Научная статья на тему 'Некоторые особенности расследования краж и угона автотранспортных средств'

Некоторые особенности расследования краж и угона автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2952
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / OBJECT INFRINGEMENT / СОКРЫТИЕ УГНАННЫХ СРЕДСТВ АВТОТРАНСПОРТА / CONCEALMENT OF STOLEN FUNDS VEHICLES / ОБЪЕКТИВНАЯ ОБСТАНОВКА КРАЖИ / THE OBJECTIVE SITUATION OF THEFT / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПОХИЩЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / LEGALIZATION OF STOLEN VEHICLES / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКОВ / THE IDENTITY OF CRIMINALS / ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППИРОВКИ / CRIMINAL GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доев Виталий Александрович

Рассматриваются все возможные на сегодняшний день варианты хищений и краж автотранспортных средств; дана их криминалистическая характеристика; раскрывается взаимосвязь вариантов хищения и краж транспорта и условий хранения; приводится криминалистическая характеристика видов сокрытия уже похищенных транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of investigation of thefts and stealing of vehicles

We consider all possible options today embezzlement and theft of vehicles; given they criminological characteristics; reveals the relationship options embezzlement and theft of transportation and storage conditions; provides forensic characterization of species already hiding stolen vehicles.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности расследования краж и угона автотранспортных средств»

УДК 343.711 ББК 67.408.1

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ И УГОНА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОЕВ,

адъюнкт КрУМВД России

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются все возможные на сегодняшний день варианты хищений и краж автотранспортных средств; дана их криминалистическая характеристика; раскрывается взаимосвязь вариантов хищения и краж транспорта и условий хранения; приводится криминалистическая характеристика видов сокрытия уже похищенных транспортных средств.

Ключевые слова: предмет посягательства, сокрытие угнанных средств автотранспорта, объективная обстановка кражи, легализация похищенных транспортных средств, личность преступников, преступные группировки.

Annotation. We consider all possible options today embezzlement and theft of vehicles; given they criminological characteristics; reveals the relationship options embezzlement and theft of transportation and storage conditions; provides forensic characterization of species already hiding stolen vehicles.

Keywords: object infringement, concealment of stolen funds vehicles, the objective situation of theft, legalization of stolen vehicles, the identity of criminals, criminal groups.

В структуре криминалистической характеристики угона и хищения, автотранспортных средств главенствующее поисково-познавательное значение имеют обобщенные сведения о:

1) предмете посягательства;

2) объективной обстановке краж автотранспорта;

3) условиях, хранения автотранспортных средств;

4) способах, совершения краж автотранспорта;

5) способах, сокрытия (маскировки) краж;

6) легализации и сбыте похищенных автотранспортных средств;

7) личности преступников;

8) преступных группах, специализирующихся на совершении краж автотранспортных средств;

9) потерпевших;

10) мотивах и целях совершения преступлений.

Рассмотрим выделенные элементы криминалистической характеристики этого вида преступлений более подробно.

Значительную роль играют сведения о преступных посягательствах; в современных условиях диапазон посягательств преступников на автотранспортные средства очень широк: от самых непритязательных автомашин до престижных иномарок. Изучение следственной практики в Краснодарском, Ставропольском краях, Республике Северной Осетии-Алании, а также обобщение статистики органов внутренних дел и прокуратуры Российской Федерации показывают, что предметом краж в 62% случаев являются легковые автомобили, в 29% — мотоциклы, 6% — грузовые автомашины и 3% — иные автотранспортные средства. Чаще всего похищают автомобили Лада последних модификаций.

Повышенный интерес преступников к автомобилям Лада объясняется их широкой распространенностью, слабой противоугонной защищенностью, простотой управления, а также относительной легкостью сбыта. Автопарк отечественных автомобилей размножился так, что ворованная машина быстро теряется среди множества себе подобных и об-

наружить ее в общем потоке транспортных средств очень сложно.

Массовые хищения иномарок происходят в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и некоторых других крупных городах.

Специфичность предмета рассматриваемых преступлений определяется, главным образом, двумя факторами. Первым (отрицательно влияющим на раскрытие преступлений) является фактор относи-мости всех автотранспортных средств к механическим средствам передвижения, что позволяет преступникам, завладевшим ими, быстро скрыться с места преступления и за короткое время преодолеть значительное расстояние. При этом большая часть следов, как правило, остается на самом транспортном средстве, и меньшая — на месте происшествия.

Второй (положительный) фактор заключается в том, что автотранспортные средства имеют государственные регистрационные номера, идентификационную заводскую маркировку, отличительную форму внешнего вида и другие индивидуальные признаки. Тем самым, все они выступают своеобразным носителем важной доказательственной информации, что имеет особую значимость для раскрытия и расследования преступлений данного вида.

Главенствующую роль составляют сведения об объективной обстановке краж автотранспорта. Объективная обстановка краж автотранспортных средств характеризует процесс совершения данных преступлений во времени и пространстве. Известно, что преступники, похищающие автотранспортные средства, часто повторяют не только один и тот же способ хищения, но и используют одни и те же условия времени и места. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из следственной практики. Детальный анализ обстановки совершения преступлений позволит оперативным сотрудникам милиции правильно выбрать место и время для организации засады и задержать виновных с поличным.

Кражи, особенно охраняемых автотранспортных средств, требуют значительных затрат времени, поэтому выбор преступниками для их совершения ночного и вечернего периодов обусловлен рядом сопутствующих факторов (отсутствие на постах сотрудников милиции, малочисленность прохожих, ненадлежащая работа сторожей, недостаточная ос-

вещенность территории и т.п.). Играют роль и чисто субъективные факторы, например стремление преступников остаться незамеченными и др. В отличие от краж, угоны автотранспортных средств чаще совершаются в дневное время, так как требуют меньшей предосторожности.

По временам года наиболее криминальны «сезоны эксплуатации» транспортных средств: весенне-летний и частично осенний периоды. «Пик» краж автомобилей приходится на апрель—май и август—сентябрь (24 и 27% — соответственно). В июне—июле (наиболее жаркие месяцы) наблюдается некоторый спад преступлений, а с началом похолодания — снижение их уровня до минимума. Краж мотоциклов в весенний период совершается до 70%. Их рост стремительно начинается уже в первый месяц весны; он продолжается в апреле, а своей критической отметки достигает в мае.

Такая динамика анализируемых преступлений обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, холодная зима значительно усложняет действия преступников по их совершению, а жаркое лето не способствует активной физической деятельности. Во-вторых, в зимний период значительное количество автотранспорта (особенно мотоциклы) владельцы ставят в гаражи на длительное хранение, консервацию или ремонт; соответственно снижается и количество посягательств на них.

Местами краж автомобилей чаще всего являются дворы жилых многоквартирных домов, гаражи в гаражно-строительных кооперативах, улицы, участки проезжей части дорог, территория у магазинов, рынков и вокзалов. Местами краж мотоциклов — внеплановые (самовольно построенные) гаражи, участки частных домовладений, территория различных организаций и предприятий.

Важную роль играют и сведения об условиях хранения автотранспортных средств.

В зависимости от характера доступа преступников к предмету посягательства все похищаемые автотранспортные средства можно условно разделить на четыре группы: неохраняемые; охраняемые; защищенные противоугонными (блокировочными) устройствами; охраняемые и защищенные.

К первой группе относится весь автотранспорт, оставляемый владельцами без соблюдения и с соблюдением мер предосторожности (запертыми две-

рями, окнами, ветровой форточкой, люком, багажником и т.п.) в неохраняемых местах.

Ко второй группе относятся те автотранспортные средства, которые временно или постоянно находятся под охраной (ведомственной, вневедомственной, частной и др.) либо помещены в закрытые объекты (гаражи, боксы, ангары).

В третью группу входят автотранспортные средства, защищенные специальными противоугонными (блокировочными) устройствами. Имеются три основных вида таких устройств: ф механические противоугонные устройства (замки, скобы, «секретки» и т.д.), надеваемые на рычаг коробки передач, руль, педали управления, колеса и иные механизмы транспортного средства;

радиоэлектронные противоугонные сигнализации, предохраняющие от постороннего вторжения в автомобиль: работающие в режимах «анти рассеянность», «паника» и др.; снабженные звуковыми и визуальными сигналами; выполняющие блокировку двигателя, системы зажигания, коробки передач, рулевого управления и ряд других функций, в том числе блокировку двигателя на расстоянии; сложно-системные, современные зарубежные и отечественные противоугонные устройства, способные работать в нескольких режимах защиты автомобиля, например: иммобилайзеры, системы «Векта», беспроводные системы; ф связь «Киборг»2.

В четвертую группу входят автотранспортные средства, сохранность которых обеспечивается несколькими видами охраны (противоугонной защиты), например автомобиль, оборудованный радиоэлектронным противоугонным устройством, находящийся в закрытом объекте со сторожевой охраной, и т.п.

Сравнительный анализ краж автотранспорта по выделенным группам показывает, что основная масса хищений (57%) приходится на первую группу; 40,5% — на вторую, и лишь 1,5 и 1% — соответственно, на третью и четвертую группы.

Очевидно, что автотранспортные средства третьей и, особенно, четвертой группы наиболее защищены от несанкционированного доступа. Оно и понятно: чем больше уровней охраны (противо-

угонной защиты) имеет автомобиль, тем надежнее его сохранность.

К важным сведениям можно отнести информацию о способах совершения краж автотранспортных средств. Способ совершения преступлений — основной элемент криминалистической характеристики краж автотранспортных средств. Сложность исполнения того или иного способа обусловлена комплексом действий (приемов), последовательно направленных на реализацию преступного замысла, и выражается в подготовке, совершении и сокрытии преступления.

Для большинства краж автотранспорта характерна тщательная подготовка, которая может включать в себя следующие элементы: ф выбор предмета посягательства (модель, марка автомобиля, цвет, товарный вид, год выпуска);

наблюдение за поведением владельца (собственника) автомашины;

выбор места совершения преступления (гараж, бокс, платная стоянка, улица); выбор времени хищения (вечер, ночь, день); изучение режима работы и условий охраны объекта (ведомственная, вневедомственная, сторожевая, частная);

изучение конструкций запирающих устройств закрытых объектов;

изучение путей подхода и отхода от места преступления;

подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними; планирование преступной деятельности; подыскание специальных орудий и технических средств, в том числе транспорта; подготовка мест укрытия («отстоя») похищенного (лесной массив, овраг, гараж, мастерская или иное подсобное помещение); легализация похищенного (подделка водительских документов, перебивка заводской маркировки на основных узлах и агрегатах, замена номерных знаков);

поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников); выработка определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др.

С особой тщательностью готовятся кражи из охраняемых стоянок, гаражей и иных закрытых объектов. Заметим, что неохраняемые автотранспортные средства часто похищают без предварительной подготовки, например автомобили, оставленные водителями без присмотра с незапертой дверцей или опущенным стеклом.

Процесс непосредственного совершения краж, главным образом, составляют действия и приемы преступников, направленные на преодоление различных преград, нейтрализацию охранных систем и противоугонных устройств, проникновение в чужие автотранспортные средства и завладение ими.

К сожалению, автомашины, особенно отечественного производства, имеют ряд слабых мест (конструктивных недостатков), которые обычно и используют преступники при проникновении в них. Наиболее уязвимыми местами большинства автомобилей являются: наружный замок двери; внутренняя фиксирующая кнопка замка двери; наружный замок багажника; люк; ветровая форточка (поворотное стекло); внутренняя защелка ветровой форточки; подъемные боковые стекла; лобовое и заднее стекла; уплотнители дверей и остекленных поверхностей.

В качестве орудий и инструментов, облегчающих доступ в салон или кабину автомашины, применяются самые разнообразные предметы и приспособления: ключи, ножи, вилки, металлические линейки, отвертки, отмычки, проволочные крючки и камни. Часто используется лишь грубая физическая сила, например, удар кулаком или ногой по стеклу.

Если автомобиль оборудован каким-либо сложным радиоэлектронным противоугонным устройством, то его нейтрализация обычно осуществляется специальными электронными приборами типа «код-грабер» или «код-сканер». В момент постановки водителем системы в режим охраны или выхода из него перехватывается радиосигнал, который впоследствии раскодируется и используется для отключения охранной сигнализации.

Менее сложные противоугонные устройства, не имеющие автономных источников питания, преступники просто отключают от системы подачи электроснабжения автомобиля (например, отсоеди-

няют клеммы от аккумулятора), после чего сигнализация не срабатывает.

Механические замки (скобы, «секретки»), обычно устанавливаемые на рычаг переключения передач, педали управления, руль или колеса, перепиливаются (взламываются) на месте стоянки автомобиля или в другом, более безопасном месте. В этих случаях в качестве орудий преступления применяются различные металлорежущие инструменты, специальные кусачки или наборы отмычек механических замков. В последнее время преступники часто используют дрель с фрезой, которая может работать от аккумулятора.

Проникновение на охраняемые объекты всегда связано с необходимостью выполнения ряда дополнительных скрытных действий по преодолению специальных ограждений, разблокировке охранной сигнализации, отвлечению сторожей, служебных собак и т.д. Охраняемые объекты могут быть двух типов: 1) открытые — платные стоянки, территории фирм и предприятий, участки частных домовладений, железнодорожные платформы; 2) закрытые—— гаражи, боксы, ангары, мастерские, контейнеры, специальные постройки.

Доступ к автотранспортным средствам на открытых охраняемых объектах может осуществляться под видом родственников и знакомых потерпевшего, работников специальных служб (пожарной охраны, налоговой инспекции, госстраха и т.п.). Нередко для этих целей используются подложные документы (технические паспорта на транспортное средство, водительские удостоверения, различные платежные квитанции, расписки).

Для проникновения в закрытые объекты преступники используют следующие приемы: взлом дверных запоров; спиливание петель гаражных ворот; пролом стены; подкоп; поддомкрачивание нижних и верхних перекрытий строения; отжим двери; вырезание (высверливание) запирающих устройств; подбор ключа (отмычки) к замку двери и др.

После преодоления всех препятствий и проникновения в автомобиль перед преступниками обычно встает задача запустить двигатель. Это они делают тремя способами: соединяют контактные провода замка зажигания напрямую; подбирают ключ к замку зажигания или иную отмычку; запускают двигатель автомашины при помощи ее буксировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.