Научная статья на тему 'К вопросу о криминалистическом понимании техногенных источников повышенной опасности'

К вопросу о криминалистическом понимании техногенных источников повышенной опасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / ТЕХНОГЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕОСТОРОЖНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SOURCES OF INCREASED DANGER / CRIMINALISTIC DOCTRINE / MAN-MADE CRIMES / RECKLESS CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федюк Дмитрий Борисович

Рассматриваются современное состояние и криминалистический анализ проблем использования техногенных источников повышенной опасности. Приведены статистические исследования и выявлена динамика техногенных чрезвычайных ситуаций в период с 1995 года и по настоящее время. Проанализировано понятие источника повышенной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the current status and forensic analysis of the problems of use of technogenic sources of increased danger. The statistical research and the dynamics of technogenic emergencies in the period from 1995 to the present. Analyzed the concept of source of increased danger.

Текст научной работы на тему «К вопросу о криминалистическом понимании техногенных источников повышенной опасности»

научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 24-25 июня 2009 г). М., 2009.

4. Симакова-Ефремян Э.Б. Комплексная судебная экспертиза: Организационные и методические проблемы / Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 24-25 июня 2009 г). М., 2009.

Сучкова Елена Владимировна, канд. биол. наук, заместитель начальника отдела экспертиз биологических объектов, evsuchkova@mail. т, Россия, Москва, Экспертно-криминалистический центр МВД России.

ORGANIZATION OF HUMAN HAIR EXAMINATIONS' PRODUCTION IN CONDITIONS OF THE LARGE VOLUME OF RESEARCH

E.V. Suchkova

The aim of this work was the need for taking up the possibility of using the «conveyor» scheme of the process of human hair examination's production in conditions of increasing the number of examinations and studies, as well as increasing the number of objects. The question of the legal status of this examination was put here. It is advisable to use this information while organizing the production of human hair examinations in conditions of the large volume of research.

Key words: the scheme of the process of the examination's production, the examination of a large number of objects, human hair examinations, the legal status of the examination.

Suchkova Elena Vladimirovna, Cand. Biol. Of sciences, Head of the Department of Examination of Biological Objects, evsuchkova@mail. ru, Russia, Moscow, Expert Criminalistic Center of the Ministry of Interior of Russia

УДК 343.98

К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ТЕХНОГЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Д.Б. Федюк

Рассматриваются современное состояние и криминалистический анализ проблем использования техногенных источников повышенной опасности. Приведены статистические исследования и выявлена динамика техногенных чрезвычайных ситуаций в период с 1995 года и по настоящее время. Проанализировано понятие источника повышенной опасности.

Ключевые слова: источники повышенной опасности, криминалистическое учение, техногенные преступления, неосторожные преступления.

Впервые понятие источника повышенной опасности (ИПО) появилось в ГК РСФСР 1922 года, однако до настоящего времени правая его категория

толкуется неоднозначно. Существуют различные точки зрения по вопросу сущности понятия ИПО. Правоведы определяют его как:

1) определенного рода деятельность;

2) объекты материального мира, опасные свойства которых не поддаются полному контролю человека;

3) вещи и оборудование, которые находятся в процессе эксплуатации и создают при этом повышенную опасность для лиц, как задействованных в процессе эксплуатации, так и для окружающих (концепция «движущихся вещей»);

4) предметы и деятельность, создающие повышенную опасность для окружающих [1, с. 71; 2, с. 733; 3, с. 34; 4, с. 409].

Шишкин С. справедливо заметил, что законодатель и в действующем Гражданском кодексе не смог разрешить проблему определения этого понятия, так как из смысла, вытекающего из ст. 1079, деятельность, о которой в статье идет речь, не отождествляется с понятием источника повышенной опасности [5, с. 20].

Понятие источника повышенной опасности используется также в уголовном праве (ст. 168 УК РФ). Под источниками повышенной опасности уголовный закон обычно понимает как пожароопасные вещества и предметы, так и объекты, указанные в ч. 1 ст. 1079 ГК РФ (транспортные средства, механизмы, электрический ток высокого напряжения, взрывчатые и горючие вещества, огнестрельное оружие и др.). Следует отметить, что в теории уголовного права исследование данного понятия не получило должного рассмотрения. Вместе с тем, в последние десятилетия произошли некоторые подвижки в этом направлении. Так, применительно к уголовному праву М.С. Гринберг определяет в качестве источников повышенной опасности как предметы, включенные в деятельность человека, использование которых связано с тяжестью и повышенной вероятностью возможного вреда [6, с. 22]. Очевидно, что в данное определение не включены вещества (взрывчатые, горючие, ядовитые и др.), относящиеся к ИПО.

Салтевский М.В. указывает, что источником повышенной опасности является уголовно-правовое понятие, которое включает в себя устройства и механизмы производственного и бытового назначения, транспортные средства, сильнодействующие, ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества и физические явления [7, с. 307]. В уголовно-правой и уголовно-процессуальной литературе о техногенных источниках повышенной опасности упоминается эпизодически (и то только об отдельных их видах).

Например, И.М. Тяжкова отмечает, что «опасность неосторожных преступлений резко возрастает в условиях ускорения научно-технического прогресса, что обусловлено внедрением новых технологий, увеличением потока технических средств, использованием новых источников энергии, интенсификацией воздействия на природную среду и т.п.» [8, с. 9]. Именно это вызвало появление в УК РФ статей, предусматривающих ответственность, например, за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

(ст. 215), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247) и др.

Криминалистическое учение о техногенных источниках повышенной опасности (ТИПО) принято рассматривать в качестве определенной теоретической системы знаний о технических особенностях обозначенных объектов и криминалистически значимых закономерностях расследования преступлений, связанных с использованием данных объектов. Система рассматриваемого учения [9] является чрезвычайно интегративной и будет складываться из двух элементов: общих положений, одинаково применимых для всех случаев раскрытия и расследования преступлений, связанных с техногенными источниками повышенной опасности, а также, частных, отражающих специфику расследования отдельных видов указанных преступлений, положений.

Научное значение учения о техногенных источниках повышенной опасности определяется следующими положениями. Во-первых, оно нацеливает на комплексный подход к исследованию всех техногенных источников повышенной опасности, а соответственно, и всех преступлений, связанных с использованием данных объектов, как взаимосвязанных и взаимообусловленных частей единого целого. Во-вторых, данное учение создает платформу для разработки оптимальной классификационной модели техногенных источников повышенной опасности. В-третьих, может являться теоретической основой для систематизации общих и частных рекомендаций, направленных на раскрытие и расследование отдельных видов преступлений. И, наконец, в четвертых, в рамках данного учения могут разрабатываться и совершенствоваться приемы и методы, а также технические средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования техногенных источников повышенной опасности.

В свое содержание криминалистическое учение о ТИПО включает знание о методологических основах криминалистики, криминалистически значимых особенностях техногенных источников повышенной опасности, механизме преступной деятельности (подготовке, совершении, сокрытии), знания из области технико- и тактико-криминалистического обеспечения процесса расследования преступлений и ряд других знаний, несущих в себе криминалистически значимую информацию.

В.М. Болдинов отмечает, что термины «деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих» и «источник повышенной опасности» обозначают различные понятия и явления, соотносятся друг с другом как процесс и предмет. В итоге он предлагает наиболее оптимальное определение: «Источник повышенной опасности есть специфический вредоносный объект, также обладающий своими признаками (неподконтрольность его человеку, высокая вероятность причинения вреда окружающим, возможность случайного причинения вреда)» [10, с. 189].

В курсе «Безопасность жизнедеятельности» к техногенным катастрофам относят опасные происшествия в технической системе во время ее эксплуатации на промышленном, энергетическом или транспортном объекте, повлекшие за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение указанных объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведших к серьезному загрязнению окружающей среды [11, с. 375].

Пленум ВС РФ разъяснил, что источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами [12]. По данным МЧС России, динамика техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в период с 1995 по 2004 годы развивалась скачкообразно. Пик этих чрезвычайных ситуаций (1 174) пришелся на 1997 год (тогда погибло 1 557 человек), затем их резкий спад до 606 (975 погибших) в 2000 году. Новый всплеск чрезвычайных ситуаций (814) произошел в 2002 году (погибло 1 433 человека), а потом их снижение до 428 катастроф в 2004 году (погибло 1002 человека). С 2005 года вновь наблюдается резкий всплеск чрезвычайных ситуаций (2474) и погибло 4279человек вплоть до 2009 года , в котором зарегистрировано 270 ЧС и 723 погибших. Аналогичная ситуация держится по настоящее время (2016г. - 177 ЧС и 708 погибших).

К сожалению, современное состояние научных криминалистических разработок, освещающих проблемы расследования преступлений, связанных с использованием техногенных источников повышенной опасности, не соответствует возрастающим с каждым годом запросам судебно-следственной практики. В единичных работах криминалистами рассматривается лишь ограниченный, не систематизированный перечень источников повышенной опасности, которые можно отнести к техногенным, дается их краткая характеристика (как правило, - это транспортные средства; устройства и механизмы производственного и бытового назначения; физические явления: электрический ток высокого напряжения, радиоактивные и другие излучения энергии, а также сильнодействующие ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества).

Мы солидарны с авторами, которые справедливо полагают, что одной из характерных черт чрезвычайных ситуаций является многопорядковость и разнообразие последствий - социальных, политических, экологических, психологических [1, с. 372-374]. Например в результате транспортной катастрофы, произошедшей с железнодорожным транспортом, перевозившим взрывчатые, ядовитые вещества или иные опасные грузы, произошел

2 Под чрезвычайной техногенной ситуацией обычно понимают нарушение нормальной жизни и деятельности людей на определенном пространстве, вызванное техногенной катастрофой, последствия которой угрожают существованию социальной структуры общества.

аварийный взрыв. В этом случае под действие ударной волны попадает не только круг лиц, связанных с обслуживанием железнодорожного транспорта, но и остальное население, проживающее на прилегающей территории, а также здания, сооружения, жилые дома. Данную ситуацию можно рассматривать как чрезвычайную.

Тяжкова И.М. полагает, что источниками повышенной опасности в теории уголовного права являются характеризующиеся большой массой и скоростью движущиеся объекты, мгновенная остановка которых невозможна, что создает повышенную опасность для окружающих [13, с. 159]. Нам представляется, что такое определение может быть верно только в отношении транспортных средств.

Исходя из вышеизложенного, под техногенными источниками повышенной опасности (ТИПО) в криминалистике следует понимать материальные объекты, разработанные, изготовленные, усовершенствованные и эксплуатируемые в процессе целенаправленной деятельности человека, изначально содержащие высокую степень вероятности нанесения существенных изменений организму человека, а также разрушения либо уничтожения объектов природной среды и социальной инфраструктуры.

Таким образом, техногенные источники повышенной опасности имеют совокупность всех необходимых свойств, присущих криминалистическим объектам. Поэтому обозначенные нами задачи несомненно требует всестороннего комплексного исследования как в теоретическом, так и практическом аспектах, направленных на совершенствование теории и практики раскрытия и расследования рассматриваемых видов преступлений.

Список литературы

1. Антимонов Б.С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М., 1952.

2. Гражданское право: учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Ч. 2.

3. Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М., 1996.

4. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

5. Шишкин С. Источник повышенной опасности и его виды // Российская юстиция. 2002. № 12. С. 20.

6. Гринберг М.С. Технические преступления. Новосибирск, 1992.

7. Салтевский М.В. Криминалистика в современном изложении юристов: уч.практич. пособие. Харьков, 1997.

8. Тяжкова И.М. Ответственность за неосторожные преступления, совершаемые при использовании источников повышенной опасности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

9. См. Корма В.Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.

10. Болдинов В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности. СПб., 2002.

11. Безопасность жизнедеятельности: уч. пособие / Под ред. Л.А. Муравья. М., 2014.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 28.04.1994г. №3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровью» // Российская газета, N 131, 14.07.1994.

13. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / Под ред. В.С. Комиссарова. СПб., 2002.

Федюк Дмитрий Борисович, аспирант, fedyuk.d.b@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TO THE QUESTION ABOUT THE FORENSIC UNDERSTANDING OF TECHNOGENIC

SOURCES OF INCREASED DANGER D. B. Fedyuk

The article discusses the current status and forensic analysis of the problems of use of technogenic sources of increased danger. The statistical research and the dynamics of technogenic emergencies in the period from 1995 to the present. Analyzed the concept of source of increased danger.

Key words: sources of increased danger, the criminalistic doctrine, man-made crimes, reckless crimes.

УДК 343.98

СОСТОЯНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

С.А. Цурбанов

Рассматриваются криминалистические аспекты состояния необходимой обороны и его установления в ходе предварительного расследования. Предложены авторские дефиниции состояния необходимой обороны с позиций ситуационного и системно-деятельностного подходов.

Ключевые слова: необходимая оборона, криминальная ситуация, системно-деятельностный подход, предмет криминалистики.

Установление состояния необходимой обороны предполагает изучение особенностей формирования и развития криминальной ситуации и поведения в рамках такой ситуации как преступника, так и жертвы, а также иных лиц, в том

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.