Научная статья на тему '97. 01. 048. Опыт противодействия преступным посягательствам, связанным с автотранспортом: (в России и за рубежом) / Гричанин И. Г. , Князев В. В. , Воробьев И. А. И др. ; под науч. Ред. Пономарева П. Г. ; М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ. - М. , 1995. - 112 с. , ил'

97. 01. 048. Опыт противодействия преступным посягательствам, связанным с автотранспортом: (в России и за рубежом) / Гричанин И. Г. , Князев В. В. , Воробьев И. А. И др. ; под науч. Ред. Пономарева П. Г. ; М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ. - М. , 1995. - 112 с. , ил Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-УГОН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - - РФ / УГОН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ -БОРЬБА С НИМ -- ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 048. Опыт противодействия преступным посягательствам, связанным с автотранспортом: (в России и за рубежом) / Гричанин И. Г. , Князев В. В. , Воробьев И. А. И др. ; под науч. Ред. Пономарева П. Г. ; М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ. - М. , 1995. - 112 с. , ил»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТААУЧНОИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1

издается с 19734 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.4 рефераты 97.01.001-97.01.055

МОСКВА 1997

подразделений общественной безопасности (местная милиция) и криминальной милиции, как и при защите других граждан и собственников, тем не менее противоречивое (часто негативное) общественное мнение и сложная криминогенная ситуация требует повышенного внимания к ее исполнению в отношении этого вновь формирующегося социального слоя.

Л.Л.Ананиан

97.01.048. ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНЫМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ, СВЯЗАННЫМ С АВТОТРАНСПОРТОМ. (В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ) / Гричанин И.Г., Князев В.В., Воробьев И.А. и др.; Под науч. ред. Пономарева П.Г.; М-во внутр. дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ. - М., 1995. - 112 е., ил.

В книге рассматривается криминологическая ситуация, касающаяся краж (угонов) автотранспортных средств и краж из автотранспорта в России и в зарубежных государствах (США, ФРГ, Великобритании, Франции и др.), а также излагаются правовые и организационные меры борьбы с этими видами преступлений.

Совершенствование противодействия преступным

посягательствам, связанным с автотранспортом, пишут авторы, относится к приоритетным направлениям деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных структур. В последний период, указывают они, эта проблема стала предметом пристального внимания науки и практики. Следует отметить, что в 70-х годах в специальной литературе освещались лишь некоторые особенности борьбы с незванными преступными посягательствами. Но при этом они чаще всего рассматривались наряду с изложением общих положений борьбы с кражами, грабежами и разбойными нападениями. В 80-х годах отдельные работы стали затрагивать предупреждение или раскрытие преступлений в исследуемой сфере как самостоятельный комплекс вопросов. В 90-х годах произошло резкое увеличение числа преступных посягательств, связанных с автотранспортом: разнообразных по способу хищений автомобилей, дерзких нападений на водителей, в том числе сопряженных с убийством, применением огнестрельного оружия и др. К середине 90-х годов эта тенденция обострилась, стала связываться с активизацией организованной преступности. Сложившаяся

ситуация, пишут авторы, требует поиска новых форм и методов борьбы с изучаемым комплксом преступлений, а также использования отечественного и зарубежного опыта. В этой связи противодействие преступным посягательствам, связанным с автотранспортом, приобретает международный характер. С одной стороны, преступность обостряется на национальном уровне, а с другой - становится все более транснациональной.

В книге отмечается, что принимаемые правоохранительными органами меры по обеспечению сохранности автотранспортных средств и раскрытию данного вида преступных деяний остаются недостаточно эффективными. И хотя наблюдается снижение числа преступных посягательств на транспорт, однако уровень их раскрываемости падает. Если в 1988 г. раскрываемость краж транспортных средств в России составила 46,2%, то в 1994 г, этот показатель снизился до 21,4%. Применительно к похищениям автомашин показатель еще ниже - 9%. Фактически на сегодняшний день раскрывается лишь одна из десяти совершаемых краж автомобилей.

Практический опыт свидетельствует о том, пишут авторы, что кражи автотранспортных средств, грабежи, разбойные нападения на водителей, а также иные преступления, связанные с завладением транспортными средствами, зачастую совершают разветвленные организованные преступные группы, нередко специализирующиеся на подобном виде криминальной деятельности. В этих группах хорошо налажена система действий по хищению, перегону, сокрытию и легализации краденых автомашин. По данным ГУУР МВД России, на территории страны действует около 1 тыс. таких групп. Похищенные преступными группами автомобили, как правило, перегоняются в другие регионы России и за ее пределы, разукомплектовываются на запчасти или сбываются по поддельным документам, нередко с использованием коррумпированных связей с правоохранительными органами. В целях сокрытия преступления похищенные автомобили зачастую перегоняются в государства Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, в страны Восточной Европы -Польшу, Югославию, Венгрию. В то же время наблюдается обратный процесс транспортировки краденых автомобилей, особенно из стран Восточной Европы.

Практический опыт показывает, пишут авторы, что наиболее часто похищаются или угоняются автомашины престижных марок, распространенных моделей, с незначительным сроком эксплуатации. Так, около 2/3 похищенных автомобилей составили автомашины ВАЗ, при этом "возраст" более половины краденого транспорта не превысил трех лет. Традиционно наиболее удобным временем суток для совершения рассматриваемых видов преступлений остается ночь. В период с 22 до 6 часов похищается и угоняется до 65% транспортных средств, вечером (с 18 до 22 часов) это число в 3 раза меньше - 21%, днем (с 10 до 18 часов) - около 10%, реже всего на транспортные средства посягают утром (с 6 до 10 часов) - на это время приходится всего 3% преступлений рассматриваемого вида.

Проведенное исследование показало, что лишь пятая часть угнанных и похищенных автомашин была оборудована противоугонными устройствами. Чаще всего транспортные средства похищаются и угоняются от домов, неохраняемых мест парковок, стоянок автомашин (32%), из гаражных помещений (27%), с улиц, проезжей части (23%), с территории автохозяйств и предприятий, охраняемых автостоянок (около 15%). Высокий удельный вес краж и угонов, совершаемых из гаражей, пишут авторы, во многом определяется плохой охраной и ненадлежащей технической укрепленностью. Вместе с тем, в гараже преступникам гораздо удобнее проводить подготовительные действия к завладению автомашиной, чем на открытом месте.

Преступные группы, организовавшиеся для совершения хищений автотранспортных средств, как правило, формируются по месту жительства их активных участников и организаторов (92% от общего числа всех зарегистрированных краж и угонов транспортных средств приходится на долю местных жителей). Обычно это возрастная группа от 20 до 30 лет, которой совершается 57% краж и угонов транспортных средств. В состав групп часто входят лица, находящиеся в отношениях родства, близкого знакомства или знавшие друг друга по совместной, в т.ч. незаконной, деятельности. Для изъятия автомашины с места хранения (парковки) преступники нередко "привлекают" несовершеннолетних, которые в случае их задержания мотивируют свои действия желанием "покататься". Проведенное исследование показало, что в одиночку совершается не

27-1739

более 13% краж автотранспортных средств, а удельный вес преступлений, совершенных в группе из четырех человек и более, составляет 49%. Среди членов этих групп значительную часть (70%) составляют лица, ранее судимые за совершение корыстных преступлений, краж и угонов автотранспорта, а также хищений автозапчастей. Подавляющее число преступных посягательств на транспорт совершается лицами, нигде не работающими и не учащимися - 49%; почти 1/3 - лицами, работающими в государственном секторе экономики; учащимися ПТУ и техникумов - 12%. Гражданами-предпринимателями совершается порядка 10% этих преступлений, из них более половины - работающими в автосервисе. Небезынтересно отметить, пишут авторы, что каждый десятый вор-угонщик был ранее знаком с владельцем похищенной им автомашины.

Специальное внимание в работе уделяется мерам противодействия органов внутренних дел преступным посягательствам, связанным с автотранспортом, а также, как уже отмечалось выше, освещению преступных посягательств, связанных с автотранспортом за рубежом. В книге приводятся предложениия, высказываемые зарубежными специалистами относительно повышения эффективности борьбы с кражами автотранспорта. Эти предложения касаются сферы законодательного регулирования, тактики оперативно-служебной деятельности и использования технических средств, (что подробно освещается в настоящей работе).

Стратегия борьбы с исследуемым видом преступлений, по оценке экспертов Интерпола, пишут авторы, должна складываться из следующих элементов: предупреждения преступлений на национальном уровне; организации контроля на границе; организации взаимодействия на международном уровне. Причем эта стратегия должна носить долгосрочный характер, а не ограничиваться кратковременными кампаниями.

Другие специалисты акцентируют внимание на более конкретных аспектахх борьбы с этими преступлениями. Например, французские специалисты считают, что для достижения успехов в борьбе с этим видом преступлений необходимы комплексные меры и, прежде всего, - ужесточения наказания за кражи (угоны) автотранспортных средств.

Изучение опыта деятельности полиции зарубежных государств, пишут авторы, позволяет сделать следующие выводы: 1) проблема краж автотранспортных средств и имущества из них все последние годы не только не теряет своей остроты, но и становится все более актуальной, о чем свидетельствует статистика роста числа этих преступлений. Причем острота проблемы находится в прямой зависимости от количественного роста и разнообразия парка автотранспортных средств и социально-экономической ситуации в стране; 2) в ряде государств приняты специальные законы о борьбе с кражами и угонами автомобилей, положения которых направлены на ужесточение санкций за такие преступления. Прослеживается тенденция к ужесточению наказания за кражу автомобилей и в законодательной практике в целом; 3) в организационном плане полицейские органы все более широко прибегают к созданию специализированных подразделений по борьбе с кражами автотранспорта, действующих совместно с общественностью; 4) полиция часто выступает инициатором и активным участником общенациональных и местных программ, направленных на привлечение населения и общественных организаций к работе по профилактике и противодействию этим преступлениям; 5) в области предупреждения преступлений, связанных с автотранспортом, зарубежные специалисты выделяют три основных подхода: первый подход заключается в том, чтобы сделать работу полиции в этой области более целенаправленной и конкретной; второй - относится к лицам так называемого "ситуационного" предупреждения краж (например, использование надежных замков, охранной сигнализации). Считается, что отдельные системы сигнализации удерживают некоторых воров от совершения кражи. Однако относительная эффективность различных типов охранной сигнализации еще нуждается в проверке; третий подход заключается в том, чтобы пресечь у молодых правонарушителей склонность к кражам автотранспорта еще на стадии криминального "ученичества". Это обусловлено тем, что процесс перехода от краж автотранспорта, как вида приключений, к организованному и профессиональному преступному ремеслу происходит довольно легко; 6) соответствующие отрасли промышленности, зачастую совместно со специалистами полиции, развернули разработку, массовое производство и оснащение правоохранительных органов и

автовладельцев техническими устройствами и аппаратурой, помогающими в обеспечении безопасности автотранспорта и в розыске похищенных автотранспортный средств.

97.01.049. АНТОНЯН Ю.М. ЖЕСТОКОСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. -М: ИНФРА-М, 1995. - 319 с.

В книге указываетися, что жестокость окружает человека практически во всех сферах жизни и с ее проявлениями он сталкивается постоянно. Многоликая жестокость - от насилия в семье до злодеяний государства - одна из главных социальных бед общества, если не самая главная. Большое внимание в работе уделяется личности насильственного преступника и причинам агрессивных действий. Агрессия и жестокость, пишет автор, представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то время как любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость -особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность имеют природный характер, то жестокость - явление чисто социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области -социальной. Чтобы было ясным дальнейшее изложение, указывает автор, отметим, что под агрессивностью мы будем понимать особенность (черту) личности, группы или государства, а под агрессией - соответствующее поведение. Жестокое поведение, пишет он, может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть подобные последствия. Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности,

Л.АЛнаниан

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.