Научная статья на тему 'Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств'

Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
604
401
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ПРИЧИНА / УСЛОВИЕ / ФАКТОР / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УГОН / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Колесников Роман Викторович

В статье рассматривается проблема детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств. Анализируются понятия: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы», определяющие причинность в криминологии. Дается характеристика основных криминогенных факторов, оказывающих негативное влияние на совершение преступлений указанного вида.In the article the problem of crime determination dealing with overtaking and stealing transport vehicle are considered. The concepts: «cause», «conditions», «investigation», «causal connection», «circumstances», «factors» specifying causality in criminology are analyzed. The description of the basic criminogenic factors rendering negative influence on crimes commition of indicated types are given.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Колесников Роман Викторович,

Текст научной работы на тему «Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств»

Колесников Роман Викторович

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России (е-таП: rkolesnikow@mail.ru)

Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств

Аннотация:

В статье рассматривается проблема детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств. Анализируются понятия: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы», определяющие причинность в криминологии. Дается характеристика основных криминогенных факторов, оказывающих негативное влияние на совершение преступлений указанного вида.

Annotation:

In the article the problem of crime determination dealing with overtaking and stealing transport vehicle are considered. The concepts: «cause», «conditions», «investigation», «causal connection», «circumstances», «factors» specifying causality in criminology are analyzed. The description of the basic criminogenic factors rendering negative influence on crimes commition of indicated types are given.

Ключевые слова: детерминация, причина, условие, фактор, транспортное средство, угон, преступления, предупреждение, исследование.

Keywords: determination, cause, condition, factor, transport vehicle, overtaking, crimes, preventions, investigations.

Проблема детерминации совокупность взаимосвязанных явлений), которые

преступности, как в целом, так и непосредственно порождают, производят другие

отдельных ее видов - одна из явления (преступления) или явление

ключевых в криминологии, (преступность) как закономерное следствие,

имеющая важное теоретическое Существуют объективные и субъективные

и практическое значение. Без такого учения было причины преступнс>сти. Объективные -

бы бессмысленно исследование не только конкретные противоречия в общественном бытии,

данного явления, но и личности преступника, в экономических, политических, социальных

проблем предупреждения преступности. В наши °тн°шениях людей. Субъективные -

дни она стала несравненно более актуальной, чем определенные элементы социальной психологии,

когда-либо в прошлом, так как наблюдается проявляющиеся в искаженных потребностях,

крайнее обострение социально-экономической ^^р^^ цел^ moti^b^ нравственных

обстановки в стране, имеет место повсеместный ценностях и правосознании лиц, совершающих

кризис нравственности и духовности [1]. преступления [2, а 193].

Для характеристики детерминации Условия преступности - явление (совокупность

преступлений, связанных с угонами и хищениями явлений) не п^ж^ющ^ но сп°собствующих

транспортных средств, необходимо либо препятствующих порождению преступности

предварительно рассмотреть содержание [2, с. 195, 227]. «В отличие от пPичин, условия

причинности1 в целом и проанализировать такие сами по себе не могут гюродтъ непосредственно

понятия, как: «причины», «условия», «следствие», данное явление-следствие, но, сопутствуя

«причинная связь», «обстоятельства», «факторы». причинам в пространстве и времени и влияя на

Причины преступности - это явления (или них, обеспечивают определенное их развитие,

1 «Причинность в криминологии, рассматриваемая в широком смысле слова, включает следующие понятия: причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием ...». См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии / В.Н. Кудрявцев. М., 1968.

184

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

необходимое для возникновения следствия» [3, с. 95].

Следствие - то, что следует, вытекает из чего либо, результат чего либо [4, с. 729]. По мнению ряда криминологов, «взаимосвязь и взаимодействие причины и следствия предполагают, что не только причина вызывает следствие, но и следствие по принципу обратной связи воздействует на свою причину ...» [5, с. 47].

Причинная связь - объективная связь между явлениями, одно из которых причина, при наличии определенных условий производит, порождает другое - следствие [6, с. 383-384].

В.Н.Кудрявцев, отмечая роль причинной связи в правовой сфере, указывает: «Исследование причинности дает возможность в практической деятельности человека сознательно использовать естественные или социальные факторы, силы процесса, осуществлять поставленные задачи» [7, с. 83].

Понятие «обстоятельства» обычно употребляется, когда необходимо выразить то, что конкретно возникло, сложилось на данный момент вокруг того или иного человека [8, с. 197]. Поэтому данное понятие отождествляется с понятием «ситуация», которое означает совокупность обстоятельств, положение, обстановка [4, с. 719]. Любой поступок человека есть в конечном счете результат реагирования личности на соответствующую ситуацию. Не случайно ученые, ведя речь о причинах преступлений, относящихся к самой личности (субъективные причины), говорят о «внешних обстоятельствах», что преступление может быть совершено в силу «неблагоприятного стечения обстоятельств», что совершению конкретного преступления иногда способствуют «случайные обстоятельства» [9, с. 40].

Однако, как показывает практика, в движущейся сложной социальной системе деление на причины и условия не имеет четких границ и носит условный характер, поскольку причина порождает следствие, при взаимодействии с порожденным им следствием трансформируется, и становится либо причиной, способной породить иные следствия, либо условием, способствующим возникновению иных явлений. По отношению же к первому следствию она выступает одновременно и явлением-причиной, и, как претерпевшая в порядке взаимодействия с ним изменения, явлением -следствием.

Мы придерживаемся мнения криминологов [10], считающих, что различное понимание

детерминант преступности ведет к возникновению в сознании практических работников негативного отношения к научным криминологическим теориям и выполняемым ими соответствующим функциональным общественно важным ролям. В связи с вышеизложенным представляется вполне обоснованным использование в качестве их альтернативы термина «фактор».

«Фактор - (от лат. Factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила явления, определяющая его характер или отдельные черты. Значит, причина и фактор -тождественные по смысловому значению слова и взаимозаменяемость их возможна ...» [11, с. 91].

При наличии единой методологической основы объяснения общих детерминант преступности, и, следовательно, успешного воздействия на них необходим более предметный анализ криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств в определенных регионах, при определенных обстоятельствах и т.д. Именно такой подход, при котором группируется совокупность преступлений по объекту посягательства, территориальной распространенности и иным частным характеристикам, позволяет достичь наибольшей «осязаемости» данных явлений, целенаправленно воздействовать на конкретные преступления и их субъектов, принимать меры, препятствующие самодетерминации преступности.

Принимая во внимание широкий диапазон факторов, влияющих на угоны и хищения транспортных средств, мы ограничимся рассмотрением тех из них, которые чаще оказывают негативное влияние на совершение рассматриваемых преступлений. Это, главным образом, социально-экономические, социально-психологические, социально-демографические, организационно-управленческие факторы.

Социально-экономические факторы. Исследования показывают, что имущественные преступления совершаются в результате экономических трудностей, обстоятельств, недостатков и упущений [11, с. 367-369]. Отсюда возникает необходимость изучения социально-экономических факторов: уровня материальной обеспеченности, степени удовлетворенности жилищных и других бытовых потребностей и т.д.

По данным нашего исследования, совершение угонов и хищений транспортных средств является в 80% случаев связанным с низким уровнем благосостояния населения. При изучении уголовных дел было выявлено: материальные

185

затруднения вызывают такие чувства как зависть, озлобленность, что становится причиной совершения угонов, а особенно грабежей и разбоев.

Отрицательно сказывается на совершении всех хищений чужого имущества, в том числе угонов и хищений транспортных средств, незанятость отдельных членов общества, особенно молодежи, в сфере производства, но главное в том, что многие граждане не видят перспективы улучшения своего положения. Именно этим объясняются психологические срывы, или, как пишут ученые, «социальные взрывы» в регионах.

Следующим фактором угонов и хищений транспортных средств является рост безработицы (особенно среди молодежи), пропаганда «красивой жизни» в СМИ, понижение образовательного уровня, а значит увеличение количества низкооплачиваемого населения.

К рассматриваемой группе факторов можно отнести и несовершенство экономических отношений, связанных с оборотом автомобилей. Под несовершенством подразумевается дестабилизация рынка, инфляционные процессы, нарушения экономических связей не только внутри государства, но и с зарубежными странами. При этом усиливается значимость теневой экономики.

Следующим фактором совершения преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств является низкий уровень развития автомобильной промышленности, неконкурентоспособность отечественных автомашин на мировом рынке, высокая стоимость автомобилей, произведенных в России.

Высокая стоимость отечественного транспорта делает его менее доступным для населения. Также малопривлекательным фактором, сдерживающим приобретение, является качество автомобилей. Низкий уровень технологических процессов при изготовлении автомобилей, использование устаревших технических параметров и технологического процесса, несоответствие дизайнерским, экологическим требованиям заставляет покупателя отдавать предпочтение иномаркам. Так, например, по данным МВД Россиии за последние 5 лет в основном похищаются автомобили импортного производства: популярны модели «Мерседес», «Ауди», «БМВ», «Тойота», «Фольксваген», «Мицубиси» и др. [12]. Широкая сеть сервисных центров, обслуживающая автомобили иностранного производства делает привлекательным приобретение иномарок. Но при

этом на каждом этапе движения автомобилей отечественного и иностранного производств: от изготовления, продажи, покупки, сервиса наблюдается рост криминального влияния, контроля, получения прибылей.

Социально-психологические факторы. Они относятся непосредственно к личности преступника, характеризуют ее внутренний мир. На формирование личности угонщика и похитителя, как указывалось выше, влияют обнищание, сильное имущественное расслоение населения и в связи с этим ослабление контроля в семьях за детьми, в школах за подростками, в училищах и вузах за молодежью, и вообще, отсутствие условий для воспитания несовершеннолетних, должной организации их образования и досуга, распространение пьянства, алкоголизма и наркомании, их повышенная социальная конфликтность и т.д.

Как показывает наше исследование, свыше 40% лиц совершили угон или хищение транспортного средства в возрасте 14-18 лет (это подтверждается исследованиями и других авторов [13]).

Кроме того, объективный процесс приобщения подростков к автомобилю, распространенность увлечения автоделом, не подкрепленные пропорциональным увеличением

автомотокружков, секций и клубов юных автомотолюбителей, бытующая еще пассивность в работе по вовлечению подростков в общественно полезные формы соприкосновения с техникой - все это, при определенных издержках в нравственном формировании н е ко т о р о й ч а ст и несоверш ен н о л е т н и х, недостатках в организационно-воспитательной деятельности государственных органов и общественных организаций, способствует в отдельных случаях, поискам иных, порой противоправных путей удовлетворения этих потребностей.

Общеизвестна тесная взаимосвязь преступности и пьянства. Пьянство и алкоголизм, являясь обстоятельствами, способствующими антиобщественному поведению, нередко выступают в роли своего рода катализаторов совершения конкретных преступлений. Вместе с тем, несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, пьянство все еще сохраняет определенную распространенность и продолжает выполнять свою криминогенную роль в этиологии многих видов и групп преступлений, в том числе угонов и хищений транспортных средств.

По данным исследований [14, с. 85], каждое

_186

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

третье преступное посягательство на автомобиль совершается лицами в нетрезвом состоянии. Это особенно характерно для угонов, свыше половины которых (60%) совершается под непосредственным воздействием алкоголя. Указанное обстоятельство связано, конечно, с ситуативной природой этих преступлений, их импульсивным характером, открыто пренебрежительным отношением к общественным установкам, составляющим содержание мотивационной сферы их совершения. Алкоголь в таких случаях способствует снижению у преступника чувства ответственности за свое поведение, понижает способность к самоконтролю, правильной самооценке своих поступков и способствует противоправному способу самоутверждения. В этом смысле можно сделать вывод о том, что угоны наиболее тесно связаны с пьянством, которое в итоге является криминогенным фактором совершения подавляющего большинства преступлений этого вида. Среди лиц, привлеченных к ответственности за совершение корыстных преступлений, в частности хищений транспортных средств, эти показатели намного ниже.

Вместе с тем, незначительная доля хищений транспортных средств, совершенных лицами в нетрезвом состоянии, не должна снижать внимания к проблеме борьбы с пьянством применительно к этим преступлениям. Если пьянство является своеобразным «импульсом» при совершении подавляющего большинства угонов, для значительного числа хищений транспортных средств оно выступает в аналогичном качестве, только более завуалированном и, следовательно, не менее опасном. Так, например, Е.Р. Ким указывает, «потребность к алкоголю, к жизни «на широкую ногу», к кутежам присуща большинству участников устойчивых преступных групп, совершающих кражи автомашин [14, с. 86]. Поэтому борьба с пьянством в деле предупреждения, как угонов, так и хищений транспортных средств представляет важную и актуальную задачу и, несомненно, должна увязываться с общими усилиями, направленными на ликвидацию этого социального зла.

Социально-демографические факторы. Предупреждение преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств усложняется миграционным процессом в России. Из-за большого притока населения из стран ближнего зарубежья, а также КНР, КНДР и т.д. ухудшилась не только социальная, но и обострилась

криминальная обстановка. Во многом, преступные посягательства на автотранспорт приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности. Деятельность преступных группировок, специализирующихся на хищении автомашин с целью их сбыта, нередко выходит за рамки одного региона и даже государства, а потому представляет серьезную проблему как для отечественных, так международных и зарубежных

правоохранительных органов, приобретая статус транснациональной преступности [15]. По данным Интерпола, около 40% похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в странах СНГ [16, с. 24], а значит и в России. Поэтому необходима четкая, согласованная, совместная работа правоохранительных органов и миграционных служб России и зарубежных стран.

Организационно-управленческие факторы. Угоны и хищения имеют высокую латентность. В 90 % случаев осужденные, привлеченные к уголовной ответственности, до первого осуждения совершили в среднем по 2-3 угона и 5-6 хищений транспортных средств. Это создает атмосферу безнаказанности, а также вседозволенности среди преступников. Не обеспечивается принцип неотвратимости наказания.

Указанное обстоятельство способствует также расширению круга угонщиков и похитителей, вставших на путь совершения преступлений. По данным ученых, почти каждый второй неустановленный преступник совершил новое преступление в соучастии с лицами, ранее не совершившими преступление. В связи с этим, одним из конструктивных путей в борьбе с угонами и хищениями транспортных средств является эффективная борьба с латентной преступностью. По данным МВД России, раскрываемость угонов и хищений автомобилей и иных транспортных средств остается невысокой и в последние годы составила 20-30% [12].

К этому же ряду криминогенных факторов, способствующих повторному совершению угонов и хищений транспортных средств, относится неудовлетворительная в ряде случаев работа органов внутренних дел: некачественное проведение профилактической работы с преступным контингентом из числа осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, формальное установление мест отстоя и разукомплектования похищенных автомобилей, неудовлетворительная работа с потерпевшими, в результате чего потерпевшие, не надеясь на

187

успешную работу милиции, обращаются к криминальным элементам за помощью (около половины всех похищенных автомобилей в стране возвращается владельцам за денежное вознаграждение). Кроме того, на практике следователем, прокурором при решении вопроса об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения также допускаются ошибки. Данные ошибки, по мнению сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с кражами и угонами автомобилей и иных транспортных средств, связаны либо с несвоевременным заключением под стражу лиц, совершивших угон или хищение автомобиля, либо вообще оставлением их на свободе. По данным некоторых исследований, около 20% автоворов и автоугонщиков совершили повторные кражи и угоны именно в ходе предварительного расследования по первому преступлению [14, с. 77].

Одним из существенных недостатков расследования уголовных дел по угонам и хищениям (особенно угонам) транспортных средств является ослабление работы по выявлению в процессе следствия конкретных причин и условий, способствующих преступлениям данного вида, принятию предусмотренных законом мер по их устранению. Изучение 20 уголовных дел по угонам транспортных средств показало, что в подавляющем большинстве (в 90%) причины и условия их совершения не выявлялись, либо выявлялись формально. А по выявленным причинам и условиям меры по их устранению органами следствия не принимались.

В деятельности по предупреждению повторных угонов и хищений транспортных средств имеет место нескоординированность работы аппаратов криминальной милиции, ГИБДД, участковых уполномоченных милиции, ППС и т.д. Указанные недостатки во многом зависят и от качественного состава кадров, их профессионализма. Как справедливо указывает Н.И. Пряхина, «недостаточность материального обеспечения органов внутренних дел, интенсивный отток кадров приводят к тому, что сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости имущественных преступлений» [17, с. 231]. Упущения в оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию угонов и хищений транспортных средств во многом являются следствием отсутствия достаточного

количества оперуполномоченных,

специализирующихся по угонам и хищениям транспортных средств, а также постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений.

Совершению угонов и хищений транспортных средств благоприятствует нехватка гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых могло бы надежно «защитить» автомобили от преступных посягательств. В крупных городах, где интенсивность преступных посягательств на автомобили особенно велика, практически отсутствует проблема угона личных автомобилей из гаражей и с территории охраняемых стоянок. Поэтому при осуществлении общепрофилактических мероприятий органы внутренних дел должны информировать государственные органы о необходимости расширения этих видов «защиты» автомобилей, расценивать данный вопрос в качестве составного элемента планов профилактики преступлений, настойчиво добиваться включения мероприятий по устройству охраняемых стоянок в комплексные планы социального развития городов и районов.

Значительное количество угонов и хищений преступниками совершается потому, что хорошо изучив стандартные запирающие устройства и технологию противоугонных систем, они сравнительно легко проникают в салон автомобиля. Здесь следует отметить, что в целом в настоящее время нет оснований говорить о достаточной эффективности противоугонных систем, да и уровень осознания владельцев автомобилей о необходимости использования противоугонных систем пока относительно низок. Только в 50% случаев угонов и 30% хищений транспортное средство было оборудовано противоугонным устройством. Данные цифры подтверждаются исследованиями и других авторов [18, с. 100].

Совершению преступных посягательств на автомобили благоприятствует также беспечность и легкомыслие отдельных водителей, оставляющих автомобили без присмотра, иногда с незапертой дверцей и включенным двигателем, что существенно облегчает доступ преступника к автомобилю. Следует отметить еще одну разновидность беспечности. Нередко водители личных автомашин за определенную плату соглашаются подвозить совершенно незнакомых им лиц и это стремление «подзаработать» в ряде

_188

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

случаев, заканчивается как правило, грабежом ил и разбойным нап ад ением. Несм отря на большую разъяснительную работу, осуществляемую органами внутренних дел среди владельцев личного автотранспорта, эти случаи продолжают иметь место и выступают в качестве наиболее распространенных факторов, способствующих совершению посягательств на автотранспорт.

В ограниченных объемах статьи мы не можем рассмотреть более подробно все факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств, но надеемся, что проведенный анализ, может оказать определенную помощь в разработке системы мер предупреждения преступности рассматриваемого вида.

Литература:

1. Аванесов Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, С. Я. Лебедев, Н. Д. Эриашвили. М., 2007; Антонян Ю. М. Концепция причин преступности и причины преступности в современной России / Ю. М. Антонян // Преступность и общество. М.: ВНИИ МВД России, 2001 ; Здравомыслов А. Г. Социология Российского кризиса / А. Г. Здравомыслов. М.: Наука. 1999 ; Гилинский Я. И. Проблема причинности в криминологической науке /Я. И. Гилинский // Советское государство и право. 1986. № 8 ; Кузнецова В. Т. Проблемы криминологической детерминации / Н. Т. Кузнецова. М., 1984.

2. Криминология /под ред. В.Д. Малкова, В.А. Лелекова, С.Т. Гаврилова, А.Н. Ильяшенко, А.В. Долгова. Воронеж, 2005. С. 216 ; Аванесов Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов, С.М. Иншаков, С.Я. Лебедев, Н.Д. Эриашвили. М., 2007.

3. Категории материалистической диалектики. М., 1967.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 2003.

5. Сахаров А. Б. Проблема преступности в современных условиях / А. Б. Сахаров, Г. С. Саркисов. Ереван, 1991.

6. Философский словарь. М., 1987.

7. Кудрявцев В. Н. Причинная связь в правовой сфере / В.Н. Кудрявцев / Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980.

8. Аванесов Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, С. Я. Лебедев, Н. Д. Эриашвили. М., 2007.

9. Кудрявцев В. Н. Правонарушения: причины и предупреждение /В. Н. Кудрявцев. М., 1977

10. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов. М., 1980 ; Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций / Я. И. Гилинский. СПб., 2002; Коробейников Б. В. Изучение факторов, влияющих на изменение уровня и структуры преступности / Б. В. Коробейников, Н. А. Селиванов, К. Ф. Скворцов // Советское государство и право. 1982. №1 ; Горяинов К. К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты) /К.К. Горяинов. М., 1991.

11. Криминология / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М., 2007.

12. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.mvdinform.ru (дата обращения 30.05.2009 г.).

13. Белик Ю.С. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и предупреждения: монография /Ю. С. Белик. Екатеринбург, 2006. ; Буз С. А. Хищения легковых автомобилей. Проблемы уголовно-правового регулирования и правоприменительной практики: монография / С. А. Буз, М. К. Магомедов. Краснодар, 2008 ; Ким Е. Р. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств (по материалам Дальневосточного региона): Дис... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Е. Р. Ким. Хабаровск, 2006.

14. Ким Е. Р. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств (по материалам Дальневосточного региона): Дис... канд. юрид. наук: 12.00.08/Е.Р. Ким. Хабаровск, 2006.

15. Гаренская Е. Я. Нелегальный автобизнес и борьба с ним / Е. Я. Гаренская // Преступность и культура. М., 1999 ; Темников В. В. О некоторых проблемах предупреждения преступных посягательств, связанных с автотранспортом / В.В. Темников // Россия в глобальном мире: проблемы становления и развития. Сборник научных трудов: Вып. 1. Воронеж, 2007.

16. Незаконный оборот автотранспортных средств // Интерпол в России. 2004. № 4.

17. Криминология /под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2002.

18. Буз С. А. Хищения легковых автомобилей. Проблемы уголовно-правового регулирования и правоприменительной практики: монография / С. А. Буз, М.К. Магомедов. Краснодар, 2008.

189