Научная статья УДК 343.98
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ХИЩЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Кураков Денис Владимирович
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые отдельные вопросы характеристики краж и угонов транспортных средств, которые оказывают прямое влияние на уровень раскрываемости и установление местонахождения похищенного имущества. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате совершения противоправных действий, таких как кража или угон автотранспорта. В качестве предмета исследования рассмотрены различные способы совершения таких преступлений и их раскрытие, а также меры по предупреждению таких преступлений в современных условиях.
Ключевые слова: «криминальный автобизнес», организованная преступная группа, хищение транспортного средства, легализация транспортного средства, меры профилактики хищения автотранспорта, подразделения уголовного розыска.
Для цитирования: Кураков Д.В. Некоторые вопросы предотвращения и предупреждения хищения транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С. 237-246.
SOME ISSUES OF PREVENTION AND THE PREVENTION OF THE THEFT OF VEHICLES
Denis V. Kurakov
Lukyanov Orel Law Institute of the Interior of the Russian Federation.
Annotation. The article discusses some individual issues of the characteristics of thefts and thefts of vehicles, which have a direct impact on the level of disclosure and the location of stolen property. The object of the study is social relations arising from the commission of illegal actions, such as theft or theft of vehicles. As a subject of research, various ways of committing such crimes and their disclosure, as well as measures to prevent such crimes in modern conditions, are considered.
Key words: Criminal car business, organized criminal groups, larceny, legalization of transport means, preventive measures of committing larceny, Crime Detection Departments.
For citation: Kurakov D.V. Some issues of preventing and preventing theft of vehicles // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 1(94). Р. 237-246.
Хищение транспортных средств, как и кража личного имущества относятся к категории широко распространенных преступлений и затрагивают как правило наименее
защищенные слои населения нашей страны. Ежегодно показатели данного вида преступлений на территории Российской Федерации достаточно высоки.
В научной литературе неоднократно отмечалось, что большинство краж транспортных средств совершается организованными подготовленными группами, обусловлено это рядом факторов, такими как: легкость хищения транспортного средства (при должной мере подготовленности и оснащенности преступников), достаточное количество каналов и способов реализации похищенного транспортного средства и ряда других.
Корме этого достаточно часто встречается, что похищенные автомобили используются, как вспомогательные средства для совершения других преступлений или для увеселительных поездок.
В первую очередь при рассмотрении вопроса, связанного с оперативно-розыскной характеристикой данных преступлений, необходимо отметить, что представляет собой оперативно-розыскная характеристика. Оперативно-розыскная характеристика рассматриваемой категории преступлений представляет собой совокупность имеющейся информации относительно конкретного вида преступления на основе, которой устанавливаются наиболее важные детали для выявления и раскрытия преступлений.
Можно отметить некоторые общие элементы, которые также содержаться как в криминалистической, так и в оперативно-розыскной характеристиках рассматриваемой категории преступлений. Во-первых, в нее входят данные относительно уголовно-правовой квалификации, совершенного деяния. Во-вторых, данные о личности преступника, кроме этого, лица, которые по каким-либо причинам могут иметь сведения о преступлении. В-третьих, содержит в себе наиболее распространенные способы совершения, предмет посягательства, место, время противоправного деяния, а также сокрытия следов произошедшего.
В соответствии с этим вполне обосновано сказать, что рассматриваемый термин отождествляется через совокупность уголовно-правовых, криминологических, криминалистических и т.п. признаков, что вызывает к нему неоднозначное отношение. Данный вывод можно сделать исходя из анализа содержаний различных характеристик. Например, выше были предложены на рассмотрение некоторые элементы криминалистической характеристики. Как можно заметить, такие элементы как: способ совершения преступления, личность преступника, предмет посягательства, место, время, содержаться почти в каждой характеристике преступлений.
Рассмотрим отдельно элементы, входящие в характеристику относительно рассматриваемых категорий преступлений. Относительно личности преступника при совершении краж и угонов можно отметить, что как правило, они имеют некоторые профессиональные особенности, которые связаны с их социальным статусом. Также наиболее распространенной среди лиц, совершающих преступления по данным составам, является возрастная группа от 18 до 24 лет. Исходя из анализа статистических показателей по данным преступлениям, указанной возрастной группой совершается около 70 % всех таких краж транспортных средств. Кроме того, достаточно часто рассматриваемые составы преступлений встречаются среди возрастной группы от 25 до 29 лет. При этом данные преступления имеют место и среди несовершеннолетних лиц. Больше половины таких преступлений совершается в группе лиц, особенно это распространено среди несовершеннолетних.
Стоит отметить, что большая часть преступлений, связанных с кражами и угонами транспортных средств, совершается лицами, которые имеют профессиональные навыки, связанные с транспортной отраслью.
Анализируя статистические показатели, которые сложились на основе практической деятельности, представляется возможным выделить наиболее распространенные
временные периоды совершения краж и угонов транспортных средств. Так вполне логично, что в зимнее время данные составы преступления встречаются реже. Самым распространенным периодом их совершения принято считать восемь месяцев с апреля по ноябрь. В данном случае указанный период характеризуется интенсивной эксплуатацией транспортных средств, что обуславливает увеличение численности преступлений.
Кражи и угоны транспортных средств как можно заметить из практического опыта являются преимущественно ночными преступлениями. Подобный факт имеет свое логическое объяснение, а именно в ночное время лицо может полноценно реали-зовывать свой умысел с меньшей вероятностью его разоблачения.
Однако, как отмечают сотрудники правоохранительных органов достаточно часто стали встречаться случаи угона или кражи транспортного средства в дневное время. Кроме того лица совершающие преступления в данной сфере стали более дерзкими. Такой вывод можно сделать на основе фактов совершения угонов транспортных средств, присутствуют прохожие или сам владельца. В данном случае указанный факт настораживает, т.к., несомненно, он свидетельствует о повышении общественной опасности преступников.
Материалы уголовных дел позволяют установить места, в которых указанные преступления встречаются более часто. Так, к ним относятся места скопления автотранспорта, например, стоянки возле концертных залов, торговых центров, отелей, рынков, а также в месте постоянного жительства потерпевшего.
В ходе анализа имеющуюся практику по данным делам был выявлен алгоритм действий по совершению таких преступлений. На подготовительном этапе реализуются такие задачи, как поиск объекта преступления, проводятся первоначальные разведывательные мероприятия относительно личности предполагаемого потерпевшего. Далее начинает действовать основная стадия, на которой непосредственно реализуются преступный умысел, т. е. кража транспортного средства и перемещение его в заранее определенное место. В случае если кража автомобиля осуществлялась с целью получения денежных средств за его возвращения, то после совершения противоправного деяния начинаются переговоры с потерпевшим лицом, а также получение денежных средств (выкупа) и возвращение транспорта владельцу.
Преступники заранее намечают свою жертву, которая имеет в пользовании автотранспорт, обладающий хорошими ходовыми качествами и хорошим внешним видом. В данном случае обычно похищается автотранспорт определенной модификации и цвета, на котором перебиваются или перевариваются номера агрегатов в соответствии с имеющимися у заказчика документами на автотранспортное средство. [1, с. 67]
Важно отметить, что кража или угон не может осуществляться без использования технических средств. В данном случае они необходимы как для проникновения на объект их хранения, так и непосредственно в транспортное средство, а также для отключения или повреждения сигнализации и запуска двигателя. Для реализации преступного умысла преступник заранее готовит все необходимые технические средства. Например, к ним относятся:
- дубликаты ключей от транспортного средства;
- отмычки, которые позволяют проникнуть в транспортное средство;
- слесарный и специальный инструмент, а именно к ним относится сварочные аппараты, радиомаяки, сканеры кодов сигнализации и т. д.
Важная черта лиц, которые занимаются кражами транспортных средств, наличие у них специальных умений и навыков, которые необходимы для завладения автотранспортом. Нередко при отсутствии необходимых технических средств преступники не способны похитить транспортное средство. По этой причине данный вид преступле-
ний совершается в составе группы, в которую входят лица, обладающие специальными навыками и умениями. [2, с. 68]
Если транспортное средство находится на хранении в гараже, то преступники заранее предусматривают возможность преодоления запорных устройств. Как правило, это встречается в случаях, когда необходимо совершить противоправные действия в отношении конкретного транспортного средства. При этом способы проникновения и хищения достаточно разнообразны, преступники постоянно их совершенствуют, предлагая новые виды реализации данных действий.
Изучение характеристики рассматриваемых составов преступлений несомненно, играет важную роль для организации деятельности оперативных подразделений, т.к. в ней содержаться наиболее значимые элементы для выявления и раскрытия преступлений. Сотруднику при реализации деятельность по раскрытию краж и угонов транспортных средств необходимо учитывать различные особенности их совершения, чему способствует постоянное изучение данного вопроса разными учеными. Однако наличие характеристики позволяет также и прорабатывать вопросы, связанные осуществлением предупредительных и профилактических мер в рассматриваемом направлении.
Рассмотрение данного вопроса имеет особое значение в свете последних событий. На данный момент особенно активно распространяются кражи автомобилей с целью продажи оригинальных запчастей. В связи с тем, что на российский рынок перестали поступать некоторые запчасти вопрос о защите собственности граждан, в частности транспортных средств является особенно актуальным.
В соответствии с действующим законодательством, следует подчеркнуть, что на территории РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Так, данное утверждение определено в ст. 8 Конституции Российской Федерации. Также в ст.35 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
Стоит отметить, что статьи, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ, имеют наибольшую общественную опасность. При этом выявление и раскрытие, имеющихся в данном нормативно-правовом акте противоправных деяний в большинстве случаев невозможно без помощи подразделений уголовного розыска. В данном случае это обусловлено специфическими особенностями реализации их деятельности. Подразделения уголовного розыска преимущественно осуществляют свою деятельность негласно. Именно предоставленная им возможность осуществлять свою деятельность таким способом позволяет им получать сведения, которые затруднительно установить при помощи гласных средств, которыми обладают подразделения ОВД.
Анализируя деятельность по выявлению и раскрытию данных преступлений, можно заметить, что на практике имеются некоторые трудности.
Для возможности полноценного понимания сложившейся ситуации на сегодняшний день следует обозначить некоторые исторические данные, связанные с процессом становления преступного автомобильного бизнеса.
Так, зарождение нелегального автомобильного бизнеса началось еще в советский период. На тот момент в стране отсутствовал широкий выбор автомашин, что провоцировало лиц совершать различные преступления в данной сфере. Например, на тот момент наиболее часто встречались случаи краж, разукомплектования и перепродаж автомобилей. Также выявлялись случаи подделки документов на транспортное средство.
Далее в стране начинают формироваться рыночные отношения, что соотносится с «расцветом» преступного бизнеса во всех сферах, в том числе и транспорта.
Так называемый «расцвет» нелегального бизнеса связывают с началом осуществления поставок иномарок из Европы и их дальнейшую реализацию [3, с. 99].
На сегодняшний день автобизнес характеризуется особой остротой. Если рассматривать деятельность оперативных подразделений, которая направлена на противодействие данных составов преступлений, то вполне обоснованно отметить, что организационно-тактические вопросы играют особую роль. В первую очередь это связано с тем, что решения, которые принимают сотрудники оперативных подразделений, влияют на результативность противодействие преступности в данной сфере.
Как уже ране было сказано на сегодняшний день борьба с преступными посягательствами, связанными с противоправным завладением транспортных средств, по-прежнему продолжается. А потому необходимо принять активные меры, направленные не только на выявление и раскрытие данных преступлений, но и на их предупреждение.
Стоит подчеркнуть, что в большинстве случае нелегальный бизнес в данной сфере продолжает существовать ввиду своей прибыльности. В данном случае имеющаяся возможность заработать, достаточно нетрудным способом привлекает большое количество желающих, особенно среди молодежи.
В хищениях автомобилей не только преобладают корыстные побуждения, но исключается их совершение по иным некорыстным мотивам. Хищения транспортных средств совершаются по мотивам корысти «в чистом виде», без каких-либо других со-мотивов. [4, с. 23]
Анализируя материалы уголовных дел, представляется возможным обозначить географию указанных преступлений. Как правило, наибольшее количество краж и угонов транспортных средств, приходится на крупные города, а также приграничные субъекты РФ, где осуществляется ввоз на территорию страны [5, с. 144].
Особое значение для выявления таких преступлений имеют учеты. На данный момент сотрудники ГИБДД, при возникновении ситуаций связанных с похищением транспортных средств активно пользуются учетом «Интерпол-Автопоиск». В указанной базе данных находятся сведения не только похищенных автомобилей в нашей стране, но и в других странах.
В качестве причин, влияющих на недостаточный уровень раскрываемости данных составов преступления, указываются:
- сотрудники правоохранительных органов, которые непосредственно реализуют деятельность по их выявлению и раскрытию не компетентны, не имеют достаточного опыта работы, обладают низкой профессиональной подготовкой;
- сотрудники подразделений уголовного розыска не имеют по данному направлению проверенных конфиденциальных источников, что затрудняет раскрытие данных преступлений ввиду отсутствия необходимой информации;
- слабая организация взаимодействия между руководителями оперативных служб и следственными подразделениями, а также подразделениями ОГИБДД при реализации деятельности, направленной на профилактику и расследование уголовных дел, связанных с транспортными средствами;
- высокий уровень преступного мастерства в данном направлении. Стоит отметить, что на данный момент, лица, которые совершают кражи и угоны транспортных средств, как правило, ведет тщательную подготовку, что, несомненно, затрудняет выявление и раскрытие таких преступлений. Например, на моменте подготовки к угону или краже транспортного средства, преступник в первую очередь рассматривает возможность проникнуть в него, для чего может подирать дубликаты ключей, а также занимается поиском места его дальнейшего хранения.
А также на данный момент реализовать такие преступления практически невозможно без использования современных радиотехнических средств, которые позволяют преодолеть сигнализацию, установленную на транспортном средстве;
- недостаток оперативного, методического и экспертного сопровождения в ходе производства по уголовному делу;
- слабая работа следственно-оперативной группы. В данном случае указанный недостаток проявляется в отсутствии слаженной работы как непосредственно на месте происшествия, так и в рамках осуществления первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Как ранее уже было установлено, большинство таких преступлений совершаются в городской местности. Поэтому при проведении осмотра места происшествия, как правило, не получается достичь желаемых результатов.
Кроме того, достаточно часто такие преступления стали совершаться организованными группами, которые непосредственно специализируются по данному направлению. В связи с этим важной задачей сотрудников ОВД дел является их выявление и раскрытие. Как показывает практика, совершение преступлений организованными группами раскрываются достаточно редко, можно отметить, что одной из причин этому является недостаточная оперативная работа по указанному направлению.
Также зачастую сотрудники уголовного розыска пренебрегают сведениями о лицах, которые ранее уже привлекались к ответственности по данным составам преступлении. Однако зачастую после освобождения из мест лишения свободы они продолжают преступную деятельность, что необходимо учитывать при выявлении и раскрытии таких преступлений.
Имеет значение проведения контрольных проверок автомастерских, т. к. среди их владельцев не всегда бывают добропорядочные люди. Например, имеются случаи, когда владельцы активно содействуют преступникам, а именно скрывают похищенное транспортное средство, осуществляют замену государственных регистрационных знаков, разбирают транспортное средство на запчасти и т.д. Данная мера имеет большое профилактическое значение в рассматриваемой деятельности. Но учитывая современное состояние преступности в сфере криминального автобизнеса, стоит уделить больше внимания объекту профилактики, т.е. опасным свойствам участников общественных отношений (источник потенциальной опасности) [6, с. 235], а именно лицам причастным к упрощению процедуры легализации похищенных транспортных средств.
Сотрудники в ходе реализации деятельности по выявлению и раскрытию преступлений должны осуществлять проверку различных версий, что будет, несомненно, влиять на качество производства их деятельности. Между тем, как правило, на практике, не отрабатываются и не выдвигаются версии об инсценировке преступления с целью получения страховых выплат или получения запасных частей для ремонта поврежденных автомобилей аналогичных марок. Это возникает тогда, когда автотранспортное средство застраховано от угона.
Не последнее место в выявлении и раскрытии преступлений занимает прогнозирование и организация анализа оперативной обстановки, выявление характерных особенностей совершения преступлений, их определенного однотипного «почерка» и угоняемых моделей автомобилей. В настоящее время преступники все более широко используют современные достижения науки и техники, особенно при хищении дорогостоящих автомобилей, оборудованных всевозможными средствами защиты.
Технические средства, используемые при хищении автотранспортных средств, составляют радиоэлектронные устройства, которые становятся все более доступными
из-за снижения их стоимости и без особых проблем позволяют вскрывать практически любые сигнализации путем их сканирования.
Ежегодное увеличение российского автопарка, состоящего на учете в ГИБДД, насчитывает около 60 млн. автомобилей, это свидетельствует о наличии спроса не только на автомобили, но и на комплектующие их части. На это также, реагируют и криминальный автобизнес. Исходя из анализа правоприменительной практики деятельности оперативных подразделений МВД России, можно сделать вывод, что на раскрытие и расследование преступлений, связанных с посягательством на транспортные средства, оказывают влияние следующие негативные обстоятельства: -увеличение изготавливаемых и приобретаемых автомототранспортных средств (далее - АМТС). Стоит отметить, что в настоящее время в Москве и Московской области зарегистрировано более 4 млн. 650 тыс. транспортных средств, что составляет 32% от всех зарегистрированных транспортных средств в ЦФО; - доступность в автомобильных путях сообщения с Белоруссией и Казахстаном, что обусловлено тем, что данные государства стали открытыми для РФ. Это позволило злоумышленникам, которые похитили транспортные средства, спокойной реализовывать их за пределами РФ. Кроме того, по данным ГИАЦ МВД России Казахстан является страной, в которую больше всего реализуются похищенный транспорт. [7, с. 126]
Самым распространенными схемами угона являются нарушение целостности остекления с последующим проникновением в салон автомашины и механический взлом дверных замков.
При помощи электронных средств нейтрализуется противоугонная штатная система защиты автомобиля и осуществляется запуск двигателя. Нередко для противодействия охранным комплексам угонщиками используются средства подавления GSM и радиосигнала. Таким способом похищается более 80% автомашин.
Одним из надежных средств поиска угнанного автомобиля является установка на него автономных устройств, которые используются для передачи данных о машине через GPS и GSM каналы.
Нередки встречаются случаи открытого хищения автомашин, когда преступники пользуются невнимательностью автовладельцев. Это может произойти при помывке, очистке автомашины от снега, при выезде из гаража, погрузке вещей в багажник, при имитации легкого повреждения при ДТП и т. д.
Похищается АМТС и с подменой ключа. Преступники, используя информацию, размещенную на сайте Интернета «Авто.ру», «Авито» или приложения для мобильных устройств «Дром», «АВТОТЕКА», находят подходящую автомашину. Под предлогом осмотра автомобиля они выясняют, как выглядит ключ, и отслеживают место стоянки транспортного средства. Затем вновь назначают встречу с владельцем автомобиля и в ходе осмотра подменяют ключ на аналогичный. Хищение автомобиля происходит, как правило, в тот же день.
Стоит отметить, что кроме классических форм хищения транспортных средств, преступники часто прибегают к мошенническим действиям, направленным на завладение автотранспортом. В связи с этим одним их направлений деятельности органов внутренних дел стоит выделить и организацию работы по предупреждению мошеннических действий в рассматриваемой сфере.
В таких субъектах Российской Федерации, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Владивосток по большей части угоняют иномарки. В данном случае необходимо уделить внимание предупредительным мерам по обеспечению экономической стабильности в государстве, и совершенствованию законодательства в сфере незаконного оборота автотранспорта, в том числе и за деятельность страховых организаций. [8, с. 25]
Первое место по количеству краж твердо удерживают модели отечественного производства - это ВАЗ. Это, прежде всего, обусловлено широким распространением данной марки на территории нашей страны. Среди автомашин импортного производства лидерами по угону являются автомобили: Mazda, Toyota, Honde.
Если рассмотреть вопрос о дорогих иномарках, то первое место по популярности у угонщиков в последнее время занимают Range Rover, Lexus моделей LX, GX, RX, Toyota Lend Cruiser 200, Drado, Infinity FX. Среди автомобилей европейского производства — BMV X5 и X6. Автомобильные угонщики не обходят стороной и автомобили среднего класса: Toyota Camry, Nissan Teana, Ford Focus, KIA Rio.
Встречаются случаи краж автомашин с использованием эвакуатора. Преступники, заказывая услуги автоэвакуатора, при этом предъявляют поддельные документы на транспортное средство. Нередко, хищение автомобилей и их возврат происходят за денежный выкуп или продажи автомобилей иным лицам.
Значительная часть хищений автомашин в г. Москве происходит с территорий отделов полиции, расположенных вблизи МКАД, непосредственно после совершения хищения они перегоняются преступниками на территорию Московской и ближайших областей. При этом 50 % преступлений совершается иногородними лицами.
В то же время существует целый ряд объективных обстоятельств, влияющих на оперативную обстановку в г. Москве, связанную с кражами автотранспортных средств:
- значительное увеличение количества зарегистрированных АМТС. В настоящее время в г. Москве зарегистрировано более 4 млн. 600 тыс. единиц автотранспортных средств - 4.652.181, т.е. 31% от всего автотранспорта, зарегистрированного в Центральном Федеральном округе (14.999.721). Ежедневно через московские пикеты выезжают и въезжают до 2 млн. автотранспортных средств;
- границы с Белоруссией и Казахстаном стали открытыми. Это обстоятельство дало возможность преступникам фактически беспрепятственно переправлять похищенные АМТС за пределы РФ;
- появились новые рынки сбыта. К известным ранее регионам Сибири, Урала и Кавказа, а также Республикам Беларусь и Украина, добавились страны Балтии и Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан). Регистрация автомашин с измененными номерами агрегатов на основании фиктивных документов в таких странах, как Таджикистан и Кыргызстан, не составляет сложности для преступников. Основное количество зарегистрированного таким образом транспорта происходит через указанные регионы транзитом;
- возросло количество преступных группировок, в том числе прибывающих в г. Москву из других регионов и объединенных, как правило, по территориальному или национальному признаку («ржевские», «питерские», грузинские, абхазские, таджикские, армянские и т.п.). Криминальный автобизнес стал неотъемлемой частью организованной преступности и по своим доходам практически не уступает наркобизнесу;
- появились новые приспособления, используемые при совершении краж автотранспорта. Высокотехнологичные, простые в применении и доступные в приобретении эти приспособления активно используются для совершения хищений автотранспорта. С помощью данных устройств совершить кражу за короткий срок (практически любого автомобиля) могут даже лица, не имеющие какой-либо специальной подготовки;
- рост страховых мошенничеств. Данный вид преступлений в конце 90-х -в начале 2000-х годов был распространен в странах Западной Европы, а в настоящее время, в связи с развитием страхового бизнеса, стал весьма популярен и в нашей стране. Исходя из социально-экономического положения в стране, прогнозируемый рост угонов и хищений в ближайшие годы возрастет.
Тяжело противостоять квалифицированной автомобильной краже, когда преступники приходят с целым арсеналом технических устройств, отключают сигнализацию, взламывают электронные средства, угоняют, сопровождают, ставят в «отстойник», т.е. налицо полное распределение ролей на каждом этапе похищения автомобиля.
Самым надежным способом сберечь автомобиль является парковка его на охраняемых стоянках и паркингах, но это не всегда и не везде возможно. Выявление и раскрытие хищений АМТС требует укрепления оперативных позиций, совершенствования системы обмена информацией, специального обучения оперативного состава органов внутренних дел.
1. Мартынов В. А. Особенности способов совершения угонов и хищений автотранспорта // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2017. № 4(73). С. 65-68.
2. Морозова Н.В. Использование данных об элементах криминалистической характеристики в борьбе с кражами и угонами транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 4(73). С. 66-69.
3. Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. с. 98-101.
4. Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5 с. 142-145.
5. Мелихов А.И. Роль оперативно-разыскной деятельности полиции в профилактике правонарушений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 234-242.
6. Баранчикова М.В. Транспортные средства как предмет преступлений, совершенных из корыстных побуждений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2021. № 1(86). С. 20-26.
7. Лисицын А.Г. Правовая основа деятельности оперативных подразделений МВД России по выявлению и раскрытию хищений транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 2(83). С. 126-129.
8. Баранчикова М.В. Транспортные средства как предмет преступлений, совершенных из корыстных побуждений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2020. № 1(82). С. 24-27.
1. Marty'nov V.A. Osobennosti sposobov soversheniya ugonov i xishhenij avtotranspor-ta // Nauchny"j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk"yanova. 2017. № 4(73). S. 65-68.
2. Morozova N.V. Ispolzovanie danny"x ob e"lementax kriminalisticheskoj xarakteristi-ki v borbe s krazhami i ugonami transportny'x sredstv // Nauchny"j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk"yanova. 2017. № 4(73). S. 66-69.
3. Bogdanov A.V. Xazov E.N. AktuaFny'e voprosy" nezakonnoj migracii kak odin iz vidov organizovannoj prestupnosti v sovremennoj Rossii Vestnik Moskovskogo universi-teta MVD Rossii. 2014. № 2. s. 98-101.
4. Bogdanov A.V. Xazov E.N. Rol" mesto i znachenie operativno-razy'sknoj deyateFnosti po protivodejstviyu organizovannoj prestupnosti v sfere nezakonnoj migracii na territorii Rossii Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 5 s. 142-145.
5. Melixov A.I. RoF operativno-razy'sknoj deyateFnosti policii v profilakti-ke pravonarushenij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta
MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2022. № 4(93). S. 234-242.
6. Baranchikova M.V. Transportny'e sredstva kak predmet prestuplenij, sover-shenny'x iz kory'stny'x pobuzhdenij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo in-stituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2021. № 1(86). S. 20-26.
7. Lisicyn A.G. Pravovaya osnova deyateFnosti operativny'x podrazdelenij MVD Rossii po vy'yavleniyu i raskry'tiyu xishhenij transportny'x sredstv // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2020. № 2(83). S. 126-129.
8. Baranchikova M.V. Transportny'e sredstva kak predmet prestuplenij, sover-shenny'x iz kory'stny'x pobuzhdenij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo in-stituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2020. № 1(82). S. 24-27.
Информация об авторе
Денис Владимирович Кураков. Доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук.
Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Российская Федерация, г. Орёл, ул. Игнатова, 2.
Information about the author
Denis V. Kurakov. Assistant Professor Chair of Operational and Investigative Activities of Internal Affairs Bodies. Candidate of Sciences (Law).
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russian Federation, Orel, 2 Ignatov str.
Статья поступила в редакцию 20.12.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 20.02.2023.
The article was submitted December 20, 2022; approved after reviewing January 30, 2023; accepted to the writing of the article for publication February 20, 2023.