УГОЛОВНОЕ,
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО, _КРИМИНАЛИСТИКА
УДК343.13
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ВОЛЫНСКАЯ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»;
ВЛАДИМИР ВЛАДИСЛАВОВИЧ ВОЛЫНСКИЙ,
кандидат юридических наук, старший эксперт Договорно-правового департамента МВД России
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕПРАВОМЕРНЫМ ЗАВЛАДЕНИЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Проводится комплексный анализ современного состояния розыскной и уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с неправомерным завладением автотранспортными средствами.
Ключевые слова: преступление, неправомерное завладение, транспортное средство, уголовный процесс, криминалистика, расследование, розыск.
O.V. Volynskaya, DSc (Law), Professor, Professor of Department of Criminal Procedure Moscow University. V.Ya. Kikotya; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 336-22-44;
V.V. Volynsky, PhD (Law), Chief expert of Legal and Treaties Department Ministry of Internal Affairs, Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-80-02.
Vital issues of detection and investigation of crimes involved in transportation vehicles misappropriation.
The article gives a comprehensive analysis of the current state of searching and criminal proceedings activity involving in detecting and investigating crimes related to transportation vehicles misappropriation.
Key words: crime, misappropriation, transportation vehicle, criminal procedure, criminalistics, investigation, search.
Проблемы раскрытия и расследования пре- определить особенности, касающиеся каждого ступлений в условиях коренных преобразований из разновидностей транспортного средства. Сов экономическом и политическом строе Россий- ответственно полагаем целесообразным огра-ской Федерации приобрели дополнительную ничиться проблематикой, связанной с наиболее остроту. Одной из таких проблем является спец- актуальным направлением - автомобилей - по-ифика расследования неправомерных завладе- хищением и угонами. К примеру, похищенные и ний механическим транспортным средством. Под угнанные машины нередко используются в ме-«механическим транспортным средством» по- ханизме совершения тяжких и особо тяжких пре-нимается транспортное средство, приводимое в ступлений, таких как умышленные убийства, бан-движение двигателем. Термин распространяется дитизм, незаконная перевозка наркотических также на любые тракторы и самоходные маши- средств, психотропных и взрывчатых веществ, ны (далее по тексту - транспортное средство). взрывных устройств, оружия и т.д. Однако в рамках настоящей статьи невозможно Общее количество угонов и хищений авто-
мобилей и других транспортных средств, несмотря на некоторую тенденцию к снижению, по-прежнему остается на высоком уровне, причиняя значительный материальный вред как физическим, так и юридическим лицам. По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», за последние 4 года отмечаются следующие показатели:
Вид преступления Годы
2012 2013 2014 2015
Кража транспортного средства 52 953 51 654 49 424 43 905
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) 40 614 37 451 34 174 14 073 (6 месяцев)
Приведенные данные свидетельствуют о том, что латентность преступлений указанного вида весьма высока. Тем не менее, нельзя отрицать нарастающее противодействие преступным проявлениям со стороны государства, что подтверждается относительным снижением в последние годы количества зарегистрированных преступлений по этой линии. Это проявляется в постоянном поиске законодательных форм и совершенствовании практики их применения в данной сфере.
При этом следует отметить, что комплексных исследований по рассматриваемой проблематике на высоком научно-практическом уровне в нашей стране практически не проводилось. Между тем полагаем, что только совокупное изучение данного направления с использованием передовой мысли ученых-процессуалистов, криминалистов, криминологов, специалистов в области уголовного права и результатов ее практической апробации позволит сконструировать оптимальную модель разрешения названной проблемы.
Актуальность поставленной задачи заключается в объективной необходимости получения целостного научного знания о структуре, специфике и средствах деятельности по предотвращению, пресечению преступлений, направленных на похищение, угон и противоправное использование транспортного средства, а также их розыск для решения задач быстрого и полного раскрытия и расследования данной категории преступлений, возвращение автомашины законному владельцу.
Таким образом, объектом комплексного исследования должен являться анализ деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел, следственной, экспертной и судебной практики по делам о неправомерных завладениях и использовании автомобилей, с тем чтобы выявить закономерности объективной реальности, связанные с совершением данных преступлений. К их числу следует отнести:
закономерный характер отображения информации о совершенном неправомерном завладении;
закономерности, обусловливающие выбор способа совершения преступления;
закономерный характер связи между элементами их криминалистической характеристики;
закономерности, характеризующие розыскную деятельность следователей и органов дознания;
закономерности, обусловливающие разработку криминалистических средств и методов раскрытия, расследования и предупреждения неправомерных завладений автомобилями, и т.д.
Отправной точкой в исследовании указанных закономерностей должно послужить определение основных способов неправомерных завладений транспортными средствами и особенностей оставляемых в результате совершения преступлений следов.
Как справедливо отмечается в юридической литературе, «в структуре экономической преступности значительное место занимают посягательство на чужое имущество путем его присвоения ... т.е. хищение чужого имущества.».
При этом верно определено, что «выбор способов присвоения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов: состояния экономики в целом и отдельных ее отраслей, правовой защищенности, наличия необходимых сил и средств правоохранительных органов, состояния охраны, учета и контроля . технической оснащенности и организованности расхитителей, особенностей характеристики их личностей, характера предмета посягательства» [2, с. 370371]. Эта в целом общая формулировка может быть в полной мере отнесена и к криминалистической характеристике преступности, связанной с неправомерным завладением автотранспортными средствами.
Кража - тайное хищение чужого имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее - УК РФ) - является наиболее часто совершаемым преступлением против собствен-
ности, что распространяется и на хищение транспортных средств. Следует отметить, что предмет доказывания, определенный ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), по данной категории преступлений целесообразно конкретизировать путем выяснения следующих обстоятельств: 1) имела ли место кража транспортного средства; 2) время, место и условия ее совершения; 3) предмет кражи (его стоимость, т.е. размер ущерба, характерные признаки и свойства); 4) кому принадлежало похищенное; 5) способ совершения кражи; 6) субъект кражи; 7) если имеет место групповой способ хищения, то какова степень виновности каждого участника группы с определением его конкретной роли (организатора, исполнителей); 8) место, время и способ сбыта похищенного транспортного средства; 9) причины и условия, в том числе и виктимность поведения потерпевшего, способствовавшие совершению кражи.
В силу того, что основным направлением расследования (по крайней мере, на его первоначальном этапе) является исследование материальной обстановки совершенного преступления, собирание и закрепление доказательств о заподозренных лицах, похищенном имуществе, иных обстоятельствах совершения преступления, деятельности следователя в этот период свойственна преимущественно исследовательско-поисковая направленность. Она, как правило, складывается из следующих следственных действий: 1) допрос потерпевшего или лица, несущего материальную ответственность за транспортное средство; 2) осмотр места происшествия; 3) допросы свидетелей; 4) назначение судебных экспертиз.
К поисковой деятельности относятся: 1) оперативно-розыскные мероприятия, осуществленные, как правило, по поручению следователя или по инициативе органов дознания, направленные на установление лица (лиц), совершившего преступление; 2) розыск похищенного; 3) проверка по способу совершения преступления, по обнаруженным на месте происшествия предметам, следам похищенного транспортного средства с использованием криминалистических учетов и другие мероприятия.
Указанная направленность предполагает активное участие следователя в розыскной деятельности, поскольку именно ему исходя из тщательного анализа материалов уголовного дела, находящегося в его производстве, известна необходимая информация, позволяющая определить пути розыска похищенного и способы
собирания доказательств. Следователь при обнаружении похищенного транспортного средства формулирует задачи производства его осмотра. В их число входят: 1) установление индивидуальных особенностей машины; 2) обнаружение следов взаимодействия транспортного средства с другими транспортными средствами, людьми; 3) обнаружение следов и предметов, оставленных потерпевшими, подозреваемыми и лицами, управлявшими автомашиной; 4) обнаружение частиц грунта, растительного покрова с места происшествия; 5) определение технического состояния транспортного средства на момент его осмотра и другие необходимые действия.
Постановка конкретных задач в свою очередь позволяет определить и круг лиц, которых необходимо привлечь к производству осмотра. Как правило, это специалист-криминалист; специалист в области автодела, а при необходимости - водитель, управляющий этим транспортным средством, либо потерпевший - владелец транспортного средства. Как справедливо указывается в юридической литературе, именно последним двум названным группам лиц известно, какие именно противоугонные средства и где именно были установлены, возможно, и каким образом были произведены повреждения, позволяющие отключить их; они могут отличить следы своей обуви от иных следов, оставленных и обнаруженных в ходе осмотра.
Если эти лица участвуют в поиске транспортного средства совместно с сотрудниками правоохранительных органов, этот факт (степень участия) должен быть отражен в протоколе обнаружения машины либо в протоколе допроса потерпевшего, где должно содержаться указание на то, какие именно действия розыскного характера были произведены с его участием и какие обстоятельства с его помощью установлены.
Проверяя версию о заведомо ложном заявлении об угоне транспортного средства или его угоне без цели хищения, следователь либо привлекает потерпевшего к участию в осмотре места происшествия либо проводит проверку ранее данных им показаний, фиксируя в протоколе производства следственного действия следы, на которые он указывает в сделанном ранее заявлении о преступлении. К примеру, это может быть сообщение о месте стоянки машины, об отображении следов протектора либо следов, указывающих направление движения, и др., что необходимо зафиксировать в протоколе производства конкретного следственного действия. Следует согласить-
ся, что указанные меры позволят своевременно «подтолкнуть» потерпевшего, сделавшего ложное заявление, к подтверждению своей позиции и получить от него объяснения о причинах, побудивших к такому поступку [1, с. 151-152].
Совершение неправомерного завладения транспортным средством необходимо исследовать в зависимости от того, является ли оно тайным или открытым. В первой ситуации следует выделять действия по проникновению в место нахождения транспортного средства, его подготовке к движению - к примеру, различные способы блокировки и отключения электронно-механических противоугонных систем; действия по проникновению в салон автомобиля, запуску двигателя или буксировке машины.
Во второй ситуации, т.е. при исследовании основных способов открытых неправомерных завладений, необходимо обращать внимание на совершение преступниками действий по установлению непосредственного контакта с потерпевшим, а также оказание воздействия на него с целью завладения автомобилем.
Изучение основных действий, направленных на сокрытие данного вида преступления, предполагает выявление механизма уничтожения оставленных следов непосредственно на месте совершения противоправного деяния; укрытия и уничтожения находившихся в салоне автомобиля вещей и предметов, принадлежащих его владельцу; изготовления и приобретения поддельной технической документации, разукомплектования и реализации похищенных автомашин по частям, уничтожения и изменения маркировочных обозначений и т.д.
В этом контексте существенное значение приобретает исследование таких особенностей, как:
взаимосвязанная нумерация узлов и агрегатов транспортного средства;
специфика осуществления в отношении него гражданско-правовых сделок и государственной регистрации;
возможность быстрого перемещения на значительные расстояния и ряд других.
Названное направление в большей степени связано с криминалистическим учением о механизме следообразования, поэтому, осуществляя розыскную деятельность, органу дознания, следователю важно обращать внимание на выявление различных несоответствий, к примеру, узлов и маркировки транспортного средства, которые обусловлены особенностями изготовления, сбор-
ки и регистрации автомобиля; исчезновение буквенно-цифровых совпадений номеров агрегатов при изменении кодовых обозначений и т.п.
Не следует упускать из виду и тот факт, что зачастую на месте неправомерного завладения транспортным средством остается лишь незначительное количество материальных следов, иногда располагающихся достаточно далеко от места совершения преступления, что обусловлено возможностью автомашины за небольшой промежуток времени преодолевать значительные расстояния. Таким образом, не менее важные материальные следы (а иногда и большая их часть) могут находиться в самом угнанном автомобиле, что делает их в момент осмотра места происшествия недоступными для изучения.
Кроме того, данный вид преступления совершается в отсутствие очевидцев, а если они все же имеются, то не всегда могут предоставить объективную информацию, поскольку для них одним из последствий совершения преступления является сильнейший стресс.
Изложенное свидетельствует о том, что при раскрытии и расследовании указанного вида преступления, по крайней мере, на первоначальном этапе, наблюдается определенный дефицит информации.
Это может выражаться в двух следующих направлениях:
данные об особенностях автомобиля и его возможном местонахождении неполные или отсутствуют;
лицо или лица, совершившие неправомерное завладение, не установлены или отказываются давать показания.
Относительно возможного нахождения автомашины в практической деятельности обращается внимание на выдвижение следующих версий:
преступниками автомобиль брошен или уничтожен в силу невозможности продолжать на нем движение;
находится в их распоряжении, а именно: используется при совершении других преступлений, оставлен для обслуживания преступной группы, находится на «перегоне» или в «отстое», подготавливается к реализации;
реализован ими по предварительному «заказу», на авторынке, своим знакомым или случайным покупателям.
Необходимо тщательное изучение личности преступника, совершившего указанное противоправное деяние, составление его криминологического портрета с целью выработки тактики
проведения как розыскных, так и следственных действий с его участием (или в его отсутствие).
В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена только ст. 210 УПК РФ, регламентирующая розыск подозреваемого, обвиняемого. Представляется целесообразным включить в содержание понятия «розыскная деятельность следователя» положения, относящиеся к розыску похищенного имущества. В частности, применительно к содержанию настоящей статьи - похищенного транспортного средства. Это позволит законодателю корректировать как процессуальные, так и непроцессуальные средства и направления осуществления такой деятельности. В сфере уголовного судопроизводства данные положения можно выделить в качестве самостоятельной нормы, к примеру ст. 210.1 УПК РФ «Розыск предметов, документов, являющихся вещественными доказательствами (или просто розыск вещественных доказательств)» либо включить эти положения в содержание ст. 210 УПК РФ, озаглавив ее при этом «Разыскная деятельность следователя», это повлечет за собой разработку тактических следственных и розыскных действий (мероприятий) и в совокупности более эффективное применение законодательства в данной сфере.
В пользу первого предложения свидетельствуют и современная редакция Федерального закона от 24 марта 2013 г. № 23-Ф3 и часть первая ст. 144 УПК РФ, где применительно к предмету исследования в рамках настоящей статьи и в числе проверочных действий, осуществляемых до принятия решения о возбуждении уголовного дела, может быть произведен: широкий спектр процессуальных действий: получение объяснений, образцов для сравнительного анализа (например, частиц лакокрасочного покрытия транспортного средства, оставшихся на месте преступления), осмотр места происшествия, документов (к примеру, удостоверяющих право владения автомо-
билем), предметов (в виде оставшихся на месте преступлений деталей сигнальных (противоугонных) средств, окурков, следов обуви). В рамках закона возможно также истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, предусмотренном действующим УПК РФ, привлекать к участию в этих действиях специалистов, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, давать органу дознания обязательно для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В заключение хотелось бы отметить, что круг вопросов, подлежащих рассмотрению и разрешению, связанных с исследуемой проблематикой, весьма значителен и в рамках настоящей статьи не представляется возможным осветить их в полном объеме. Изложенное позволило лишь наметить некоторые направления, свидетельствующие о необходимости комплексного анализа закономерностей, о которых нами упоминалось.
Предполагаем, что их уяснение позволит произвести оптимальную расстановку сил и средств правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с противодействием преступной деятельности, направленной на неправомерное завладение транспортным средством, определить формы взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел; усилить профилактическую направленность предупреждения и пресечения данного вида преступлений.
Список использованной литературы
1. Бурданова, В. С. Поиски истины в уголовном процессе [Текст] / В. С. Бурданова. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2003.
2. Криминалистика [Текст] : учебник / под ред. проф. А. Г. Филиппова (отв. ред.) и проф. А. Ф. Волынского. - М. : Спарк, 1998.