УДК 343.9
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ УГОНОВ И ХИЩЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
© Роман Викторович КОЛЕСНИКОВ
Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Российская Федерация, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, e-mail: rkolesnikow@mail.ru
В статье раскрываются основные способы (схемы) совершения угонов и хищений транспортных средств, а также предлагается комплекс специально-криминологических мер, направленных на устранение криминогенных факторов, порождающих угоны и хищения транспортных средств.
Ключевые слова: способы; схемы; угоны; хищения; транспортное средство; автомобиль; специально-криминологическое предупреждение.
Научный и практический интерес к проблемам обеспечения защиты транспортных средств от преступных посягательств существовал на протяжении многих лет, начиная с IX в. с момента первого зафиксированного угона [1, с. 12].
Сотрудники правоохранительных органов испытывают значительные трудности по выявлению и пресечению данных преступлений, поскольку преступные посягательства на транспортные средства приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности.
Для выработки эффективных специально-криминологических мер, направленных на борьбу с угонами и хищениями транспортных средств, необходимо проанализировать основные преступные способы их совершения. В ограниченных рамках статьи рассмотрим некоторые наиболее распространенные схемы реализации данных преступлений.
Первая схема. В последние годы наиболее широкое распространение получили хищения, совершенные с целью возврата по-
терпевшему похищенного транспортного средства за денежное вознаграждение.
При хищении транспортного средства в рассматриваемой ситуации преступники тщательно выбирают будущего потерпевшего, подробно и досконально изучают его личность, от особенностей которой во многом и зависит возможность реализации преступного умысла и получения материальной выгоды. По мнению опрошенных нами экспертов, такой кандидатурой, как правило, становится владелец дорогой иномарки, занимающийся предпринимательской деятельностью, нередко переходящей в криминальную.
На этапе подготовки к совершению хищения автомобиля преступники активно осуществляют «разведывательно-поисковую деятельность», на протяжении нескольких дней ведут наблюдение за владельцем автомобиля, оценивают материальное положение будущего потерпевшего, изучают его образ жизни, связи, наиболее частые места парковки автомобиля. В целях оптимальной подготовки к хищению и оказанию противодействия работникам правоохранительных орга-
нов преступники подготавливают средства совершения преступления, снимают в аренду гараж-отстойник, как правило, в 3-5 минутах езды от места предполагаемого хищения, что, разумеется, делает проведение органами внутренних дел операции «Перехват» неэффективным.
Такого рода преступления совершаются только организованными преступными группами. Для них характерны: систематичность преступной деятельности, общность целей; четкое распределение ролей; наличие лидера или организатора; соподчиненность в группе, наличие строгой иерархии; внутригрупповые нормы поведения; тщательное планирование преступной деятельности; наличие в обороте значительных денежных средств, добытых преступным путем; глубокая законспириро-ванность, тесные межличностные связи между преступниками, завершенность состава групп, что усложняет внедрение негласных сотрудников для проведения оперативной разработки; отлаженная система криминальных связей, в т. ч. в правоохранительных органах; превосходная оснащенность специальными техническими средствами и т. д.
Вторая схема. Участились случаи т. н. «заказных» хищений автомобилей. Хищения транспортных средств под заказ совершаются по предварительному сговору с покупателем, имеющим старый или аварийный автомобиль (в основном после ДТП). Угонщики заранее намечают свою жертву, которая имеет в пользовании автомобиль, обладающий хорошими ходовыми качествами и приемлемым внешним видом. В данном случае обычно похищается автомобиль определенной модификации и цвета, на которой перебиваются или перевариваются номера агрегатов в соответствии с имеющимися у заказчика документами на транспортное средство.
Третья схема. Хищение и сбыт автомобиля по подложным документам. В рассматриваемой ситуации похищается автомобиль, на который затем изготавливаются фиктивные регистрационные документы либо используются документы на ранее приобретенный и не подлежащий дальнейшей эксплуатации автомобиль.
По поддельным документам автомобили обычно регистрируются в других регионах страны, на подставных лиц, у которых преступники покупают или берут под каким-
либо предлогом на время паспорт. В дальнейшем транспортные средства перепродаются по доверенностям, оформленным от имени этих же лиц.
Для легализации и сбыта похищенного автомобиля преступники нередко используют различного рода коммерческие организации, имеющие право осуществлять сделки купли-продажи транспортных средств.
При постановке похищенного автомобиля на учет участники организованных преступных групп нередко представляют поддельные документы о прибытии транспортного средства из-за рубежа.
Четвертая схема. Хищение и сбыт транспортного средства с изменением идентификационного номера. В идентификационный номер похищенного автомобиля вносятся изменения, соответствующие номерам поддельных регистрационных документов.
Наиболее распространенными способами изменения идентификационного номера являются: 1) «выравнивание» прежнего номера путем нанесения пластичного вещества, применения электродуговой сварки с последующим клеймением, гравированием необходимых знаков вторичной маркировки; крепление различными способами металлической пластины со знаками вторичной маркировки; 2) «добивание» при помощи клейм, гравирования и последующей вставки необходимых элементов вторичной маркировки; 3) демонтаж либо вырезание нескольких (двух, трех и т. д.) фрагментов маркируемой панели кузова с нанесенными знаками идентификационной маркировки и повторный их монтаж в образованные проемы в ином порядке; вырезание фрагмента маркируемой панели кузова целиком и монтаж в образованный проем фрагмента со знаками вторичной маркировки [2].
Пятая схема. Хищение автомобиля с целью полного демонтажа и реализации в виде запасных частей (по опросам экспертов и опубликованным оценкам специалистов [3; 4], каждое седьмое хищение транспортных средств совершается именно с этой целью и в основном автомобилей отечественного производства). Похищение автомобилей на запчасти сопряжено с гораздо меньшим риском, чем хищение под заказ. Снимаются проблемы с регистрационными документами и постановкой автомобиля на учет, меньше в та-
ком процессе находится и требующих оплаты людей. Такие хищения, как правило, региональные, их совершают небольшие группы, составом в три-пять человек.
Шестая схема. Возможны случаи инсценирования угонов и хищений застрахованного автомобиля с последующим получением страхового возмещения. По мнению экспертов и специалистов в области предоставления страховых услуг гражданам, эта схема приобретает все большие масштабы [5, с. 14; 6; 7].
В самом начале мошенники при заключении договора страхования осуществляют обман с помощью трех основных способов. Первый заключается в том, что мошенники вводят страхового агента в заблуждение относительно реального собственника транспортного средства. Второй способ обмана состоит в том, что преступники вводят в заблуждение страхового агента относительно определенных свойств автомобиля (попадал ли автомобиль в ДТП, был ли он перекрашен после ДТП и т. д.). Особенностью третьего способа обмана страхового агента является полное отсутствие автомобиля в распоряжении страхователя, хотя мошенники предоставляют документы (часто фиктивные), подтверждающие наличие у них данного транспортного средства.
На втором этапе преступниками фальсифицируются наступление страхового случая и его фиксация, т. е. документальное оформление страхового случая.
Третий этап проведения криминальных операций, необходимый для достижения преступного результата, связан с подачей документов в страховую компанию для получения страхового возмещения (обеспечения), которая осуществляет проверку этих документов (страховых событий) и расчет страховой выплаты.
Седьмая схема. Дорогостоящие автомобили зарубежного производства часто оснащены высоко эффективными противоугонными устройствами, и их хищение может совершаться отдельными преступными группами в форме грабежа или разбоя.
На наш взгляд, необходимо принятие комплекса мер, направленных на устранение криминогенных факторов, порождающих угоны и хищения транспортных средств,
среди которых можно выделить нижеперечисленные мероприятия.
1. Предупреждение организованной преступной деятельности в экономической сфере, к которой относятся корыстные преступные посягательства на транспортные средства. Для совершенствования рассматриваемого направления предупреждения могут быть применены следующие основные меры:
- выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере хищений транспортных средств;
- ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями легальных предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.) [8].
2. Исходя из транснационального уровня совершения хищений транспортных средств организованными группами, важное значение приобретает международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Однако приходится констатировать, что Российская Федерация до сих пор не имеет договоров о сотрудничестве в области борьбы с преступностью со многими странами.
В основном многосторонние межведомственные соглашения были заключены МВД России с МВД государств - участников СНГ. Таких соглашений до 2004 г. было заключено более десяти [9, с. 29].
В 2009 г. Государственная Дума ратифицировала Соглашение со странами СНГ «О борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата» [10]. Соглашение было подписано еще 25 ноября 2005 г. в Москве 10 государствами - Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном и Украиной. Документ регламентирует порядок направления (через компетентные органы сторон в течение 20 дней со дня задержания или обнаружения похищенного автотранспортного
средства) и исполнения запросов об обеспечении возврата похищенных автотранспортных средств.
В последние годы развивается взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств в рамках деятельно-
сти Международной организации уголовной полиции - Интерпола [11].
3. Применительно к борьбе с угонами и хищениями транспортных средств предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, имеет особо важное значение.
В целях противодействия совершению угонов и хищений транспортных средств органы внутренних дел всех субъектов России регулярно проводят комплексные оперативно-профилактические операции: «Автомо-
биль», «Большегруз», «Трасса», «Перехват», «Караван-Авто», «Трал», «Гараж», «Автослесарь» и т. д. Принимаются иные предупредительные и профилактические меры: проводится постоянный анализ криминогенной ситуации, складывающейся в конкретном городе, районе, области; создаются банки данных о месте (автосервисы, гаражные кооперативы, автостоянки) и времени совершения преступлений; собирается информация о марках автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у преступников; разрабатываются места обнаружения похищенного и угнанного автотранспорта (площадки разукомплектования, изменения идентификационных номеров и маркируемых агрегатов автомобилей); организуется учет лиц, совершивших и склонных к совершению угонов и хищений транспортных средств, на обслуживаемой территории; проводится работа по выявлению и ликвидации специализирующихся на угонах и хищениях транспортных средств преступных групп; проверяется эффективность функционирования федеральных и региональных учетов («Розыск», «Автопоиск», «Автомобиль», «Технодокумент»). Но нужно отметить, что до сих пор не создана централизованная информационно-поисковая система выпускаемых, импортированных в Россию, зарегистрированных транспортных средств, их владельцев, а также содержащая информацию об угнанных и похищенных автомобилях.
В настоящее время в России вводятся в действие системы дистанционного контроля за оперативной обстановкой на улицах (спутниковые навигационные системы,
скрытые камеры наблюдения). Например, в городах: Казань, Курск в настоящее время широко используются навигационные устройства системы ОР8/ГЛОНАСС, в т. ч. и
при розыске угнанных и похищенных транспортных средств [12].
Также в некоторых регионах России (Республика Мордовия - межрайонный отдел по раскрытию преступлений, связанных с автотранспортом; Краснодарский край - отдел милиции на федеральной автодороге «Кавказ»; Тамбовская область - межрайонный отдел уголовного розыска и др.) наблюдается положительный опыт создания постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственнооперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений, в которые входят сотрудники УР, ОПУ, УСБ, ГИБДД, ППС, ФСИН, ФТС и др. [13, с. 27].
Целесообразность организации подобных подразделений подтверждает позитивный опыт их работы, успешные показатели борьбы с указанным видом преступлений. Создание таких подразделений прежде всего необходимо в регионах со сложной оперативной обстановкой по линии угонов и хищений транспортных средств (Московская, Ростовская области, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Смоленская, Новгородская, Тверская, Белгородская и некоторые иные приграничные области) [14; 15]. В зависимости от распространенности мест совершения угонов и хищений, особенно разбойных нападений на владельцев транспортных средств, подразделения подобного рода следует дислоцировать непосредственно на или вблизи от наиболее криминогенных участков закрепленной территории обслуживания.
Оправдала себя практика организации специализированных подразделений в оперативных службах и следствии. Положительный опыт в этом направлении имеется в Московской области, где для борьбы с указанным видом преступлений Управление ГИБДД по согласованию с руководством ГУВД пошло по пути создания следственно-оперативных групп (СОГ), в состав которых входят: следователь, эксперт-криминалист и по два сотрудника ГИБДД и оперативных аппаратов. Уже первые итоги работы таких СОГ, занимавшихся расследованием дел в Московской области, позволили сделать вывод о причастности к хищениям автомобилей хорошо организованных, законспирированных преступных групп с межрегиональными связями.
Кроме этого, создаются специальные оперативно-поисковые экипажи на патрульных автомашинах для розыска похищенного транспорта в местах возможного его укрытия (охраняемые стоянки, гаражи, пансионаты, дома отдыха и т. д.). В состав экипажей включаются сотрудники ГИБДД, уголовного розыска, областного ОМСН. При проведении поисковых мероприятий первостепенное внимание уделяется подозрительным автомобилям и длительное время не выезжающим со стоянок. Практически на каждой стоянке, где находилось 200-300 машин, обнаруживается по 2-4 краденых.
Создание подобных подразделений в наиболее пораженных районах обслуживания позволило бы улучшить организацию борьбы и перекрытие возможных мест транспортировки похищенных автомобилей в направлении: а) «насыщения» личного состава органов внутренних дел в период наиболее вероятного совершения хищений (ночное время); б) сокращения временного разрыва поступления сигнала о преступлении и выезда на место происшествия; в) повышения мобильности реагирования, развертывания и проведения необходимых мероприятий; г) привлечения специалистов, владеющих иностранными языками.
4. Одним из важнейших субъектов профилактики угонов и хищений транспортных средств являются подразделения милиции вневедомственной охраны при ОВД. Эти органы обеспечивают охрану имущества, подготавливают проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств; участвуют в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей.
В их полномочия входят организация и проведение научных исследований, опытноконструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации, осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт, организация и проведение
испытания средств охранной сигнализации, в т. ч. и зарубежной, а также обеспечение в установленном порядке выдачи сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации; участие в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
Наиболее эффективными в настоящее время являются сигнализации, использующие GPS-GSM - глобальную спутниковую систему навигации. Для самостоятельного мониторинга и охраны автомобилей через компьютер или коммуникатор сам автовладелец может контролировать: местонахождение автомобиля, в т. ч. и в случае эвакуации или угона; срабатывание охранных датчиков в салоне автомобиля; срабатывание штатной сигнализации (если произошел удар по автомобилю, например); возможность удаленного блокирования двигателя с сотового телефона или коммуникатора; возможность дистанционного управления опциями автомобиля с сотового телефона или коммуникатора, а также эффективно взаимодействовать со штатной охранной сигнализацией, что существенно снижает риск угона автомобиля. Доступность подобных охранных систем позволит существенным образом снизить количество преступных посягательств на транспортные средства.
5. Большое значение для успешной профилактики правонарушений в сфере угонов и хищений транспортных средств имеет и согласованность работы правоохранительных органов с иными государственными и негосударственными организациями, имеющими отношение к этой сфере преступных деяний. Например, согласованные действия таможенной службы с правоохранительными органами предотвращают часть преступных деяний в сфере угонов и хищений транспортных средств, препятствуют внедрению криминала в этот вид экономической деятельности.
6. Для успешной борьбы в области автострахования с инсценировками угонов и хищений застрахованных транспортных средств необходимо создание единой базы страховых компаний о лицах, совершивших указанные преступления.
7. Важным условием обеспечения эффективности предупреждения угонов и хищений транспортных средств является вос-
становление и развитие связей правоохранительных и других государственных органов с населением. Привлечение общественности к охране правопорядка, предупреждению правонарушений осуществляется строго на основе добровольности. Государство должно всемерно стимулировать, поощрять, развивать гражданскую активность, основанную, прежде всего, на естественном стремлении людей объединиться в целях защиты себя, своих детей и близких, имущества от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания зарубежный опыт предупреждения правонарушений локальными общинами граждан, например, ассоциациями родителей и учителей - по профилактике хищений среди несовершеннолетних и в отношении них; объединениями представителей мелкого бизнеса - против мошенничества; автовладельцев - против краж и угонов автотранспорта, разбойных нападений и т. п. [16, р. 342-344].
По нашему мнению, реализация указанных предложений позволит правоохранительным органам более успешно решать задачи борьбы с угонами и хищениями транспортных средств.
1. Буз С.А., Магомедов М.К. Хищения легковых автомобилей. Проблемы уголовно-правового регулирования и правоприменительной практики: монография. Краснодар, 2008.
2. Ким Е.Р. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств (по материалам Дальневосточного региона): автореф. дис ... канд. юр. наук. Хабаровск, 2006.
3. Тревожные будни дорог: статья Министра внутренних Дел РФ Рашида Нургалиева // Российская Газета. 2009. 23 сент.
4. МВД намерено взять под контроль сбыт на рынках б/у автозапчастей. иКЬ: Ы1р://паушу.
by/rubrics/auto_news (дата обращения:
15.04.2011).
5. Жилкина М.С. Страховое мошенничество: правовая оценка, практика выявления и методы пресечения. М., 2005.
6. Итоги работы Службы безопасности РОСНО в 2011 году // Официальный сайт страховой компании РОСНО. URL: http://www.rosno.ru (дата обращения: 10.03.2011).
7. Самые распространенные способы мошенничества // Официальный сайт «Государственно-акционерной страховой компании». URL: http://www.gsc.ru (дата обращения: 12.04.2011).
8. Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью: монография. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Сборник Международных соглашений МВД РФ. М., 2004.
10. Госдума ратифицировала соглашение со странами СНГ о борьбе с хищениями автотранспортных средств // Аргументы и факты. 2009. 22 мая.
11. Интерпол // Википедия. URL: http:// www.ru. wikipedia.org/ (дата обращения: 14.04.2011).
12. Контроль транспорта на основе GPS/ ГЛО-НАСС-Курск. URL: http://www.kursk.olx.ru/gps -c-iid-15674607 (дата обращения: 23.02.2011).
13. Состояние работы по борьбе с кражами автомашин, совершаемыми преступными группами квалифицированным способом, выявлению и перекрытию каналов незаконной транспортировки похищенного автотранспорта: аналитический обзор НИИ МВД России. М., 2009.
14. Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvdinform.ru (дата обращения:
14.04.2011).
15. Состояние преступности в России за январь-декабрь 1999-2011 гг. М., 2000-2011.
16. Adler F, Mueller G.O.W., Laufer W.S. Motor Vehicle Theft. Criminology and Criminal Justice System. N. Y., 2001.
Поступила в редакцию 21.04.2011 г.
UDC 343.9
THE BASIC WAYS OF VEHICLES THEFT AND STEALING COMMISSION AND MEASURES TO PREVENT THEM
Roman Viktorovitch KOLESNIKOV, Voronezh Institute of Ministry of Interior Affairs of Russia, Voronezh, Russian Federation, Lecturer of Criminal Law and Criminology Department, e-mail: rkolesnikow@mail.ru
The article deals with the basic methods (schemes) of vehicles theft and stealing commission, and proposes a set of special criminological measures aimed at elimination of criminogenic factors leading to vehicles stealing and theft.
Key words: methods; schemes; stealing; theft; vehicle; car; special criminological prevention.