НАУКА.ТЕОРИЯ. _2016'2
ПРАКТИКА
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ХИЩЕНИЮ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
BASIC STEPS FOR THE PREPARATION AND CRIMINALS
THEFTMOTOR VEHICLE
УДК 343.98
О.Н. СКОМОРОХОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
В.В. СОЛОДОВНИК,
кандидат юридических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России) [email protected]
O.N. SKOMOROKHOV,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
V.V. SOLODOVNYK,
candidate of law (Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются действия преступников по подготовке и хищению автотранспортного средства.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика, кража, хищение, автотранспортное средство, действия по подготовке, автостоянка.
Abstract: the article considers the actions of criminals in the preparation and theft of a motor vehicle. Keywords: criminological characteristics, theft, motor vehicle, the steps to prepare, parking.
Действия по подготовке к совершению кражи автомобиля начинаются, как правило, с момента принятия решения совершить преступление. С этого времени преступники начинают проведение мероприятий по выбору предмета преступления (автомобиля) и сбору сведений об автовладельце (или о пользователе транспортного средства). Преступники изучают образ жизни, выявляют места парковки и хранения автомобиля, наличие установленных на транспортном средстве и местонахождение охранных и запорных устройств. Иными словами, проводится своеобразная «криминальная разведка».
Для сбора информации злоумышленники осуществляют различные мероприятия, внешне схожие с официальными оперативно-разыскными мероприятиями:
- наблюдение;
- опросы граждан, в том числе зашифрованные и легендированные;
- обследование автостоянок, мест парковки и хранения транспортного средства, участков местности (с целью выбора оптимального пути отхода с места хищения);
- приобретение источников информации или внедрение членов преступной структуры в фирмы и предприятия, занимающиеся продажей, ремонтом, гарантийным обслуживанием авто-
мобилей, установкой на них охранных систем, а также в охранные структуры гаражно-строитель-ных кооперативов (ГСК), автостоянок.
Необходимо подчеркнуть, что кража автомобиля невозможна в принципе без применения технических средств. Подготовка к совершению рассматриваемых преступлений выражается в подборе и приспособлении различных технических средств, необходимых для проникновения на объект хранения (парковки) и в само транспортное средство, для отключения или повреждения сигнализации и запорных устройств, для запуска двигателя. Преступниками заранее заготавливаются дубликаты ключей, различные отмычки, слесарный и специальный инструмент (сварочные аппараты, автогены, радиомаяки, сканеры кодов сигнализации и т.д.).
На этапе подготовки преступления изучается возможность хранения, переделки, разбора, сбыта похищенного автомобиля или его возврата за выкуп владельцу. Для этих целей снимаются в аренду гаражи, автомастерские, в которых планируется разбирать, хранить или переделывать похищенный автомобиль. Практике известны случаи, когда, изучив образ жизни потерпевших, преступники арендовывали гаражи рядом с местом предполагаемого хищения, чтобы снизить риск быть задержанными с поличным. В такой
ситуации проведение операции «Перехват», как правило, не дает положительного результата.
Кража автомобиля и укрытие его в подготовленном заранее месте
Как показывают материалы уголовных дел, автомобиль похищает наиболее слабое звено в организованной преступной группе - лица, пользующиеся наименьшим авторитетом. Как правило, это молодые люди 18-25 лет, ранее не судимые, но в то же время дерзкие, отчаянные и амбициозные, в задачу которых входит самый опасный, с точки зрения уголовного преследования, «участок работы».
Проникая в помещения, где хранятся автомобили, преступники сознательно идут на значительный риск и трудности, связанные с преодолением запорных устройств. Это происходит в тех случаях, когда они намерены похитить конкретное транспортное средство, привлекающее их своими индивидуальными качествами. Изучение уголовных, оперативных и оперативно-поисковых дел показывает, что применяются различные способы проникновения преступников в гаражи и иные помещения, где хранятся автомобили:
- перепиливание дужек замков, дверных петель;
- отгибание створок ворот гаражей;
- подкоп под одну из стен гаража с последующим открыванием двери изнутри (такой способ применяется, если гараж имеет земляной пол);
- разбивание кладки стены гаража или выбивание в ней отверстия;
- разрезание ворот или стен металлического гаража специальными ножницами;
- высверливание замков, отверстий в стенах гаражей;
- вырезание отверстий, срезание петель дверей и дужек замков автогеном, сварочным аппаратом;
- открытие замка способом подбора ключа или специальной отмычкой;
- открытие замка дубликатом ключей или специально для этой цели похищенными у потерпевшего ключами;
- подъем и перемещение металлического гаража краном, подъемником.
Данный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. В зависимости от места стоянки (хранения) автомобиля и наличия технических средств защиты преступники применяют все новые способы хищения.
К примеру, 23 декабря 2010 года гр-н Т. прибыл в гаражно-строительный кооператив, расположенный по ул. Железнякова города Белгорода, с целью тайного хищения чужого имущества. Реализуя свой преступный умысел, действуя из корыстных побуждений, он подошел к гара-
= ПРАКТИКА
жу № 227, принадлежащему Бурлакову, при помощи двух отверток открыл замок ворот, после чего незаконно проник в помещение указанного гаража. Там Т. запустил двигатель автомобиля ВАЗ-21043 и скрылся с места преступления на указанном автомобиле.
Он же 3 февраля 2011 года при помощи двух отверток открыл замок ворот, после чего незаконно проник в помещение гаража № 206, расположенного в гаражно-строительном кооперативе № 78 по ул. Индустриальной города Белгорода, откуда совершил хищение автомобиля ВАЗ-21150, принадлежащего Панасенко [1].
Оказавшись вблизи транспортного средства, преступники применяют следующие способы для проникновения внутрь салона и запуска двигателя:
- отключают сигнализацию и электронно-механические запирающие устройства. Охранные системы, как правило, преступниками изучаются заранее. Ими приобретаются пароли, коды, дубликаты пультов или используются специальные приборы (сканеры радиосигналов) для записи и воспроизведения электронного сигнала на отключение сигнализации и открытие двери;
- используют дубликаты ключей от дверного замка и замка зажигания. Дубликат изготавливается со слепков ключей, которые часто снимаются в автомастерских, мойках, автостоянках, где потерпевший оставляет на время связку ключей без внимания;
- подбирают ключи к дверному замку автомобиля и замку зажигания.
Перечисленные способы встречаются наиболее часто, поскольку в этих случаях не остается видимых повреждений на автомобиле, что избавляет похитителей от необходимости его ремонта и не снижает его стоимость. Указанные способы часто применяются при хищении транспортного средства с улицы, чтобы не привлечь внимание окружающих.
Автомобиль также может изыматься с места преступления и с применением других транспортных средств путем буксировки, в том числе и с частичной или полной погрузкой на другое транспортное средство.
Характерные действия преступников при совершении кражи автомобиля можно проследить на следующем примере. Преступная группа в составе четырех человек решила похитить автомобиль с целью последующего его возврата за деньги потерпевшему. Преступники заранее выследили автомобиль «Тойота-Камри», преследовали его по городу до места парковки. Согласно имевшейся договоренности и распределению ролей двое преступников должны были наблюдать за вышедшим из автомобиля водителем, а
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
2016'2
остальные двое проникнуть в автомобиль с помощью заранее подготовленных приспособлений и похитить его. Связь между преступниками поддерживалась с помощью радиостанции. После совершения кражи трое преступников на своем автомобиле скрылись, а четвертый на похищенном автомобиле проследовал в заранее арендованный гаражный бокс в ГСК. После этого преступники стали ждать объявления потерпевшего в бегущей строке одного из городских телеканалов о готовности выплатить деньги за возврат похищенного автомобиля.
Действия преступников по возврату законным владельцам похищенных автомобилей за денежное вознаграждение
После совершения кражи исполнитель сообщает лидеру группы о совершенном преступлении (где и какая похищена автомашина). Для сокрытия похищенного автомобиля используются определенные места, которые заранее планируются, а иногда и готовятся (автостоянки, дворы домов, автомастерские, гаражи, лесополосы).
В большинстве случаев потерпевшие незамедлительно заявляют о краже транспортного средства в полицию. Но как показало изучение уголовных дел, делают это исключительно с целью объявления автомобиля в розыск, надеясь, что он случайно будет обнаружен.
В некоторых случаях потерпевшие не заявляют о краже автомобиля в правоохранительные органы, а выжидают момент, когда похитители выйдут на них и предложат вернуть автомашину за выкуп. С этой целью они дают объявления в средства массовой информации с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль либо сообщить о его местонахождении по указанному телефону.
Выяснив способ выхода на потерпевшего, как правило, это домашний или мобильный телефон, преступники предлагают свои услуги по возврату похищенного автомобиля за определенное денежное вознаграждение. При этом они предлагают потерпевшему найти посредника, через которого надо будет передать названную ими сумму, либо предлагают своего человека, как правило, члена иной преступной группировки. Зачастую в роли посредников выступают одни и те же лица, известные преступникам. Посредник необходим преступникам для обеспечения их собственной безопасности, для недопущения нежелательных контактов с потерпевшим и сотрудниками полиции.
Сумма выкупа составляет в среднем около 20-30 % от стоимости автомобиля, что устраивает владельца и преступников, т.к. именно столько будет стоить похищенный автомобиль на «черном рынке».
Отметим, что в ходе телефонных переговоров преступников с потерпевшим последнему разъясняется, что в случае его обращения к сотрудникам полиции автомобиль будет уничтожен либо продан по запчастям. Как правило, эти аргументы оказывают сильное влияние на потерпевшего. В дальнейшем потерпевший отказывается от контактов с сотрудниками полиции либо вводит их в заблуждение, предоставляя искаженную информацию. Обычно после передачи денег автомобиль выгоняется из гаража - «отстойника» и паркуется неподалеку. О его местонахождении посредник, выступая гарантом «сделки», сообщает владельцу по телефону в течение суток.
Получив похищенный автомобиль, потерпевший следует «инструкциям» преступников и обращается в орган внутренних дел с заявлением о том, что граждане якобы откликнулись на опубликованное им объявление и сообщили ему о месте нахождения автомобиля. При этом он умышленно скрывает фактические данные о лице, с помощью которого получил автомобиль и механизм его возврата. В дальнейшем автомобиль снимается с учета как находящийся в розыске, но преступление остается не раскрытым, так как преступники не установлены.
Приведем следующий пример. В ночь с 17 на
18 мая 2006 года Кучманов неустановленным способом завладел ключом от автомобиля «Тойота Авенсис», после чего имея умысел на тайное его хищение, прибыл к принадлежащему Александрову гаражу, расположенному возле дома 230 по пр. Богдана Хмельницкого г. Белгорода, где сломал накладной замок гаражных ворот. Кучманов незаконно проник в помещение гаража, откуда похитил указанный автомобиль, принадлежащий Анохиной и находившиеся в нем вещи, принадлежащие Александрову. С похищенным имуществом он с места происшествия скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, спрятав автомобиль, которым по генеральной доверенности управлял Александров, в гараже своего отца - № 38 ГСК «Прогресс» в районе ул. Менделеева г. Белгорода.
Он же, продолжая преступную деятельность, обратив похищенные им автомобиль «Тойота Авенсис» и находившиеся в нем имущество и важные личные документы в свою пользу, добиваясь его выкупа, под угрозой его повреждения
19 мая 2006 года в дневное время через Хруста-лева передал Александрову незаконные требования о передаче ему денежных средств в сумме 5 000 долларов США, угрожая в противном случае повреждением указанного автомобиля.
С целью получения требуемой суммы Куч-манов вступил в преступный сговор с Креди-ковым в период с 27 по 29 июня 2006 года, с
1 по 18 июля 2006 года неоднократно по телефону и при личных встречах с Александровым и Тереховым, к которому последний обратился с просьбой дать ему в долг требуемую сумму денег, высказывал ему незаконные требования о передаче им денежной суммы, угрожая в случае их невыполнения применением насилия к ним и повреждением автомобиля.
18 июля 2006 года около 14 часов незаконные действия Кучманова и Кредикова были пресечены сотрудниками ОВД. Кредиков был объявлен в розыск, а Кучманов был приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима [2].
Посягательства на автотранспортные средства совершаются с целью:
1) полного демонтажа автотранспортного средства с последующей реализацией по запчастям;
2) реализации с изменением цвета, идентификационных номеров, деталей и узлов с их частичной заменой на похищенном автотранспортном средстве (как по подложным, так и по подлинным документам с аварийной автомашины);
3) реализации без переоборудования с документами-дубликатами (в данном случае кража может быть совершена бывшим владельцем);
4) частичного демонтажа;
ПРАКТИКА
5) получения выкупа у законного владельца;
6) мести;
7) вымогательства;
8) хищения из автотранспортного средства автомагнитол, других оставленных в салоне вещей (продуктов);
9) получения денежной компенсации у страховой компании;
10) совершения иного преступления;
11) «фиктивная» кража, угон, совершенные собственником или его близкими связями (в случае развода или материальных претензий других лиц по суду или без суда);
12) поездки до определенного места (что крайне редко).
Таким образом, выявленные нами закономерные связи между элементами криминалистической характеристики хищений автотранспортных средств могут помочь следователю и органу дознания в выдвижении версий на первоначальном этапе расследования. Однако в любом случае для установления преступника недопустима шаблонность действий правоохранительных органов. Необходим всесторонний анализ любой криминалистически значимой информации, собранной до и после возбуждения уголовного дела, для обоснованного сужения круга подозреваемых лиц.
= Литература =
1. Уголовное дело № 1-188/2011. Архив Свердловского районного суда г. Белгорода.
2. Уголовное дело № 1-406/2010. Архив Октябрьского районного суда г. Белгорода.
- References —
1. A criminal case № 1-188 / 2011. Archive of Sverdlovsk District Court of Belgorod.
2. The criminal case № 1-406 / 2010. Archive of the October District Court of Belgorod.
(статья сдана в редакцию 28.04.2016)