Научная статья на тему 'О состоянии и особенностях угонов и хищений транспортных средств'

О состоянии и особенностях угонов и хищений транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2069
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УГОН / НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ / ХИЩЕНИE / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ / УРОВЕНЬ / СТРУКТУРА / ДИНАМИКА / ОСОБЕННОСТИ УГОНОВ И ХИЩЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / TRANSPORT VEHICLE / OVERTAKING / UNLAWFUL OCCUPATION / STEALING / CRIMES / CONDITION / LEVEL / STRUCTURE / DYNAMICS / PECULIARITY OF TRANSPORT VEHICLES OVERTAKING AND STEALING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Роман Викторович

Приводится информация о состоянии, уровне, структуре и динамике угонов и хищений транспортных средств в России и Воронежской области. Рассматриваются некоторые особенности угонов и хищений транспортных средств, позволяющих правильно определить направления деятельности органов внутренних дел в предупреждении указанных видов преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information about the condition, level, structure and dynamics of overtaking and stealing of transport vehicles in Russia and Voronezh region is given. Some peculiarities of transport vehicle overtaking and stealing allowing correctly define of the direction of activity of the law enforcement agencies at the prevention of pointed kinds of crime are considered.

Текст научной работы на тему «О состоянии и особенностях угонов и хищений транспортных средств»

Р.В. Колесников

О СОСТОЯНИИ И ОСОБЕННОСТЯХ УГОНОВ И ХИЩЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ABOUT THE CONDITION AND OVERTAKING PECULIARITIES AND

TRANSPORT VEHICLE STEALING

Приводится информация о состоянии, уровне, структуре и динамике угонов и хищений транспортных средств в России и Воронежской области. Рассматриваются некоторые особенности угонов и хищений транспортных средств, позволяющих правильно определить направления деятельности органов внутренних дел в предупреждении указанных видов преступлений.

The information about the condition, level, structure and dynamics of overtaking and stealing of transport vehicles in Russia and Voronezh region is given. Some peculiarities of transport vehicle overtaking and stealing allowing correctly define of the direction of activity of the law enforcement agencies at the prevention ofpointed kinds of crime are considered.

Важным направлением проблемы борьбы с угонами и хищениями транспортных средств является освещение криминологической характеристики данных деяний, что позволит правильно определить приоритеты в предупрежде-нии изучаемого нами вида преступлений.

Одним из основных элементов криминологической характеристики преступлений является совокупность научно обоснованной систематизированной информации о состоянии, уровне, структуре, динамике преступности (или её отдельных видов, или отдельных групп и видов преступлений), а также закономерностях их из -менения, обусловленных генезисом общества.

Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2008 году было зарегистрировано 3 млн. 209,8 тыс. преступлений. Половину из них составляют хи-щения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 1326,3 тыс., грабежа — 244,0 тыс., разбоя — 35,4 тыс. Почти каждая третья кража (31,2%), каждый двадцать пятый грабеж (3,93%) и каждое четырнадцатое разбойное нападение

(7,1%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное храни -лище. На этом фоне кражи транспортных средств в 2008 г. составили 52 820 выявленных преступ -лений, что на 9,6% меньше, чем в 2007 г. Угоны транспортных средств в 2008 году составили 50 313 зарегистрированных преступлений, что на 10,3% меньше, чем в 2007 году. От всех выяв-ленных краж чужого имущества кражи транспортных средств в России в 2008 году составили 3,4%. К сожалению, особенности статистическо -го учёта ГИАЦ МВД России не позволяют вы -явить ко личество преступлений, совершённых по ст.ст. 159, 161, 162 Уголовного кодекса Россий -ской Федерации (далее — УК), в которых предметом хищения выступило транспортное средство, поэтому показатели рассматриваемых видов преступлений мы можем проанализировать только на региональном уровне.

В табл. 1 приведено количество угонов и краж транспортных средств за период 1999— 2008 гг., по данным МВД России [1].

Таблица 1

Угоны и кражи транспортных средств по России за 1999—2008 гг.

Вид преступления 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Неправомерное завладение автомобилем и иным транспортным средством (угон) 26 020 24 641 33 861 44 436 52 004 53 998 56 923 58 565 56 087 50 313

Кража транспортных 54 564 49 040 54 382 53 185 70 529 71 164 67 546 64 535 58 427 52 820

средств

Количество неправомерных завладений ав-томобилем и иными транспортными средствами в 1999—2006 гг. увеличилось в 2,25 раза. В по -следующие два года их число несколько сократилось. За последние десять лет максимальный пик краж транспортных средств приходится на 2004 год (71 164 преступления, что по сравнению с 1999 годом больше в 1,3 раза), с 2005 года наметилась некоторая тенденция к снижению ко -личества зарегистрированных преступлений рассматриваемого вида, и к 2008 г. по России зарегистрировано на 25,7% меньше краж транспортных средств по сравнению с 2004 г. Если десять лет назад количество угонов регистрировалось в два раза больше по сравнению с кражами, то постепенно произошло выравнивание числа угонов и краж транспортных средств, и в последние годы их количество примерно одинаково. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что, цифры о

количестве зарегистрированных угонов не соответствуют действительности и значительно за -вышены, поскольку на практике достаточно часто уголовные дела, связанные с корыстными по -сягательствами на транспортные средства, на -правляются в суды по ст. 166 УК, предусматривающей ответственность за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (угон). При этом органами предварительного расследо -вания и судами часто недостаточно исследуются материалы дела, мотивы и цели совершения преступления. Как правило, принимаются во внимание показания виновного лица, а не фактические обстоятельства совершённого общественно опасного деяния.

Состояние и особенности угонов и хищений транспортных средств на региональном уровне проиллюстрируем на примере Воронежской области [2] (табл. 2—3).

Таблица 2

Угоны транспортных средств по Воронежской области за 1999—2008 гг.

Вид преступления 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Неправомерное завладение автомобилем и иным транспортным средством (угон) 313 270 284 457 605 624 724 588 568 556

Таким образом, за последние десять лет количество угонов транспортных средств, совершаемых в Воронежской области, увеличилось в 1,8 раза, максимальный пик угонов приходится на 2005 год.

С 1999 по 2004 г. наблюдается увеличение хищений транспортных средств по Воронежской области (количество зарегистрированных преступлений рассматриваемого вида возросло на 16%). Начиная с 2004 г. ежегодно отмечалась тенденция

к снижению, и к 2008 г. по сравнению с 2004 г. общее количество сократилось на 54%. Таким образом, анализ статистических данных показывает, что общее количество хищений транспортных средств с 1999 по 2008 гг. уменьшилось в 1,4 раза. Это еще раз подтверждает высказанную нами ранее мысль, что угоны и хищения находятся в обратно пропорциональной зависимости, и на региональном уровне она еще продолжает проявляться.

Таблица 3

Хищения транспортных средств по Воронежской области за 1999—2008 гг.

Вид преступления 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.

Хищения транспортных средств, из них 653 574 580 597 716 757 722 547 529 490

кража 631 543 543 547 662 692 659 498 491 471

грабеж 9 10 14 18 20 25 23 15 10 9

разбой 7 11 15 20 23 29 25 14 15 4

мошенничество 6 10 8 12 11 11 15 20 13 6

С криминологической точки зрения преступления в сфере угонов и хищений транспортных средств имеют ряд особенностей, рассмотрим некоторые из них.

1. Для совершения хищений транспортных средств характерна организованная преступная деятельность. Преступные структуры похитите -лей автотранспорта, как правило, имеют межрегиональные и международные связи. Российские преступные структуры объединяются для более эффективной нелегальной деятельности с международными группировками. По данным Ин-терпола — Международной организации уголов -ной полиции [3], около 40% похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в СНГ. Преступные организации автоворов становятся всё более опасными и «профессиональными». По данным ГУУР МВД России [4], таких криминальных «коллективов» на территории Российской Федерации около тысячи. По мнению главы исполкома СНГ Сергея Лебедева [5], криминальный автомобильный бизнес занимает в странах СНГ третье место после торговли оружием и наркотиками. Ущерб исчисляется десятками миллионов долларов как для страховых компаний, так и для граждан. За девять месяцев 2008 года в России ликвидировано свыше 30 организованных групп и преступных сообществ в сфере автомобильного бизнеса.

Объединение лиц в преступные группы, спе -циализирующиеся на кражах транспортных средств, обусловливают особые характеристики их деятельности: разнообразие используемых способов сокрытия преступной деятельности; расширение способов реализации предмета преступления; увеличение количества совершаемых преступлений; расширение территории деятель -ности и стремление к налаживанию контактов с преступными группами других регионов; оперативность выполнения всех преступных действий и т.д.

В этих группах хорошо отлажена система действий по по хищению, перегону, сокрытию, легализации и сбыту краденых транспортных средств. Данные группы включают непосредственных угонщиков, их прикрытие, специалистов по подделке технических паспортов транспортных средств и доверенностей, по переоборудованию транспортного средства, перегонщиков и сбытчиков краденых транспортных средств. Ли -ца, входящие в такие группы, имеют преступный опыт, знакомы с методами и приёмами следствия и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Они используют наиболее изо -

щрённые способы совершения групповых преступлений, а также принимают специальные меры для своей маскировки, тщательной конспирации преступной деятельности и связей вну три группы, нередко договариваются о том, как вес -ти себя в случае задержания на предварительном следствии и в суде.

2. Угоны и хищения транспортных средств характеризуются высокой степенью латентности. Сегодня в России остро стоит вопрос о досто-верности имеющихся статистических данных, но, как показывают практика и результаты проводимых в этой области исследований, данный элемент системы государственного управления далёк от совершенства. Во-первых, это объясняется достаточно высоким уровнем недоверия к правоохранительным органам со стороны населения [6]. Как следствие, определённая доля граждан, чьи транспортные средства стали предметом преступного посягательства, обращается за помощью в розыске похищенного транспортного средства к криминальным структурам, и, таким образом, данные преступления не попадают в статистическую отчётность МВД или учитываются как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), что также не отражает реальную структуру преступности, связанной с противоправными посягательствами на транспортные средства. Во-вторых, статистика созна -тельно искажается под воздействием отдельных руководителей правоохранительных органов, как правило, в целях собственной карьеры [7]. Ис-ходной точкой при оценке результатов деятель -ности правоохранительных органов, а также ква -лификации руководителей и сотрудников явля-ются отражаемые в статистических отчётах из -менения динамики и структуры преступно -сти [8]. Поэтому, основываясь на естественном стремлении к самосохранению, правоохрани-тельная система прибегает к манипулированию статистикой.

3. Одним из важных аспектов, определяющих состояние угонов и хищений транспортных средств, является высокий уровень рецидивной преступности. Рецидив есть наиболее опасная разновидность множественности преступлений, свидетельствующая об упорном нежелании виновного лица вести общественно полезный образ жизни. Её повышенная общественная опасность обусловлена тем, что совершение преступления во второй и более раз свидетельствует об устойчивом стремлении лица продолжать совершать криминальные деяния, не-

смотря на ранее принятые в отношении него уголовно-правовые меры.

По данным ГИАЦ МВД России за 2008 год, из 26379 человек, совершивших преступление по ст. 166 УК, 8861 ранее совершал преступление, что составляет 33,6%, в том числе ранее судимы 7135 человек (27%); среди обследованных лиц, совершивших хищения транспортных средств, криминологический рецидив составляет 40,1 %, ранее судимых — 38,1%.

4. Следует заметить, что показатели угонов и хищений транспортных средств значительно разнятся в особо крупных городах и на осталь-ной территории России, прежде всего это касается административных центров субъектов Российской Федерации. Так, наглядным примером могут послужить мегаполисы: Москва и Санкт-Петербург, в которых удельный вес угонов и хищений транспортных средств в общем количестве всех хищений в 3-5 раз превышает средне -российский показатель и составляет от 20% до 30%. Аналогичная картина наблюдается и в регионах России. В Воронеже удельный вес угонов и хищений транспортных средств в общем объёме всех хищений заметно выше (в области он составляет 14,2%, в городе — 24,1%). Такое положение вполне объяснимо: именно в крупных городах сосредотачивается легальный автомобильный бизнес, соответственно, число приобретателей автомобилей значительно больше и, на -конец, в условиях концентрации людей и жилых массивов преступникам легче совершать престу -пления безнаказанно, о чем свидетельствуют относительно низкие данные по раскрываемости. По статистическим данным МВД России видно, что для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Центрального и Северо-Западного федеральных округов России уровень и состояние раскрываемости угонов и хищений транс -портных средств приобрели очень большие нега -тивные масштабы. Это относится и ко многим другим регионам России. Негативному воздействию преступлений указанных видов подвержены практически все крупнейшие регионы России. Самые высокие показатели отмечены в федеральных округах: Центральный, Северо-Западный, Дальневосточный, Приволжский, Сибирский; в краях: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Пермский, Хабаровский; в республиках: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Чечня, Тыва, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Удмуртия и др; в областях: Астрахан -ская, Волгоградская, Калининградская, Иркутская, Тверская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская, Ярославская, и др.; в крупных городах Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Красноярск, Волгоград, Самара, Ростов и др. [9].

5. Угоняются и похищаются чаще всего личные транспортные средства граждан, по -скольку условия хранения и эксплуатации по -следних создают благоприятные обстоятельства для совершения угонов или хищений, а именно: транспортные средства на длительное время оставляются на улицах или во дворах без како-го-либо присмотра. От многоквартирных домов, неохраняемых мест парковок, стоянок автомобилей угоняется и похищается почти каждый третий автомобиль. Оперативная информация по угонам и хищениям с каждым днём пополня -ется на 5-15 единиц в день на каждый пост в зависимости от его расположения. И если пере -гонять похищенное транспортное средство че -рез 5-10 дней после сводки об её угоне, то к этому времени информация попросту «затеря-ется».

6. Угоняются и похищаются транспортные средства практически всех модификаций и марок. Например, в Центральном ФО наиболее угоняемыми до 2007 года являлись иномарки западноевропейского производства, прежде всего — немецкого («Фольксваген», «Мерседес», «БМВ», «Ауди» всех модификаций). В последнее время достаточно популярны автомобили японского производства. Лидерами по угонам и хищениям выступили в 2008—2009 гг. автомобили марки «Тойота» («Кам-ри», «Королла», « Авенсис»).

Переднеприводные автомобили ВАЗ (особенно ВАЗ 21099 и 2110-2112, а в последнее время «Лада-Приора»), а также полноприводная «Шевроле-Нива» вызывают интерес у преступников на протяжении последних десяти лет.

Интересы же организованных преступных групп, специализирующихся на кражах транс -портных средств, направлены преимущественно на автомобили класса «люкс», до 2007 года — это «Тойота Ленд Крузер», «БМВ» (серии Х3, Х5), «Хаммер», в 2008 г. — «Лексус» (серии ЬХ, ЯХ). В 2009 г. вырос спрос у преступников на автомобили «Порше Кайен», «Рэндж- и Лэнд Ровер», «Инфинити» и др.

Одним из основных критериев при выборе преступниками транспортного средства является его техническое состояние. Угоняют в основном автомобили не новые или по возрасту более 5—7 лет. Среди угнанных транспортных средств 70% были в эксплуатации от 7 до 10 лет: 36% — от 5 до 7 лет, 34% — от 7 до 10 лет, 19% — от 3 до 5 лет, 11% — до 3 лет. Это объясняется тем, что владельцы таких автомобилей меньше уделяют внимания сохранности именно из-за их «возраста». Среди похищенных транспортных средств 38% были в эксплуатации до 3 лет, 33% — от 3 до 5 лет, 17% — от 5 до 7 лет, 12% — от 7 до 10 лет. Таким образом, более чем пятилетний «возраст» транспортного средства значительно снижал его привлекательность для преступников (табл.4).

Таблица 4

Распределение угнанных и похищенных транспортных средств, в зависимости от срока их эксплуатации в %

Срок эксплуатации транспортного средства Количество угнанных транспортных средств в % Количество похищенных транспортных средств в %

до 3 лет 11 38

от 3 до 5 лет 19 33

от 5 до 7 лет 36 17

от 7 до 10 лет 34 12

7. Мы наблюдаем некоторую активность хи -щений транспортных средств в весенне-летний период по сравнению с осенне-зимним. На ап -рель, май, июнь, июль, август, сентябрь прихо -дится около 70% этих преступлений. Данное обстоятельство объясняется тем, что кражи авто -мобилей требуют и более благоприятной обста -новки. Поскольку предметом этих преступлений являются преимущественно личные транспортные средства, зимой хищение осложняется кон -сервацией значительного количества транспортных единиц индивидуального владения, а также трудностями, связанными с перегоном и транспортировкой транспортных средств в зимних условиях Следует отметить, что периоды наиболее интенсивных посягательств на транспортные средства не совпадают со временами года (весна, лето, осень, зима). Для них характерны иные временные циклы, которые можно обозначить как сезон эксплуатации и сезон консервации. Угон транспортных средств в этом смысле менее подвержен влиянию погодных условий, посколь -ку его характер преимущественно ситуативен, а предметом этого преступления являются, как правило, транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, т.е. заранее подготовленные к движению. Так, по данным нашего исследования, в январе совершается 6% преступлений, предусмотренных ст. 166 УК, в феврале — 8,4%, в марте

— 8,6%, в апреле — 9,6%, в мае — 8,4%, в июне —

11,3%, в июле — 10,7%, в августе — 11,5%, в сентябре — 6,5%, в октябре — 7,3%, в ноябре — 5,7%, в декабре — 6%.

По временам суток угоны распределяются следующим образом: от 0 до 6 часов — 16,9%; 6—12 часов — 4,7%; 12—18 часов — 23,7%; 18—24 часов —54,7%. Эти данные показывают, что основное количество угонов совершается в вечернее и дневное время (70,4%), пик приходится на 18—24ч. Хищения транспортных средств совершаются в основном в вечернее (65,3%) и ночное время (27,3%), за исключением мошенничества.

Тяготение к ночным условиям совершения подобных преступлений обусловливается общими закономерностями, свойственными поведе -нию правонарушителей (использование этого времени для большей свободы действий при реа-

лизации преступного замысла и сокрытия следов преступлений). Одновременно выбор вечернего и ночного времени для этого вида преступления подчинён таким внешним факторам, как малолюдность на улицах, возможная недостаточная освещённость, надежда на отсутствие патрульно -постовых нарядов милиции, а также субъектив-ному стремлению преступника остаться незамеченным и избежать справедливого наказания.

8. Угоны в подавляющем большинстве случаев (86,3%) совершаются с применением различных инструментов и приспособлений, которые с определённой степенью условности можно отнести к техническим средствам. Как правило, в качестве таких средств выступают различные ключи, отвёртки, спицы, линейки и т.п., а по каждому пятому преступлению — ломики и иные предметы, используемые в качестве рычага. Способ незаконного перемещения транспортного средства с места постоянной или временной стоянки состоял преимущественно в отъезде, то есть транспортное средство приводилось в движение с помощью двигателя (92,2% от количества всех совершённых угонов). Основным способом запуска двигателя при угонах является присоединение проводов зажигания напрямую — 36%, подбор ключей к замку зажигания

— 34% (в основном у автомобилей ВАЗ, грузовых автомобилей и автобусов) и использование ключей, оставленных владельцем — 12%. В 7,8% случаев угона (как правило, мотоциклов, мопедов, мокиков и скутеров) применялся такой способ, как перемещение посредством использования физической силы (толкание руками).

Проникновение в салон осуществляется путём отжима стекла — 54%, отжим дверцы — 22%, подбор ключей — 20%, использование ключей владельца, проникновение через открытую дверь, разбитие стекла — 4%.

По проведённым опросам экспертов, кражи транспортных средств совершаются не только с использованием механических приспособлений (например, гидравлические щипцы, баллончик с жидким азотом или монтажной пеной, различного рода электромонтажный инструмент и т.д.), но и, главным образом, сканирующих электронных средств, основанных на методе «простого перебора»: 1) «паук», который используется как проводка

системы зажигания, нейтрализующая электронные блокираторы с помощью набора проводов (применяется при хищениях автомобилей в основном отечественного производства); 2) код-граббер, основанный на перехвате радиосигнала, который подает брелок с помощью специального устройства и повторное использование этого сигнала приводит к отключению сигнализации в отсутствие владельца; 3) код-граббер с кодозамещением, позволяющий получить еще не использовавшуюся команду брелка при применении автосигнализации с динамическим кодом; 4) алгоритмический код-граббер, распознающий последовательность нажатия кнопок брелка владельцем, и мн. др.

9. В связи с ростом угонов и хищений транспортных средств стал актуальным вопрос об эффективности автомобильных охранных систем. Следует отметить, что в целом во взаимосвязи совершенствования охранных противоугонных систем, роста числа приобретаемых гражданами в личное пользование автомобилей, уровня осознания ими необходимости использовать проти-воугонные системы (пока он относительно ни -зок) и одновременного увеличения угонов и хи -щений транспортных средств нет оснований го -ворить о достаточной эффективности противо -угонных систем. На момент совершения преступлений в 40% автомобилей было включено противоугонное устройство, в 13% — только закры -ты дверцы на замок, в 5% — замкнуто рулевое управление, а в 3% вообще не были закрыты дверцы автомобиля владельцами.

Между тем, практика показывает, что имеет положительный эффект использование любого охранного комплекса. Определённая категория преступников (это, как правило, ситуативные угонщики) при виде включённой сигнализации отказываются от совершения хищения. Однако это не относится к профессиональным преступникам, работающим «по заказу». Надеяться, что таких преступников остановит какой -либо авто -мобильный охранный комплекс, не следует.

Наше исследование даёт основание утверждать, что причиной значительного количества хищений транспортных средств является установка неэффективных охранных систем, что в значительной степени облегчает доступ преступников к этим транспортным средствам и позво -ляет их беспрепятственно похитить. Устанавли-ваемые же на большинство автомобилей относи -тельно дешёвые шумовые одноуровневые охран -ные сигнализации сравнительно легко поддаются сканированию и отключению с последующим совершением действий, направленных на похи-щение автомобиля, поскольку после отключения сигнализации для преступников не составляет особого труда проникнуть в салон находящегося без присмотра владельца автомобиля и уехать на нём, не привлекая внимания.

В настоящее время выбор сигнального устройства для автомобиля в полной мере является делом самого автовладельца. Между тем, практи -ка показывает различный уровень эффективности охранных автомобильных противоугонных систем. Следует заметить, что усилия и затраты, которые приходится мобилизовывать правоохранительным органам в результате того, что автовла -дельцы не устанавливают противоугонные системы, на наш взгляд, не соответствуют уровню правосознания собственников автомобилей. В связи с этим возникает вопрос о том, должны ли лица, проявляющие беспечность, получать от государства в полной мере помощь в розыске похищенного транспортного средства? Безусловно, является эффективной деятельность страховых компаний, которые в договорах на страхование автомобиля закладывают пункт, согласно которому владелец транспортного средства должен установить противоугонное устройство (причём не только электронное, но и механическое).

10. Кражи автомобилей чаще всего совершаются из дворов многоквартирных домов (38,8%), гаражей (25,2%); неохраняемых авто -стоянок (12%), автостоянок у магазина (супер-минимаркета) (9%). По угонам автомобилей также лидируют дворы многоквартирных домов (73,4%) и неохраняемые автостоянки (21,7%).

По нашему мнению, выявленные особенности угонов и хищений транспортных средств в некоторой мере позволят правоохранительным органам более успешно решать задачи борьбы с указанными видами преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности в России за январь — декабрь 1999—2008 гг. — М.: ГИЦ-ГИАЦ МВД России, 1999—2008.

2. Данные предоставлены ИЦ ГУВД по Воронежской области за январь — декабрь 1999— 2008 гг. по запросам № 1619 от 1.07.2009 г.; №2046 от 24.08.2009 г.

3. Международные угоны. Каждый пятый уг-

нанный в Москве автомобиль находят по линии Интерпола // AUTOSTATUS.RU: еженед. интер-нет-изд. 2010. 15 янв. — иЯЬ: ЬирУ/те^^.

autostatus.ru /neu-interpol.html (дата обращения: 21.01.2010).

4. Аналитический обзор состояния работы по борьбе с кражами автомашин, совершаемыми преступными группами квалифицированным способом, выявлению и перекрытию каналов незаконной транспортировки похищенного авто -транспорта.— М.: НИИ МВД России, 2006. С.27.

5. Орлов П. Главный милиционер взялся за угонщиков // Российская газета.— 2008.— 24 окт.

6. Официальный сайт фонда «Общественное мнение». иЯЬ: www.fom.ru. (дата обращения 12.12.2009).

7. Омигов В.И. Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков // Государство и право. — 2000. — № 6. — С. 52.

8. Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдель -ных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов вну т-ренних дел на транспорте: приказ МВД России от 5 августа 2005 г. № 650 (в ред. Приказа МВД России от 30 декабря 2006 г. № 1120 «О внесении изменений в правовые акты МВД России»). [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Официальный сайт МВД России. — иЯЬ: http://www.mvdinform.ru (дата обращения 21.01.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.