Научная статья УДК 343.1
К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ХИЩЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ, СОВЕРШЁННЫХ ЧЛЕНАМИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП
Речков Илья Евгеньевич
Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются основные элементы криминалистической характеристики таких преступлений, как хищения автотранспортных средств, совершённые в составе организованной группы. Особое внимание уделено анализу способов проникновения в салоны автомобилей и безвозмездного их изъятия; личностным типам участников преступных формирований; а также подчёркнута важность рассматриваемого вопроса не только для разработки научных рекомендаций по методике расследования отдельных видов преступлений, но и для практической деятельности следователя.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика, хищение автомобиля, организованные группы, способ совершения.
Для цитирования: Речков И. Е. К вопросу о криминалистической характеристике хищений автомобилей, совершенных членами организованных групп // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 194-201.
ON THE QUESTION OF FORENSIC CHARACTERISTICS
CAR THEFTS COMMITTED BY MEMBERS OF ORGANIZED GROUPS
Ilya E. Rechkov
Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia
Abstract: The article examines the main elements of the criminalistic characteristics of crimes such as theft of motor vehicles, and highlights the features of the criminalistic characteristics of crimes committed by organized groups. Special attention is paid to the methods of committing theft of motor vehicles and the identity of the participants of an organized group, and the importance of criminalistic characteristics of crimes is emphasized not only for the development of scientific recommendations on the methodology of investigating certain types of crimes, but for the practical activities of the investigator.
Keywords: forensic characteristics, car theft, theft, organized groups, method of commission.
For citation: Rechkov I. E. On the issue of criminalistic characteristics of car thefts committed by members of organized criminal groups // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2024. № 1(98). Р. 194-201.
В России на сегодняшний день совершается значительное число преступных посягательств на транспортные средства. Сотрудники полиции испытывают трудности в раскрытии краж автотранспортных средств, так как данные преступления имеют
устойчивую связь с деятельностью организованных групп, которые специализируются на хищениях автомобилей. Поскольку организованные группы осуществляют свои преступные действия не только в регионах, где была совершена кража, но и за их пределами или даже в других государствах, в деятельности сотрудников правоохранительных органов возникают проблемы в области выявления и пресечения данных категорий преступлений. В научной литературе неоднократно отмечалось, что большинство краж транспортных средств совершается организованными подготовленными группами, что обусловлено рядом таких факторов, как лёгкость хищения транспортного средства (при должной мере подготовленности и оснащённости преступников), достаточное количество каналов и способов реализации похищенного транспортного средства и ряда других [1, с. 237].
На сегодняшний день проблемы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных с хищением транспортных средств, приобретают системный характер, поскольку в криминалистической науке существуют различные подходы к толкованию криминалистической характеристики преступлений, а также есть противоположные точки зрения учёных на выделение тех или иных элементов в составе криминалистической характеристики преступлений. Так, ряд авторов определяет криминалистическую характеристику как некую систему сведений о преступлении и его признаках; другие же считают, что криминалистическая характеристика преступлений является информационной моделью события преступления. Хочется отметить, что, несмотря на различные подходы к толкованию указанной категории, криминалистическая характеристика в первую очередь призвана оказать помощь в расследовании и раскрытии преступлений. Криминалистическая характеристика описывает все элементы и признаки состава преступления, помогает выдвинуть версии, спланировать расследование преступлений, определяет виды и последовательность проведения первоначальных мероприятий и следственных действий, а также позволяет определить круг лиц, среди которых необходимо искать вероятного преступника [2, с. 45].
По нашему мнению, к числу основных элементов криминалистической характеристики хищений организованными группами транспортных средств, относятся предмет преступления, способ его совершения, личность преступника, обстановка совершения преступления и механизм следообразования. Отметим, что в большинстве своём криминалистическая характеристика указанной категории преступлений идентична криминалистической характеристике хищений автомобилей, совершённых без соучастия или в простом соучастии, однако совершение преступления в составе организованной группы имеет свои особенности в признаках элементов криминалистической характеристики [3, с. 170].
Предметом преступления зачастую становятся автомобили любой стоимости, то есть как бюджетные, так и иномарки премиум-класса. Согласно специальному проекту «Российской Газеты» «АВТОПАРК», статистика по самым угоняемым автомобилям в Российской Федерации свидетельствует о том, что на первом месте остаются автомобили марки «Lada». Это обуславливается тем, что преступникам легко удаётся обойти систему защиты данного автомобиля. Среди иномарок по итогам 2023 года наиболее угоняемыми машинами стали Toyota, Hyundai и Kia. В 60 % случаев преступники похищали машины 2022-2021 годов выпуска. На кражи трёхлетнего транспорта приходится 15,1 %. А доля угонов автомобилей, выпущенных в 2019 году и ранее, составляет гораздо меньше - от 3 до 9 % в зависимости от года выпуска (чем старше машина, тем меньше случаев краж). Также следует отметить, что значительную часть среди похищенных и угнанных транспортных средств составляют автомобили, которые продолжительное время не использовались их владельцами. Так, виновные лица, совершая хищение автотранспортного средства, рассчитывают на то, что их деяние долгое время не будет обнаружено сотрудниками ОВД [4, с. 30]. В качестве особенностей совершения краж организованными группами стоит отметить,
что предметом преступного посягательства достаточно часто выступают автомобили премиального класса.
Далее одним из важных элементов криминалистической характеристики является способ совершения преступления - это комплекс действий субъекта (субъектов), последовательно направленных на реализацию преступного замысла изъятия и обращения в свою пользу или пользу третьих лиц предмета преступного посягательства. Все способы совершения хищений можно разделить на две группы по характеру действий преступников: открытые хищения и тайные хищения. Если рассматривать хищения, совершаемые именно организованными группами, то преобладает именно тайный способ хищения автотранспортных средств.
Необходимо подчеркнуть, что способы совершения преступления с каждым разом изменяются и совершенствуются, не остаются неизменными. Способ как элемент криминалистической характеристики в целом можно разделить на три основных этапа: подготовительный, исполнительный и использование похищенного (сокрытие). Но не всегда все этапы реализуются на практике, зачастую умысел преступника направлен непосредственно на само хищение автомобиля, минуя этап подготовки [5, с. 11].
Итак, в целом все способы можно классифицировать по этапам совершения следующим образом: подготовка к совершению преступления; незаконное изъятие и (или) обращение автотранспортного средства из владения собственника или иного законного владельца; использование похищенного автомобиля, способы его транспортировки, а также способы сокрытия автомобиля, реализации похищенного имущества.
Говоря о подготовке к совершению преступления, нужно отметить, что на данном этапе преступники, являющиеся членами организованных групп, осуществляют некую разведку, то есть собирают все сведения о предполагаемом объекте - предмете хищения, о владельце автомобиля, а также подготавливают все необходимые орудия и средства для реализации преступного умысла. В большинстве своём преступная разведка заключается в подыскании автомобиля соответствующей марки, модели, цвета, состояния. В последующем за подысканным автомобилем может устанавливаться слежка в течение нескольких дней для определения оптимального времени и места совершения хищения. Кроме того, в процессе наблюдения за объектом хищения участники организованных групп определяют наличие сигнализации, её систему, использование собственником каких-либо дополнительных средств защиты и, как следствие, подбирают необходимые орудия для совершения преступления. В этих целях могут быть созданы бригады гастролёров, выискивающих легкодоступные автомобили возле крупных торговых и офисных центров.
После того как все необходимые сведения собраны, специальные орудия и средства подготовлены, преступники начинают реализовывать действия, непосредственно связанные с завладением чужого автомобиля. На данном этапе следует выделить следующие разновидности хищения автомобилей: в зависимости от условий хранения транспортных средств существуют такие способы совершения краж, как способы облегчённого доступа; способы свободного доступа; способы краж, связанные с нейтрализацией противоугонных устройств, с проникновением в неохраняемые закрытые объекты; а также сложные или комбинированные кражи транспортных средств. Кроме того, кража автомобилей может осуществляться с проникновением в помещение и без проникновения в помещение, где находятся транспортные средства. Отсюда и различаются способы хищения. В первом случае для того чтобы завладеть предметом преступного посягательства, необходимо преодолеть какое-либо препятствие, что предполагает более сложную подготовку, так как требуется больше времени на преодоление препятствий и получение доступа к предмету. Для этого способа на первоначальном этапе преступниками изучаются все помещения, места, где предполагается совершить кражу, подыскиваются все специальные и технические средства, которые способны отворить, сломать, открыть входные двери, ворота в то или
иное здание, помещение. Говоря о краже транспортных средств без проникновения в помещение и иное хранилище, стоит отметить, что это самый распространённый способ на сегодняшний день, так как требует минимум действий и затрат времени, он более прост и совершается путём свободного доступа [6, с. 50].
Рассматривая конкретные способы проникновения в салон транспортного средства, можно выделить следующие виды: подбор ключа к дверце, а также использование средств нейтрализации противоугонных систем, данный способ эффективен и не оставляет видимых повреждений на машине; отжим вентиляционного окошка внутрь салона автомашины; разбитие или выдавливание стекла переднего или заднего вентиляционного окошка автомобиля либо стекла окна дверцы и последующее открытие дверцы рукой изнутри; проникновение в незапертый автомобиль [7, с. 94].
Несколько подробнее стоит рассмотреть наиболее актуальный и требующий наибольшей подготовки сотрудников полиции способ проникновения в салон транспортного средства. Таким способом выступает использование преступниками механизмов сканирования сигнализации и других современных технических средств по отключению противоугонных систем. Данный способ характерен для организованных групп, где есть чёткое разделение ролей и спланированность всех действий. Преступным группам свойственно обойти все защитные устройства, механизмы, которые имеются в автомобиле, вскрыть сам автомобиль и похитить его. Для того чтобы похитить автомобиль, используются различные приборы. Например, при помощи «глушилки» преступниками создаётся цифровой шум, вследствие которого установленная сигнализация на автомобиле не реагирует, то есть владельцу автомобиля не поступает тревожное сообщение на брелок. Далее преступники отключают штатную сигнализацию автомобиля и проникают в салон, применяя различные технические средства и подавая команду на открытие дверей и выключение штатной охраны. Также преступники активно используют такое устройство, как кодграббер, которое предназначено для обмана сигнализации автомобиля, с его помощью преступники перехватывают код-сигнал, посылаемый с брелока владельца автомобиля при постановке машины на охрану и снятии с охраны. Данный код запоминается и в дальнейшем в нужный момент используется для проникновения в автомобиль [9, с. 107].
Кроме того, для полноты рассмотрения вопроса о способе совершения хищений автотранспортных средств организованными группами необходимо рассмотреть и методы запуска двигателя автомобиля. Один из наиболее распространённых ранее способов запуска двигателя автомобиля - повреждение замка зажигания и соединения проводов «напрямую» - в настоящее время практически не используется участниками организованных групп. Этот способ остаётся характерным для неквалифицированных угонов. Члены организованных групп такой способ, как правило, не используют, это обусловлено, в том числе и объектом преступного посягательства. При совершении хищения автомобиля организованной группой её члены используют специально подысканные устройства, позволяющие вычислять и генерировать код иммобилайзера, а также могут использоваться специальные «прокручиватели» личинки замка зажигания.
Способы хищения автомобиля - это не только действия по планированию и изъятию автомобиля, но и действия по реализации похищенного. В большинстве случаев в целях сокрытия преступления автомобиль перегоняется в заранее подготовленное преступниками место (мастерскую, гараж, иное помещение), при этом автомобили зачастую не только перегоняются «своим ходом», но и могут перевозиться на любом грузовом транспорте в другие регионы. Наиболее распространённым способом сокрытия преступления является то, что похищенные автомобили подвергаются демонтажу, разбираются на запасные части. В дальнейшем запасные части максимально быстро продаются на местных рынках или на интернет-сайтах. В данном случае похищение автомобиля совершается преступными группами без какого-либо большого риска для них, так как разобрать на запчасти автомобиль гораздо
быстрее, чем сбыть сам автомобиль и минимизировать образование следов преступления; не решается вопрос о постановке автомобиля на учёт, а также снимаются проблемы с регистрационными документами на автомобиль [8, с. 123].
Итак, способ совершения преступления, являясь важным элементом криминалистической характеристики в хищениях автотранспортных средств, совершённых именно организованными группами, имеет свои особенности. При хищениях автомобиля характерно: использование орудий и специальных технических средств, обеспечивающих нейтрализацию охранных приспособлений, а также наличие действий по подготовке к совершению преступления: преступной разведки, выполнения отдельных действий разными участниками организованной группы, а также применение мер конспирации преступной деятельности, сокрытия предмета хищения.
Не менее важную роль играет характеристика личности преступника. Лица, совершающие хищение автомобилей, могут как обладать специальными познаниями и иметь современные средства противоугонных систем, так и впервые совершать противоправное деяние.
Практика складывается таким образом, что в большинстве случаев преступления совершаются лицами мужского пола, чаще всего в возрасте от 20-40 лет. Важная черта лиц, которые занимаются хищениями транспортных средств, заключается в наличии у них специальных умений и навыков, которые необходимы для завладения транспортным средством. Как большинство организованных групп, преступные формирования, специализирующиеся на хищениях автомобилей, имеют свою структуру и чёткое распределение ролей. Так, каждый этап совершения преступления может реализовываться членами организованной группы, обладающими навыками и умениями, необходимыми именно для конкретной задачи. Организатор и руководитель (возможно, несколько лиц, выполняющих данные функции) организует преступление, координирует действия всех членов организованной группы, определяет цели и объекты преступного посягательства, распределяет роли и преступный доход. Как правило, организаторы - это мужчины в возрасте 30-40 лет, обладающие высокими организаторскими, лидерскими качествами, умением подчинить себе других соучастников, расчётливые, с сильным характером, имеющие опыт преступной деятельности.
Достаточно часто в организованной группе имеется звено, занимающееся реализацией похищенного автотранспорта или отдельных его частей. Такие лица зачастую работают на автомобильных рынках, «авторазборах», обладают хорошими коммуникативными качествами. Ещё одно звено организованной группы, занимающейся хищениями автотранспорта, - специалисты в сфере цифровых технологий - компьютерщики, программисты, которые изготавливают, настраивают, перепрограммируют устройства для нейтрализации противоугонных систем автомобиля. Эти лица, как правило, моложе, в возрасте 25-30 лет, имеющие высшее или среднее профессиональное образование в сфере цифровых технологий. Кроме того, в состав организованной группы могут входить лица, обязанности которых заключаются в разделении похищенного автомобиля на отдельные части - слесари.
Обязательным звеном любой организованной группы, совершающей хищения автотранспорта, являются лица, которые непосредственно перегоняют автомобили от места хищения до места временного «отстоя» и далее в место реализации или разбора. Такие члены организованной группы обладают навыками по управлению различными транспортными средствами, имеют богатый преступный опыт, могут иметь одну или несколько судимостей за совершение аналогичных преступлений.
Совершение хищений автотранспорта женщинами возможно при соучастии с мужчинами и в основном при выборе насильственного способа завладения похищаемым автомобилем. Женщины в данном случае будет играть роль приманки, она может выступать в виде потенциального покупателя автомобиля. Например, М. в ходе телефонных переговоров с ККН под надуманным предлогом своей
беременности и невозможности приехать на осмотр автомобиля договорилась о встрече. Далее А. и М. встретились с ККН около указанного М. дома под надуманным предлогом осмотра её автомобиля Audi Q5, проехали к другому месту, где их ожидал Ф. После этого М., А. и Ф. в салоне автомобиля, используя нож, убили ККН, после чего скрылись с места преступления, уехали на похищенном автомобиле Ауди Q5 в г.Челябинск, где на следующее утро продали угнанное транспортное средство.
Рассматривая криминалистическую характеристику, нельзя не отметить обстановку (место, время) совершения преступления. Выбор места и времени совершения преступлений в большинстве случаев зависит от условий охраны похищаемого объекта. Статистика показывает, что в крупных городах России кражи автомобилей совершаются чаще в силу того, что в таких городах сосредоточено большое количество автотранспорта. Виновным лицам проще найти объект преступления, переместить его в место отстоя и скрыться в удалённом месте от похищенного автомобиля.
Механизм следообразования как элемент криминалистической характеристики имеет большое значение в раскрытии хищений автотранспортных средств, совершаемых организованными группами. Так, исследование транспортных средств, следов обуви, следов взлома является одним из главных источников доказательств. Следователю необходимо на подготовительном этапе определить места сосредоточения основных следов преступления. Особое внимание следует обратить на следы обуви и протекторы колёс автотранспортного средства, а также на следы, которые будут давать представление о способе хищения автомобиля.
Выделяются различные признаки следов преступления, которые свидетельствуют, что хищение автомобилей совершено организованной группой: разные следы обуви, обнаруженные и изъятые на месте преступления; различные следы пальцев рук; нечаянно утерянная одежда преступников (носовые платки, перчатки); окурки от сигарет, отличающиеся размером или маркой; характер повреждений на тех или иных объектах; следы от разных транспортных средств, которые были использованы преступниками (следы от автомобиля, на котором преступники прибыли; следы от автомобиля, с помощью которого было совершено хищение другого автомобиля). Несомненно, осмотр обнаруженного автомобиля представляет для следователя наибольший интерес, так как в нём может быть оставлено значительное количество следов преступления. Как правило, в салоне автомобиля следы преступления, а именно: микрочастицы и микрообъекты - могут остаться на автомобильных креслах, чехлах, подлокотниках. На рулевом колесе, ручке переключения передач, указателей поворота, освещения, дверных ручках могут остаться частица потожирового вещества преступника, которые в последующем могут позволить идентифицировать его личность Механизм следообразования при каждом случае хищения автомобиля может быть различен, но, следует отметить, что любое преступление не может быть бесследным. Зная механизм образования следов преступления, можно раскрыть не только такое преступление, как хищение автомобилей, но и идентифицировать следы с аналогичными обнаруженными при осмотре места происшествия следами по другим преступлениям.
Кроме того, следует уделить внимание и идеальным следам преступления, то есть образам, запечатлённым в памяти очевидцев преступления. Отметим, что хищения автомобилей обладают высокой степенью латентности, в связи с чем процесс расследования характеризуется небольшим числом свидетелей. В памяти потерпевшего следов преступления, как правило, остаётся не так много, но они могут иметь определяющее значение для последующего поиска похищенного имущества. Особое внимание при допросе потерпевшего стоит уделить описанию особых, отличительных примет автомобиля, например: нестандартные дверные ручки, накладки на пороги, выхлопной трубе, особенности осветительных приборов как передних, так и задних фар и другие. Основной объём идеальных следов хищения автотранспортного средства
всегда образуется в памяти лиц, совершивших данное преступление, поскольку такие лица знают, как преступление было спланировано, совершено и что было сделано с похищенным автомобилем.
Таким образом, полагаем, что успешное расследование хищений автотранспортных средств обеспечивается оперативностью сотрудников органов внутренних дел, а именно: быстрым реагированием ими на заявления пострадавших лиц, своевременным проведением осмотра места происшествия, качественным проведением первоначальных мероприятий, направленных на изобличение виновных и обнаружение (поиск) похищенного автомобиля, а также проведением ряда последующих следственных действий. Все указанные мероприятия возможно с наибольшей эффективностью реализовать благодаря знаниям элементов криминалистической характеристики хищений транспортных средств.
1. Кураков Д. В. Вопросы предотвращения и предупреждения хищений транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С. 237-246.
2. Виноградова О. П. Криминалистическая характеристика преступления как ключевой элемент совершенствования частных методик расследования // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2(34). С. 45-49.
3. Тудупов А. Б. Криминалистическая характеристика хищений и угонов транспортных средств // Актуальные вопросы транспортной безопасности. 2017. С.170-175.
4. Белова К. А. Проблемы определения предмета преступления об угоне транспортных средств // Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы россии в условиях реформирования: сборник материалов комплекса научных мероприятий адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей. Под общ. ред. В. Н. Некрасова. 2018. Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (Вологда). С. 28-31.
5. Виноградова О. П. Способ совершения преступления как ключевой элемент криминалистической характеристики преступления в структуре частной криминалистической методики // Правоохранительные органы: теория и практика. 2022. № 2(43). С. 9-12.
6. Виноградова О. П. Способ совершения и сокрытия преступления как элементы криминалистической характеристики разбойных нападений на водителей автотранспорта // В сборнике: Криминалистика и судебно-экспертная деятельность: теория и практика. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 50-55.
7. Лукин В. С. Расследование угонов транспортных средств: сборник научных трудов межвузовской конференции. 2019. С. 94-98.
8. Буз С. А. Хищения легковых автомобилей: монография. Краснодар, 2008. 215 с.
9. Виноградова О. П., Ржанникова С.С. Проблемные аспекты расследования хищений транспортных средств, совершенных с применением современных информационных технологий // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2020. № 3(52). С. 105-111.
1. Кигакоу Б. V. Уоргову' рге^угавЬЬешуа 1 ргеёирге2кёешуах18Ькепу 1гап8рог1;пу'х 8геёв1у // КаисЬпу' уев1шк Ог1оуБко§о уипёюИе8ко§о твйШа МУБ КОББИ теш У.У. Ьик'уапоуа. 2023. № 1(94). Б. 237-246.
2. Уто§гаёоуа О. Р. КпттаНвйсЬевкауа хага^епБйка ргев1;ир1ешуа как к1уисЬеуо] е'1етеп 8оуегвЬеп81уоуап1уа сЬаБШу'х те1;оё1к га8в1еёоуашуа // Уев1шк игаГвко§о ушМсЬе8ко§о МШа МУБ в^и. 2022. № 2(34). S. 45-49.
3. Тиёироу А. В. КпттаНвйсЬевкауа хага^епБйка х18Ькепу 1 и§опоу ^апвроЛпу'х вгеёв1у // АкШаГпу'е уоргову' 1хап8рог1по] Ье2ора8по811 2017. Б. 170-175.
4. Belova K. A. Problem/ opredeleniya predmeta prestupleniya ob ugone transportny'x sredstv // Aktual'ny'e problemy' ugolovno-ispolnitel'noj sistemy' rossii v usloviyax reformirovaniya: sbornik materialov kompleksa nauchny'x meropriyatij ad''yunktov, kursantov, studentov i slushatelej. Pod obshh. red. V. N. Nekrasova. 2018. Vologodskij institut prava i e'konomiki Federal'noj sluzhby' ispolneniya nakazanij (Vologda). S. 28-31.
5. Vinogradova O. P. Sposob soversheniya prestupleniya kak klyuchevoj e'lement kriminalisticheskoj xarakteristiki prestupleniya v strukture chastnoj kriminalisticheskoj metodiki // Pravooxranitel'ny'e organy': teoriya i praktika. 2022. № 2(43). S. 9-12.
6. Vinogradova O. P. Sposob soversheniya i sokry'tiya prestupleniya kak e'lementy' kriminalisticheskoj xarakteristiki razbojny'x napadenij na voditelej avtotransporta // V sbornike: Kriminalistika i sudebno-e'kspertnaya deyatel'nost': teoriya i praktika. Materialy' V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 50-55.
7. Lukin V. S. Rassledovanie ugonov transportny'x sredstv: sbornik nauchny'x trudov mezhvuzovskoj konferencii. 2019. S. 94-98.
8. Buz S. A. Xishheniya legkovy'x avtomobilej: monografiya. Krasnodar, 2008. 215 s.
9. Vinogradova O. P., Rzhannikova S.S. Problemny'e aspekty' rassledovaniya xishhenij transportny'x sredstv, sovershenny'x s primeneniem sovremenny'x informacionny'x texnologij // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. № 3(52). S. 105-111.
Информация об авторе
Илья Евгеньевич Речков. Старший преподаватель кафедры криминалистики. Уральский юридический институт МВД России. 620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66.
Information about the author
Ilya E. Rechkov. Senior lecturer of the Department of Criminalistics. Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 620057, Russia, Yekaterinburg, Korepina str., 66.
Статья поступила в редакцию 12.05.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2024; принята к публикации 27.02.2024.
The article was submitted May 12, 2023; approved after reviewing February 15, 2024; accepted to the writing of the article for publication February 27, 2024.