Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 83-92.
УДК 343.71
Б01 10.24147/1990-5173.2023.20(4).83-92
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЖ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
А. К. Теохаров1, А. А. Урусов2
1Омская академия МВД России, г. Омск, Россия 2Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. В 2022 г. в стране было зарегистрировано 5 266 краж транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили, при этом наблюдается устойчивая тенденция снижения числа таких преступлений в России на протяжении последних нескольких лет. Снижение активности преступников определено закрытием границ в связи с введёнными в отношении Российской Федерации санкциями, а также снижением активности движения в сторону юго-восточных государств. Между тем снижение количества преступлений анализируемой категории вовсе не демонстрирует того, что данное направление предупредительной деятельности утратило свою актуальность. Кражи транспортных средств независимо от их числа всегда негативно сказываются на обстановке в городах и иных населённых пунктах Российской Федерации, разрушая общественную безопасность и институт собственности. Цель. Целью исследования является формирование целостного представления об особенностях криминологической характеристики краж транспортных средств. Сформулированные в статье выводы позволят повысить эффективность деятельности органов внутренних дел по предупреждению данных преступлений, а также послужат исходным материалом для последующих исследований. Методология. Методологической базой исследования послужили общефилософский диалектический метод научного познания, сравнительный анализ, систематизация. Результаты. Изучение динамики зарегистрированных краж транспортных средств в период с 2010 по 2022 гг. свидетельствует о существенном снижении их числа (практически в 10 раз). При этом снижается их удельный вес в общей массе преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, -с 5,29 % в 2014 г. до 1 % в 2022 г. Фиксируется тенденция к всё большему преобладанию числа угонов транспортных средств, по сравнению с их хищениями, и увеличению удельного веса угонов в общем числе преступлений, связанных с противоправным завладением транспортными средствами. Более половины краж автотранспорта совершается группой лиц по предварительному сговору, а 6 % групповых краж автотранспорта - в составе организованной группы лиц.
Ключевые слова: хищение; преступления против собственности; кража автотранспорта; криминологическая характеристика; состояние преступности; личность преступника; детерминация хищений автотранспорта.
1. Введение
В последнее десятилетие ХХ в. наше го -сударство пережило перемены в экономике, политике, социальном строе и других сферах, что привело к ломке привычного уклада жизни российских граждан, стремительному падению их жизненного уровня, имущественному расслоению общества, а также иным отрицательным результатам, повлиявшим на состояние преступности. Ярким примером всего перечисленного считается колоссальный рост корыстной преступности в то время. Однако и в настоящее время уровень корыстных преступлений преобладает во всех сферах общественных отношений над остальными противоправными деяниями. Осо-
бое место в числе упомянутых выше противоправных деяний занимают кражи автомобилей или иных транспортных средств.
Необходимость осуществления криминологического анализа данного вида преступности обусловлена тем, что объём парка одних лишь легковых автомобилей в России к началу 2023 г. достиг отметки в 43,65 млн единиц. При этом доля автомобилей иностранного производства составляет 66,5 % (по состоянию на начало 2023 г.), что в абсолютном выражении соответствует 29 млн единиц, а на долю машин российского происхождения приходится 33,5 %, или 14,6 млн единиц1. В настоящее время Россия занимает лидирующие позиции в «каршеринговой ре-
волюции». Так, Москва с населением более 12 млн человек сейчас имеет самый большой парк каршеринговых автомобилей в Европе и второй по величине в мире, уступая лишь Токио. В то же время Санкт-Петербург является одним из немногих городов на территории нашего государства, где также активно растёт рынок краткосрочной аренды автомобилей. Среди автомобилей сервиса доступны как популярные недорогие модели типа «Volkswagen Polo», «Hyundai Solaris», «Renault Kaptur» и подобные, так и машины премиум-сегмента, например, «Mercedes E-classe», «Volvo XC60» и т. п. Также люксо-вые модели и суперкары, такие как «Porshe 911», «PorsheCarrera 4s», «PorsheMacan» и «FerrariF430 Spider»2.
Проанализировав различные информационные ресурсы, с уверенностью можно сказать, что рассматриваемый вид преступности характеризуется по-разному в зависимости от субъекта РФ. Причиной этого является географическое положение региона, его приближённость к столице, а также развитие инфраструктуры, сложившаяся обстановка авторынка и иные факторы. При этом преступники, занимающиеся кражами автотранспорта, нередко не установлены и, соответственно, остаются безнаказанными.
Как свидетельствуют результаты отдельных исследований, раскрываемость преступлений анализируемой категории остаётся невысокой и составляет в среднем 20 % [1, с. 133]. Нередки случаи, когда сотрудники следственных подразделений испытывают затруднения в квалификации совершённого преступного деяния [2, с. 78], особенно если местонахождение автотранспортного средства на момент возбуждения уголовного дела не установлено.
Как правило, в преступных структурах, осуществляющих такие преступные деяния, как кражи автотранспорта, состоят лица, имеющие в числе своих качеств умения и навыки, специальные знания в области техники. Также необходимо отметить, что эти криминальные группы имеют межрегиональные и международные связи и чаще всего «специализируются» на хищении дорогостоящих автомобилей (иномарок), нередко оборудованных новейшими средствами охраны. Их деяния отличаются дерзостью, организован-
ностью, применением отработанной системы сокрытия следов преступления, заранее подготовленных путей реализации похищенного.
Наряду с этим в последние несколько лет хищения автомобилей совершаются для последующего получения прибыли новыми способами. Например, кража, совершённая с целью получения денежных средств от потерпевшего за возврат похищенного автомобиля. При этом нередко такие способы криминального «заработка» сопровождаются откровенным вымогательством и угрозами в адрес владельцев похищенного автотранспорта [3, с. 181].
2. Методология
Исследование базируется на диалектическом методе научного познания объективной действительности, а также на современных методологических положениях философии, логики, криминологии. В УМВД России по Омской области изучались материалы доследственной проверки, уголовные дела (как раскрытые, так и приостановленные) по данной категории преступлений за период 2018-2022 гг., всего было изучено 20 дел.
3. Криминологическая характеристика краж транспортных средств в России
Можно отметить, что изучение динамики зарегистрированных краж транспортных средств в период с 2010 по 2022 гг. свидетельствует о существенном снижении их числа. Так, в 2010 г. в России было зарегистрировано 48 930 краж транспортных средств, в 2011 г. - 49 500, в 2012 г. - 52 000, в 2013 г. -51 654, в 2014 г. - 50 175, в 2015 г. - 44 566, в 2016 г. - 34 848, в 2017 г. - 34 123, в 2018 г. -23 712, в 2019 г. - 20 284, в 2020 г. - 14 788, в 2021 г. - 11 115, в 2022 г. - 5 2663.
Анализируя указанные выше данные, приходим к выводу о том, что число преступлений сократилось в 10 раз. При этом снижается их удельный вес в общей массе преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, - с 5,29 % в 2014 г. до 1 % в 2022 г. Вероятнее всего, причиной сокращения числа преступлений стало серьёзное развитие технологий, повысивших уровень защищённости собственности и транспортных средств.
Анализ краж автотранспорта показывает, что данные преступления среди корыстных посягательств на личную собственность
составляют в среднем 5 %. Отмечается повышение в этой области уровня знаний и мастерства лиц, совершающих кражи, их организованность и техническая подготовка. В настоящее время у преступников появляется потребность в дополнительных знаниях, благодаря которым они могут обойти новейшие средства защиты автотранспорта. Так, например, З., Х. и Ч., действуя в составе группы, по предварительному сговору, заранее распределив преступные роли, за период с июня по ноябрь 2018 г. спланировали и совершили 2 кражи автотранспорта, местом совершения которых являлась неохраняемая дворовая территория. Материальный ущерб от преступлений составил более 450 тыс. руб.4
Таким образом, можно утверждать, что дорогостоящие транспортные средства похищают лица, имеющие знания и навыки в технических областях. Также необходимо упомянуть тот факт, что совершение преступления тщательно готовится. Нередки случаи, когда за определённым автомобилем устанавливают слежку на несколько дней, чтобы хорошо ориентироваться на местности и располагать информацией о хозяине транспортного средства, а также лицах, имеющих доступ к нему, определить временные рамки, когда имеется возможность завладеть автомобилем [4, с. 240].
Всё сказанное подтверждает, что несмотря на снижение количества зарегистрированных преступлений в исследуемой области, а также снижение удельного веса по отношению к общему числу зарегистрированных преступлений против собственности, кражи транспортных средств имеют место быть, и потому борьба с ними представляет собой одну из наиболее актуальных проблем правоохранительных органов.
Традиционно наибольшее число краж транспортных средств совершено в Центральном (1537; -7,6 %) и Северо-Западном (1140; -5,8 %) федеральных округах (по итогам 2022 г. - более половины (51,5 %) указанных преступлений в стране). Значительная часть краж (76,2 %) приходится на четыре субъекта - Москву (674; -9,7 %), Московскую область (334; -0,4 %), Санкт-Петербург и Ленинградскую область (748; -5 %). Также вопрос противодействия кражам транспортных средств наиболее актуален и для таких субъектов Российской Федерации, как При-
морский (364), Краснодарский (123), Красноярский (97), Хабаровский (80) края, Иркутская (63), Свердловская (46), Самарская (44), Челябинская (42) области.
Характерный для настоящего времени прирост автомобилей иностранного производства в сране привёл к тому, что увеличивается доля транспорта, который становится предметом посягательства. Это связано ещё и с высокими ценами как на сами транспортные средства, так и на запасные части к ним [5, с. 214].
Статистику похищенного автотранспорта ведут как в МВД, так и в нескольких страховых компаниях, опираясь на собственные данные. Страховая компания «АльфаСтрахо-вание» и российский оператор систем безопасности «Цезарь Сателлит» составили сводный рейтинг наиболее похищаемых автомобилей массового и премиум-сегментов. В 2022 г. верхние строчки рейтингов самых похищаемых автомобилей в России занимали несколько автомобилей из Кореи, Японии и России. На основе зафиксированных обращений клиентов самыми «любимыми» моделями у преступников стали кроссоверы Hyundai Santa Fe (14 %) и Mitsubishi Outlander (6 %). В пятерку рейтинга также вошли Hyundai Creta (5 %), Hyundai Palisade (5 %), Kia Sorento (5 %)5.
Большое значение для преступников имеет товарный вид автотранспорта, поскольку чаще всего он сбывается в неизменном виде. Как правило, выбираются автомобили с небольшим пробегом и сроком эксплуатации. Более чем в 70 % случаев похищаются автомобили со сроком эксплуатации от 1 года до 3 лет. На выбор похитителей может в ряде случаев повлиять и цвет. Так, по данным Ф. Ю. Сафина, особой популярно -стью у преступников пользуются автомобили белого, красного и бежевого цветов [6, с. 208].
Предмет преступного посягательства по делам данной категории в некоторой степени может оказывать влияние на выбор способа совершения преступления, особенно если преступник совершает кражу автомашины конкретной марки и модели по заказу. На выбор способа совершения преступления оказывают влияние и другие факторы объективного и субъективного характера. К первым можно отнести место нахождения автомобиля (авто-
стоянка, гараж, двор), наличие специальных устройств (оборудования) для предупреждения кражи или угона, время совершения преступления, сложившуюся конкретную ситуацию. В качестве субъективных факторов выступают мотивы и цели совершения преступления, устойчивая противоправная установка (ранее совершал аналогичные преступления, привлекался к уголовной ответственности), наличие определённых знаний и навыков (в особенности автотехнических), физические качества и т. д. [7, с. 108].
Для рассматриваемой категории дел характерны следующие ситуации:
- кража автотранспортного средства, находящегося без присмотра на улице;
- кража автотранспортного средства, находящегося в гараже либо на организованной стоянке [8, с. 22].
Вполне естественно, что чаще похищаются автомашины, которые оставлены на улице, поскольку данный способ наиболее безопасен. При этом нет необходимости преодолевать дополнительные преграды, вскрывать запорные устройства. Достаточно лишь проникнуть в салон автомобиля. Однако при совершении кражи преступника часто интересует автотранспортное средство конкретной марки и модели, поэтому он вынужден предпринять дополнительные усилия для проникновения в гараж или на организованную стоянку.
Способы совершения рассматриваемой категории преступлений охватывают действия, направленные на их подготовку, совершение и сокрытие. При этом можно выделить следующие составляющие этих элементов, а именно действия:
- направленные на подготовку;
- связанные с проникновением к месту нахождения автотранспортного средства (гараж, стоянка, двор дома и т. д.);
- связанные с проникновением в транспортное средство;
- связанные с перемещением транспортного средства с места нахождения;
- направленные на сокрытие преступления.
На характер оставляемых следов напрямую влияет способ и место совершения преступления. Действия, связанные с проникновением в транспортное средство, также различны и большей частью зависят от квали-
фикации преступника. Следует отметить, что чаще всего применяются способы, которые позволяют сохранить товарный вид автомобиля, поскольку в противном случае потребуются дополнительные расходы на его восстановление. При нахождении автомобиля на открытой местности (двор, улица, автостоянка) действия преступника направлены на проникновение внутрь и перемещение его в другое место. При этом могут быть применены самые разнообразные способы:
- свободный доступ в транспортное средство;
- отпирание замка двери подобранными ключами либо отмычками;
- проворот отвёрткой или специальным приспособлением замка двери;
- отжим стекла или дверцы;
- разбивание бокового стекла;
- буксировка похищенного транспортного средства автомашиной, принадлежащей преступникам;
- предварительное откатывание на некоторое расстояние и т. д. [9, с. 67].
В результате этих действий остаются следующие следы преступления: следы обуви, предметы, оставленные преступником, орудия взлома или следы их применения, следы протектора шин, горюче-смазочных материалов, осыпь грунта с использованного преступником автомобиля и т. д. Если автотранспортное средство находилось в гараже, то, помимо вышеперечисленных, на месте совершения кражи будут присутствовать следы проникновения в гараж. Они также зависят от применённого способа:
- отпирание замка гаража подобранными ключами либо отмычками;
- вырывание дужки замка с помощью лома или подручных предметов;
- срывание замка или двери транспортным средством;
- перепиливание дужки замка или петель двери;
- отгибание фомкой, иным предметом металла двери;
- вырезание газосваркой части металла двери;
- разрушение стен гаража, перекрытий.
При этом могут остаться окурки, спички, следы рук, обуви, крови, слюны, следы взлома на замке или на двери, орудия взлома,
металлические опилки, частицы оплавленного металла, ключи, отмычки, волокна ткани и других материалов, верёвки, тросы.
Обычно подбор соучастников осуществляется по следующим критериям: наличие преступного опыта, обладание физической силой, владение специальными навыками (по вскрытию замков, пользованию инструментом и оборудованием), наличие навыков владения оружием, владение приёмами единоборств, наличие личного автотранспорта, гаража во временном или постоянном пользовании, наличие каналов сбыта похищенного и т. д. [10, с. 113].
В процессе подготовки к совершению кражи преступник уделяет много времени сбору информации об автомобиле и его владельце. На протяжении нескольких дней может вестись наблюдение за распорядком дня хозяина автомобиля и членов его семьи, изучаться его действия при снятии автомашины с охраны, осуществляться проверка времени реагирования на звук сигнализации. Для оценки благосостояния владельца может осуществляться посещение его квартиры под каким-либо предлогом. Собираются сведения о передвижении автотранспорта, о месте его хранения. Под различными предлогами (продажа или покупка автомашины, замков, запасных частей) преступник может посетить гараж для выяснения условий, в которых хранится автомобиль. При этом поверхностно осматривается как само транспортное средство, так и состояние дверей, запорных устройств гаража. Сбор информации может осуществляться с использованием специальных технических средств: бинокли, приборы ночного видения, компьютерная техника, фото- и видеоаппаратура, средства сотовой связи, средства для снятия информации с технических каналов связи, прослушивания телефонных переговоров и т. д. Собранная информация тщательно анализируется, а полученные выводы используются для выбора способа совершения кражи [11, с. 24].
В процессе подготовки подыскиваются орудия и средства совершения преступления. Для устранения препятствий подготавливаются наборы слесарного инструмента (дрели, кувалды, ножовки по металлу), ключи, транспорт (для срывания дверей или замков, для последующей буксировки или перевозки по-
хищенного автомобиля). Современные преступники при совершении краж используют дисковый режущий инструмент, газосварочное оборудование. Все эти орудия и средства можно разбить на следующие группы:
- орудия для проникновения к месту хранения (парковки) автомобиля;
- орудия для проникновения в салон автомобиля;
- орудия или устройства для отключения или повреждения сигнализации;
- устройства для запуска двигателя;
- средства для перемещения транспортного средства [12, с. 117].
В ходе подготовки к совершению кражи автомобиля преступник осуществляет мероприятия, направленные на последующее сокрытие преступления и продажу похищенного. Готовятся поддельные документы на транспортное средство, бланки доверенностей, справки-счета, приёмо-сдаточные документы для легализации похищенного. Подыскиваются места временного хранения («отстоя») автомобиля после его кражи. Таковыми выступают:
- гаражи (арендованные либо принадлежащие самим преступникам);
- дворы частных домов;
- участки лесных массивов;
- территории учреждений или организаций;
- автостоянки [13, с. 185].
Также определяются каналы сбыта похищенного. Преступник может воспользоваться услугами перекупщиков, разобрать автомобиль и продать его по запчастям, воспользоваться услугами сотрудников автосервиса, подыскать лиц или организации, заинтересованные в покупке похищенного транспортного средства. Очевидно, что при совершении кражи автомашины на «заказ» задача упрощается, поскольку нет необходимости в поиске каналов сбыта. Все подготовительные мероприятия осуществляются в комплексе и могут по времени проводиться несколько дней, недель и даже месяцев [14, с. 93].
Проведённый нами анализ материалов уголовных дел и судебно-следственной практики по преступлениям, связанным с хищениями транспортных средств, позволил установить следующие особенности, присущие данной категории преступлений.
1. Более 80 % краж автотранспорта совершается лицами в возрасте от 23 до 45 лет. Лица, совершающие хищения автотранспортных средств, являются гражданами Российской Федерации, при этом они временно не работают, как правило, проживают в городских условиях и являются местными жителями. Образовательный ценз автоворов выглядит следующим образом: 67 % преступников имеют среднее образование, 20 % -среднее специальное, 9 % - неполное среднее и 4 % - начальное образование. Подавляющее большинство автоворов (91 %) не состоят в браке. В большинстве случаев они ранее привлекались к уголовной ответственности по различным статьям УК РФ (56 %).
2. Из 20 эпизодов (18 - оконченные преступления, 2 - покушения), изученных в рамках анализа, 18 краж транспортных средств были совершены: группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ) -11; с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище (п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ) - 1; с причинением значительного ущерба гражданину (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ) - 3; в крупном размере (ч. 3 ст. 158 УК РФ) - 3.
3. Предметом преступных посягательств по данным уголовным делам стали 20 легковых автомобилей, из которых 18 - иностранного производства, 2 - отечественного.
4. В подавляющем большинстве (13 из 20 эпизодов (или 71 % случаев)) хищения транспортных средств совершались с неохраняемой внутридомовой территории; 1 (или 7 %) факт совершён на проезжей части улицы; в 6 (или 22 %) случаях местом совершения преступления являлись: территория автостоянки (1), машинно-тракторного парка (1), автосервиса (1), автомойки (1), гаража (1) и парковки торгового комплекса (1), которые были нами объединены в категорию «иное».
5. Исследование временных рамок совершения рассматриваемой категории преступлений показало, что они по большей части (15 из 20 эпизодов, или свыше 80 % случаев) совершены в ночное (с 22 до 6 часов) время. Так, например, Ч. за период с декабря 2018 г. по сентябрь 2019 г. совершил 5 оконченных преступлений и 1 покушение на кражу автотранспортного средства. Во всех случаях временным периодом совершения пре-
ступных действий Ч. являлось ночное время, а именно промежуток времени с 22 до 6 часов. Материальный ущерб от оконченных преступлений составил более 1,05 млн руб.6
6. Среди специальных криминогенных детерминант, оказывающих влияние на совершение хищений и угонов транспортных средств, также можно выделить:
- в большинстве случаев халатное отношение к сохранности транспортных средств со стороны владельцев (хищения транспортных средств совершаются преимущественно в неохраняемых местах, а сами автотранспортные средства зачастую не оборудуются даже элементарными охранными и противоугонными средствами);
- излишне мягкую позицию судов при избрании уголовного наказания за факты хищения транспортных средств (из 20 изученных в рамках исследования материалов уголовных дел только в 10 случаях (50 %) преступники получили наказание, связанное с реальным лишением свободы);
- излишний либерализм в применении меры пресечения, связанной с заключением под стражу, к задержанным по подозрению в совершении хищений транспортных средств, который кроме всего прочего оказывает негативное влияние на эффективность применения в отношении автоворов полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий и установление причастности к иным преступлениям;
- отсутствие достаточного числа официально функционирующих доступных охраняемых мест для парковки (стоянки) личных автотранспортных средств, особенно в условиях крупных мегаполисов;
- несовершенные механизмы, формы и методы межрегионального взаимодействия между правоохранительными структурами в общем и подразделениями органов внутренних дел в частности [15, с. 207].
Так, например, 4 июня 2022 г. Кировским районным судом г. Омска рассмотрено уголовное дело в отношении подсудимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, а именно в совершении 6 эпизодов совершения краж автотранспортных средств. В каждом случае подсудимый причинил потерпевшим значительный материальный ущерб, всеми
похищенными транспортными средствами вышеуказанное лицо распоряжалось по своему усмотрению, способ совершения преступлений - вскрытие замка передней левой двери отвёрткой. За вышеуказанные действия суд приговорил подсудимого на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ и ч. 1 ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима7.
Вышеуказанные примеры подтверждают тот факт, что правоприменитель при назначении наказания действует субъективно, статья, а также санкция, предусматривающая наступление уголовной ответственности за кражу транспортного средства, толкуются различно, что, в свою очередь, способствует увеличению количества краж транспортных средств.
4. Заключение
Таким образом, по результатам проведённого нами исследования особенностей криминологической характеристики хищений транспортных средств можно сформулировать следующие выводы.
1. Изучение динамики зарегистрированных краж транспортных средств в период с 2010 по 2022 гг. свидетельствует о существенном снижении их числа (практически в 10 раз). Статистические данные показывают, что исследуемый вид преступности занимает относительно небольшую долю в общей структуре уголовных деяний (в среднем 1 % от всех зарегистрированных на территории Российской Федерации), среди корыстных посягательств на собственность - около 5 %. Вероятнее всего, причиной сокращения числа преступлений стало серьёзное развитие технологий, повысивших уровень защищённости собственности и транспортных средств.
2. Фиксируется тенденция к увеличению числа угонов транспортных средств по сравнению с их хищениями и увеличению удельного веса угонов в общем числе преступлений, связанных с противоправным завладением транспортными средствами.
3. Более половины краж автотранспорта совершается группой лиц по предварительному сговору, а 6 % групповых краж автотранспорта совершается в составе организованной группы лиц. Специализирующаяся на кражах автотранспорта организованная группа в 98 % случаев имеет чёткое разделение ролей. В состав таких преступных структур входят организатор (100 %); угонщики (100 %); сбытчики (69 %); технические специалисты, занимающиеся переделкой транспорта (92 %); лица, специализирующиеся на легализации автомобилей в ГИБДД (27 %); перегонщики (35 %); лица, укрывающие у себя похищенный автотранспорт (13 %).
4. Количество уголовных дел, приостановленных в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в 2022 г. сократилось на 3,3 %. Несмотря на указанные положительные моменты, удельный вес расследованных краж автотранспорта находится на крайне низком уровне, составляя всего 20 %.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Парк легковых автомобилей вырос до 44 млн авто. - URL: https://automarketolog.ru/park-legkovyh-avtomobüej-vyros-do-44-mln-avto/#:~:text= Зарегистрированный%20парк%20легковых%20 автомобилей%20в,66%2С5%25%20(или%2029%20 млн%20автомобилей) (дата обращения: 29.08.2023).
2 На пике революции. Как иностранцы видят каршеринг в России. - URL: https://www.fontanka. ru/2019/02/12/122/ (дата обращения: 29.08.2023).
3 Состояние преступности. - URL: httpsV/мвд. рф/folder/101762 (дата обращения: 22.09.2023).
4 Материалы уголовного дела № 782926, возбуждённого в отношении З. // Архив ОП № 4 УМВД России по г. Омску. У/д № 782926, 2023.
5 Какие автомобили и откуда чаще всего угоняли в 2022 году. Антирейтинг. - URL: https://www.autonews.ru/news/63ac48279a7947bb11 8ea4ef (дата обращения: 20.08.2023).
6 Материалы уголовного дела № 3516, возбуждённого в отношении Ч. // Архив ОП № 4 УМВД России по г. Омску. У/д № 3516, 2022.
7 Приговор Кировского районного суда г. Омска от 04.06.2022 по делу № 1-172/2022. - URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-kirovskii-raionnyi-sud-g-omska-omskaia-oblast/ (дата обращения: 23.09.2023).
ЛИТЕРАТУРА
1. Демидченко Ю. В. Сущность способа совершения преступления в криминалистической характеристике краж транспортных средств, совершаемых межрегиональными преступными группами // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2022. -№ 12 (151). - С. 132-137.
2. Вестов Ф. А., Глухова Е. О., Фаст О. Ф. Уголовно-правовые проблемы квалификации преступлений против собственности в экономической сфере и иных правонарушений, связанных с обогащением : монография. - Саратов : Саратовский источник, 2020. - 398 с.
3. Фризен П. Д. Особенности предупреждения органами внутренних дел посягательств на транспортные средства на современном этапе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 1 (53). - С. 179-183. - Б01: 10.36511/2078-5356-2021-1-179-183.
4. Кураков Д. В. Некоторые вопросы предотвращения и предупреждения хищений транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. -2023. - № 1 (94). - С. 237-246.
5. Макаров Р. В., Матвеев С. А., Габдрахманов Ф. В. Повышенная общественная опасность хищения с незаконным проникновением в автотранспортное средство требует внесения изменений в УК РФ // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 8 (123). - С. 213-217.
6. Сафин Ф. Ю. О некоторых аспектах предупреждения хищений транспортных средств // Закон. Право. Государство. - 2019. - № 1 (21). - С. 205-210.
7. Фризен П. Д. Современные факторы, способствующие совершению краж и угонов транспортных средств в России // Алтайский юридический вестник. - 2020. - № 4 (32). - С. 106-110.
8. Хамидуллин Р. С., Аюкин Т. К. Предупреждение и раскрытие краж и угонов автотранспорта: актуальные проблемы и способы их решения // Полицейская деятельность. - 2022. - № 5. - С. 20-31. -Б01: 10.7256/2454-0692.2022.5.36251.
9. Морозова Н. В. Использование данных об элементах криминалистической характеристики в борьбе с кражами и угонами транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. - 2019. - № 2 (79). - С. 66-69.
10. Степанов И. В., Грачев Ю. А. Характерные способы совершения краж и неправомерного завладения транспортными средствами. На примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Закон и право. - 2020. - № 12. - С. 112-117. - Б01: 10.24411/2073-3313-2020-10586.
11. Тимко С. А., Подшивалов А. П. Виктимологические аспекты краж и угонов автомобилей // Виктимоло-гия. - 2019. - № 2 (20). - С. 22-27.
12. Виноградов А. А. Криминалистические особенности признаков элементов механизма угона и кражи автомобиля // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 1 (53). - С. 114-124.
13. Просочкин А. М. Особенности расследования деятельности организованной преступности в сфере хищения автомобильного транспорта и пробелы регулирования уголовной ответственности за их совершение // Проблемы экономики и юридической практики. - 2020. - Т. 16, № 1. - С. 184-186.
14. Подчерняев А. Н. К вопросу розыска угнанных и похищенных транспортных средств // Виктимоло-гия. - 2018. - № 4 (18). - С. 92-95.
15. Горбунова Э. А. Причины и факторы, способствующие совершению краж и угонов автотранспортных средств // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8, № 4А. - С. 204-212.
Информация об авторах Теохаров Александр Константинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омская академия МВД России
Адрес для корреспонденции: 644092, Россия, Омск, пр. Комарова, 7
E-mail: teo_oma@mail.ru
SPIN-код: 3790-8935, AuthorlD: 581144
ORCID: 0000-0003-3300-6890
Урусов Александр Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: knight700@yandex.ru
SPIN-код: 1262-4866, Author ID: 923485
Информация о статье
Дата поступления - 30 сентября 2023 г. Дата принятия в печать - 10 октября 2023 г.
Для цитирования
Теохаров А. К., Урусов А. А. Криминологическая характеристика краж транспортных средств // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 83-92. й01: 10.24147/1990-5173.2023.20(4).83-92.
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF VEHICLE THEFTS
A.K. Teokharov1, A.A. Urusov2
1Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia 2Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. In 2022, 5,266 thefts of vehicles, including cars and trucks, were registered in the country, while there has been a steady downward trend in the number of such crimes in Russia over the past few years. The decrease in the activity of criminals is determined by the closure of borders in connection with the sanctions imposed on the Russian Federation, as well as a decrease in the activity of movement towards the south-eastern states. Meanwhile, the decrease in the number of crimes of the analyzed category does not at all demonstrate that this area of preventive activity has lost its relevance. Thefts of vehicles, regardless of their number, always negatively affect the situation in cities and other settlements of the Russian Federation, destroying public safety and the institution of property. Purpose. The purpose of the study is to form a holistic view of the features of the criminological characteristics of vehicle thefts. The conclusions formulated in the article will improve the effectiveness of the activities of the internal affairs bodies for the prevention of these crimes, and will also serve as a source material for its subsequent research. Methodology. The methodological basis of the research was the general philosophical dialectical method of scientific cognition, comparative analysis, systematization. Results. The study of the dynamics of registered thefts of vehicles in the period from 2010 to 2022 indicates a significant decrease in their number (almost 10 times). At the same time, their share in the total mass of crimes committed on the territory of the Russian Federation is decreasing - from 5.29 % in 2014 to 1 % in 2022. There is a trend towards an increasing predominance of the number of vehicle thefts compared to their theft and an increase in the proportion of thefts in the total number of crimes related to the illegal seizure of vehicles by means. More than half of the thefts of motor vehicles are committed by a group of persons by prior agreement, and 6 % of group thefts of motor vehicles are committed as part of an organized group of persons.
Keywords: theft; crimes against property; theft of motor vehicles; criminological characteristics; state of crime; identity of the criminal; determination of theft of motor vehicles.
REFERENCES
1. Demidchenko Yu.V. The essence of the method of committing a crime in the criminalistic characteristics of thefts of vehicles committed by interregional criminal groups. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management, 2022, no. 12 (151), pp. 132-137. (In Russ.).
2. Vestov F.A., Glukhova E.O., Fast O.F. Criminal-legal problems of qualification of crimes against property in the economic sphere and other offenses related to enrichment, monograph. Saratov, Saratovskii istochnik Publ., 2020. 398 p. (In Russ.).
3. Frizen P.D. Features of prevention by internal affairs bodies of encroachments on vehicles at the present stage. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD = Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 1 (53), pp. 179-183. (In Russ.).
4. Kurakov D.V. Some issues of prevention and prevention of theft of vehicles. Nauchnyi vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Lyk'yanova = Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2023, no. 1 (94), pp. 237-246. (In Russ.).
5. Makarov R.V., Matveev S.A., Gabdrakhmanov F.V. Increased public danger of theft with illegal entry into a motor vehicle requires amendments to the Criminal Code of the Russian Federation. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Legal Journal, 2018, no. 8 (123), pp. 213-217. (In Russ.).
6. Safin F.Yu. On some aspects of preventing theft of vehicles. Zakon. Pravo. Gosudarstvo = Law. Right. State, 2019, no. 1 (21), pp. 205-210. (In Russ.).
7. Frizen P.D. Modern factors contributing to the commission of thefts and thefts of vehicles in Russia. Altaiskii yuridicheskii vestnik = Altai Legal Bulletin, 2020, no. 4 (32), pp. 106-110. (In Russ.).
8. Khamidullin R.S., Ayukin T.K. Prevention and disclosure of thefts and carjackings: actual problems and ways to solve them. Politseiskaya deyatel'nost' = Policing, 2022, no. 5, pp. 20-31. (In Russ.).
9. Morozova N.V. The use of data on elements of forensic characteristics in the fight against theft and theft of vehicles. Nauchnyi vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Lyk 'yanova = Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2019, no. 2 (79), pp. 66-69. (In Russ.).
10. Stepanov I.V., Grachev Yu.A. Characteristic methods of committing thefts and illegal seizure of vehicles. On the example of St. Petersburg and the Leningrad region. Zakon i pravo = Law and Law, 2020, no. 12, pp. 112-117. (In Russ.).
11. Timko S.A., Podshivalov A.P. Victimological aspects of thefts and carjackings. Viktimologiya = Victimology, 2019, no. 2 (20), pp. 22-27. (In Russ.).
12. Vinogradov A.A. Criminalistic features of signs of elements of the mechanism of car theft and theft. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1 (53), pp. 114-124. (In Russ.).
13. Prosochkin A.M. Features of the investigation of organized crime in the field of theft of motor transport and gaps in the regulation of criminal liability for their commission. Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki = Problems of economics and legal practice, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 184-186. (In Russ.).
14. Podchernyaev A.N. On the search for stolen and stolen vehicles. Viktimologiya = Victimology, 2018, no. 4 (18), pp. 92-95. (In Russ.).
15. Gorbunova E.A. Causes and factors contributing to the commission of thefts and thefts of motor vehicles. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava = Issues of Russian and international law, 2018, vol. 8, no. 4A, pp. 204-212. (In Russ.).
About the authors
Teokharov Alexander - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Criminology and Crime Prevention
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Postal address: 7, Komarova UL., Omsk, 644092, Russia
E-mail: teo_oma@mail.ru
SPIN-code: 3790-8935, AuthorlD: 581144
ORCID: 0000-0003-3300-6890
Article info
Received - September 30, 2023 Accepted - October 10, 2023
For citation
Teokharov A.K., Urusov A.A. Criminological Characteristics of Vehicle Thefts. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2023, vol. 20, no. 4, pp. 83-92. DOI: 10.24147/1990-5173.2023.20(4).83-92. (In Russ.).
Urusov Alexander - Ph.D. in Law, Docent, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: knight700@yandex.ru SPIN-code: 1262-4866, Author ID: 923485