Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОБИЗНЕС / ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кураков Денис Владимирович

Рассматриваются проблемы, связанные с кражами и угонами автотранспорта, совершаемыми организованными группами. Раскрываются отдельные способы хищения транспортных средств и последующая их легализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SOLVING CRIMES, CONNECTED WITH CARJACKING (DATA FROM THE OREL REGION)

In the given article the problems of larceny committed by organized criminal groups are discussed. Some means of larceny with its future legalization are shown.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК343 7; 343 85

ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ КУРАКОВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель ФГКОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматриваются проблемы, связанные с кражами и угонами автотранспорта, совершаемыми организованными группами. Раскрываются отдельные способы хищения транспортных средств и последующая их легализация.

Ключевые слова: криминальный автобизнес, организованная группа, хищение транспортного средства, легализация транспортного средства, меры профилактики хищения автотранспорта, подразделения уголовного розыска.

D. V. Kurakov, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Senior Lecturer, Orel law Institute of the MIA of the name of V. V. Lukyanov; e-mail: denis.kurakoff@yandex.ru, tel.: 8(920)281-84-02.

Some Aspects of Solving Crimes, Connected with Carjacking (data from the Orel region).

In the given article the problems of larceny committed by organized criminal groups are discussed. Some means of larceny with its future legalization are shown.

Key words: Criminal car business, organized criminal groups, larceny, legalization of transport means, preventive measures of committing larceny, Crime Detection Departments.

Преступления обычно считаются крайней формой противоправного поведения. Любое преступление содержит в себе как прямую, так и косвенную угрозу различным институтам нашего общества. Преступные посягательства на собственность в России традиционно распространены. На протяжении последних лет хищения составляют практически половину всех зарегистрированных преступлений [8].

Вопросы, связанные с раскрытием краж и угонов, в условиях современной России являются злободневными, так как неправомерное завладение автотранспортными средствами является доходной частью криминального бизнеса. В 2014 г раскрыто преступлений, квалифицируемых по признакам, предусмотренным ст. 166 УК РФ, в два раза больше, чем преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ.

Основной причиной сложившейся ситуации выступает проблема, связанная с разграничением краж и угонов автотранспортных средств в практической деятельности, которые схожи между собой. Разграничение данных составов преступлений, как правило, осуществляется по субъективной стороне деяния, потому что преступник преследует различные цели. При совершении

угона автомобиль используется по прямому назначению, а именно для передвижения из пункта А в пункт Б, в то время как, совершая кражу, преступник преследует цель получения выгоды от незаконной реализации. И способ реализации значения не имеет, будь то продажа по подложным документам или по запасным частям.

Основываясь на этом, установление цели завладения транспортным средством является первостепенной задачей при задержании преступников.

Таким образом, угон ближе к использованию транспортного средства в соответствии с его потребительскими свойствами: доехать, довезти, перевезти что-либо. Поэтому «завладение транспортным средством», равное по значению «угону», можно определить как временное физическое обладание транспортным средством или установление контроля над ним для поездки, а «завладение» им - как временное физическое обладание транспортным средством или установление контроля над ним [1].

Проводя исследование проблем борьбы с хищениями транспортных средств, необходимо учитывать особенности правоприменительной практики в данной сфере. В отношении лиц, во-

влеченных в криминальный автобизнес, наряду с кражей, нередко применяется уголовно-правовая норма о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения - «угон» (ст. 166 УК РФ). Несмотря на снижение статистических данных на территории России, количество угонов транспортных средств остается значительным. По данным ГИАЦ МВД России, в 2010 г. зарегистрировано угонов транспортных средств всего 41 167, из них раскрыто - 24 449, в 2011 г - 42 487, из них раскрыто -25 145, в 2012 г. - 40 614, из них раскрыто -25 618, в 2013 г. - 37 451, из них раскрыто -25 138, в 2014 г. - 34 174, из них раскрыто - 23 676.

Наиболее распространенной формой хищения транспортных средств является их тайное изъятие, т. е. кража (ст. 158 УК РФ). По данным ГИАЦ МВД России, в 2010 г. зарегистрировано краж транспортных средств всего 47 587, из них раскрыто - 8 367, в 2011 г - 50 279, из них раскрыто - 8 833, в 2012 г. - 52 953, из них раскрыто - 10 067, в 2013 г - 51 654, из них раскрыто -10 896, в 2014 г. - 50 175, из них раскрыто -10 475. Следует отметить динамику к снижению числа краж автомобилей в России за последние два года, но процент раскрытых преступлений остается на прежнем уровне.

Кражи автотранспорта, которые совершаются организованными группами (далее - ОГ), являются самыми распространенными среди рассматриваемой категории преступлений. Регулярность совершения преступлений такими группами, а также длительность и устойчивость их существования приводят к неминуемому росту фактов краж транспортных средств.

На распределение «популярности» похищаемых автомобилей оказывает влияние ряд факторов, складывающихся в определенном регионе:

социально-экономические условия (количество автостоянок как платных, так и бесплатных, а также гаражно-строительных кооперативов (далее - ГСК);

демографические причины; количество ранее судимых за кражи и угоны автотранспорта, проживающих на определенной территории, и проводимая с ними профилактическая работа;

уровень занятости населения; уровень конъюнктуры автомобильного рынка и т. д. [4, с. 118].

Вместе с тем есть марки и модели автомобилей, которые являются «лидерами» преступных посягательств вопреки указанным обстоятель-

ствам. Автомобили отечественного производства занимают лидирующие позиции. Прежде всего, это связано с несовершенством системы защиты транспортного средства и наиболее простейшим способом их «легализации» через разборки. Владельцы популярных автомобильных марок отечественного производства, ставшие участниками дорожно-транспортных происшествий, стараются приобретать запасные части именно на разборке. При покупке таких деталей определить их происхождение затруднительно.

Массовая популярность отдельных моделей автомобилей оказывает огромное влияние на спрос на запасные части к ним. Примером хищений транспортных средств с последующим полным демонтажем и реализацией через разборки и частные автосервисы является деятельность ОГ, в состав которой входили гр. Сухачев, Евтихеев и Индюков, которые в период с 2005 по 2006 г. занимались хищением автотранспортных средств отечественного производства - моделей ВАЗ-2110, 2111, 2112, 2114 и 2115 - из гаражных комплексов «Ока» и «Орлик», расположенных в г. Орле. Всего за указанный период ими было похищено 15 автомобилей. С использованием газовой сварки они вырезали в воротах гаража отверстие, в которое свободно пролезал человек. Далее открывали ворота, после чего совершалось хищение транспортного средства. Большая часть похищенных автомобилей данной группой лиц была полностью разукомплектована и реализована через разборки и продавцов подержанных запасных частей на авторынках г. Орла и области [9].

Одной немаловажной закономерностью совершения краж автотранспортных средств является временной отрезок, наиболее удобный для совершения преступлений, как правило, это -ночное время. Совершение преступлений в ночное время обусловлено рядом факторов: свободой действий, недостаточной освещенностью, малолюдностью. Также немаловажным фактором является то, что основной сегмент угоняемых автомобилей оборудован штатными системами защиты, установленными в автосалоне «конвейерным способом». И то, что автовладельцы беспечно оставляют свою машину вне охраняемых стоянок и парковок и в ГСК, не оборудованных системами сигнализации, выведенными на пульт дежурного ОВО.

Примером может служить серия краж автотранспортных средств, совершенных ОГ из гаражных кооперативов в районных центрах Орловской области в 2009-2010 гг. Возглавлял данную ОГ ра-

нее судимый за кражи и угоны автотранспорта гр. Малеев. Кражи автотранспорта осуществлялись в ночное время суток из ГСК, в которых отсутствовала охрана, ворота гаражей взламывались, как правило, ломом или иным аналогичным инструментом. Из гаражей похищались автомобили отечественного производства ВАЗ-2110, 2111, 2112, 2114 и 2115, а также автомобили марки УАЗ, кроме того, наборы инструментов, запасные части и резина [10].

Как правило, для совершения хищений транспортных средств преступники прибегают к помощи различных устройств. Помимо механических инструментов, в их арсенал входят технические средства для получения доступа в салон транспортного средства. К таким устройствам относятся различные код-грабберы, т. е. устройства, способные перехватить код брелка автосигнализации, запоминают его, и в дальнейшем он становится полноценным брелоком сигнализации для транспортного средства [3].

В практике деятельности органов внутренних дел встречаются случаи стажировки членов ОГ в коммерческих организациях, занимающихся продажей различных систем сигнализации и механических противоугонных устройств, с целью получения информации о слабых местах продаваемых систем и устройств.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на раскрытие краж и угонов автотранспорта, является то, что в специальных подразделениях большинства территориальных органов внутренних дел на региональном уровне нет специалистов, которые занимались бы только данными видами преступлений. Соответственно не всегда выработан единый алгоритм действий по раскрытию и расследованию указанной категории преступлений [2, с. 43].

Данное направление деятельности органов внутренних дел регламентируется приказом МВД России от 17 февраля 1994 г № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» [7], который определяет комплекс мероприятий по розыску транспортных средств в процессе повседневной деятельности соответствующих подразделений полиции. Среди них следует выделить: подразделения уголовного розыска, ГИБДД, следствия. Однако стоит заметить, что регламентируемый данным приказом «план перехват» не дает никаких результатов и ни один автомобиль, который был объявлен в розыск, задержан не был.

В полномочия подразделений ГИБДД по осу-

ществлению розыска похищенных транспортных средств входят: выявление угнанного и похищенного автомототранспорта при надзоре за дорожным движением; проведение регистрационных действий с автомобилями [7].

К сожалению, в настоящее время приказ МВД России № 58 не может в полной мере регулировать деятельность подразделений уголовного розыска по борьбе с преступными посягательствами на транспортные средства. Причиной служит то, что последние изменения вносились в него в 2000 г., а профессионализм ОГ в сфере криминального автобизнеса развивается достаточно быстрыми темпами. Но все же в борьбе с преступностью правовая регламентация должна играть решающую роль, на местном уровне должны быть разработаны нормативные акты для внесения коррективов в организацию работы подразделений по предупреждению и раскрытию краж и угонов автотранспорта.

Наиболее распространенными способами легализации похищенных автотранспортных средств являются:

хищение и сбыт автомобиля по поддельным документам;

хищение с последующим полным демонтажем;

хищение с целью получения выкупа; хищение автомобиля под заказ; хищение автомобиля с последующим внесением в идентификационные номера изменений с целью сбыта по поддельным документам (создание автомобилей-двойников или под данные транспортного средства, получившего значительные повреждения в ДТП), страховые и кредитные мошенничества;

хищение автомобиля с целью его вывоза за пределы Российской Федерации или под видом ввозимого автомобиля из-за границы.

Как правило, большая часть из перечисленных способов легализации не обходится без «взаимодействия» с сотрудниками ГИБДД МВД России. В их задачи входит предоставление бланков ПТС, подлежащих уничтожению, предоставление информации об автомобилях (владельце, идентификационных номерах и т. д.).

Примером хищения транспортного средства с последующим внесением в идентификационные номера изменений может служить следующая ситуация: ОГ в период с июля 2011 г. по май 2012 г. на территории Орловской, Курской и Калужской областей были совершены хищения автомобилей марки «Toyota». За указанный пе-

риод было совершено порядка 35 преступлений в основном в ночное время. За период с 1 июля 2011 г по 25 января 2012 п только на территории Орловской области было совершено 12 подобных преступлений, похищено 2 автомашины марки «Toyota Land Cruiser 200», 3 - «Toyota Highlander», 2 - «Toyota Camry» и 5 - «Toyota RAV4». Проведение оперативно-розыскных мероприятий позволило установить, что в местах совершения краж появляется автомобиль «Mazda MPV» светлого цвета с государственным регистрационным знаком Брянской области. Отсутствие аппаратного комплекса «Поток» на выездах из города явилось большим препятствием в раскрытии данной серии преступлений.

В результате проведения различных оперативно-розыскных мероприятий, комбинаций и экспериментов сотрудникам Управления уголовного розыска УМВД России по Орловской области совместно с подразделениями уголовного розыска соседних регионов удалось выйти на след и задержать ОГ с поличным. Задержали ОГ, состоящую из троих человек, в момент совершения преступления при перегоне очередного автомобиля «Toyota», угнанного в г. Курске. В ходе оперативной комбинации оперативники инсценировали ДТП на трассе и произвели задержание. Организованную группу возглавлял действующий сотрудник брянского ГИБДД, в функции которого входило прикрытие своих подельников при совершении хищения транспортного средства, кроме того, он беспрепятственно перегонял ворованные автомобили на территорию Брянской области. Также в ее состав входили бывшие сотрудники полиции, работавшие в отделе ГИБДД по розыску автотранспорта. При задержании угонщиков были изъяты: револьвер, патроны, сканирующие устройства для запуска двигателей автомобилей, приспособления для вскрытия дверей, комплект ключей-заготовок к «Toyota», а также документы на ранее похищенные автомобили. Реализовывались краденые автомобили «Toyota» путем создания «автомобилей-двойников», т. е. подбирался абсолютно легальный автомобиль со всеми документами и под него перебивались все номера на похищенном автомобиле, и в нашем случае реализовывался как автомобиль, пригнанный из Республики Беларусь [11].

Основная роль в раскрытии преступлений, связанных с противоправным посягательством на автотранспортные средства, принадлежит подразделениям уголовного розыска. Это обусловлено не только задачами по борьбе с рассматрива-

емыми проявлениями преступной деятельности, возложенными на данную службу, но и арсеналом гласных и негласных средств и методов по раскрытию преступлений, которыми они наделены как субъект ОРД в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами [5].

Положительный опыт деятельности таких отделов виден на примере Орловской области. Так, за 2004 г. было зарегистрировано 266 фактов хищения транспортных средств, из них нераскрытыми остались 211, процент раскрываемости составил 12,3. В 2005 г. в структуре Управления уголовного розыска УМВД России по Орловской области был создан специализированный отдел по предупреждению и раскрытию краж и угонов автотранспортных средств. Данное обстоятельство способствовало значительному снижению количества зарегистрированных преступлений и повышению уровня раскрываемости ранее зарегистрированных преступлений в сфере «криминального автобизнеса» (с 18,1% - в 2006 г до 66,2% - в 2014 г).

Эффективность и результативность деятельности подразделений по противодействию хищениям транспортных средств заключается в следующем: в совершенствовании мастерства и повышении профессионального уровня при осуществлении раскрытия рассматриваемой категории преступлений, а также рациональном и целенаправленном использовании информации, получаемой из различных источников. Помимо этого немаловажную роль играют средства массовой информации, силы общественности для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия краж и угонов автотранспорта, а также оперативно-розыскные мероприятия, закрепленные в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].

Для борьбы с данным видом преступлений целесообразно применять приборы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Данный класс современных технических средств (далее - ТС) активно внедряется во всех субъектах РФ и, наряду с основными функциями фиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, реализует функции видеослежения за рубежом контроля, сбора информации об участниках автомобильного движения на конкретном участке дороги. И если аналогичные средства, как, например, система «безопасный город», уже функционируют, то возможности централизованного сбора и обработки информации фото- и видеофиксации в основном в субъектах РФ еще не ре-

ализованы. Информация, которая может представлять оперативный интерес, фиксируется на флеш-накопителе фоторадарного датчика, где сохраняются данные о ТС (изображение автомобиля с распознанным номером, дата и время фиксации, значение зафиксированной скорости и другие данные). Данные о зафиксированных ТС по каналам связи передаются для дальнейшего формирования базы данных всех ТС, которые были зафиксированы датчиками [6].

Немаловажную роль в работе по противодействию кражам и угонам играет профилактическая работа, а именно организация взаимодействия с правоохранительными органами других государств, страховыми и прочими организациями, заинтересованными в пресечении краж и угонов автотранспортных средств. Для получения более высоких результатов к проведению профилактических мероприятий необходимо привлекать подразделения патрульно-постовой службы полиции и службу участковых уполномоченных полиции, ориентируя их на поиск похищенных транспортных средств в процессе несения службы и осуществление индивидуальных профилактических мероприятий с владельцами автотранспортных средств, которые хранят их на неохраняемых территориях (около домов и т. д.), а также на участковых уполномоченных полиции возлагается обязанность по проведению индивидуальных профилактических мероприятий на участке обслуживания с лицами, ранее судимыми за совершение аналогичных преступлений. Усилия привлекаемых СМИ и пресс-службы УМВД России по субъекту направляются на то, чтобы довести до владельцев автомашин основные правила поведения, значительно затрудняющие их угон.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время повысилась эффективность борьбы с кражами и угонами автотранспортных средств благодаря созданию в системе уголовного розыска по субъекту РФ специализированных групп по предупреждению и раскрытию краж и угонов автотранспортных средств, а также комплексному использованию сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Список использованной литературы

1. Антохина, Н. Ю. Уголовно-правовая характеристика угона в судебной и следственной практике [Текст] / Н. Ю. Антохина // Управление деятельностью по обеспеченью безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) : сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции (18 апр. 2014 г.). - Орел : Орловский юридический институт МВД России, 2014.

2. Васильев, Н. Криминологическая характеристика краж и угонов автомобильного транспорта [Текст] / Н. Васильев, С. Харченко // Профессионал. - 2012. - № 6.

3. Код-грабберы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ugona75.net/index.php/kak-идопуау^-а^отоЫИ/коЬ-дгаЬЬегу

4. Лесников, Р. Г. К вопросу о характеристике краж и угонов автотранспорта [Текст] / Р. Г. Лесников // Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии. - Ставрополь: Борцов, 2010.

5. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст] : [Федер. закон от 12 авг. 1995 г.] // Рос. газ. - 1995. - 18 авг. (№ 160).

6. Подчерняев, А. Н. Актуальные источники информации, представляющей оперативный интерес в условиях внедрения современных достижений науки и техники в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [Текст] / А. Н. Подчерняев // Наука и практика. - 2015. - № 3.

7. Приказ МВД России № 58 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultantplus.ru (дата обращения: 14.09.2015).

8. Состояние преступности в России в 20102014 гг. [Текст] / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России».

9. Уголовное дело № 33062/2006 [Текст] // Архив Железнодорожного районного суда г. Орла.

10. Уголовное дело № 11756/2010 [Текст] // Архив Советского районного суда г. Орла.

11. Уголовное дело № 12589/2010 [Текст] // Архив Заводского районного суда г. Орла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.