the «culture-forming» function and distinctive qualities. The concept of «mass culture» is based on theses of world culturologists and the media. As an example, materials on the subject of cultural education of the capital's information Internet resource «Vecherka» in Russian are analyzed.

Key words: cultural enlightenment, mass culture, functions of journalism, Russian-language mass media of the Republic of Tajikistan, Internet edition «Vecherka»

Сведение об авторе:

Трескинский В.Т. -аспирант кафедры Отечественной и международной журналистике Российско-Таджикского славянского университета, Тел.: (+992) 919351526, E-mail: vadim15.90@mail.ru

About the author:

Treskinsky V. T: Postgraduate student of the Department of Domestic and International Journalism of the Russian-Tajik Slavic University, Tel .: (+992) 919351526, E-mail: vadim15.90@mail. ru

ТДУ: 820:891.550

САХМИ МУХДККЩОНИ АНГЛИС ДАР ОМУЗИШИ ХАЁТ ВА ОСОРИ КЛАССИКОНИ АСРИМИЁНАГИИ ФОРСИИ ТОЧДКЙ (дар асоси осори Чалолиддини Балхй)

Шозиёева Г.П., Шомислимов У.М.

Институти омузиши масъалахри давлатзри Осиё ва Аврупои АМИТ

Бояд гуфт, ки адабиёти чахон дар хамаи даврахо ва зинахои таърихии худ новобаста аз хаводису вокеахои мухталиф бо хамдигар равобити каввй дошта, навоварихо ва самтхои зиёди тозаро ба даст даровардааст. Пас, мехвари асосии он махз равобити адабиёти миллй ва бадеии Шарку Гарб мебошад. Дар баробари равобити адабй харчанд пешравихои зиёди адабй-бадей ба даст меомаданд, ягон халку миллати сохибфарханг ва сохибтамаддун арзишхои миллии худро аз даст надоданд.

Дар ин замина тахкики фарханги мухталиф дар доираи масъалахои байнифархангй халку миллат пеш аз хама фархангу маданият ва адабиёти худро чустучу менамояд. Вобаста ба ин адабиёти форсии точикй ва англис аз даврахои кадим равобити адабй-бадеии хуб дошта, хатто аз хамдигар таъсир мебардоштанд [2, с.81].

Мавзуъву мухтавои маколаи мазкур аз он иборат аст, ки омузиши равобити адабй-бадей на танхо барои таърихи адабиёти миллй, балки барои ба рох мондани хамкорихои фархангй, адабй ва бадеии Точикистон, Эрон ва Англия ахамияти махсус дорад. Адабиёти форсии точикй чихати доштани арзишхои баланди миллй, фархангй, маънавй ва адабии худ, кисми мухимтарини на танхо сарзамини Шарк, балки Гарб ба хисоб меравад. Нуктаи мазкур барои ташаккули минбаъдаи адабиёти форсии точикй ва англис хизмат мекунад. Маълум аст, ки таъсирпазии як адабиёт ба адабиёти дигар пеш аз хама тавассути тарчума ба вукуъ пайваста, фархангу маданияти халку миллатхоро ба хамдигар наздик месозад.

Омузиш ва тарчумаи осори ниёгонамон, ба вижа осори классикони асримиёнагй дар Англия тахкикоти чиддй ва илмиро ба миён овард, зеро мубраммияти мавзуи онхо чолиби диккати хамагон гардидааст. Яке аз чунин симохои адабии чахонй Чалолиддини Балхй буда, дар хар гуна мавзуъхои илмй, бадей, таърихй ва ичтимой фикру акидахои волоро офаридааст.

Тарчумаи осори классикии форсии точикй ба забони англисй аз умки асрхо ба вучуд омада, то хол идома меёбад. Бояд кайд кард, ки асри XVII дар адабиёт ва доирахои адабии Англия таваччух ба осори Чалолиддин Балхй (1207-1273), ба вижа ба «Маснавии маънавй» («Masnavii ma'navi» by Jalaluddin Rumi) зиёд буд. То замони мо «Маснавии маънавй»-и Чалолиддин Балхй чандин маротиба ба забони англисй тарчума ва нашр шудааст.

Дар Аврупо, махз дар Англия мухаккикон ва олимон чун Винфелд (Winfield), Вилсон (Wilson), Николсон (Nicholson), Редхавз (Redhouse), Барк (Bark) ва дигарон ба омузиш ва тарчумаи осори Мавлоно Чалолиддин Балхй таваччухи хосса доштанд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.